Режиссер висконти: (Luchino Visconti, Luchino Visconti di Modrone Count of Lonate Pozzolo) — , , — —

Висконти Лукино. Большая российская энциклопедия

Режиссёры

Области знаний:
Кино Европы: середина 20 в.
Другие наименования:
Вис­кон­ти ди Мод­ро­не
Дата рождения:
1906 год
Дата смерти:
1976 год
Историческое государство:
Королевство Италия (1861–1946)
Современное государство:
Италия
Сфера деятельности:
Кинематограф

Виско́нти Луки́но (Luchino Visconti; Лукино Висконти ди Модроне, Luchino Visconti di Modrone) (2.11.1906, Милан – 17.3.1976, Рим), итальянский режиссёр, сценограф, сценарист.

Потомок старинного аристократического рода герцогов Сфорца – Висконти, в семье получил разностороннее гуманитарное образование, окончил кавалерийскую школу, служил в армии. Путешествовал, жил в США и Франции, занимался разведением скаковых лошадей.

В кино с 1936 г.: ассистент Ж. Ренуара в фильмах «На дне» и «Загородная прогулка» (вышел на экраны в 1946). Сотрудничал с Ренуаром в работе над сценарием незавершённого фильма «Тоска». Ренуар, разделявший программу Итальянской коммунистической партии, оказал влияние и на политические убеждения Висконти. С 1937 г. работал в театре. В годы оккупации фашистами Италии Висконти участвовал в Движении Сопротивления, был арестован гестапо, приговорён к смерти, случайно избежал казни.

Самостоятельную работу в кино начал как критик-публицист (в 1941 его статья-манифест «Трупы…» резко критиковала кинематограф эпохи Б. Муссолини).

Режиссёрский кинодебют Висконти – фильм «Одержимость» (другое название «Наваждение», 1943) показал неприкрашенную картину жизни – физическую и духовную скудость человеческого существования. По замыслу, приёмам съёмки, подбору исполнителей и манере работы с ними фильм «Одержимость» явился предтечей неореализма, а следующий фильм Висконти – «Земля дрожит» (1948, международная премия Венецианского кинофестиваля, в том же году) – одной из его вершин. Послевоенные события, взбудоражившие рыбацкое селение на Сицилии, снимались в самом селении с участием его жителей, говорящих на местном диалекте (без профессиональных исполнителей). Необходимость социальных перемен ощущалась в атмосфере фильма, отражавшего общие настроения освободившейся от фашизма страны. Висконти отказался от репортажного способа подачи материала, органично соединил актуальную ситуацию с линиями романа Дж. Верги «Семья Малаволья», доказав, что «язык инстинкта» не противоречит языку высокой прозы. Определившееся в первых работах режиссёра тяготение к литературе сквозной линией проходит через всё его творчество.

С середины 1940-х гг. активно работал в театре. В течение двух сезонов (1945/1946 и 1946/1947) было выпущено 12 спектаклей по классической драматургии (П.-О. Бомарше, У. Шекспир) и пьесам современных драматургов, никогда ранее в Италии не ставившихся (Ж. Кокто, Ж. Ануй, Ж.-П. Сартр, Т. Уильямс, Э. Хемингуэй и др.). Особое место в этом ряду занимает спектакль «Розалинда» по комедии Шекспира «Как вам это понравится» (1948, театр «Элизео», Рим), разыгранный в декорациях С. Дали. Красочностью, постановочной пышностью, бравурной театральностью представление контрастировало с «бедностью» неореалистического кино.

Как и работавший в Милане Дж. Стрелер, Висконти в Риме осуществлял реформу национального театра (значительно обогатил репертуар, преобразовал исполнительскую школу, создал новые формы контакта со зрителем). Большинство своих спектаклей он оформил и как сценограф. Висконти воспитал плеяду выдающихся актёров европейского театра и кино: М. Мастроянни, А. Делон, Р. Шнайдер, А. Жирардо, Д. Богард, Х. Бергер. Для А. Маньяни поставил фильм «Самая красивая» (1951) и новеллу «Анна Маньяни» (в фильме «Мы, женщины», 1953), для Делона и Шнайдер – спектакль «Нельзя её развратницей назвать» (1961), для Жирардо – спектакль «После грехопадения» (1965).

