Памятники готической архитектуры
Готика – один из наиболее выдающихся стилей архитектуры, вызывающий у любого чувство неловкости и трепета. Ужасающе величественные сооружения восхищают каждого, кто их увидел.
Готическая архитектура начала развиваться в средние века на основе романской архитектуры. Для готических сооружений, которыми в большинстве являются соборы и храмы, характерны огромные арки с заостренным верхом, украшение фасада различными резными деталями, высокие башни, узкие колонны и, конечно же, прекрасные витражи.
Собор Святого Стефана
Собор Святого Стефана в Вене считается одним из самых монументальных зданий. Строительство собора началось в начале XII века, но пожар 1258 года разрушил собор практически до основания. Только в 1511 году Собор Святого Стефана был закончен благодаря стараниям Антона Пильграма.
Собор в Линкольне
Собор в Линкольне был перестроен из норманнского собора.
Собор в Кельне
Собор в Кельне был заложен в 1248 году. Собор строился невероятно медленно, а в 1450 году его строительство и вовсе было остановлено. Лишь в 1842 году было принято решение о возобновлении строительства, которое было закончено в 1880 году. Стоит отметить, что собор сложно назвать совершенно законченным, его доделывают до сих пор. Во многом это связано с необычной легендой. Архитектор Кельнского собора, осознав, что он не в силах закончить столь монументальное строение, пригласил на помощь дьявола. Дьявол согласился помочь архитектору, но когда собор будет закончен и последний камень встанет на место, наступит конец света. Чтобы избежать осуществления угрозы, собор постоянно переделывают.
Собор в Бургосе
Первый камень был заложен в 1221 году, однако полностью завершить строительство памятника готической архитектуры удалось лишь в XIX веке.
Собор представляет собой могучий корабль, увенчанный каменным кружевом.Собор в Толедо
Собор в Толедо является одним из крупнейших в Европе. Построенный в 1226-1493 годах, собор стал центром католической веры в Испании. Во многом именно поэтому собор утратил некоторые черты готического стиля, но приобрел множество необычных элементов из других архитектурных стилей.
Собор в Милане
Миланский собор считается одним из самых значимых творений готической архитектуры. Первый камень был заложен в 1386 году, строительство собора было завершено в XIX веке. Интересно, что собор был возведен из ценнейшего кандолийского мрамора, а не из привычного красного кирпича.
Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери считается одним из самых знаменитых памятников готической архитектуры, воспетый самим Гюго. Строительство собора началось в 1163 году и закончилось в середине XIV века. В соборе хранится одна из величайших реликвий христианства – терновый венец Иисуса Христа. Собор строился на деньги короля, епископов, простых граждан и даже проституток, обещавшим, что их дар останется в тайне.
Собор в Реймсе
Реймский собор можно смело назвать вершиной французской готической архитектурой. Прекрасно сохранившийся собор гордо демонстрирует посетителям первоначальное убранство и великолепные витражи.
Собор Святого Вита
Строительство готического собора началось в 1344 году и завершилось в XX веке. Первый храм на месте собора был построен еще в 925 году, маленькая церковь была посвящена святому Виту.
Итальянская готическая архитектура: характерные особенности и их происхождение
В романе «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго отметил, что здания, построенные до изобретения печатного станка, являлись своего рода книгами. Храмовые постройки отражали идеи, мысли и чувства своих современников. Следовательно, сравнение зданий разных культур или эпох может дать представление о различиях не только в предпочитаемых тем или иным народом архитектурных формах, но и в мышлении этих народов.
В данной статье будет рассмотрено явление итальянской готики в архитектуре. Итальянская готика интересна тем, что она заметно отличается от североевропейской.
Проблемой исследования является отражение характера некоторой социальной или политической общности в национальной архитектуре. В результате проведенного исследования предполагается ответить на вопрос, почему национальная архитектура Италии имеет характеристики, отличные от характеристик ортодоксальной североевропейской готики. Предмет исследования — средневековые и возрожденческие готические храмовые постройки на территории Италии.
Цель настоящей работы заключается в выявлении связи между отличительными социальными чертами населения Италии и особенностями итальянской готической архитектуры в Средние века и в эпоху Возрождения. Для этого предлагается решить следующие исследовательские задачи: определить характерные черты классического готического архитектурного стиля; выявить особенности итальянской готической архитектуры; определить социальные причины отличия итальянской готической архитектуры от классического североевропейского готического стиля.
В качестве ключевого метода исследования используется компаративистика: в результате сравнения итальянской и североевропейской готики выявляются характеристики, относящиеся только к итальянской готике; в ходе сравнения традиций и нравов итальянцев и других народов выявляется итальянский национальный характер; затем обнаруживается связь между итальянской национальной исключительностью и особенностями готического стиля в Италии. Данные, используемые в работе, — это архитектурные готические постройки Италии и Северной Европы.
Что такое готика?
Готический стиль возник в XII веке во Франции[1], распространившись затем по Европе и миру. Готика имеет ряд характерных особенностей.
Как было сказано выше, архитектура отражает мысль. Изменение архитектурных тенденций связано с развитием человеческой мысли. К появлению готического стиля привели новые веяния в философии. На рубеже XI-XII веков возникает новый тип религиозной философии — схоластика. Целью схоластики является устранение или сглаживание противоречий между аристотелевской философией и Священным Писанием. Вера в Бога теперь должна была быть подкреплена разумом. На службу этой цели была поставлена и архитектура. Подобно схоластическим философским трактатам того времени, архитектура обязана была отвечать трём требованиям: тотальность, единообразие частей и четкость [1, с.131]. Поэтому в готическом храме, в отличие от предшествующего ему по стилю романского, чувствуется
В рассматриваемое время важное значение приобретает дневной свет. В V веке неизвестный философ, подписавший свое сочинение именем афинского мыслителя и христианского святого Дионисия Ареопагита, написал богословское сочинение, в котором уподобил Божественное влияние дневному свету. Теперь храмовая постройка должна была пропускать максимальный объем дневного света внутрь здания, демонстрируя тем самым присутствие Бога в храме. Так появились витражи и окна-розы. Окна стали делать настолько большими, насколько это позволяли технические возможности времени. Изобретение нервюр, контрфорсов и аркбутанов позволило увеличить размер оконных проемов. Все эти архитектурные элементы призваны облегчить свод и заменить массивные стены с маленькими окнами на сплошные галереи со стрельчатыми арками.
