Стиль Романтизм в живописи. Представители романтизма и известные картины
Художники в своих сюжетах начали основываться на романах той эпохи, черпая в них вдохновение, и именно поэтому герои картин так напоминали литературных героев.
История возникновения и определение
Романтизм, прежде всего, обращается к эмоциям зрителя, поэтому персонажи далеки от сухого идеала и статичности. Зачастую, это личность, борющаяся со стихией или охваченная сильными чувствами. Необузданность природы, бури и грозы — вот то, что восхищало художников, писавших картины в этом стиле.
Основоположники
Его яркими представителями стали: Гойя, Брюллов, Тёрнер, Жерико, Лессинг, Бирштадт, Чёрч, Сент-Эвр и другие.
Конечно же, становление нового направления шло в постоянной полемике с представителями классицизма, проповедовавших идеализацию героев, их холодную рассудительность и непогрешимость, тогда как работы романтиков отличались внутренней борьбой, патетикой, нервными порывами. Они не боялись темной стороны человеческой натуры и старались исследовать ее также, как и человеческое стремление к свету.
Теодор Жерико стал именно тем художником, кому удалось добиться закрепления романтизма, как нового направление в живописи.
Самым же ярким и успешным среди романтиков, безусловно, оказался Эжен Делакруа.
Романтизм в живописи XIX века в России
А его знаменитый портрет «Всадница» и удивительное полотно «Итальянское утро» , как и фантастический в своей эмоциональной насыщенности «Последний день Помпеи» пополнили мировой фонд живописи в качестве безусловных шедевров.
О. Кипренский — один из лучших представителей эпохи романтизма и неподражаемый портретист этого жанра: ему удавалось оживить даже строгие официально-парадные портреты. А полотна его наполнены жизненной энергией, эмоциями и естественностью.Его кисти принадлежат портреты Пушкина и Жуковского, написанные по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
В. Тропинин, создавший портрет «Старуха с курицей» и «Голова мальчика», воспел личности представителей простой деревенской жизни, раскрыв глубину характера и духовную составляющую крестьян.В чем разница между романтизмом и реализмом
Романтизм же полагается, в основном, на чувства, которые испытает зритель. Поэтому романтики зачастую прибегали к довольно фантастичным сюжетам в ущерб их реалистичности, включая искажение законов перспективы и физических свойств предметов. Например, «Смерть Сарданапала» кисти Э. Делакруа, где все персонажи переплетены и раскиданы по полотну в безумном вихре, полотно У. Тёрнера «Последний рейс корабля «Отважный» с его тяжелым неестественным небом, и, конечно же, Ф. Гойя с его фантасмагорическими сюжетами и персонажами.
Зарубежные представители романтизма
Русские представители романтизма
Романтизм в живописи: цели художники картины
Романтизм в живописи – философское и культурное направление в искусстве Европы и Америки конца 18 – первой половины 19 веков. Основой для развития стиля послужил сентиментализм в литературе Германии – родины романтизма. Развивалось направление в России, Франции, Англии, Испании и других европейских странах.
Оглавление
История
Несмотря на ранние попытки пионеров – Эль Греко, Эльсхаймера и Клода Лоррена, стиль, который мы знаем как романтизм, не наберет силу практически до конца 18 века, когда героический элемент неоклассицизма получил главную роль в искусстве того времени. Картины стали отображать героически-романтический идеал, основанный на романах того времени. Этот героический элемент в сочетании с революционным идеализмом, эмоциональностью, возник в результате Французской революции в качестве реакции против сдержанного академического искусства.
Маньеризм как стиль в живописи
После Французской революции 1789 года, значительные социальные изменения произошли в течение нескольких лет. Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. Когда лидеры встретились на Венском конгрессе, чтобы продумать план реорганизации европейских дел после наполеоновских войн, стало ясно, что надежды народов на свободу и равенство не были реализованы. Тем не менее, в течение этих 25 лет сформировались новые идеи, которые укоренились в сознании людей во Франции, Испании, России, Германии.
Уважение к личности, которая уже была ключевым элементом в неоклассической живописи, развивалось и укоренялось. Картины художников выделялись эмоциональностью, чувственностью в передаче изображения личности. В начале 19 века, различные стили стали проявлять черты романтизма.
Цели
Догматы и цели романтизма включали:
- Возвращение к природе — примером чего является акцент на спонтанности в живописи, что демонстрируют картины;
- Вера в доброту человечества и лучшие качества личности;
- Справедливость для всех – идея была распространена в России, Франции, Испании, Англии.
