Постмодернизм в архитектуре. История и особенности
Постмодернизмом называют залихватскую, пеструю, умную, красочную архитектуру, возникшую в конце 1960-х в ответ на простые, строгие формы современного зодчества. Постмодернисты стремились придумывать здания провоцирующие и освобождающие, а их беспардонность оказала существенное влияние даже на архитекторов, выбравших другие пути.
После Второй мировой войны архитектурными умами безраздельно завладел модернизм. Архитекторы ценили его за строгость подхода: оцениваем функции будущего здания, подчиняем проект логике — и он обретет форму сам. Башни из стекла и бетона, бетонные жилые массивы и тому подобные сооружения стали результатом такого функционалистского подхода.
Восстановление недостающего
Однако некоторым архитекторам не нравилось, что модернизм отсекает многие традиционные аспекты искусства. Модернисты смотрели на декоративность свысока, отметали прошлое и строили насупленные здания, обделенные остроумием и юмором. Вот бы вернуть архитектуре эти качества! Такую попытку предприняли архитекторы, восстававшие против функционализма; они создали стиль, который позднее был назван «постмодернизмом».
Это течение зародилось в Северной Америке, а его лидером стал архитектор Роберт Вентури; его книга «Сложность и противоречия в архитектуре» вышла в 1966-м. В ней он отстаивал более сложный, парадоксальный подход в пику простоте модернистской архитектуры. Эту же тему он развивал в другой своей книге, «Уроки Лас-Вегаса», написанной в соавторстве с коллегами — Дениз Скотт-Браун (по совместительству его женой) и Стивеном Айзенуром. Авторы прославляли эклектичную, коммерциализированную и дерзкую архитектуру Америки.
Роберт Вентури
Юмор и архитектура
В то же время Вентури спроектировал несколько зданий, воплотивших в себе архитектурные шутки. Для своей матери он придумал дом, намекавший на классические формы, однако такие намеки понимают только сами архитекторы.
«Меньше — это скучно» Роберт Вентури (р. 1925), американский архитектор
Вскоре другие тоже подхватили эту идею и принялись с ней носиться, проектируя здания с гораздо более очевидными шутками и отсылками к прошлому во внешнем виде. Одно из знаменитейших — штаб-квартира AT&T в Нью-Йорке: классический небоскреб с верхушкой как у чиппендейловского стула XVIII в. Этот памятник постмодернизму 1979–1984 гг. спроектировал Филип Джонсон, ранее работавший с Мисом ван дер Роэ и считавшийся энтузиастом модернизма.
Штаб-квартира AT&T в Нью-Йорке
Орнамент и аллюзия
В 1970–1980-е гг. множество архитекторов облюбовали этот разнообразный забавный стиль, в котором опять стало приличным украшать здания или добавлять в проекты аллюзии на архитектуру прошлого. Как и Вентури, американские архитекторы Майкл Грейвз и Чарлз Мур взялись строить красочные здания с массой отсылок к былому. Испанец Рикардо Бофиль и японец Кэндзо Тангэ развили это направление за пределами США, а проживающий в Британии американский архитектор и писатель Чарлз Дженкс предложил всему стилю название «постмодернизм».
Майкл Грейвз
Чарлз Мур
Чарлз Дженкс
Ирония и парадокс
Постмодернисты искали вдохновения в истории архитектуры, однако с парадоксальным или ироническим вывертом. Они ставили здание на открытые опоры в виде классических колонн, но покрывали их современными материалами — например, сталью — или красили в какой-нибудь яркий неклассический цвет. Они декорировали крышу здания финиалами, но придавали им какую-нибудь современную форму — чашечек для яиц или космических ракет. Их здания имели классические черты, но организованы были асимметрично, и в результате получалось нечто новое и странное.
«Там, где сила мастеров-модернистов — в постоянстве, наша будет в разнообразии» Роберт Вентури, из сборника статей «Вид с Капитолийского холма» (1984)
Наименование «постмодернизм» (иногда сокращаемое до «ПоМо») прилипло к стилю, и далее постмодернистскими стали считать любые сооружения с элементами пародии и стилизации, или с окнами, образующими забавный узор, или противопоставляющие яркие цвета оттенкам белого и серого, столь любимым модернистами. Архитектура догоняла визуальные искусства, уже вовсю развлекавшиеся с поп-артом и популярной культурой, и резвилась на всю катушку.
