Романский стиль архитектура: Романский стиль. Большая российская энциклопедия

Романская архитектура — замки, монастыри и храмы

Начало 10 в. застало Европу в состоянии глубокого кризиса. Королевская власть (наследников Карла Великого) оказалась бессильной, активно шло феодальное дробление земель, завершалось оформление феодальных поземельных отношений — всё это свидетельствовало о становлении феодального строя. Архитектура откликнулась на происходящие изменения формированием первого общеевропейского стиля — «романского».
Романский стиль развивался под сильным воздействием римских традиций, выделялся суровостью, крепостным характером, использованием массивных тяжёлых форм. Архитектура стала основой всего романского искусства. В аграрной феодальной Европе основными типами сооружений стали рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм. 

Феодальный замок. Возникновение укреплённого жилища феодала было порождением феодальной эпохи. Деревянные цитадели уже в 9 в. стали сменяться каменными донжонами. Донжон — это высокая прямоугольная каменная башня, служившая сеньору и домом и крепостью.

Возводили донжоны, а позже и комплексы замков, на высоком холме или у мыса реки, окружали палисадом и рвом с водой, через который перекидывался подъёмный мост. Из оборонительного сооружения замок вскоре превратился в средство военной экспансии. Этому способствовали крестовые походы. Ведущую роль в замках стали играть башни, соединённые стенами и сгруппированные на наиболее уязвимых участках, что позволяло вести оборону даже немногочисленному гарнизону. Квадратные башни постепенно сменились круглыми, которые обеспечивали лучший радиус обстрела. В состав замка были включены хозяйственные сооружения, водопровод и цистерны для сбора воды. Образ оборонительной крепости наложил неизгладимый отпечаток на всю архитектуру того времени. 

замок Алькасар

Монастыри. Господствующим типом культового здания была монастырская церковь. Церковь была главным идеологическим центром, а культурным центром, с умело налаженным хозяйством и располагавшим необходимыми средствами для строительства, был монастырь — феодальный владелец огромной земельной собственности.

Монастыри были центрами образования и культуры, вокруг их группировались каменщики, живописцы, скульпторы, плотники и другие ремесленники, которые по преимуществу были светскими людьми.
Голод и нищета, усиление феодального гнёта и надежда на свершение чуда заставляли людей этого времени поклоняться «святым местам» и отправляться в далёкий путь искать спасения у прославленных святилищ. С 11 в. паломничество приобрело особое значение в жизни феодальной Европы ив 12 в. достигло небывалого размаха. Монастыри отыгрывали важную роль в паломническом движении, будучи промежуточными звеньями или конечной целью длинного пути. 

Аббатство Мария Лаах

Храм. В 1054 г. произошло разделение христианства и перед западноевропейскими архитекторами встали 2 проблемы: привести планировку храма в соответствие с уже оформившимся католическим культом и решить проблему каменного перекрытия.
Господствующим на Западе был вытянутый в плане базиликальный тип храма. В его основе лежала идея пути, как намёк на «крёстный путь», путь страданий и искупления — основной идеи католичества. Облик романской церкви возникает как итог сложения и сопоставления простых, геометрически чётких и легко обозримых объёмов. Размещение отдельных ячеек помещений подчёркивало иерархичность внутренней структуры. Ритм столбов, направляющих движение от входа к алтарю, резко прерывался трансептом — т.о. отделяя земную сферу от небесной, мирян от священников.

