Романская архитектура. Романика в России
Первые русские архитекторы приезжали из Европы и работали в романском стиле. В этой части узнаем об особенностях русской романики.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
В 19 веке Европа (и не только!) обратилась к архитектуре прошедших эпох — это направление называется «эклектика». Важную роль в нем играла неороманика, которая вдохновлялась средневековыми образцами.
🏰 Мода на Средневековье.
🇩🇪 Германия — центр неороманики. В 19 веке недавно возникшему государству нужно было опереться на национальное прошлое — романика прекрасно подошла: в этих краях она продержалась дольше всего, даже когда французы уже вовсю строили готические храмы. Неороманские опыты немцев не мрачные, а скорее фэнтезийные — но от того не менее интересные!
🇺🇸 Неороманика прижилась в США, хотя никакой романики здесь никогда не было. Возникла целая архитектурная школа, самым ярким представителем которой был архитектор Генри Гобсон Ричардсон.
1. Церковь Лютера, Карслруэ, Германия, 1907 год
2. Главный железнодорожный вокзал, Ахен, Германия, 1905 год
3. Церковь Троицы, Бостон, США, 1877 год
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Романский стиль ассоциируется с Европой. Но в самобытной русской архитектуре тоже можно найти похожие черты — например, в белокаменных храмах.
◽️ Белый камень вместо кирпича использовали во Владимиро-Суздальском княжестве. Это редкий пример: в основном на Руси храмы были кирпичными, по византийской технологии. Белый камень стоил намного дороже.
👥 Первые архитекторы были из Европы. Они обучали местных мастеров и привили к русской архитектуре романскую ветку. Та прижилась, благодаря чему мы имеем красивейшие памятники.
✅ Зрелая романика. Белокаменные храмы крестово-купольные, а не базиликальные. Но романика чувствуется: толстые стены, перспективные порталы, аркатурные пояса, «неправильные» колонны с романскими капителями — причем все детали очень неплохого качества.
1,2,3 — Дмитриевский собор, Владимир, 12 век
4,5 — Церковь Покрова на Нерли, 12 век
6,7 — Георгиевский собор, Юрий-Польский, 13 век
На этой неделе мы устроили марафон романских капителей и собрали в чате богатую коллекцию — в подборке лишь небольшая ее часть.
Но если этого вам не хватило, то у нас есть еще одна сокровищница — каталог романских капителей.
В конце страницы есть навигация по периодам, можно не только разглядывать странные сцены в стиле «страдающего Средневековья» вблизи, но и узнать, наконец, что они значат.
Кажется, вопрос, чем занять вечер, исчерпан 👌
Друзья, по итогам первых недель нам очень важно узнать ваше мнение о нашей арх-песочнице, чтобы делать ее лучше.
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов ниже (можно выбрать несколько вариантов) и напишите в чате, какие еще пожелания у вас есть.
курс Level One
Курс москвича
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
Романская архитектура: обманчивая суровость камня
Дикие варварские племена будоражили всю Европу в течение нескольких веков. В конце концов они отреклись от язычества в пользу христианства, низвергли Рим и разрушили его. Не имея своих традиций и навыков каменного строительства, бывшие язычники вынуждены были обратиться за римским наследием к величественным руинам.
Романский стиль. Сопротивление римских традиций
На протяжении довольно долгого времени в западной части бывшей Римской империи шли междоусобные войны. Около X века наступил период относительного затишья. Начался романский период европейского Средневековья.
Термин «романский стиль» очень условный. Он появился в первой половине XIX века — когда были обнаружены общие черты у средневековой и римской архитектуры. Но романская архитектура имела более строгий вид, в котором не было места декоративным излишествам.
Замок в Вюртемберге, пример романского стиля в архитектуре
Церковь стала главным заказчиком и произведений искусства, и храмовых сооружений. Ее влияние на духовную жизнь того времени было практически безграничным. Одной из основных задач для архитекторов стало создание каменного, в большей степени монастырского храма. Постройки должны были отвечать всем требованиям церковной службы. Согласно новой христианской идеологии, храму полагалось быть «образом вселенной», символизирующим торжество новой религии.
Наружный вид романского храма очень суровый, простой и ясный. Главным его типом стала базилика. В плане это латинский крест. Суровость и мощь сравнительно небольших романских сооружений была обусловлена прежде всего заботой об их прочности. Строители ограничивались простыми массивными формами из камня, делая оконные и дверные проемы очень узкими. Любопытно, но именно в романскую эпоху появились первые витражи. Со временем храмы увеличивались в размерах, и внутренним помещениям потребовались дополнительные источники света. Для этого стали увеличивать окна и украшать их витражами.
Капитель (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны. Капители романских храмов украшались аллегорическими изображениями добра, зла и нечистой силы. Встречались и различные фантастические персонажи, значение которых остается неразгаданным.
Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если внешне он был скорее мрачным, похожим на крепость, то внутри должен был напоминать о Царстве Божьем. Фресками покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры и колонны, причем особенно прихотливо и разнообразно украшались капители. Здесь можно было увидеть сцены из Священного Писания, Житий святых, персонажей светских литературных произведений. Зло часто изображалось в виде нечистой силы. И почти всегда капители были украшены растительным или животным орнаментом. А подчас, как и в книжных миниатюрах, верхние части колонн украшались причудливыми дролери — гротескными изображениями фантастических существ.
Символика романского храма. По радуге в небо
В романском храме нет ничего случайного. Каждая деталь и каждый конструктивный элемент имеют глубокий смысл. Суровые сооружения были разделены на три части: притвор, или нартекс; корабли, или нефы; алтарь — как предписывала идеология христианства. При этом части храма символически уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам — или телу, душе и духу.
Восточная — алтарная — часть храма символизировала рай и была посвящена Христу. Западная — ад и предназначалась сценам Страшного Суда. Северная олицетворяла смерть, мрак и зло. А южная была отдана Новому Завету.
Романские капители собора монастыря Сан-Доминго в Силосе, Бургос. Конец XI в.
Символика храма разрабатывалась на основе Священного Писания. В повествовании было сказано, что Христос есть «путь, истина и жизнь». По этой причине проход верующего от западного портала — входа в храм — к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю.
Интересно, что в романских соборах вход, или портал, устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. Впрочем, заходя в христианский храм, каждый мог быть уверен, что в какую бы сторону он ни шел, он непременно придет к свету и Богу.
Таким образом, самыми важными пунктами на символическом пути верующего в храме становились начало пути — портал и цель этого пути — престол. Форма средневекового портала уже сама по себе символична. Квадрат двери, перекрытый полукруглым тимпаном, похожим на арку, символизировал землю, перекрытую небом. Арка напоминала радугу, а по средневековым понятиям радуга — мост между землей и небом.
Входной портал символизировал силу и могущество, переход из мирской жизни в священную. Круглое окно на фасаде над порталом, которое назвали розой, появилось уже в романское время и часто символизировало солнце, Христа или Деву Марию, про которую говорилось, что она — «роза без шипов».
Романская архитектура сыграла очень важную роль в развитии западноевропейского искусства. Этот стиль, живший сравнительно короткое время, подготовил переход к следующей, более высокой ступени средневековой художественной культуры — к искусству готики.
Поделиться ссылкой
Топ-10 знаменитых романских зданий
Романская архитектура — архитектурный стиль, возникший в период раннего Средневековья и преобладавший на протяжении нескольких столетий по всей Европе.
Остается неясным, когда возник этот стиль, поскольку оценки варьируются где-то между 6-м и 12-м веками. Затем он был заменен готической архитектурой .
Основными характеристиками романских построек являются толстые стены, прочные колонны, массивные башни, цилиндрические своды и полукруглые окна. Стиль включал в себя элементы обоих Византийская и древнеримская архитектура.
Общая планировка зданий обычно упрощена по сравнению с готическими зданиями и часто симметрична.
Многочисленные замков в Англии были построены после нормандского завоевания, поэтому этот стиль там называют нормандской архитектурой. Другие романские сооружения, которые были построены, включают аббатства и церкви .
В этой статье мы более подробно рассмотрим некоторые из самые известные романские постройки прочные постройки, которые можно найти в разных частях Европы.
1. Пизанская башня и Пизанский собор
Пизанская башня — это всемирно известная колокольня Пизанского собора. Наряду с Пизанским баптистерием они составляют центральную часть Соборной площади Пизы или «Пьяцца дель Дуомо». Строительство знаменитой башни началось в 1173 году, но многочисленные проблемы на этом пути привели к тому, что оно не было завершено до 1372 года.0005
Пизанский собор — один из самых выдающихся образцов романской архитектуры в Европе. Он был построен между 1063 и 1092 годами в стиле, который сейчас называют «пизанским романским». Баптистерий Пизы, расположенный неподалеку, сочетает в себе элементы пизанской романской и готической архитектуры.
Вид с воздуха на площадь Пьяцца дель Дуомо в Пизе / Арне Мюзелер / Wiki Commons2. Флорентийский баптистерий
Флорентийский баптистерий является одним из старейших зданий во Флоренции , великолепная столица итальянского региона Тоскана. Он был построен между 1059 и 1128 годами, что означает, что первый камень был заложен почти 1000 лет назад. Он стоит к западу от столь же удивительного Флорентийского собора, который, в свою очередь, сопровождается колокольней Джотто.
Баптистерий был спроектирован в так называемом флорентийско-романском архитектурном стиле, который преобладал в средневековой Флоренции и ее окрестностях. Здание всемирно известно благодаря бронзовым дверям, спроектированным Лоренцо Гиберти (1378-1455). Мастер эпохи Возрождения Микеланджело (1475-1564) однажды назвал их «Вратами Рая».
Флорентийский баптистерий / Lucarelli / Wiki Commons3. Даремский собор
Даремский собор — один из самых выдающихся образцов норманнской архитектуры в Англии. Он официально известен как «Соборная церковь Христа, Пресвятой Богородицы и Святого Катберта Даремского» и имеет типичные крепкие башни, которые определяют романскую архитектуру. Замок Дарем расположен к северу от собора.
Строительство собора началось в 1093 году, и хотя большая часть сооружения была завершена в 1133 году, в последующие века до 1490 года было сделано несколько дополнений. Это массивное сооружение длиной 143 метра (469 футов). Центральная башня, самая высокая из трех массивных квадратных башен собора, достигает высоты 66 метров (218 футов).
Даремский собор / Jungpioneer / Wiki Commons4. Базилика Святого Амвросия
Базилика Сант-Амброджо является одним из самых очаровательных зданий в Милане . Он расположен к западу от исторического центра города (это Миланский собор и площадь Пьяцца дель Дуомо) и имеет историю, восходящую к римским временам в 4 веке. Первая церковь здесь была построена между 379 и 386 годами святым Амвросием, тогдашним епископом Милана.
Старинная церковь в Милане несколько раз перестраивалась в последующие века и была полностью перестроена в романском стиле в 12 веке. Самая маленькая башня датируется 9 в.го века, а самый высокий из них был завершен вместе с остальной частью здания в начале 12 века.
Basilica di Sant’Ambrogio / Wiki Commons5. Аббатство Клюни
Аббатство Клюни — бывший бенедиктинский монастырь, расположенный в маленьком городке Клюни к северу от французского города Лион. Нынешняя романская постройка является третьим зданием в этом месте. Одна из ее предшественниц была самой большой церковью в мире до постройки Собора Святого Петра в Риме .
К сожалению, большая часть здания была разрушена во время Французской революции 1790 года . Башня и примыкающее к ней здание — единственные остатки романского здания, построенного здесь в 12 веке.
Cluny Abbey / Michael Osmenda / Wiki Commons6. Шпейерский собор
Шпейерский собор — это общее название церкви под названием «Императорский собор Успения и Святого Стефана». Он расположен в немецком городе Шпейер, недалеко от западного берега реки Рейн на западе страны. Он является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1981.
Строительство собора было начато в 1030 году и завершено в 1103 году. Он считается одним из самых влиятельных зданий в романской архитектуре. Здесь были похоронены несколько королей и императоров, и после разрушения аббатства Клюни он стал самой большой романской церковью в мире.
Собор Шпейера / Wiki Commons7. Аббатство Санто-Доминго-де-Силос
Аббатство Санто-Доминго-де-Силос — бенедиктинский монастырь, расположенный в маленьком городке Санто-Доминго-де-Силос. Этот город расположен между крупными городами Мадрид и Бильбао на севере Испании. Первый монастырь в этом месте восходит к 7 веку в период вестготов.
Самой удивительной особенностью этого здания является двухэтажный монастырь с рядами колонн с резьбой. Эти рельефные панели и резьба изображают различные сцены и считаются одними из самых удивительных романских произведений искусства в мире.
Аббатство Санто-Доминго-де-Силос / Рафаэль Телло / Wiki Commons8. Базилика Сен-Сернен
Базилика Сен-Сернен — еще одна средневековая церковь, история которой восходит к 4 веку. Эта оригинальная церковь была построена на месте захоронения святого Сернина, первого епископа Тулузы в 3 веке.
Большинство частей романского здания, которое мы видим сегодня, были построены между 1080 и 1120 годами, но позже были сделаны некоторые дополнения. Помимо замечательного романского дизайна церкви, базилика также известна обильным количеством романских скульптур, украшающих ее интерьер.
Базилика Сен-Сернин / MMensler / Wiki Commons9. Аббатство Марии Лаах
Аббатство Марии Лаах можно смело назвать одним из самых характерных образцов романской архитектуры в Европе. Это бенедиктинское аббатство расположено недалеко от юго-западной оконечности Лаахер-Зее или «озера Лаах» недалеко от города Андернах в западной части Германии.