Помимо этого, было решено умножить золотые украшения интерьера храмов. Здесь будет уместно упомянуть еще один эпизод из «Собора Парижской Богоматери»: однажды архидиакон Клод Фролло сказал: «…свет, заливающий мою руку, — золото!». Золото обладает высокими отражательными способностями. Золото, отражая свет, который падает на него из окон, преумножает освещенность интерьера храма. Получается трехсоставная логическая цепочка: божественная энергия — свет — золото. Таким образом, благодаря увеличению количества золотых предметов в храме, увеличивается и божественная энергия. «… насколько же лучше могут говорить мне о божественной причинности такие дивные последствия, как золото и диамант» — говорил в начале 14 века герой книги Умберто Эко «Имя Розы» бенедиктинский монах Аббон.
Готическое здание стремится ввысь к небесам. Две его одинаковые башни расположены над фасадом, над боковыми нефами. Над средокрестием[2] — острый шпиль. Трансепт, как и главный неф, поделен на три части. Здание тяготеет к абсолютной заполненности декоративными элементами — все плоскости стены должны быть заполнены.
Таким образом, классическая североевропейская готическая постройка целостна, имеет две одинаковые башни над боковыми нефами, большие окна с витражами и окна-розы.
Несущие функции здесь выполняют аркбутаны, контрфорсы и нервюры, а стены перестают играть важную несущую роль, в результате чего появляется возможность заполнить стены окнами, максимально пропуская свет внутрь здания. Вся постройка имеет вертикальную доминанту, символизирующую стремление здание к небесам. Этому способствуют такие архитектурные элементы как стрельчатая арка и острый шпиль.Историк искусства П. П. Гнедич называет лучшими памятниками готического стиля Кельнский собор (Германия), Собор Парижской Богоматери (Франция), Реймсский собор (Франция), Вестминстерское аббатство (Великобритания). Во всех этих зданиях можно увидеть две одинаковые башни фасада, множество контрфорсов по всему периметру здания (за исключением фасада), стрельчатые арки и окна. Кельнский собор и Нотр Дам имеют высокий шпиль. Изобилует объем готических украшений на стенах здания: ставятся статуи в нишах, создаются рельефные узоры на тимпанах[3], масштабно обрамляются порталы. Колонны представляют собой не одну массивную монолитную фигуру, а множество тонких каменных колосков, сплетающихся воедино.
В чем состоит специфика итальянской готики?
Средневековая и возрожденческая итальянская готика имеет ряд архитектурных особенностей. Для того чтобы определить исключительность готической архитектуры Италии, в статье будут рассмотрены готические постройки XIII — XVI веков: Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция), собор Вознесения Пресвятой Девы Марии (сиенский Дуомо), дворец дожей (Венеция), Собор Рождества Девы Марии (миланский Дуомо), собор Санта-Кроче (Флоренция).
Прежде всего следует обратить внимание на наличие у итальянских религиозных построек купола — нехарактерного для готики архитектурного элемента. Например, купола имеют флорентийский Дуомо и Сиенский собор.
Вторым фактором, отличающим итальянскую готику, является облицовка зданий разноцветным мрамором. Санта-Мария-дель-Фьоре снаружи полностью покрыт мрамором зеленого, белого и розового цвета. Белым, черным и розовым мрамором облицован Дуомо в Сиене. Миланский собор и Дворец дожей снаружи беломраморные. У многих итальянских соборов только фасад облицован мрамором: к примеру, Санта Кроче и Санта Мария Новелла во Флоренции. Мраморная облицовка редко встречается у северных представителей готического зодчества — эти соборы остаются без облицовки, и зритель может видеть бутовый камень, из которого и был построен собор.
Третьей характерной чертой является монументальность и массивность построек. Итальянский учёный, специалист по семиотике и средневековой эстетике Умберто Эко в романе «Имя розы» замечает такую особенность храмов Италии: «… не устремляющиеся головокружительно ввысь к небесам, а накрепко сращенные с почвой, пошедшие в ширину, а не ввысь». Ощущение массивности придает не только ширина построек, но и отсутствие отличающихся изяществом шпилей и башен. Если смотреть на фасад здания северной готики, то высота венчающего главный неф вимперга[4] будет уступать высоте башен двух боковых нефов. У итальянских же готических сооружений конец вимперга над центральным порталом является самой высокой точкой фасада здания.
Другой отличительной чертой итальянской готики можно назвать частое наличие у соборов круглого окна, не являющегося окном-розой. Например, такие окна можно увидеть в сиенском Дуомо и флорентийском Санта-Кроче. Стоит отметить, что готика по своей природе стремится к остроугольным формам, избегая форму круга. Поэтому северные мастера архитектурной готики, используя разные способы, «прятали» круглую форму окна. Прежде всего «сокрытие» круглой формы достигалось за счет расчленения окна фигурным переплетом, что делало окно похожим на цветок, в результате чего такое окно и получило название «окно-роза». Окно-роза может встречаться в некоторых романских постройках, но именно в готической архитектуре оно стало постоянным элементом из-за вышеописанной причины — необходимости сгладить ощущение мягкости формы окна. На службу этой цели были поставлены и другие архитектурные ухищрения. К примеру, в реймсском соборе окно-роза вписано в треугольник стрельчатой арки, а свободные плоскости между кругом и этим треугольником инкрустированы мозаикой, как и само окно-роза. А на южном фасаде трансепта Собора Парижской Богоматери готические узоры между кругом и треугольником представляют собой барельеф на глухом участке стены. Так, круглая форма окон готических соборов, которую итальянские зодчие старались подчеркнуть, у северных мастеров наоборот менее заметна.
