Романская архитектура — замки, монастыри и храмы
Начало 10 в. застало Европу в состоянии глубокого кризиса. Королевская власть (наследников Карла Великого) оказалась бессильной, активно шло феодальное дробление земель, завершалось оформление феодальных поземельных отношений — всё это свидетельствовало о становлении феодального строя. Архитектура откликнулась на происходящие изменения формированием первого общеевропейского стиля — «романского».Романский стиль развивался под сильным воздействием римских традиций, выделялся суровостью, крепостным характером, использованием массивных тяжёлых форм. Архитектура стала основой всего романского искусства. В аграрной феодальной Европе основными типами сооружений стали рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм.
Феодальный замок. Возникновение укреплённого жилища феодала было порождением феодальной эпохи. Деревянные цитадели уже в 9 в. стали сменяться каменными донжонами. Донжон — это высокая прямоугольная каменная башня, служившая сеньору и домом и крепостью.
| замок Алькасар |
Монастыри. Господствующим типом культового здания была монастырская церковь. Церковь была главным идеологическим центром, а культурным центром, с умело налаженным хозяйством и располагавшим необходимыми средствами для строительства, был монастырь — феодальный владелец огромной земельной собственности.:max_bytes(150000):strip_icc()/romanesque-pisa-821600-crop-58e30f073df78c516263043b.jpg)
Голод и нищета, усиление феодального гнёта и надежда на свершение чуда заставляли людей этого времени поклоняться «святым местам» и отправляться в далёкий путь искать спасения у прославленных святилищ. С 11 в. паломничество приобрело особое значение в жизни феодальной Европы ив 12 в. достигло небывалого размаха. Монастыри отыгрывали важную роль в паломническом движении, будучи промежуточными звеньями или конечной целью длинного пути.
| Аббатство Мария Лаах |
Храм. В 1054 г. произошло разделение христианства и перед западноевропейскими архитекторами встали 2 проблемы: привести планировку храма в соответствие с уже оформившимся католическим культом и решить проблему каменного перекрытия.
Господствующим на Западе был вытянутый в плане базиликальный тип храма. В его основе лежала идея пути, как намёк на «крёстный путь», путь страданий и искупления — основной идеи католичества. Облик романской церкви возникает как итог сложения и сопоставления простых, геометрически чётких и легко обозримых объёмов. Размещение отдельных ячеек помещений подчёркивало иерархичность внутренней структуры. Ритм столбов, направляющих движение от входа к алтарю, резко прерывался трансептом — т.о. отделяя земную сферу от небесной, мирян от священников.
Усложнение плана повлекло за собой необходимость строгого соотношения отдельных частей и объёмов здания. А этого невозможно было добиться без решения конструктивной задачи перекрытия храма. Деревянные перекрытия храмов не могли эффективно выполнять своего назначения, т.к. часто горели во время пожаров. Каменные перекрытия также требовались и в связи с расширением монастырских храмов вследствие увеличения количества населения. Имели значение и акустические особенности постройки. При этом перекрытие должно было объединять в единое целое всё здание, состоящее из различных частей. Купола мало соответствовали продольному типу храма. В наибольшей степени духу романской архитектуры соответствовали цилиндрические и крестовые своды.
При его применении распор концентрировался в строго определённых точках — в концах рёбер свода, в его пятах. Именно эти участки стены и следовало усилить в первую очередь, что и подчеркивалось утолщением стены в виде лопатки или выступа. А промежуток между опорами можно было смелее отдавать проёму. Применение крестовых сводов вызвало необходимость во взаимной уравновешенности нагрузок и постепенном снятии распора. Для этого применяли различные типы сводов в различных сочетаниях. Эти поиски завершились созданием «романской связной системы» — одного из наиболее значительных достижений средневековой архитектуры.
Сущность «романской связной системы» заключалась в том, что боковой распор крестовых сводов среднего нефа воспринимали крестовые своды боковых, при этом одной большой квадратной ячейке центрального нефа соответствовали по две малых в боковых. Т.о. распределение нагрузок вызывало необходимость чередовать более мощные и менее массивные опоры.