Развитие культа святых мощей потребовало увеличения размеров крипты, размещённой под алтарём (крипта — усыпальница под храмом, место почётных захоронений). Чтобы открыть доступ в крипту, хор в алтарной части нередко поднимали над общим уровнем пола. Культ реликвий повлёк за собой появление большого количества дополнительных капелл и алтарей, что потребовало увеличения восточной части храма в целом. Хор удлинился, трансепт отодвинулся к западу и его рукава стали шире — план храма получил форму латинского креста.
Усложнение плана повлекло за собой необходимость строгого соотношения отдельных частей и объёмов здания. А этого невозможно было добиться без решения конструктивной задачи перекрытия храма. Деревянные перекрытия храмов не могли эффективно выполнять своего назначения, т.к. часто горели во время пожаров. Каменные перекрытия также требовались и в связи с расширением монастырских храмов вследствие увеличения количества населения. Имели значение и акустические особенности постройки. При этом перекрытие должно было объединять в единое целое всё здание, состоящее из различных частей. Купола мало соответствовали продольному типу храма. В наибольшей степени духу романской архитектуры соответствовали цилиндрические и крестовые своды.
Распор цилиндрического свода равномерно распределяется по всей длине несущих стен, но затрудняет создание в них больших проёмов. Интерьер храма с цилиндрическим сводом отличался сумрачностью и давил грузностью своих конструкций. В отличие от цилиндрического, крестовый свод в большей степени позволял выделить силовые линии и ощутить конструктивную логику.
При его применении распор концентрировался в строго определённых точках — в концах рёбер свода, в его пятах. Именно эти участки стены и следовало усилить в первую очередь, что и подчеркивалось утолщением стены в виде лопатки или выступа. А промежуток между опорами можно было смелее отдавать проёму.
Применение крестовых сводов вызвало необходимость во взаимной уравновешенности нагрузок и постепенном снятии распора. Для этого применяли различные типы сводов в различных сочетаниях. Эти поиски завершились созданием «романской связной системы» — одного из наиболее значительных достижений средневековой архитектуры.
Сущность «романской связной системы» заключалась в том, что боковой распор крестовых сводов среднего нефа воспринимали крестовые своды боковых, при этом одной большой квадратной ячейке центрального нефа соответствовали по две малых в боковых. Т.о. распределение нагрузок вызывало необходимость чередовать более мощные и менее массивные опоры.
Использование сводов свело воедино ритмическую структуру романского храма, пронизало её общим лейтмотивом полуциркульной арки, которая завершала входной портал, повторялась в аркадах нефов, сводов, оконных проёмов и др.
Однако, романские строители не смогли облегчить тяжеловесные конструкции, поэтому романская архитектура отличается тяжёлыми и массивными формами, некоторой приземистостью и замкнутостью, маленькими окнами. 

церковь Нотр Дам ля Гранд

Важной особенностью романского периода было появление монументального скульптурного декора. Преобладающим видом романской скульптуры был рельеф, находящийся посередине между живописью (целиком размещённой на плоскости) и пространственной скульптурой. Это позволяло ему наилучшим образом решать задачи романского искусства — быть достаточно осязаемым и материальным (как скульптура), но с другой стороны, как изображение на плоскости, он допускал некоторую упрощённость, отражая нематериальность священного образа.

Романское искусство | История архитектуры

Глава «Романское искусство». Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга I. Европа. Авторы: А.А. Губер, Ю.Д. Колпинский; под общей редакцией Ю.Д. Колпинского (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1960)


Термин «романский стиль», применяемый к искусству 11-12 вв., отражает объективно существовавший этап в истории средневекового искусства Западной и Центральной Европы. Однако сам термин условен — он появился в начале 19 в., когда возникла необходимость внести некоторые уточнения в историю средневекового искусства. До того оно целиком обозначалось словом «готика».

Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином «романские языки», введенным тогда же в языкознание). 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в. — как время «зрелого» романского искусства. Однако, хронологические рамки господства романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают.

Так, на северо-востоке Франции последняя треть 12 в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части 13 в.

Ведущим видом романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими — монахи. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов — одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.

Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины. Камни отесывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две совершенно одинаковые детали, например капители. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу. Отесанный камень укладывался на место на растворе, умение пользоваться которым возрастало с течением времени.

Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (по-французски — cloitre, по-немецки — Kreuzgang, по-английски — cloister). Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям.

Следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, относительная замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных, традиций определили большое разнообразие романских архитектурных школ.