Фасад итальянских готических соборов может быть украшен фресками. В Санта-Мария-дель-Фьоре и Санта-Кроче фрески расположены сразу над главным входом. В Сиенском Дуомо фрески заполнили фронтоны над тремя нефами. В Миланском Дуомо и в Санта-Мария-Новелла вместо фресок присутствуют сюжетные барельефы. В классической северной готике эти пространства чаще всего заполнялись окнами или готическими орнаментами.
Итальянским готическим сооружениям не достает той «готичности», которая была охарактеризована в первой главе статьи. Контрфорсы встречаются редко (за исключением Миланского собора). Стены итальянских соборов легко допускают незаполненные пространства и глухие стены. К примеру, верх здания Дворца Дожей в Венеции, расположенный над аркадой, не умеет других украшений кроме плоского орнамента и редких окон. Санта-Мария-дель-Фьоре легко поделить на отдельные объемы, что противоречит готическому принципу целостности архитектурной постройки.
Однако при всем вышеописанном несходстве итальянской готики с готикой классической, итальянская готика остается готикой. Об этом говорят и стрельчатые арки, и готические орнаменты, и встречающиеся окна-розы, и обилие украшений на фасаде, и местами появляющаяся система контрфорсов (Миланский собор, южный и северный трансепты Санта-Мария-дель-Фьоре), и витражи.
Причины особенностей итальянской готики
Для описанной выше специфики итальянской готической архитектуры я вижу две основополагающие причины.
Во-первых — смешение стилей, в разной мере присущее всем рассматриваемым итальянским постройкам. Готика смешалась с романским стилем. Итальянцы не смогли полностью отказаться от архитектурного стиля романики, так как он был порождением их собственной культуры [1, с.170]. Романский стиль, созданный как попытка возвращения к былому величию Римской империи, представлял для итальянцев культурную гордость. Поэтому стены итальянских готических построек не утратили романской массивности, и здания все так же выглядят монументальными. Помимо того, строительство соборов нередко растягивалось на несколько веков[5]. Уже после начала строительства план здания и чертежи неоднократно изменялись, подчиняясь веяниям архитектурной моды. Здания, изначально задуманные как готические соборы, к концу своего строительства приобретали возрожденческие черты, становясь более отвечающими современным тенденциям в архитектуре. Этим объясняется наличие в итальянских соборах куполов и ярко выраженных круглых форм. Например, в Санта-Мария-дель-Фьоре можно увидеть и купол, и похожие на византийские конхи полукруглые перекрытия выступающих частей трансепта, и круглые элементы в дизайне фасада.
Во-вторых, изучая архитектуру отдельно взятого народа, необходимо учитывать его менталитет. На формирование менталитета оказывает влияние климат страны. Шарль Монтескье писал в сочинении «О духе законов»: «В климате чрезмерно жарком тело совершенно лишается силы. Тогда расслабление тела переходит и на душу: такой человек ко всему равнодушен, не любопытен, […], там предпочитают переносить наказания, чем принуждать себя к деятельности духа, и рабство кажется более легким, чем усилия разума, необходимые для того, чтобы самому управлять собою». Если довериться этому описанию южных народов (в числе которых и итальянцы), то можно прийти к заключению, что итальянцам более свойственно чувственное познание, чем рациональное. Как было упомянуто в первой главе, одной из целей готической архитектуры было разумное объяснение веры и религии. Итальянцы скорее были склонны верить чувствам, чем доказывать истинность веры. Поэтому элементы готической архитектуры, призванные североевропейскими мастерами демонстрировать доказательства существования божественной энергии, итальянцам оказались без надобности. Северная природа готической архитектуры не соответствовала южному итальянскому духу. Поэтому классическая северная готика не могла здесь развиваться, не претерпевая изменений. Итальянцы должны были «приручить» готику, приспособить ее природу к своему характеру.
Заключение
Северная ортодоксальная готика в архитектуре предполагает ощущение легкости постройки, достигаемой за счет шпилей, пинаклей, фиалов, стрельчатых арок и окон; избегает круглых форм, единственным круглым элементом остается окно-роза, которую северная готика тоже пытается маскировать.
Итальянская готическая архитектура выделяется сохранившимися с романской эпохи массивностью и приземистостью построек; легко допускает наличие круглых форм помимо окна-розы; во многих случаях облицована мрамором; может быть украшена фреской.
Происхождение этих особенностей имеет во многом социальный характер. Если во Франции готика формировалась под влиянием философских идей, то в Италию она пришла как архитектурная мода, потерявшая философское основание, свой фундамент. Поэтому итальянцы, не понимая изначальных концептуальных причин некоторых правил готики, пренебрегали ими, попутно сохраняя особенности близкой им романской архитектуры.
Литература:
- Гнедич Петр Всеобщая история искусств [Книга]. — Москва: Эксмо, 2012.
- Кавтарадзе Сергей Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле [Книга]. — Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015.
- Рехт Ролан Верить и видеть. Искусство соборов XII-XV веков [Книга]. — Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018.
[1] Мнение о том, что родиной готики является Германия, ошибочно. Первым памятником готической архитектуры считается здание аббатства Сен-Дени в Париже, строительство которого датируется началом XII века.
[2] Место пересечения главного нефа и трансепта.
[3] Плоскость между проёмом арки и лежащим на ней антаблементом.
[4] Остроконечный щипец над порталом или оконным проёмом готических зданий.
[5] К примеру, строительство Санта-Мария-дель-Фьоре началось в 1296 году, купол был выстроен в XV веке, облицовка собора относится к 1887 году.