Использование сводов свело воедино ритмическую структуру романского храма, пронизало её общим лейтмотивом полуциркульной арки, которая завершала входной портал, повторялась в аркадах нефов, сводов, оконных проёмов и др.

| церковь Нотр Дам ля Гранд |
Важной особенностью романского периода было появление монументального скульптурного декора. Преобладающим видом романской скульптуры был рельеф, находящийся посередине между живописью (целиком размещённой на плоскости) и пространственной скульптурой. Это позволяло ему наилучшим образом решать задачи романского искусства — быть достаточно осязаемым и материальным (как скульптура), но с другой стороны, как изображение на плоскости, он допускал некоторую упрощённость, отражая нематериальность священного образа.
70.800+ Романская архитектура Фото
Просмотр- Просмотр
- Фото
- Иллюстрация
- Vektörler
- Video
70.
886 романская архитектура stok fotoğraf ve görselini inceleyin veya daha fazla st хорошо фото ве görsel keşfetmek için йени бир арама başlatın. Сирала:En popüler
колокольня и церковь ул. Клемент Тахалл. испания — романская архитектура сток фото ve resimlerКолокольня и церковь Св. Климента Tahull. Испания
st james kilisesi, bawsey, norfolk kalıntıları bir norman kemer detay — романская архитектура stok fotograflar ve resimlerSt James kilisesi, Bawsey, Norfolk kalıntıları bir norman kemer…
chapelle Saint blaise, Les Baux de Pronce, Fransa’da eski bir kilise — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimlerChapelle Saint Blaise, Les Baux de Provence, Fransa’da eski bir…
romanesk mimari, gül penceresi, kemerler, kalıplar — романская архитектура иллюстрации Романская цветная капуста val d’aran’daki romanesk kilise — романская архитектура stok fotograflar ve resimlerVal d’Aran’daki Romanesk kilise
романский портал церкви moarves de ojeda — романская архитектура stok fotograflar ve resimlerРоманский портал церкви Моарвес-де-Охеда
Базилика Пекары-Сленские в Польше — романская архитектураБазилика Пекары-Слаские в Польше
Собор Торо в провинции Самора, Испания.
Коллегиата де Санта-Мария-ла-Майор. — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimlerСобор Торо в провинции Самора, Испания. Коллегиата де…
средневековое окно из твердых пород — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimlerСредневековое окно из твердых пород
Аббатство с цветущим лавандовым полем в сумерках — романская архитектураАббатство с цветущим лавандовым полем в сумерках que Architecture stok fotoğraflar ve resimler
Chiesa di San Michele in Foro Римско-католическая церковь Святого Михаила…
романская архитектура коллекция элементов стиля здания — старинные гравированные иллюстрации — романская архитектура иллюстрацииКоллекция элементов стиля романской архитектуры -…
Нью-Йорк Девлет Капитолий, Олбани, штат Нью-Йорк, Абд — романская архитектура stok fotograflar ve resimlerНью-Йорк Девлет Капитолий, Олбани, Нью-Йорк, ABD
горная церковь в Пиренеях — романская архитектура сток фото resimlerГорная церковь в Пиренеях
i̇sveç’in güneyindeki lund’un merkezindeki katedral, skane — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimlerİsveç’in güneyindeki Lund’un merkezindeki Katedral, Skane
Собор Ла Сеу Велья — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimlerСобор Ла Сеу Велья
fransız pireneleri’ndeki abbaye Saint Martin de Canigou’nun kuş bakışı görünümü — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler Fransız Pireneleri’ndeki Abbaye Saint Martin de Canigou’nun kuş.
..
Классический фон колонн. Римско-коринфская колонна….