Постмодернизм показал архитекторам, что они могут впадать в эклектику и тем самым утолять потребность людей удивляться и увлекаться зрелищем, что модернизму удавалось нечасто. В результате не только получились интересные здания, но и обнаружились более радикальные способы проектировать парадоксально и ярко, расширяя горизонты архитектурных возможностей.
Аллюзия
Проектируя дом для своей матери (ниже), Роберт Вентури говорил, что фасад этого здания должен напоминать старинную постройку XVIII в. Арка над входом как раз и есть аллюзия на декор XVIII в., равно как и классический треугольный фронтон и горизонтальные профили, имитирующие карниз, как на старинных зданиях. Но на все эти детали есть лишь намек: «фронтон» рассечен надвое широкой щелью, «арка» прервана этой щелью и дверным косяком. Но и это еще не все: дом имеет аллюзии и на здания гуру модернизма Ле Корбюзье (например, ленточные окна). Постмодернистам нравилось все и разом.
Искусство высокое и низкое
Большую часть истории архитектуры зодчие старательно подчеркивали высокую серьезность своей работы. Создание сооружений, одновременно красивых и функциональных, — дело важное и дорогостоящее, оно заслуживает серьезного отношения, в конце концов. Постмодернисты попробовали взглянуть на свою профессию с противоположной стороны. Они искали общие черты с «низкой», популярной культурой красочных рекламных объявлений, поп-арта, разбитной пестроты американских улиц. Сочетая эти элементы с классическими, архитекторы постмодерна создавали новую смесь зрительных впечатлений.
Поделиться ссылкой
Постмодернизм (архитектура) — frwiki.wiki
Для одноименных статей см Постмодернизм (значения) .
Постмодернизм в архитектуре , будучи был художественным движением запущен Чарльз Дженкс или Кристофера Александера , стало архитектурное движение , чье влияние все еще очень присутствует сегодня.
Резюме
- 1 рассказ
- 2 Определение
- 3 Критика функционализма
- 4 Соответствия между предыдущими стилями
- 5 известных архитекторов
- 5. 1 Примеры
- 6 Примечания и ссылки
- 7 См. Также
- 7.1 Статьи по теме
История
Постмодернизм возник в США и Европе в конце 1970 — х годов, а затем выиграл весь остальной мир, и по сей день остается доминирующим стилем в городах игр или отдыха ( Лас — Вегас , Дубай или района Val d’Europe возле Диснейленда в Париже ). Чтобы избежать обременительной и чрезмерно серьезной ситуации, связанной с официальными принципами идеологии модернизма , постмодернистские архитекторы стремились восстановить попустительство публике, добровольно выбирая юмористические пути или игры разума. Это излияние в сторону публики также выражалось излишним количеством ссылок на популярные клише о древних архитектурных стилях, предпочтительно тех, которые были изгнаны современной архитектурой.
Постмодернизм в архитектуре не следует путать с постмодернистской или деконструктивистской архитектурой , авторы которой, такие как Рем Колхас , претендуют на характеристики постмодерна и принимают их на себя .
Определение
Постмодернизм в архитектуре, на первый взгляд, обычно характеризуется возвращением орнамента, иерархической композиции, симметрии и ссылок на архитектурные порядки в ответ на стандартизованное формальное разделение международного стиля модернизма.
В то время как современные архитекторы были вдохновлены архитектурными формами, разработанными инженерами без участия архитектора (фабрики, зернохранилища, океанские лайнеры), постмодернистские архитекторы взяли в качестве модели «архитектуру без инженеров»: голливудские виллы или популярные коммерческие объекты и послевоенные оздоровительные города. Затем современные архитекторы постмодернистского стиля определили наиболее типичные черты постмодернизма, которые они перенесли или применили в модернистских проектах, чтобы сделать его новым международным стилем.
С 1950 — х годов, мы видим , что функционализм и формализма формы и пространства от современного движения будет постепенно разнообразить и заводят тенденции в различных эстетики: брутализма , органической архитектуры , хай-тек , и это с раскованный образом: стили сталкиваются, мы принимаем определенные формы для самих себя, новые подходы к умножению стилей или знакомых пространств.
Но в конце семидесятых постмодернизм привел к радикальному прорыву в отношении этих эволюций международного стиля, поскольку он противостоял догмам современного движения , а именно утилитарному или конструктивному функционализму, и отрицанию культурных традиций. Поскольку он перестает придавать эстетическую ценность вопросам техники и строительства, когда он отвергает народные или архаические культуры как источник вдохновения, и, прежде всего, поскольку он перестает верить в возможность освобождения через прогресс и модернизацию и соглашается следовать классическим традициям, которые он заново открывает и с которыми хочет играть.