В романских церквах четко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Но этот коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчеркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества, их разное место в иерархической структуре феодального общества. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний. Более совершенная техника обработки камня, ясное понимание архитектурного целого, продуманная система пропорций, осознание художественных возможностей, заложенных в строительной конструкции, — все это отличало романское зодчество от сооружений предшествовавшего периода. В романской архитектуре, вопреки ложным религиозным иллюзиям, наглядно воплотились и суровая сила духовного мира людей того времени и представление о мощи человеческого труда, борющегося с природой.

При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как последний был и шире и выше боковых. Различные школы романской архитектуры решали эту проблему по-разному. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Кровля на стропилах была относительно легкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен; это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманской школе во Франции.

Однако преимущества деревянных перекрытий не остановили зодчих в поисках других решений. Для романского стиля характерны перекрытия главного нефа массивным сводом из клинчатых камней. Такое нововведение создавало новые художественные возможности.

Раньше всего появился, видимо, цилиндрический свод, иногда с подпружными арками в главном нефе. Распор его снимался не только массивными стенами, но и крестовыми сводами в боковых нефах. Так как у зодчих раннего периода не было опыта и уверенности в своих силах, то средний неф строили узким, относительно невысоким; не решались также ослабить стены широкими оконными проемами. Поэтому ранние романские церкви внутри темны.

С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появлялся ярус окон. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.

Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках — так называемого трифория. Наконец, окна образуют верхний ярус. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь,- редко расположенными арками высоких окон.

Часто второй ярус образуется не трифорием, а арками так называемых эмпор, т. е. открывающейся в главный неф галереи, размещенной над сводами боковых нефов. Свет в эмпоры поступал или из центрального нефа, или, чаще, из окон в наружных стенах бокового нефа, к которым и примыкали эмпоры.

Зрительное впечатление от внутреннего пространства романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями между шириною главного и боковых нефов. В некоторых случаях зодчие стремились вызвать преувеличенное представление о масштабах интерьера путем искусственного перспективного сокращения: уменьшали ширину арочных пролетов по мере их удаления к восточной части церкви (например, в церкви Сен Трофим в Арле). Иногда арки уменьшались и по высоте.

Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. В то же время всегда можно подметить усилия зодчих возможно более правдиво выразить во внешнем облике внутреннюю структуру церкви; снаружи обычно отчетливо различаются не только разная высота главного и боковых нефов, но и деление пространства на отдельные ячейки. Так, столбам-устоям, членящим интерьер нефов, соответствуют контрфорсы, приставленные к наружным стенам. Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их незыблемой устойчивости составляют главное художественное достоинство романского зодчества.

В 11-12 столетиях одновременно с архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живопись и возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного его забвения. Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела.

Однако как в живописи, так и в скульптуре наряду с подчеркнуто плоскостным декоративным восприятием фигуры широкое распространение получали изображения, в которых мастера передавали материальную весомость и объемность человеческого тела, правда, в схематичных и условных формах. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Фигуры, помещенные в середине тимпана, крупнее находящихся по углам; статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлиненные. Такое приспособление пропорций тела, способствуя большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи, вместе с тем ограничивало образные возможности искусства. Поэтому в сюжетах повествовательного характера рассказ ограничивался лишь самым существенным. Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часто носит символический характер. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно.

Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Эти характернейшие черты романского изобразительного искусства часто приводили к утрировке жеста. Но в рамках средневековой условности искусства неожиданно появлялись и верно схваченные живые детали — своеобразный поворот фигуры, характерный тип лица, иногда бытовой мотив. Во второстепенных частях композиции, где требования иконографии не сковывали инициативу художника, таких наивно реалистических деталей довольно много. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. В основном в искусстве романского периода господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному. Она проявляется и в выборе сюжетов, например в распространенности сцен, заимствованных из цикла трагических видений Апокалипсиса. В области монументальной живописи фреска преобладала всюду, за исключением Италии, где сохранялись и традиции мозаичного искусства. Широко распространена была книжная миниатюра, отличавшаяся высокими декоративными качествами. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. Основным материалом скульптуры был камень, в Центральной Европе — преимущественно местный песчаник, в Италии и некоторых других южных областях — мрамор. Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Произведения из дерева, стука и камня, не исключая монументальной скульптуры на фасадах церквей, обычно раскрашивались. О характере раскраски судить довольно трудно вследствие скудости источников и почти полного исчезновения первоначальной раскраски сохранившихся памятников. Некоторое представление о впечатлении, производимом такой раскраской, дает скульптурная капитель из Иссуара, изображающая тайную вечерю.

