изобретатель кресел и домов • Интерьер+Дизайн
Геррит Томас Ритвельд (1888-1964) — дизайнер, архитектор, мебельщик, модернист и изобретатель, один из столпов жизнестроительной утопии ХХ века.
Родился в 1888 году. С 11 лет посещая вечернюю школу, помогал отцу делать мебель, потом оказался в учении у местного ювелира. В 1917 году открыл собственную мебельную мастерскую. Ритвельд — классический автодидакт: самостоятельно выучился рисунку, живописи и макетированию. Знатоки дизайна ХХ века ценят Ритвельда за качественный переход от ремесленного изготовления к концептуальному проектированию. Он придумывал мебель, которая была на порядок проще и cкромнее, чем все современные ему предметы. Ритвельду доставляло удовольствие упрощать, сокращать и экономить.
Весь его ранний опыт проектирования аккумулировался в деревянном кресле, сделанном летом 1918 года из семи направляющих, шести столбов, двух распорок и двух досок. Дизайнер поставил себе цель сделать предмет без массы и без объема, который бы «не вмещал пространство, а позволял пространству свободно протекать».
Оригинальное кресло стало темой для публикации в De Stijl — журнале, учрежденном голландским художником и критиком Тео ван Дусбургом. Спустя семь лет Ритвельд раскрасил это кресло в красный, синий, черный и желтый цвет. Раскраска была интерпретирована как оммаж голландскому художнику-модернисту Питу Мондриану, самому известному члену объединения De Stijl, названного в честь одноименного журнала, но никаких документальных свидетельств того, что Ритвельд размышлял именно так, нет.
Красно-синий стул The Red Blue chair настолько сильно поразил воображение профессионалов и публики, что с течением времени оказался ключевым элементом музейных коллекций и обязательным фактом всех историй дизайна ХХ века. До сих пор он остается самым популярным произведением Ритвельда.
Опередив другие его опусы, более инновационные, и даже те, что по концепции стоят ближе к сегодняшнему развитию дизайна.Кресло Utrecht. Дизайн Г. Ритвельд. Обивка Boxblocks от Б. Пота. Cassina. 2016. Лимитированный тираж.
Три варианта расцветки Boxblocks кресла Utrecht, диз. Г. Ритвельд, Cassina.
Адепты модернизма стремились рассматривать его стул Zigzag 1932-1933 года как идеальный вариант упрощения формы. Еще более экстремальными выглядели стулья One-Piece, которые Ритвельд пытался делать из одного листа фанеры или алюминия с 1927 года. Их часто сравнивают со стульями Вернера Пантона 1960-х годов, чтобы показать, насколько передовыми были довоенные идеи Ритвельда. Набор мебели для самостоятельной сборки 1934 года Crate положил начало движению DIY («cделай сам»).
Стул Zigzag 1932-1933.
Стол и стул, 1923.
Буфет, 1919.
Crate Chair для Metz & Co., 1934.
Steltman Chair, 1963. Вариант в коже.
Подвесной светильник, выпускает Cassina.
Детская тачка, 1923. Коллекция MoMA.
В общей сложности он спроектировал около пятнадцати предметов, но каждый был результатом нетривиального инженерного исследования. Знатоки творчества Ритвельда сетуют на то, что он мало заботился о самопродвижении: если бы его проекты имели более широкий резонанс, образ Ритвельда-дизайнера выглядел бы совсем по-другому. Его архитектурные постройки постигла та же участь.
Дом Шрёдер (Rietveld Schröderhuis).
Репутацию Ритвельда-архитектора определил, по сути, один проект — культовый дом Шрёдер в Утрехте, построенный в 1924 году, — трехмерное воплощение идей неопластицизма, дом-манифест, экспериментальное жилье, с совешенно новым ощущением пространства. Дом этот Ритвельд спроектировал для свой возлюбленной Трюс Шрёдер, состоятельной вдовы, которая не только интересовалась передовыми идеями, но и хотела воспитать детей в модернистском духе. (В школе дети тщательно скрывали, что живут в странноватом доме).