Поглощение постмодернизма, рассматривается как простая эволюция международного стиля , можно проиллюстрировать на Портленд здание в Портленде, штат Орегон , и особенно AT & T здания от Philip Johnson в Нью — Йорке (теперь Sony Tower ), которая Заимствование элементы из и ссылок из прошлое и вернуть цвет или символизм в архитектуру, которая сохраняет все каноны современной архитектуры: экологическая, городская и историческая деконтекстуализация, единообразное экранирование, сборка стандартных компонентов, навесные стены, террасы на крыше, ортогональность, высокие технологии, отсутствие иерархии и симметрия в распределении и составе и т. д.
Постмодернистская архитектура также была описана как «неоэклектическая», с референциями и орнаментом, которые повторно инвестировали в фасад, заменяя агрессивную современную наготу.
В то время как постмодернистские архитекторы часто рассматривают современные пространства как безвкусные и бездушные, современные архитекторы сразу же сочтут постмодернистские здания вульгарными и переполненными. Эти расхождения во мнениях на самом деле выдают различную окончательность: модернизм не стремится напрямую к красоте, он ищет то, что он называет истиной, в строгой полезности и в конструктивной целостности материалов, изгоняя орнамент как шлак, согласно своей логике. Прошлого, как отсталость. выглядящий и, следовательно, бесполезный галстук, в результате чего стиль минимализма, который он считает более аутентичным, свободным, молодым; но постмодернизм отвергнет все правила, установленные первыми современными папами, и, прежде всего, он будет опасаться пуританства прогресса и новизны; именно в этом он сопровождает более широкое движение идей, как философских, так и политических.
Критика функционализма
Постмодернизм исходит из восприятия неудач современного движения. Опасения последнего по поводу функционализма (технического, экономического и философско-нравственного) заставили современное движение думать об орнаменте как об элементе, который следует запретить: таким образом, все здания должны были быть одеты в холодный рациональный вид.
Соответствие между предыдущими стилями
Новые тенденции становятся очевидными в последней четверти XX — го века , когда некоторые архитекторы отвернулись от функционализма современного они считали скучной, вступив большую часть общественности в других местах. Затем эти архитекторы обратились к прошлому. Они сделали цитаты из частей старых зданий и смешали их, чтобы создать новый способ построения зданий. Самым поразительным в этом новом подходе было то, что постмодернизм увидел возвращение колонн и элементов домодернистской, другими словами , лексики барокко , а также экзотических ученых традиций. Они также адаптируют, сами того не зная, модели античности, классической Греции и Рима, но не чисто и просто, как то, что было сделано с неоклассической архитектурой : здесь были заново открыты и переизданы самые уникальные работы Стефана-Луи Булле и де Леду. время.
Еще одно возвращение духа было передано орнаментом и отсылкой, которые работали в зданиях изящных искусств и ар-деко , с декорированными фасадами из керамики и орнаментами из бронзы и нержавеющей стали. В постмодернистских структурах это часто сводится к столкновению с противоречивыми отсылками к стилям, заимствованным из старых зданий, а также к отсылкам к стилю классической мебели из дерева, но не по масштабу и обработанной из окрашенного пластика или панелей из нержавеющей стали. Удивительно, но в большинстве случаев этим зданиям удается вызывать эстетический интерес, например, за счет эффекта контраста с окружающими их зданиями. Однако, как и в случае с любой стилистической новинкой, потребовалось время, чтобы она была принята большинством публики.
Контекстуализм , образ мышления , в конце XX — го века, оказал влияние на идеологии постмодернистского движения в целом. Контекстуализм основан на идее, что все знания зависят от контекста. Эта идея была взята, чтобы сказать, что ничего нельзя понять вне контекста. Это повлияло на постмодернизм, который осознал контекст и стремился заставить его конструкции взаимодействовать с ним. Тем не менее, мы можем отметить довольно четкое и очень быстрое расхождение, начиная с 1980-х годов, между европейским контекстуализмом, который был связан с повторным открытием европейских городских пространств и противопоставлял идеи Афинской хартии, и постмодернизмом декоративному американскому изобилию, чрезвычайно эклектичный, развивающийся с большей фантазией в стране, лишенной европейской исторической глубины, и, следовательно, в целом остающийся совершенно безразличным к контексту.