В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Проводниками заимствованных форм служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых на все лады сочетаются человеческие формы с образами животного мира. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величавой торжественности архитектурного целого. Известное развитие получили и художественные ремесла, хотя их подлинный расцвет относится к готическому времени.

Романская монументальная скульптура, фресковая живопись и в особенности архитектура сыграли важную прогрессивную роль в развитии западноевропейского искусства, подготовили переход к более высокой ступени средневековой художественной культуры — к искусству готики. Вместе с тем суровая экспрессия и простая, монументальная выразительность романской архитектуры, своеобразие монументально-декоративного синтеза определяют и неповторимость вклада романского искусства в художественную культуру человечества.

Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма   Готическое искусство

70.800+ Романская архитектура Фото

Просмотр

  • Просмотр
  • Фото
  • Иллюстрация
  • Vektörler
  • Video
романская архитектура videosunu görüntüleyin

70.

886 романская архитектура stok fotoğraf ve görselini inceleyin veya daha fazla st хорошо фото ве görsel keşfetmek için йени бир арама başlatın.

Сирала:

En popüler

колокольня и церковь ул. Клемент Тахалл. испания — романская архитектура сток фото ve resimler

Колокольня и церковь Св. Климента Tahull. Испания

st james kilisesi, bawsey, norfolk kalıntıları bir norman kemer detay — романская архитектура stok fotograflar ve resimler

St James kilisesi, Bawsey, Norfolk kalıntıları bir norman kemer…

chapelle Saint blaise, Les Baux de Pronce, Fransa’da eski bir kilise — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

Chapelle Saint Blaise, Les Baux de Provence, Fransa’da eski bir…

romanesk mimari, gül penceresi, kemerler, kalıplar — романская архитектура иллюстрации Романская цветная капуста

val d’aran’daki romanesk kilise — романская архитектура stok fotograflar ve resimler

Val d’Aran’daki Romanesk kilise

романский портал церкви moarves de ojeda — романская архитектура stok fotograflar ve resimler

Романский портал церкви Моарвес-де-Охеда

Базилика Пекары-Сленские в Польше — романская архитектура

Базилика Пекары-Слаские в Польше

Собор Торо в провинции Самора, Испания. Коллегиата де Санта-Мария-ла-Майор. — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

Собор Торо в провинции Самора, Испания. Коллегиата де…

средневековое окно из твердых пород — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

Средневековое окно из твердых пород

Аббатство с цветущим лавандовым полем в сумерках — романская архитектура

Аббатство с цветущим лавандовым полем в сумерках que Architecture stok fotoğraflar ve resimler

Chiesa di San Michele in Foro Римско-католическая церковь Святого Михаила…

романская архитектура коллекция элементов стиля здания — старинные гравированные иллюстрации — романская архитектура иллюстрации

Коллекция элементов стиля романской архитектуры -…

Нью-Йорк Девлет Капитолий, Олбани, штат Нью-Йорк, Абд — романская архитектура stok fotograflar ve resimler

Нью-Йорк Девлет Капитолий, Олбани, Нью-Йорк, ABD

горная церковь в Пиренеях — романская архитектура сток фото resimler

Горная церковь в Пиренеях

i̇sveç’in güneyindeki lund’un merkezindeki katedral, skane — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

İsveç’in güneyindeki Lund’un merkezindeki Katedral, Skane

Собор Ла Сеу Велья — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

Собор Ла Сеу Велья

fransız pireneleri’ndeki abbaye Saint Martin de Canigou’nun kuş bakışı görünümü — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

Fransız Pireneleri’ndeki Abbaye Saint Martin de Canigou’nun kuş. ..