Основные термины (генерируются автоматически): итальянская готика, итальянская готическая архитектура, готическая архитектура, готический стиль, Парижская Богоматерь, северная готика, собор, божественная энергия, Миланский собор, Флоренция.
15 лучших образцов готической архитектуры по всему миру — RTF
Если романская архитектура демонстрировала защитную силу Бога в смутные времена, то готическая архитектура устремлялась к небу и прославляла величие Божьей вселенной. Используя целый ряд творческих приемов, готический стиль заменил тусклые и узкие романские нефы более светлыми и просторными интерьерами, наполненными светом, льющимся через огромные готические окна. Этот стиль процветал в Европе в средние века между 12 и 16 веками и был наиболее распространен в великих соборах, аббатствах и церквях по всей Европе. Его также видели в стиле замков, дворцов, ратушей и университетов. Общие черты этого стиля включают использование стрельчатых арок, контрфорсов, ребристых сводов и витражей. Здесь мы совершим экскурсию по 15 самым эффектным и впечатляющим готическим сооружениям, найденным по всему миру.
Сент-Шапель, интерьер Витражи_©wallpaperflare.com 1. Собор Святого Стефана – Вена, Австрия Собор Святого Стефана, Вена_ ©wallpaperflare.comРимско-католическая церковь, Собор Святого Стефана, является широко известным зданием в Вена. Строение было разрушено большим пожаром, и его каменный фундамент уцелел; с тех пор большая часть была перестроена. Изюминкой собора являются его башни, которые являются самыми высокими (названными «Штеффль») высотой 136 м и стали культовой частью горизонта Вены.
Собор Святого Стефана, Вена_©wallpaperflare.com 2. Базилика Сен-Дени – Франция Западный фасад базилики Святого Дени_©wallpaperflare.comБазилика Сен-Дени – памятник архитектуры , первое крупное сооружение, спроектированное и построенное в готическом стиле (завершено в 1144 г.), которое ознаменовало переход от романской архитектуры к готической архитектуре. Интерьер собора выполнен в замысловатом готическом стиле с сочетанием сложных витражей и статуй и фигур, украшающих церковь.
3. Вестминстерское аббатство – Лондон Вестминстерское аббатство, Лондон_©wallpaperflare.comСоборная церковь Святого Петра, широко известная как Вестминстерское аббатство, представляет собой готический собор в Великобритании, в котором проходили королевские свадьбы и церемонии коронации. и место общественного поклонения на протяжении сотен лет. Аббатство представляет собой обширное готическое здание, в котором прослеживаются столетия британской истории и традиций. В 1987 году он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
4. Амьенский собор – Франция Амьенский собор, Франция_©wallpaperflare.comАмьенский собор венчает город Амьен на севере Франции, его шпиль возвышается почти на 400 футов, и до сих пор является одним из самых высоких сооружений в городе. Это также самый большой из трех великих готических соборов, построенных во Франции в 13 веке. Это сооружение, внесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1981 году, является незаменимым примером множества динамических сил, действующих в готической архитектуре.
5. Нотр-Дам де Реймс – Франция Южная башня Реймского собора_©wallpaperflare.comСобор был построен в 13 веке на месте старой церкви, датируемой 400 годом. коронован в этом соборе, который является одним из трех основных образцов архитектуры «высокой готики» 13 века.
6. Страсбургский собор – Франция Страсбургский собор Западный фасад_©wallpaperflare.comСчитающийся одним из лучших образцов позднеготической архитектуры, собор славится своим розовым цветом, который происходит от особого типа Вогезов. песчаник, использованный при его строительстве. Интерьеры наполнены красочными оттенками, вызванными солнечным светом, льющимся через огромные витражи.
7. Нотр-Дам-де-Пари – Франция Нотр-Дам-де-Пари_©wallpaperflare.comНотр-Дам был одним из первых зданий в мире, в которых использовались арочные внешние опоры, известные как контрфорсы. Сокровищница собора отмечена многочисленными священными реликвиями, в том числе терновым венцом Христа и фрагментом Животворящего креста.
8. Шартрский собор – Франция Шартрский собор_©wallpaperflare.comСчитающийся величайшим и лучше всего сохранившимся образцом готической архитектуры во Франции, собор славится великолепными витражами и богатым набором готических элементов. скульптуры. Центральный портал собора иллюстрирует «Конец времени», изложенный в Книге Откровения.
9. Санта-Мария-дель-Фьоре – Италия Флорентийский собор_©wallpaperflare.comСобор Флоренции, спроектированный Арнольфо ди Камбио, посвящен Санта-Мария-дель-Фьоре. Настоящее значение флорентийского собора заключается в его куполе, вдохновленном ренессансным мышлением. Он остается одной из крупнейших церквей Италии, а купол по-прежнему остается самым большим из когда-либо построенных кирпичных куполов.
10. Собор Орвието – Умбрия, Италия Собор Орвието_©wallpaperflare. comСобор Орвието, расположенный в городе Умбрия, представляет собой большой католический собор 14 века. Процесс строительства занял почти три столетия, при этом дизайн менялся от романского к готическому по мере строительства. Изюминкой собора является золотой фасад, украшенный барельефами и статуями.
11. Линкольнский собор – Линкольн, Великобритания Хор Линкольнского собора_©wallpaperflare.comЛинкольнский собор был самым высоким зданием в мире на протяжении 28 лет (1311-1549 гг.).), прежде чем он потерял свой титул в 1549 году, когда центральный шпиль рухнул и больше не восстанавливался. Он считается зрелищем готической архитектуры из-за демонстрации декоративного искусства как внутри, так и снаружи здания.