Известные архитекторы
Некоторые из самых известных постмодернистских архитекторов:
- Альдо Росси
- Барбара белецкая
- Рикардо Бофилл
- Джон Берджи
- Терри Фаррелл
- Майкл Грейвс
- Гельмут Ян
- Джон Джерде
- Филип Джонсон
- Рикардо Легоррета
- Фрэнк Гери
- Чарльз Мур
- Борис Подречка
- Цезарь Пелли
- Паоло портогези
- Сиаваш теймури
- Антуан Предок
- Томас Тавейра
- Роберт суровый
- Джеймс стирлинг
- Роберт Вентури
- Питер Эйзенман
- Марио Ботта
- Арата Исодзаки
- Джон Портман
Примеры
- Маноло Нуньес , «Арены де Пикассо» в « Нуази-ле-Гран» .
- Филипп Панераи , Административный суд Версаля .
- Марио Ботта , Круглый дом , и часть его произведения классической композиции.
- Джеймс Вино , проект Notch , для лучших товаров цепи супермаркета в Сакраменто , 1977
- Джеймс Стирлинг , Майкл Уилфорд и его сотрудники, Neue Staatsgalerie в Штутгарте , 1979 г.
- Майкл Грейвс , Здание государственной службы ( Портленд (Орегон) , 1980 г. , публичная библиотека Сан-Хуана Капистрано, 1981 г. и т. Д.).
- Рикардо Бофилл , район Антигона в Монпелье
- Альдо Росси , Театро дель Мондо , плавучий театр для биеннале, 1981 , Венеция
- Чарльз Мур, Пьяцца д’Италия , 1976 — 1978 , Новый Орлеан
- Хаммонд и Биби, Библиотека Гарольда Вашингтона , 1991, Чикаго .
Примечания и ссылки
- ↑ В SMLXL Рем Кулаас заявляет о фрагментации, антиисторизме, стандартизации, деконтекстуализации, отсутствии иерархической композиции. И он не претендует ни на один из принципов, на которых основан постмодернизм.
Смотрите также
Статьи по Теме
- Философия архитектуры
- Постмодернизм
- Постконструктивизм
- Деконструктивизм
- Архитектура Стамбула
Современная архитектура | |
---|---|
Начало века | Чикагская школа (1875–1905) · Каталонский модернизм (1888–1911) · Ар-нуво (1890–1910) · Прерийская школа (1890–1920) · Регионализм (1890–1950) · Винер-Веркштетте (1903-1932) · Neues Bauen ( 1910-1930) · Экспрессионизм (1910-) |
Между двумя войнами | Art Deco (1910-1939) · De Stijl (1917-1931) · Баухауз (1919-1933) · Конструктивизм (1920-1932) · Новая Объективность (1922-1933) · Вкладыш стиль (1925-1950) · Фашистская архитектура (1920 –1945) · Международный стиль (1920–1960) · Функционализм (1920–1970) · Футуризм (1920–) · Органическая архитектура (1920–) · Постконструктивизм (1930-е годы) · PWA Modern (1933–1944) · Сталинская архитектура ( 1930–1945 гг. ) 1955) |
После войны | Гуги (1940–1970) · Модерн середины века (1940–1970) · Брутализм (1950–1980) · Движение метаболизма (1959–1980) |
Текущие токи | Структурализм (1959–) · Постмодернизм (1960–) · Архитектура Blob (1960–) · Архитектура высоких технологий (1970–) · Критический регионализм (1980–) · Деконструктивизм (1980–) · Неомодернизм (1990–) · Традиционная нео архитектура (1990–) · Бионическая архитектура (2000–) · Неофутуризм (2000–) |
10 Отличительные характеристики постмодернизма
В ответ на ограничительные идеалы и упрощенные минималистические формы модернизма постмодернизм был движением, возникшим в 1960-х годах, впервые описанным в книге Роберта Вентури и Роберта Вентури «Сложность и противоречие в архитектуре». позже в другой книге, написанной им и его женой Дениз Скотт Браун, «Учимся у Лас-Вегаса».
©www.philosophytalk.org«Меньше значит больше». – Мис ван дер Роэ
«Меньше скучно». – Роберт Вентури
С тех пор движение видело множество зданий, которые были построены в прошлом веке и породили идеалы, которым следуют до сих пор. Деконструктивизм и критический регионализм — это движения, произошедшие от одного и того же.
1. Скульптурные и абстрактные формы | ПостмодернизмЗдания были построены, чтобы сломать однообразие архитектуры того времени. Формы, которые никогда раньше не наблюдались, затем стали видны в построенных конструкциях, что придало им художественное качество. Не обязательно органично, но представление об эстетике фасада зданий менялось и становилось все более образным. Это подсказывает идею о том, что архитектура также является областью творчества, и архитекторы могут включать элемент оригинальности в свой стиль здания.