классический фон колонн. римско-коринфская колонна. иллюстрация на фоне старой бумаги — романская архитектура стоковые иллюстрации

Классический фон колонн. Римско-коринфская колонна….

Старый город Мольфетта: гавань и старый собор. Италия (апулия). — Романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

Старый город Мольфетта: гавань и Старый собор. ИТАЛИЯ (Апулия)

Санта-Мария-дель-Наранко-Килисези — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

Санта-Мария-дель-Наранко Килисези

arles-arenes d ‘ arles antik roma arenası — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

arles-arenes d’ arles antik roma арены

duero nehri ile gün batımında zamora katedrali yatay görünümü — романская архитектура stok fo toğraflar ve resimler

Duero Nehri ile gün batımında Zamora Katedrali yatay görünümü

Аббатство Клуни, средневековый монастырь — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

Аббатство Клуни, средневековый монастырь

Рим, Италия — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

Roma, İtalya

lucca, italy — chiesa di san michele, тоскана живописный фон — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

Лукка, Италия — Chiesa di San Michele, тоскана живописный фон

красивый центральный неф внутри собора ди Сан-Лоренцо в самом сердце средневекового города Витербо — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

Красивый центральный неф собора Сан-Лоренцо. ..

Санто-Торибио-де-Лиебана-Манастиры — романская архитектура Фото и фотографии

Санто-Торибио-де-Лиебана-Манастири

Сантьяго-де-Компостела Катедрали. — романская архитектура фото и изображения

Сантьяго-де-Компостела Катедрали.

план колонны — романская архитектура стоковые иллюстрации0016 Древняя базилика Святого Доната на Римском форуме в Задаре

Аббатство Фонтеней Юнеско дюня Мираси сайт, Бургундия, Франция — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

Аббатство Фонтеней ЮНЕСКО Дюнья Мираси, Бургундия, Франция

Аквилея базилика — Романская архитектура stok fotograflar ve resimler

Aquileia Basilica

puente romano de cangas de onís o puentón, cangas de onís, asturias, españa — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

Puente romano de Cangas de Cangas de Onís o puentón, Кангас-де-Онис,…

roma kilisesi sant miquel d’engolasters escaldes-engordany андорра — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

roma kilisesi sant miquel d’engolasters escaldes-engordany. ..

исторический город оксер с рекой йонн, бургундия, франция — роман

Исторический город Осер с рекой Йонна, Бургундия, Франция0003 yeşil romanesco karnabahar — романская архитектура сток фото и описание

yeşil Romanesco karnabahar

церковные апсиды, крыша и колокольня, рибейра сакра, галисия, испания. — романская архитектура сток фото и фото

Церковные апсиды, крыша и колокольня, Рибейра Сакра, Галисия, Испания.

красочный город Грас — романская архитектура стоковые фотографии и изображения

красочный город Грас

Роман брокколи, изолированные на черном фоне. цветная капуста романеско. вид спереди — романская архитектура stok fotograflar ve resimler

Брокколи ромэн, изолированные на черном фоне. Романеско…

столбы — романская архитектура стоковые иллюстрации

столбы

quedlinburg’daki st. peter bazilikası’ndaki mahzen — романская архитектура стоковые иллюстрации

Quedlinburg’daki St. Peter bazilikası’ndaki mahzen

аквилея, базилика санта мария ассунта — интерьер римской церкви — романская архитектура сток фото и рисунок

Аквилея, базилика Санта Мария Ассунта — Интерьер римской церкви

viterbo şehir merkezindeki Saint Lawrence katedralin tepesinin müstehcen manzarası — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

Viterbo şehir merkezindeki Saint Lawrence Katedralinin. ..

vall de boí — романская архитектура сток фото и модернизация görkemli çok dekore edilmiş ve altın iç — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

Lyon Fransız şehrinde Kibirli Notre Dame de Fourviere Bazilikasın

andorran pireneleri sant joan de caselles kilisesi görkemli gör ünümü — романская архитектура stok fotograflar ve resimler