Твердое убеждение в силе чувств и эмоций, которые доминируют над разумом и интеллектом.
Абстракционизм как стиль в живописи
Особенности
Характерные черты стиля:
- Идеализация прошлого, доминирование мифологической тематики стала ведущей линией в творчестве 19 века.
- Отказ от рационализма и догм прошлого.
- Повышенная выразительность при помощи игр света и цвета.
- Картины передавали лирическое виденье мира.
- Повышение интереса к этническим темам.
Романтичные художники и скульпторы, как правило, выражают эмоциональную реакцию на личную жизнь, в отличие от сдержанности и универсальных ценностей, пропагандируемых неоклассическим искусством. 19 век стало началом развития романтизма и в архитектуре, что подтверждают изысканные викторианские строения.
Основные представители
Среди величайших живописцев-романтиков 19 века были такие представители И.Фюссли, Франсиско Гойя, Каспар Давид Фридрих, Джона Констебль, Теодор Жерико, Эжен Делакруа. Романтическое искусство не вытесняло неоклассический стиль, а функционировало как противовес догматичности и жесткости последнего.
Романтизм в русской живописи представлен работами В.Тропинина, И.Айвазовского, К.Брюллова, О.Кипренского. Живописцы России стремились передать природу максимально эмоционально.
Предпочтительным жанром среди романтиков был пейзаж. Природа рассматривалась как зеркало души, в Германии она также рассматривается как символ свободы и безграничности. Изображения людей художники помещают на фоне сельской местности или городского, морского пейзажа. В романтизме в России, Франции, Испании, Германии изображение человека не доминирует, а дополняет сюжет картины.
Дадаизм как стиль в живописи
Популярны ванитас мотивы, такие как мертвые деревья и заросшие руины, символизирующие быстротечность и конечную природу жизни. Подобные мотивы имели место ранее в барочном искусстве: художники заимствовали работу со светом и перспективой в подобных картинах у барочных живописцев.
Цели романтизма: художник демонстрирует субъективный взгляд на объективный мир, и показывает картину, отфильтрованную через его чувственность.
В разных странах
Немецкий романтизм 19 века (1800 — 1850)
В Германии молодое поколение художников реагировало на меняющиеся времена процессом самоанализа: они отступили в мир эмоций, их вдохновляли сентиментальные стремления к идеалам прошлых времен, в первую очередь, средневековой эпохи, которая в настоящее время рассматривается как время, в котором люди жили в гармонии с собой и миром. В этом контексте, картины Шинкеля, например, «Готический собор на воде», являются репрезентативными и характерными для периода.
По тяге к прошлому романтические художники были очень близки к неоклассицистам, за исключением того, что их историзм критиковал рационалистические догмы неоклассицизма. Неоклассические художники ставили такие задачи: смотрели в прошлое, чтобы оправдать их нерациональность и эмоциональность, сохраняли академические традиции искусства в передаче реальности.
Сюрреализм как стиль в живописи
Испанский романтизм 19 века (1810 — 1830)
Франсиско де Гойя был бесспорным лидером романтического движения искусства в Испании, его картины демонстрируют характерные черты: склонность к иррациональности, фантазии, эмоциональность. К 1789 году, он стал официальным живописцем испанского королевского двора.
В 1814 году в честь испанского восстания против французских войск в Пуэрта-дель-Соль, Мадрид, и расстрела безоружных испанцев, подозреваемых в соучастии, Гойя создал одну из его величайших шедевров – «Третье мая». Известные работы: «Бедствия войны», «Капричос», «Маха обнаженная».
Французский романтизм 19 века (1815 — 1850)
После наполеоновских войн Французская республика вновь стала монархией. Это привело к огромному толчку романтизма, которое до сих пор сдерживалось доминированием неоклассиков. Французские художники эпохи романтизма не ограничивали себя пейзажным жанром, они работали в жанре портретного искусства. Наиболее яркие представители стиля – Э.Делакруа и Т.Жерико.
Романтизм в Англии (1820 – 1850)
Теоретиком и наиболее ярким представителем стиля был И.Фюсли.
Джон Констебль принадлежал к английской традиции романтизма. Эта традиция была в поиске баланса между глубокой чувствительностью к природе и прогрессом в науке живописи и графике. Констебль отказался от догматичного изображения природы, картины узнаваемы, благодаря использованию для передачи реальности цветовых пятен, что приближает творчество Констебля к искусству импрессионизма.