12. Ратуша Лёвена – Бельгия Фрагмент богато украшенного фасада_©wallpaperflare.comПостроенная между 1448 и 1469 годами ратуша является достопримечательностью главной рыночной площади Лёвена. Он хорошо известен своей богато украшенной архитектурой, украшенной кружевными деталями. Здание выполнено в стиле барбантинской поздней готики и конкурирует с замысловатыми проектами французской готической архитектуры, характерной для низких стран, таких как Бельгия и Нидерланды.
13. Сторкиркан – Швеция Сторкиран восточный фасад_©wallpaperflare.comСторкиркан – самая старая церковь в Гамла Стан, в центре Стокгольма, Швеция. Это важный пример шведской кирпичной готики, стиля готической архитектуры, более распространенного в Северной Европе, в котором отсутствуют ресурсы природного камня. В отличие от типичной готики, для кирпичной готики характерно отсутствие фигур и скульптурного декора.
14. Реформатская церковь – Ньирбатор, Венгрия Реформатская церковь, Венгрия_©wallpaperflare.comРеформатская церковь является одним из самых красивых международных готических сооружений в Венгрии. Монастырская церковь была построена около 1480 года монахами-францисканцами в стиле поздней готики, ее алтари и кафедра украшены прекрасной резьбой в стиле барокко.
15. Миланский собор – Италия Миланский собор_©wallpaperflare.comМиланский собор сочетает в себе архитектурные стили ренессанса и готики и является самым большим готическим собором в мире. Готическая линия крыши собора известна своей плотной сеткой башен и шпилей, поддерживаемых контрфорсами.
Ссылки:
- https://artsandculture.google.com/story/immerse-yourself-in-gothic-architecture-across-europe/IQWxRL5q1TbVJQ?hl=en
- https://www.britannica.com/art/Gothic-architecture
- https://mymodernmet.com/gothic-architecture-characteristics/
- https://www.theartstory.org/movement/gothic-art-and-architecture/history-and-concepts/
- https://www.architecturaldigest.com/gallery/best-gothic-cathedrals
- https://interestingengineering.com/the-39-greatest-constructions-of-gothic-architecture-in-the-world
Готические соборы.
Знакомство с лучшими построенными готическими церквямиПервые готические соборы были построены во второй половине 12 века. Для строительства готических церквей требовались архитекторы, каменщики, опытные плотники и стекольщики, и на строительство могли уйти сотни лет, в которых использовался труд и вклад целых городов. Готическая архитектура отражала идеалы, вкусы и духовность того времени. Сегодня мы изучим самые примечательные образцы готической церковной архитектуры в мире, изучая причины, по которым они были построены, как они были построены, а также обсудим элементы интерьера и экстерьера готического собора.
Содержание
- 1 Знаменитые готические соборы
- 1.1 Собор Парижской Богоматери (1163) – Париж, Франция
- 1.2 Севильский собор (1172) – Севилья, Испания
- , Шартр 1.1 Шартрский собор (1.19) Франция
- 1.4 Сиенский собор (1215) – Сиена, Италия
- 1.5 Загребский собор (1217) – Загреб, Хорватия
- 1. 6 Солсберийский собор (1220) – Солсбери, Англия
- 1.7 Буржский собор (1230) – Бурж, Франция0109
- 1.8 Йоркский собор (1230) – Йорк, Англия
- 1.9 Уэллсский собор (1239) – Уэллс, Англия
- 1.10 Базилика Святого Франциска Ассизского (1253) – Ассизи, Италия
- 1.11 Реймский собор (1275) – Реймс , Франция
- 1.12 Собор Орвието (1290 г.) – Орвието, Италия
- 1.13 Собор Святого Вита (1344 г.) – Прага, Чехия
- 1.14 Миланский собор (1386 г.) – Милан, Италия
- 1.15 Кельнский собор (1560 г.) – Кельн , Германия
- 2 Часто задаваемые вопросы
- 2.1 Как вы определяете готическую архитектуру?
- 2.2 Каковы характеристики готических соборов?
Примечательные готические соборы
Иногда люди предполагают, что готические церкви связаны с германским народом, известным как готы, которые процветали в начале 400-х годов нашей эры. Готическая архитектура возникла только в 12 веке, известная тогда как «французский стиль», и только в 16 веке ее стали называть готической архитектурой, что было уничижительным термином, поскольку настоящие готы считались как варварское и примитивное.
Свет и вертикальность являются неотъемлемыми чертами готической церковной архитектуры. Стеклянные витражи позволяют солнечному свету проникать во внутренние помещения готического собора.
Хотя образцы готической архитектуры можно увидеть во многих дворцах, ратушах и замках того периода, этот стиль лучше всего иллюстрируется красивыми готическими соборами, найденными по всей Европе. Вот наш список примечательных готических церквей, которые вы можете изучить.
Notre Dame de Paris (1163) – Paris, France
Date Completed | 1163 |
Architect | Pierre de Montreuil (1200 – 1266) |
Function | Собор |
Местонахождение | Париж, Франция |
Нотр-Дам де Пари, вероятно, самая узнаваемая и известная из всех средневековых готических церквей. Он был построен на руинах двух предыдущих церквей, возведенных на месте галло-романского святилища, посвященного культу Юпитера. Его фасад, окруженный двумя готическими башнями и освященный в 1189 г., является одной из самых знаковых достопримечательностей Франции.
До возведения Эйфелевой башни в 19 веке шпили знаменитого собора возвышались над горизонтом Парижа.
Нотр-Дам де Пари (1163) в Париже, Франция; Ali Sabbagh, CC0, via Wikimedia Commons
Он имеет замечательные размеры: это собор латинского креста с пятью нефами и двойными проходами. Нотр-Дам также был одним из первых сооружений с контрфорсами, что сделало его впечатляющим достижением амбициозного готического стиля Rayonnant. Трудно игнорировать очарование статуй в этой готической церкви.
Собор был спроектирован как «книга для бедняков» со скульптурами, рассказывающими религиозные истории через визуальные эффекты массам неграмотных прихожан.
Seville Cathedral (1172) – Seville, Spain
Date Completed | 1172 |
Architect | Alonso Martínez (c. 14th century) |
Function | Собор |
Местонахождение | Севилья, Испания |
Кафедральный собор Севильи, грандиозно задуманный севильскими канониками еще в 1401 году, остается самой большой церковью в Европе. Он не разочаровывает, и не только из-за своей огромности — главный неф возвышается на захватывающую дух 42 метра. Внутри есть множество произведений искусства, не в последнюю очередь великолепный Главный алтарь, и, хотя архитектура преимущественно готическая, есть несколько исламских архитектурных аспектов .
Хотя главная мечеть Альмохадов была разрушена, чтобы освободить место для нее, некоторые черты сохранились.
Севильский собор (1172) в Севилье, Испания; Инго Мелинг, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons
Некоторые из них заметны, например, башня Хиральда, но другие менее заметны. Когда-то двор был частью мечети. Он был значительно перестроен в 13 веке для использования в качестве монастыря и кладбища. Традиционно в готическом соборе можно ожидать апсиду с атриумом в восточной части.
Королевская часовня является местом захоронения поколений испанской королевской семьи.
Chartres Cathedral (1194) – Chartres, France
Date Completed | 1194 |
Architect | Master of Charters (c. 12th century) |
Назначение | Собор |
Местоположение | Шартр, Франция |
Шартрский собор , посвященный Деве Марии, является памятником готической архитектуры. Его порталы, витражи, украшения и резные статуи находятся в превосходном состоянии. Они делают церковь одним из наиболее хорошо сохранившихся образцов для изучения периода. Западный фасад заключен между двумя башнями, что типично для французской готики. Один отличается сложной и тонкой конструкцией с перемычками.
Это отличное воплощение экстравагантной готики.
Шартрский собор (1194) в Шартре, Франция; Робин Пуату, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons
Королевский портал имеет три входа с множеством рельефов, скульптур и скульптурных колонн. Их иконография, изображающая циклы времен года, созвездия и даже странный бестиарий, в некоторых случаях все еще связана с романскими влияниями. Тем не менее именно знаменитый Шартрский лабиринт привлекает символистов. Он расположен на полу главного нефа и изображает дорогу освящения, по которой путешественники должны пройти, чтобы отличить добро от зла.
Предостережение: есть только один выход.
Siena Cathedral (1215) – Siena, Italy
Date Completed | 1215 |
Architect | Giovanni Pisano (1248 – 1315) |
Function | Собор |
Местоположение | Сиена, Италия |
Несмотря на многочисленные повторяющиеся аспекты, готические церкви в Европе различаются местными особенностями и национальными различиями. В Италии, например, готическая церковная архитектура распространилась по всей стране, хотя и была менее интенсивной по сравнению с другой стороной Альп. По этой причине итальянскую готику часто называют умеренной готикой.
В Италии нет готических церквей, которые достигают головокружительной высоты или используют огромные скульптуры, которые можно найти в их французских аналогах.
Сиенский собор (1215) в Сиене, Италия; © Raimond Spekking
Итальянская готическая церковная архитектура оставалась простой и традиционной. Фасад Сиены был спроектирован на двух уровнях и включает в себя аспекты французского готического наследия, а также классической архитектуры . Использование полихромного мрамора и геометрического орнамента придает зданию тосканский оттенок. Верхний уровень больше напоминает французские готические церкви с вершинами и готическим орнаментом.
В интерьере готического собора есть изысканное окно-розетка работы Дуччо ди Бонинсенья и резная мраморная кафедра работы Никола Пизано.
Zagreb Cathedral (1217) – Zagreb, Croatia
Date Completed | 1217 |
Architect | Hermann Bollé (1845 – 1926) |
Function | Собор |
Местонахождение | Загреб, Хорватия |
История Загребского собора началась в конце 11 века, вскоре после основания Загребского епископства. В 1217 году была освящена ранняя церковь в неороманском стиле. Он был сильно разрушен во время монгольского нашествия в 1242 году, но вскоре после этого начался ремонт. Восточная часть собора была построена в готическом стиле между 1264 и 1284 годами с нижними сводами.
Западные стены, а также нижние части двух колоколен были построены между 1366 и 1433 годами.
Загребский собор (1217) в Загребе, Хорватия; Ex13, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons
Своды одинаковой высоты были построены во всех проходах и приподнятом хоре между 1500 и 1510 годами. Неф был изменен и приподнят. К этому моменту экспансия Османской империи поставила Загреб под угрозу. Готический собор получил дополнительное барочное украшение в 18 веке, в том числе барочную кафедру и красиво украшенные алтари.
Когда турецкое вторжение прекратилось, крепостные стены с восточной и южной сторон были отремонтированы и превращены в резиденцию архиепископа.
Salisbury Cathedral (1220) – Salisbury, England
Date Completed | 1220 |
Architect | Richard Poore (d. 1228) |
Function | Собор |
Местоположение | Солсбери, Англия |
Англиканский собор является одним из величайших британских образцов ранней английской готической архитектуры, и важно отметить, что это одна из трех церквей в Англии без кольца. колоколов, два других — Норвич и Эли. В Солсбери находится самый высокий церковный шпиль в Соединенном Королевстве.
Здесь находятся старейшие в мире действующие механические часы, датируемые примерно 1386 годом, а также замечательная коллекция готических витражей, в частности «Окно-роза».
Солсберийский собор (1220) в Солсбери, Англия; Энтони МакКаллум: кто является загрузчиком, фотографом, полным владельцем авторских прав и владельцем WyrdLight. com, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons администрация епископа Ричарда Пура, предоставившего место для собора. Это, без сомнения, одно из самых узнаваемых средневековых сооружений в стране. Наличие, возможно, самого значительного артефакта в английской истории — Великая хартия вольностей – несомненно, главная достопримечательность.