Andorran Pireneleri Sant Joan de Caselles Kilisesi görkemli görünü

san martiño de mondoñedo romanesk kilisesi, lugo eyaleti, galicia, i̇spanya. — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler

Сан-мартиньо-де-Мондоньедо Романеск Килисези, Луго Эялети, Галисия,

иллюстрация фасада римского храма — романская архитектура иллюстрации

иллюстрация фасада римского храма

очаровательные пейзажи кантабрии — романская архитектура сток фото Графлар и ресимлер

Очаровательные пейзажи Кантабрии

собор св. Мария и Маркус и монастырский сад, аббатство Райхенау — романская архитектура сток фото и фото

Собор св. Марии и Маркуса и монастырский сад, Райхенау…

Христос Пантократор — романская архитектура сток фото и описание

Христос Пантократор

французский ‘nın arles katedralinin manastırını ziyaret eden turist kadın, — романская архитектура stok fotograflar ve resimler

Fransa’nın Arles katedralinin manastırını ziyaret eden turist kadı

valencia katedralinde almoina kapı detay — романская архитектура stok fotograflar ve resimler

valencia katedralinde almoina kapı detay

колонный, арочный, готический зал. — романская архитектура stok fotograflar ve resimler

Колонный, арочный, готический зал.

Романеско цветная капуста крестоцветные сырые овощи крупным планом, изолированные на белом — романская архитектура сток фото и изображения

Романеско цветная капуста крестоцветные сырые овощи крупным планом, изолированные на…

каменная лестница и двор. — романская архитектура stok fotograflar ve resimler

Каменная лестница и двор.

городской пейзаж кохем и нехир мозель, альмания — романская архитектура фото и фотографии

городской пейзаж кохем и нехир мозель, альмания

собор сантьяго-де-компостела, галисия, испания. площадь Обрадейро в сантьяго-де-компостела, конечная точка древних паломнических маршрутов, Камино-де-Сантьяго или путь св. Джеймс — романская архитектура сток фото и описание

Собор Сантьяго-де-Компостела, Галисия, Испания. Обрадейро…

/100

Ирландский романский стиль – введение

Этот пост познакомит вас с одним из самых захватывающих аспектов нашего архитектурного наследия – строительным стилем, известным как романский стиль, который стал доминирующей формой в Ирландии в 12 веке. Характеризуемый яркими дверными проемами и сложной резьбой, он заменил более раннюю и гораздо более простую форму местного ирландского церковного здания, от которой осталось мало неизмененных следов.

Ранняя церковь в Лиатморе, графство Типперэри. Обратите внимание на квадратный дверной проем с простой перемычкой наверху. Выступы боковин за фронтоны, известные как antae,  являются чертой, общей для многих ранних церквей

Большинство церквей в эпоху раннего христианства (или раннего средневековья) в Ирландии, вероятно, были построены из дерева, хотя некоторые ранние каменные образцы сохранились, например, та, о которой Роберт писал в своем посте Молага пчел . Отличительной чертой этих церквей была их относительная простота – одно прямоугольное пространство, часто совсем небольшое, с перемычкой портала, одним или двумя маленькими окнами, выступающими антами и навершиями на фронтонах.

Леаба Молага, или Кровать Молага — обратите внимание на антаэ и небольшой дверной проем с перемычкой. Рисунок реконструкции на главной фотографии выше основан на этом здании

Помимо кровати Молаги, мы видели несколько таких ранних церквей во время наших путешествий — в прошлом году в Оутмаме, когда мы провели день со Сьюзан Байрон (см. Беррен Сьюзен) в Клэр, и ранее в этом году, когда мы остановились на M8, чтобы посетить церкви в Лиатморе. На этой неделе мы видели еще двоих, одного в Ардферте и другого в Килмалкедаре, оба в Керри. (Роберт также пишет о Килмалкедаре на этой неделе, хотя концентрируется на других аспектах). Однако в каждом случае родная форма была изменена под влиянием романского стиля.