История готического стиля в живописи
Картины Уильяма Тернера, одного из величайших английских художников романтизма, отображают тягу к наблюдению природы как одному из элементов творчества. Настроение его картин создается не только тем, что он изобразил, но и тем, как художник передал цвет и перспективу.
Значение в искусстве
Романтический стиль живописи 19 века и его особые черты стимулировали появление многочисленных школ, таких как: Барбизонская школа, пленэрной ландшафтов, в Нориджская школа пейзажистов. Романтизм в живописи повлиял на развитие эстетизма и символизма. Самые влиятельные живописцы создали движение прерафаэлитов. В России и странах Западной Европы романтизм оказал влияние на развитие авангарда и импрессионизма.
Романтизм | Определение, характеристики, художники, история, искусство, поэзия, литература и музыка
Романтизм , отношение или интеллектуальная ориентация, которые характеризовали многие произведения литературы, живописи, музыки, архитектуры, критики и историографии в западной цивилизации в период от конец 18-середина 19 века. Романтизм можно рассматривать как отказ от заповедей порядка, спокойствия, гармонии, баланса, идеализации и рациональности, характерных для классицизма в целом и неоклассицизма конца 18 века в частности. Это было также в некоторой степени реакцией против Просвещения и против рационализма 18-го века и физического материализма в целом. Романтизм подчеркивал индивидуальное, субъективное, иррациональное, образное, личное, спонтанное, эмоциональное, призрачное и трансцендентное.
Путешествие на рубеж 19-го века, чтобы познакомиться с романтическим музыкальным, литературным и художественным движением
Среди характерных взглядов романтизма были следующие: более глубокое понимание красоты природы; общее возвышение эмоций над разумом и чувств над интеллектом; обращение к себе и усиленное исследование человеческой личности, ее настроений и умственных способностей; озабоченность гением, героем и исключительной фигурой в целом и сосредоточенность на его или ее страстях и внутренней борьбе; новый взгляд на художника как на в высшей степени индивидуального творца, для которого творческий дух важнее строгого соблюдения формальных правил и традиционных процедур; акцент на воображении как на вратах к трансцендентному опыту и духовной истине; навязчивый интерес к народной культуре, национальным и этническим культурным истокам, средневековью; и пристрастие к экзотическому, отдаленному, таинственному, сверхъестественному, оккультному, чудовищному, болезненному и даже сатанинскому.
Собственно романтизму предшествовало несколько родственных событий середины 18 века, которые можно назвать преромантизмом. Среди таких тенденций была новая оценка средневекового романа, от которого романтическое движение получило свое название. Роман представлял собой рассказ или балладу о рыцарских приключениях, в которых акцент на индивидуальном героизме, экзотике и таинственности резко контрастировал с элегантной формальностью и искусственностью преобладающих форм классической литературы, таких как французская неоклассическая трагедия или английское героическое двустишие. в поэзии. Этот новый интерес к относительно простым, но откровенно эмоциональным литературным выражениям прошлого должен был стать доминирующей нотой романтизма.
Романтизм в английской литературе начался в 1790-х годах с публикации
Вторая фаза романтизма, охватывающая период примерно с 1805 по 1830-е годы, была отмечена ускорением культурного национализма и новым вниманием к национальному происхождению, о чем свидетельствуют сбор и имитация местного фольклора, народных баллад и поэзии, народный танец и музыка, и даже ранее игнорировавшиеся средневековые и ренессансные произведения. Возрожденное историческое понимание было переведено в творческое письмо сэром Вальтером Скоттом, которого часто считают изобретателем исторического романа. Примерно в это же время английская романтическая поэзия достигла своего апогея в произведениях Джона Китса, лорда Байрона и Перси Биши Шелли.
Заметным побочным продуктом романтического интереса к эмоциональному были работы, посвященные сверхъестественному, странному и ужасному, как, например, «
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасК 1820-м годам романтизм распространился на литературу почти всей Европы. На этом более позднем, втором этапе движение было менее универсальным по своему подходу и больше концентрировалось на изучении исторического и культурного наследия каждой нации, а также на изучении страстей и борьбы исключительных личностей. Краткий обзор писателей-романтиков или писателей, находившихся под влиянием романтиков, должен включать Томаса Де Куинси, Уильяма Хэзлитта и Шарлотту, Эмили и Энн Бронте в Англии; Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Альфонс де Ламартин, Альфред де Мюссе, Стендаль, Проспер Мериме, Александр Дюма и Теофиль Готье во Франции; Алессандро Манцони и Джакомо Леопарди в Италии; Александр Пушкин и Михаил Лермонтов в России; Хосе де Эспронседа и Анхель де Сааведра в Испании; Адам Мицкевич в Польше; и почти все важные писатели Америки до Гражданской войны.
