Понятие произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства
Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, включая проекты, чертежи, изображения и макеты, бывают в виде двухмерного изображения, например: рисунок, план, чертеж и так далее. А также в трехмерном объемно-пространственном типе, например: макет, модель, сооружение и другие.
Итог такой творческой функциональности проявляется в архитектурных проектах, в группе которых могут числиться трехмерные изображения, например:
- макет;
- модель;
- трехмерное компьютерное изображение.
Главный способ выполнения архитектурного проекта – это его практическое осуществление в процессе создания документации для строительства архитектурного объекта.
Применение архитектурного, градостроительного или садово-паркового проектирования для осуществления разрешается только один раз, если другое не зафиксировано договором, в отношении которого он организован. Проект и созданная на его основе документация касаемо строительства, могут быть реализованы вторично только с одобрения автора произведения архитектуры.
Судебная практика
6 ноября 2012 г. Президиум ВАС РФ отправил на новое разбирательство дела № А60-10618/2011 (постановление от 06.11.2012 № 7697/12). Соответственно со сведениями дела, ООО «11-11-13» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском индивидуальному предпринимателю К., ООО «Г», ООО «С.Т.С» и ООО «Д» об обязанности в 30-дневный срок с момента становления действительным решения суда уничтожить конструкции. А также о взыскании с ответчиков согласно компенсации за неисполнение особенного права на проектную документацию.
ООО «Н-П-Б» обозначило, что в августе 2010 г. стало известно об осуществленном проекте без его ведома и разрешения, который выполняется вторично посредством возведения строения.
Замечание 1Заключением Арбитражного суда Свердловской области об удовлетворении исковых требований – отказано.
А вердиктом Семнадцатого арбитражного апелляционного суда это решение было оставлено без поправок. Федеральный арбитражный суд Уральского округа не изменил решения судов первой инстанции и апелляционной инстанции.Президиум ВАС РФ сделал заключение, что заявление должно быть удовлетворено по следующим основаниям:
- в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1294 ГК РФ, архитектурный проект и осуществленная на его основе документация для строительства, могут быть реализованы вторично только с одобрения правообладателя. Но такого согласия ООО «Н-П-Б» не предоставляло;
- на основании п. 1 ст. 1229 ГК РФ, право реализации итога интеллектуальной функциональности или системы индивидуализации на свое усмотрение разными способами не противоречащими законам, относится только к гражданину или юридическому субъекту. Такое лицо имеет исключительное право на этот результат;
- соответственно со статьей 1270 и 1294 ГК РФ, реализацией архитектурного произведения являются: создание строительной документации, а также практическое использование архитектурного, градостроительного и садово-паркового проекта;
- абз. 4 ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной функциональности в Российской Федерации» по смыслу, как архитектурный план, так и уже готовый объект, включают в себя архитектурное решение:
- авторский проект объекта;
- его наружный и внутренний образ;
- объемную, планировочную и функциональную организацию;
- учитывая своеобразность архитектурной функциональности, которая содержит двухступенчатый порядок реализации архитектурного решения, установлены два вида его воплощения:
- форма произведения градостроительства, архитектуры и садово-паркового творчества;
- форма проектов, изображений, чертежей и макетов, оберегаемые авторским правом (абз. 9 п. 1 ст. 1259 ГК РФ).
Нарушение прав
Итак, для целей определения факта наличия противозаконного применения архитектурного произведения необходимо обнаружение в неоднозначном объекте идеи, замысле и сопоставление его с архитектурным решением. И неважно какой объективный вид архитектурного проекта или объекта носили сравниваемые решения.
Замечание 2Отсюда следует, что в рассматриваемом деле судами совершен неверный вердикт о том, что факт несоблюдения исключительных правил ООО «Н-П-Б» на архитектурный проект можно утвердить только при сравнении проектной документации ООО «Н-П-Б» с проектной документацией ООО «Н-П-Б», изготовленной ООО «Д». Установление неисполнения авторских прав на произведение архитектуры реально при сопоставлении проекта с проектом и проекта с объектом, либо объекта с объектом. Все названные способы подтверждения может доказать неисполнение авторского права на произведение архитектуры. Выбор варианта доказывания выполняется истцом.
Опираясь на вышеуказанное постановление ВАС РФ следует: авторская идея архитектурного объекта показывает себя как в архитектурном проекте, так и в уже созданном объекте. Следовательно, чтобы подтвердить незаконное применение проектной документации, истец имеет право использовать сопоставление:
- проекта с проектом;
- проекта с объектом капитального строительства;
- объекта с объектом.
Создатель произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства имеет право потребовать от клиента определенного проекта предоставление права на участие в осуществлении своего плана, если договором не установлено другое. А также, автор имеет право на выполнение авторского контроля на создание документации для строительства и право наблюдения за строительством здания, постройки или другого осуществления определенного проекта.
Замечание 3Стоит присмотреться к тому факту, что клиент предоставляет поручение на проектирование произведения архитектуры и градостроительства. Это задание относится к технической документации. А также, оно определяет границу для исполнения творческой задумки автора, но не может быть объектом авторского права. Судебная практика тоже доказывает это мнение.
В соответствии с указом Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 5816/11 по делу № А32-47315/2009-48/723-2010-68/15, предметом авторского права не является документация для постройки в общем, а только архитектурный план, который является частью документации, выражающей архитектурное заключение. Основываясь на ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, плановая документация подразумевает данные, включающие в себя материалы в текстовом и схематичном виде. Они определяют архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические заключения для гарантии строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их частей и основательного ремонта в том случае, если в его постройке подчеркиваются конструктивные и иные свойства исправности и защищенности объектов основательного строительства (в редакции, действовавшей до 22 июля 2011 г.).