Художественный мир Висконти формировали литература и музыка (в основном оперы Дж. Верди и Р. Вагнера) 19–20 вв. Кульминация фильма «Чувство» (1954) разыгрывается в театре во время представления оперы Верди «Трубадур»; жанровая природа этого фильма несёт признаки исторической мелодрамы, к которой во многом тяготеет итальянская опера. С середины 1950-х гг. режиссёр регулярно работал на оперной сцене, подвергая её коренному реформированию – из подмостков для знаменитых вокалистов национальная оперная сцена превращалась в музыкальный театр, где творят певцы-актёры (М. Каллас, Дж. Ди Стефано и др.). В фильме «Белые ночи» (1957, экранизация повести Ф. М. Достоевского; Серебряный лев за лучшую режиссуру Венецианского кинофестиваля, 1957) Висконти стремился выразить психологическую глубину литературы через поэтику неореализма (ранее тот же симбиоз он предлагал в спектакле «Трактирщица» К. Гольдони, 1952).

Висконти – один из немногих итальянских режиссёров, пытавшихся предотвратить угасание неореализма. В фильме «Рокко и его братья» (1960, специальный приз и приз ФИПРЕССИ Венецианского фестиваля) он вернулся к среде и проблемам социальных низов. Однако социальное было сплетено с экзистенциальным, в форме семейного романа преломлялась сложнейшая моральная проблематика Достоевского. Фильмы 1960-х – начала 1970-х гг. («Леопард», 1962, Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля, 1963; «Туманные звёзды Большой Медведицы», 1965, Золотой лев Венецианского кинофестиваля, в том же году; «Гибель богов», 1969; «Смерть в Венеции», 1971, приз в честь 25-летней годовщины Каннского кинофестиваля; «Людвиг», 1972) образуют неформальный цикл, где на материале разных эпох и стран мучительные раздумья автора претворены в величественные по образному решению произведения, признанные эталоном «большого стиля». Висконти воскрешал минувшие эпохи с тщательностью историка и искусствоведа. Его киноразмышления о судьбах великой культуры, художнике и его искусстве, ответственности за свою жизнь и ужасе перед смертью отдельного человека и духовного наследия всего человечества стали важным вкладом в культуру 20 в. В этих картинах, как и в фильмах «Семейный портрет в интерьере» (1974) и «Невинный» (1976), без морализаторства и проповедничества Висконти предостерегал от опасности духовной деградации общества, которую и сам переживал как личную трагедию.

Рубанова Ирина Ивановна

Дата публикации:  28 июля 2022 г. в 16:40 (GMT+3)

Лукино Висконти — биография театрального режиссера Италии

Фото Все

Лукино Висконти – итальянский театральный режиссер и кинематографист, режиссер фильмов «Гибель богов».

Детство

Дон Лукино Висконти ди Модроне, граф Лонате-Поццоло, синьор ди Корджено, консиньор ди Сомма, Кренна, Аньяделло, миланский патриций родился 2 ноября 1906 года в Милане. Уже исходя из его полного имени и титула ясно, что он родился в не простой семье.

Его отец был не только аристократом, миланским герцогом Висконти ди Модроне, потомком правителей Милана, но и большим ценителем искусства, покровителем театра Ла Скала. Мать же происходила из не знатной, но состоятельной семьи промышленников.

Лукино Висконти в юности

В семье Висконти родилось семь детей. Все они с ранних лет приобщались к искусству: занимались музыкой, изучали поэзию.

С детства Лукино обожал оперу, музыку. Несколько лет мальчик учился игре на виолончели.

Несмотря на то, что Лукино рос в состоятельном семействе, с детства ему внушали мысль, что всего в жизни ему придется добиваться только своим трудом и умом.

Лукино особенно был близок с матерью, а с отцом поддерживал формальные отношения. Когда Лукино было 17 лет его родители развелись.

Начало карьеры

Юность Лукино Висконти провел так, как и надлежало отпрыску из богатой семьи. Он посещал оперу, серьезно увлекался лошадьми (строил конюшни и разводил скаковых лошадей), проводил время с друзьями, увлекался писательством.

В конце 20-х годов в Париже Лукино знакомится с Коко Шанель. Она произвела на Лукино огромное впечатление своим умом и энергией. Они стали друзьями.