2. ФрагментацияВ отличие от зданий, которые представляли собой единичные внушительные сооружения и доминировали над окружающим контекстом, возникли строительные комплексы, в которых одно здание было разбито на более мелкие блоки с разделенными функциями. Это означало, что это все еще было единое здание, но оно работало как связанные единицы и позволяло конструкции исследовать различные методы и усиливать эффект общей построенной формы.
3. АсимметрияГеометрия и баланс предыдущих архитектурных стилей серьезно оспаривались как небольшими элементами здания, так и самим зданием. Встроенные формы стали выглядеть более уникальными и интересными, а не скучными или машинными, и привлекли внимание пользователей и прохожих.
4. Цвет и орнаментВ зданиях вновь появились декоративные элементы, что полностью контрастирует с минимализмом модернизма. Этот орнамент был использован как стратегический инструмент для создания интересного фасада. В цветовой гамме использовались как приглушенные тона, так и очень яркие оттенки, что придавало зданию эффектный вид. Инструмент, чтобы вызвать интерес или заявить о себе, архитекторы эпохи постмодерна не уклонялись от цветов.
5. Существенность | ПостмодернизмС развитием технологий и строительства архитекторам стали доступны новые материалы, которые они могли использовать и применять в своих зданиях инновационными способами. В отличие от более старых архитектурных движений, в движении постмодернизма не было особого материала, который доминировал. Все, от кирпича и бетона до стекла и стали, использовалось и использовалось с максимальной отдачей. Материалы стали использоваться как инструмент для проектирования, а не просто как инструмент для строительства.
6. «Юмор» или «ирония»Элемент игривости можно рассматривать как характеристику постмодернизма, где здания не ограничиваются функциональной структурой, но могут быть чем-то большим. В качестве концепции дизайна или даже для понимания функции в качестве украшения использовались элементы юмора. Преувеличенные формы позволили зданиям ожить и вызвать у пользователей чувство радости и волнения.
7. СимволизмВоздействие здания было усилено символическими формами, элементами и пространствами. Это было сделано, чтобы понять назначение здания, и при проектировании здания были учтены многочисленные аспекты ситуационного контекста, чтобы сделать их более выразительными и чувствительными. Архитекторы казались более продуманными и тонкими в своих концепциях дизайна.
8. Trompe l’oeilЭта французская фраза переводится как «обман зрения». Это преимущественно художественная техника, в которой используются образы для создания иллюзий в пространстве. Техника, используемая художниками, элементы рисуются с такой реалистичной детализацией, что это вводит зрителя в заблуждение. Подобное также использовалось при планировании пространств для создания иллюзии глубины.
9. Классические и традиционные элементыВ отличие от неоклассицизма, классические элементы не использовались напрямую в зданиях, но, похоже, они были адаптированы и использованы. Традиционные и местные культурные стили использовались в качестве вдохновения, и реплики из них были взяты, чтобы позволить зданию более тесно вписаться в его контекст и его функцию.
10. Двойное кодирование (противоречие) | ПостмодернизмЗдания с очень контрастными стилями на двух частях фасада, так что нижний фасад кажется отделенным от верхнего фасада, называют двойным кодированием. Для создания такого эффекта используется сочетание различных инструментов и строительных элементов. Это позволяло по-разному интерпретировать здание в соответствии с видом на здание и позволяло зданию передавать разные значения.
Как постмодернизм стал ругательством | архитектура | Agenda
Kengo Kuma: M2 Building, Токио, Япония, 1991 г. © wakiiiiСыграла ли политика роль в негативной реакции на этот вседозволенный, веселый и дерзкий архитектурный стиль?
1 декабря 1987 года принц Чарльз сбросил собственную бомбу на ежегодном обеде Лондонской корпорации по планированию, вспоминая более раннюю бомбардировку во время Второй мировой войны. «Вы должны отдать Люфтваффе так много, — сказал он в речи перед собравшимися высокопоставленными лицами, цитируемой в нашей новой книге «Архитектура постмодерна: меньше скучно», — когда оно сносило наши здания, оно не заменяло их чем-то большим». обидно, чем щебень. Мы сделали это».