Здание с крепкими башнями, обычно встречающимися в романских постройках, было построено в 11-м и 12-м веках. Первоначально оно было известно как Abtei Laach, но в 1862 году иезуиты переименовали его в Abtei Maria Laach.
Аббатство Марии Лаах / Goldi64 / Wiki CommonsКлимента Таулльского — римско-католическая церковь в маленьком городке Таулл. Этот город расположен в регионе Каталония в Испании, в крайней северо-восточной части страны. Он является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Каталонские романские церкви Валь-де-Бой».
Эта конкретная церковь является не только воплощением романской архитектуры, но и лучше всего сохранившейся из всех церквей в регионе. Примечательно и то, что точно неизвестно, когда была построена церковь, хотя известно, что она была освящена в 1123 году. Шестиэтажная колокольня возвышается над великолепным пейзажем, а интерьер церкви украшен произведениями романского искусства.
Церковь Св. Климента Таулльского / Nur.ra / Wiki CommonsРоманская архитектура: три великие церкви
Примерно к 1000 году европейская культура окончательно расцвела, и по всему континенту были построены величественные романские церкви с лучшими произведениями искусства того времени. Прекрасные примеры есть во Флоренции, Пизе и Дареме (где этот стиль назывался нормандским).
Полный сценарий видео
[19, Провен, Франция] По мере приближения 1000 года зарождалась та Европа, которую мы знаем. Кочующие племена оседали, начиная определять нации, которые мы узнали. Франки становились Францией, а англы становились страной англов или Англией.
[20] Европейцы объединялись вокруг христианской веры. Люди больше путешествовали и торговали, строились дороги и мосты. Трудолюбивые бизнесмены вкладывали средства в мельницы, используя энергию ветра и воды. Деревни с соломенными хижинами из глины и глины превратились в грозные города, укрепленные за защитными стенами с прекрасными каменными зданиями.
[21, Базилика Сан-Исидоро, 11 век, Леон, северная Испания] Весь этот прогресс отразился в искусстве и архитектуре того времени. Теперь, когда господствовало христианство, самыми величественными сооружениями в городе были церкви, и они были украшены лучшими произведениями искусства… выполненными в первом художественном стиле, который ощущался гордо европейским: в романском стиле.
[22, романский период, ок. 1000–1150] Его называли «римским», потому что он пытался передать величие Древнего Рима. В церквях были круглые арки в римском стиле, колонны в римском стиле и часто даже древние колонны, извлеченные из римских руин и переработанные.
[23, Базилика Эмилия, второй век до н.э., Римский Форум, Рим] Церковные архитекторы приняли план этажа дохристианской базилики — как сохранившийся след этого древнеримского суда или «базилики». Это было прямоугольное пространство с боковыми проходами и центральным нефом, ограниченным рядами колонн, ведущих к алтарю. При добавлении трансептов основание здания приобретает форму креста.
[24, собор Чефалу, 12 век, Сицилия] Романские церкви имели одинаковые основные черты по всей Европе. Они были крепкими, с толстыми стенами, приземистыми башнями и маленькими окнами. Стояли крепко. Многие даже пришли с зубцами, как бы крепостями божьими.
[25, Аббатство Фонтенэ, XII век, Бургундия, Франция] Эта романская церковь во Франции, построенная особо строгим монашеским орденом, проста, с простым фасадом и неукрашенными колоннами — ничто не отвлекает от молитвы. Одинокая статуя напоминает о том, что церковь была посвящена Марии. Эфирный свет все еще омывает интерьер.
[26, аббатство Сан-Миниато-аль-Монте, 11–13 века, Флоренция, Италия] Эта церковь во Флоренции добавляет еще одну романскую особенность, распространенную в Италии: искусно обработанный мрамор с идеальной геометрической симметрией, символизирующий совершенство Бога. Орел наверху с мешками шерсти в когтях напоминает прихожанам, которые заплатили за все это: гильдию шерсти. Войдя внутрь, вы попадаете в изысканное святое место… с его «мраморным ковром» на полу и красочно раскрашенным деревянным потолком. Утверждая власть Церкви над светским обществом, золотая мозаика изображает земного царя, предлагающего свою ничтожную корону всемогущему царю на Небесах.
[27, Даремский собор, конец 11 – начало 12 века, Англия] А в Англии вот уже почти тысячу лет паломники устремляют свой взор на это романское чудо: Даремский собор. Возвышаясь подобно могучей крепости, церковь является классическим образцом английской версии романского стиля под названием «нормандский». Названный в честь норманнов, которые вторглись в Англию в 1066 году из Франции, принеся с собой этот доминирующий европейский стиль, этот стиль отличается круглыми арками, зигзагообразными украшениями и высокими колокольнями.