Ранняя готика в архитектуре: Ранняя готика . История искусств [Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке]

Ранняя готика . История искусств [Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке]

Рассмотрение собора в Нуайоне во Франции (начало строительных работ – середина XII в) дает возможность проследить начальные этапы развития готической архитектуры. (Рис. 5.6). Оставаясь базиликой, собор тем не менее уже изменился. Незыблемость романской стены в нем отсутствует (Рис. 5.7). Множество окон в наружных стенах, пропускающих свет внутрь, и, особенно, большие высокие окна вверху среднего нефа, а также появившаяся галерея над боковым нефом (Рис. 5.8.), довольно изящная, по сравнению с романской, аркада бокового нефа, – все говорит о полном разложении стены, о потере ее естественного предназначения. Горизонтальные элементы романского храма, имеющие своей целью привести взгляд к алтарю, еще имеют место в новом порядке. Однако устой с его вертикальностью начинает превалировать в этом бывшем царстве горизонтальных деталей, устремленных к абсиде. Вертикальная устремленность устоев станет характерной чертой нового стиля. Главную роль в этом процессе сыграют нервюры. Их применение в крестовом своде после сводов ребрами в качестве каркаса конструкции является первым самым ярким признаком нарождающегося готического стиля в ранних французских базиликах.

Стрельчатая арка занимает главенствующее положение, как в интерьере, так и снаружи постройки. Меняется отношение к расположению входа в здание. Если в романском храме он находится на длинной боковой стене, то теперь, в готическом, его невозможно расположить сбоку, т. к. мешают контрфорсы, выстроившиеся вдоль боковых стен собора. Вход находит свое место на торцовой стене здания. Боковая стена, потеряв главенствующее значение, передает его узкой торцевой стене. Вход обрамлен двумя значимыми башнями, которые тесно с ним связаны, так же как и со всем зданием (Рис. 5.9). Стремление башен вверх сдерживается, тем не менее, мощными горизонтальными карнизами и скульптурным фризом. Это не позволяет потерять ощущение стенной плоскости. Допускается лишь некоторое ее облегчение окнами или верхним аркатурным прозрачным фризом.

Этой же цели следует размещение в центре фасада окна-розы с витражным остеклением.

5.9 Собор Нотр – Дам в Париже.

Западный фасад. Начало строительных работ – ок. 1200 г.

Приход ранней готики в Германию характеризуется довольно точным копированием французских тенденций как в архитектуре, так и в искусстве вообще. Тем не менее, признаки готического стиля в германской постройке применяют осторожно. Стрельчатый свод сначала применяют только как новую конструкцию, а все остальное – и проемы в стенной плоскости, и аркады – решают с помощью круглых арок и сводов. Применяется только круглая розетка окна. Остальные же приемы нового готического стиля не используются. Они заменяются более сложными формами романской архитектуры (Рис. 5.10.).

5.10 Собор в Лимбурге.

Интерьер

Период ранней готики характеризуется интересом к светской музыке. Эпоха готики – это время появления самостоятельных городов. Простое население, уставшее от трудов и крестовых походов своих хозяев, а также рыцари от своих турниров, стремятся к развлечению.

И выразилось это в развертывающихся на площадях музыкальных представлениях. В них участвуют певцы, актеры, циркачи. На юге Франции возникает в XII веке первая профессиональная школа светской поэзии и музыки, школа трубадуров. В Германии они назывались миннезингерами. С севера Франции к ним присоединились поэты и музыканты-труверы. Их мало интересовали божественные темы. Они предоставили заниматься этим служителям церкви и ученым– философам. Зато проблемы бытовой человеческой жизни, чувства простых людей были для них предметом пристального внимания. Они воспевали все, что их окружало: прежде всего любовь и страдания, ласковые весенние денечки, бесшабашное вечно голодное студенчество и, конечно, превратности судьбы. Средневековый поэт говорил прямо и просто, с безыскусным доверием к слушателю. Вот он радуется лету:

Ну, здравствуй, дорогое лето!

Ты пышной зеленью одето.

Пестреют на поле цветы

Необычной красоты,

И целый день в лесу

тенистом

Я внемлю птичьим пересвистам.

У трубадуров роль композитора и поэта прямо связаны. Причем композиционный строй музыкального произведения определялся стихами.

Григорианское пение было обусловлено ритуальной процедурой с молитвенным словом. Светская поэзия породила новый музыкальный строй, который подчинялся теперь строгому поэтическому рифмованному стиху, но одновременно мелодичность получила большую свободу.

Музыка песен трубадуров полностью определялась стихами. Прекрасной иллюстрацией этой взаимосвязи служат песня о прекрасной даме (CD. Пример 4) и шуточная песенка школяра (CD. Примерб). Мелодии эти весьма различны, но есть в них одно общее, что их объединяет – это ритм. Ритм, который вносят трубадуры, ложится теперь в основу музыкального строя. Еще одной особенностью этой музыки были повторы, что совершенно не свойственно григорианскому пению. Такое наличие повторов прослеживается в рыцарской песне, которую написал знаменитый миннезингер Вальтер фон дер Фогельвейде (CD. Пример 6).

По аналогии с архитектурой музыка этого времени получает более сложный внутренний строй. Как готический собор расчленяется часто расположенными структивными деталями (нервюрами, карнизами, архивольтами порталов, аркадами галерей) по сравнению с простой и даже скупой расчлененностью форм романского собора, так и музыка получает членения с помощью ритма и повторов.

В прикладных искусствах происходят также значительные изменения в сторону большей усложненности форм, их расчлененности и ухода от плоскостного решения. Попробуем проследить эти изменения на примере раки св. Елизаветы Венгерской из Марбурга (Рис. 5.11). Рака уходит от простой конструктивной к сложной расчлененной форме. Она состоит как бы из трех частей, каждая из которых имеет свое завершение. Средняя доминирующая часть венчается трехчастной аркой в форме трилистника, а две боковые завершаются простыми треугольными арочками. Гребень раки не жестко ограничен, а разрешен ажурно пятью пластическими акцентами. Рисунок не процарапан иглой или нарисован эмалью или же чернью, а имеет теперь пластическую выразительность сильно выступающих из плоскости фигур, каждая из которых получает полную самостоятельность.

Чрезвычайно значимые изменения происходят и в пластике. К моменту возникновения нового готического стиля в области пластического искусства существует только барельеф. И вот этот замечательный вид искусства получает в эпоху готики два направления развития. Во-первых, сам барельеф уходит от статичности и расчлененности, спокойствия и изолированности фигур, продиктованных его жесткой подчиненностью архитектуре. В нем появляется движение, объединение в смысловые группы, что превращает барельеф из декоративного искусства, работающего на архитектуру, в искусство вполне самостоятельное. С другой стороны отдельные фигуры начинают все активнее выступать из стены, как, например, в тимпане портала собора Парижской богоматери или фигуры в тягах арок собора в Шартре, не смотря на то, что барельеф еще в какой-то мере скован рамками зависимости от архитектуры. Тем не менее, все говорит о рождении свободной пластики, иначе говоря, самостоятельного искусства скульптуры (Рис. 5.12, Рис. 5.13.).

В живописи также заметны перемены. Она перестает быть только миниатюрой или фреской. Живопись получает самостоятельность в виде станковых картин. Однако необходимо отметить, что в период ранней готики только намечаются эти изменения. Все существенное произойдет позже. В период высокой готики.

Готическая архитектура

Готический собор в Руане отражает теологическую концепцию католической церкви того периода: устремление ввысь.

Основная идея готики в архитектуре — выразить не прочность, фундаментальность, устойчивость здания, как в романском стиле, а христианскую идею устремления вверх, к Высшим Силам и Божественному свету. Зародившись во Франции, готика быстро распространила свое влияние на страны Европы, где властвовал католицизм.

Франция

Готическая архитектура появилась в Северной Франции в середине 12 века и достигла расцвета в первой половине 13 века. Готическая архитектура основана на новой (относительно романской) конструктивной основе – каркасе из столбов (в зрелой готике вместо столбов – пучок колонн) и стрельчатых арок. В результате использования каркасной системы, стены перестали нести нагрузки от сводов кровли, благодаря этому они стали тоньше, в них стали устраивать огромные окна. Благодаря ослаблению давления свода на стены, у зодчих появилась возможность создать ощущение легкости и воздушности зданий. Фасады украсили стрельчатые арки, большое количество скульптурных композиций с сюжетами на религиозные, бытовые и сатирические темы, рельефных орнаментов. Украшали сооружения разноцветные витражи. Впервые готическая каркасная система, определившая общий вид величественных сооружений, появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-1144гг.) Яркие примеры начального этапа готики: соборы в Шартре, Лане, Париже.

Собор в Лане – пример ранней готики в архитектуре Франции

К середине 13 века готика приобретает новые черты, ее называют «высокой», «зрелой». В это время соборы в готическом стиле возводились в Германии (Кёльн), Нидерландах (Утрехт), Испании (Бургос), Великобритании (Вестминстерское аббатство), Швеции (Упсала), Чехии (собор святого Вита). Благодаря крестоносцам готика попала на острова Греции, Родос, Кипр, Сирию.

Зрелая готика в архитектуре. Часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248 гг.)

В конце 13 — начале 14 вв. готика в архитектуре Франции претерпела некоторые изменения: появилось больше декора, у статуй, украшающих фасады, появились характерные черты: S-образный изгиб, куртуазность в позах.

Куртуазностью называется манера поведения при дворе, учтивость, галантность.

С 14 века во Франции в готическом стиле строили городские и монастырские церкви, капеллы. Поздняя готика названа «пламенеющей» из-за характерного узора оконных проемов, напоминающих языки пламени, как, например, в церкви Сен-Маклу в Руане. В это время на главных площадях городов возводили ратуши с элементами готической архитектуры и большим количеством декора, например, ратуша в Сен-Кантене (1351—1509гг). Замки стали выглядеть как величественные дворцы (комплекс папского дворца в Авиньоне).

Церковь Сен-Маклу в Руане (Св. Маклоу — Church of Saint-Maclou) (1434—1470гг.), Архитектор Пьер Робен.

 

Англия

 

Средокрестие — пространство, полученное пересечением продольных нефов с поперечным трансептом. Неф – продольная часть храма, отделенная от соседних объемов колонной, аркадой. Обычно храм расчленяется на главный неф и боковые нефы. Трансепт – поперечный неф или несколько нефов.

В Великобритании развитие готики в архитектуре было замедленным из-за внутренних раздоров, войн, церковных конфликтов. Расцвет английского готического искусства начинается в 14 веке и продолжается до начала 16 века: Английская готическая архитектура развивалась под влиянием завоеваний нормандских и анжуйских территорий. Влияние нормандского зодчества сказалось на четких приемах построения зданий: до конца 16 века используются нормандские оконные переплеты заостренной формы с розетками или в виде решетки. Английские архитекторы сохраняли нормандский вариант толстых стен. Такие стены пронизывали галереями и коридорами. Строили каменные своды с низкими аркбутанами или вовсе без аркбутанов и контрфорсов. Английская готика в архитектуре проигрывала в высоте, но при этом отличалась протяженностью (старый собор Святого Павла в Лондоне имел длину 179 метров). К готическим сооружениям Англии относятся: церкви в Сольсбери, Винчестере, Оксфорде, Глочестере, Личфильде, Кембридже, Эли, Питерборо, Линкольне, Йорке. Кентерберийский собор, Вестминстерское аббатство, соборы в Эксетере и Глостере.

Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере (Вестминстерское аббатство) — готическая церковь в Вестминстере (Лондон), к западу от Вестминстерского дворца. 1245- 1740 гг. (Архитектор Хр. Врин закончил строительство церковных башен). Длина — 156 м; высота храма – 31 м., высота башен- 69 м.

В английской готической архитектуре различаются три основных направления.

Ранняя английская готика

Ранняя английская готика (1170-1300 гг.). Ланцетовидный стиль (Lanceolate style). Для этого периода зодчеству свойственно устремление вверх, как символ стремления к небесам. Характерный элемент стиля — расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет. В архитектуре господствуют ланцетовидные очертания арок и проемов. Окна вытянуты в высоту, узкие, появляется сдвоенное окно — бифория. Скульптурный декор становится более выпуклым.

Главный неф собора в Линкольне (12 в. — 1311 г.) выполнен в ланцетовидном стиле

«Украшенный стиль» (1272-1349 гг.)

В этот период сформировались характерные черты английских кафедральных соборов, с центральной башней над средокрестием, двумя маленькими башенками, обрамляющими по норманнской традиции фасад. Вместо большой розы западного фасада (как во французской готике) — прямоугольное окно. Арки делали ланцетовидными. Примером стилевого направления является собор Солсбери (1220-1284 гг. ), построенный под руководством епископа Ричарда Пура. Башня над средокрестием создана в 1313–1320 гг.(высота — 123 м.) Она является самой высокой средневековой башней в Англии. Храм имеет длину 140 м.

 

Собор Солсбери (1220-1266 гг.), архитектор Элиаш Дерхем.

«Перпендикулярный стиль» поздней английской готики (1350-1539 гг.) – это направление готики стало самостоятельным английским стилем. Впервые стиль проявился в готической архитектуре церкви аббатства в Глостере в 30-е годы 14 века. Основным мотивом декора перпендикулярного стиля является вытянутый, узкий прямоугольник, увенчанный аркой с остроконечным навершием. Такие прямоугольники покрывают все поверхности, образуя геометрически правильную решетку. Перпендикулярная готика в архитектуре Англии позволила увеличить окна, практически полностью заменив ими стены. Воплощение перпендикулярного стиля – Часовня королевского колледжа, основанного в Кембридже при Генрихом VI в 1441 году. Строительство велось до 1515 года.

Часовня королевского колледжа (1441 – 1515 гг.) Ведущий мастер: Джон Уайстел.


автор текста: Марина Калабухова

Раннеанглийская готическая архитектура в Англии

Раннеанглийский период (1180-1275) знаменует собой первый расцвет английской готики. Готический стиль развился во Франции, действительно, впервые он был назван «французским стилем», начиная с середины 12 века.

Краткий обзор ранней английской готики

~ также называется стилем «Ланцет» и «Первый заостренный».
~ Охватывает период 1180-1275 гг.

~ стрельчатые арки
~ четырехсторонний ребристый свод
~ стрельчатые окна
~ сгруппированные шахты высоких узких пирсов

Если можно обобщить стиль, существовавший почти столетие, то мы можем охарактеризовать ранний английский язык, сказав, что он подчеркивал простые, почти строгие линии, предпочитая тонкие пропорции сложному декору.

Собор Солсбери

Ранний английский язык подчеркивает высоту, как будто строители тянулись к небу. В некотором смысле так оно и было, поскольку строительство церкви было символическим выражением религиозного устремления. Церковная архитектура, в частности, должна была символизировать христианскую мысль для преимущественно неграмотного населения. Таким образом, даже декоративные штрихи, такие как резьба и статуи святых, должны были рассказать историю людям, которые не умели читать.

Основное различие между ранним английским и нормандским или романским периодом, который ему предшествовал, заключается в использовании стрельчатой ​​арки . Стрельчатая арка позволила реализовать целый ряд новых выразительных средств здания; арки могли охватывать большие расстояния, позволяя сводам быть выше и шире. Арка могла выдерживать больший вес, позволяя сделать стены тоньше и пронизать более широкими оконными проемами. Это, в свою очередь, способствовало использованию витражей.

Простые контрфорсы норманнского периода уступили место аркбутанам, которые распределяли вес и тягу крыш и стен прямо на землю. Эти контрфорсы могут быть видны над проходами, но столь же часто они были скрыты в крыше прохода. Другой вариант раннего английского контрфорса — это «оксфордский контрфорс», установленный по диагонали в углах (см. Иллюстрацию).

Башни были увенчаны крутыми скатными крышами, часто увенчанными очень тонкими башнями, выходящими из протяжки или пирамидального основания.

Массивные колонны романского периода были заменены тонкими скоплениями валов, часто сложенными из темного пурбекского мрамора. Капители валов часто были украшены богатой резьбой, популярными были сильно стилизованные рисунки листвы. Богатство этой резьбы отчасти было связано с введением долота в резьбу по камню. Раньше резьба выполнялась топорами, что требовало низкого рельефа и довольно простых рисунков.

Собор Уэллса

Введение долота позволило гораздо больше художественного контроля, и мы видим, что подрезка становится чрезвычайно популярной. Резьба выделяется из основного камня и гораздо более трехмерна, чем в норманнский романский период.

В начале 13 века окна были в основном простой, неажурной (стрельчатой) конструкции, одиночные или сгруппированные. В более поздних конструкциях предпочтение отдавалось двум или трем светильникам, сгруппированным под одним капельником.

В то время как молдинг капота (капельник) следовал остроконечному узору, вторя линиям окон, архитекторы проделали небольшие декоративные отверстия в пространстве между молдингом и ланцетами. Этот подход называется Plate Tracery (см. рисунок). По мере развития узора на пластинах маленькие отверстия становились все более сложными, превращаясь в богато украшенные узоры в виде трилистника и четырехлистника.

Основные раннеанглийские здания, которые стоит посетить в Англии:

Самый полный пример раннего английского языка, без сомнения, можно увидеть в Солсберийский собор . Солсбери уникален тем, что он был построен в течение короткого промежутка времени (около 1200-1275 гг. ), поэтому его архитектурный стиль, за исключением башни и шпиля 14-го века, практически не загроможден более поздними дополнениями и изменениями.

Другие ранние английские здания, которые стоит посетить, включают собор Уэллса (интерьер), собор Святого Варфоломея (Лондон), Линкольнский собор и неф Вестминстерского аббатства (1245–1270).

Связанные:
Готическая архитектура

Готическая архитектура — ВАЛЕРИ УАЙТ: AP ART HISTORY

Учебное пособие.
PowerPoint. Определенно стоит посетить!* Невероятные гробницы Сен-Дени
 * Веб-сайт: посетите официальный веб-сайт Собора Нотр-Дам в Париже. Отличная информация о различных декоративных особенностях и архитектуре.
* Веб-сайт: Поговорите о подробном объяснении Шартрского собора и соборов в целом!
* Хронология Хайльбрунна: Витражи
* Видео: Восстановление витражей Шартрского собора
* Готические соборы NOVA: Как они их строили?
* Ссылка на видео на YouTube: Шартрский собор ЮНЕСКО Витражи
* Видео на YouTube: Амьенский собор ЮНЕСКО
* Новый веб-сайт: Картографирование готической Франции!
* Тематическое эссе «Культ Богородицы»
* Британская библиотека: Золотая Агада
* Английский парламент: Вестминстерский зал

Посетите SmartHistory, чтобы получить дополнительную информацию и множество видео о готической архитектуре!

ГРАФИК

Обзор собора. pptx
Скачать файл


Ключевые идеи

  • «Готический» термин, введенный историком Джорджией Вазари в эпоху Возрождения. Первоначально предполагалось, что он будет уничижительным, поскольку он считал готический стиль грубым и уродливым.
  • Довел до совершенства романский стиль (ребристые своды, крестовые своды, стрельчатые арки и фонари.
  • Поиск Высота и свет очень важен. Чем выше архитектура, тем ближе к Богу вы будете. проявление Бога, известное как lux nova , новый свет
  • Скульптура/рельефы имеют более высокий рельеф и подчеркивают вертикальность архитектуры
  • Женщины больше не считались «служанками дьявола» Культ Богородицы заменил прежнее почитание Евы, великой грешницы.
  • Сен-Дени — первое полностью готическое сооружение во Франции. Амбулатория становится новым центром внимания. Аббату Сугеру приписывают создание этого нового готического стиля. Он считал, что церковь должна быть очень красивой. Чем величественнее, тем ближе к Богу мог стать поклонник.

Важная лексика

  • стрельчатая дуга
  • амбулаторный
  • ребристый паховый свод
  • контрфорс
  • неф пассаж
  • трифорий
  • трибунальная галерея
  • проход
  • 6 амбулаторный
0
  • Фонарь
  • Хор
  • Струнный ряд
    • горгульи
    • lux nova
    • пинакль
    • крокет
    • окулус
    • тесьма свода
    • веерный свод
    • Четырехлистник/трилистник
    • Культ Богородицы
    • Портал
    • Районный стиль
    • Яркий стиль
    • Перпендикулярный стиль

     ВОЛШЕБНЫЕ Колокола Шартрского собора, видео мисс Парк, 2014 г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Copyright © 2024 homyrouz.ru — Банкетный зал Хоми Роуз. All rights reserved.