Чарльз не был поклонником постмодернистской архитектуры — красочного, богато украшенного, дерзкого архитектурного стиля, который был тогда в моде. Он не один. Помимо ярых сторонников этого стиля, наша новая книга изобилует цитатами как критиков, так и недоброжелателей. Некоторые, такие как лингвист и социальный обозреватель Ноам Хомский, которого цитируют, говоря, что постмодернисты — это «забавные и совершенно самосознательные шарлатаны», — не особенно резки; другие, от таких архитекторов, как Бертольд Любеткин и Ричард Роджерс, немного более жесткие.
Марио Ботта: Медиатека, Виллербанн, Франция, 1988 г. Фото © Pino Musi
«Эта [постмодернистская архитектура] — архитектура трансвеститов, Хеппельвайт и Чиппендейл в одежде», — цитируется Любеткин, а Ричард Роджерс охарактеризовал это движение как «поверхностную эстетику дрянного коммерческого дизайна, одержимого деньгами и модой».
Почему этот игривый стиль, которому благоприятствовали такие разные интуиции, как британская секретная служба компании Уолта Диснея, вызвал столько ненависти? Во введении историк архитектуры, автор и куратор Оуэн Хопкинс предлагает объяснение.
Helmut Jahn: State of Illinois Center, Чикаго, Иллинойс, США, 1985 г. Фото © Rainer Viertlböck
«Если постмодернизм представляет какую-либо политическую позицию, то только либеральную», — пишет он. «Постмодернизм — это свобода выражения, смысла и идентичности. Речь идет о наслаждении беспорядком, непредвиденными обстоятельствами и сложностью, о разрушении иерархий и о прославлении маргиналов, недооцененных или угнетенных. Он видит, как каждый аспект нашего существования становится культурным актом, а культура проникает в самую суть наших индивидуальных и коллективных существ».
Возможно, это объясняет, почему это движение раздражало как признанных традиционалистов, таких как принц Чарльз, так и прогрессистов, таких как Любеткин, которые, возможно, видели в постмодернизме пижонское разбавление более раннего всеобъемлющего модернистского видения.
Если это точная характеристика, то эти две очень разные фигуры совершенно справедливо ненавидели постмодернизм. Однако их ненависть больше говорит о недостатках их собственных видений, чем о самом постмодернизме.
Чарльз Мур: Дом Мура, Остин, Техас, США, 1984. Изображение © Фонд Чарльза Мура
«Постмодернизм — это аргумент не в пользу релятивизма, а в пользу самой ценности плюрализма, вседозволенности и немыслимости возможности», — пишет Хопкинс. К сожалению, конец 1970-х и 1980-е годы не были лучшим временем для плюралистических и либеральных движений, поскольку политика по обе стороны Атлантики и в других местах резко повернула вправо. Поэтому нас не должно удивлять, что, как выразился Хопкинс, «постмодернизм неизбежно столкнулся с негативной реакцией»; он продолжает, утверждая, что это «часто списывалось со счетов как глупая стилистическая игра или просто безвкусно и уродливо, в отличие от «серьезной» архитектуры — что бы это ни значило. К концу 19В 90-е постмодернизм был почти ругательным словом, которое ни один уважающий себя архитектор не осмелился бы пробормотать».
Тем не менее, в прошедшие десятилетия это движение было возрождено, так как многие в архитектурном сообществе и за его пределами пересматривают этот разнообразный, занимательный и часто очаровательный стиль строительства, так же как идеи, выдвинутые его сторонниками, нашли свой путь с маргиналов. и в мейнстрим.
Томи Унгерер и Айла Сюзан Йондель: Детский сад Вольфартсвайер, Карлсруэ, Германия, 2002 г. Фото: © Dirk Altenkirch
«Его наследие широко распространено, — пишет Хопкинс. «Вопросы места, контекста и архитектурного значения, которые берут свое начало в теории постмодерна, стали частью мышления почти каждого архитектора, даже если они не обязательно осознают или ценят это». Точно так же, как постмодернисты, кажется, доказывают, что полное отсутствие украшений может быть скучным, они также, кажется, показывают, что массовый, интернациональный, универсальный подход к нашей искусственной среде тоже не так уж хорош.
Изысканный вкус и сдержанность — это хорошо, но есть что сказать и о небольшом беспорядке, местничестве, веселье и беспорядке, даже если это не всегда политически приемлемо. Это мнение другого великого эстетического провидца конца 20-го века Энди Уорхола, которого также цитируют в нашей книге: «Мне нравится быть правильным в неправильном месте и неправильным в нужном месте. Быть нужным в неправильном месте и неправильным в нужном месте того стоит, потому что всегда происходит что-то интересное».