Изобразительное искусство
В 1760-х и 1770-х годах ряд британских художников дома и в Риме, в том числе Джеймс Барри, Генри Фузели, Джон Гамильтон Мортимер и Джон Флаксман, начали рисовать предметы, которые противоречили строгим правилам приличия. и классическая историко-мифологическая тематика традиционного изобразительного искусства. Эти художники предпочитали причудливые, патетические или экстравагантно-героические темы и определяли свои образы напряженным линейным рисунком и смелыми контрастами света и тени. Уильям Блейк, другой выдающийся английский художник раннего романтизма, развил свои собственные мощные и уникальные визионерские образы.
В следующем поколении великий жанр английской романтической пейзажной живописи появился в работах Дж.М.В. Тернер и Джон Констебл. Эти художники подчеркивали преходящие и драматические эффекты света, атмосферы и цвета, чтобы изобразить динамичный мир природы, способный вызывать благоговение и величие.
Во Франции главными художниками раннего романтизма были барон Антуан Гро, написавший драматические картины современных событий наполеоновских войн, и Теодор Жерико, чьи изображения индивидуального героизма и страданий в 900-х гг.0013 «Плот Медузы» и его портреты душевнобольных по-настоящему положили начало движению около 1820 года. Величайшим французским художником-романтиком был Эжен Делакруа, известный своей свободной и выразительной манерой письма, богатым и чувственным использованием цвета, своей динамичностью. композиции, а также его экзотические и авантюрные темы, начиная от жизни арабов в Северной Африке и заканчивая революционной политикой дома. Поль Деларош, Теодор Шассерио и, иногда, Жан-Огюст-Доминик Энгр представляют последнюю, более академическую фазу романтической живописи во Франции. В Германии романтическая живопись приобрела символический и аллегорический подтекст, как в работах Филиппа Отто Рунге. Каспар Давид Фридрих, величайший немецкий художник-романтик, писал устрашающе безмолвные и суровые пейзажи, которые могут вызвать у смотрящего чувство тайны и религиозного благоговения.
Романтизм выражался в архитектуре прежде всего через подражание старым архитектурным стилям и через эксцентричные здания, известные как «безумия». Средневековая готическая архитектура обратилась к романтическому воображению в Англии и Германии, и этот возобновившийся интерес привел к готическому возрождению.
Что такое романтизм? Изучение движения XIX века
Каспар Давид Фридрих, «Странник над морем тумана», ок. 1818 г. (Фото: Wikimedia Commons Public Domain)
На протяжении всей истории искусства многие основные направления в искусстве возникали в ответ на существующие художественные подходы. Живопись прерафаэлитов, например, родилась из неприязни к Ренессансу, в то время как художники рококо основывались на богатстве искусства барокко. Хотя это явление проявлялось снова и снова, оно достигло пика с появлением романтизма , движения начала 19-го века, которое отвергло формальность неоклассицизма и вместо этого приняло эмоции.
Сегодня романтический жанр в основном ассоциируется с масштабными картинами. Тем не менее, это движение повлияло на несколько дисциплин и направлений исследований, кульминацией которых стало наследие, очевидное в изобразительном искусстве и за его пределами.
Что такое Романтический период?
Эжен Делакруа, «Свобода, ведущая народ», 1830 г. (Фото: Wikimedia Commons Public Domain)
Романтизм был культурным движением, возникшим примерно в 1780 году. До своего возникновения неоклассицизм доминировал в европейском искусстве 18-го века, для которого характерны акцент на классические темы, интерес к эстетической строгости и идеи, соответствующие Просвещению , интеллектуальной , философское и литературное движение, которое делало акцент на личности.
В то время как романтические деятели соглашались с интересом Просвещения к индивидуализму, они уклонялись от его рационализма. Их подход сильно отличался от неоклассиков, которые были известны своей дидактической историей. Вместо того чтобы оглядываться на классические модели, такие художники, как Джозеф Мэллорд Уильям Тернер , Эжен Делакруа , Теодор Жерико , Франсиско Гойя и Каспар Давид Фридрих , черпали вдохновение в собственном воображении. Этот интроспективный подход позволил создать форму искусства, которая преимущественно исследовала духовную сторону человечества, величие природы и, прежде всего, плоды личной свободы.