Старый город Мольфетта: гавань и старый собор. Италия (апулия). — Романская архитектура stok fotoğraflar ve resimlerСтарый город Мольфетта: гавань и Старый собор. ИТАЛИЯ (Апулия)
Санта-Мария-дель-Наранко-Килисези — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimlerСанта-Мария-дель-Наранко Килисези
arles-arenes d ‘ arles antik roma arenası — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimlerarles-arenes d’ arles antik roma арены
duero nehri ile gün batımında zamora katedrali yatay görünümü — романская архитектура stok fo toğraflar ve resimlerDuero Nehri ile gün batımında Zamora Katedrali yatay görünümü
Аббатство Клуни, средневековый монастырь — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimlerАббатство Клуни, средневековый монастырь
Рим, Италия — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimlerRoma, İtalya
lucca, italy — chiesa di san michele, тоскана живописный фон — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimlerЛукка, Италия — Chiesa di San Michele, тоскана живописный фон
красивый центральный неф внутри собора ди Сан-Лоренцо в самом сердце средневекового города Витербо — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler Красивый центральный неф собора Сан-Лоренцо.
..
Санто-Торибио-де-Лиебана-Манастири
Сантьяго-де-Компостела Катедрали. — романская архитектура фото и изображенияСантьяго-де-Компостела Катедрали.
план колонны — романская архитектура стоковые иллюстрации0016 Древняя базилика Святого Доната на Римском форуме в Задаре Аббатство Фонтеней Юнеско дюня Мираси сайт, Бургундия, Франция — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimlerАббатство Фонтеней ЮНЕСКО Дюнья Мираси, Бургундия, Франция
Аквилея базилика — Романская архитектура stok fotograflar ve resimlerAquileia Basilica
puente romano de cangas de onís o puentón, cangas de onís, asturias, españa — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimlerPuente romano de Cangas de Cangas de Onís o puentón, Кангас-де-Онис,…
roma kilisesi sant miquel d’engolasters escaldes-engordany андорра — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler roma kilisesi sant miquel d’engolasters escaldes-engordany.
..
Исторический город Осер с рекой Йонна, Бургундия, Франция0003 yeşil romanesco karnabahar — романская архитектура сток фото и описание
yeşil Romanesco karnabahar
церковные апсиды, крыша и колокольня, рибейра сакра, галисия, испания. — романская архитектура сток фото и фотоЦерковные апсиды, крыша и колокольня, Рибейра Сакра, Галисия, Испания.
красочный город Грас — романская архитектура стоковые фотографии и изображениякрасочный город Грас
Роман брокколи, изолированные на черном фоне. цветная капуста романеско. вид спереди — романская архитектура stok fotograflar ve resimlerБрокколи ромэн, изолированные на черном фоне. Романеско…
столбы — романская архитектура стоковые иллюстрациистолбы
quedlinburg’daki st. peter bazilikası’ndaki mahzen — романская архитектура стоковые иллюстрацииQuedlinburg’daki St. Peter bazilikası’ndaki mahzen
аквилея, базилика санта мария ассунта — интерьер римской церкви — романская архитектура сток фото и рисунокАквилея, базилика Санта Мария Ассунта — Интерьер римской церкви
viterbo şehir merkezindeki Saint Lawrence katedralin tepesinin müstehcen manzarası — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimler Viterbo şehir merkezindeki Saint Lawrence Katedralinin.
..
Lyon Fransız şehrinde Kibirli Notre Dame de Fourviere Bazilikasın
andorran pireneleri sant joan de caselles kilisesi görkemli gör ünümü — романская архитектура stok fotograflar ve resimlerAndorran Pireneleri Sant Joan de Caselles Kilisesi görkemli görünü
san martiño de mondoñedo romanesk kilisesi, lugo eyaleti, galicia, i̇spanya. — романская архитектура stok fotoğraflar ve resimlerСан-мартиньо-де-Мондоньедо Романеск Килисези, Луго Эялети, Галисия,
иллюстрация фасада римского храма — романская архитектура иллюстрациииллюстрация фасада римского храма
очаровательные пейзажи кантабрии — романская архитектура сток фото Графлар и ресимлерОчаровательные пейзажи Кантабрии
собор св. Мария и Маркус и монастырский сад, аббатство Райхенау — романская архитектура сток фото и фото Собор св.
Марии и Маркуса и монастырский сад, Райхенау…
Христос Пантократор
французский ‘nın arles katedralinin manastırını ziyaret eden turist kadın, — романская архитектура stok fotograflar ve resimlerFransa’nın Arles katedralinin manastırını ziyaret eden turist kadı
valencia katedralinde almoina kapı detay — романская архитектура stok fotograflar ve resimlervalencia katedralinde almoina kapı detay
колонный, арочный, готический зал. — романская архитектура stok fotograflar ve resimlerКолонный, арочный, готический зал.
Романеско цветная капуста крестоцветные сырые овощи крупным планом, изолированные на белом — романская архитектура сток фото и изображенияРоманеско цветная капуста крестоцветные сырые овощи крупным планом, изолированные на…
каменная лестница и двор. — романская архитектура stok fotograflar ve resimlerКаменная лестница и двор.
городской пейзаж кохем и нехир мозель, альмания — романская архитектура фото и фотографиигородской пейзаж кохем и нехир мозель, альмания
собор сантьяго-де-компостела, галисия, испания.
площадь Обрадейро в сантьяго-де-компостела, конечная точка древних паломнических маршрутов, Камино-де-Сантьяго или путь св. Джеймс — романская архитектура сток фото и описаниеСобор Сантьяго-де-Компостела, Галисия, Испания. Обрадейро…
/100Ирландский романский стиль – введение
Этот пост познакомит вас с одним из самых захватывающих аспектов нашего архитектурного наследия – строительным стилем, известным как романский стиль, который стал доминирующей формой в Ирландии в 12 веке. Характеризуемый яркими дверными проемами и сложной резьбой, он заменил более раннюю и гораздо более простую форму местного ирландского церковного здания, от которой осталось мало неизмененных следов.
Ранняя церковь в Лиатморе, графство Типперэри. Обратите внимание на квадратный дверной проем с простой перемычкой наверху. Выступы боковин за фронтоны, известные как antae, являются чертой, общей для многих ранних церквей Большинство церквей в эпоху раннего христианства (или раннего средневековья) в Ирландии, вероятно, были построены из дерева, хотя некоторые ранние каменные образцы сохранились, например, та, о которой Роберт писал в своем посте Молага пчел .
Отличительной чертой этих церквей была их относительная простота – одно прямоугольное пространство, часто совсем небольшое, с перемычкой портала, одним или двумя маленькими окнами, выступающими антами и навершиями на фронтонах.
Помимо кровати Молаги, мы видели несколько таких ранних церквей во время наших путешествий — в прошлом году в Оутмаме, когда мы провели день со Сьюзан Байрон (см. Беррен Сьюзен) в Клэр, и ранее в этом году, когда мы остановились на M8, чтобы посетить церкви в Лиатморе. На этой неделе мы видели еще двоих, одного в Ардферте и другого в Килмалкедаре, оба в Керри. (Роберт также пишет о Килмалкедаре на этой неделе, хотя концентрируется на других аспектах). Однако в каждом случае родная форма была изменена под влиянием романского стиля.
Обе фотографии были сделаны в Oughtmama в Co Clare.
В первом простой дверной проем с перемычкой ведет в большой неф, который позже был изменен с добавлением алтаря, доступ к которому осуществляется через романскую арку. Во втором, небольшой дверной проем, хотя и не больше, чем в первом примере, выполнен в романском арочном стиле, Романский был панъевропейским архитектурным стилем 11 века. Это было больше, чем просто метод строительства, это было идеологическое движение. После периода, известного как Темные века в Европе, возрождение науки и искусства в 11 веке восходит к идее античной христианской культуры со всеми строительными и инженерными навыками римлян. Как и в любую эпоху, элита хотела ассоциировать себя с этим, и романская архитектура приобрела популярность благодаря великим зданиям, таким как соборы и замки.
Большая романская церковь Сант-Амброджо в Милане. Романский период его строительства относится к 12 веку — примерно в то же время, когда строилась часовня Кормака в Кашеле, которая обычно считается кульминацией ирландской романской архитектуры.
Подробнее о часовне Кормака в следующем посте Это был период, когда люди, особенно духовенство, со всей Европы путешествовали в великие места паломничества, такие как Компостела или Рим, и это помогало распространять идеи в христианском мире. В Европе романский стиль прочно утвердился к середине 1000-х годов и процветал, пока не был постепенно заменен готическим, начиная с середины 12 века. Чтобы добраться до Ирландии, потребовалось больше времени, и он не стал доминирующим стилем церковного строительства до 12 века.