Затем Висконти возвращается в Италию. В конце 30-х обстановка в стране продолжает усугубляться. К власти приходит Бенито Муссолини. Не смотря на свои фашистские убеждения, он много сил тратит на развитие итальянской киноиндустрии. Открывается киностудия «Чинечитта», начинается выходить специальный журнал о кино. Именно Муссолини пригласил в Италию режиссера Жака Ренуара. Ренуар берет ассистентом Висконти на съемки фильма «Загородная прогулка». Затем Висконти, очаровавшись миром кинематографа работает ассистентом в картинах «На дне» и «Тоска». Почему выбор пал на Висконти? В Париже их познакомила Коко Шанель, которой Висконти был совершенно очарован. Изначально Лукано просто помог Ренуару с подбором костюмов, а уже затем становиться ассистентом.

В сентябре 1939 года начинается война и Ренуар возвращается во Францию, работа над «Тоской» прекращается.

В 1942 году начинающий режиссер Лукино Висконти снимает свой первый фильм «Одержимость». В его основе лежит произведение романа Джеймса Кейна «Почтальон всегда звонит дважды».

В начале 40-х в мировом кинематографе царила «парадность»: шикарные костюмы, съемки в павильонах, «правильные» концовки. Работа Висконти отличалась от этого кардинальным образом. Любовь, измена, убийство в итальянской глубинке – все это не понравилось фашистскому правительству. Фильм снимался на личные деньги Висконти, в полусекретной обстановке. По требованию цензоров кино несколько раз перемонтировали, негатив был уничтожен. Зрители восприняли кино не однозначно: слишком неприглядно режиссер изобразил итальянскую провинцию.

Узнав об антифашистских и коммунистических взглядах Висконти, итальянское правительство сразу посадило Лукино в тюрьму, приговорив к расстрелу. В тюрьме он провел 15 дней, а затем был помилован.

В 1945 году выходит документальный фильм «Дни славы». Его сняли Лукино Висконти, Джузеппе Де Сантис, Марчелло Пальеро, Марио Серандреи, посвященную победе над нацизмом.

Лукино Висконти на съемках

В 1949 году Висконти представляет фильм «Земля дрожит».  Его он посвящает рыбакам Сицилии, которые решают бороться с перекупщиками морепродуктов и продавать их напрямую. Съемки шли в городе Ачи-Трецца, не в павильонах, а реальных домах бедных рыбаков. Героев играли не профессиональные актеры, а документальные вставки о жизни привнесли в картину дополнительной оригинальности.

Эта картина в биографии Висконти стала считаться радикальным проявлением стиля «неореализм», возникшего тремя годами ранее.

Могут быть знакомы

Фильмы 50-х годов

В 1951 году выходит фильм «Самая красивая». Он примечателен тем, что является единственным фильмом Висконти, где нашлось место юмору. В нем рассказывается о попытках звезды кинематографа раскрутить свою маленькую дочь и реализовать свои амбиции.

В 1954 году выходит фильм «Чувство». Его действие происходит в 1866 году на фоне конца австро-венгерской оккупации. Роман между австрийским офицером и знатной венецианской графиней – это то не обычный адюльтер, а нечто большее в условиях того исторического момента.

В 1957 году Висконти снимает фильм «Белые ночи». В картине снялись Марчелло Мастрояни, Жан Маре, Мария Шелл. Эта картина – экранизация повести Ф.М. Достоевского, перенесенная современную Италию. Молодой итальянец встречает прекрасную девушку Наталью и влюбляется в нее. Но та уже помолвлена с другим. Однажды ее жених уезжает, пообещав вернуться через год. Наталья сближается с молодым поклонником, понимая, что через год ей придется сделать не легкий выбор.

Фильмография 60-х

Творчество Лукино Висконти открывается в 60-е годы фильмом «Рокко и его братья». Эта картина стала одной из самых известных работ режиссера. В ней снялся молодой Ален Делон, ставший после съемок звездой кинематографа. Бедное семейство из самого захолустного района Италии перебирается в Милан. Братья пытаются устроить свою жизнь в новом городе. Когда кажется, что пятерым братьям удалось освоиться в большом городе, любовь к девушке Наде рушит мир между молодыми людьми.

Следующей известной картиной стала драма «Леопард» 1964 года. Действие разворачивается в 1880-х годах позапрошлого века. Конфликт сосредоточен между последователями республиканца Гарибальди и сторонниками правящей династии Бурбонов. Фильм получил положительные отзывы и главный приз Каннского фестиваля.