Обе фотографии были сделаны в Oughtmama в Co Clare. В первом простой дверной проем с перемычкой ведет в большой неф, который позже был изменен с добавлением алтаря, доступ к которому осуществляется через романскую арку. Во втором, небольшой дверной проем, хотя и не больше, чем в первом примере, выполнен в романском арочном стиле,

Романский был панъевропейским архитектурным стилем 11 века. Это было больше, чем просто метод строительства, это было идеологическое движение. После периода, известного как Темные века в Европе, возрождение науки и искусства в 11 веке восходит к идее античной христианской культуры со всеми строительными и инженерными навыками римлян. Как и в любую эпоху, элита хотела ассоциировать себя с этим, и романская архитектура приобрела популярность благодаря великим зданиям, таким как соборы и замки.

Большая романская церковь Сант-Амброджо в Милане. Романский период его строительства относится к 12 веку — примерно в то же время, когда строилась часовня Кормака в Кашеле, которая обычно считается кульминацией ирландской романской архитектуры. Подробнее о часовне Кормака в следующем посте

Это был период, когда люди, особенно духовенство, со всей Европы путешествовали в великие места паломничества, такие как Компостела или Рим, и это помогало распространять идеи в христианском мире. В Европе романский стиль прочно утвердился к середине 1000-х годов и процветал, пока не был постепенно заменен готическим, начиная с середины 12 века. Чтобы добраться до Ирландии, потребовалось больше времени, и он не стал доминирующим стилем церковного строительства до 12 века.

Это один из двух романских памятников в Ардферте. Через алтарную арку смотрим в неф. Обратите внимание на лепные украшения, которые когда-то были антами, а также небольшой арочный западный дверной проем

В Ирландии простые прямоугольные каменные раннесредневековые церкви с их антами, входами с перемычками и завершенными фронтонами постепенно заменялись или модифицировались, начиная с середины 1000-х годов. Романские церкви становятся нефами и алтарями, а не одним прямоугольным помещением. Алтарь отделен от нефа округлой аркой, а окна имеют такие же арочные вершины и глубоко расширены внутрь, часто асимметрично.

Церковь Килмалкедар в Керри. В то время как antae остались, портал теперь выполнен в полном романском стиле  с аркой, парой отступающих ‘орденов’, резьбой по шеврону и резной головой

Дверной проем находится в западной стене (на противоположной стороне от алтаря и алтаря) и теперь имеет арочную форму, а не перемычку. Стены нефа могут иметь глухие аркады. Есть явные доказательства того, что они были нарисованы — несколько рудиментов сохранились в Ирландии.

В Килмалкедаре флероны по-прежнему возвышаются над фронтонами. Хорошо видна каменная крыша или, по крайней мере, то, что от нее осталось

Крыша иногда бывает каменной и может содержать помещения чердачного типа.

Два примера романских арочных окон. Первый (из Килмалкедара) увенчан простой аркой, высеченной из одного камня. Во втором примере арка более сложная. Он построен из voussoirs – точно ограненных камней клиновидной формы, которые красиво вырезаны геометрическими и лиственными формами

Но настоящая слава романского строительного стиля и то, что делает его таким привлекательным для посетителей, — это резьба — черта, которая, как ни странно, отсутствовала в раннесредневековых церковных формах, предшествовавших романскому стилю. (Я говорю «любопытно», потому что другие формы резьбы по камню, такие как наши замечательные высокие кресты, хорошо известны из дороманского контекста в Ирландии, а также декоративные изделия из металла и рукописи.) Дверные проемы, арки алтаря и оконные рамы часто вырезаны с различными цветочными и геометрическими мотивами (особенно шевронами), а головы людей и животных встречаются вокруг дверных проемов и арок, а иногда и снаружи.

Арка алтаря и слепая аркада в Килмалкедаре

Этот пост представляет собой введение в ирландский романский стиль, предназначенное для того, чтобы охватить основы формы и познакомить вас с терминологией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *