Возникновение романского стиля / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
Романская архитектура
Термин «романский стиль» относится к искусству Западной и Центральной Европы X-XII вв. (в ряде стран до XIII в.), когда господство феодально-религиозной идеологии было наиболее полным. Название нового стиля происходит от латинского названия города Рима, поскольку стиль возникает в областях, в прошлом входивших в состав Римской империи. Романская архитектура является развитием предшествующей, истоки которой лежат в христианской античности, а следовательно, и римской архитектуре.
То была эпоха суровая, тревожная, но и созидательная. Эпоха наивысшего развития феодализма, значит, уже не поиска, а нахождения устойчивых форм социальной организации, эпоха новых государственных образований, уже не искусственных или случайных, а органически народившихся с пробуждением национального самосознания.
В начале XI в. прежде всего в областях, примыкающих к Средиземному морю, появляются первые романские постройки. Эти наиболее древние памятники имеют характерную кладку из наибольших грубо отесанных камней. Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами и «фальшивыми»—глухими аркадами.
В становлении нового стиля участвовали все культурные народы Европы. Это развитие было необычно сложным и имело несколько направлений. Западная и южная части Европы, находившиеся в более тесном контакте с античной культурой, опередили в этом смысле области средней Европы. К ним относятся Каталония, Бургундия и области среднего течения реки Луары. Отсюда берет свое начало новое искусство.
Франция становится очагом культуры, сыгравшим решающую роль в возникновении романского стиля. Здесь рождаются новые идеи, давшие толчок развитию технических и художественных возможностей того времени.Равно как и мироощущение того времени, идеал красоты, вдохновлявший романское художественное творчество, отражал очень глубокие, хоть нередко и противоречивые, устремления.
Сирийский писатель XII в. Усама ибн Мункыз, знавший франков, отзывается о них, как о людях весьма примитивной культуры.
Неотесанные воины феодальной Европы, рыцари-крестоносцы в пернатых шлемах, захватившие в 1204 г. Константинополь (при осаде которого сгорело больше домов, чем имелось тогда в трех крупнейших городах французского королевства), осквернили насилием и грабежом горделивую Византию (как известно, не признававшую папской власти). То были в глазах ее поверженных сынов не благородные паладины с именем возлюбленной дамы на щите и на устах, а разнузданные и беспощадные дикари, не только давившие живого и мертвого, но и громившие великое наследие Эллады и Рима.
Романский стиль подчас наделяли такими эпитетами, как «простонародный» и даже «мужицкий». Конечно, в Сравнении с арабской архитектурой, столь же ярко затейливой и тонко продуманной, как и «Сказки тысячи и одной ночи», или же с утонченным, гениально изысканным в своей одухотворенности и роскоши искусством Византии, романский художественный стиль может показаться несколько примитивным, упрощенно-лапидарным. И все же именно этим стилем средневековая Европа впервые сказала подлинно свое слово в искусстве. Слово веское и неповторимо своеобразное по своей выразительной силе.
Перед лицом арабского мира и уже близкой к закату Византии Европа утверждала свою историческую самобытность и в то же время органическую преемственность художественного наследия античности. Как мы увидим, такая преемственность несомненна, хотя изобразительное начало и приняло в романском искусстве особую форму, во многом рожденную только воображением и, значит, весьма отличную от реальности, как ее понимал Витрувий и даже (в своих мечтах) какой-нибудь мастер каролингской эпохи.
Юная Европа только еще приобщалась к изысканной утонченности современных ей более древних художественных культур. Бедность и суровый быт были уделом даже малоземельного дворянства, так что, как и в империи Карла, лишь носители высшей светской или церковной власти жили действительно в роскоши. В «Путешествии в Арзрум» Пушкина бедные рыцари, попавшие на Восток во время крестовых походов, были поражены, когда они «
В романскую пору юная Европа пожелала украситься в свою очередь, однако по-своему. Так и не достигнув заветной цели — «освобождения гроба господнего от неверных», крестовые походы все же принесли их участникам — набожным, воинственным, но не всегда бескорыстным искателям приключений — богатую добычу, включавшую художественные изделия арабского Востока и Византии, и одновременно значительно расширили рыцарский кругозор.
Но, использовав чужие достижения и опыт, Европа сумела отразить в художественном творчестве прежде всего свое собственное, во многом еще не искушенное мироощущение.Читайте также:
Источники
Романский стиль в архитектуре
Автор ProAtr На чтение 7 мин Просмотров 109 Опубликовано Обновлено
Раннее христианство
С миланским эдиктом 313 года н. э. римский император Константин (р. 306-37) узаконил христианское богослужение по всей империи. Христианству было, конечно, уже более 300 лет к этому времени, но из-за их преследования христиане поклонялись в тайне, и поэтому их места поклонения оставались скрытыми. Хотя христианство было принято в качестве официальной государственной религии империи только после его правления, Константин поддержал его посредством как политической, так и правовой реформы и строительства ряда важных церквей, в том числе Базилики Святого Петра на месте Св. Похороны Петра в Риме. О Храмовой форме с ее явными языческими коннотациями, конечно, не могло быть и речи как о модели зданий, предназначенных для христианского богослужения. Форма базилики, большого колоннадного зала, обычно используемого для ведения бизнеса, была, с другой стороны, хорошо приспособлена для адаптации к христианским целям, и именно этот тип здания лег в основу многих ранних церквей, включая церковь Святого Петра.
Константинополь во время Миланского эдикта Константин был императором только западной половины империи, положение, которое он обеспечил благодаря своему поражению Максенция в 312 году. Восточная половина империи находилась под властью Лициния,с которым Константин издал эдикт. Нелегкое перемирие между ними длилось недолго, и Константин наконец победил Лициния в 324 году, чтобы вновь объединить Римскую Империю. Вскоре после этого Константин перенес столицу империи в древнегреческий город Византию, который он вновь назвал Новым Римом. Город стал известен как Константинополь. В то время как западная часть империи вскоре была захвачена вторгшимися германскими ордами, восточная половина, хотя постепенно уменьшалась в масштабах и важности на протяжении веков, выжила до своего падения в Османской империи в 1453 году. От первоначального и быстрого строительства Константином своей новой столицы Византийская империя развила свое собственное искусство и архитектуру отражение изменения литургической практики и богословия. В значительной степени возникнув из римского искусства, византийское искусство постепенно отходило от натуралистической основы первого, создавая образы, граничащие с абстракцией. Окрашенные в насыщенные цвета и украшенные золотом или выполненные в мозаике, византийские «иконы», изображавшие Христа или другие святые фигуры, стали важными объектами религиозного почитания. (Однако они также подвергались систематическому разрушению, называемому иконоборчеством, теми, кто верил, что они вдохновляют идолопоклонство.) Византийские церкви были также богато украшены золотом и мозаикой, но главным отличием их от более ранних церквей, построенных Константином, несомненно, было появление, начиная с VI века, централизованного пространства, увенчанного часто пересекающимися куполами – форма, которая достигла своего апофеоза в Великой церкви Святой Софии.
Западная Европа Великий Раскол 1054 года безвозвратно разделил то, что стало известно как Римско-католическая и православная церкви, но задолго до этого, когда Западная Империя была в значительной степени захвачена, архитектура на Западе уже пошла своим собственным путем. Из относительно немногих сохранившихся произведений в Западной Европе в период между пятым и восьмым веками мало что можно вывести в плане последовательного стиля. То, что сохранилось, указывает на свободное продолжение плана базиликана и спорадическое и несколько примитивное подражание классическим порядкам. Основные исключения произошли в период правления Карла Великого (р. 800-814), который был коронован императором Священной Римской Империи в 800 году Папой Римским, первым в течение трех столетий, и руководил согласованным возрождением древней науки и культуры. Палатинская капелла (освященная в 805 году) является единственным сохранившимся компонентом его большого дворца в Ахене.
После смерти Карла Великого его империя была вскоре раздроблена, но социальные и экономические основы средневекового периода уже закладывались, что привело к появлению в течение одиннадцатого века стиля, известного как романский.
Выбор Константином Византии
Выбор Константином Византии в качестве места новой имперской столицы был во многом обусловлен ее стратегическим положением на Босфоре; она имела естественную гавань и была хорошо расположена для отражения германских племен на севере и персов на востоке. По периметру города были возведены огромные стены, а также построен церемониальный центр с форумом, ипподромом, дворцом, Сенатом и различными памятниками, включая большую колонну (все еще сохранившуюся, хотя и перемещенную), увенчанную статуей самого Константина. Он основал большую церковь Святой Ирины, а соседняя церковь Святой Софии была построена вскоре после его смерти. Ничего из первоначальных церквей не сохранилось, хотя можно предположить, что они имели базиликанскую, типично раннехристианскую форму, которую Константин построил в Риме. Нынешние купольные сооружения датируются шестым веком и, особенно в случае Собора Святой Софии, представляют собой апофеоз византийской архитектуры. В то время как базиликанские церкви были адаптацией и продолжением римского типа здания, купольная византийская церковь была заметным развитием и отходом от более ранних форм. Пантеон в Риме был, конечно, неизбежной точкой отсчета для любого купольного пространства и собственной церкви Константина Гроба Господня в Иерусалиме использовали аналогичную централизованную планировку, хотя и гораздо меньшую, купольного устройства. Но византийский купол несся на подвесных арках, которые имели важное преимущество покрытия квадратного, а не круглого пространства. Кроме того, в отличие от базиликанской формы, в которой центральный неф был ограничен колоннадами с обеих сторон, купольная византийская церковь имела гораздо большие пространства поверхности стен, которые могли быть украшены всевозможными мозаиками и другими украшениями. В то время как здание в основном нетронуто, внутреннее убранство собора Святой Софии было повреждено во время периодов иконоборчества и преобразования церкви в мечеть после падения Константинополя османами в 1453 году. Лучшим сохранившимся примером византийской архитектуры является церковь Святого Витале в Равенне, Италия. Он был построен примерно в то же время, что и Собор Святой Софии во времена правления Юстиниана I, который изображен вместе с императрицей Феодорой в его роскошных мозаиках. Хотя Византийская империя в значительной степени будет изгнана из Италии в течение двух столетий, ее влияние осталось, чему способствовали продолжающиеся торговые связи, особенно с Венецией, где Базилика Святого Марка (начало ок. 1063) продолжение византийской традиции.
Романский стиль
Что принципиально отличает Романский стиль – буквально означающий «похожий на Римский» — от архитектуры предшествующего периода, так это его пространственная организация. С конца десятого века чувство пространственной согласованности и единства стало возникать благодаря планированию, например, во втором аббатстве в Клюни (освященном в 981 году) и немного более поздней церкви Святого Михаила в Хильдесхайме.
Собор св. МихаилаВ отличие от монотонности плана базиликана, в этих церквях устанавливается четкий ритм через повторяющееся расстояние между пирсами и колоннами, которое перемежается пересечением, что является характерной чертой романского стиля. Норманны играли центральную роль как в развитии, так и в распространении этих новых идей. Ключевым нововведением в дизайне собора, которое норманны ввели в Англию после победы в битве при Гастингсе в 1066 году и последующего завоевания, был залив. Внутренние возвышения были составлены из сложенных аркад круглых арок, опирающихся на массивные пирсы, которые были связаны между собой вспомогательными вертикальными шахтами, служившими для определения бухт как отдельных объектов, так и части коллективного целого. Многие ранние романские соборы имели потолочные перекрытия, хотя туннельные своды были также довольно распространены по всей Европе в начале двенадцатого века. Паховые своды были изобретены римлянами, но
они редко использовались после упадка Римской Империи из-за их геометрической сложности. Однако каменщики в Даремском соборе в Англии чувствовали себя достаточно уверенно, чтобы использовать их для нефа, предпочитая Готику по форме, если не по структуре. Прикладные ребра свода паха связывают противоположные возвышения вместе, создавая когерентное пространственное отношение. Экстерьеры раннехристианских и византийских церквей часто оставались голыми и неразборчивыми. В романской архитектуре экстерьеру уделялось гораздо больше внимания. Все чаще башни отмечали пересечение нефа и трансепта. Однако самым большим внешним нововведением, несомненно, является двухбашенный Западный фронт, замеченный, например, в нормандских аббатствах Ла-Трините (начало ок. 1062) и Сент-Этьен (начало ок. 1067), оба в Кане (хотя они и не являются самыми ранними примерами). Различные регионы создали свои собственные версии романского стиля, поскольку стиль распространился по всей Европе, часто через паломнические маршруты;
романский собор в Сантьяго-де-Компостела в Испании был важным местом для паломников. С приходом Крестовых походов в конце одиннадцатого века, растущий обмен архитектурными идеями будет видеть романский скоро уступить место готики.
ПохожееГотический и романский стиль в архитектуре средневековья
Большинство архитектурных сооружений средних веков носило оборонительный характер. Это относится и к замкам феодалов, и к крепостным сооружениям — стенам, опоясывавшим города и монастыри.
В основе каждого средневекового феодального замка — огромная каменная круглая или квадратная башня, которая называется донжон donjon. Это крепость внутри крепости — жилище феодалов и основной оплот защитников крепости. К донжону примыкает укрепленный двор, обнесенный рядом сооружении.
С внешней стороны средневековые замковые постройки окружались неприступной стеной, в которую были врезаны высокие массивные оборонительные башни.
Все части замка строились из камня. Замок располагался обычно на возвышенном месте, вокруг его стен вырывался глубокий ров с перекинутым через него подъемным мостом.
Средневековые города, подобно замкам, замыкались одним или несколькими рядами оборонительных стен с круглыми или прямоугольными башнями. Невозможность расширять территории города приводила к чрезвычайной уплотненности архитектуры городской застройки.
Планировка городов была путаной, улицы узкими и кривыми. Примерно в центре города в пределах несимметричных и небольших площадей сосредотачивались основные общественные здания.
В средневековой архитектуре различают два стиля: романский (VI —XII вв.) и готический (XIII —XV вв.).
Романский стиль средневековой архитектуры
Романский стиль средневековой архитектуры отличался массивностью, грузностью своих сооружений, в романском стиле использовались коробовые полуциркульные своды
Готический стиль в архитектуре средних веков
Готический стиль в архитектуре средних веков характеризовался облегченностью, каркасностью конструкций, преобладанием в сооружениях больших поверхностей стекла и сравнительно ограниченными массивами стен.
В готическом стиле применялись столь характерные для этого стиля стрельчатые, остроконечные своды. Изображая собор, расположенный вдали, нужно обратить особое внимание на его силуэт, определяемый двумя устремленными ввысь башнями главного фасада, на сложное сплетение подпорных арок — аркбутанов и массивных устоев — контрфорсов, огибающих здание с алтарной стороны и со стороны боковых фасадов. Внутри собора — уходящие ввысь мощные «пучковые» колонны, стебли которых переходят на своды, составляя их конструктивный каркас, и огромные яркие, с вкраплениями пурпурно-красного и других цветов витражи с рисунком фигурных оконных переплетов. Цветные пятна от дневного света, проникающего через окна, сочетаются по контрасту с общим сероватым дымчатым тоном каменных стен и колонн.
Воспроизводя средневековую городскую площадь или улицу в архитектуре, надо иметь в виду, что средневековые города были застроены теснящимися друг к другу высокими и узкими по фронту трех-четырехэтажными домами с крутыми двускатными черепичными крышами.
Романский стиль в архитектуре — презентация онлайн
1. Романский стиль в архитектуре
Выполнил: Горюнов Павел ученик 6 -«Б» класса2. Романский стиль (теория)
Термин «романский стиль» ввёл в начале XIXвека Арсисс де Комон, установивший связь
архитектуры XI—XII веков с древнеримской
архитектурой (в частности, использование
полуциркульных арок, сводов). В целом, термин
условен и отражает лишь одну, не главную,
сторону искусства. Однако он вошёл во
всеобщее употребление.
(28 августа 1801-16 апреля 1873)
Французский антиквар и археолог,
основатель Французского археологического
общества.
3. Романский стиль (теория)
• Для романских построекхарактерно сочетание ясного
архитектурного силуэта и
лаконичности наружной отделки —
здание всегда гармонично
вписывалось в окружающую
природу, и поэтому выглядело
особенно прочным и
основательным.
Вормский собор Святого Петра, Германия.
4. Романский стиль (характерные черты)
Есть множество особенностей романского стиля, но обратить внимание стоит на техарактерные черты, благодаря которым можно узнать этот стиль в архитектуре
практически с первого взгляда:
1.
Строения в романском стиле обязательно будут сделаны из камня. Именно опыт
строительства из этого материала был перенят в Средневековье от античной
культуры.
2.
Для стиля характерно использование арок, в основном они полукруглые.
Массивные и толстые стены тоже были обязательной чертой романской
архитектуры. В то время это было гарантией защищенности зданий. Такие стены
очень сложно пробить даже при использовании таранов. Поскольку во время
Средневековья было множество вой, в том числе и междоусобных, приходилось
строить крепкие здания.
4.
В архитектуре преобладают цилиндрические элементы, а также крестообразные
строения и своды.
5.
В романском стиле строили замковые, храмовые и крепостные здания. Для всех этих
типов характерны общие черты, но каждый из них все же отличался.
5. Романский стиль (Замки, храмы, городские постройки)
6. ЗАМКИ
• Замковые постройки – это не только сами замки, но и жилые помещения,казармы высотой в несколько этажей, зачастую с округлыми стенами.
Замок Монтрей-Белле. Замки Лауры. Франция
СТРОЕНИЕ ЗАМКА
8.
КРЕПОСТИ • Крепости – это особый комплекс всехзданий. В первую очередь крепость
отличало наличие массивных высоких
стен. Они служили для защиты самого
комплекса. Внутри стен было сразу
несколько уровней, которые
предназначались для различных
видов войск. Например, в
специальных маленьких окошках
размещались наблюдатели, а также
лучники. На крыше стен крепости
находились войны, отражавшие
налеты с высоты и сбрасывающие
всех, кто пытались забраться внутрь
комплекса по стенам.
Крепости также отличались наличием
опускающегося моста. Он служил
переправой через искусственный ров.
Сами комплексы строились на
возвышенности, что служило
преимуществом в обозрении.
Крепость Люксембург. 12 в.
9. ХРАМОВЫЕ ПОСТРОЙКИ
Храмовые постройки тоже имели толстые стены и нередко окружалисьдополнительно крепостной стеной. Строили их такими для того, чтобы при
нападении врага можно было в них укрываться.
11. Романский стиль (УКРАШЕНИЯ ФАСАДОВ)
12. Украшение фасадов.
• Эта черта присуща романскому стилю, и о ней стоит поговоритьнемного больше, чем обо всех остальных. Почему она так важна?
Все дело в том, что именно этот стиль отличается от других
использованием скульптурных элементов для украшений самих
зданий. В различных архитектурных направлениях до появления
романского стиля такой практики не было, а все скульптуры могли
украшать лишь территорию.
Скульптура в романской архитектуре стала использоваться только
к XII веку, в конце популярности этого стиля. Позже на его смену
пришла готика.
Скульптурой украшались стены строений, в основном фасады.
Такие элементы могли располагаться совершенно по-разному: над
проходами, окнами, на колоннах, вокруг арок и по углам зданий.
Чаще всего скульптура встречалась на фасадах храмов и соборов, а
композиция вне зависимости от вида строения была посвящена
библейским историям и событиям, либо значимым сражениям.
Занимательно то, что нередко на скульптурах изображалась сама
Вселенная, ее устройство. При этом редко эти изображения
совпадали с реальностью, в основном был представлен
божественный мир.
14. Романский стиль (ФРЕСКИ)
15. Фрески
• Значительной особенностью романскойархитектуры Средневековья были и фрески.
Они выполнялись на батальную или
библейскую тематики, при этом
изображались не отдельные герои или
события, а целые сцены, своеобразная
история. Часто фрески покрывали все стены,
иногда они имели продолжение и на потолке
здания.
Еще один вариант изображения фресок –
витражи. Они появились уже в то время,
когда романтический стиль уже заменялся
другими, но все же их можно назвать
особенностью романской архитектуры.
Витражи могли быть на всех окнах в
помещении, при этом они изображали
апостолов, героев или царей из Библии.
17. Романский стиль (ИТОГ)
• Опираясь на эти сведения, можно сказать,что романский стиль в архитектуре
Средневековья – это весьма значительное
направление, которое является не только
продолжением античных архитектурных
традиций, но и толчком к развитию многих
других стилей, в частности, готического.
Романский стиль можно смело назвать
одним из основных стилей Средневековья,
поскольку он по-своему оригинален.
Некоторые основные элементы этого стиля
применяют в архитектуре и до сих пор, в
основном при строительстве коттеджей и
частных построек.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Романская архитектура
L1053
Романский период начался с примерно с 800 по 1100 год нашей эры. этот тип архитектуры в 19 веке из-за его сходства между цилиндрический свод и римская арка. Церковные здания, искусство и скульптура использовались для цель распространения христианского Евангелия.
За это время в Европе был очень большой интерес к религии.Большое количество людей совершал паломничества, чтобы посетить места святых и мучеников. Люди верили, что святые мощи способны творить чудеса. Маршруты к более известные святые места, такие как Сантьяго, стали очень популярными и потребовали больших здания, чтобы удерживать большие толпы. Стиль базилики Церковь не могла удержать прибывающую толпу. Они начали строить церкви в форме латинского креста. Паломник бы войти в церковь через неф.Затем они приходили в район, известный как переход, который находился под паховым сводом, где своды нефа и трансепты пересекутся. Мощи церкви будут храниться и отображается в районе высокого алтаря. Паломникам разрешат осмотреть мощи из амбулатории, что позволило схема движения для этих больших скоплений людей. Чем более знаменитыми реликвии хранились церкви, тем больше людей она привлекала.
Архитекторы также хотели уйти от использования дерева для потолков.Стали использовать каменные потолки. о церквях нового типа. В потолке использовались бочкообразные или крестовидные своды. Камень поддерживался посередине арочной конструкцией. но было очень тяжело. Вес потолка может привести к изгибу стены наружу. Это давление наружу известно как толчок наружу. Чтобы поддержать стены, были сложены большие груды камня. вдоль стены с интервалами, чтобы укрепить (или поддержать) стены от толчка наружу.
Из-за веса камня потолок, стена церкви должна была быть очень толстой. Окна должны были быть маленький, чтобы сохранить прочность стены. Из-за этого интерьер церквей был тусклым. Это не было решено до готического церковного дизайна. использовался.
Урок африканского искусства 1 2 3 4 Урок наскального искусства 1 2 3 4Урок искусства Месопотамии 1 2 Урок египетского искусства 1 2 3 4 5
Урок греческого искусства 1 2 3 4 5 Урок римского искусства 1 2 3
Искусство Средневековья 1 2 3 4 5 6 Архитектура Средневековья 1 2 3 4 5
| & nbsp | & nbsp |
|
NEW YORK
Выставочный зал только по предварительной записи
75 Broad Street, Suite 630
New York NY 10004
Тел. 212 627 1999
ЛОС-АНДЖЕЛЕС
Выставочный зал только по предварительной записи
818 S.Broadway, Suite 700
Los Angeles, CA
Тел. 323 969 8985
ООО «АРТБУК»
D.A.P. | Distributed Art Publishers, Inc.
Авторские права на все содержимое сайта C 2000-2017 принадлежат Distributed Art Publishers, Inc. и соответствующим издателям, авторам, художникам. Для получения разрешения на воспроизведение обращайтесь к правообладателям.
D.A.P. Каталог
www.artbook.com
|
| |||||||||
Романская архитектура — подробное описание и фотографии.
Карта мест, туристические маршрутыРоманский архитектурный стиль был распространен в Европе всего 150 лет, с середины 11 века до конца 12 века. Первые готические соборы появились во Франции в середине 12 века, но до конца 12 века во всех странах Европы преобладала романская архитектура.
Соборы, построенные в романском стиле, отличаются массивностью стен. Они похожи на мощные крепости, где в случае опасности могли укрыться местные жители. Романская архитектура сочетала в себе надежность и функциональность, которые были необходимы в те воинственные времена.
Термин « романской архитектуры » был придуман в 19 веке. «Романский» означает «римский». С момента падения Рима в 476 году вся средневековая архитектура более тысячи лет имитировала римскую архитектуру.Однако в период раннего средневековья многие строительные навыки римской эпохи были утрачены. Не могло быть и речи о том, чтобы средневековые архитекторы могли построить что-то похожее на купол Пантеона.
Зодчие раннего средневековья построили копию римских базилик. Первые христианские церкви назывались «базиликами». Однако они не умели делать римские арки, поэтому в первых базиликах потолки были кессонными. Потолки были просто перекрыты деревянными балками.
А к середине 11 века мастерство архитекторов настолько возросло, что им удалось возродить римские своды. Это было началом новой эры в архитектуре. Нельзя сказать, что архитекторы раннего средневековья вообще не умели делать своды. В боковых проходах церквей и небольших часовен делали своды, не несущие основной нагрузки. Но они не рискнули делать сводчатые центральные нефы. Форма арки должна быть идеальной, блоки должны точно подходить друг к другу, иначе она разрушится.
Первые романские соборы
В середине 11 века Франция и Германия начали строить соборы, где главные нефы были сводчатыми. За полтора века их построили тысячи, и многие из них сохранились до наших дней. В Византии строилось немного, да и масштабы построек были небольшими. Это свидетельствует о том, что в XI веке уровень экономического развития в Западной Европе был значительно выше, чем в Восточной Европе.Византия угасала, а европейские страны набирали силу.
Некоторые из первых больших романских соборов были построены в городах на Рейне: Майнце, Вормсе и Шпрере. В этих городах были епископальные кафедры. Кочевой двор императоров Священной Римской империи также оставался здесь долгое время. Этот титул ставил Императора выше других королей европейских стран, однако у них не было реальной власти и реальных владений.
Шпирский собор был построен в период 1030–1103 годов и является первым большим полностью арочным зданием в Германии.Собор огромен, а главный неф перекрыт красивыми арками римского масштаба. Соборы в Майнце и Вормсе были сильно перестроены, но они также сохранили свой романский облик.
Характерной архитектурной особенностью романских соборов является арочная конструкция. Ячейки сводов вдвое шире сводов нижнего яруса. Под пролетом каждой камеры хранилища размещены две арки. Это связано с тем, что ширина боковых проходов уже, чем у центрального нефа.Основное хранилище поддерживается каждой второй колонной, а боковые своды поддерживаются каждой колонной. Смотрится очень красиво.
Со временем в романских соборах появились ребра. Это ребра арок, которые более эффективно гасят боковое давление. Одной из самых ранних романских базилик с ребрами является базилика Святого Амброджо в Милане, где похоронен Амвросий Медиоланский. Позже ребра появились в романских церквях, построенных в Бургундии. Позже ребра стали обязательным элементом готических соборов.
Со временем в романских базиликах появились проходы вокруг алтаря, где располагались часовни. В бенедиктинских базиликах стали делать точечные окна, а затем точечные арки. С этим типом арки было легче гасить силу бокового давления, которое давит на стены.
Большинство элементов, с которыми мы знакомы в готических церквях, появились в церквях романского стиля. Однако там они использовались отдельно друг от друга: заостренные арки, нервюры, трифорий, связки колонн.Чтобы получить готический вид, необходимо было соединить все эти элементы вместе. В один прекрасный момент это случилось. Все элементы, соединенные вместе, дали принципиально новый тип архитектурного стиля.
Единый стиль романских церквей
За 150 лет в XI и XII веках в Западной Европе были построены тысячи романских церквей. Все эти церкви очень похожи друг на друга, за исключением некоторых декоративных деталей. Еще больше похожи друг на друга готические соборы, пришедшие на смену романским.Там только специалисты могут найти существенные различия между соборами разных стран. Только в эпоху Возрождения в архитектуре разных стран, таких как Италия и Голландия, появились существенные отличия друг от друга. Почему это случилось?
Отсутствие различий в романской архитектуре в разных странах Западной Европы связано с тем, что в то время не было наций и государств в обычных границах. Земли Европы принадлежали феодалам.Феодализм был препятствием для образования наций, так как нация нуждается в какой-то самоидентификации людей в целом.
Для этого требуется централизованный орган, который может это установить. Но во многих странах герцоги были сильнее королей. Если в наши дни между странами ведутся войны, то в средние века феодалы воевали между собой. Их владения находились в определенных странах, но де-факто они были независимы.
В наши дни, если люди говорят на разных языках, это означает, что они родились в разных странах.Если в средние века люди не понимали друг друга, это больше говорило о различиях в их социальном статусе. В течение тысячи лет после падения Рима латынь оставалась основным языком общения и особенно письма. Особых альтернатив не было. Проблема усугублялась тем, что в средние века не существовало системы образования, в которой обучалось бы хотя бы значительное количество людей.
Осталась христианская религия, объединившая народы всей Европы. Религиозная жизнь занимала гораздо большее место, чем сейчас. Люди по всей Европе нашли свою идентичность в христианстве. Этим объясняется появление во всех странах Европы такого количества церквей, построенных по одним канонам, в едином архитектурном стиле. Другого стиля архитекторы Европы не знали. Романский стиль был их первым опытом строительства масштабных зданий.
Романская скульптура
Романская скульптураАрт Главная | Курсы АРТ | АРТ 212 заданий | Карты Google Планета Земля
Скоро Лицом к лицу: романский портал
Иоанна X, 9:
Я [Христос] есмь дверь.По мне, если кто войдет, он будет спасен; а также
войдет и выйдет, и найдет пастбища.
1 Коринфянам, XIII, 12: Теперь мы видим сквозь стекло темным образом; но потом лицом к лицу. Теперь я знаю частично; но тогда я буду знать, как меня знают.
Богоявления: Проявление Божественности
Детали романского портала
барабанная перепонка: поверхность, ограниченная аркой и перемычкой арочного дверного проема, часто резные рельефные скульптуры. |
Архивольт : молдинг обрамляющий арку. В романской и готической архитектуре каждый ряда арок, обрамляющих барабанную перепонку портала. |
Перемычка : горизонтальная балка, перекрывающая проемы, например, над окном или дверью, или между два поста. |
Трюмо : косяк, поддерживающий перемычку. |
Косяк : сторона дверного проема или оконной рамы.Косяки порталов романского стиля и готические церкви часто украшаются фигурной скульптурой. |
Южное крыльцо портал Муассака: ок. 1125 / c.1131; в прикрепленных столбцах есть цифры на наверху, вероятно, святой Бенедикт слева и аббат Роджер справа. | Майестас Домини: Христос в окружении апокалиптических зверей и 24 старцев (см. 4-й и 5 главы книги Откровение) | ||
ул.Павел из Трюмо Муассака | |||
Правая стена: Воплощение | |||
Левая стена деталь: Пороки Скупости и Люксурии | Внизу слева: Благовещение; Внизу справа: посещение; Вверху: Поклонение волхвов | Благовещение и посещение | |
Деталь левой стены с притчами о богатом глупом (внизу) (Луки 12: 16-34) и Dives and Lazarus (вверху) | Деталь Воплощения: справа: Представление в Храме; на слева: Бегство в Египет. | ||
Деталь левой стены: Лазарь на лоне Авраама | Деталь воплощения: падение идолов Египта. |
Миссия апостолов. | ||
Человек Мира: Пигмеи используют лестницы для верховой езды. | Человек Мира: Люди с большими ушами. (Сделайте свой уши низко свисают, не шатаются ли они….) | |
Фигурки косяка показывая Св. Петр и Павел. | Символ Знак зодиака: Рыбы Труд Месяц: февраля | |
Левый портал: Вознесение с ужином в Эммаусе внизу. | Воплощение Портал с перемычкой, показывающий Благовещение, Посещение и Рождество. с Поклонением волхвов, представленным в Тимпануме. | |
Капитал от Нефа: Моисей и он Золотой Теленок | Капитал от нефа: мистическая мельница |
Аноним 12 в.автор:
«Бога нельзя увидеть прямо. Созерцательная жизнь, которая начинается на земле.
будет совершенным только тогда, когда Бога увидят лицом к лицу. Когда нежный, простой
душа была поднята на умозрительные высоты, и когда, разорвав узы
плоть, она созерцала то, что лежит на небесах, она не может долго оставаться наверху
сам, потому что вес плоти тянет его обратно на землю. Хотя это
пораженный необъятностью света на высоте, он быстро вспоминает о своем
собственная природа; но то немногое, что он смог вкусить божественной сладости
приносит ему огромную пользу, и вскоре после этого, вдохновленный великой любовью, он
спешит возобновить свой восходящий полет.»
Ансельм Кентерберийский, Посредничество
I, «Медитация, вызывающая страх»:
«Бесплодная душа, что ты делаешь? Грешная душа, почему ты лежишь?
Приближается день суда, близок тот великий день Господа, близок
и приходит быстро, день гнева и день плача, день скорби и
тоска, день бедствия и несчастья, день тьмы и теней, день облаков
и водовороты, день труб и шума ». О горький голос дня Господня.О человек, теплый и достойный быть извергнутым, почему ты спишь? Тот, кто делает
не просыпайся и не дрожи перед таким громом, не спит, а мертв ».
Ансельм, Прослогий , Глава 1: А теперь вставай, худощавый! беги ненадолго от своих занятий; Спрятать Сам на время формируй тревожные мысли. Отбрось теперь твою обременительную заботится, и отложите свои утомительные дела. Дайте место на некоторое время, чтобы Бог; и отдохни немного в нем.Войди во внутреннюю обитель своего разума; отвергни все мысли, кроме мыслей о Боге, и такие, которые могут помочь тебе в поисках его; закрой дверь твою и ищи его. Говори теперь всем сердцем! поговори теперь с Богом, говоря: ищу лица твоего; Лика Твоего, Господи, буду искать (Псалом XXVII, 8). И приходят Ты, Господи Боже мой, научи мое сердце, где и как оно может искать Тебя, где и как он может найти тебя.
Господи, если тебя здесь нет, где мне искать тебя в отсутствие? Но если ты везде, почему я не видишь тебя в настоящем? Поистине ты живешь в неприступном свете.Но где это неприступный свет, или как мне к нему прийти? Или кто приведет меня к этот свет и в него, чтобы я мог видеть тебя в нем? Опять по каким знакам, под в какой форме я буду искать тебя? Я никогда не видел Тебя, Господи, Боже мой; я не делаю знай свою форму. Что, о Всевышний Господь, сделает этот человек, изгнанный из Тебя? Что сделает раб твой, озабоченный своей любовью к тебе и изгнанный вдаль они сталкиваются? Он задыхается, чтобы увидеть тебя, а твое лицо слишком далеко от него.Он жаждет прийти к тебе, и жилище твое недоступно. Он очень хочет найти ты, и не знает твоего места. Он желает искать тебя, но не знает твоего лицо. Господи, Ты мой Бог, и Ты мой Господь, и я никогда не видел тебе. Это ты одарил меня всеми благословениями, которыми я наслаждаюсь; и не но знаю ли я тебя. Наконец, я был создан, чтобы увидеть тебя, и еще не сделал то, для чего я был создан.
О, жалкое множество людей, когда он потерял то, для чего был создан! О тяжелая и страшная судьба! Увы, что он потерял и что он нашел? Что улетело, а что осталось? Он потерял блаженство, для которого он был создан, и нашел несчастье для чего он не был сделан.То ушло, без чего нет ничего счастливого, и остается то, что само по себе лишь жалко. Человек когда-то ел хлеб ангелов, которых он жаждет сейчас; он ест теперь хлеб печали, чего он тогда не знал. Увы! для траура всего человечества, для всеобщего плач сыновей Аида! Он подавился от сытости, мы вздыхаем от голода. Он был в изобилии, мы умоляем. Он обладал счастьем и с сожалением оставил свое владение; мы страдаем от нужды в несчастьях и чувствуем себя несчастными долго, и, увы! мы по-прежнему пустой.
Почему он не держался нам, когда он мог так легко, то, чей недостаток мы должны чувствовать так тяжело? Почему Он закрыл нас от света и покрыл нас тьмой? С чем с какой целью он украл у нас жизнь и навлек на нас смерть? Несчастные, что мы, откуда мы изгнаны; куда мы едем? Откуда кинули? Куда предан гибели? Из родной страны в изгнание, из видения Бога в нашу настоящую слепоту, от радости бессмертия к горечи и ужас смерти. Жалкий обмен того, как велико добро, на какое великое зло! Тяжелая утрата, тяжкое горе тяжело всей нашей судьбе!
Но увы! жалко, что я Я, один из сыновей Евы, далек от Бога! Что я предпринял? Какие я достиг? Куда я стремился? Как далеко я зашел? К чему Я стремлюсь? Среди каких мыслей я вздыхаю? Я искал благословений, и вот! путаница. Я стремился к Богу и наткнулся на себя. Я искал спокойствия в уединении, и В самых сокровенных мыслях я обнаружил скорбь и горе.Я хотел улыбнуться в радость моего разума, и я вынужден хмуриться печалью моего сердца. Радость на что надеялись, и вот! источник частых взглядов!
И ты, Господи, как длинный? Как долго Ты, Господи, забываешь нас; как долго ты поворачиваешь лицо от нас? Когда ты посмотришь на нас и услышишь нас? Когда ты просветишь наши глаза, и покажи нам свое лицо? Когда ты вернешься к нам? Смотреть на нас, Господь; услышь нас, просвети нас, откройся нам.Вернись к нам, чтобы ему было хорошо с нами, — с собой, без которого нам так плохо. Жалость наши труды и стремления к Тебе, потому что без тебя мы ничего не можем сделать. Ты приглашаешь нас; помоги нам. Умоляю Тебя, Господи, не дай мне терять надежду во вздохах, но может снова вздохнуть с надеждой. Господи, мое сердце ожесточилось своим запустением; умоляю тебя, утешай его своим утешением. Господин, в голоде я начал искать тебя; Умоляю тебя не переставать голодать для тебя.Я пришел к тебе в голоде; позвольте мне не остаться без еды. Я вошел бедность для богатых, в нищете для сострадательных; позволь мне не возвращаться пустым и презирали. И если перед едой я вздыхаю, даруй даже после вздоха то, что Я могу поесть. Господи, я склонился и могу смотреть только вниз; подними меня это Я могу взглянуть вверх. Мои беззакония достигли моей головы; они сокрушают меня; и, как тяжелый груз, они меня прижимают. Освободи меня от них; освободи меня от бремени, чтобы бездна беззаконий не сомкнулась надо мной.
Будь моим взглядом на свет твой даже издалека, даже из глубины. Научи меня видеть тебя и открывать когда я ищу тебя, я не могу искать тебя, если ты не научишь меня, и не найдешь тебя, если не откроешь себя. Позволь мне искать тебя в тоске, пусть я тоскую по Тебе в поисках; позволь мне найти тебя в любви и полюбить тебя в поисках. Господи, я признаю и благодарю Тебя за то, что Ты создал меня в этой своей образ, чтобы я мог помнить о тебе, мог зачать тебя и любить тебе; но этот образ был настолько поглощен и растерян пороками, и затемнен дымом злодеяний, что он не может достичь того, для чего был создан, если только не обновишь его и не сотворишь заново.Не пытаюсь, Господи, проникнуть твоя возвышенность, ибо ни в коем случае не сравнивай мое понимание с этим; но я долго чтобы понять в какой-то мере твою истину, в которую верит и любит мое сердце. Для Я не стремлюсь понять, что я могу верить, но я верю, чтобы понять. Я верю и в это: если я не уверовал, то не понял бы.
В чем разница между готической и романской архитектурой? — Мворганизация.org
В чем разница между готической и романской архитектурой?
Готическая архитектура была предназначена главным образом для того, чтобы церкви выглядели как рай. Готическая архитектура делала церкви яркими, красочными и высокими. Романская архитектура характеризовалась большими внутренними пространствами, цилиндрическими сводами, толстыми стенами и закругленными арками на окнах и дверях.
В чем разница между романской живописью и готической живописью?
Самая большая разница между романским искусством и готическим искусством заключалась в том, что реализм стал более важным в готическом искусстве.Художники использовали в своих картинах более яркие цвета, а также больше света и теней. Другими формами готического искусства были скульптура, изделия из металла, витражи, вышивка, фрески и иллюминированные рукописи.
Каковы пять основных различий между романской и готической архитектурой?
Романский | Готика | |
---|---|---|
Тип арки: | Закругленные арки. | Остроконечные арки. |
Поддержка основного хранилища: | Толстые стены, контрфорсы. | Внешние контрфорсы. |
Clerestory: | Маленькие окна. | Большие витражи. |
Высота: | Горизонтально, скромная высота. | Вертикальный, парящий. |
Чем известен готический стиль архитектуры?
Готическая архитектура, архитектурный стиль в Европе, существовавший с середины 12-го до 16-го века, особенно стиль каменного здания, характеризующийся пещерными пространствами с просторными стенами, разбитыми наложенным узором.
Что делает готическую архитектуру уникальной?
Хотя готический стиль может варьироваться в зависимости от местоположения, возраста и типа здания, он часто характеризуется пятью ключевыми архитектурными элементами: большими витражами, остроконечными арками, ребристыми сводами, аркбутанами и декоративным декором.
Кто самый известный готический архитектор?
Собор Флоренции, более известный как Дуомо, знаменит своим невероятным куполом, построенным Филиппо Брунеллески. Строительство началось в 1296 году в готическом стиле, но строительство было завершено только в 1436 году.
На что вдохновляла готическая архитектура?
Города-государства и феодальные королевства были разбросаны по Европе, и власть католической церкви продолжала расти в готическую эпоху. Архитектура, которая повлияла на готический период, опиралась на ряд влияний, включая романский, византийский и ближневосточный.
Где развился готический стиль архитектуры?
Франция
Какие стили готической архитектуры преобладали?
Готическая архитектура характеризуется ребристым сводом, остроконечной аркой и аркбутанами.С середины 12 века до конца 16 века этот архитектурный стиль процветал в период высокого и позднего средневековья.
В чем заключается послание высокой готики?
Гораздо более шумный, чем ранний романский, стиль высокой готики использует витражи и скульптуру как для распространения послания, так и для воссоздания аллегорических чтений, а также для раскрытия ритуала Марии, столь важного в цистерцианской традиции, и просто для усиления красоты и красоты. эффект зданий через горгульи…
Нотр-Дам — высокая готика?
Нотр-Дам де Пари, также называемый Собором Нотр-Дам, соборная церковь в Париже.Это самый известный из готических соборов средневековья, который отличается своими размерами, древностью и архитектурным интересом.
Что выражает романская архитектура в готической архитектуре?
Романская архитектура — архитектурный стиль средневековой Европы, характеризующийся полукруглыми арками. В XII веке он перерос в готический стиль, отмеченный остроконечными арками.
Как строились готические соборы?
Сначала были построены стены и столбы, деревянные леса и крыша.Как только крыша была установлена, а стены укреплены контрфорсами, можно было начинать строительство сводов. Одним из самых сложных шагов было строительство ребристых сводов, которые покрывали неф и хор.
Зачем строили готические соборы?
Первоначальный готический стиль был разработан, чтобы внести солнечный свет в жизнь людей, особенно в их церкви. Готика выросла из романского архитектурного стиля, когда процветание и относительный мир позволили в течение нескольких веков культурного развития и великих строительных проектов.
Прага в романском стиле — Livingprague.com
Пражская романская архитектура (или нормандская)
Если вы из Англии, то вы можете увидеть образцы романской архитектуры в большинстве крупных городов. Просто мы не называем это романским, мы называем его «нормандским», так что вы живете примерно в период между 800 и 1150 годами.
Ротонда святого Мартина в ВышеградеЗнаки пражской романской архитектуры (которую также можно назвать Второй романской) включают:
- Римская полукруглая арка
- очень толстые стены
- облицованный камень
- паховые своды (для аркад)
- цилиндрические своды (для крыш)
- ротонда
- аркады
- большие башни
- , обращенные на запад большие фрески
Термины «массивный» и «монументальный» часто ассоциируются с этим периодом. Конструкция может быть симметричной, но не обязательно. Украшение может иметь влияние византийской мозаики, но, опять же, не обязательно (помните, что романский период Праги совпадает с крестовыми походами). Цель толстых стен заключалась в том, чтобы выдержать вес остальной части конструкции, но твердый камень был бы слишком тяжелым для обработки, поэтому стены романского сооружения обычно представляют собой двойную оболочку с заполнением между ними. Это означает, что если есть какие-то окна, они обычно очень маленькие.Несущие стены работают только в том случае, если здание узкое, в противном случае для поддержки крыши требуются массивные центральные каменные «барабанные» колонны или «аркады» (где уложены римские полукруглые арки).
Это действительно был первый стиль в Центральной Европе (в Западной Европе был дороманский период Каролингов), который был архитектурно достаточно сильным, чтобы спроектировать большие здания, и, поскольку наиболее важными зданиями того времени были церкви, неудивительно, что это примеры которые остаются сегодня. Термин «нео» употреблять в романском стиле неправильно. Правильный термин — «Возрождение». Вы можете быть удивлены, узнав, что Музей естественной истории в Лондоне является примером здания в стиле романского возрождения (1879 г.).
Достопримечательности в пражской романской архитектуре
Если вы хотите увидеть лучший образец романской пражской архитектуры, отправляйтесь в Пражский Град и проведите некоторое время в базилике Святого Георгия Св. Георгия . Цокольный этаж Старого Королевского дворца на Пражском Граде также выполнен в романском стиле.Единственные другие видимые романские пражские строения — это ротонды церкви Св. Лонгина (у Степанской в Новом городе), св. Мартина (Вышеград — на фото вверху) и Святого Креста (пересечение улиц Конвиктска и Каролины Светле).
Это знак удачи района: если там сохранилась романская церковь, то это обычно означало, что этот район обеднел в готический период, так как никакая реконструкция не проводилась. В случае с Прагой в романском стиле базилика Святого Георгия осталась нетронутой, так как началась работа над новым готическим Собором Святого Вита .
Архитектурный тур по Праге
Я так долго читал, изучал и представлял архитектурные детали города, что решил предложить специализированный тур. Это в основном для людей, которые хотят понять, почему центральная часть Праги выглядит именно так. Узнайте больше о архитектурном туре по Праге .
Следующая эпоха — GOTHIC
Романская архитектура и искусство: романское искусство
Искусство романского периода характеризовалось важным возрождением монументальных форм, особенно скульптуры и фресковой живописи, которые развивались в тесной связи с архитектурным декором и демонстрировали мощное и часто строго структурное качество .В то же время на первый план вышел элемент реализма, параллельный первому расцвету народной литературы. Это было выражено в терминах прямого и наивного наблюдения определенных деталей, взятых из повседневной жизни, и повышенного внимания к эмоциям и фантазиям. Во многих аспектах своей богатой образности романское искусство зависело от наследия античности и раннего средневекового искусства, в то время как престиж византийского искусства оставался высоким в глазах Запада. Паломничества и крестовые походы способствовали беспрецедентному расширению формального словарного запаса за счет развития более тесных контактов между региональными культурами и отдаленными народами.
Первые важные памятники романской скульптуры были созданы в последнее десятилетие 11 века. и первые десятилетия XII в. Основным источником художественного покровительства были монастырские учреждения, для которых скульпторы выполнили большую рельефную резьбу для украшения церковных порталов и богато украшенных капителей монастырей. Романская скульптура произвела искусство необычайной орнаментальной сложности, экстатического выражения и изобилующего, казалось бы, бесконечными комбинациями зооморфных, растительных и абстрактных мотивов.
Во Франции темы, изображенные на тимпанах таких церквей, как Муассак, Везеле и Отен, подчеркивали устрашающее величие Христа как правителя и судьи вселенной. Они часто изображали ужасающие зрелища ада. Английская скульптура проявила тенденцию к геометрическому орнаменту. Однако с появлением в Англии континентальных влияний в середине 12 в. также появились ужасные исполнения Страшного суда , , например, в соборе Линкольна. В отличие от демонической природы и анимации скульптуры во Франции и Англии, на севере Италии утверждались более массивные и тяжеловесные фигуры, с повествовательными рельефами из Бытие , разработанными Вилигельмо в Модене и Никколо в Вероне.
Еще одним аспектом романского возрождения было производство металлических изделий, многие выдающиеся образцы которых, такие как распятия, реликварии и подсвечники, до сих пор хранятся в церковных сокровищницах. Наиболее продуктивными центрами этого искусства были регионы, прилегающие к рекам Рейн и Маас, где искусство литья из бронзы достигло уровня технического мастерства, достаточного для выполнения работ значительных размеров. Выдающийся образец бронзового литья Мосана — купель св.Бартелеми в Льеже, большое судно, поддерживаемое 12 волами и украшенное рельефными сценами, выполненное Райнером де Ги между 1107 и 1118 годами. Именно в этот период Лимож в центральной Франции стал чрезвычайно активным центром производства изделий из металла. , специализирующаяся на эмалированных работах.
Фресковая живопись более пострадала от случайностей времени, но сохранилось несколько больших циклов, а также множество других фрагментов романской настенной живописи. Большие и относительно непрерывные пространства стен в романских зданиях представляли собой отличную почву для работы художника, а основные формы романской фресковой живописи, как правило, монументальны по масштабу и смелые по колористическому эффекту.Среди выдающихся примеров этого искусства до сих пор в значительной степени сохранились циклы Сен-Савена на западе Франции и Сант-Анджело ин Формис на юге Италии.
Рукописная иллюминация романского периода характеризовалась значительным расширением традиционного фонда живописных изображений, хотя с точки зрения общего исполнения и каллиграфического качества романские иллюминированные книги часто демонстрируют некоторую небрежность и недостаток изысканности. Псалтырь, как и в раннем средневековье, продолжал оставаться наиболее читаемым томом для религиозного использования, и были выполнены многочисленные роскошно освещенные копии этого произведения.Романский скрипторий также издавал большие издания Библии, часто доходившие до нескольких томов. Прекрасным примером такого произведения является Винчестерская Библия, написанная на протяжении нескольких поколений и украшенная многочисленными сценами из Ветхого и Нового Заветов. Романские рукописи оживлены тщательно продуманными и весьма изобретательными начальными буквами, которыми художники этого периода изощряли свое стремление к богатой орнаментальной экспозиции.