Художник эпохи Возрождения Рембрандт Харменс ван Рейн
Слайд 1
Рембрандт Харменс ван Рейн Презентация по ИЗО для учащихся 7 класса. Автор: Фомченко Е.С. Учитель МХК и ИЗО.Слайд 2
2 Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн ( нидерл . 1606—1669) — голландский художник эпохи возрождения, рисовальщик и гравёр , великий мастер светотени , крупнейший представитель золотого века голландской живописи . Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство . Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.
Слайд 3
3 Годы ученичества Рембрандт Харменсзон («сын Хармена ») ван Рейн родился 15 июля 1606 года, в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене . В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете , но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет его отдали учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху , католику по вере.
Слайд 4
4 « Аллегория музыки » 1626 года — пример ластмановского влияния на юного Рембрандта . В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластмана , прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден , Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он приобрел широкую известность.
Слайд 5
5 Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет. Выработка собственного стиля В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам , где свойственная эстетике барокко динамичность и внешняя патетика полотен сыскали ему множество состоятельных почитателей. Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.
Слайд 6
6 В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета; изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей; таков «Пир Валтасара» (1635) Основой послужил библейский сюжет из Книги Пророка Даниила (V, 1—30), входящей в Ветхий Завет .
Слайд 7
7 Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета « Урок анатомии доктора Тульпа » (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования, свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника.
Слайд 8
8 Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец — бургомистр Леувардена . Заказы сыплются к нему один за другим; не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме. Рембрандт и Саския на картине « Блудный сын в таверне » (1635)
Слайд 9
9 К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии — иногда в домашней обстановке, лежащей в постели, иногда в роскошных одеяниях ( кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В 1641 году у них родился сын Титус ; ещё трое детей умерли в младенчестве. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине « Блудный сын в таверне » (1635). Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи. Саския умерла через год после рождения сына, и в жизни Рембрандта начался период непрерывных личных утрат.
Слайд 10
10 На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии . «Даная» ( 1636 — 1647 ) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа , написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае , матери Персея . Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Бог Зевс , однако, проник к Данае в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея . Классический сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении женщине. К этому сюжету обращались такие знаменитые художники как Тициан , Корреджо , Госсарт , Климт .
Слайд 11
. 11 В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота . Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину . Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим . Им оказался житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис , который объяснил свой поступок политическими мотивами. По решению лениградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз — вялотекущая шизофрения ) и отправлен в лениградскую психиатрическую лечебницу, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда вскоре был выпущен в виду отделения Литвы от Советского Союза . картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом. Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году .
Слайд 12
12 « Похищение Ганимеда » (1635) — также обычные сюжеты итальянской живописи — совершенно преображены Рембрандтом путём введения, в первом случае, голландского пейзажа, во втором — иронической трактовкой легендарного юноши-красавца как младенца с искажённым гримасой ужаса лицом.
Слайд 13
13 Эффекты света и тени Рембрандт разрабатывал и в офортах ( « Христос перед Пилатом » , 1636), которым нередко предшествовали многочисленные подготовительные рисунки. На протяжении всей последующей жизни офорты приносили Рембрандту не меньший доход, чем собственно живопись. Как офортист он особенно славился применением сухой иглы, динамичного штриха и техники затяжки .
Слайд 14
14 «Ночной дозор» В 1642 году Рембрандт получил заказ на один из шести групповых портретов амстердамских мушкетёров для нового здания Стрелкового общества; два других заказа достались его ученикам. При создании этой четырёхметровой картины — самого масштабного из своих произведений — Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи, за два столетия предсказав художественные находки XIX века — эпохи реализма и импрессионизма . Модели были изображены весьма непосредственно, в движении, что вовсе не понравилось заказчикам, многие из которых оказались при этом задвинутыми на задний план:
Слайд 15
15 В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и Сегерса . К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит « Зимний пейзаж » 1646 года. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как « Мельница » (1641) и « Три дерева » (1643). Он осваивает и другие новые для себя жанры — натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались).
Слайд 16
16 Поздний Рембрандт В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу , после чего заявил в 1656 г. о банкротстве . После распродажи в 1657-58 гг. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус ; именно его изображения наиболее многочисленны. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других — сотканным из солнечных лучей ангелом. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже. « Титус за партой » (1655, Роттердам).
Слайд 17
17 « Читающий Титус » (1656, Вена). « Титус в образе монаха » (1660, Амстердам).
Слайд 18
18 Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х — ясность и монументальность крупнофигурных композиций. Характерна в этом отношении работа « Аристотель с бюстом Гомера » , исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Аристотель погружён в глубокое раздумье; внутренний свет, кажется, исходит от его лица и от бюста Гомера , на который он возложил свою руку.
Слайд 19
19 Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Художник останавливается на редких библейских сюжетах, поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества. Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой. Глубокое драматическое напряжение свойственно таким работам, как « Артаксеркс , Аман и Эсфирь » (1660) и « Отречение апостола Петра » (1660). По технике исполнения им созвучны последние картины, объединённые семейной темой, — неоконченное « Возвращение блудного сына »(1666/1669), семейный портрет из Брауншвейга (1668/1669) и т. н. « Еврейская невеста » (1665). Датировка всех этих произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Исследователи с трудом подбирают слова для описания их густых «переливающихся и тлеющих в золотистой мгле красок», нанесённых на холст шпателем, или мастихином :
Слайд 20
20 Сильно повреждённая картина « Артаксеркс , Аман и Эсфирь » (1660, ГМИИ им. Пушкина)
Слайд 21
21 « Возвращение блудного сына » (1666/1669, Эрмитаж)
Слайд 22
22 Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк . Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 350 картин, более 100 рисунков и около 300 офортов. Достижения Рембрандта-рисовальщика не уступают его достижениям в области живописи.
Эпоха Рембрандта и Вермеера
Рейтинг
отзывов
96
посетило
925
Длительность
2 часа
Мастеров голландского Золотого века мы ценим за уютные сценки в интерьерах, наполненные символикой натюрморты, пейзажи и психологические портреты. В ходе лекции научимся соотносить темы «малых голландцев» со временем написания работ, а также с пристрастием обсудим детали картин Рембрандта, Вермеера и Халса. Лекция даст оптику, которая поможет смотреть картины старых мастеров с большим интересом.
Рассматривая многочисленные жанровые сценки, разберемся в голландской символике XVII века и поучимся различать художников через их любимые приемы — у кого царит веселье, у кого герои погружены во мрак, а где всегда можно найти спокойствие богатого бюргерского дома. Рассматривая натюрморты, проследим, как искусство меняется вслед за историей Голландии, как изысканная посуда и дорогие ковры приходят на место скромных завтраков и изображений хлеба. Рассматривая портреты раннего и зрелого Рембрандта, Халса, Метсю и Дау, обсудим представителей разных слоев голландского общества. За два часа мы успеем разобрать как художественные особенности разных художников и периодов, так и поговорить про обстановку, мебель, моду, домашние традиции голландцев, их досуг и рабочие будни.
лектор
лектор
Алина АксёноваИсторик искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства. Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
Великолепная лекция! Спасибо большое Алине за интересное погружение в мир Голландского искусства! Милана Пирогова о лекции«Эпоха Рембрандта и Вермеера»
Замечательная лекция! Подробный экскурс в историю, жизнь и быт Голландии 17го века, интереснейший обзор «малых голландцев», рассказ о великих художниках той эпохи. Не только информативно, но живо и увлекательно. Огромное спасибо лектору- Алине Аксеновой! Татьяна Рыбкина о лекции«Эпоха Рембрандта и Вермеера»
Очень интересно, информативно и наглядно! Пресная подача материала!Чудесный лектор! Наталья Алексеюк о лекции
«Эпоха Рембрандта и Вермеера»
Всегда получаю огромное удовольствие от лекций Алины Аксёновой.«Эпоха Рембрандта и Вермеера»
Чудесно! Как и все лекции Алины. Евгения Некошнова о лекции«Эпоха Рембрандта и Вермеера»
читать все отзывы
Эта лекция доступна в записи
Можно посмотреть прямо сейчас
Доступ в течение 3 месяцев
Купить запись лекции
Подписка
Level One Discover
Подписка на лекции с любимыми лекторами
Оформите подписку и смотрите
вебинары онлайн со скидкой 80%
Подробнее
Отзывы о лекции
Рейтинг
отзывов
96
посетило
925
Длительность
2 часа
, если вы посещали эту лекцию и хотите оставить отзыв
Сортировать по
Лекция «Эпоха Рембрандта и Вермеера»
Замечательная лекция! Подробный экскурс в историю, жизнь и быт Голландии 17го века, интереснейший обзор «малых голландцев», рассказ о великих художниках той эпохи. Не только информативно, но живо и увлекательно. Огромное спасибо лектору- Алине Аксеновой!
Лекция «Эпоха Рембрандта и Вермеера»
Очередная прекрасная лекция от Алины Аксеновой! Очень подробно рассмотрена не только живопись «малых» (и не только) голландцев, но и их быт, мировоззрение, литература и как это все вплеталось в полотна голландских мастеров. Очень много новой интересной информации о той эпохе, о малоизвестных художниках и очень известных Рембрандте и Вермеере — о которых, казалось бы, уже нечего добавить. Спасибо большое! Однозначно рекомендую к посещению!
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
25 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
подписка
Пишем два раза в неделю.
В письмах рассказываем о скидках и о том, куда стоит сходить прямо сейчас. Даем полезные лайфхаки, знакомим с лекторами и форматами обучения.Вы подписаны 👍
Почему голландский художник Золотого века Рембрандт входит в число старых мастеров
Рембрандт, «Автопортрет с двумя кругами», ок. 1665-1669 (Фото: Терри Лонг, Wikimedia Commons, общественное достояние)
Этот пост может содержать партнерские ссылки. Если вы совершите покупку, My Modern Met может получить партнерскую комиссию. Пожалуйста, прочитайте наше раскрытие для получения дополнительной информации.
Голландский художник Рембрандт Харменсзон ван Рейн считается одной из самых важных и влиятельных фигур в истории искусства. Известный своими успехами в различных областях и типах предметов, он был назван «колоссом искусства» плодовитым скульптором Огюстом Роденом и «волшебником» пионером постимпрессионизма Винсентом Ван Гогом.
Произведения Рембрандта на протяжении веков очаровывали публику по всему миру. Его работы, от монументальных картин до миниатюрных гравюр, остаются одним из самых впечатляющих произведений всех времен.
Кем был Рембрандт?
Рембрандт, «Художник в своей мастерской», ок. 1626–1628 (Фото: http://eev.liu.edu/ через Wikimedia Commons, общественное достояние)
Рембрандт (1606-1669) был в авангарде Золотого века Голландии , периода процветания, охватившего 17 век. В искусстве этот период характеризуется интересом к повседневным предметам и достижениями в живописи под влиянием Северного Возрождения. Будучи художником, гравером, рисовальщиком и даже торговцем произведениями искусства в то время, Рембрандт искал вдохновения у художников эпохи Возрождения, включая как северных, так и итальянских мастеров.
Он добился большого успеха на протяжении большей части своей карьеры, создав некоторые из самых известных в мире картин, культовую коллекцию автопортретов и гравюры, которыми восхищаются. Однако ближе к концу жизни у него случился кризис, который, вероятно, был вызван легкомысленными тратами и низкими продажами в качестве дилера. Хотя он умер бедняком, с тех пор он добился большого посмертного успеха и получил признание за свой вклад в европейское искусство.
Различные художественные материалы
В эпоху Возрождения великие художники, такие как Леонардо да Винчи и Микеланджело, работали с разными материалами в разных дисциплинах. Рембрандт применил этот многогранный подход и к своей практике, преуспев в живописи, гравюре и рисовании.
Окраска
Рембрандт, «Ночной дозор», 1642 г. (Фото: Рейксмузеум через Викисклад, общественное достояние)
Хотя Рембрандта хвалят за каждый из его талантов, он, пожалуй, наиболее известен своими картинами. Эксперт в улавливании контраста между свечением и тенями, он создал живописные работы, которые вызывают эмоции через драматическую тональность.
Эта театральная трактовка света очевидна в его самой известной картине «Ночной дозор» (1642 г.), крупномасштабном групповом портрете роты милиции.
Рембрандт, «Возвращение блудного сына», 1668 г. (Фото: Hermitage via Wikimedia Commons, общественное достояние)
В дополнение к этому характерному использованию света, картины Рембрандта также демонстрируют его искусную работу кистью. Его более ранние работы, такие как Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа
(1632 г.), выполнены изысканными штрихами, в то время как его более поздние работы, такие как Возвращение блудного сына (1669), передают более выразительный подход к живописи. В обоих случаях, однако, ясно, что Рембрандт преуспел в своем ремесле.Печать
Фото: Autopilot через Wikimedia Commons GNU Free Documentation License
Помимо картин Рембрандт выпускал и графические гравюры. Они были созданы с использованием двух техник: травление и сухая игла . В обоих случаях изображение вырезается на металлической пластине, которая покрывается чернилами, чтобы сделать отпечаток. В то время как при травлении для создания этого начального изображения используются химические вещества, процесс сухой иглы влечет за собой рисование непосредственно на пластине с помощью игольчатого инструмента.
Рембрандт овладел обоими этими методами, кульминацией чего стала коллекция из примерно 300 гравюр.
Чертеж
Рембрандт, «Слон», 1637 г. (Фото: Google Art Project через Wikimedia Commons, общественное достояние)
Как мастер рисунка Рембрандт специализировался на набросках портретов, этюдах животных и жанровом искусстве , или изображениях повседневной жизни. Для создания этих композиций он в основном использовал черные и коричневые чернила, а также красный, белый и черный мел.
Разнообразная тематика
Пейзажи«Пейзаж с каменным мостом» (1638 г.) (Фото: Rijksmuseum через Wikimedia Commons Public Domain)
В своих картинах, гравюрах и рисунках Рембрандт исследовал широкий спектр тем. Эта эклектичная иконография включает пейзажных картин , например Пейзаж с каменным мостом (1638). Его очевидная любовь к природе неудивительна, поскольку он, как известно, советовал художникам «выбирать только одного мастера — природу».
Портреты
«Автопортрет, смотрящий» (1630 г.) Фото: Интернет-галерея искусств через Wikimedia Commons Public Domain {PD-1923})
В его творчестве также присутствует склонность к портретной живописи , начиная от реалистичных изображений его современников и заканчивая обширной коллекцией из примерно 100 показательных автопортретов.
Нарративное искусство
«Ветряная мельница» (офорт) (1641 г. ) Фото: Google Art Project через Wikimedia Commons (Public Domain)
Наконец, он регулярно исследовал повествование искусство , включая библейские истории, исторические изображения и изображения повседневной жизни. Художественно исследуя, казалось бы, простые сцены, он смог распознать и выявить неожиданные элементы своих предметов.
Согласно Словарь мыслей: Циклопедия лаконичных цитат лучших авторов мира, как древних, так и современных (1908), он объяснял: «Старайтесь хорошо применять на практике то, что вы уже знаете; и таким образом вы со временем обнаружите скрытые вещи, о которых сейчас спрашиваете. Практикуйте то, что вы знаете, и это поможет прояснить то, чего вы сейчас не знаете».
Известные произведения искусства
Урок анатомии доктора Николаса Тулпа , 1632
Рембрандт, «Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа», 1632 г. (Фото: онлайн-каталог Mauritshuis через Wikimedia Commons, общественное достояние)
За десять лет до того, как Рембрандт создал свой шедевр «Ночной дозор» , он был недавно признанным художником-портретистом в Голландской республике. Его первым крупным заказом в Амстердаме была поразительная картина врача, выполняющего публичное вскрытие перед группой очарованных зрителей.
Этот большой групповой портрет под названием Урок анатомии доктора Николаса Тулпа считается ранним триумфом 26-летнего Рембрандта. Он не только иллюстрирует стиль и приемы голландского Золотого века, но и демонстрирует театральный подход художника к жанру, который обычно был довольно статичным.
Ночной дозор , 1642
Рембрандт, «Ночной дозор», 1642 г. (Фото: Рейксмузеум через Викисклад, общественное достояние)
«Ночной дозор» — первоначально называвшаяся Ополченческая рота округа II под командованием капитана Франса Баннинка Кока — представляет собой массивный групповой портрет капитана Баннинка Кока и семнадцати членов его гвардейского ополчения.
Эта массивная работа, завершенная в 1652 году, является одной из отличительных черт Золотого века Нидерландов. Он не только демонстрирует мастерское мастерство Рембрандта в изображении десятков людей почти в натуральную величину, но также обладает качествами искусства барокко, такими как драматическое использование света и тени и отображение движения.
Наследие
Сегодня Рембрандт считается знаменитым художником и одним из величайших граверов всех времен. Его работы выставлены в музеях мирового класса, от знаменитого Рейксмузеума в Амстердаме до знаменитого парижского Лувра. Соответственно, влияние разностороннего художника проявляется даже в современном дизайне, вдохновляющем все, от алгоритмического искусства до художественных фигурок.
Часто задаваемые вопросы
Кто такой Рембрандт?
Рембрандт Хармесзон ван Рейн (1606–1669) был художником из Голландской республики (современные Нидерланды) и одним из самых выдающихся деятелей Золотого века Нидерландов.
Почему Рембрандт сделал так много автопортретов?
Рембрандт создал множество автопортретов, чтобы выразить свою личность как художника и для практических целей, например, для тренировки выражения лица.
Знал ли Ван Гог Рембрандта?
Хотя Ван Гог и не знал Рембрандта, так как он родился двумя веками позже, он был большим поклонником творчества старого мастера.
Эта статья была отредактирована и обновлена.
Статьи по теме:
Национальная художественная галерея выпустила более 45 000 оцифрованных произведений искусства для бесплатной загрузки
5-летняя дочь звезды на картинах старых мастеров
Фотографы искусно переделывают картины старых мастеров
Рембрандт (1606–1669): Картины | Эссе | Метрополитен-музей
Известный живописец, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн обычно считается величайшим художником «золотого века» Голландии. Сначала он работал в своем родном Лейдене, а с 1632 г. и далее в Амстердаме, где некоторое время (ок. 1624 г.) учился у влиятельного художника-историка Питера Ластмана. Рембрандт никогда не выезжал за границу, но он жадно исследовал работы северных художников, живших в Италии, таких как Ластман, утрехтский художник Геррит ван Хонтхорст (основное связующее звено Рембрандта с Караваджо), Антонис ван Дейк и — в основном через гравюры — Адам Эльсхаймер и Питер Пауль Рубенс. В лейденский период Рембрандт также сильно откликнулся на более ранних нидерландских художников, таких как Лукас ван Лейден (ок. 149 г.).4–1533). Однако решающим аспектом развития Рембрандта было его интенсивное изучение людей, предметов и их окружения «с натуры», что очевидно в таких картинах, как его ранние автопортреты и картина «Святой Павел в тюрьме » 1627 года (Государственная галерея, Штутгарт). ). Даже по голландским меркам увлечение Рембрандта прямым наблюдением было исключительным и продолжалось на протяжении всей его карьеры. Несмотря на постоянную эволюцию его стиля, убедительные описания Рембрандтом света, пространства, атмосферы, моделирования, текстуры и человеческих ситуаций можно проследить даже в его поздних работах (таких как Еврейская невеста , Государственный музей, Амстердам) до основ его лейденских лет. В значительной степени именно эта программа сделала Рембрандта великим учителем. Среди его многочисленных учеников были Геррит Доу, Говерт Флинк, Фердинанд Бол, Николаес Маес и Карел Фабрициус.
В Амстердаме Рембрандт стал выдающимся портретистом, привлекая внимание такими драматическими композициями, как «Урок анатомии доктора Тюльпа» (1632; Маурицхёйс, Гаага). В получении заказов художнику помогал меннонитский торговец произведениями искусства Хендрик Уйленбург, чья двоюродная сестра Саския вышла замуж за Рембрандта в 1634 году. Меннониты выступали за личное толкование Священных Писаний, что, вероятно, повлияло на субъективное и часто трогательное отношение Рембрандта к библейским сюжетам. Художник добился большого успеха в 1630-х годах, когда у него было несколько учеников и помощников, он собрал собственную коллекцию произведений искусства и жил жизнью образованного джентльмена, особенно во впечатляющей резиденции, которую он купил в 1639 году.(ныне Дом-музей Рембрандта). Рембрандт излучает уверенность и вежливость в своем автопортрете 1640 года (Национальная галерея, Лондон), созданном по образцу придворных портретов Рафаэля и Тициана. Эти художники, вероятно, также вдохновили его амстердамскую подпись «Рембрандт» (отбросив «Ван Рейн»).
В 1640-х годах часто театральный стиль Рембрандта предыдущего десятилетия уступил место более созерцательной манере, зрелым примером которой является Аристотель с бюстом Гомера (1653; 61.198). Это изменение отражает не только исторические вкусы, но и личные обстоятельства, такие как смерть Саскии в 1642 году, финансовые проблемы и неоднозначные отношения художника с няней его сына Гертье Диркс, а затем с его служанкой (и близкой спутницей) Хендрикье Стоффелс. Можно сказать, что большой групповой портрет, известный как «Ночной дозор» , датированный 1642 годом (Рейксмузеум), отмечает конец самых успешных лет Рембрандта, но легенда о том, что неудовлетворенность клиентов разрушила его репутацию, опровергается более поздними заказами от таких видных покровителей, как Ян Сикс и городское правительство Амстердама. Чрезвычайный объем производства Рембрандта даже после того, как он объявил о неплатежеспособности в 1656 году, перемежается десятками шедевров, таких как The Syndics of the Amsterdam Drapers’ Guild (1662; Rijksmuseum).
Сила изобретательности и восприятия, которые сделали Рембрандта знаменитым художником в свое время, также сделали его виртуозным рисовальщиком (о чем свидетельствуют такие разные работы, как Тайная вечеря Леонардо да Винчи и Коттедж среди деревьев [29.100. 939]) и самый инновационный гравер семнадцатого века. Примерно в 350 гравюрах он расширил возможности медиума, предлагая различные виды освещения и живописные эффекты. Некоторые примеры, такие как Три креста 1653 года были радикально изменены по дизайну и выражению между разными состояниями.
Рембрандт вдохновлял многих голландских и немецких художников семнадцатого века, а также художников восемнадцатого века по всей Европе (например, Фрагонара и Тьеполо) и широкий круг реалистов девятнадцатого века. В более поздние периоды было сделано много имитаций, но подавляющее большинство картин Рембрандта, написанных не мастером, датируются его жизнью и предполагают, что его подход понравился довольно широкой аудитории, особенно в Амстердаме.
Цитата
Лидтке, Вальтер. «Рембрандт ван Рейн (1606–1669): Картины». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/rmbt/hd_rmbt.htm (октябрь 2003 г.)
Дальнейшее чтение
Лидтке, Вальтер. Голландские картины в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2007. См. в MetPublications 9.0004
Лидтке, Вальтер А. и Хубертус фон Зонненбург. Рембрандт / Не Рембрандт в Метрополитен-музее: аспекты знатока . Каталог выставки. 2 тт. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1995. См. в MetPublications
.Шварц, Гэри. Вселенная Рембрандта: его искусство, его жизнь, его мир . Лондон: Темза и Гудзон, 2006.
.Вестерманн, Мариет. Рембрандт . Лондон: Файдон, 2000.
.Дополнительные эссе Вальтера Лидтке
- Лидтке, Вальтер.