С 1215 года сохранилось всего четыре экземпляра, из которых лучше всех сохранился Солсбери.
Bourges Cathedral (1230) – Bourges, France
Date Completed | 1230 |
Architect | Guillaume de Danjeon (1140 – 1209) |
Function | Собор |
Местонахождение | Бурж, Франция |
С 12 по 15 века готический стиль процветал в Западной Европе, пока его не вытеснили ренессансные конструкции. С возведением аббатства Сен-Дени, первого собора, Франция стала местом, откуда этот стиль возник и распространился.
Собор в Бурже, посвященный Сент-Этьену, первому христианскому мученику, является одним из самых представительных, если не самым известным, этих французских шедевров.
Буржский собор (1230) в Бурже, Франция; JPRoche, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons
Это величественное сооружение было построено на месте древнего монастыря в конце 1100-х годов. Он был тесно связан с господством Капетингов в регионе, которому он стал памятником. Две асимметричные башни, одна с роскошными готическими крокетами и вершинами, а также внушительная система двойных контрфорсов отличают Буржский собор.
Особого внимания заслуживают резные порталы, особенно тот, что изображает Страшный суд.
York Minster (1230) – York, England
Date Completed | 1230 |
Architect | Walter de Gray (1180 – 1255) |
Function | Собор |
Местоположение | Йорк, Англия |
Первоначально деревянная церковь была построена из камня, и король Освальд наблюдал за ее завершением. Он был значительно отремонтирован в 664 году нашей эры и еще раз после пожара в 741 году нашей эры. Это сооружение просуществовало немного дольше, но было разрушено в 1069 году во время норманнского штурма города. Йоркский собор — образец готической архитектуры. Ранее это был норманнский собор.
Архиепископ Роже из Пон-Левек построил нормандский хор примерно в конце следующего века.
York Minster (1230) в Йорке, Англия; MatzeTrier, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Похоже, его вдохновил дизайн Даремского собора. Строительство нынешнего здания началось в 1220 году под руководством архиепископа Вальтера де Грея и продолжалось более 200 лет. Он представляет почти все этапы готической архитектуры с 1230 по 1475 год. Этот дизайн отличается остроконечными арками и декоративными украшениями.
901:24 Первоначальная нормандская постройка была снесена по мере продолжения работ.
Wells Cathedral (1239) – Wells, England
Date Completed | 1239 |
Architect | William Joy (1329 – 1348) |
Function | Собор |
Местоположение | Уэллс, Англия |
Самый первый представитель ранней готической английской архитектуры, Уэллсский собор на юго-западе Англии, порвал с прежним романским стилем. Его дизайн иллюстрирует, как готический архитектурный стиль приобрел несколько национальных вариантов. Наиболее примечательной особенностью сооружения, возможно, является впечатляющий Западный фасад, который был закончен в середине 1200-х годов и включает более 300 скульптур в виде человеческих фигур.
Скульптуры французского дизайна обычно располагались в воротах, но в Уэллсе они полностью закрывают ниши фасада.
Собор Уэллса (1239) в Уэллсе, Англия; Diliff, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Поскольку в средние века резные фигуры были окрашены в синий, красный и белый цвета, воздействие должно было быть гораздо более впечатляющим. Еще одним интригующим аспектом Уэллсского собора является его музыкальная история. Четырехлистники над входом имеют отверстия.
Благодаря этому голоса певчих были слышны прямо с фасада, что является отличительной чертой этой сложной готической церкви.
Basilica of Saint Francis of Assisi (1253) – Assisi, Italy
Date Completed | 1253 |
Architect | Elias of Cortona (1180 – 1253) |
Function | Cathedral |
Location | Assisi, Italy |
The Basilica of Saint Francis of Assisi is a popular pilgrimage destination for Catholics all around the world. Его архитектура, вероятно, поразит посетителей, поскольку представляет собой настоящее сочетание готических и романских черт. Он символизирует начало нового творческого периода.
По правде говоря, базилика кажется настоящей двойной церковью с разными зданиями и функциями.
Базилика Святого Франциска Ассизского (1253 г.) в Ассизи, Италия; Бертольд Вернер, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Верхняя базилика, больше в готическом стиле, предназначалась для проведения мероприятий и проповедей, а Нижняя базилика, в которую входил склеп святого Франциска, тезки ордена, предназначалась для размышление и более личная преданность. Дизайн церкви достигает тонкого и сбалансированного объединения; есть характеристики, связанные с романскими традициями Умбрии, такие как остроконечный фасад и прочные четырехугольные башни, а также части, вдохновленные более современным готическим стилем.
Стрельчатые арки в нефе, контрфорсы и стрельчатые крестовые своды являются примерами этого влияния.
Reims Cathedral (1275) – Reims, France
Date Completed | 1275 |
Architect | Jean d’Orbais (1175 – 1231) |
Назначение | Собор |
Местоположение | Реймс, Франция |
Реймский собор считается одним из самых важных образцов готической архитектуры в мире. Что придает этой структуре индивидуальность? В течение 800 лет он играл ключевую роль в истории Франции. Французско-немецкое примирение также было официально подтверждено в Реймсе в 1962 году.
Контрфорсы Реймского собора также являются прекрасными декоративными украшениями, отражающими величие собора.
Реймский собор (1275 г.) в Реймсе, Франция; bodoklecksel, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons
Из-за арок, которые поддерживают каркас здания, были созданы большие проемы, позволяющие свету проникать через эффектные витражи. Освещенный собор стал эффектным световым шоу, как и планировалось его проектировщиками в начале 13 века.
Есть также 2300 скульптур, которые добавляют очарования собору: арки, колонны статуй, декоративные фигуры внутри и снаружи, дарохранители и знаменитый улыбающийся ангел.
Orvieto Cathedral (1290) – Orvieto, Italy
Date Completed | 1290 |
Architect | Lorenzo Maitani (1275 – 1330) |
Function | Собор |
Расположение | Орвието, Италия |
Собор Орвието, возможно, не является одним из самых известных соборов в Италии, но он, безусловно, обладает скрытой жемчужиной, поскольку он, безусловно, обладает своей красотой. . Он был построен в конце 1200 года по приказу Папы Николая IV в память о евхаристическом чуде Больсены, городка недалеко от Орвието.
Согласно традиции, во время служения мессы в маленькой общине священник обнаружил, что святое тело истекает кровью на капрале.
Собор Орвието (1290) в Орвието, Италия; Livioandronico2013, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Драгоценная реликвия в настоящее время хранится в часовне собора. Церковь Орвието включает в себя готические черты, основанные на итальянской интерпретации. Его окно-розетка, которое восстановил Орканья, очень примечательно и имеет уникальную форму с 22-сторонним многоугольным узором. Фасад собора изыскан и считается великим произведением церковной архитектуры.
Три большие бронзовые двери, потрясающие позолоченные мозаики и великолепное окно-розетка.
Saint Vitus Cathedral (1344) – Prague, Czech Republic
Date Completed | 1344 |
Architect | Peter Parler (1333 – 1399) |
Назначение | Собор |
Местоположение | Прага, Чешская Республика |
Собор Святого Вита — готическая церковь римско-католического вероисповедания, расположенная на территории Пражского Града, возвышающаяся над пражской Малой Страной. Это, без сомнения, один из самых заметных и узнаваемых памятников в Праге и во всей Чехии. Готический собор — это гораздо больше, чем прекрасное место для христианского поклонения и религиозного уединения.
Его можно определить только как исключительное произведение искусства и впечатляющее зрелище. Увидеть это своими глазами – возможность, которая выпадает раз в жизни.
Собор Святого Вита (1344) в Праге, Чехия; Alvesgaspar, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons
Собор Святого Вита считается одним из самых выдающихся памятников страны и духовной иконой Чешской Республики. В соборе Святого Вита с 10 века находится епископ Пражской епархии. Помимо невообразимого количества служб и других католических мероприятий, здесь короновались несколько чешских монархов и королев.
Это последнее пристанище многих монархов, святых, лордов и архиепископов.
Milan Cathedral (1386) – Milan, Italy
Date Completed | 1386 |
Architect | Donato Bramante (1444 – 1514) |
Function | Собор |
Местоположение | Милан, Италия |
Милан — оживленный и шумный город, но его исторический собор считается сердцем города. Он посвящен Святой Марии, а позолоченная фигура Богородицы, расположенная на самом верхнем шпиле, является культовой эмблемой города. Миланский собор не пугает большое скопление людей: это самый большой храм Италии (не считая Ватикана) и может вместить до 40 000 человек. Он также богато украшен готическими скульптурами, фигурами и горгульями.
Среди них «Новый закон» (1810 г.), почти точная копия Статуи Свободы.
Миланский собор (1386) в Милане, Италия; Jiuguang Wang, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons
Строительство Миланского собора заняло более 600 лет, и оно до сих пор не завершено! Его фасад был открыт в 1418 году, но веками оставался незавершенным, пока не вмешался Наполеон. Он по-прежнему находится в центре внимания текущих ремонтов и чисток, чтобы сохранить белый и розовый мрамор.
Проект сохранения был инициирован королем Джаном Галеаццо Висконти в ознаменование региональной экспансии его семьи.
Cologne Cathedral (1560) – Cologne, Germany
Date Completed | 1560 |
Architect | Master Gerhard (1210 – 1271) |
Function | Собор |
Местоположение | Кельн, Германия |
Германия известна не только своими средневековыми замками и укреплениями; Готические церкви также производили впечатление на протяжении всего Средневековья. Кельнский собор, например, является самой большой готической церковью в Северной Европе. Его две башни с массивными шпилями имеют высоту более 150 метров, что делает его самым высоким сооружением в мире до 1884 года.
Кельнский собор (1560 г.) в Кельне, Германия; Thomas Wolf, www.foto-tw.de, CC BY-SA 3.0 DE, через Wikimedia Commons
В Кельнском соборе со времен Средневековья хранились мощи трех королей, которые были вывезены из другого собора в Милане Фридрихом. Барбаросса, император Священной Римской империи. Эта святая реликвия была невероятно важна для христианского благочестия и теперь хранится в золотой шкатулке, созданной известным ювелиром Николя де Верденом.
Готический собор также пережил многие из худших драматических периодов 20-го века.
Во время Второй мировой войны его бомбили 14 раз, и один из его красивых витражей был разрушен. Герхард Рихтер, современный визуальный художник, воссоздал его в 2007 году, создав современный витраж, изобилующий пикселями — новый вид готического стекла.
Готическая архитектура стала одним из самых уникальных стилей строительства в мире, одновременно экстравагантным с эстетической точки зрения и трансцендентным с философской точки зрения. Хотя он зародился в средние века, уникальный жанр продолжает очаровывать и сегодня, что видно на примере некоторых захватывающих дух готических соборов Европы. В то время как готическая архитектура кажется уникальным строительным стилем, на ее характерный дизайн повлияло множество вдохновений на протяжении веков.
Часто задаваемые вопросы
Как вы определяете готическую архитектуру?
Готическая архитектура — это европейская архитектурная форма, в которой подчеркивается высота и которая имеет богато украшенный и изысканный внешний вид. Несмотря на свое первоначальное французское происхождение, стиль готической архитектуры можно найти в соборах, замках и других сопоставимых сооружениях по всей Европе и за ее пределами. В то время как готический стиль варьируется в зависимости от возраста, местоположения и типа конструкции, распространены основные архитектурные характеристики, такие как стрельчатые арки, массивные витражи, контрфорсы, ребристые своды и богатый орнамент.