В 1965 году выходит картина «Туманный звезды Большой Медведицы», отмеченная на фестивале в Венеции главным призом. В фильме снялась одна из любимых актрис Висконти – Клаудиа Кардинале. В центре внимания – молодая итальянка Сандра, приехавшая с мужем в свой родной дом. Тягостные воспоминания не дают ей покоя, также, как и вновь проснувшееся нездоровое влечение к родному брату.

В 1969 году выходит культовая картина «Гибель богов». В конце 60-х в Европе вновь подняло голову фашистское движение, бунты молодежи, война во Вьетнаме – все это делало жизнь неспокойной. Висконти в своей картине показал моральное разложение богатейшей немецкой семьи в 30-е годы. В соответствии с сюжетом молодой наследник семейства становится марионеткой в руках расчетливого и беспринципного нациста.

Закрывает творчество режиссера в 60-е сборник из 5 новелл, посвященный женщинам и снятый знаменитыми итальянскими и французскими режиссерами.

Деятельность в 70-е годы

В 1971 году режиссер снял фильм «Смерть в Венеции». Он был создан по роману Томаса Манна. В фильме поднимались вопросы однополой любви, красоты, завершения человеческой жизни, тягости воспоминаний о прошедших годах. Картина получила несколько престижных премий и номинаций.

В 1972 году вышел фильм «Людвиг», посвященный жизни короля Баварии Людвига II – мечтателю и романтику, окончившего жизнь безумцем.

В 1974 году выходит последний фильм Висконти «Семейный портрет в интерьере». Работу под названием «Невинный» следует считать не завершенной – фильм смонтировали уже после смерти Лукино.

Театральные постановки

С середины 40-х до конца 50-х Лукино Висконти занимался не только кинематографом, но и ставил театральные постановки.

В 1945 году он поставил свою первую работу «Трудные родители». Как театральный режиссер он ставил пьесы по произведениям У. Шекспира («Троил и Крессида»), А.П. Чехова («Три сестры», «Дядя Ваня»), Бомарше («Женитьба Фигаро»).

Всего на его счету более шести десятков поставленных спектаклей, а также оперы.

Многие из них вошли в золотой фонд итальянского театра. Он стал первым итальянским театральным постановщиком, введшим в практику понятия режиссерского замысла, актерского ансамбля, сценографии, эстетического единства всех компонентов спектакля.

В 1946 Висконти сформировал труппу, базировавшуюся в римском театре «Элизео». Здесь впервые в стране был введен запрет на вхождение в зал после третьего звонка и выход на поклоны в середине действия. Он также отменил «работу под суфлера», считая, что это негативно влияет на атмосферу спектакля.

Основу труппы составили талантливые актеры с большим опытом, сформировавшиеся в период так называемого «актерского театра» – П.Стоппа, Р.Морелли, В.Гасман и молодежь, будущие звезды итальянского театра и кинематографа – Ф. Дзефирелли, М.Мастроянни, Дж. Де Лулло, В.Де Сика.

В конце 50-х активная работа группы прекращается.

Личная жизнь

Лукино Висконти придерживался нетрадиционной сексуальной ориентации и не считал нужным этого скрывать. В числе его любовников отметился не один публичный человек. При этом в его личной жизни находилось место и для женщин – они играли роль его подруг.

В 1946 году Висконти знакомится с Франком Дзефирелли, отношения с которым продолжались несколько лет. Висконти доверил Франко небольшую роль в постановке «Преступление и наказание». Франко не проявил в дальнейшем интереса к актерской профессии и увлекся режиссерской работой. На этом поприще помощь и поддержку ему оказывал Висконти. Со временем Дзефирелли отдалился от Лукино Висконти.

В 1960 году режиссер снимала фильм «Рокко и его братья». На главную роль ему посоветовали пригласить на пробы начинающего актера Алена Делона. Висконти был поражен его красотой. Многие считают, что отношения между мужчинами носили исключительно платонический характер.

В 1964 году на съемочной площадке Висконти замечает наблюдающего за ходом работ молодого человека. Это был Хельмут Штайнбергер, затем взявший псевдоним Бергер. Они не расставались до самой смерти режиссера в 1976 году. Висконти прославил Хельмута сняв его в культовых фильмах «Гибель богов», «Портрет Дориана Грея», «Людвиг». Хотя Хельмут параллельно состоял в отношениях с другими мужчинами, он всегда считал Висконти главным в своей жизни. Именно Хельмуту Висконти завещал все свое состояние, что вызвало недовольство многочисленных родственников Висконти.

Болезнь и смерть

27 июля 1972 года Лукино Висконти пережил инсульт. Он провел в больнице два месяца. Перед этим снимал фильм «Людвиг», который отнял у него много сил. Но через два месяца после болезни он снова принялся за работу – за монтаж.

В марте 1976 года Лукино Висконти сильно простудился, заболел и умер.

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

С чего начать с Лукино Висконти

С чего начать

Путь новичка среди роскошных шедевров Лукино Висконти.

17 марта 2016 г.

Кристина Ньюленд

Рокко и его братья (1960)

Почему это может показаться не таким простым

Лукино Висконти ди Модроне — один из немногих кинорежиссеров, который также имел честь называть себя настоящим аристократом. Родившийся в 1906 году в дворянской семье на севере Италии, его благовоспитанное происхождение и международное художественное образование, казалось, только способствовали его подрывным наклонностям. Висконти был одновременно марксистом и открытым гомосексуалистом в то время, когда и то, и другое могло означать ужасные общественные последствия, но он также оплакивал упадок своих старых социальных слоев и считал себя стойким католиком.

Режиссер занимал парадоксальное положение в итальянской кинокультуре, и его фильмы варьируются от жизнеутверждающих рассказов о рабочих и рыбаках до исследований богатой знати на разных стадиях мучений и упадка. Точный декор его дворцов, садов и гостиных — неотъемлемая часть его исторических фильмов; Сицилийская вилла 19-го века была полностью отреставрирована для фильма «Леопард» 1963 года. Говорят, что Висконти работал на уровне навязчивых деталей, часто реконструируемых из его собственных детских воспоминаний.

«Леопард» (1963)

В его фильмах большие, эпохальные полотна, а роскошный стиль может показаться непосвященным пугающим. Но пусть вас не вводит в заблуждение плюшевая мебель: актеры любили Висконти не просто так. Лучше всего мы помним его персонажей — чувственного, виноватого Джино (Массимо Джиротти) в «Осессионе» (1943), влюбленную графиню Серпьери (Алида Валли) в «Сенсо» (1954) или изнуренную грацию дона Фабрицио (Берт Ланкастер) в Леопард.

Этот человек также имел склонность ссылаться на высокоинтеллектуальные культурные отсылки. Есть визуальные намеки на бесчисленные картины; адаптации Томаса Манна (Смерть в Венеции) и Федора Достоевского (буквально с Le notti bianche; духовно с Рокко и его братьями). Он был известен многослойными историческими трактатами, совершенно специфическими для своего времени, будь то конец 19 века.Сицилия X века («Леопард») или Германия Третьего рейха («Проклятые»). Висконти, как хороший аристократ, также пробовал себя в постановке оперы, влияние которой многогранно.

Так что Висконти никогда не был самым доступным из великих итальянских режиссеров. Он использовал больше хитрости, чем Де Сика, больше связности повествования, чем Антониони, больше исторического багажа, чем Феллини. Он любил отполированные, формальные композиции, но также и истерические проявления страсти и травмы. Он одновременно праздновал и оплакивал уход традиционалистской Италии. И с его великолепным сочетанием влияния и опыта маловероятно, что мы снова увидим такого кинохудожника, как Висконти .

Лучшее место для начала — Рокко и его братья

Режиссеру, известному своими роскошными Technicolor, может показаться нелогичным начинать с потрясающего черно-белого фильма, не говоря уже о съемках в современном Милане. Но «Рокко и его братья» 1960-х годов, нежная и часто забавная семейная драма, пожалуй, самая гуманная его работа. В нем рассказывается о судьбе бедной южно-итальянской семьи, которая переезжает на север мегаполиса в поисках работы и возможностей. Семья состоит из властной матери и пяти красивых братьев, в том числе грубого Симоне (Ренато Сальватори) и хорошего мальчика Рокко (Ален Делон). Братья увлекаются городскими делами: работой на фабрике, ночной жизнью, боксерскими залами и, в конце концов, преступностью. Когда и Рокко, и Симона влюбляются в местную проститутку Надю (Энни Жирардо), их ждет разворачивающаяся трагедия.

В начале 60-х годов произошла массовая миграция итальянцев в городские центры, что привело к значительному нарушению более традиционного сельского образа жизни. Висконти следует за этим вспыльчивым переходом с типичным мелодраматическим размахом, вплоть до тех моментов, когда тепло семейной верности старой школы, наконец, выходит из строя. Рокко, покровитель фильма, переживает это с тихим, душераздирающим смирением.