Это один из двух романских памятников в Ардферте. Через алтарную арку смотрим в неф. Обратите внимание на лепные украшения, которые когда-то были антами, а также небольшой арочный западный дверной проем В Ирландии простые прямоугольные каменные раннесредневековые церкви с их антами, входами с перемычками и завершенными фронтонами постепенно заменялись или модифицировались, начиная с середины 1000-х годов. Романские церкви становятся нефами и алтарями, а не одним прямоугольным помещением.
Алтарь отделен от нефа округлой аркой, а окна имеют такие же арочные вершины и глубоко расширены внутрь, часто асимметрично.
Дверной проем находится в западной стене (на противоположной стороне от алтаря и алтаря) и теперь имеет арочную форму, а не перемычку. Стены нефа могут иметь глухие аркады. Есть явные доказательства того, что они были нарисованы — несколько рудиментов сохранились в Ирландии.
В Килмалкедаре флероны по-прежнему возвышаются над фронтонами. Хорошо видна каменная крыша или, по крайней мере, то, что от нее осталосьКрыша иногда бывает каменной и может содержать помещения чердачного типа.
Два примера романских арочных окон. Первый (из Килмалкедара) увенчан простой аркой, высеченной из одного камня.
Во втором примере арка более сложная. Он построен из voussoirs – точно ограненных камней клиновидной формы, которые красиво вырезаны геометрическими и лиственными формами Но настоящая слава романского строительного стиля и то, что делает его таким привлекательным для посетителей, — это резьба — черта, которая, как ни странно, отсутствовала в раннесредневековых церковных формах, предшествовавших романскому стилю. (Я говорю «любопытно», потому что другие формы резьбы по камню, такие как наши замечательные высокие кресты, хорошо известны из дороманского контекста в Ирландии, а также декоративные изделия из металла и рукописи.) Дверные проемы, арки алтаря и оконные рамы часто вырезаны с различными цветочными и геометрическими мотивами (особенно шевронами), а головы людей и животных встречаются вокруг дверных проемов и арок, а иногда и снаружи.
Арка алтаря и слепая аркада в Килмалкедаре Этот пост представляет собой введение в ирландский романский стиль, предназначенное для того, чтобы охватить основы формы и познакомить вас с терминологией.

Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга I. Европа. Авторы: А.А. Губер, Ю.Д. Колпинский; под общей редакцией Ю.Д. Колпинского (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1960)
Камни отесывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две совершенно одинаковые детали, например капители. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу. Отесанный камень укладывался на место на растворе, умение пользоваться которым возрастало с течением времени.
е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Но этот коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчеркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества, их разное место в иерархической структуре феодального общества. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний.
Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках — так называемого трифория. Наконец, окна образуют верхний ярус. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь,- редко расположенными арками высоких окон.
Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Фигуры, помещенные в середине тимпана, крупнее находящихся по углам; статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлиненные. Такое приспособление пропорций тела, способствуя большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи, вместе с тем ограничивало образные возможности искусства. Поэтому в сюжетах повествовательного характера рассказ ограничивался лишь самым существенным. Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часто носит символический характер. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно.
Но в рамках средневековой условности искусства неожиданно появлялись и верно схваченные живые детали — своеобразный поворот фигуры, характерный тип лица, иногда бытовой мотив. Во второстепенных частях композиции, где требования иконографии не сковывали инициативу художника, таких наивно реалистических деталей довольно много. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. В основном в искусстве романского периода господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному. Она проявляется и в выборе сюжетов, например в распространенности сцен, заимствованных из цикла трагических видений Апокалипсиса. В области монументальной живописи фреска преобладала всюду, за исключением Италии, где сохранялись и традиции мозаичного искусства. Широко распространена была книжная миниатюра, отличавшаяся высокими декоративными качествами. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. Основным материалом скульптуры был камень, в Центральной Европе — преимущественно местный песчаник, в Италии и некоторых других южных областях — мрамор.