5.5. Павильон Германии на международной выставке в Барселоне 1929 года, построенный Людвигом Мис ван дер Роэ.
А рхитектура павильона Германии на международной выставке в Барселоне 1929 года Людвига Мис ван дер Роэ стала концептуальной программной платформой его творчества. Павильон Германии на международной выставке в Барселоне 1929г. сегодня – общепризнанный образец, созданный без аналогов, на основе концепции безграничного пространства, из стекла и бетона методом рассечения пространства вертикальными и горизонтальными плоскостями, где в нужном месте плоскости в пространстве раздвигаются, пересекаются, отражаются, растворяются. Лучшей иллюстрацией концепции мастера является его рисунок интерьера павильона в Барселоне, где Мисс Ван дер Роэ провел считанное количество линий, которые достаточно красноречиво демонстрируют пространство внутри и за стенами павильона. В центре перспективы стоит человек или скульптура человека. Создается такое впечатление, что Мисс Ван дер Роэ проектирует не на плоскости бумаги, а виртуально в пространстве.
Оригинальные проекты мастеров архитектуры всегда оставляют особые чувства, но ни один проект не может сравниться с проектами Мис ван дер Роэ, которые поражают вас тем, что на бумаге он оставляет считанное количество точек – опоры здания на тонких линиях осей, и это все, его минимализм начинался с планов, никаких деталей.
Когда павильон построили, он не был воспринят профессиональным сообществом, как памятник современной архитектуре или как нечто выдающееся. Пресса не обратила на него никакого внимания, все произошло почти также как с домом Эдит Фарнстворт. Через шесть месяцев, в начале 1930 года, его снесли. Остались чертежи и фотографий. С конца тридцатых годов их стали все чаще публиковать, а в 1986 году павильон был восстановлен на прежнем месте. Павильон Германии на международной выставке в Барселоне 1929 года, построенный Людвигом Мис ван дер Роэ с годами стал символом не только его творчества, но и всей концептуальной платформы современной каркасной архитектуры из стали и железобетона, именно это сооружение ведущие теоретики называют одним из наиболее значимых произведений двадцатого века.
В этом произведении уместен широко известный его тезис: «Less is more»,- означает, что «меньше значит больше» отражает его точку зрения на архитектуру. Смысл, как «меньше» переходит в «больше» сводится к получению нового качественного результата в восприятии архитектуры здания, где результат зрительно превосходит параметры истинного физического значения формы, и это достигается, когда вы не используете деталей. По сути, Мис ван дер Роэ предлагает не использовать детали, чтобы они не выдавали истинный масштаб здания, для того, чтобы чистая абстрактная форма воспринималась в отрыве от реальных подробностей. Потеря реальной масштабности архитектуры здания приводила к новому восприятию, к новаторству в восприятии формы, что в свою очередь требовала единства в интерьерах, поэтому было необходимо использование специального дизайна интерьеров и проектирования специальной мебели. Этот принцип получил название минимализма, то есть, минимума подробностей архитектурной формы, пространства, даже количества и формы предметов в интерьерах, максимума чистоты и обобщения, что получило развитие в направлении архитектуры и в дизайне интерьеров, построенных Миссом Ван дер Роэ, выразивших принципы минимализма.
Перспектива и план павильона.
Говорить о фасадах вообще не приходится, их зрительное восприятие сведено к отсутствию. Они прозрачны, под плоской кровлей пересекаются стекло и темные каменные стены. Архитектура павильона воспринимается полной иллюзией одной чрезмерно тонкой парящей над землей плитой, которая удваиваясь в собственном отражении водной глади большого бассейна. Для того, чтобы сохранить эффект свободного парения плиты перекрытия, остекление стен углублены, за счет консолей, так что в отражении воды мы видим только белую поверхность покрытия.
П авильон расположен на главной оси выставки, имеет удлиненную форму, ориентированную по меридиану. Общая площадь его застройки около 1000 м2. В длину павильон имеет 55,6 метра. Ширина составляет 17,85 метров, а в центральной части 23 метров. Павильон стоит на рельефе и располагается на платформе, поднятой по фасаду на 1,2 метра и на 20 см со стороны сада. На платформу ведет лестница из восьми ступеней. Высота потолков и всех стен павильона 3,10 м.
На платформе стоят два строения. В северо-восточной части небольшой сувенирный магазин из двух комнат и санитарного узла (44 м2). Со стороны террасы он ограничен стеклянной стеной, состоящей из четырех панелей 3,10×2,00 м. С южной стороны — основной выставочный зал (169 м2 под крышей). На платформе расположены два бассейна. Оба под открытым небом. Большой бассейн занимает большую часть террасы (208 м2), а малый (со скульптурой) примыкает к залу со стороны южной стены (48 м2). Пол платформы покрыт плитами из травертина 1,05×1,05 м, которые создают зримую модульную сетку для всего сооружения.
Перспектива дворика с большим бассейном.
В павильоне два перекрытия. Это магазин, который перекрыт плитой 100 м2 с трехметровой консолью по фасаду и метровой над обходной галереей. Крыша опирается на каменный контур стен и одним углом на длинную стену «со скамьей». Вторая крыша (380м2), перекрывающая частично гостиную, опирается на восемь отдельно стоящих стальных крестообразных в плане колонн с шагом 7,35 х 6,40 м.
Таким образом, все каменные стены, находящиеся в гостиной, ничего не несут.Между мраморной стеной, стоящей у входа, и стеной, отделяющей гостиную от сада, расположена еще одна стена, состоящая из двух слоев матового стекла, отстоящих друг от друга на метр. В это пространство помещены лампы. Ночью стена превращается в гигантский (600 на 310 см.) фонарь, освещающий центральную часть павильона. Мис ван дер Роэ был прекрасным режиссером пространства, в ночное время этот эффект – парящей плиты кровли, усиливался и все превращалось в освещенное пространство плоскостей без каких либо подробностей.
Особого описания заслуживает основной зал, в центре которой свободно стоит стена из полированного золотистого оникса. Перед этой стеной выставлена уникальная мебельная композиция. Перед ониксовой стеной на ковре стоят экспонаты — два стула и стол из темного стекла. У стеклянной стены еще два стула, и спинкой к патио поставлены два кресла, обтянутые белой кожей.
Обнаженная нимфа. Скульптор Георг Кольбе.
Холодный рационализм павильона контрастно нарушает скульптура девушки, стоящая у левой стены. Эта скульптура заслуживает особого внимания. Ее появление в «минималистском» павильоне неожиданно, Мис ван дер Роэ заказал скульптуру реалистического направления Георгу Кольбе, и не ошибся. Эта пластичная фигура стала душой павильона. Самым узнаваемым ее экспонатом. Фото девушки, закрывающей лицо от лучей утреннего солнца, на фоне каменных плоскостей, металлических стоек и стеклянных панелей, наиболее часто публикуется не только в работах посвященных павильону. Оно стало фирменным знаком всего творчества Мис ван дер Роэ, в последние годы это фото используется как символ западной архитектуры двадцатых годов.
В двадцатые годы под словом «современная» архитектура, как правило, подразумевался функционализм. «Мы никогда не позволим функции диктовать план. Вместо этого запроектируем пространство, приемлемое для различных функций», — Мис ванн дер Роэ. Таким образом, его можно считать открывателем универсальности архитектурного пространства к протекающим в нем процессам. По этому принципу и был построен павильон на всемирной выставке в Барселоне. Это уникальная объемно-пространственная композиция может быть выставочным павильоном, виллой, поликлиникой, цветочным, книжным магазином или кафе. Павильон на международной выставке в Барселоне это реальный шаг к созданию серии универсальных пространств.
БАРСЕЛОНСКИЙ ПАВИЛЬОН И АРХИТЕКТУРА ПЕРЕТЕКАЮЩИХ ПРОСТРАНСТВ.
Чтобы понять, что означают и как строятся перетекающие пространства, предлагается рассмотреть это явление на примере Барселонского павильона Мис ван дер Роэ, поскольку именно это сооружение – общепризнанный образец, обладающий подобными свойствами.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ
С середины 19 века международные выставки являются полигоном для демонстрации архитектурных достижений. Хрустальный дворец, Эйфелева башня, Советский павильон со скульптурой Мухиной, Фуллеровский купол, павильон фирмы «Филипс»… Список можно продолжить. Но четыре павильона, построенные в 20 веке, можно отметить особо. Два из них: павильон «Эспри Нуво» Ле Корбюзье и «Павильон СССР» Константина Мельникова были представлены на международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году. Ле Корбюзье в модуле (16х14х6 метров) разместил квартиру со сложнейшей гаммой пространств. Двухсветную гостиную с балконом из спальни. Дворик с садом и «воздушным» переходом. Обслуживающий коридор и т.д. При этом модули можно было складывать в многоэтажные дома.
К.Мельников впервые сознательно ввел в архитектуру острый угол, а также диагональный проход с «косой» лестницей и контрфорсной крышей. С годами слава этих павильонов росла. В конце восьмидесятых при строительстве парка Ла Виллет в Париже Бернард Чуми собирался их воссоздать. Можно отметить и павильон Заха Хадид, построенный под крышей гигантского зала в Бирмингеме в 1995 году. Предлагалось осматривать строительные экспонаты внутри угловатой формы, напоминающей ленту Мебиуса. Учитывая растущую популярность нелинейной архитектуры, он может стать одним из символов конца века.
Наконец, четвертый – павильон Германии на международной выставке в Барселоне 1929 года, построенный Людвигом Мис ван дер Роэ. О нем и пойдет речь.
Однокадровый проход по павильону под музыку Бела Барток. Камера GoPro.
О МАСТЕРЕ
В 1951 году в Чикаго на Мичиган авеню Мис ван дер Роэ построил два двадцатишестиэтажных жилых дома. Поначалу эти здания ничем не выделялись. В Нью-Йорке уже появились «Импайр стэйтс билдинг», «Крайслер билдинг». В Чикаго – башня газеты «Трибюн» и «Вригли билдинг». Но через несколько лет эти два близнеца, а также построенный позже Мисом «Сиграм билдинг» определили стиль совершенно нового поколения небоскребов из стекла, стали и бетона. Сейчас в мире появляется огромное количество высотных зданий. В последние годы центр их строительства переместился из Америки в Западную часть Тихого океана. Только в Шанхае за прошедшие 20 лет возведено 600 зданий высотой более 100 метров. В Гонконге возник самый плотный в мире небоскребный центр. Высотки строятся в Японии, на Тайване, в Корее, Малайзии, Сингапуре, Индонезии, Австралии. Несмотря на огромное разнообразие фасадов, многие из этих сооружений можно считать прямыми потомками «четы» из Чикаго. Таким потомством не может похвастаться ни один из великих мастеров основателей современной архитектуры. Но как это ни странно, с годами не небоскребы стали символом творчества Миса, а маленький павильон, построенный им в 1929 году в Барселоне. Именно его ведущие теоретики называют одним из наиболее значимых произведений двадцатого века.
В 1929 году Мис ван дер Роэ сорок три года. У него за плечами удивительные эскизы небоскребов (1919 г.). Памятник коммунистам Карлу Либкнехту и Розе Люксембург (1926 г.). Несколько неосуществленных проектов вилл. Четырехсекционный жилой дом на выставке жилья в Штутгарте (1927 г.). Кроме этого, он создал несколько выставочных интерьеров, а также великолепные мебельные серии из стекла, стали, кожи и текстиля.
Когда павильон построили, он не был воспринят профессиональным сообществом как нечто из ряда вон выходящее. Пресса не обратила на него никакого внимания.1
1.(Bonta, Janos P. Anatomia de la interpretacion en arquitectu resena semiotica de la critica del pabellon Barcelona de Mises van der Rohe, anatomie de la interpretacion en arquitecture Gili).
Через шесть месяцев, в начале 1930 года, его снесли. Остались чертежи и дюжина фотографий. С конца тридцатых годов их стали публиковать все чаще и чаще. Слава его росла, пока в 1986 году он не был восстановлен на прежнем месте. Беспрецедентное событие! Теперь это музей.
ОПИСАНИЕ ПАВИЛЬОНА
Павильон расположен на главной оси Барселонской выставки, справа от большого фонтана. Он имеет удлиненную форму, ориентированную по меридиану. С восточной стороны к павильону примыкает небольшой сад, ограниченный дорогой, ведущей к «испанской деревне». Общая площадь его застройки около 1000 м2. В длину павильон имеет 55,6 метра. Ширина колеблется от 17,85 метров в центральной части, 23 метров в северной и 13 метров в южной.
Павильон стоит на рельефе и располагается на платформе, поднятой по фасаду на 1,2 метра и на 20 см со стороны сада. На платформу ведет лестница из восьми ступеней, идущая параллельно фасаду. Высота потолков и всех стен павильона 3,10 м.
На платформе стоят два строения. В северо-восточной части небольшой сувенирный магазин, состоящий из двух комнат и санитарного узла (44 м2). Со стороны террасы он ограничен стеклянной стеной, состоящей из четырех панелей 3,10 х 2,00 м. С южной стороны – основной выставочный зал (169 м2 под крышей). Этот зал мы условно будем называть «гостиная» .
На платформе расположены два бассейна. Оба под открытым небом. Большой бассейн (с лилиями) занимает большую часть террасы (208 м2), а малый (со скульптурой) примыкает к гостиной со стороны южной стены (48 м2). Весь пол платформы покрыт травертиновыми плитами 1,05 х 1,05 м, которые создают зримую модульную сетку для всего сооружения. По контуру платформы идет узкая метровая терраса, выполняющая, видимо, роль отмостки.
С севера платформу (включая контур магазина) фланкирует скобообразная стена из травертина. По фасаду эта стена на 8 метров закрывает большой бассейн. От магазина на юг к гостиной уходит длинная (21 м) стена со скамьей (15,5 м), тоже из травертина. (Будем называть «стена со скамьей»). С юга павильон также фланкирует каменная скобообразная стена, но уже из зеленоватого тиносского мрамора (14,7 м по фасаду, 11,55 м с торца и 13,65 м с востока) .
Каменная стена по фасаду продолжается стеклянной стеной, состоящей из трех гигантских панелей по 3,80 м каждая. За стеклянными панелями на расстоянии двух метров находится еще одна стена из зеленого мрамора (9,45 м). Она «разворачивает» входящего на платформу и направляет его в гостиную. Между этой мраморной стеной и стеклянными панелями находятся распашные стеклянные двери.
В центре гостиной свободно стоит стена из оникса (5,5 м), фиксирующая центральное место всего сооружения. За ониксовой стеной расположена стеклянная стена, состоящая из десяти метровых панелей, которая отделяет гостиную от сада. К этой стене примыкают вторые распашные стеклянные двери, ведущие на небольшую террасу, выходящую в сад. Из гостиной можно пройти в небольшой дворик (патио) с бассейном, омывающим мраморное каре. Между гостиной и патио находится стена, аналогичная предыдущей, но из восьми метровых панелей. Слева и справа от нее открытые полутораметровые проемы, соединяющие гостиную и патио.
Между мраморной стеной, стоящей у входа, и стеной, отделяющей гостиную от сада, расположена еще одна стена, состоящая из двух слоев матового стекла, отстоящих друг от друга на метр. В это пространство помещены лампы. Ночью стена превращается в гигантский (7 м по фронту) фонарь, освещающий центральную часть павильона.
В павильоне два перекрытия. Магазин перекрыт плитой 100 м2 с трехметровой консолью по фасаду и метровой над обходной галереей. Крыша опирается на каменный контур стен и одним углом на длинную стену «со скамьей». Вторая крыша (380 м2), накрывающая частично гостиную, опирается на восемь отдельно стоящих стальных крестообразных в плане колонн с шагом 7,35 х 6,40 м. Таким образом, все каменные стены, находящиеся в гостиной, ничего не несут. Интересно, что многие исследователи, изучая павильон по плану и нескольким фотографиям, были убеждены, что крышу несут именно стены. Однако, на фотографиях времен первого строительства. Видна четкая, симметричная стальная конструкция с более тонкими облегченными балками, несущими двух- и трехметровые консоли. 2
2. (Фото в книге Mies van der Rohe. Architecture and Design in Stuttgart, Barcelona, Brno. Vebra Design Museum, 1998, Skira)
Все стены были построены позже и носят явно декоративный характер. (Это относится только к «большой» крыше. «Малая» крыша опирается на стены).
Похожую конструктивную систему Мис ван дер Роэ использовал в Новой национальной галерее в Берлине (1968 г.). Там же присутствует платформа, «координатная сетка» пола и система свободно стоящих стен. Причем эти стены ничего не несут, поскольку они в два раза ниже колонн, поддерживающих перекрытие. Интересно, что лестницы, ведущие на платформу, расположены не перпендикулярно, как, например, в архитектурном факультете ИТИ в Бостоне, а врезаются в фасад, как в Барселонском павильоне.
АНАЛОГИИ
Первое впечатление, возникающее при знакомстве с Барселонским павильоном – схожесть с некоей выставочной площадкой. Это может быть основа для мебельной экспозиции или демонстрации рекламных стендов. Напоминает он также «выгородки» для кинодекораций в съемочном павильоне. Если выгородки или стенды закрыть крышей, получится нечто похожее на Барселонский павильон. О деятельности Миса в кино ничего не известно, а вот выставок он делал множество, причем на них обычно демонстрировалась мебель, им спроектированная. Особенно много таких работ появляется с 1924 года, когда Мис стал работать с известным немецким дизайнером Лилли Райх.
В 1927 году в Штутгарте создается экспозиция стекольной промышленности и интерьеры гостиных в жилом доме поселка Виссенхоф. В 1927 году в Берлине проходит международная выставка шелка, которую оформляли Мис и Райх. В 1928-30 годах, параллельно с павильоном, Мис ван дер Роэ строит виллу Тугендхата в Брно. Интерьер гостиной этой виллы фактически явился копией мебельной инсталляции с ониксовой стеной из Барселонского павильона.
Нет сомнений, что вся эта дизайнерская деятельность оказала большое влияние на архитектуру павильона, который, в сущности, и был очередной выставкой.
Есть более глубокая и менее заметная аналогия. Это аналогия с японскими храмовыми постройками. Стилистика их интерьера предельно аскетична (кроме алтарной части). Перекрытие опирается на сетку колонн. Стены легкие, ничего не несущие, разбиты на вертикальные полупрозрачные панели, доходящие до пола. Внутри стоят изящные расписанные ширмы. Пол храма всегда поднят на невысокую платформу и покрыт модульной стекой татами. Части стен раздвижные и, как правило, открыты, что создает иллюзию перетекания пространств.
Все перечисленные элементы есть в Барселонском павильоне. Платформа, поднятая над землей. Модульная сетка пола. Полупрозрачные панели. Ничего не несущие стены в виде узорчатых ширм. Открытые проемы, соединяющие пространства и т.д. Но есть несколько мест, где японская тематика особенно ярко проявляется. Это, например, открытая терраса за длинной травертиновой стеной, выходящая в небольшой сад. Это водная гладь большого бассейна с лилиями, перед которой стоит каменная скамья для обряда созерцания. Это, наконец, патио с малым бассейном. В этом месте возникает аналогия с садами типа Хиранива, например, с садом в монастыре Реандзи в Киото (15-16 века), где грабленый гравий символизирует водяную рябь, а отдельно стоящие камни – живые существа. Смотрящий в сад камней находится под навесом на помосте. Сад окружен скобой каменных стен, над которыми с внешней стороны нависают деревья. Люди садятся на ступени широкой лестницы и созерцают в этом замкнутом пространстве «жизнь» пятнадцати камней.
Человека, находящегося в патио Барселонского павильона, охватывает то же созерцательное настроение. Глубокая черная вода, в которой отражается орнамент каменных стен, окружающих бассейн. Колеблющиеся кроны внешних деревьев и пластически сложная скульптура, оживляющая это строгое пространств. За спиной созерцателя две тонкие колонны и стеклянная стена, разбитая на панели с вертикальными «японскими» пропорциями. Японские аналогии не случайны. Сказалось, видимо, всеобщее увлечение этой страной в конце XIX — начале ХХ века, а также творчество Франка Ллойда Райта. Райт в 1915 году строит в Токио Империал-отель и продолжает там работать до 1921 года. «Его влияние ощущалось очень сильно, даже если не было заметно буквально», – говорил Мис ван дер Роэ о Райте.3
3.(Mies van der Rohe. A tribute to Frank Lloyd Wright, “College art journal”, vol.6, N 1, p.41-42).
ЭКСПОНАТЫ ПАВИЛЬОНА
Что же демонстрировалось в Барселонском павильоне? В политическом плане он выражал миролюбие Веймарской Республики, видимо, через пуризм, поскольку по настоянию Мис ван дер Роэ, единственным экспонатом в нем должна была быть «современная архитектура». Какова же эта архитектура? Less is more – известный лозунг Мис ван дер Роэ обычно переводят как «меньше есть больше». Но точнее было бы сказать «минимальными средствами достигайте максимального эффекта». Действительно, изучая чертежи и фотографии павильона, может создаться впечатление, что он прост. Даже примитивен. Однако знакомство с реальной постройкой убеждает, что сооружение насыщено разнообразными артефактами и сложными пространственными сочетаниями. Опишем наиболее примечательные места Барселонского павильона.
Чтобы попасть в павильон, надо пройти мимо стены из состаренного зеленого тиносского мрамора, стоящей на постаменте из травертина. (Надо сказать, что все каменные стены сделаны из массива с удивительно тонко подобранными рисунками распила.) Поднимаясь по ступенькам через стеклянную витрину, можно рассмотреть интерьер гостиной. Взойдя на платформу, мы видим перед собой гладь бассейна, а слева ничем не защищенный край, обрывающийся до земли. Справа под навесом стена из того же темно-зеленого мрамора. Эта стена уходит сквозь стеклянную дверь в помещение. Перед стеной стоят, фланкируя ее, две стальные колонны, крытые бронзой. Пространственная ситуация вынуждает нас развернуться и войти в помещение гостиной. Лестница, терраса, бассейн, навес, стена и узкая передняя, из которой, обернувшись, мы через стеклянные витрины видим ступени входа – наиболее сложный пространственный узел павильона. В нем умело расставлены преграды, управляющие движением людей. Разнообразные перепады высот. Великолепные фактуры стен и сложные визуальные связи пространств.
Мраморная стена у входа как ширма скрывает то, что за ней находится. Поскольку она ничего не несет, это единственная ее функция. Обойдя стену, мы попадаем в другой мир. Сзади сложный рисунок прожилок темного мрамора, а прямо, вдалеке, пол и крыша павильона, обрывающиеся в сад. Слева стоит одна из восьми колонн, поддерживающих крышу, а за ней стена из травертина, достигающая «магазина» в северо-восточном углу павильона. Таким образом, мы оказываемся в сложном пространстве, в основе которого квадрат. Одна из сторон квадрата – стена из матового стекла. (Мы упоминали ее, описывая структуру здания.) Эта стена удивительна. Она состоит из двух, отстоящих на метр друг от друга, стеклянных матовых панелей 600 х 310 мм. Внутри находятся светильники. Днем она пропускает слабый свет, а ночью превращается в гигантский фонарь, освещающий как интерьер гостиной, так и описываемое нами «квадратное» пространство. Даже сейчас это воспринимается как некий дизайнерский «аттракцион» .
С фактурами полированного камня и стекла контрастируют восемь тонких стальных крестообразных колонн. Для «красоты» они покрыты бронзовыми накладками и до сих пор привлекают внимание архитекторов всего мира. Они видят в этих колоннах попытку эстетизировать новый, современный тип стальных опор.
Определенный интерес представляет пространство, образуемое длинной терракотовой стеной со скамьей. Стена отгораживает широкую террасу с бассейном от сада: утром скамью покрывает тень, а вечером греет солнце. С обратной стороны стены образуется терраса двухметровой ширины, обрывающаяся небольшим уступом в сад. Во второй половине дня там прохладно. Шумят деревья. Слева небольшой домик, стоящий в зелени. Такое впечатление, что нет никакого павильона, а это дорожка вдоль стены, отделяющей сад от внешнего мира. Дорожка ведет к стоящей под навесом стеклянной двери, примыкающей к мраморной стене, а вдалеке видна одинокая скульптура девушки.
Особого описания заслуживает гостиная. Мы говорили о том, что в ее центре свободно стоит стена из полированного золотистого оникса. Перед этой стеной выставлена уникальная мебельная композиция. На полу от стены до внешних стеклянных панелей лежит черный шерстяной ковер, закрывая прямой проход в патио. Перед ониксовой стеной на ковре стоят два стула и стол из темного стекла. У стеклянной стены еще два стула, и спинкой к патио поставлены два кресла, обтянутые белой кожей. Эти кресла – одни из самых интересных экспонатов павильона. Кресла были созданы Мастером специально для этой выставки и носят название «барселонские». Надо сказать, что Мис до 30-х годов профессионально занимался мебельным дизайном, и даже работал над образцами на заводах. Барселонские кресла оказались настолько удачными, что с 1944 года американская фирма Кнолл стала их выпускать. Очередная серия из 240 номерных экземпляров увидела свет в 2004 году к 75-летию открытия павильона. Так что мебельная инсталляция перед ониксовой стеной – важнейший и драгоценнейший артефакт павильона.
Справа от ониксовой стены находится патио с небольшим бассейном (мы говорили о нем, сравнивая с садом камней). Патио отделено от гостиной стеклянным витражом с двумя открытыми проемами, расположенными симметрично. Перед стеклом у проемов стоят две бронзированные колонны, усложняя пластический рисунок преграды. В отличие от всех других пространств павильона, патио удивительно спокойное, замкнутое место. Терраса закрыта крышей, но бассейн открыт небесам. Патио по трем сторонам окружено стеной из зеленоватого состаренного тиносского мрамора с очень сложным и красивым рисунком. Дно бассейна покрыто черным стеклом и мрамор эффектно отражается в темной воде.
Симметричность патио нарушает скульптура девушки, стоящая у левой стены. Она несколько смягчает жесткость линий павильона. Эта скульптура заслуживает особого внимания. Ее появление в «минималистском» павильоне многих удивило. Ле Корбюзье, например, украшал виллы своей абстрактной живописью. Можно было ожидать в Барселонском павильоне появление скульптуры, близкой по стилю Цадкину, Бранкузи, Боциони или хотя бы Матиссу. Но Мис неожиданно заказал работу реалисту Георгу Кольбе. И не ошибся. Эта пластичная фигура стала душой павильона. Самым дорогим ее экспонатом. Этого мало. Фото девушки, закрывающей лицо от лучей утреннего солнца, на фоне каменных плоскостей, металлических стоек и стеклянных панелей, наиболее часто публикуется не только в работах посвященных павильону. Оно стало фирменным знаком всего творчества Мис ван дер Роэ. А в последние годы это фото используется как символ западной архитектуры двадцатых годов.4
4.(Например, в двухтомнике: Architecture. The 20th century. Peter Gessel and Gabriele Leuthauser, 2005. Taschen).
Невозможно описать все значимые пространства павильона. Можно упомянуть о большой террасе, открытой жаркому солнцу, и бассейне, который занимает большую его часть (Бассейн этот, как указывают исследователи, должен быть покрыт водяными лилиями, однако я их не обнаружил ни в натуре, ни на снимках). Можно описать и странное пространство галереи шириной в метр, частично закрытой деревьями и кустами, которая опоясывает павильон. Можно описывать эффекты, создаваемые разнотонными витражами: дымчатыми, бутылочными, хрустальными, матовыми, обычными… Но вернемся к описанию крупных архитектурных приемов, демонстрируемых Мастером.
Мис не хотел иметь в павильоне никаких «чужих» экспонатов, и это не удивительно. Несмотря на аскетичность, павильон очень элегантен. Все детали доведены до совершенства. В этой ситуации любой «внешний» экспонат выглядел бы совершенно неуместно. Рисунок плана павильона напоминает живописные работы группы. Де Стиль, Пита Мондриана и Тео Ван Дусбурга. Влияние группы Де Стиль чувствуется во многих работах Миса. Например, в проекте «Сельского дома из кирпича» 1923 года, где стены из единого ядра разлетаются в разные стороны, захватывая окружающее пространство. В отличие от «кирпичного дома» в Барселонском павильоне, стены подчеркивают лишь одно направление. Платформа вытянута в пропорции 1:3. Все, что на ней находится, подчинено этой удлиненности. Впечатление, что все летит с юга на север. Летят стены, летит перекрытие, которое напоминает кусок фанеры, брошенной на случайные опоры. Летит большой бассейн. Летит каменная скамья. Летит край платформы. Летит ритм колонн, поддерживающих крышу. Даже ступени входа подчеркивают направление на север.
Удлиненные пропорции свойственны многим произведениям Мис ван дер Роэ. Например, вилла Тугендхата или архитектурный факультет ИТИ. Даже в Берлинском музее, квадратном в плане, все внутренние стены и лестницы ориентированы в одном направлении. Интересно, что на авторских планах павильона, публикуемых практически во всех изданиях, распашные стеклянные двери, ведущие в гостиную, отсутствуют. Это придает объекту еще большую стремительность. (Видимо, первоначально в проекте они отсутствовали, и только технология эксплуатации павильона заставила их появиться.)
Стремительностью павильон напоминает «Робби Хаус» Райта. Однако у Райта этот эффект достигается тянутыми пропорциями плана, террас и крыш, а у Миса – летящими стенами. Аналогия с произведениями Райта интересна еще и тем, что именно его считают «открывателем» принципа перетекающих пространств. В Барселонском павильоне стены заканчиваются в разных координатных точках. Они «перехлестывают» друг друга, и тем самым создают подобие кулис. Находясь на платформе, мы вынуждены огибать кулисы и, благодаря этому, не ощущаем сравнительно небольшую (всего 18 метров) ширину павильона. Частое «огибание» стен – еще одна причина появления эффекта перетекания пространств.
Продолжение в следующей статье.
Часы работы павильона и цены
Часы работы
Павильон работает с понедельника по воскресенье
С марта по октябрь с 10:00 до 20:00
С ноября по февраль с 10:00 до 18:00
Доступ разрешен за 15 минут до закрытия.
Книжный магазин Часы работы
С марта по октябрь с 10:15 до 14:00 и с 15:00 до 19:45
с ноября по февраль с 10:15 до 14:00 и с 3 часов: с 00:00 до 17:45
Павильон открыт каждый день, кроме 25 декабря. Однако иногда Павильон может быть закрыт для публики или доступ может быть ограничен.
В боковом календаре отмечены дни, когда он закрыт (черная точка означает, что есть активность, а серый кружок — что он закрыт весь день).
**Уведомление об изменении часов работы:
06/03 закрыто весь день
16/03 открыто с 16:00 до 20:00
25/03 открыто с 16:00 до 20:00
29/03 закрыт весь день
13/04 открыт с 15:00 до 20:00
С 6 по 28 марта большой пруд будет без воды в связи с ремонтными работами.
День открытых дверей 2023
Первое воскресенье каждого месяца. Бронирование не требуется.
12 февраля — День открытых дверей Santa Eulàlia
23 апреля — День открытых дверей — Sant Jordi — pavelló de lectura
13 мая — День открытых дверей — Ночь музеев
24 сентября — День открытых дверей La Mercè
7 и 8 октября — Viu Montjuic. Парк Культуры
Ср. Francesc Ferrer i Guàrdia, 7
pavellomies@miesbcn. com
Тел. 93 215 10 11
Реконструкция (1986 г.) немецкого павильона для Барселонской международной выставки 1929 г. по замыслу Людвига Мис ван дер Роэ и Лилли Райх, заложивших в то время основы современной архитектуры.
Павильон Мис ван дер Роэ внесен в каталог как культурное достояние национального значения (BCIN) Женералитатом и как памятник испанского исторического наследия (BIC) Министерством образования, культуры и спорта.
Цены
Аудиогид включен в стоимость билета.
Главный вход 8€
Студенты | Безработный | Уменьшенная «Розовая карта» | Большая семейная карта 4€
до 16 лет | Бесплатная «Розовая карта» | ИКОМ | карта АМЦ | Сопровождающий Metropolitan Pass | Преподаватели в обычных учебных центрах | профессиональные гиды и журналисты во время работы | Владельцы карты инвалидности Generalitat de Catalunya (в случае билета признанного третьего лица сопровождающий также входит бесплатно) и первое воскресенье каждого месяца Бесплатный вход
Туристический автобус | Карта Барселоны | Обзорная экскурсия по Барселоне | Члены Docomomo International | зарегистрированный архитектор в Col·legi d’Arquitectes de Catalunya -25%
Mies van der Rohe Pavilion Card 20 €
Неограниченный доступ к павильону в течение одного года с даты покупки. Неограниченный доступ к Павильону в течение одного года с момента покупки. Скидки до 15% на покупки в магазине Павильон.Приглашения на мероприятия Павильона и информационный бюллетень Fundació. Эта карта является личной и не подлежит передаче другому лицу.
Для любой скидки требуется подтверждающий документ.
Группы
Вход на человека (>15 человек) 6 €
Студенты каталонских университетов, посещающие совместно в школьные часы Вход бесплатный вход
Необходимо предварительное бронирование по адресу [email protected].
Услуги
Специализированная архитектурная экскурсия 97€
Программа школьных мероприятий для старшеклассников 75€
Требуется предварительное бронирование и оплата.
Абонементы в стоимость не входят.
Частные виртуальные экскурсии a la carte 150€
Продолжительность: 1 час. Языки: каталанский, испанский, английский и немецкий.
Неограниченное количество участников.
Бронирование должно быть организовано не менее чем за 1 неделю по адресу [email protected]
. Стоимость билетов помогает сохранить здание и организовать деятельность Fundació Mies van der Rohe.
– Посетители обязуются ответственно использовать элементы Павильона на свой страх и риск.
– Право входа сохранено: Работники павильона имеют право ограничить доступ или пребывание посетителей по своим критериям и, в случае несоблюдения правил, выдворить посетителя без возврата суммы билета.
– Права на изображение павильона: требуется разрешение Fundació Mies van der Rohe для профессиональной фотосъемки или киносъемки или для коммерческого использования.
– Павильон доступен для людей с ограниченными физическими возможностями.
AD Classics: Павильон Барселоны / Мис ван дер Роэ
AD Classics: Павильон Барселоны / Мис ван дер Роэ
© Гили Мерин- Автор: Эндрю Кролл
4
Архитекторы: Мис ван дер Роэ
- ГодГод завершения этого архитектурного проекта Год : 1929
- Фотографии
Фотографии: Гили Мерин, Flickr Пользователь: гондолы, Грег Кристо, Flickr Пользователь: wotjek gurak
Текстовое описание предоставлено архитекторами. В рамках Международной выставки 1929 года в Барселоне, Испания, павильон Барселоны, спроектированный Мисом ван дер Роэ, стал демонстрацией современного движения архитектуры в мире. Первоначально названный Немецким павильоном, павильон был лицом Германии после Первой мировой войны, подражая прогрессивно современной культуре страны, которая все еще уходила корнями в ее классическую историю. Элегантный и элегантный дизайн в сочетании с богатыми природными материалами представил павильон Миса в Барселоне как мост в его будущую карьеру, а также в архитектурный модернизм.
Еще о павильоне Барселоны после перерыва.
© Gili MerinПосле нескольких архитектурных триумфов в Германии Мису было поручено спроектировать Немецкий павильон для Международной выставки в Барселоне, Испания. Павильон должен был стать лицом немецкой секции, в которой на открытии выставки примут участие король Испании Альфонсо XIII и немецкие официальные лица. В отличие от других павильонов на экспозиции, Мис понимал свой павильон просто как здание и не более того, в нем не было бы искусства или скульптуры, а павильон был бы местом спокойствия и убегания от экспозиции, фактически превращая павильон в обитаемую скульптуру.
Расположенный у подножия Национального художественного музея Каталонии и горы Монжуик павильон Барселоны находится на узком участке в тихом укромном уголке, уединенном от шумных городских улиц Барселоны. Возвышающийся на постаменте из травертина павильон Барселоны отделяет себя от контекста, создавая атмосферные и эмпирические эффекты, которые, кажется, происходят в вакууме, растворяющем все сознание окружающего города.
планДизайн павильона основан на шаблонной системе сетки, разработанной Мисом, которая не только служит в качестве рисунка травертиновой брусчатки, но также служит базовой структурой, внутри которой работают системы стен. Подняв павильон на цоколь в сочетании с узким профилем площадки, павильон Барселоны имеет низкую горизонтальную ориентацию, что подчеркивается низкой плоской крышей, которая, кажется, парит как внутри, так и снаружи.
© Gili MerinНизкая высота здания сужает поле зрения посетителя, заставляя приспосабливаться к видам, обрамленным Мисом. Поднимаясь на цоколь, человек попадает под низкую плоскость крыши, которая захватывает прилегающий открытый двор, а также внутренние моменты, которые вызывают циркуляцию по всему павильону. Интерьер павильона состоит из смещенных стен, которые работают с низкой плоскостью крыши, чтобы стимулировать движение, а также активировать архитектурную прогулку Миса, где обрамленные виды вызывают движение через узкий проход, который открывается в больший объем. Этот циклический процесс перемещения по павильону приводит в движение процесс открытия и повторного открытия во время опыта; всегда предлагая новые перспективы и детали, которые ранее не были замечены.
© Gili MerinКаждый аспект павильона Барселоны имеет архитектурное значение, которое можно увидеть в наступлении современной архитектуры в 20-м веке; однако одним из наиболее важных аспектов павильона является крыша. Низкий профиль крыши выглядит как парящая плоскость над внутренним объемом. Вид парящего объема придает объему ощущение невесомости, которое колеблется между корпусом и навесом. Конструкция крыши поддерживается восемью стройными крестообразными колоннами, которые позволяют крыше так же легко парить над объемом, в то же время освобождая интерьер, чтобы обеспечить открытую планировку. С выступающей наружу низкой крышей и открытостью павильона возникает размытая пространственная демаркация, где внутреннее становится, а внешнее и внешнее становятся внутренним.
© Gili MerinПавильон представляет собой пропорциональную композицию, в которой внутреннее пространство павильона соседствует с двумя отражающими бассейнами. Меньший отражающий бассейн расположен непосредственно за внутренним пространством, что позволяет свету проникать через внутренний объем, а также освещать брусчатку из мрамора и травертина. Большой, неглубокий отражающий бассейн дополняет объем, поскольку он простирается по остальной части постамента. Его элегантность и гладкие линии создают место для уединения и размышлений.
© Greg KristoВ дополнение к дизайну материалы придают павильону Барселоны его истинную архитектурную сущность, а также неземные и эмпирические качества, которые воплощает в себе павильон. Павильон сочетает в себе рукотворное и природное, используя четыре типа мрамора, стали, хрома и стекла. Мрамор происходит из швейцарских Альп и Средиземноморья. Реализация мрамора Мисом создается посредством процесса расщепления, называемого протяжкой, который создает симметричный рисунок, который можно найти в мраморе. Тем не менее, наиболее часто используемым материалом является итальянский травертин, который покрывает цоколь и внешние стены, прилегающие к отражающему бассейну. Под воздействием солнца травертин подсвечивается почти как вторичный источник света, который растворяет натуральный камень и омывает пространство светом. Присущие травертину световые качества, а также бесшовное использование материала Мисом над цоколем способствуют растворению пространственной демаркации, превращая павильон в один непрерывный объем, а не в два отдельных объекта.
В 1930 году первоначальный павильон Барселоны был демонтирован после окончания Международной выставки; однако; В 1983 году группа каталонских архитекторов начала работу по восстановлению павильона по фотографиям и тем немногим сохранившимся рисункам.