Геррит Ритвельд с макетом типового дома на одну семью, 1941 г.
Элегантный и правильный, этот дом по праву считается одной из важнейших построек ХХ века. Позднее Ритвельд занимался социальным жильем. Но эти проекты незаслуженно остались в тени, так же как и его умение гуманизировать социальные объекты, о чем свидетельствует проект Института Верье для детей с ограниченными способностями в Кюрасао. В Голландии сохранилось несколько построек Ритвельда, главным образом послевоенных, среди которых ключевая — основное здание музея Ван Гога в Амстердаме, строительство которого было завершено в 1973 году, спустя девять лет после смерти автора.
Отношения с современниками складывались непросто. Проблемой было его простецкое происхождение. Ритвельд не был интеллектуалом и многие просто не воспринимали его всерьез. Этот снобизм был совершенно необоснован, особенно принимая во внимание, что сам Ритвельд стремился и писать, и преподавать.
Другая проблема состояла в том, что после «открытия» Ритвельд оставался на периферии «Де Стейла» и никогда так и не получил полной поддержки этого объединения. В восприятии международного профессионального сообщества он оставался в тени Тео ван Дусбурга. Ван Дусбург не помог, ему нравилось хвастаться, что он открыл Ритвельда в простом плотнике. Третья проблема заключалась в нем самом. У Ритвельда не хватало терпения тратить долгие годы на решение технических проблем. Современники воспринимали его дизайн как красивый, но чересчур экстравагантный. Но, как ни крути, именно благодаря этим качествам красно-синий стул и особняк Шрёдер заняли почетное место в анналах истории ХХ века.
12 фактов о Геррите Ритвельде — национальном достоянии Нидерландов • Интерьер+Дизайн
Герои дизайна
Геррит Томас Ритвельд (Gerrit Thomas Rietveld, 1888–1964) — голландский дизайнер и архитектор, стяжавший всемирную славу.
1. Его именем названа престижная Академия прикладного искусства в Амстердаме.
2. Полтора десятка его произведений находятся в коллекции нью-йоркского музея современного искусства (МоМА).
3. Римейки его мебели сегодня выпускает Cassina в серии I Maestri.
«Красно-синий стул», Геррит Ритвельд.4. В 1918 году вместе с Тео ван Дусбургом и Питом Мондрианом вошел в знаменитую голландскую художественную группу De Stijl — «Стиль». Мебель и интерьеры, спроектированные им в этот период, похожи на абстрактные композиции из пересекающихся и раскрашенных в основные цвета плоскостей.
5. Икона дизайна на все времена, красно-синее кресло, созданное Ритвельдом в 1918 году, сначала было монохромным, а свой классический красно-синий облик обрело позже — в 1923-м.
Дом Шрёдер (Rietveld Schröderhuis).6. Первый архитектурный проект Ритвельда, дом Ритвельда-Шрёдер в Утрехте, построенный им в 1924 году для своей возлюбленной Трюсс Шрёдер, вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Внутреннее пространство дома можно было обыгрывать и модифицировать с помощью раздвижных дверей и мебели-трансформеров. Интерьеры напоминали картины Мондриана, воплощенные в трехмерной реальности: окрашенные в основные цвета плоскости — желтый, черный, красный, синий — на фоне белых и светло-серых стен.
Интерьер дома Шрёдер.
Интерьер дома Шрёдер.
Интерьер дома Шрёдер.
Интерьер дома Шрёдер.
Интерьер дома Шрёдер.
7. В 1930-е Ритвельд дистанцировался от эстетических принципов De Stijl. В это время он создает экспериментальную мебель, работая с новыми для мебельной индустрии того времени материалами, — фанерой и алюминием. Яркий образец мебели, созданной им в те годы, — кресло Zig-Zag (1932).
8
. После 1945-го Ритвельд много работает как архитектор. Он, в частности, автор голландского павильона на Венецианской биеннале 1954 года.9. Последней работой Ритвельда стал Музей Ван Гога в Амстердаме. Он не успел его закончить и лишь спустя девять лет после смерти архитектора Музей, построенный в строгом соответствии с оставленными им чертежами, принял своих первых посетителей.
Стул Zigzag 1932-1933.10. Всемирное признание к Ритвельду пришло после прошедшей в 1952-м году ретроспективной выставки, посвященной группе De Stijl в нью-йоркском музее современного искусства МоМА.
11. Ритвельд так и не получил высшего образования, тем не менее в 1950-е годы он преподает в Колледже искусства и науки в Роттердаме и в художественной Академии в Гааге, а в последние годы жизни избран членом Общества нидерландских архитекторов и доктором Высшей технической школы в Дельфте.
12. Вырастив шестерых детей и овдовев, Ритвельд переезжает к своей возлюбленной Трюсс в построенный для нее дом, в котором он и скончался в 1964-м.
Голландский павильон на Венецианской биеннале 1954 года.Автор:
Антонина ПлахинаФото:
предоставлены пресс-службамиПоделиться:
FB TW OK
#Геррит Томас Ритвельд (Gerrit Thomas Rietveld)
#архитектор
#Cassina
#Нидерланды
#тема
#Имя
#Геррит Томас Ритвельд (Gerrit Thomas Rietveld)
#архитектор
#Cassina
#Нидерланды
#тема
#Имя
Далее
Герои дизайна
Акилле Кастильони: пять мыслей о модном, дешевом и полезном дизайне
Design Now Design NowГеррит Ритвельд: дизайнер и его коллекция
Gerrit Rietveld
(1888-1964)
Gerrit Rietveld (Утрехт, 24 июня 1888 — 25 июня 1964) научился ремеслу изготовления мебели в раннем возрасте в традиционной мебельной мастерской своего отца. Позже он учился на архитектора и познакомился с членами художественного движения De Stijl, такими как Роберт ван ‘т Хофф, Барт ван дер Лек и Тео ван Дусбург.
Ритвельд превращается в разностороннего дизайнера с сильным видением; его архитектура и дизайн мебели становятся всемирно известными. Его красный и синий стул, стул Zig-Zag, элементы Crate и стул Press Room теперь являются настоящей классикой дизайна, без которой невозможно представить музеи и современные интерьеры. В ранний период Ритвельд проектировал много мебели, основываясь на любознательной идее, в которой важную роль играли конструкция, форма и материал.
Позже мебель часто создавалась в рамках архитектурных заказов, например, кресло Стельтмана, которое он спроектировал для одноименного ювелира в Гааге. Почти каждый дизайн Rietveld имеет особую историю. Их можно найти на странице коллекции.
Стиль
Дом Ритвельда Шредера
Самым известным проектом Ритвельда, несомненно, является Дом Ритвельда Шредера в Утрехте, который он спроектировал в 1924 году для Труус Шредер-Шредер. После смерти мужа Фрица Шредера она решила жить в меньшем и, прежде всего, более современном доме.
Труус Шредер интенсивно вмешивается в дизайн, которому вскоре после завершения уделяется много внимания. Ритвельд начинает свою архитектурную практику на первом этаже дома, с гостиной и спальней на втором этаже, которые можно легко переставить с помощью оригинальных раздвижных стен. Известные дизайнеры, такие как Март Стам, Эйлин Грей и Айно Альто, посещают дом и впечатляются.
Грей явно черпала вдохновение в нем для своего знаменитого дома E 1027 в Рокбрюн-Кап-Мартен. В Доме Шредера Ритвельд проявляет себя как архитектор, опередивший свое время. В 2000 году дом Ритвельда Шредера был удостоен статуса Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Архитектура и дизайн 1950-х годов
После войны Ритвельд снова получает заказы, и его большой успех в качестве архитектора следует за ним. Во второй половине 1950-х годов он работает над крупными проектами, такими как Jaarbeurs в Утрехте и строительство ткацкой фабрики De Ploeg в Бергейке.
В Париже он спроектировал знаменитый Пресс-центр для здания ЮНЕСКО в 1958 году и голландский павильон Всемирной выставки в Брюсселе в том же году. В этот период Ритвельд построил много особняков для клиентов, которые приходили к нему не раз после рекомендации Виллема Сандберга, директора Стеделийк-музея в Амстердаме.
Сандберг часто поддерживал Ритвельда на протяжении его долгой карьеры директора музея. В 1951 году Ритвельд разработал выставку Stijl для того же музея. Позднее эта выставка также была показана на Венецианской биеннале и в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Муза Ритвельда
Труус Шредер играет важную роль в карьере Геррита Ритвельда. Они впервые встречаются, когда Геррит приходит, чтобы доставить классический письменный стол в ее дом на Бильдтстраат в Утрехте в качестве помощника своего отца. Стол для ее мужа Фрица Шредера. Когда Труус отвергает дизайн как старомодный, она находит Ритвельда на своей стороне. Вскоре после этого она поручает Ритвельду обставить комнату в ее доме. Их объединяет не только страсть к дизайну и архитектуре.
После смерти Фрица Шредера в 1923 году Ритвельду поручили спроектировать современный дом, который впоследствии получил мировую известность как дом Ритвельда Шредера. Геррит Ритвельд и Труус Шредер часто работают вместе. Она остается на втором плане, но явно развивается как дизайнер интерьеров. Она консультирует Ритвельда и управляет важной частью его дизайнерского архива.
В результате несколько дизайнов носят имена Ритвельда и Шредера. После смерти жены в 1957 году Ритвельд переехал в дом Шредеров, где жил с Труус Шредер до своей смерти 25 июня 19 года.64.
Винтажная коллекция
Rietveld Originals
Rietveld Originals имеет в своем распоряжении выдающуюся коллекцию старой мебели Rietveld, в том числе несколько уникальных предметов. Эта мебель является частью коллекции Titus Darley, коллекции современной дизайнерской мебели. Основу коллекции составляют мебель от Spectrum, Gelderland, Rietveld Originals и световая компания Atelier Artiforte с богатой историей. Коллекция также включает в себя мебель с особым происхождением или историей, а также мебель, которая сыграла важную роль в развитии современной мебели в целом. Коллекцию можно посмотреть по предварительной записи. Если у вас есть мебель Rietveld, на которую вы хотели бы обратить наше внимание, свяжитесь с нами по этой ссылке.
Контакт
Наш веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам лучший опыт работы в Интернете. Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности и использованием файлов cookie. Читать далее
Rietveld Schröderhuis (Дом Ритвельда Шредера)
Выдающаяся универсальная ценность
Краткое обобщение
Дом Rietveld Schröderhuis в Утрехте был заказан г-жой Труус Шредер-Шредер, спроектирован архитектором Томасом Герритом19 и построен в Риетвелде19.24. Этот небольшой дом на одну семью с его гибким внутренним пространственным расположением, визуальными и формальными качествами был манифестом идеалов группы художников и архитекторов Де Стейл в Нидерландах в 1920-х годах и с тех пор считается одним из икон современного движения в архитектуре.
Дом во многом уникален. Это единственное здание такого типа в творчестве Ритвельда, и оно также отличается от других значительных зданий раннего современного движения, таких как Вилла Савойя Ле Корбюзье или Вилла Тугендхат Миса ван дер Роэ. Разница заключается, в частности, в трактовке архитектурного пространства и в концепции функций здания. Многие современные архитекторы находились под сильным влиянием дома Шредера, и это влияние сохранилось до сих пор.
Качество Rietveld Schröderhuis заключается в том, что он произвел синтез концепций дизайна в современной архитектуре в определенный момент времени. Частью качества дома является гибкость его пространственного расположения, которое допускает постепенные изменения с течением времени в соответствии с изменением функций. В то же время здание обладает и многими художественными достоинствами, а его визуальный образ сильно повлиял на строительный дизайн второй половины 20 века. Интерьеры и мебель являются неотъемлемой частью его дизайна и заслуживают должного внимания.
Отель Rietveld Schröderhuis располагался на окраине города Утрехт, недалеко от сельской местности, в ряду домов конца 20-го века. Он был построен у стены соседнего кирпичного дома. Территория за домом оставалась незастроенной, потому что на ней располагались голландские оборонительные рубежи 19 века, которые в то время все еще использовались.
Критерий (i): Rietveld Schröderhuis в Утрехте является иконой современного движения в архитектуре и выдающимся выражением человеческого творческого гения в чистоте идей и концепций, разработанных движением De Stijl.
Критерий (ii): Благодаря своему радикальному подходу к дизайну и использованию пространства Rietveld Schröderhuis занимает основополагающее положение в развитии архитектуры в современную эпоху.
Целостность
Весь Rietveld Schröderhuis представляет собой музей. Дом был тщательно отреставрирован и сейчас находится в отличном состоянии и находится под постоянной опекой Центрального музея Утрехта. Расположение дома в первоначальном виде — в конце ряда домов в небольшом парке — не изменилось. Однако с тех пор, как он был построен, контекст дома несколько изменился. Через десять лет после его постройки город Утрехт расширился за счет открытой земли за домом, на котором был построен. В 19В 60-х годах рядом с домом был построен виадук для размещения эстакады автомагистрали Waterlinieweg. После этого никаких существенных изменений в окружении не произошло.
Подлинность
Rietveld Schröderhuis использовался как частный дом в течение шестидесяти лет, и в него были внесены некоторые изменения в соответствии с потребностями меняющегося использования. В 1970-х и 1980-х годах Бертус Мульдер, один из помощников Ритвельда, восстановил Rietveld Schröderhuis до его первоначального состояния 1920-х годов. Здание сохранило аутентичность своей концепции дизайна и структуры. Реставрации 1970-е и 1980-е делались с большой осторожностью, прилагая все усилия, чтобы сохранить то, что было возможно. Вся оригинальная мебель была отреставрирована и расставлена как в 1920-х годах. Пропавшие предметы были переделаны на основе записей и имеющихся улик. К сожалению, из-за плохого состояния некоторых материалов пришлось заменить штукатурку, а также различную фурнитуру. Выдающаяся универсальная ценность этого здания заключается в том, что оно является реализацией дизайнерских концепций и идей и манифестом движения De Stijl, восстановлением интерьеров до их 1920-й аспект оправдан в этом случае. По сути, Rietveld Schröderhuis выдерживает проверку подлинности по всем требуемым параметрам.
Требования по охране и управлению
Ритвельд Шредерхейс внесен в список объектов национального наследия в соответствии с Законом о памятниках и исторических зданиях 1988 года [Monumentenwet 1988]. В плане зонирования муниципалитета Утрехта он обозначен как служащий «целям сообщества». Непосредственное окружение (сад и парк) обозначено как «общественная зеленая зона».
Дом управляется и обслуживается Центральным музеем, муниципальным музеем Утрехта, в консультации с Фондом Ритвельда Шредерхуиса. Муниципалитет Утрехта несет ответственность за сохранность дома. Что касается обслуживания и управления Rietveld Schröderhuis, политика изложена в общем плане долгосрочного обслуживания Центрального музея и Плане сохранения и управления Rietveld Schröderhuis, в котором также описывается политика в отношении посетителей. Максимальное количество посетителей, которым разрешено находиться в доме одновременно – под присмотром – 12 человек. Учитывая нынешние часы работы, это означает, что дом принимает около 12 000 посетителей в год.
Политика направлена на сохранение ситуации, которая была, когда управление было передано Центральному музею, как описано в досье номинации, и, следовательно, на сохранение выдающейся универсальной ценности дома. Информационный центр и билетная касса, в которых также находится центр для посетителей, находятся в соседнем здании по адресу Prins Hendriklaan 50.
Конструкция и отделка дома уязвимы. По этой причине состояние технического обслуживания постоянно контролируется, и максимальное количество посетителей соответствующим образом адаптируется для обеспечения безопасного использования здания.