Переделка старого ремонта в хрущевке 51 м² (фото до и после) — INMYROOM
Проект недели
Дизайнер Анастасия Хмелевская создала яркий бюджетный интерьер для молодой пары
Место
Москва
Тип дома
хрущевка
Метраж
51 кв. м
Комнаты
2
Cанузлы
1
Высота потолков
2,5 м
Дизайн
Анастасия Хмелевская
Фото
Александр Родин
Вкратце
Заказчики — молодая и яркая пара, им досталась квартира со старым советским ремонтом. Перед дизайнером Анастасией Хмелевской поставили задачу полностью преобразить пространство и создать светлый, просторный и удобный для жизни интерьер, а также предусмотреть достаточно мест для хранения. Все это удалось сделать простыми и бюджетными средствами.
Подробности
Квартира находится в типовом доме серии II-18-01/12. Одна из комнат проходная, есть кухня с газом и раздельный санузел. «Так как перегородка между спальней и гостиной несущая, а кухня с газовой плитой, у нас было не так много возможностей для перепланировки. Но кое-что мы изменили: убрали антресоли, объединили санузел, а на месте ниши в гостиной сделали гардеробную. Нам удалось разместить много мест для хранения и выделить рабочую зону в гостиной».
Заказчики хотели подобрать кухню в ИКЕА, поэтому дизайнеру пришлось учесть типовые размеры шкафов и собрать из них удобный гарнитур. Но фасады для верхних шкафчиков сделали на заказ в ярко-синем цвете, это придает кухне изюминку.
На кухне поместилась вся необходимая бытовая техника: холодильник, газовая плита, электрический духовой шкаф, посудомоечная машина 45 см, микроволновая печь и стиральная машина. Плиту расположили, исходя из положения газового стояка.
В интерьере использовали два основных цвета: терракотовый и синий. На полу в жилых комнатах — инженерная доска, на стенах — обои под покраску. Потолки везде натяжные. Задача была сделать стильный, но недорогой ремонт. Поэтому выбирали бюджетные, но качественные материалы и решения.
Стены были очень неровные и с трещинами, выравнивать их под покраску было бы сложно и дорого, поэтому выбрали обои под покраску — это бюджетнее и проще в исполнении, чем крашеные стены.
В гостиной стены в основном белые, и акцент сделали на ярко-синем диване. Его дополняют ковер, текстиль и декор также в оттенках синего и голубого. Особое внимание стоит обратить на картину художника Ольги Шагиной, которая дополнила интерьер.
Системы хранения подобрали в ИКЕА. Еще на этапе планировки учитывали размеры их гардеробных модулей. В гардеробной использовали систему ЭЛВАРЛИ и стеллажи ИВАР, а в спальне разместили два шкафа — ОПХУС и ПАКС.
В спальне акцентом стал терракотовый цвет стен, поэтому мебель, текстиль и декор подобрали в нейтральных бежево-серых оттенках. Кресло в спальне подобрано в цвет стен.
Санузел объединили: поместилась ванна, тумба с раковиной, зеркальный шкафчик, унитаз со скрытой инсталляцией. Хотелось добавить в интерьер что-то интересное и яркое, поэтому для отделки подобрали плитку под терраццо испанского бренда Wow. В ней присутствуют те же оттенки синего и терракотового, что и во всей квартире. «Эта плитка — одна из изюминок в квартире и одна из самых любимых деталей. Положили ее на пол, ванну и на стену перед входом, чтобы сделать на ней акцент. А для фона подобрали однотонную белую плитку Kerama Marazzi. Тумба под раковину и навесной шкафчик из ИКЕА», — рассказывает дизайнер.
Фото до ремонта
Бренды, представленные в проекте
Кухня
Отделка: краска, Tikkurila
Напольное покрытие: плитка, Kerama Marazzi
Мебель: стол и стулья, ИКЕА
Гарнитур: ИКЕА; фасады верхних шкафчиков, Сover
Освещение: Maytoni
Декор: Zara Home; коврик, Tkano
Гостиная
Отделка: краска, Tikkurila
Напольное покрытие: инженерная доска, Lab Arte
Мебель: письменный стол, рабочий стул, ТВ-тумба, стеллаж, табурет, все — ИКЕА
Текстиль и декор: ковер и синяя подушка, Tkano; остальной текстиль, Zara Home; декор, La Redoute; картина над диваном, Ольга Шагина
Освещение: Maytoni
Ванная комната
Отделка: плитка — Kerama Marazzi, Wow
Напольное покрытие: плитка, Wow
Мебель: тумба под раковину, зеркальный шкафчик, все — ИКЕА
Освещение: Maytoni
Прихожая
Отделка: краска, Tikkurila
Напольное покрытие: плитка, Kerama Marazzi
Мебель: полка и крючки, ИКЕА
Декор: La Redoute
Освещение: ИКЕА
Спальня
Отделка: краска, Tikkurila
Напольное покрытие: инженерная доска, Lab Arte
Мебель: кровать, Askona; шкафы, ИКЕА; прикроватные тумбы, La Redoute
Текстиль и декор: ковер, Tkano; текстиль на кровати — H&M Home, ИКЕА, Zara Home
Освещение: люстра, Maytoni; настольная лампа, H&M Home
Хотите, чтобы ваш проект был опубликован на INMYROOM? Присылайте фотографии интерьера на wow@inmyroom. ru
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
Дизайн хрущевки: 7 интерьеров квартир-хрущевок с фото и идеями для ремонта
Дизайн квартиры-хрущевки у многих новоселов ассоциируется с отсутствием выбора: санузлы маленькие, кухни крохотные, вся интрига — сносить ли стенку между кухней и комнатой, да куда засунуть кровать. Но, как показывает опыт московских дизайнеров, советские типовые квартиры не хуже других годятся, чтобы при помощи интерьера рассказывать любые истории — про детство, путешествия, семейные ценности. Смотрим и учимся!
НАЙДИТЕ ОПЫТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ ДЛЯ РЕМОНТА В ВАШЕМ ГОРОДЕ>>>
Дизайн хрущевки 30 кв.м: стеклянная стена, свет и воздух
Авторы проекта: Buro Brainstoorm
Работа над дизайном квартиры-хрущевки нередко начинается с превращения ее в студию. Вот и в этом московском проекте хозяйка решила избавиться от внутренних стен — спальню отделила от гостиной при помощи стеклянной перегородки. На ней — блэкаут-штора блокирует солнечные лучи и обеспечивает приватность. Стоит отодвинуть занавеску, и студия становится совершенно открытой.
Для однокомнатной хрущевки интерьер получился функционально насыщенным: вдоль линии у окон размещены зоны гостиной, столовой и кухни. Стены в квартире сознательно оформлены в нейтральной гамме (белый, серый, бежевый), чтобы не создавать лишних акцентов в дизайне хрущевки. Красок в интерьер добавляют картины и ковер.
НАЙДИ СТУДИЮ РЕМОНТА В СВОЕМ ГОРОДЕ>>>
На плане: дизайн-проект квартиры 30 кв.м
Чему поучиться на примере этой квартиры
- Чтобы солнечного света в квартиру попадало как можно больше, высоту подоконного блока в комнате уменьшили — и из него вышла скамья. А на кухне, чтобы организовать мойку у окна, подоконник, наоборот, пришлось поднять до уровня столешницы.
- Стиральную машину подвесили на стену (крепится анкерами, рассчитана на загрузку 3 кг белья).
- Пол в ванной поднят при помощи стяжки, но ножки ванны стоят ниже общего уровня, поэтому в нее удобно забираться.
- В квартире реализовано несколько различных сценариев освещения. Одних выключателей здесь 16 штук.
Интересует ремонт квартиры?
Давайте подберем исполнителя по вашим критериям
Нина Фролова
Дизайн хрущевки 30,5 кв.м: история с геометрией
Автор проекта: Алена Гунько
Дизайн хрущевки на фото выполнен в эклектичном стиле, где можно встретить и «скандинавские» черты, и намеки на ар-деко. Дубовые полы гостиной соседствуют с черно-белой шахматной плиткой на кухне, акцентная стена в спальне оклеена обоями с модным геометрическим принтом.
Современные столики-шестигранники от Kare Design перекликаются по цвету с состаренными стульями от IKEA, рядом с которыми висят экзотические маски из Азии. На привычных пластиковых окнах — винтажная фурнитура. Каждая деталь выполнят свою функцию. Контрастная эстетика глянцевой кухни призвана увеличить объем этой зоны, а, например, доска на полу гостиной используется разной длины — так рисунок выглядит более динамичным. Спальню Алена отгородила от коридора при помощи встроенного под потолок шкафа. Такой же шкаф примыкает и к стене ванной комнаты — в нем, помимо прочего, нашлось место и стиральной машине.
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ…
Дизайн гостиной в хрущевке – реальные фото-примеры и советы
Алёна Гунько / EGOdesign
На плане: дизайн-проект квартиры 30,5 кв.м
Чему поучиться на примере этой квартиры
- Верхние шкафы на кухне сделаны высокими, под потолок — больше места для хранения, да и кухня вытягивается в высоту.
- Чтобы сэкономить место, Алена не стала монтировать душевую кабину, а просто сделала душевой отсек в нише 90 на 100 см. Он закрыт стеклянной дверцей.
ЧИТАЙТЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
В гостях: Студия с полноценной кроватью в однокомнатной хрущевке
Дизайн хрущевки 43 кв. м: современная студия с черной стеной
Автор проекта: Настя Антонюк, студия А-III
Двухкомнатная хрущевка на фото принадлежит молодой паре москвичей. Чтобы получить открытое многофункциональное пространство, хозяева пошли на снос перегородок. Дизайн хрущевки на фото выполнен в светлой гамме: белый цвет стен и яркие акценты — желтые пятна в прихожей, бирюзовое кресло, пестрые коврики, покрывало из Шри-Ланки. Главным визуальным акцентом студии стала черная графитовая стена, отделяющая ванную и частично кухню от гостиной. В эту перегородку встроены ниши-полки.
В отличие от, например, сталинской квартиры, хрущевки не могут похвастать высотой потолков. Поэтому при их ремонте дизайнеры все чаще отказываются от массивных центральных люстр в пользу подсветки отдельных зон. В этом проекте только на кухне использованы сразу и уличные светильники (над рабочей зоной), и оригинальный подвес из ламп разной формы (над обеденным столом). А в ванной можно заметить прожекторы, которые используются для освещения фасадов домов.
Чему поучиться на примере этой квартиры
- Шкафы для вещей встроены по всему периметру квартиры. Мелкая одежда хранится в комоде между кроватью и диваном. Там же прячутся чемоданы и сушилка для вещей.
- Шкафчики на кухне дополняют открытые стеллажи, на которых выставлена посуда. Чередование открытых и закрытых проемов — хороший прием, чтобы добавить помещению объема.
- Белая плитка на кухонном фартуке не только освежает интерьер, но и является отличным фоном для любых ярких деталей.
- Чтобы квартира казалась просторнее, порталы вокруг окон оставили открытыми — обошлись шторами-роллетами.
- Плитку для пола в ванной дизайнер выбрала в форме пчелиных сот, а для стен — квадратную. Сочетание плитки одного цвета, но разных размеров и геометрических форм также благоприятно действует на объем маленького помещения. Глазу сходу сложно оценить пропорции, стены и пол воспринимаются как трехмерные объекты.
- Встроенный унитаз не только выглядит легче, но и автоматически дает дополнительную полочку в интерьере.
ЧИТАЙТЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
Houzz тур: Вторая молодость московской хрущевки
Студия NW-Interior
Дизайн хрущевки 41,3 кв.м: только спокойствие
Автор проекта: Лидия Большакова, дизайн-студия New wave interior
Дизайн «хрущевской» квартиры с задачей найти место под еще одну комнату — всегда вызов для архитектора. Этой семье досталась угловая хрущевка, зато в ней оказалось четыре окна — это позволило разделить большую комнату на две полноценные спальни. Маленькую комнату объединили с кухней, получив просторную гостиную с выделенным рабочим местом.
Студия NW-Interior
На плане: дизайн-проект квартиры 41,3 кв.м
Студия NW-Interior
Интерьер квартиры решили оформить в скандинавском стиле: светлые стены, природные акценты, натуральные материалы. На полу здесь лежит паркетная доска, обои в гостиной — бумажные, а текстиль подобран исключительно из хлопка и льна. Стены в спальнях покрыты светлой краской, чтобы комнаты казались больше. А вот гостиную оклеили обоями с теплым фоном и ненавязчивым геометрическим рисунком — так она выглядит уютнее. В качестве акцентов дизайнер предложила использовать мебель, текстиль и яркие детали –— например, стеклянную посуду на открытых полках и вазы на столах.
Студия NW-Interior
Чему еще поучиться на примере этой квартиры
- Стояки отопления в кухне-гостиной зашили гипсократоном, а нишу между ними превратили в стеллаж с открытыми полками.
- В спальне родителей кровать разместили между двух встроенных шкафов с зеркальными дверцами. В нише между ними сделали полку, заменившую хозяевам прикроватные тумбы.
- Чтобы сделать узкий туалет визуально шире и ниже, нижнюю его часть отделали плиткой под кирпич, а сверху поклеили обои с объемным рисунком.
ЧИТАЙТЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
Houzz тур: Угловая хрущевка с яркими деталями
DVEKATI
Дизайн хрущевки 45 кв. м: между прошлым и будущим
Авторы проекта: Дочь владелицы Екатерина Сванидзе и ее коллега Екатерина Любарская, студия DVEKATI
Своему превращению из унылой семейной квартиры в яркое модернистское пространство эта квартира в Тимирязевском районе Москвы обязана дочери владелицы. Дизайнер Екатерина Сванидзе уговорила маму Елену Игоревну избавиться от ощущения старой «советской» квартиры, но обыграть в интерьере все семейные реликвии.
Первым делом дизайнеры избавились от советской планировки: вход на кухню сделали со стороны гостиной, а санузел расширили за счет прохода, который раньше объединял кухню с прихожей. Спальню расширили, передвинув стену, и укоротили за счет гардеробной. Ванную объединили с туалетом. Отсутствие несущих перегородок — большой плюс при перепланировке хрущевок.
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ…
Особенности перепланировки хрущевок
DVEKATI
Дизайн хрущевки на фото не имеет четкой стилистики — он построен на психологии, соткан из настроений хозяйки. Например, в «тосканских» цветах выражена ее любовь к Италии (оттуда же — тяжелые двери, лепнина и участки с открытой кладкой). Одним из самых ярких акцентов стала стена с коллекцией колокольчиков, напоминающих о школе (Елена — учитель). А в комнатах стоит отреставрированная родительская мебель. Даже старый сервант, преобразованный в тумбу под телевизор, нашел свое место в этой рестроспективе.
Нина Фролова
Пластиковые окна в квартире заменили на более душевные деревянные. А вот потолок здесь — ультрасовременный: с бетона убрали штукатурку и просто покрыли его грунтом.
Яркие стены и откосы, где чередуются оттенки синего и бордового цветов, выступают и визуальными акцентами в проекте, и фоном для живописи и изразцов. Особенно хорош в этом плане глубокий синий. Еще один заметный цвет в общей палитре — зеленый — представлен на кухонных фасадах и мозаике в ванной.
Нина Фролова
Чему еще поучиться на примере этой квартиры
- Фартук из стекла смотрится нейтрально и не перегружает пространство.
- Чтобы визуально углубить помещение, одну из стен в гостиной сделали темно-синей. Этот цвет имеет интересную особенность — в зависимости от освещения он может быть и очень нежным, и довольно драматичным, насыщенным.
- Стена зоны отдыха, устроенной в нише, отделана тем же паркетом, что и пол. Этот прием не только добавляет пространству тепла, но и избавляет участок от видимых границ. Нет границ — нет тесноты.
- Поскольку хозяйка все время открывает окна, а до соседнего здания далеко, в квартире нет штор. Отсутствие драпировок благоприятно сказалось на объеме помещения.
- Вместо дверей в гардеробной комнате использована текстильная перегородка.
ЧИТАЙТЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
В гостях: Квартира учительницы — с бетонным потолком и винтажной мебелью
Yuri Grishko
Дизайн хрущевки 60 кв.м: игра в ретро
Авторы проекта: Хозяйка дома, дизайнер Анна Давдиева, и ее коллеги-дизайнеры Анастасия Дмитерко и Екатерина Братчикова, «Студия OVO»
Трехкомнатная квартира на пр. Маршала Жукова принадлежала семье дипломатов, но они уехали в Чехию, оставив новым хозяевам антикварную мебель и несколько коробок книг. Это «наследство» во многом определило итоговую стилистику квартиры. Ретро-тема заявлена уже в прихожей — на стенах здесь обои с полосками мелкого узора, на полу — черно-белая плитка, на стене — винтажный телефон.
Yuri Grishko
Антикварные вещи запросто сочетаются с мебелью из ИКЕА. Более того, именно тканями шведского бренда обиты кушетка и стул в гостиной. Мастер из ИКЕА также перетянул старый диван — но уже тканью, заказанной из США. В спальне изголовье от старинной кровати соединено с икеевским каркасом (на фото).
«Историю» в квартире создают различные детали. Это и большой ковер-сумах, привезенный из Махачкалы (ему больше 60 лет), и вещи с индийских блошиных рынков, и старинная посуда из приданного Анны, и блюдо из глазурованной керамики, доставшееся хозяйке от бабушки.
Yuri Grishko
Дизайн этой квартиры-хрущевки построен на большом внимании к живописи. Так, цвет обоев в гостиной и спальне подобран специально под картины ростовского художника Владимира Чекмарева. В гостиной дизайнеры остановились на темно-серых обоях, а для спальни выбрали насыщенные тона с классическим рисунком. В квартире нашлось место и акварельному триптиху, доставшемуся от прежних хозяев, и работам художника Магомедали Малагитинова, отца Анны, и портрету ее дочери Дины работы подруги из Махачкалы, и китайской графике из маминой коллекции.
Yuri Grishko
Чему еще поучиться на примере этой квартиры
- Ремонт начался с перепланировки. Так, ванную расширили за счет нежилых площадей. Прихожую и кухню объединили с открытой гостиной.
- Хозяева используют два обеденных стола. Один, маленький, можно увидеть на стыке гостиной и кухни. Второй, для обедов большой компанией, стоит сложенный около холодильника.
- Стены ванной отделаны белой плиткой. Поскольку быстро найти простую белую плитку не удалось, взяли ту, что используют для бассейнов (размер 15х15 см).
- Стены детской оклеили разными обоями: на одной стороне — «для девочки», с узором из туфель, а на другой — «для мальчика» (с фасадами домов).
ЧИТАЙТЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
В гостях: Вместо хрущевки — квартира с историей
Vera Tarlovskaya Interiors
Дизайн хрущевки 62 кв.м: современный стиль
Автор проекта: Архитектор-дизайнер Вера Тарловская
Дизайн хрущевки на фото выполнен в скандинавской стилистике, но имеет характерные особенности. Так, главным акцентным цветом в нем стал серый — в проекте использовано сразу несколько его оттенков. А в оформлении можно встретить немало советских артефактов и отсылок к истории московского района Щукино. Именно здесь находится квартира, и именно здесь выросли ее нынешние хозяева — молодая пара.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…Больше примеров в разделе «фото» на Houzz— Квартиры в скандинавском стиле
Наталия Тверитинова
Вдохнуть вторую жизнь в хрущевку, устаревшую морально и физически, предстояло дизайнеру Вере Тарловской. Первое, что сделали строители — пустили в квартиру свет, убрав все лишние перегородки. По сути из «трешки» квартира превратилась в «двушку» с вместительным санузлом и просторной гостиной, объединенной со столовой и кухней. Воздуха помещению добавила колористика: сочетание белых и серых стен, светлое дерево на полу.
Разнообразие серой палитры просто потрясает. В гостиной можно встретить светло-серый цвет, на кухне — серый потемнее, декоративная стена в столовой выкрашена в почти черный цвет, как и финский диван с обивкой из велюра.
Vera Tarlovskaya Interiors
Стены в коридоре покрасили в цвет, «намешанный» из всех оттенков серого в этой квартире. А в спальне использовали краску цвета глубокого индиго с черно-синим оттенком. Монохромный интерьер оживляют яркие акценты желтых и красных цветов. Причем там, где акцентов недоставало, Вера использовала абстрактную живопись с нужными красками.
Скандинавская стилистика выражена не только в цветах, но и в материалах: отреставрированный кирпич, металлическая мебель, натуральное дерево украшают минималистичный интерьер. Впрочем, современный дизайн не обошелся и без лофтовых элементов — в шкафу появились состаренные ящики с нанесенными через трафарет цифрами, а на стенах — постеры. Более того, хозяева повесили в прихожей копии исторических фотографий Щукино. Это, как и звонок 1978 года, напоминает им о счастливом детстве. В специальной рамке висят значки, которые собирали их родители.
Vera Tarlovskaya Interiors
Чему еще поучиться на примере этой квартиры
- Изголовье кровати в спальнее сделано на заказ из флоковой ткани, которая не боится кошачьих когтей.
- Спальню от кабинета отделяет реечная перегородка: и смотрится легко, и границы очерчивает.
- Сначала хозяева хотели отделить кухню от столовой перегородкой, а обеденный стол сделать передвижным, на колесиках. Хотя от этой идеи отказались, светильники вдоль стены развешены так, что стол можно двигать, как хочется.
- На кухне неожиданно сочетаются гладкие и филенчатые фасады. Это решение позволяет облегчить классическую кухню и, наоборот, сделать изысканнее современную.
- Верхняя часть фартука покрашена специальной моющейся краской в цвет стен.
- Темная стена в столовой покрашена специальной маркерной краской — на ней можно рисовать.
- Систему хранения в гостиной спрятали в стене — встроенный шкаф покрашен той же краской, что и основной фон. Тот же фокус провернули со встроенным шкафом из МДФ в прихожей.
НАЙДИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕМОНТНИКОВ В СВОЕМ ГОРОДЕ>>>
Аэрофотоснимок ракет на Кубе (1962 г.
)Увеличить Ссылка для скачивания
Образец цитирования: Фотография PX1966-020-007; Фотография полевой стартовой площадки БРСД № 1 в Сан-Кристобаль, Куба; 14.10.1962; Информационная доска № 07; информационные материалы, 1962-1963 годы; Сборник JFK-5047: Информационные материалы Министерства обороны о кубинском ракетном кризисе; Библиотека Джона Ф. Кеннеди, Бостон, Массачусетс; Национальное управление архивов и документации.
Посмотреть в каталоге Национального архива
На ранних стадиях кубинского ракетного кризиса эта фотография показывала, что Советский Союз накапливал на Кубе наступательные баллистические ракеты. Президент Джон Ф. Кеннеди предупредил, что любая попытка Советского Союза разместить ядерное оружие на Кубе будет рассматриваться как угроза для Соединенных Штатов.
На протяжении всего 1962 года, в самый разгар холодной войны, переброска советского персонала и техники на Кубу вызывала подозрения у американского разведывательного сообщества.
В ответ американские корабли и самолеты начали фотографировать каждое советское судно, направлявшееся на Кубу, а самолеты-шпионы U-2 начали регулярные разведывательные полеты над островом, всего 90 миль от побережья Флориды.13 сентября Кеннеди предупредил советского премьера Хрущева: «Если когда-либо коммунистическое наращивание на Кубе будет каким-либо образом угрожать нашей безопасности или вмешиваться в нее… или если Куба когда-либо… станет наступательной военной базу значительного потенциала для Советского Союза, то эта страна сделает все необходимое для защиты своей безопасности и безопасности своих союзников». Несмотря на предупреждения Кеннеди, Советы продолжали строить базы, а Соединенные Штаты продолжали следить за их действиями и фотографировать.
Плохая погода в Карибском море в течение недели 7 октября 1962 года помешала американским разведывательным самолетам U-2 совершить новые разведывательные полеты над Кубой Фиделя Кастро. Но утро воскресенья, 14 октября, было безоблачным, и рейс У-2 сделал фотографии, которые в течение следующих нескольких дней были проанализированы и повторно проанализированы.
Эти фотографии явились убедительным доказательством того, о чем Соединенные Штаты подозревали в течение нескольких месяцев: что Советский Союз устанавливает на Кубе ядерное оружие средней дальности, способное нанести удар по крупным городам США и убить десятки миллионов американцев за считанные минуты. На фотографиях от 14 октября Соединенные Штаты застали Советский Союз за строительством наступательных ядерных ракетных баз у себя на заднем дворе, и теперь две сверхдержавы вступили в первую в истории прямую ядерную конфронтацию.
В телеобращении 22 октября 1962 года президент Кеннеди сообщил американскому народу о наличии ракетных комплексов на Кубе. Когда Соединенные Штаты установили военно-морскую блокаду вокруг Кубы, напряженность возросла, и мир задался вопросом, возможно ли мирное разрешение кризиса. Речь Кеннеди получила широкую поддержку в Латинской Америке и среди союзников США. Пентагон продолжал планировать возможные удары с воздуха и наземное вторжение. Несколько советских судов повернули назад от линии карантина, установленной пупочной блокадой, и во время телевизионной конфронтации с Советским Союзом в Организации Объединенных Наций Соединенные Штаты представили фотодоказательства ракет.
В воскресенье, 28 октября, Советы согласились вывести ракеты с Кубы. Переговоры об окончательном урегулировании кризиса продолжались несколько дней, но непосредственная угроза ядерной войны была предотвращена. 20 ноября Кеннеди объявил: «Сегодня председатель Хрущев сообщил мне, что все бомбардировщики Ил-28 на Кубе будут выведены через тридцать дней… Сегодня днем я дал указание министру обороны отменить наш военно-морской карантин. .» Кроме того, США договорились, что никогда не будут участвовать во вторжении на Кубу, а Кеннеди приказал демонтировать несколько устаревших американских военно-воздушных и ракетных баз в Турции.
Этот документ доступен в DocsTeach, онлайн-инструменте для обучения с использованием документов из Национального архива. Найдите обучающие задания, включающие этот документ, или создайте собственное онлайн-занятие.
Спустя 60 лет после кубинского ракетного кризиса российские угрозы вновь разжигают страхи времен холодной войны
Когда президент Байден сравнил российскую ядерную угрозу Украине с кубинским ракетным кризисом 1962 года, он подчеркнул, насколько это противостояние времен холодной войны продолжает формировать наше коллективное сознание.
Хотя высказывания Байдена ранее в этом месяце о «перспективе Армагеддона» были названы одними тревожными, а другие тревожными, они подчеркивают, что ставки в любом таком конфликте между ядерными соперниками не изменились со времени печально известных «13 дней». кризиса.«Мы были очень близки к ядерной катастрофе», — говорит Фредрик Логеволл, профессор истории из Гарварда и автор книги JFK: Совершеннолетие в американский век, 1917–1956.
Кризис начался утром 16 октября 1962 года. Президенту Джону Ф. Кеннеди показали фотографии, сделанные самолетом-разведчиком U-2, на которых видны советские баллистические объекты, строящиеся на острове Куба. Ему сообщили, что после того, как они будут введены в строй, они могут быть использованы для нанесения ядерного удара по материковой части США практически без предупреждения.
Первая из серии встреч высших советников и чиновников Кабинета была быстро созвана, включая брата президента и доверенное лицо, генерального прокурора Роберта Ф.
Группа в конечном итоге остановилась на морском карантине или блокаде Кубы, чтобы заставить советского премьера Никиту Хрущева убрать ракеты. В конечном итоге Хрущев получил заверения в том, что США не будут вторгаться на Кубу, и в рамках сделки, которая оставалась секретной в течение четверти века, США также пообещали вывести свои ракеты из Турции.
За 60 лет, прошедших после кубинского ракетного кризиса, появилась новая информация, проливающая свет на события октября 1962 года. Вот три ключевых момента, которые вы, возможно, пропустили на уроках истории:
Офицер советской подводной лодки, возможно, предотвратил Третью мировую войну
Суббота, 27 октября 1962 года, «была не только самым опасным моментом холодной войны», — писал Артур М. Шлезингер-младший, старший советник Кеннеди. . «Это был самый опасный момент в истории человечества».
/ ВМС США
/
ВМС США
B-59 возле Кубы с вертолетом ВМС США, кружащим над головой, 27 октября 1962 года.В этот день над Кубой ракетой класса «земля-воздух» был сбит самолет-разведчик У-2, делавший разведывательные снимки. Прошло 18 месяцев после неудачной миссии в заливе Свиней, и кубинский лидер Фидель Кастро был убежден, что США снова попытаются вторгнуться. Днем ранее он написал письмо Хрущеву, призывая его нанести упреждающий ядерный удар до того, как американские войска смогут высадиться на кубинских пляжах.
Между тем, несмотря на признаки того, что Советы соблюдали введенную США блокаду, между капитанами обеих сторон существовала «чрезвычайная напряженность», — говорит Логевалл.
В Северной Атлантике эсминцы ВМС США преследовали советскую подводную лодку, чтобы заставить ее всплыть в рамках блокады. Чтобы избежать эскалации конфликта, ВМФ применил учебные глубинные бомбы, предназначенные для того, чтобы сотрясать подводную лодку, а не повреждать ее.
Чего в то время США не знали, так это того, что советские подводные лодки несли торпеды с ядерными боеголовками. Экипаж целевого Б-59субмарина потеряла связь с Москвой и не знала о блокаде.
Капитан подводной лодки принял провокацию флота за знак начала войны. Он хотел нанести ответный удар торпедой, но ему нужно было согласие двух других старших офицеров. Василий Александрович Архипов отказался. Ему удалось уговорить капитана, и торпеда так и не выстрелила.
«Нет никаких сомнений в том, что проблема с подводной лодкой абсолютно ужасна», — говорит Макс Гастингс, историк и автор, чья последняя книга The Abyss: Nuclear Crisis Cuba 1962 выйдет на этой неделе. «Они даже не знали, что эти подводные лодки были вооружены ядерными торпедами».
В 2002 году Томас Блэнтон, директор некоммерческого Архива национальной безопасности, сказал The Boston Globe , : «Урок из этого состоит в том, что парень по имени Василий Архипов спас мир».
Кеннеди и Хрущев заключили политически сложную секретную сделку
Во время кубинского ракетного кризиса Кеннеди, 9 лет0039 , уязвленный плохим советом Объединенного комитета начальников штабов в преддверии фиаско в заливе Свиней в апреле 1961 года, был вынужден разрешить авиаудары по советским ракетным объектам и начать полномасштабное вторжение на Кубу.
Keystone / Getty Images
/
Getty Images
Президент Джон Ф. Кеннеди делает драматическую телевизионную передачу, чтобы объявить о блокаде Кубы 22 октября 1962 года.Президент стремился не показывать слабость перед лицом того, что США рассматривали как советскую агрессию, но он не хотел рисковать ядерной войной, если был хоть какой-то шанс ее избежать.
В сообщениях, которыми обменивались два лидера, Кеннеди согласился не вторгаться на Кубу, а Хрущев сказал, что уберет ракеты с Кубы. Но в известном письме Кеннеди Хрущев также потребовал, чтобы американские ракеты «Юпитер» были вывезены из Турции.
Для Хрущева Юпитеры на собственном пороге были провокацией. Он рассматривал размещение собственных ракет на Кубе как восстановление баланса статус-кво.
Задолго до кризиса Кеннеди на самом деле хотел убрать ракеты, потому что «Пентагон сказал ему, что они устарели и на самом деле ничего не добавляют к безопасности Америки», — объясняет Гастингс.
Но турки, видевшие в ракетах гарант собственной безопасности, отказались.
/ Interfoto/AFP via Getty Images
/
Interfoto/AFP via Getty Images
Президент Джон Ф. Кеннеди и советский лидер Никита Хрущев направляются на свою первую встречу 3 июня 1961 года, в начале пути Восток-Запад переговоры в Вене за год до кубинского ракетного кризиса.Теперь ставки были намного выше. Кеннеди беспокоился, что, если он уберет ракеты в рамках соглашения о прекращении кризиса, США будут восприняты как отступники. Итак, он согласился сделать это при условии, что часть сделки останется в секрете.
Этот шаг был политически рискованным для Кеннеди, но еще более опасным он оказался для Хрущева. Высшее советское руководство «так и не простило Хрущеву того унижения, которое он возглавил, которое перенесла Россия», — говорит Гастингс. «Они прекрасно понимали, что вывели американские ракеты из Турции, но все, что они могли видеть, это то, что Россия была публично унижена».
Через два года после кубинского ракетного кризиса и через год после убийства Кеннеди Хрущев был свергнут.
RFK изначально призывал к более решительным действиям, чем предполагают ранние отчеты
Claude Mallinjod / INA через Getty Images
/
INA через Getty Images
Роберт Кеннеди на пресс-конференции в аэропорту Бурже, Париж, в феврале 1962 года.На протяжении десятилетий историки в значительной степени полагались на собственный отчет Роберта Кеннеди о дискуссиях за закрытыми дверями во время ракетного кризиса. В книге РФК « Тринадцать дней », опубликованной посмертно в 19 г.В 69-м году он изображает себя почти в одиночку противостоящим сторонникам жесткой линии, последовательно призывая президента использовать варианты, которые отошли от пропасти.
«Это была полностью корыстная точка зрения», — говорит Мишель Паранзино, доцент кафедры стратегии и политики Военно-морского колледжа США.
Когда несколько лет спустя ученые тщательно проанализировали записи Белого дома той эпохи, стало ясно, что RFK «на самом деле был одним из самых ястребиных», — говорит она. «Он выступал за авиаудары по ракетным объектам».
Роберт Кеннеди также утверждал, что «вторжение было альтернативой», согласно статье 2007 года в American Diplomacy .
Несмотря на это, Гастингс отдает должное RFK за то, что он проявил «гораздо больше здравого смысла, чем некоторые люди за столом», особенно генералы, такие как начальник штаба ВВС Кертис ЛеМей, который призвал Кеннеди бомбить ракетные площадки.
Паранзино говорит, что нельзя недооценивать и роль Хрущева в разрешении кризиса. «Все утверждения о том, что это была прозорливая государственная мудрость Джона Кеннеди… и первым моргнул Хрущев», неверны, — говорит она.
Письмо Кастро с призывом нанести первый удар по США обеспокоило советского премьера и побудило его попытаться разрешить противостояние, говорит Паранзино.
«Это был основной источник конфликта между Советами и кубинцами, потому что кубинцы думали, что они получат контроль над этим оружием», — говорит она. «Но Советы никогда этого не планировали».
Чему нас научил кубинский ракетный кризис?
Неправильное восприятие приводит к просчету. Сергей Плохий, автор Nuclear Folly: A History of the Cuban Missile Crisis, , опубликованный в прошлом году, говорит, что Самая большая ошибка Хрущева заключалась в том, что он считал, что Кеннеди думал так же, как и он.
Советский лидер «действительно верил, что, если он проглотит таблетку ракет по соседству в Турции, Кеннеди действительно сделает то же самое», — сказал Плохи, профессор истории из Гарварда, в ходе прошлогодней речи, организованной Национальным архивом.
Автор Гастингс описывает президента России Владимира Путина как «еще одного безрассудного игрока в Кремле, который снова открыто угрожает миру ядерными последствиями». Это делает «то, как мы вышли из ракетного кризиса целыми и невредимыми… ужасно важно».
Когда так много людей, включая Объединенный комитет начальников штабов, призывали США «разбомбить к черту ракетные объекты», говорит он, президент понял, «что ему придется заключить сделку с Хрущевым.