Частью 12 указанной статьи установлено, что архитектурные заключения относятся к составной доле проектной документации. Следовательно, ее оборона сама по себе не выполняется.
Порядок авторского контроля и надзора
Распорядок выполнения авторского контроля и наблюдения определяется федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству. В нынешнее время этот порядок определен указом Госстроя России от 10.
06.1999 № 44 «Об одобрении и вводе в действие свода правил», «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений». Касается это архитектурных объектов, под которыми предполагаются здания, сооружения, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объектов обустройства, панорамы или садово-паркового искусства, выполненные на основе архитектурного плана. Архитектурный объект в процедуре строительства тоже относится к авторскому праву.Зачастую произведения архитектуры и градостроительства выполняются общим трудом соавторов.
Замечание 4Индивидуальность такого соавторства в том, что оно всегда едино. Характеризуется это тем, что реализация совместного творческого замысла соавторов реально только в тогда, если все части архитектурного проекта в форме архитектурных объемно-планировочных заключений будут представлены. Это даст возможность воспринимать их как неразделимые.
Одновременно, конфискация и изменение некоторых частей архитектурного проекта неминуемо провоцирует конкретные изменения иных частей.
Возможно и без разрешения автора или другого правообладателя, и без вознаграждения, доклад по эфиру или по кабелю фотографического произведения, архитектурного и изобразительного искусства. Они все время остаются в месте, открытом для посещения любого. Исключением являются ситуации, когда картина произведения таким образом носит функцию главного объекта этого воспроизведения, сообщения в эфир, по кабелю или в том случае, когда картина произведения применяется в коммерческих целях (ст. 1276 ГК РФ).
25 самых удачных примеров архитектуры
Зачастую архитектура бывает качественной и комфортной, но лишенной при этом художественной составляющей. Однако, если потрясающая архитектура сочетается с невероятным дизайном, это произведение становится настоящим шедевром.
Подборка из 25 самых невероятных и вдохновляющих примеров удачного симбиоза архитектуры и дизайна, которые должен увидеть каждый.
1. «Кубические дома» в Роттердаме, Голландия
‘Кубические дома’ в Роттердаме, Голландия
‘Кубические дома’ в Роттердаме
«Кубические дома» — это комплекс из домов, построенных в 1984 году в Роттердаме по оригинальному проекту архитектора Пита Блома. Самым неординарным и смелым шагом автора стало решение повернуть параллелепипеды домов на 45 градусов и поставить их углами на шестигранные пилоны.
В состав общей композиции входят 38 подобных домов и ещё 2 огромных перевернутых супер-куба, причём все они взаимосвязаны друг с другом. Каждый дом состоит из трех этажей, на которых расположены входы, гостиные с кухнями, спальни с ванной комнатой и небольшие сады-террасы. «Кубические дома» считаются главной достопримечательностью современного Роттердама.
2. Жилой комплекс «Лесная спираль» в Дармштадте, Германия
Жилой комплекс ‘Лесная спираль’ в Дармштадте, Германия
Жилой комплекс ‘Лесная спираль’ в Дармштадте
«Лесная спираль» — это жилой комплекс в форме спирали, построенный в 2000 году в немецком городе Дармштадте по проекту известного австрийского архитектора-художника Фриденсрайха Хундертвассера.
Основной концепцией комплекса служит слияние природы с городской средой — на крыше комплекса растут бук, клён и различные кустарники, а во дворе расположен небольшой водоём с лягушкаи и рыбами.
12-этажное здание рассчитано на 105 квартир, каждая из которых — уникальна. Фасад «Лесной спирали» украшен керамическими панелями и колоннами всех цветов радуги, а внутри дома отсутствуют прямые линии и острые углы.
3. Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе, Испания
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе, Испания
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе, Испания
Театральный комплекс, посвященный творчеству великого художника-сюрреалиста Сальвадора Дали, был построен в Фигерасе в 1974 году. В состав музейного ансамбля входят непосредственно здание музея, башня «Галатея» и часть средневековых стен города.
Силуэт Театра-музея Дали стал настоящим символом международного направления поп-арта, а его геодезический купол невозможно спутать с чем-то еще. В музее представлена самая масштабная и разнообразная коллекция произведений великого мастера, в основу которой легла его собственная коллекция.
Также, под куполом музея находится склеп с забальзамированным телом художника, что представляет интерес для настоящих фанатов его творчества.
4. Национальный стадион «Птичье гнездо» в Пекине, Китай
Национальный стадион «Птичье гнездо
Национальный стадион «Птичье гнездо
Главный олимпийский объект Пекина был построен в преддверии Игр в 2008 году. Чаша стадиона имеет очень интересный и необычный внешний вид, который стал возможен благодаря конструкции из высококачественной стали, покрытой полимерами.
Впервые попавший на стадион болельщик будет крайне удивлен детальной продуманностью и цельностью главного символа нового Пекина — даже светильники вдоль дорожек, ведущих к входам на стадион, выглядят, как миниатюрные птичьи гнезда, подчеркивая тем самым общую концепцию объекта.
5. Лютеранская церковь Хадльгримскиркья в Рейкьявике, Исландия
Лютеранская церковь Хадльгримскиркья в Рейкьявике, Исландия
Лютеранская церковь Хадльгримскиркья в Рейкьявике: интерьер помещения
Лютеранская церковь Хадльгримскиркья, находящаяся в самом центре Рейкьявика, занимает почетное четвёртое место в списке самых высоких зданий Исландии. Она получила свое название в честь исландского поэта и духовного лидера Хадльгримюра Пьетурссона.