Смотреть Рокко и его братьев на BFI Player

Что смотреть дальше

Леопард (1963)

К «Леопарду» — эпическому апофеозу карьеры Висконти — имеет смысл подходить на промежуточном этапе просмотра. Его медитативная адаптация романа Джузеппе ди Томази Лампедуза происходит в Италии 1860-х годов во время Рисорджименто, запечатлевая угасающую аристократию и ее пронзительные последние жесты. Революция, охватившая страну, не волнует гордого сицилийского принца Дона Фабрицио (Берт Ланкастер), который постоянно размышляет о тех, кто придет к власти после него.

Его лихой племянник Дон Танкреди (Ален Делон) — политический оппортунист, борющийся за новый режим, и эпизодическое повествование касается в основном выгодного брака Танкреди с красавицей Анжеликой (Клаудия Кардинале). Последняя получасовая последовательность — роскошный бал в позолоченном роскошном доме — завораживает. Камера медленно скользит по коридорам, задерживаясь, словно чтобы запечатлеть детали в памяти. Он принимает задумчивый тон, предполагая, что это событие может быть последним в своем роде. Дон Фабрицио проходит сквозь его мерцающую красоту, как призрак. Хотя мы можем не понимать тяжелого положения жизни в конце его рушащейся эпохи, мы тронуты его достоинством и печалью.

Купить «Леопарда» на DVD BFI

«Гарибальди в Палермо» Джованни Фаттори, 1860 г. обусловлены более широким интересом к европейской истории и почти сомнамбулическим движением камеры. Изысканная архитектура и романтика исторической драмы давно исчезли здесь. Возможно, наиболее восхваляемой из них является томная ода Висконти идеализированной красоте и ожидаемой смерти «Смерть в Венеции» (1971). Дирк Богард играет Ашенбаха как композитора, а фильм сопровождают мелодии любимого режиссером Малера.

Настоящим шоу-стопом, однако, может быть Проклятые (1969), в общих чертах основанные на росте реальной семьи немецких промышленников, связанных с ростом нацизма. Фильм связывает сексуальные отклонения и жестокость с духом гитлеровского режима.

Хельмут Бергер — извращенный внук богатой семьи, разделяющий точку зрения Гитлера о том, что «личная мораль мертва. Мы элитарное общество, где все дозволено». Шоу ужасов жестокого обращения и унижения, которое следует за этим, предлагает разрушительный взгляд на старые богатые семьи Европы и их вырождение в современный период.

Несколько отступив назад, нельзя не упомянуть и дебютный полнометражный фильм Висконти — практически исключительный пример итальянского нуара. Основанный на романе Джеймса М. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды» (и написанном еще до выхода первой американской киноверсии), «Осессионе» пропитан страстным желанием и убийственным импульсом, с грязными, сексуальными выступлениями Клары Каламаи и Массимо Джиротти.

Смерть в Венеции (1971)

С чего не начинать

Странным для начала будет La terra trema (1948). Это второй фильм Висконти, но выдающийся в его карьере. Вероятно, он ближе всего подошел к неореализму, рассказав историю группы эксплуатируемых рыбаков в сельской Сицилии — настоящих рыбаков, говорящих на сицилийском диалекте.

Одна семья объединяется и пытается стать независимой от жадных оптовиков, но в результате получается довольно затянутая левая притча. La terra trema, тем не менее, наполнена красивыми образами, такими как жены рыбаков, закутанные в черные шали, силуэты на скалистом берегу и кажутся карликами на фоне разбивающегося прибоя.

Возможно, было бы также ошибочным переходить к концу. «Разговорная пьеса» (1974) — это воссоединение режиссера с Бертом Ланкастером более чем через десять лет после «Леопарда». Это фантастически меланхоличный переворот в конце карьеры как для актера, так и для режиссера, но к нему лучше подойти, ознакомившись с историей пары и с предыдущей работой режиссера. У них было прекрасное сотрудничество, и хотелось бы, чтобы они больше работали вместе. Это не может не показаться несколько автобиографичным, возвращаясь к давней теме Висконти о мужчинах, которые жаждут и живут в прошлом. История действительно живет и дышит благодаря широкому режиссерскому видению Висконти.

«Смерть в Венеции испортила мне жизнь» — трагическая история «прекрасного мальчика» Висконти | Film

Бьорну Андресену было всего 15 лет, когда он вошел прямо в логово льва, получив роль Тадзио, объекта желания в матросском костюме в фильме Лукино Висконти «Смерть в Венеции». Его выпуск в 1971 году сделал его не просто звездой, а мгновенной иконой – воплощением первозданной юношеской красоты. Сидя сегодня в одиночестве в Стокгольме в возрасте 66 лет, он больше похож на Гэндальфа со своей белой бородой и изможденным лицом, обрамленным белыми локонами до плеч. Его глаза блестят так же заманчиво, как всегда, но он не кошечка. На вопрос, что бы он сказал Висконти, будь он сейчас здесь, он не останавливается. «Отвали», — говорит он.

Никто из тех, кто посмотрит «Самый красивый мальчик в мире», новый документальный фильм о бурном и трагическом прошлом Андресена, не удивится этому ответу. Висконти, по его словам, «было плевать» на его чувства. Он был не одинок в этом. «Я никогда не видел столько фашистов и придурков, сколько в кино и театре», — говорит Андресен. «Лучино был культурным хищником, готовым пожертвовать чем угодно и кем угодно ради работы». Столь же ясно он выражает свои чувства по поводу самой Смерти в Венеции: «Она весьма прилично испортила мою жизнь». Хотя он опытный пианист, кажется, никого не интересует эта его сторона. «Все, что я когда-либо сделаю, будет связано с этим фильмом. Я имею в виду, что мы все еще сидим здесь и говорим об этом 50 лет спустя».

Документальный фильм включает кадры его прослушивания, где он выглядит ангельским, но запуганным, не в последнюю очередь, когда интерес Висконти к нему внезапно вспыхивает. Директор выдает череду нарастающих требований: улыбнись, пройдись по комнате, сними майку. При последнем слове молодой Андресен нервно смеется, задаваясь вопросом, не ослышался ли он. Вскоре, однако, он спускается к своим плавкам, неловко передвигаясь, пока Висконти и его помощники осматривают его тело.

«Все, что я когда-либо сделаю, будет связано с этим фильмом»… Андресен в Лидо в Венеции. Фотография: MantarayFilm 2021

Когда он пришел на это прослушивание, он не привык к камере. Его бабушка, которая воспитывала его после смерти матери-одиночки четыре года назад, была обычной миссис Уортингтон и отправляла его на прослушивания практически сразу, как только он начинал ходить. Он счастлив, что снялся в дебютном фильме Роя Андерссона «Шведская история любви» 1970 года («Я был там в начале его карьеры!») и не слишком расстроился, работая над «Смертью в Венеции». «Это была крутая летняя работа, — говорит он. Это также звучит невероятно одиноко. Висконти был внушительной фигурой, предупредившей съемочную группу держать руки подальше от мальчика во время съемок, а после окончания съемок утащившего его в гей-клуб.

Отношения Андресена с Дирком Богардом, сыгравшим влюбленного в него стареющего композитора, были не более чем «нейтральными». В своих мемуарах 1983 года «Обычный человек» Богард описал его со смесью восхищения и жалости. «У него была почти мистическая красота, — писал он. Чтобы сохранить цвет лица и самообладание Андресена, «ему никогда не разрешалось выходить на солнце, гонять футбольный мяч со своими товарищами, плавать в грязном море или делать что-либо, что могло бы доставить ему хоть малейшее удовольствие… Он терпел все это. великолепно».

Мне казалось, что меня окружает рой летучих мышей – это был оживший кошмар

Одна жалоба Богарда касалась «кусков черной жевательной резинки, которые он выдувал в огромные пузыри, пока они не лопались у него на лице». Андресен пожимает плечами: «Я этого не помню».

Покойный актер был прав по крайней мере в одном пункте: «Я уверен, что меньше всего Бьорн хотел сниматься в кино». Если Андресен уже не чувствовал этого, шумиха вокруг «Смерти в Венеции» убедила его. Гала-премьера в Лондоне, на которой он встретился с королевой и принцессой Анной, была пустяком по сравнению с премьерой фильма на Каннском кинофестивале, где его окружила плотоядная толпа. «Мне казалось, что меня окружают стаи летучих мышей, — вспоминает он в документальном фильме. «Это был живой кошмар».

Повышение требований… с Висконти на съемках фильма «Смерть в Венеции». Фотография: Mario Tursi

Для Кристины Линдстрем и Кристиана Петри, режиссеров фильма «Самый красивый мальчик в мире», кадры с пресс-конференции в Каннах стали уникальным откровением. Собравшиеся халтурщики подобострастно смеются над шутками Висконти о том, что Андресен теряет свою внешность. Молодой человек просто выглядит сбитым с толку. «Не было ни сострадания, ни сочувствия, — говорит Линдстрем. «У него было ощущение, что его использовали», — добавляет Петри. «Он был упакован как объект».

Андресен соглашается. «Я не думаю, что этически оправданно позволять 16-летнему подростку нести бремя рекламы этого проклятого фильма», — говорит он. «Особенно не тогда, когда ты возвращаешься в школу и слышишь: «Привет, ангельские губы». Парень, который находится в разгаре собственной подростковой гормональной бури, не хочет, чтобы его называли «красивым». Он думает, что обожание тормозило его развитие. «Когда ты щелкаешь пальцами, и за тобой бегут 10 цыпочек, нет необходимости изучать какие-либо социальные навыки для общения с противоположным полом».

Дальше было хуже. В Японии Андресена заставляли выступать на публике и выступать с музыкальными выступлениями, и его баловали таблетками, чтобы помочь ему выжить в напряженном графике. Когда ему было чуть за 20, он оказался в Париже, где ему пообещали актерскую работу. Его поселил в квартире пожилой мужчина и заплатил щедрое содержание. Еда и подарки приходили ему от самых разных поклонников-мужчин; один сочинил в его честь любовные стихи. Фильм уклончиво рассказывает о том, что произошло в тот год в Париже. «Он не говорил об этом, — говорит Петри, — и мы не хотели копать дальше, чем это было необходимо. Сейчас он действительно говорит, что ни о чем не жалеет, кроме времени, проведенного в Париже.

В этом документальном фильме есть всепроникающая, необходимая грусть: мы видим, как Андресен узнает подробности о самоубийстве своей матери и размышляет о смерти одного из своих детей. Но что остается неизменным, так это сухой юмор и жизнерадостный философский дух героя. Он также щедрая душа: хотя фильм ясно показывает, что со стороны его бабушки было неисполнение служебных обязанностей, он не хочет добавлять к критике. «Возможно, она была не самым острым лезвием в ящике», — говорит он мне. «Но я преодолела это. У меня не осталось демонов. Я выгнал их всех. У меня не было демона с тех пор… — он на мгновение задумывается. «1992».

Объект желания… Андресен и Богард в классическом кино. Фотография: Allstar/WARNER BROS

Он может точно определить это? «Да. Я сидел на своей кухне, и они выпрыгивали один за другим. Я назвал им имя и номер и сказал: «Вы уволены». «Что?» «Вы меня слышали». Вот и все». Он быстро хлопает в ладоши, словно вытирая их от пыли и грязи. Что представляли демоны? «Все виды тревог, ужасов и воспоминаний. У меня все еще есть воспоминания, но они меня не пугают. Я мало чего боюсь в эти дни. Слишком стар для этого.

Андресен доволен фильмом «Самый красивый мальчик в мире», хотя, возможно, ему неясны причины, по которым он согласился на это, помимо дружбы с создателями фильма. «Я не гонюсь за вниманием», — говорит он. «У меня была передозировка 50 лет назад». У режиссеров есть свои представления о том, почему он позволил им следить за собой все шесть лет, которые ушли на создание картины. «После того, как он так долго был публичной фигурой, я думаю, что с его стороны было приятно вернуться к истории своей жизни», — говорит Петри. «Мы не хотели, чтобы эксперты Висконти или другие говорящие головы обсуждали его». Линдстрем с энтузиазмом кивает: «Думаю, Бьёрну тоже понравилось, что мы хотели сделать кинематографический фильм, и сделать это красиво, как «Смерть в Венеции».

Андресен все еще играет и все еще настаивает на том, что это не та жизнь, которую он выбрал, хотя недавно он сказал Линдстрему: «Хорошо, я актер». Она улыбается при этом: «В 66 лет он, наконец, сказал это!» У него была запоминающаяся роль три года назад в Midsommar: пожилой мужчина, который приносит себя в жертву на языческой церемонии: он прыгает со скалы, затем прохожий заканчивает работу, разбивая ему голову молотком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *