Что такое ренессансный стиль?. Кто есть кто в мире искусства
Что такое ренессансный стиль?. Кто есть кто в мире искусстваВикиЧтение
Кто есть кто в мире искусства
Ситников Виталий Павлович
Содержание
Что такое ренессансный стиль?
В XIV веке в Европе началась эпоха Возрождения, которая утвердила новый стиль в искусстве: стиль Ренессанс, который в XIV–XVI веках проявляется в различных художественных формах — архитектуре, скульптуре, живописи. Наиболее полно особенности ренессансного стиля отразились в итальянском искусстве, причем с наибольшей яркостью — в живописи и скульптуре.
Само слово «ренессанс» означает «возрождение» или «новое рождение». Художники, скульпторы Ренессанса обращались к шедеврам древности, пытаясь перенять и развить их мастерство. Архитекторы этого периода находили идеи для своих произведений в греческом и особенно в римском искусстве.
Зодчие вводили элементы Ренессанса, как в архитектуру общественных зданий, так и в дома, которые строили для богатых торговцев. Главным для них было создать постройку, в которой человек чувствовал бы себя удобно. В готическом искусстве особую роль играла вертикальная линия. Для архитектуры Ренессанса важна общая соразмерность постройки и соответствие ее пропорциям человеческой фигуры.
Над главным входом в собор часто находится резной прямоугольный часть, называемая барабаном. Верхняя часть окон и дверей также украшены треугольничками, имеющими плавно закругленные уголки. Между окнами и дверями находятся пилястры — нечто вроде плоских или полукруглых украшений в виде колонн. Кажется, что на этих пилястрах держатся верхние этажи. На самом же деле они имеют чисто декоративное значение.
Здания периода Ренессанса украшены человеческими фигурами или цветами и растительным орнаментом. Украшения из цветов или листьев образуют наклонную горизонтальную ленту — ветвь с листьями — гирлянду.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Что такое стиль в искусстве?
Что такое стиль в искусстве? Само слово «стиль» произошло от греческого «stilus» — заостренная палочка для письма. В истории искусства словом этим обычно обозначают определенные периоды, этапы в развитии искусства, когда существовала единая система художественных
Что такое греческий стиль?
Что такое греческий стиль? Начиная примерно с 700–200 гг. до н. э., греческое искусство оказывало огромное влияние на европейскую культуру. Произведениям греческих поэтов и писателей, скульпторов и архитекторов подражали в последующие столетия. Приступая к строительству
Что такое романский стиль?
Что такое романский стиль? Романский стиль (от лат. романус — римский) сложился к X веку н. э. на Апеннинском полуострове.В романском стиле создавались шедевры в скульптуре, архитектуре и в живописи. Образцом произведений, созданных в этом стиле, считаются церкви в
Что такое готический стиль?
Что такое готический стиль? Готический стиль получил свое название от названия германского племени готов. В 12–16 веках он был представлен в различных видах искусства, но полнее всего проявился в архитектуре. Одно из высших достижений готического стиля — соборы. Мощные
Что такое ренессансный стиль?
Что такое ренессансный стиль? В XIV веке в Европе началась эпоха Возрождения, которая утвердила новый стиль в искусстве: стиль Ренессанс, который в XIV–XVI веках проявляется в различных художественных формах — архитектуре, скульптуре, живописи. Наиболее полно особенностиЧто такое стиль барокко?
Что такое стиль барокко? Барокко (конец XVI — начало XVIII веков) сменило период Ренессанса. Название возникло от итальянского «барокко» — причудливый, странный. В отличие от стилей, о которых мы писали ранее, для него характерно сочетание сложных, округлых форм и изогнутых
Что такое импрессионистический стиль?
Что такое импрессионистический стиль? Его название происходит от французского слова impression — впечатление. Это название возникло после выставки 1874 года, где была показана картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца».Основная черта этого стиля — непосредственность
Что такое стиль кантри?
Что такое стиль кантри? В переводе с английского слово country означает сельский, деревенский, местный. В XX веке оно стало использоваться для обозначения культуры времен первых американских поселенцев. Со временем этим же термином стали обозначать стиль, особенность
Что такое старый и новый стиль?
Что такое старый и новый стиль? Наверное, вам не раз приходилось слышать, как старшие в своих разговорах употребляют такие выражения, как «по старому стилю» или «по новому стилю».
Очевидно, вы знаете также и то, что Рождество во всем мире празднуется 25 декабря, а в России – 7Что такое стиль в искусстве?
Что такое стиль в искусстве? Само слово «стиль» произошло от греческого «stilus» – заостренная палочка для письма. В истории искусства словом этим обычно обозначают определенные периоды, этапы в развитии искусства, когда существовала единая система художественных
Что такое греческий стиль?
Что такое греческий стиль? Начиная примерно с 700–2000 гг. до н. э. греческое искусство оказывало огромное влияние на европейскую культуру. Произведениям греческих поэтов и писателей, скульпторов и архитекторов подражали в последующие столетия. Приступая к строительству
Что такое импрессионистический стиль?
Что такое импрессионистический стиль? Его название происходит от французского слова impression – впечатление.
Что такое романский стиль?
Что такое романский стиль? Романский стиль (от лат. романус – римский) сложился к X веку н. э. на Апеннинском полуострове.Его черты проявляются в скульптуре, архитектуре и в живописи. Однако наиболее ярко особенности романского стиля можно проследить в церковной
Что такое готический стиль?
Что такое готический стиль? Готический (от названия германского племени готов) стиль (1150–1500) представлен в различных художественных формах. Но полнее всего он проявился в архитектуре. Одно из высших достижений готического стиля – готические соборы. Мощные колонны,
Что такое стиль барокко?
Что такое стиль барокко? Барокко (1620–1700) сменило период Ренессанса. Название возникло от итал. «барокко» – причудливый, странный. В отличие от рассмотренных ранее стилей, для него характерно сочетание сложных, округлых форм и изогнутых линий и плоскостей. Стены и
Что такое классический стиль?
Что такое классический стиль? Классицизм в основном развивался в архитектуре, с 1770 по 1850 годы. Для него характерно восприятие античного искусства как эталона, образца для подражания. Причудливость форм, характерная для барокко, уступает место античной четкости и ясности
Что такое ренессансный стиль?. Мир вокруг нас
Что такое ренессансный стиль?. Мир вокруг нас Мир вокруг нас
Ситников Виталий Павлович
Содержание
Что такое ренессансный стиль?
Ренессанс (около 1450–1650) проявляется в различных художественных формах – архитектуре, скульптуре, живописи. Наиболее полно особенности ренессансного стиля отразились в итальянском искусстве, причем с наибольшей яркостью – в живописи и скульптуре.
Само слово «ренессанс» означает «новое рождение». Идеи для своих произведений архитекторы этого периода находили в греческом и особенно в римском искусстве.
Зодчие вводили элементы этого стиля как в архитектуру общественных зданий, так и в дома, которые строили для богатых торговцев. Главным для них было создать постройку, в которой человек чувствовал бы себя удобно. В готическом искусстве особую роль играет вертикальная линия. Для архитектуры Ренессанса важна общая соразмерность постройки и соответствие ее пропорциям человеческой фигуры.
Над главным входом в собор часто находится резной прямоугольный барабан. Верхняя часть окон и дверей также украшены треугольничками, имеющими плавно закругленные уголки. Между окнами и дверями находятся пилястры – нечто вроде плоских или полукруглых украшений в виде колонн. Кажется, что эти пилястры несут на себе вес верхних этажей. На самом же деле они имеют чисто декоративное значение.
Памятники периода Ренессанса украшены человеческими фигурами или цветами и растительным орнаментом. Украшения из цветов или листьев образуют наклонную горизонтальную ленту – ветвь с листьями – гирлянду.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Что такое стиль в искусстве?
Что такое стиль в искусстве? Само слово «стиль» произошло от греческого «stilus» — заостренная палочка для письма. В истории искусства словом этим обычно обозначают определенные периоды, этапы в развитии искусства, когда существовала единая система художественных
Что такое греческий стиль?
Что такое греческий стиль? Начиная примерно с 700–200 гг. до н. э., греческое искусство оказывало огромное влияние на европейскую культуру. Произведениям греческих поэтов и писателей, скульпторов и архитекторов подражали в последующие столетия. Приступая к строительству
Что такое романский стиль?
Что такое романский стиль? Романский стиль (от лат. романус — римский) сложился к X веку н. э. на Апеннинском полуострове.В романском стиле создавались шедевры в скульптуре, архитектуре и в живописи. Образцом произведений, созданных в этом стиле, считаются церкви в
Что такое готический стиль?
Что такое готический стиль? Готический стиль получил свое название от названия германского племени готов. В 12–16 веках он был представлен в различных видах искусства, но полнее всего проявился в архитектуре. Одно из высших достижений готического стиля — соборы. Мощные
Что такое ренессансный стиль?
Что такое ренессансный стиль? В XIV веке в Европе началась эпоха Возрождения, которая утвердила новый стиль в искусстве: стиль Ренессанс, который в XIV–XVI веках проявляется в различных художественных формах — архитектуре, скульптуре, живописи. Наиболее полно особенности
Что такое стиль барокко?
Что такое стиль барокко? Барокко (конец XVI — начало XVIII веков) сменило период Ренессанса. Название возникло от итальянского «барокко» — причудливый, странный. В отличие от стилей, о которых мы писали ранее, для него характерно сочетание сложных, округлых форм и изогнутых
Что такое импрессионистический стиль?
Что такое импрессионистический стиль? Его название происходит от французского слова impression — впечатление. Это название возникло после выставки 1874 года, где была показана картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца».Основная черта этого стиля — непосредственность
Что такое стиль кантри?
Что такое стиль кантри? В переводе с английского слово country означает сельский, деревенский, местный. В XX веке оно стало использоваться для обозначения культуры времен первых американских поселенцев. Со временем этим же термином стали обозначать стиль, особенность
Что такое старый и новый стиль?
Что такое старый и новый стиль? Наверное, вам не раз приходилось слышать, как старшие в своих разговорах употребляют такие выражения, как «по старому стилю» или «по новому стилю». Очевидно, вы знаете также и то, что Рождество во всем мире празднуется 25 декабря, а в России – 7
Что такое стиль в искусстве?
Что такое стиль в искусстве? Само слово «стиль» произошло от греческого «stilus» – заостренная палочка для письма. В истории искусства словом этим обычно обозначают определенные периоды, этапы в развитии искусства, когда существовала единая система художественных
Что такое греческий стиль?
Что такое греческий стиль? Начиная примерно с 700–2000 гг. до н. э. греческое искусство оказывало огромное влияние на европейскую культуру. Произведениям греческих поэтов и писателей, скульпторов и архитекторов подражали в последующие столетия. Приступая к строительству
Что такое импрессионистический стиль?
Что такое импрессионистический стиль? Его название происходит от французского слова impression – впечатление. Это название возникло после выставки 1874 года, где была показана картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца».Основная черта этого стиля – непосредственность
Что такое романский стиль?
Что такое романский стиль? Романский стиль (от лат. романус – римский) сложился к X веку н. э. на Апеннинском полуострове.Его черты проявляются в скульптуре, архитектуре и в живописи. Однако наиболее ярко особенности романского стиля можно проследить в церковной
Что такое готический стиль?
Что такое готический стиль? Готический (от названия германского племени готов) стиль (1150–1500) представлен в различных художественных формах. Но полнее всего он проявился в архитектуре. Одно из высших достижений готического стиля – готические соборы. Мощные колонны,
Что такое стиль барокко?
Что такое стиль барокко? Барокко (1620–1700) сменило период Ренессанса. Название возникло от итал. «барокко» – причудливый, странный. В отличие от рассмотренных ранее стилей, для него характерно сочетание сложных, округлых форм и изогнутых линий и плоскостей. Стены и
Что такое классический стиль?
Что такое классический стиль? Классицизм в основном развивался в архитектуре, с 1770 по 1850 годы. Для него характерно восприятие античного искусства как эталона, образца для подражания. Причудливость форм, характерная для барокко, уступает место античной четкости и ясности
Архитектура эпохи Возрождения — Энциклопедия всемирной истории
Архитектура эпохи Возрождения возникла в Италии и вытеснила готический стиль в период, обычно определяемый как 1400–1600 годы. Особенности зданий эпохи Возрождения включают использование классических порядков и математически точных соотношений высоты и ширины в сочетании с стремление к симметрии, пропорции и гармонии. Колонны, фронтоны, арки и купола образно используются в зданиях всех типов.
шедевра эпохи Возрождения, которые повлияли на другие здания по всему миру, включают базилику Святого Петра в Риме, Темпьетто в Риме и купол Флорентийского собора. Еще одной отличительной чертой архитектуры эпохи Возрождения является распространение иллюстрированных текстов на эту тему, которые помогли распространить идеи по всей Европе и даже за ее пределами. Стиль эпохи Возрождения часто смешивался с местными традициями во многих странах, и в конечном итоге ему бросил вызов богато декоративный стиль барокко, начиная с 17 века.
Удалить рекламу
Реклама
Архитектура эпохи Возрождения была развивающимся движением, которое сегодня обычно делится на три этапа:
- Раннее Возрождение (ок. 1400 г.), первое пробное повторное использование классических идей
- Высокое Возрождение (ок. 1500 г.), полнокровное возрождение классицизма
- Маньеризм (он же Поздний Ренессанс, ок. 1520-30 гг.), когда архитектура стала гораздо более декоративной, а повторное использование классических тем еще более изобретательным.
Историки редко сходятся во мнении, когда именно произошли эти изменения, и многое тоже зависит от географии, как в плане стран, так и отдельных городов.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Римский Пантеон
Capitu (CC BY)
Изучение прошлого
Эпоха Возрождения ознаменовалась большим возрождением интереса к античности с точки зрения мысли, искусства и архитектуры. Первым и наиболее очевидным объектом изучения для архитекторов эпохи Возрождения была масса греко-римских руин, которые все еще можно увидеть в Южной Европе, особенно, конечно, в Италии. Базилики, римские бани, акведуки, амфитеатры и храмы были в разной степени разрушены, но все еще видны. Некоторые постройки, такие как Пантеон (ок. 125 г. н.э.) в Риме, очень хорошо сохранились. Архитекторы изучили эти здания, сняли замеры и сделали их подробные чертежи. Они также изучали византийские постройки (особенно купольные церкви), черты романской архитектуры и средневековые постройки. Для многих итальянских архитекторов готический стиль считался агрессивным «северным» изобретением, «искажающим» итальянские традиции. Таким образом, во многих отношениях архитектура эпохи Возрождения была возвращением к итальянским корням, даже если средневековая архитектура никогда не была полностью заброшена.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Базовой грамматикой архитектуры эпохи Возрождения были пять классических ордеров: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный.
Вторым предметом исследования были сохранившиеся древние тексты, в частности, Об архитектуре римского архитектора Витрувия (ок. 90 — ок. 20 г. до н. э.). Написанный между 30 и 20 г. до н.э., трактат сочетает в себе историю древней архитектуры и инженерного дела с личным опытом автора и советами по этому вопросу. Первые печатные издания вышли в Риме в 1486 году. Архитекторы эпохи Возрождения корпели над этой работой, изучали акцент на симметрии и математических соотношениях, а во многих случаях даже пытались построить сооружения, которые Витрувий описал только словами. Возможно, еще большее влияние оказало то, что Витрувий вдохновил многих архитекторов эпохи Возрождения на написание собственных трактатов (см. Ниже).
Пять классических орденов Серлио
Роберт Пик (общественное достояние)
Современные влияния
Архитекторы изучали не только далекое прошлое, но и то, что делали коллеги в других местах. Чертежи и гравюры широко распространяют новые концепции, чтобы те, кто не может видеть новые здания лично, могли изучить развивающиеся тенденции. Иногда влияние исходило из неожиданных мест. Флорентийский художник и скульптор Микеланджело (1475-1564) создал одни из самых известных произведений искусства эпохи Возрождения, и они оказали огромное влияние на более поздние художественные стили. Его смелое и декоративное переосмысление классических фигур в искусстве также повлияло на архитекторов, побуждая их пробовать новые идеи, смешивая классические элементы и делая их более декоративными. Микеланджело сам принимал непосредственное участие в архитектуре. Его Лаврентьевская библиотека в Сан-Лоренцо, Флоренция (1525 г.) с читальным залом длиной 46 метров (150 футов) представляла собой триумфальное сочетание эстетики и функциональности — двух неразрывных идей для архитекторов эпохи Возрождения.
Удалить рекламу
Реклама
Другим влиятельным художником, ставшим архитектором, был Рафаэль (1483-1520). Он также повлиял на архитектуру, в его случае с Палаццо Бронконио дель Аквила в Риме (ныне разрушенным). Это здание имело очень богатое внешнее убранство и представляло собой преднамеренное и новаторское смешение традиционного и функционального расположения колонн, ниш и фронтонов.
Однако еще более влиятельными, чем эти художники, были специализированные архитекторы, чьи здания, трактаты и биографии распространяли их идеи по Италии и Европе. Филиппо Брунеллески (1377-1446) является одной из таких фигур, и его считают отцом архитектуры эпохи Возрождения. Брунеллески особенно интересовался изучением линейной перспективы и достижением гармоничной простоты форм в зданиях, которые также учитывали непосредственную среду, в которой они были построены. Акцент Брунеллески на классических пропорциях, простой геометрии и гармонии был главным соображением в том, что стало новым архитектурным языком.
Купол Флорентийского собора работы Брунеллески
Birasuegi (CC BY-SA)
Этот архитектурный язык был официально канонизирован Себастьяно Серлио (1475-1554) в его «Семи книгах по архитектуре» , чрезвычайно влиятельном теоретическом и практическом труде (см. ниже). Серлио сформулировал пять классических ордеров, пятый из которых впервые был идентифицирован c. 1450 г. архитектор и ученый Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Эти ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский и пятый, композитный (смесь ионических и коринфских элементов). Архитекторы играли с этими ордерами, смешивая и переосмысливая их для создания совершенно уникальных зданий. Дизайнеры также добавляли в смесь другие идеи, такие как умные эффекты иллюзорной перспективы, особенно заметные в работах Донато Браманте (ок. 1444-1514), который считался основателем архитектуры Высокого Возрождения. Чтобы лучше понять, что каждый архитектор внес в движение архитектуры эпохи Возрождения, необходимо рассмотреть некоторые из ключевых зданий того периода.
Удалить рекламу
Реклама
Церкви
Церкви продолжали оставаться очень важной частью любого сообщества, и одним из самых выдающихся достижений эпохи Возрождения в этой области был купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, спроектированный и построенный Брунеллески. Кирпичный купол, построенный в 1436 году, имеет диаметр у основания 45,5 метра (149 футов), что сделало собор самым большим и самым высоким зданием в Европе того времени. Купол был блестящей конструкции и построен без фиксированного центрирования (временные деревянные леса) на этапе строительства. Скорее, каждый круговой ряд купола был завершен до того, как сверху был добавлен еще один ряд. Купол является самонесущим благодаря 8 внешним и 16 внутренним ребрам, которые поднимаются от основания к вершине и создают самонесущие арки. Вследствие этой системы купол имеет остроконечный профиль и состоит из восьми отдельных сторон. Еще одним соображением архитектора было то, что остроконечный купол дает гораздо меньшую боковую нагрузку на барабан под ним, чем полусферический, что устраняет необходимость в дополнительной поддержке, такой как неприглядные контрфорсы. Сделанный из кирпичей, уложенных в виде армирующей елочки, купол придает дополнительную прочность и легкость благодаря двойной оболочке. Наконец, казалось, что эпоха Возрождения превзошла инженерные подвиги древности.
Фасад базилики Сан-Андреа, Мантуя, автор Альберти
Геобия (CC BY-SA)
Церкви были повсеместны в Европе, но теперь многие из них подверглись косметическому ремонту. Проблема с такими проектами заключалась в том, как совместить симметрию классической архитектуры со средневековой церковью с высоким нефом. Альберти придумал одно решение — создать фасад, состоящий из трех квадратов одинакового размера (по одному по обе стороны от входа и другой выше, увенчанный треугольным фронтоном). Идея была реализована для фасада церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции (завершена в 1470 г.). Использование колонн и фронтона сильно напоминает фасад римского храма. Альберти пошел еще дальше, создав фасад церкви Сан-Андреа (спроектированный около 1470 г.) в Мантуе. Близко напоминающая римскую триумфальную арку, это была первая монументальная классицистическая постройка эпохи Возрождения. Кроме того, интерьер повторяет тему арки с ее массивными пилястрами и бочкообразным потолком, самым большим со времен античности.
Темпьетто Сан-Пьетро в Риме был спроектирован Браманте и завершен ок. 1510. Здание, расположенное на том месте, которое считалось местом распятия Святого Петра, было первым сооружением эпохи Возрождения, в котором использовался полный античный дорический ордер. Дизайн, в котором сочетаются классические и христианские идеи, является прекрасным примером гуманистического мышления эпохи Возрождения, выраженного в архитектуре. 16 классических колонн (восстановленных из древних построек) не только элегантны и не имеют украшений, но и круглая форма храма считалась идеальной формой для церкви, поскольку считалась самой благородной из геометрических форм. Кроме того, христианские постройки в память о мучениках традиционно имели централизованную планировку. Элегантный фасад и бочкообразный центр, поднимающийся прямо через кольцо колонн к парящему куполу, впоследствии имитировали повсюду, и его до сих пор можно увидеть в зданиях по всему миру, от лондонского собора Святого Павла до Капитолия Соединенных Штатов.
Удалить рекламу
Реклама
Tempietto of San Pietro, Rome
Quinok (CC BY-SA)
В 1565 году Андреа Палладио (1508–1580) начал работу над церковью Сан-Джорджо-Маджоре в Венеции, зданием, вдохновленным базиликой Максенция IV века на Римском форуме в Риме. Как и Альберти, Палладио стремился придать классический вид средневековому зданию неправильной формы позади. Фасад с колоннами на массивных основаниях, увенчанный коринфскими капителями, состоит из двух взаимосвязанных фасадов храма. Это было новаторское решение Палладио по покрытию наклонного здания с симметричным фасадом в соответствии с классическими линиями. В 1576 году Палладио повторил идею церкви, ныне широко известной как Il Redentore (Христос-Искупитель), также в Венеции. Интерьер просторный, с очень широким нефом и без проходов. В нем очень мало украшений, и он в основном белый, Палладио предпочитал вместо этого придавать характер церкви игрой обильного света на своих коринфских колоннах и арках. Светлость интерьера во многом обеспечивается полукруглыми окнами, заполненными удивительно прозрачным венецианским стеклом. Обе эти венецианские церкви содержат элементы, которые можно увидеть в римских банях, такие как несколько сводчатых зон, разделенных перегородками из колонн.
Кульминацией всех аспектов архитектурных особенностей эпохи Возрождения стала новая базилика Святого Петра в Риме. Старая базилика, построенная на месте, считавшемся могилой святого Петра, была снесена. Рекорд Флорентийского собора как самой большой церкви в мире вот-вот должен был быть побит. Многие архитекторы были вовлечены в проект, который растянулся более чем на столетие, но первый значительный вклад в дизайн внес Браманте. По заказу папы Юлия II (годы правления 1503–1513) первый камень в фундамент был заложен 18 апреля 1506 года. Последний камень был заложен в 1626 году. диаметром 42 метра (137 футов) и поднимается на высоту 138 метров (452 фута) от уровня земли.
Общественные и бытовые здания
Общественное здание, которое часто называют типичным образцом архитектуры раннего Возрождения, — это Ospedale degli Innocenti Брунеллески во Флоренции (завершено в 1424 году). Использование архитектором высоких тонких колонн для поддержки арок, образующих лоджию с неглубокими куполами, было скопировано для фасадов многих других типов общественных зданий на протяжении 15 века.
Базилика Палладиана, Виченца Палладио
Иления (CC BY-SA)
В 1546 году Палладио спроектировал новый фасад ратуши Виченцы (известной впоследствии как Базилика Палладиана). Арки создают то, что стало известно как «палладианское окно», то есть пару более коротких двойных колонн, поддерживающих арку, при этом каждая арка окружена одной более высокой колонной. Эта идея способствовала тому, что стало известно как «палладианское движение» в архитектуре, часто называемое палладианством.
Что касается жилых построек, влиятельное переосмысление классических форм можно увидеть в архитектуре Альберти ок. 1450 Палаццо Ручеллаи во Флоренции. Плоский фасад пилястровых колонн и идеальная симметрия включали даже нижнюю часть ромбовидного украшения, что является прямой ссылкой на древнеримскую технику возведения стен, известную как 9. 0050 opus reticulatum . Это здание было первым зданием эпохи Возрождения, получившим фасад с использованием классических ордеров.
Еще один значительный вклад в новые идеи в области частных зданий внес Браманте с его Палаццо Каприни 1501 года в Риме. Он известен как «Дом Рафаэля» после того, как Рафаэль начал жить здесь с 1517 года. В нем был верхний этаж с классическими ордерами и нижний рустованный этаж с арочными витринами. Эти два уровня объединились, чтобы создать строго симметричный фасад, и он оказал огромное влияние на дворцовые постройки в Италии в течение следующих двух столетий.
Palazzo Farnese, Рим
Myrabella (CC BY-SA)
Палладио также оказал огромное влияние на внутреннюю архитектуру. Работая на богатых землевладельцев в Виченце и ее окрестностях на севере Италии, Палладио спроектировал множество впечатляющих вилл, которые переосмыслили храмы древнего Рима как частные дома. Он добавил большой портик с колоннами для входа (или даже по одному с каждой стороны здания), сделал большую центральную комнату, увенчанную куполом, и поставил всю конструкцию на приподнятую платформу. Лучшим примером является вилла Вальмарана, также известная как «Ла Ротонда», недалеко от Виченцы, построенная ок. 1551. Архитекторы более позднего Возрождения добавляли сады с террасами, чтобы еще больше улучшить визуальное впечатление от величественных изолированных жилых зданий.
В течение 16 века архитектура эпохи Возрождения превратилась в более декоративный и изобретательный маньеризм. Хорошим примером этого изменения настроения является внутренний двор Палаццо Марино в Милане (завершен в 1558 г. н.э.), спроектированный Галеаццо Алесси (1512-1572). Это театральное представление классических элементов, почти стертых декоративной скульптурой. Сравните это здание с классической симметрией и строгостью Палаццо Фарнезе в Риме эпохи Высокого Возрождения (проект ок. 1517 г.) Антонио да Сангалло Младшего (ок. 1483–1546).
Двор Палаццо Марино, Милан
Карло Дель’Орто (CC BY-SA)
Наконец, архитекторы эпохи Возрождения участвовали в менее красивых, но практически полезных проектах, таких как строительство защиты от наводнений, укреплений, монументальных общественных фонтанов и городского планирования.
Письменные работы по архитектуре
Многие архитекторы, как уже отмечалось, написали книги на свою тему. Книга Альберти о здании ( De Re Aedificatoria ) вышла на латыни в 1452 году, а затем на тосканском языке в 1456 году. Альберти каталогизировал определяющие принципы классической архитектуры и отметил, как их можно применить к современным зданиям эпохи Возрождения. Он подчеркивал необходимость того, чтобы здания были видны со всех сторон, что проектировщик должен одинаково учитывать интерьер и экстерьер, и они должны быть впечатляющими как по размеру, так и по внешнему виду. Книга стала своего рода библией архитектора, тем более, что она была напечатана в 1485 г.0050 Десять книг по архитектуре . По праву Альберти стал известен как «флорентийский Витрувий». Работа Альберти также положила начало более широкой дискуссии о роли архитектуры в обществе, связи дизайна здания с его функцией и заставила людей говорить об архитектуре, которые не были непосредственно связаны с этой областью.
Серлио Семь книг по архитектуре (с 1537 по 1575) не только канонизировали пять классических орденов, как упоминалось выше, но и охватывали сохранившиеся античные здания, современную архитектурную теорию и практические советы для архитекторов, основанные на моделях. Особенностью этих книг является включение большого количества подробных и точных гравюр на дереве, печатных иллюстраций, часто нарисованных самим Серлио. Еще одна влиятельная и популярная книга об орденах была написана Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573), его 1562 г. О пяти орденах ( Regole delle cinque ordini ).
Страницы из семи книг Серлио по архитектуре
Франсуа де Дижон (CC BY-SA)
В 1556 году Палладио предоставил серию иллюстраций для нового издания своего героя Витрувия « Об архитектуре », а затем внес свой вклад в растущую библиотеку эпохи Возрождения, выпустив Четыре книги по архитектуре (1570). Сразу же ставшая популярной среди архитекторов, работа была переведена на несколько других европейских языков, в том числе четыре издания на английском языке между 1663 и 1738 годами. В работе рассматриваются материалы, классические ордера, домашние и общественные здания, а также представлены реконструкции римских храмов. Книги помогли распространить идеи Палладио об архитектуре, потому что, хотя они были сосредоточены на классической архитектуре, автор часто использовал свои собственные проекты для иллюстрации описаний.
Распространение идей Возрождения
Архитекторы, путешествующие по разным городам, и распространение письменных работ способствовали тому, что Италия была не единственной свидетельницей архитектурной революции. Книги часто переводили, и поэтому, например, 50 иллюстраций очень декоративных дверных проемов в книгах Серлио стали популярны среди архитекторов-маньеристов в Северной Европе.
Архитекторы также переехали за границу. В 1541 году, например, Серлио уехал из Италии во Францию, где работал на короля Франции Франциска I (годы правления 1515–1547) над проектированием и строительством дворца Фонтенбло. Франциск был страстным покровителем искусств и уже нанял Леонардо да Винчи (1452-1519). ) между 1517 и 1519 годами, возможно, вовлекая итальянца в дизайн его массивного нового замка Шамбор. Серлио спроектировал замок Анси-ле-Фран (ок. 1546 г.) с фасадом пилястр в классическом стиле. Этот замок является типичным примером того, как идеи эпохи Возрождения смешивались с местными архитектурными традициями по всей Европе в зданиях всех типов от Антверпена до Лиссабона.
Шато де Шамбор
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Английский архитектор Иниго Джонс (1573-1652) прославился тем, что после поездки в Италию собрал оригинальные рисунки Палладио и таким образом познакомил Англию со своим стилем. Джонс спроектировал такие грандиозные сооружения, как Дом королевы в Гринвиче и Банкетный дом в Уайтхолле в Лондоне, оба во втором десятилетии 17 века. Дизайн Палладио также был популярен в Ирландии и американских колониях, где его входные веранды с колоннами стали стандартной чертой всего, от домов до библиотек. Идеи Возрождения распространились даже на другие континенты. Испанцы путешествовали с архитектурными книгами, а затем копировали элементы в здания, которые они возводили в Мексике и Перу. Миссионеры-иезуиты поступали так же в Индии и других частях Азии. Между тем, в Европе 17-й век ознаменовался новым архитектурным движением, которое бросило вызов классическому стилю Ренессанса. Это был гораздо более игривый и буйный стиль барокко.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
10 Характеристики архитектуры эпохи Возрождения
Архитектура эпохи Возрождения как архитектурный стиль появилась во Флоренции 15 века, Италия, и оттуда распространилась по Европе до конца 16 века. Стиль эпохи Возрождения заменил средневековый готический стиль и черпал вдохновение из римских руин, присутствующих в Италии, а также из книг древних архитекторов, таких как Витрувий. Это стиль, который одновременно возрождает и обновляет техники древних греков и римлян. Ниже представлены основные характеристики, которые позволят вам узнать этот уникальный стиль в любой точке Европы.
Если вы будете помнить о следующем списке элементов, вы сможете легко отличить здания эпохи Возрождения от других. Во-первых, были построены только три типа зданий: церкви, палаццо и виллы. Вилла должна была стать загородной резиденцией, а палаццо — городской резиденцией. Эти типы все еще действуют в остальной части Европы, где палаццо как дворец, а вилла часто превращается в замок.
Более того, ренессансные здания отличаются плоским классицизмом, а это означает, что стены здания не имеют большой физической глубины в своих украшениях. Чтобы понять это, лучше всего взглянуть на экстерьер в стиле барокко и увидеть, что он отличается большой глубиной в декоре. Еще одним моментом плоскостности является тот факт, что в зданиях никогда не используются изогнутые линии. Все относительно прямо, с несколькими арками.
Наиболее распространенными декоративными элементами являются колонны, пилястры, фронтоны, арки, глухие или нет, а также тетивы. Кроме того, разные этажи фасадов часто отмечены украшениями, поэтому можно легко определить, одноэтажное здание или двухэтажное, просто взглянув на него.
2. Использование колонн в архитектуре эпохи Возрождения
Вам понравилась эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Хотя большинство людей склонны ассоциировать колонны с древнегреческими или римскими храмами, они также являются важной характеристикой архитектуры эпохи Возрождения. После падения Западной Римской империи в 476 г. знания и методы, разработанные римлянами, постепенно были утеряны. В 15 веке люди, жившие в Италии, не знали техники древних римлян. Их окружали руины римских построек, которые они не представляли, как восстанавливать. Однако, поскольку регион Италии заинтересовался старинными рукописями, случайно им попались древние документы, купленные у арабов. Некоторые из них были трактатами по архитектуре.
Колонны кажутся легкими в построении элементами, но это только кажется. Без каких-либо знаний о правильной высоте, ширине и правильной точной математической формуле построить столбец не удастся. Найдя книги, в которых объясняются эти детали, архитекторы эпохи Возрождения могли научиться этому. Они также узнали о трех реестрах колонн: дорическом, ионическом и коринфском. Научившись строить колонны, архитекторы сделали их ключевой особенностью большинства зданий эпохи Возрождения.
Хотя в готической архитектуре используются некоторые геометрические формы, в ней нет понимания их, как в архитектуре эпохи Возрождения. Владение геометрическими формами в архитектуре имеет важное значение, поскольку оно может обеспечить устойчивость здания во времени и правильно использовать пространство. Это также влияет на высоту здания: чем устойчивее конструкция, тем выше и грандиознее может быть конечный результат.
Большинство строительных планов эпохи Возрождения используют в своих проектах круг и квадрат. Это гарантирует, что здание имеет прочный фундамент, но также играет эстетическую роль, делая план полным пропорций. Использование геометрических фигур в планах также заметно на фасадах, потому что большинство из них представляют собой игру кругов, квадратов и треугольников.
4. Яркие интерьеры, написанные мастерами эпохи Возрождения
Ярко окрашенные интерьеры большинства зданий эпохи Возрождения являются обязательными в этом списке, несмотря на то, что это не совсем архитектурная характеристика. Из-за улучшения как материалов, так и техник фрески часто тесно связаны с искусством эпохи Возрождения. Сикстинская капелла, безусловно, является самым известным примером, где архитектура обеспечивает надлежащую обстановку для захватывающего дух расписанного интерьера.
Число художников выросло во время расцвета искусств в Европе в 15-м и 16-м веках, и меценаты заказывали их больше, чем когда-либо. Это повысило интерес к внутренней отделке. Строгий старинный облик ренессансного экстерьера здания сменился интерьером с расписными фресками на религиозные сюжеты, часто с античными расписными растительными украшениями.
Купола — знакомые архитектурные элементы, которые до сих пор широко используются в современных зданиях. Однако они не использовались в средневековой архитектуре и вернулись только в эпоху Возрождения. Благодаря древним авторам, таким как Витрувий, архитекторы смогли найти правильный метод возведения купола.
Почему было так сложно заранее? Купол не имеет собственного основания. Вместо этого в качестве фундамента он использует стены здания, поверх которых он установлен. Из-за этого неправильная математическая формула может привести к обрушению здания под тяжестью купола.
Самые известные купола эпохи Возрождения – это купола Брунеллески во Флоренции и Микеланджело в Риме. Однако их построение было бы невозможно без теории Витрувия. В этом смысле восстановление древних рукописей снова сыграло значительную роль в развитии архитектуры эпохи Возрождения.
6. Важность линейной перспективы в архитектуре
Еще одним важным открытием эпохи Возрождения была линейная перспектива. Это открытие было сделано художниками, применявшими его в основном в живописи и графике. Тем не менее, он стал играть решающую роль и в архитектуре. Это произошло благодаря человеческому идеалу эпохи Возрождения, который поощрял людей к универсальному подходу к художественной и интеллектуальной деятельности, избегая тем самым специализации талантов. Из-за этого большинство архитекторов были также и художниками.
Поскольку архитекторы были также рисовальщиками или художниками, они также начали использовать линейную перспективу в архитектуре. Первым это сделал Филиппо Брунеллески. Роль линейной перспективы в архитектуре эпохи Возрождения такая же, как и в живописи: она должна направлять взгляд в указанное место и давать ощущение глубины. Ощущение пространства и глубины было жизненно важным, поскольку оно давало то, что мы сегодня назвали бы трехмерным ощущением. Линейная перспектива была полезна для фасадов, поскольку обеспечивала необходимое визуальное руководство для глаз. Зритель следовал по длинным и прямым линиям колонны и достигал ее украшенной капители.
Если вы когда-либо смотрели на здание и могли идентифицировать некоторые древние элементы, но не могли понять происхождение всех архитектурных особенностей, вы, скорее всего, смотрели на здание эпохи Возрождения. Архитектура эпохи Возрождения заимствует многие элементы из древнегреческих и римских построек, но это не точная копия. И архитекторам, и художникам настоятельно рекомендовалось создавать элементы или мотивы, которые хорошо сочетались бы с древними. Даже Микеланджело часто обновлял древние мотивы и советовал своим коллегам делать то же самое.
Однако эта свобода не означала, что все возможно. Художник должен был вдохновиться древнегреческой и римской культурой и создать новые элементы, которые все еще казались бы из того же регистра. Говоря более современным языком, художник должен был войти в настроение Древних и творить соответственно.
8. Всегда симметричный
Поскольку в архитектуре эпохи Возрождения есть пропорции, гармония и линейность, симметрия кажется естественным требованием, завершающим эту картину. Например, художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи считал, что отношения, обнаруженные между элементами, подобны математическим отношениям, найденным и выведенным из природы. Если природа, божье творение, математическая, пропорциональная и симметричная, то и рукотворные творения должны быть такими же. Такие художники, как да Винчи, приняли это наблюдение близко к сердцу и стремились создать сбалансированные произведения в своей живописи, скульптуре и архитектуре.
В то время как архитектура эпохи Возрождения, безусловно, предлагает множество зданий, симметрия является общим элементом во всем. Это верно для зданий из Нидерландов или Германии, даже если они кажутся сильно отличающимися от своих итальянских аналогов. Это подтверждается просмотром зданий и самых продаваемых архитектурных книг 16 века. Одной из таких книг является архитектурный договор Виньолы, который был продан более чем в 250 международных изданиях в период Возрождения. Сопровождаемая практическими инструкциями и множеством иллюстраций, эта книга была настольной книгой для любого архитектора. Более того, это демонстрирует тесную связь между теорией и практикой в эпоху Возрождения.
В то время как предыдущие пункты касались более практических характеристик, также стоит упомянуть основную философию зданий эпохи Возрождения. В средние века большие и внушительные здания в готическом стиле стремились использовать свет: огромные витражи создавали для посетителя святую атмосферу. Итак, как изменилась философия архитектуры эпохи Возрождения?
Для архитектуры эпохи Возрождения идеал несколько выходил за рамки традиционного и средневекового христианства — он допускал наличие ценных идей и в античной мысли. Таким образом, Ренессанс — это смесь языческой культуры и архитектуры, переделанная под христианские традиции. Великие умы древности больше не изгнаны, но приняты и используются во имя Бога. Образ, который должно иметь здание, — это образ языческого храма, ныне предложенного Богу. Это видно по тому, как построены экстерьеры и интерьеры. Мы видим суровые, языческие экстерьеры с небольшими намеками на христианство, а также расписанные и украшенные интерьеры, рассказывающие библейские истории, например, эпизоды из жизни Иисуса.
10. Здания архитектуры эпохи Возрождения, которые вы должны знать
Стиль Ренессанс широко представлен во многих зданиях.