Работы по возведению этой церкви начались еще в 1945 году, а закончились лишь в 1986 году, что является для Исландии абсолютным рекордом. Крайне необычное по форме здание церкви стало одним из символов города Рейкьявик.
6. Небоскреб Grand Lisboa в Макао, Китай
Небоскреб Grand Lisboa в Макао, Китай
Небоскреб Grand Lisboa в Макао: ночной кадр
47-этажный небоскрёб Grand Lisboa, достигающий в высоту 258 метров — самое высокое здание в автономной китайской территории Макао. Суперсовременное здание отеля, напоминающее цветок лотоса, было построено в 2008 году в стиле постмодернизма.
Комплекс состоит из 650 гостиничных номеров и открывшегося в 2006 году 8-этажного сферического подиума, в котором можно поиграть в казино, пройтись по магазинам и провести время в дорогих ресторанах и барах. Отель Grand Lisboa стал главной достопримечательностью Макао.
7. Оперный театр в Сиднее, Австралия
Оперный театр в Сиднее, Австралия
Оперный театр в Сиднее на закате
Сиднейский оперный театр, построенный в 1973 году по проекту датского архитектора Йорна Утцона в стиле экспрессионизм, считается одним из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира. Также сиднейская опера — это самая главная достопримечательность целого континента.
Два крупнейших свода из раковин образуют потолки двух главных залов: Концертного и Театра Оперы. В других залах потолки образуются с помощью более мелких сводов.
Парусообразные оболочки крыш придают театру уникальность. 28 июня 2007 года здание оперного театра в Сиднее обрело статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
8. Жилой дом Бальо в Барселоне, Испания
Жилой дом Бальо в Барселоне, Испания
Жилой дом Бальо в Барселоне: интерьер
Красивейший жилой дом Бальо был построен в 1877 году в Барселоне по проекту Антонио Гауди для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса. Главной особенностью дома Бальо многие считают полное отсутствие прямых линий.
Волнистые очертания видны как в декоративных деталях фасада, так и в оформлении интерьера. Существует множество споров относительно того, что выражает главный фасад здания, однако, скорее всего, наиболее верным можно признать сравнение дома Бальо с огромной фигурой дракона — любимого персонажа Гауди. В 2005 году художественный памятник Испании был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
9. Филиал Университета Купера в Нью-Йорке, США
Филиал Университета Купера в Нью-Йорке, США
Филиал Университета Купера в Нью-Йорке: интерьер помещения
Здание филиала Университета Купера было возведено в 2009 году по проекту американского архитектора-обладателя Притцкеровской премии Тома Мэйна. Само здание представляет собой образец гармоничного сочетания брутального фасада с просторным и светлым интерьером.
Интересно, что Университет Купера является единственным в США бесплатным частным университетом.
10. Пирамида Лувра в Париже, Франция
Пирамида Лувра в Париже, Франция
Пирамида Лувра в Париже
Стеклянная пирамида Лувра, построенная в 1989 году во дворе Наполеона по проекту знаменитого американского архитектора Бэй Юймина, служит в качестве главного входа в знаменитый музей и является одним из символов современного Парижа.
Вокруг главной пирамиды расположены еще три пирамиды поменьше — они используются только в качестве иллюминаторов. Их грани полностью состоят из стекла, за счет чего обеспечивается наиболее оптимальное освещение подземного вестибюля.
Также вокруг большой пирамиды устроены декоративные фонтаны, что в совокупности производит на туристов невероятные впечатления.
11. Музей Соломона Гугенхайма в Бильбао, Испания
Музей Соломона Гугенхайма в Бильбао, Испания
Музей Соломона Гугенхайма в Бильбао
Музей Гугенхайма в Бильбао представляет собой огромное выставочное пространство из каменных, стеклянных и титановых нагромождений, повторяющее контуры реки Нервион. Так как проектирование и строительство этого огромного комплекса в Бильбао мало освещалось в прессе, то открытие здания в 1997 году вызвало взрыв восторга как у местного населения, так и у ценителей искусства.
Именно это невероятное здание возвело своего автора, американца Фрэнка Гери, в ранг великих архитекторов современности.
12. Аттракцион «Атомиум» в Брюсселе, Бельгия
Аттракцион ‘Атомиум’ в Брюсселе, Бельгия
Аттракцион ‘Атомиум’ в Брюсселе: ночной кадр
Расположенный в бельгийской столице аттракцион «Атомиум» был построен специально к открытию Всемирной выставки 1958 года как символ нового атомного века и мирного применения атомной энергии.
Необычное сооружение сначала было покрыто алюминиевым слоем, но после завершения ремонтных работ 2006 года основным облицовочным материалом стала стальная оболочка. «Атомиум» состоит из девяти атомов-кабин, объединенных в единый фрагмент кристаллической решётки железа, увеличенный в 165 миллиардов раз.
Высота атомиума — чуть больше 100 м, а общий вес конструкции — около 2400 тонн.
13. Храм Лотоса в Нью-Дели, Индия
Храм Лотоса в Нью-Дели, Индия
Храм Лотоса в Нью-Дели: ночной кадр
Храм Лотоса, построенный в 1986 году, расположен в индийском городе Нью-Дели. Огромное сооружение храма, покрытое белоснежным мрамором, выполнено в форме распускающегося цветка лотоса.
Этот шедевр современной архитектуры считается одной из самых популярных достопримечательностей Индии. Любопытно, что недавно Храм Лотоса по популярности у туристов официально обошел своего главного «конкурента» — знаменитый мавзолей Тадж-Махал.
14. Отель-парус «Бурдж-аль-Араб» в Дубае, ОАЭ
Отель-парус «Бурдж-аль-Араб
Отель-парус «Бурдж-аль-Араб
«Бурдж-аль-Араб» (перевод с араб. — Арабская башня) — это шикарный, современный отель, расположенный в открытом море на расстоянии около 280 метров от береговой линии Дубая. Основанием для этого отеля служит специально возведенный искусственный остров, который соединен с землёй при помощи моста.
«Бурдж-аль-Араб», достигающий 321 м в высоту, долгое время считался самым высоким отелем в мире, пока в 2008 году не был возведен другой дубайский отель — 333-метровая «Башня Розы».
15. Храм Святого Семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне, Испания
Храм Святого Семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне, Испания
Храм Святого Семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне
Храм Святого Семейства, расположенный в столице Каталонии, строится по проекту великого Антонио Гауди на частные пожертвования с 1882 г. и по сей день, что делает здание самым известным долгостроем за всю историю человечества.
Реклама
Отделка и декор здания просто поражают воображение проработанностью деталей, обилием всевозможных сюжетов и чрезвычайно гармоничным сочетанием самых разных архитектурных стилей — здесь присутствуют такие направления, как модерн, готика, барокко и восточная архитектура.
Только при виде этого потрясающего здания, можно оценить, с какой дотошностью и любовью относился автор к каждому сантиметру своего произведения. Удивительно, что даже находясь на стадии строительства, Саграда Фамилия стал главной достопримечательностью Барселоны.
16. Павильон Джея Притцкера в Чикаго, США
Павильон Джея Притцкера в Чикаго, США
Павильон Джея Притцкера в Чикаго с высоты птичьего полета
Павильон Джея Притцкера является важнейшим элементом в преобразовании железнодорожных станций в центральной части Чикаго в единую структуру Парка Миллениум. Место проведения мероприятий формируется с помощью лент из нержавеющей стали, плавно переходящих в туннель из стальных труб, который регулирует распределение звука с помощью уникальной аудиосистемы.
В павильоне и на прилегающей к нему лужайке могут разместиться 7000 человек. Главная эстрада спроектирована таким образом, чтобы создать эффект акустики закрытого концертного зала. Комплекс чикагского павильона стал по-настоящему знаковым проектом в творческой биографии архитектора Фрэнка Гери.
17. Общественная скульптура «Клауд-Гейт» в Чикаго, США
Общественная скульптура ‘Клауд-Гейт’ в Чикаго, США
Общественная скульптура ‘Клауд-Гейт’ в Чикаго: ночной кадр
Скульптура «Клауд-Гейт» (перевод с англ. Cloud Gate — Облачные врата) расположена на центральной площади Чикаго AT&T Plaza в Миллениум-парке. Автором идеи столь необычного общественного объекта выступил известный британский скульптор и художник Аниш Капур.
Вскоре после официального открытия в 2006 году скульптура «Клауд-Гейт» за свою форму получила неофициальное прозвище «боб». Поверхность объекта формируют 168 листов нержавеющей стали; его размеры составляют — 10 х 20 х 13 м, а вес — порядка 100 тонн.
Многие считают, что прообразом, вдохновившим скульптора на это оригинальное произведение, явилась капля ртути.
18. Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, США
Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, США
Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе с высоты птичьего полета
Фрэнку Гери была предоставлена возможность спроектировать новый концертный зал еще 1988 году, однако он был открыт лишь в 2003. Сегодня критики и далекие от мира музыки люди согласны с тем, что результат стоил всех этих лет ожидания.
Этот необыкновенный волнообразный комплекс с фасадом, покрытым излюбленным материалом архитектора — нержавеющей сталью, отражает страсть архитектора к плаванию. Концертный зал возвышается над Гранд Авеню и является одним из символов современной архитектуры Лос-Анджелеса.
19. Кривой домик в Сопоте, Польша
Кривой домик в Сопоте, Польша
Кривой домик в Сопоте: ночной кадр
Кривой домик был построен в 2004 году в польском городе Сопоте по проекту местных архитекторов Шотинских и Залевского. Вдохновением для них послужили рисунки художников-иллюстраторов Яна Шанцера и Пера Оскара Дальберга.
Дом полностью оправдывает свое название, не имея ни одного прямого угла или ровной поверхности. При виде этого сооружения, у многочисленных туристов складывается впечатление, что либо дом расплавился на солнце, либо они видят отражение обычного дома в кривом зеркале.
20. Музей музыки в Сиэтле, США
Музей музыки в Сиэтле, США
Музей музыки в Сиэтле с высоты птичьего полета
Невероятный музей музыки в Сиэтле был открыт в 2000 году. При проектировании музея архитектор Фрэнк Гери вдохновлялся формой гитары культового американского музыканта Джими Хендрикса, которую тот постоянно разбивал после своих концертов.
Именно сломанный музыкальный инструмент и лежит в основе облика этого удивительного комплекса из нержавеющей стали и алюминия всевозможных оттенков фиолетового цвета, серебра и золота.
21. Музей «Кунстхаус» в Граце, Австрия
Музей ‘Кунстхаус’ в Граце, Австрия: с высоты птичьего полета
Музей ‘Кунстхаус’ в Граце: ночной кадр
«Кунстхаус» — это музей современного искусства, открытый в рамках программы «Культурная столица Европы» в австрийском Граце в 2003 году. Современное здание построено в стиле блоб, что выступает сильным контрастом по отношению к достаточно традиционной окружающей застройке.
Основа здания выполнена из железобетона, а внешней оболочкой служат голубые пластиковые панели. Особо примечателен огромный медиа-фасад музея площадью 900 кв. м. Он состоит из мелких светящихся элементов, которые можно программировать с помощью компьютера. Таким образом, на фасад можно проецировать инсталляции и даже фильмы.
22. Небоскрёб Мэри-Экс в Лондоне, Великобритания
Небоскрёб Мэри-Экс в Лондоне, Великобритания
Небоскрёб Мэри-Экс в панораме Лондона
Небоскреб Мэри-Экс, получивший прозвище «дом-огурец», был построен в Лондоне в 2004 году по проекту барона Нормана Фостера. Расположенное в финансовом центре Лондона здание считается одним из самых экологичных в мире и имеет статус «самого зеленого небоскреба».
Основную площадь «Огурца» занимают многочисленные офисные помещения компании Swiss Re. Первые этажи открыты для всех посетителей, а в верхних располагаются дорогие кафе и рестораны с панорамными видами на город.
Стоит отметить, что Мэри-Экс стал самым дорогим зданием Великобритании, обойдясь швейцарской страховой компании в рекордные 630 миллионов фунтов стерлингов.
23. Главный офис компании «Лонгабергер Баскет» в Нью-Арке, США
Главный офис компании ‘Лонгабергер Баскет’ в Нью-Арке, США
Главный офис компании ‘Лонгабергер Баскет’ в Нью-Арке
Главный офис компании «Лонгабергер Баскет», построенный в 1997 году в американском штате Огайо, представляет собой 7-этажный дом, выполненный в форме корзины для пикника.
Выглядит это сооружение довольно забавно: окна расположены так, что создают имитацию плетения, а желтый цвет фасадов и огромные ручки на крыше, дополняют образ «корзины».
24. Музей в Ханое, Въетнам
Музей в Ханое, Въетнам
Музей в Ханое: интерьер помещения
Музей в Ханое был спроектирован немецким архитектурным бюро GMP. Внешне здание напоминает перевернутую пирамиду, основанием которой служит крыша этого современного комплекса.
Отдельно стоит отметить роскошный интерьер музея — окрашенные в белый цвет стены проходят вдоль спиралевидных лестниц и большой рампы.
Дизайн интерьера чем-то напоминает внутреннее убранство музея Гугенхайма в Нью-Йорке, однако снаружи это — два совершенно разных здания.
25. Павильон Арагона в Сарагосе, Испания
Павильон Арагона в Сарагосе, Испания
Павильон Арагона в Сарагосе: фрагмент фасада
Еще одно здание, чем-то напоминающее плетеную из стекла и стали корзину, было построено в испанской Сарагосе в 2008 году. Строительство этого комплекса было приурочено к международной выставке Expo-2008, главной темой которой была проблема недостатка водных ресурсов на Земле.
По словам авторов этого оригинального павильона, «сооружение должно отразить глубокий след, оставленный на территории Сарагосы пятью древними цивилизациями, жившими когда-то в окрестностях города. В стенах Павильона Арагона можно получить подлинную информацию об истории воды и о том, как человечество использовало водные ресурсы в былые времена.
Самые значимые произведения архитектуры 2010-х годов — журнал Azure
10 самых влиятельных архитектурных проектов десятилетия
Список ведущих зданий 2010-х годов, составленный Azure, включает три музея, два жилых комплекса и одну потрясающую часовню в Португалии.
- Слова
- Дэнни Синополи, Эван Павка, Элизабет Пальяколо, Стефан Новакович
- Опубликовано
- 20 декабря 2019 г.
- ПОДЕЛИТЬСЯ
Твиттер, фейсбук, LinkedIn, Пинтерест, Электронная почта
Мы полагаемся на доходы от рекламы, чтобы поддерживать творческий контент на нашем сайте. Пожалуйста, подумайте о том, чтобы добавить наш сайт в белый список в настройках или приостановить работу блокировщика рекламы во время посещения.
Зернохранилища превратились в ультрасовременную художественную площадку. Передвижной памятник афроамериканскому опыту. Самый сногсшибательный небоскреб в Азии (что говорит о многом). Лучшая архитектура последнего десятилетия с точки зрения инноваций и эффективности была столь же широкомасштабной (и обширной), сколь и разрушающей границы. Некоторые из них были спродюсированы лауреатами Притцкеровской премии (Коолхас, Нувель, Сиза, SANAA), занимающимися своим делом, а другие принесли заслуженное признание не менее талантливым будущим звездам (кланяюсь, Оле Шерин).
1
Учебный центр Rolex от SANAA, 2010 г.
Помимо сравнения со швейцарским сыром, учебный центр Rolex от японского дуэта SANAA определить непросто. Программно это студенческий центр площадью 20 000 квадратных метров (для Федерального швейцарского политехнического университета в Лозанне), который объединяет библиотеки, места для собраний и общения, учебную среду, кафе, открытые террасы и многое другое на одном этаже. Концептуально это изящно волнистая структура (закрепленная в четырех углах и пронизанная яйцевидными порами), которая поднимается и опускается, словно образуя вторичный ландшафт. И конструктивно это совершенно отдельный подвиг, включающий монолитную бетонную оболочку с легкой крышей из стали и дерева.
Поэтому неудивительно, что директора Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава получили Притцкеровскую премию всего несколько месяцев спустя, во многом благодаря импульсу этого проекта. Учебный центр Rolex олицетворяет то, что пара, как по отдельности, так и в совместной практике, делает лучше всего: неиерархическое программирование в сочетании с приглушенной архитектурой поразительной прозрачности и пустоты. В начале десятилетия это была структура, меняющая парадигму, а ее дизайн представлял собой рассчитанную передышку от параметризма, который доминировал в предыдущие годы.
2
Штаб-квартира CCTV от OMA, 2012 г.
«Штаб-квартира CCTV может быть величайшим архитектурным произведением, построенным в этом столетии». Так писал New York Times критик Николай Уруссофф, когда в начале 2010-х был завершен флагман Рема Колхаса для китайского медиагиганта. Состоящий из двух 49-этажных башен, соединенных 75-метровой консолью, «Большие штаны», как жители Пекина в конце концов окрестили здание, фактически продемонстрировал типологию небоскребов. Мегакомплекс общей площадью 473 000 квадратных метров был структурно спроектирован Сесилом Балмондом из Arup, чтобы поддерживаться стальной рамой в виде клетки, видимой снаружи в виде диагональных полос на сером стекле.
С самого начала проект CCTV вызвал споры, потому что клиент считался поставщиком правительственной пропаганды. Тем не менее, Колхас еще в 2011 году смотрел в будущее с оптимизмом, написав, что Китай «может стать первой страной, создавшей действительно открытые стандарты для своей технологической инфраструктуры, расширяющей возможности подключения и возможности». Хм…
3
Bosco Verticale от Boeri Studio, 2014
Это был проект, который запустил целый лес очистных сооружений, покрытых растениями. И он до сих пор, спустя более пяти лет после возведения, столь же поразителен в жизни, как и на фотографиях. Родной город миланского архитектора Стефано Боэри «вертикальный лес», пара жилых многоэтажек, спроектированных совместно с агрономами Эмануэлой Борио и Лаурой Гатти, без сомнения, является одним из самых влиятельных архитектурных проектов не только десятилетия, но, возможно, и грядущего века. . Помимо своего захватывающего вида, он восстановил важность природы даже в самых городских условиях, почти в одиночку продвинул садоводческую технологию, доступную для растительных структур, и, что наиболее важно, продемонстрировал, что большой комплекс зданий может улучшать, а не ухудшать плотная городская среда, поднимающая планку в мегаполисах по всему миру.
Конечно, сложность и затраты на установку и уход за деревом высотой до неба — инвентарь растений Bosco Verticale включает 800 деревьев, 4 500 кустарников и 15 000 других видов, все из которых требуют современной системы орошения и сложной проводки их корней. ткань зданий, чтобы выжить — сделайте такие проекты прерогативой (по крайней мере, на данный момент) только самых богатых жильцов и окружения. И благотворное влияние всех этих переносимых по воздуху растений смягчается, как писал британский ландшафтный архитектор Тим Уотерман в Azure в 2018 году, если комплекс расположен (как Bosco Verticale) над подземным гаражом, заполненным загрязняющими окружающую среду автомобилями Maserati.
Тем не менее, новаторская конструкция Боэри, как также признал Уотерман, оказала положительное влияние на глобальное озеленение зданий. «Технологии, которые обеспечивают хорошие связи между ландшафтными процессами и строительными системами, — писал он, — разрабатываются и совершенствуются [в результате проекта]. Развивается сложная взаимозависимость».
4
Смитсоновский национальный музей афроамериканской истории и культуры, автор Freelon Adjaye Bond/Smith Group, 2016 г.
На данный момент это самое важное американское здание 21 века. По словам архитектурного критика Филипа Кенникотта, когда в 2016 году открылся Национальный музей афроамериканской истории и культуры, поразительное учреждение «сместило центр тяжести» на Национальной аллее. Но он сделал больше, чем это. По форме и функциям музей преображает как город Вашингтон, так и американскую мифологию, которую так настойчиво поддерживают его старые памятники и музеи.
По всему музею хронология афроамериканской истории представлена с ужасающей ясностью. Архитектура тоже рассказывает историю: схема здания переносит посетителей из подземной тьмы, напоминающей невольничьи корабли, в наполненный светом оптимизм ранней эпохи Обамы. По мере того, как история внутри разворачивается, обрамленные виды достопримечательностей Вашингтона появляются через стратегические вырезы в бронзовом фасаде. Увидев простой гроб Эммета Тилля, могут ли здание Капитолия и монумент Вашингтона выглядеть одинаково? Дизайн делает ставку на торговый центр, чтобы создать новые мощные точки обзора, неизгладимо переплетая кураторское повествование музея с более широким миром. Это захватывающее дух достижение — и адское здание.
5
Лувр Абу-Даби от Ateliers Jean Nouvel, 2017
Еще до того, как он был построен, аванпост в Абу-Даби почтенного французского музея Лувр уже покорил воображение студентов и практиков дизайна во всем мире. В 2007 году, когда были выпущены первые изображения пятнистого «дождя света», падающего в галереи под открытым небом с монументального решетчатого купола наверху, беспрецедентный комплекс был в равной степени инженерным подвигом и вестником архитектурные амбиции богатых нефтью стран Персидского залива, где множество дизайнеров уровня звездных архитекторов также руководили ответвлениями других ведущих культурных учреждений поблизости.
Черпая вдохновение из базаров и исламской геометрии, архипелаг площадью более 24 000 квадратных метров, состоящий из 55 собранных белых кубов (включая 23 галереи, зрительный зал и детский музей) на водах искусственного острова Саадият, наконец, открыл свои двери. Двери десятилетие спустя. Увенчанный драматическим 5200-тонным 180-метровым стальным куполом , который проливает новый свет (в прямом и переносном смысле) на нити, соединяющие Восток и Запад, музей Нувеля является архитектурным компаньоном внутренних выставок: тонкий взгляд в прошлое через линза настоящего.
Как и стадион Захи Хадид «Аль-Вакра» в Катаре, это здание также вызвало важные дискуссии об обращении с рабочими-мигрантами на строительных площадках по всему Персидскому заливу. По мере того, как быстрое архитектурное расширение региона продолжается, Лувр Абу-Даби — это не просто еще один триумф модерна, но и вырисовывающееся напоминание о невидимом труде — и человеческих рабочих — стоящих за такими достопримечательностями.
6
Zeitz MOCAA by Heatherwick Studio, 2017
Когда Томаса Хезервика наняли для преобразования заброшенного комплекса зернохранилищ в Кейптауне в новый музей, посвященный современному искусству из Африки, он и его клиент, V&A Waterfront, задумали похожее на собор пространство, которое привлекло бы культурных паломников со всего континента и из-за его пределов. Определяющая особенность Музея современного искусства Zeitz в Африке, названного в честь филантропа и бывшего генерального директора Puma Йохена Цейтца, чья обширная коллекция произведений искусства предоставлена учреждению во временное пользование на 20 лет, безусловно, достойна уважения: огромный 10-этажный атриум. который был высечен в виде сот из 42 парящих труб, составлявших первоначальную структуру эпохи апартеида, его сравнивают с храмом Святого Семейства Гауди.
Но в этом проекте гораздо больше, и он, возможно, является самым креативным примером широкомасштабного адаптивного повторного использования за последнее десятилетие. Самый верхний уровень музея, который включает в себя более 100 галерейных пространств на семи общественных этажах, отличается массивной сеткой окон-«подушек», из которых открывается захватывающий вид. Эта сетка повторяется на соседнем здании, где когда-то работал элеватор. Сейчас в нем находится «Сило», роскошный отель на 28 номеров, который возвышается на шесть этажей над музеем, а также служит идеальным местом для всех тех долгожданных паломников, которых было много.
7
Capela do Monte by Álvaro Siza Viera, 2018
Может показаться странным включать часовню в число удобств для отдыха, но Capela do Monte, часть автономного центра Monte da Charneca в португальском Алгарве регион достаточно красив, чтобы поставить на колени даже самых преданных гедонистов. Спроектированное на склоне холма лауреатом Притцкеровской премии Альваро Сиза Виера, небольшое, но монолитное сооружение, к которому ведет единственная пешеходная дорожка, отличается квадратным U-образным фасадом. За ним находится входной вестибюль, открытый небу, из которого нисходит обильный естественный свет, освещая ряд изразцовых фресок, изображающих жизнь Иисуса. На основе эскизов, сделанных Сизой, изготовленная на заказ плитка была изготовлена компанией Viúva Lamego, производителем с полуторавековой историей, штаб-квартира которого находится в Лиссабоне. Внутри часовни больше плиток (без украшений) выстилают стены, которые содержат простую мебель из светлого дерева, включая алтарь, скамейку и стулья, изготовленные студией из Порту.
Поскольку Центр Монте-да-Чарнека является самодостаточным, Капело-ду-Монте спроектирован так, чтобы функционировать без водопровода, электричества или тепла. (Например, ее толстые стены построены из перфорированных кирпичей, покрытых внутри и снаружи известняковой штукатуркой, что позволяет ей пассивно нагреваться и охлаждаться.) В результате Сиза описал часовню как «чистый архитектурный проект», сосредоточенный на исключительно по форме и эффекту. В наше скоростное, сверхэффективное время такие беспримесные упражнения становятся все реже и реже, что более чем жаль. Потому что, как показывает Капело-ду-Монте — образец этого или любого другого десятилетия — простота имеет огромную ценность. И красота в чистоте.
8
King Power MahaNahkon by Büro Ole Scheeren, 2018
На тайском языке MahaNakhon переводится как «великий мегаполис», что отражает широкий спектр функций, которые происходят внутри и вокруг этого совершенно характерного бангкокского высотного здания. , разработанный Оле Шереном, когда он работал в OMA. В дополнение к 200 резиденциям Ritz-Carlton в верхней части башни, которая в общей сложности достигает 78 этажей, отель Bangkok Edition занимает нижнюю часть. В 2018 году здание было закрыто стеклянной платформой, по которой можно ходить, получившей название Skytray, которая консольно возвышается над городом со смотровой площадки на крыше.
Несмотря на все прелести и удобства, башня лучше всего видна издалека. Благодаря динамичному фасаду, образованному лентами балконов в разрезе с различными интервалами, он в полной мере использует тропическую обстановку и обширные виды, включая огромные террасы и скайбоксы, выступающие из здания. Действительно, King Power MahaNakhon — это скорее современная скульптура, чем высотное здание, которое полностью меняет представление о том, как небоскреб может выглядеть и работать. Если Бьярке Ингельс — король извилистых форм, то Шерин — мастер пиксельной структуры. Его шедевр в Бангкоке, от его уникальной оболочки до возвышающихся функциональных амбиций, является просто одним из самых оригинальных высотных зданий, появившихся за долгое время.
9
Пекинский международный аэропорт Дайсин от Zaha Hadid Architects и ADPI, 2019
Экономисты называют это теорией «аэротрополиса». Популяризированный Джоном Касардой и Грегом Линдси в одноименной книге 2011 года, он утверждает, что глобальные связи, обеспечиваемые аэропортами, движут экономикой 21-го века так же, как морской порт, железная дорога и автомобиль соответственно формировали мир в предыдущие столетия. Независимо от того, аэротрополис это или нет, это было десятилетие беспрецедентных амбиций в дизайне аэропортов, открывшее сверкающие экспонаты, такие как Jewel Changi Моше Сафди в Сингапуре и Новый аэропорт Стамбула Гримшоу. Но поразительный пекинский международный аэропорт Дайсин, построенный в последний год десятилетия, наиболее выразительно воплощает новую реальность глобального движения.
Как последний проект покойной Захи Хадид, аэропорт является соответствующим монументальным наследием архитектора. Извилисто-грациозное здание колоссального масштаба, оно веером выходит из образцового центрального атриума в плавный цветочный массив, что делает его аэропортом, не похожим ни на что другое.
Но как история оценит новые чудеса авиации? Учитывая углеродные издержки авиации и резкое неравенство глобальной мобильности, стоит ли праздновать впечатляющие аэропорты? Хадид оставила после себя чудо, но задача декарбонизации и демократизации путешествий в 21 веке стала как никогда актуальной.
10
Copenhill by Bjarke Ingels Group, 2019
Проект электростанции Copenhill/Amager Bakker компании BIG — это проект, за которым мы наблюдали — вместе со всем остальным миром — в течение многих лет. Завод по переработке отходов в энергию, задуманный как модель городской инфраструктуры, в здании площадью 41 000 квадратных метров принимает лыжников (чтобы спуститься по искусственному газону), скалолазов (чтобы взобраться на его борта) и посетителей всех возрастов и склонностей. наслаждайтесь его извилистой формой.
Фасад из стекла и алюминия, металлические кирпичи высотой 1,2 м и шириной 3,3 м заменяют соседнее существующее предприятие по переработке отходов в энергию. Новый высокотехнологичный объект ежегодно сжигает 440 000 тонн отходов, превращая их в чистую энергию, достаточную для питания и обогрева 150 000 домов. От вентиляционных шахт до воздухозаборников, оборудование, необходимое для этого подвига, требовало нового архитектурного проекта, который также предусматривал 10 этажей административных помещений и образовательный центр площадью 600 квадратных метров для экскурсий, семинаров и конференций. И БОЛЬШОЙ добился успеха: Copenhill — это идеал датской фирмы «гедонистической устойчивости» в широком смысле.
Новости — Архитектурные Работы Архитектурные Работы
Реконструкция этого кирпичного ранчо 1950-х годов в Лидсе, штат Алабама, предназначена для соединения с окружающим лесом через большие стеклянные пространства, изящное крыльцо с экраном и уютные входные террасы. Новые пространства находятся в пределах первоначальной площади, уменьшая нарушение участка и сохраняя зрелый лес рядом с домом. Существующий наружный кирпич […]
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕArchitectureWorks с гордостью сообщает, что Карлос Эрнандес, AIA, получил награду AIA Alabama Young Architect Honor Award 2022! Это высшая награда, присуждаемая молодому члену AIA, чьи лидерские качества, заслуги и вклад принесли непосредственную пользу профессии и AIA Alabama. Карлос получает награду за его преданность AIA и волонтеру Центра архитектуры Алабамы […]
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕЛюди любят Сына Мясника! Компания ArchitectureWorks была удостоена чести получить приз зрительских симпатий на церемонии вручения наград AIA Alabama Excellence in Design Awards 2022 за фильм «Сын мясника». За эту награду проголосовали наши коллеги, присутствовавшие на государственной конференции по архитектуре, и мы уверены, что они были сосредоточены на […]
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ КомпанияArchitectureWorks была объявлена одним из победителей конкурса Building Birmingham Awards 2022 от журнала Birmingham Business Journal за нашу работу в Центре обучения пищевым продуктам Jones Valley Teaching Farm! Спасибо Birmingham Business Journal за то, что наш проект был отмечен как один из самых преобразующих проектов, меняющих облик Волшебного города и […]
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕГора Флагг является центральным элементом государственного парка Веогуфка и началом тропы Пинхоти. На вершине горы Флэгг возвышается 40-футовая каменная смотровая башня эпохи Гражданской охраны природы. После документирования существующей башни внутренняя лестница была заменена, что позволило посетителям насладиться беспрецедентным видом на великие леса Алабамы. Компания ArchitectureWorks сотрудничала со многими партнерами в этом […]
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕM2 — это современное рабочее место площадью 70 000 кв. футов, обслуживающее предприятия и предпринимателей, работающих в сфере легкой промышленности, производственного дизайна и других творческих отраслей. Собирая организации, авторитетные компании, стартапы и отдельных лиц, которые в противном случае не могли бы работать вместе и отдавать, M2 предоставляет место и процесс для достижения цели. На якоре второго предприятия пивоваренной компании Ghost Train […]
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕУчебный кампус Gulf State Park, являющийся центром для посетителей парка, учащихся K-12, сменяющих друг друга исследователей и персонала парка, предлагает классы, лаборатории, гибкие помещения для встреч и варианты проживания. Компания ArchitectureWorks получила награду AIA Alabama Design Honor Award за экологически ориентированный дизайн учебного кампуса под открытым небом. Построенный на ранее застроенной территории в вечнозеленом лесу, этот LEED Silver […]
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕРучей Турции в северном округе Джефферсон является домом не только для одного, но и для трех видов рыб, находящихся под угрозой исчезновения, в том числе одного, не встречающегося больше нигде на планете. Между тем, одноименный природный заповедник к северу от Бирмингема привлекает все больше людей, которые приезжают, чтобы насладиться чистыми водами ручья, совершить пешие прогулки по заповеднику и […]
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕОзерный павильон был отмечен наградой за заслуги в 2020 году от AIA Birmingham. Несмотря на то, что в этом году церемония была немного другой, все же был звездный состав проектов. Поздравляем всех остальных получателей! В Павильоне у озера сточетырнадцатилетние лоблолли сосны получили новую цель после […]
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕКогда семья хотела обновить свою собственность на берегу озера, они обратились в бирмингемскую фирму ArchitectureWorks, чтобы помочь им лучше использовать свое пространство.