«Если под «романтизмом» разуметь свободное проявление моих личных побуждений, дистанцирование от правил, установленных в школах, и мое отвращение к рецептам академии, — заметил Делакруа, — то должен признаться, что не только я романтиком я был с 15 лет».
Романтические картины
«Вредители, побережье Нортумберленда», ок. 1834 г. (Фото: Wikimedia Commons Public Domain)
Как правило, художники-романтики работали в одной среде: красках. В частности, в первые годы движения эти деятели преимущественно занимались пейзажной живописью. Жанр романтического пейзажа был впервые создан Дж. М. У. Тернером, британским художником-маслом, акварелистом и гравером. В начале своей карьеры Тернер был связан с неоклассическим движением, но поездка в швейцарскую сельскую местность пробудила художественный интерес к природе, который материализовался как творческий и нетрадиционный подход к живописи.
«Мастер истории, пейзажной и морской живописи, он бросил вызов стилю старых мастеров, став первопроходцем в технике и сюжете», — поясняет Тейт Британия. «Тернер часто шокировал своих современников своей свободной манерой письма и яркой цветовой палитрой, изображая развитие современного мира в отличие от любого другого художника того времени».
Эмоциональный стиль Тернера проложил путь другим художникам, в том числе Джону Констеблу и Каспару Дэвиду Фридриху, чьи впечатляющие картины исследуют отношения между людьми и их возвышенным окружением. Однако работы Тернера также вдохновляли романтиков, которые не специализировались на пейзажах, таких как французские художники Эжен Делакруа и Теодор Жерико. Как и Тернер, эти персонажи использовали выразительную кисть, чтобы усилить драматизм своих остросюжетных картин, в том числе Свобода, ведущая народ и Плот Медузы соответственно.
Сосредоточив внимание на эмоциях и свободном самовыражении художника, эпоха романтизма позволила этим художникам освободиться от классических правил искусства. Идея о том, что художник — это гений, способный создавать искусство «из ничего», используя только собственное творческое мышление, имела первостепенное значение для романтизма. Эту концепцию лучше всего сформулировал поэт и критик Шарль Бодлер, написавший в 1846 году: «Романтизм заключается не в выборе темы и не в точной истине, а в способе чувства».
Другие дисциплины
стоковых фото от Martin Sun/Shutterstock
В то время как большинство романтиков занимались живописью, некоторые баловались скульптурой. Среди наиболее известных из этих художников — Франсуа Руд , французский скульптор, создавший Марсельезу , группу рельефов на Триумфальной арке в Париже. Однако, помимо живописи, романтизм добился большей части своего успеха за пределами изобразительного искусства.
Некоторые из самых известных композиторов 18 и 19 веков работали в романтическом стиле. К ним относятся Людвиг ван Бетховен , который также работал в предшествующий классический период, а также Петр Ильич Чайковский , Франц Лист и Рихард Вагнер . Точно так же романтические интересы процветали в области литературы, особенно в поэзии. Английские поэты, такие как Уильям Блейк , Уильям Вордсворт и Сэмюэл Тейлор Кольридж , вели путь со своими чувственными письменными произведениями.
Романтическое движение также затронуло больше академических дисциплин, включая образование, а также социальные и естественные науки. В любом случае романтизм бросил вызов ведущим интеллектуальным идеям того времени, достигнув высшей точки в период, не похожий ни на один другой. «В романтизме было что-то новаторское — почти революционное», — говорят в Национальном фонде. «Это означало разрыв с прошлым и сознательный отход от идей и традиций Просвещения. При этом романтизм коренным образом изменил преобладающее отношение к природе, эмоциям, разуму и даже к личности».
Наследие романтизма
В середине 19 века круговорот истории искусств продолжился, и художники начали реагировать на идеи, связанные с романтизмом. Этот сдвиг в интересах завершился появлением реализма, французского движения, которое представило идею средних людей из рабочего класса, современных условий и повседневных сцен как достойных художественных объектов.
Хотя в период своего расцвета период романтизма длился не более 50 лет, движение остается выдающимся произведением истории искусства. Сегодня романтические картины Делакруа и Жерико входят в число самых ценных шедевров Лувра; Гойя широко считается последним старым мастером и первым из современных художников, что делает его одним из самых важных художников Испании; и, возможно, самое главное, любовь романтиков к природе помогла вдохновить современный энвайронментализм.