художественные объединения Абрамцево и Талашкино
Русский модерн отличался своей эклектичностью: он совмещал неоклассицизм, необарокко и неорусский стили. Познакомимся с русскими модернистами.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все урокиАвтор урока
Ольга ХлопонинаКандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета
1. Михаил Врубель. Портрет Саввы Мамонтова, 1897
2. Мастерская в Абрамцево
3. Елена Поленова. Полка, мастерская в Абрамцево, 1885
4. Церковь Спаса Нерукотворного, арх. П. Самарин, эскиз В. Васнецов, Абрамцево, 1880-е
5. Сергей Малютин. Храм Святого Духа, художник Николай Рерих, Талашкино, 1900–1915
7. Русский павильон на Всемирной выставке в Чикаго, 1893
8. Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Нижинского «Послеполуденный отдых фавна», 1912
9. Август Маке. Русский балет, 1912
10. Георгий Якулов. Макет сцены к балету «Стальной скок». 1927
Поговорим о русском модерне. Для начала попытаемся определить его особенности.
Вот что надо знать 👇
💡 У русского модерна были те же черты, что у европейского:
▪️ Чувство органического единства мира.
▪️ Поэтизация действительности.
▪️ Использование традиционных мифологических
сюжетов и мифотворчество.
▪️ Декоративность и стилизация природных форм.
🧩 В России модерн особенно эклектичен. Его черты смешались с неоклассицизмом, необарокко и неорусским стилем. Отказ от «европеизма» в России начался еще при Николае I. При Николае II в моду вошли костюмированные балы в стиле допетровской Руси.
Федор Шехтель тяготел к неоготике, а потом — к Чарльзу Макинтошу.Центрами неорусского модерна были два творчески-художественных объединения: Абрамцево и Талашкино 👇
▪️ Абрамцево. Кружок купца и мецената Саввы Мамонтова, в котором собирались крупнейшие художники своего времени — Репин, Васнецов, Поленов, Врубель, Серов. Там же открыли мастерские, чтобы восстановить традиционные русские ремесла. Мебель по эскизам Елены Поленовой пользовалась большим успехом.
▪️ Талашкино. Здесь княгиня Мария Тенишева организовала более серьезное производство — с более широким сбытом, выставками, крупными продажами. Здесь удалось воссоздать технику выемчатой эмали — сама Тенишева в 1916 году защитила в Московском археологическом институте диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация». В Талашкине также бывали и работали крупные живописцы — Сергей Малютин, Михаил Врубель, Николай Рерих, Александр и Альберт Бенуа, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Илья Репин.
✍️ Влияние европейской традиции выразилось в объединении «Мир искусства». Здесь правили бал Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст, Сергей Дягилев. Европейская традиция большей частью опиралась на символизм: мистическое содержание, стремление уйти от действительности и одновременно показать связь с ней. С одной стороны художники уходили в прошлое и миф, с другой — меняли настоящее: начали создавать индивидуальные декорации к каждому спектаклю, много внимания уделяли оформлению книг, их иллюстрациям.
👏 В Европе возникла мода на русский модерн. Это было связано с яркими русскими павильонами на всемирных выставках, а также с триумфальными гастролями труппы Дягилева.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться 1. Илья Репин. Портрет княгини М. К. Тенишевой
2–3. Карикатуры на Марию Тенишеву и близких к ней художников
1. Михаил Врубель. Демон сидящий, 1890
2. Николай Рерих. Помни!, 1924
3. Валентин Серов. Похищение Европы, 1910
4. Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет, 1909
5. Михаил Врубель. Камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» в доме Бажанова, 1908
6. Особняк Листа, арх. Лев Кекушев, Москва, 1899
7. Елисеевский магазин, арх. Гавриил Барановский, Санкт-Петербург, 1903 год
8. Набор для вина, эскиз Елизаветы Бём, Дятьковский завод, конец 19 века
Теперь посмотрим на то, как русский модерн проявился в разных видах искусства.
🎨 Главные направления живописи модерна
💭 Переосмысление русского религиозного искусства в сочетании с художественными поисками в философско-эстетическом ключе. Представители: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Михаил Нестеров, Николай Рерих.
🖼 Реалистическая линия. Представители: Валентин Серов — его «Портрет Иды Рубинштейн» и «Похищение Европы» несут в себе черты модерна, ранний Виктор Васнецов, Александр Головин, Елена Поленова, Зинаида Серебрякова.
👨🎨 Все художники были универсалами, как это принято в модерне. Они иллюстрировали книги, делали эскизы церквей, теремов, интерьеров, мебели и светильников, создавали различный декор — работали во всех видах декоративно-прикладного искусства.
🏠 Архитектура русского модерна имела общие черты, ориентировалась на европейские образцы и заимствовала их традиции. Тем не менее, можно условно выделить питерский и московский модерн.
▪️ Питерцы застраивали город, не нарушая плана, дома были больше классические, монументальные. А вот декор был уже модерновый, изогнутый. Архитекторы: Эрнест Виррих, Мариан Лялевич, Федор Лидваль, Станислав Бржозовский, Михаил Гейслер.
▪️Москвичи строили алогично и довольно хаотично, более фантазийными были и сами архитектурные объемы зданий. Архитекторы: Владимир Шервуд, Адольф Эрихсон, Роман Клейн, Лев Кекушев, Федор Шехтель.
⚒ Другие проявления модерна
🪑 Мебель в стиле модерн производили на мануфактуре братьев Мельцеров.
✨ Витражей было мало: не подходящий климат. Постепенно они превратились во внутренние панно на глухой стене. Эскизы для них делали Врубель, Шехтель, Кекушев, Рерих.
💍 Ювелирные изделия в стиле модерн производил Михаил Перхин, работавший на Фаберже.
курс Level One
Коллекция Морозовых в Пушкинском: мини-курс перед выставкой
За две лекции разберем главные шедевры из коллекции братьев Морозовых перед большой выставкой в Пушкинском. С Анастасией Мамаевой обсудим работы Серова, Сурикова, Васнецова и других русских художников, а Алиной Аксёновой поговорим о зарубежных мастерах — Пикассо, Моне, Матиссе, других импрессионистах и постимпрессионистах.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
1300₽
650₽
подробнее о курсе
вчера, сегодня, завтра « DOM&Интерьер
На рубеже XIX–XX веков, сначала в Европе, а затем и в России, повсеместно начинает звучать слово «modern», обозначившее новые тенденции в застройке городов и в архитектуре и давшее имя новому стилю. «Модерн» – значит «современный», а основатели и идейные вдохновители попытались придать ему еще и значение своевременного явления и стиля. Более века спустя, модерн не утратил своей актуальности и в наши дни продолжает оставаться одним из самых значимых и часто цитируемых стилей в архитектуре.
Модерн воплощал в себе переосмысленное европейское искусство, эстетическое обобщение опыта человечества, синтез различных исторических традиций, наложенных на идею прогресса и целесообразности. Безусловными законодателями модерна стали архитекторы Бельгии, Австрии и Германии, идеи которых, как и многие иные достижения Европы, проникли в Россию, но в нашей стране этот стиль переродился и зажил своей, далекой от изначальных канонов жизнью. Ранний модерн в нашей стране стал воплощением фантастических идей о городе-мечте и настойчивым поиском большого стиля. Этот период характеризуется стремлением индивидуально выделиться и неповторимо себя проявить, причем широкое понимание архитектуры и стиля располагало к этому.
В период раннего модерна приоритетным типом зданий становятся особняки, внешняя и внутренняя форма которых неповторимы и символичны: Дом Игумнова на Большой Якиманке (архитектор Н. Позднеев), дом А. Морозова на Воздвиженке (архитектор В. Мазырин), дом Л. Листа в Глазковском переулке, особняк А. И. Кекушевой на Остоженке (архтектор Л. Кекушев), дом Миндовского на Поварской улице (архитектор Л. Кекушев), дом З. Морозовой на Спиридоновке, дом Рябушинского на Малой Никитской (архитектор Ф. Шехтель), особняк Н. Н. Медынцева (архитектор Ф. Ф. Воскресенский) – все они были воплощением этих идей и чаяний. Зрелый этап модерна — это период саморефлексии модерна и попытка разрешения глобальных противоречий между элитарностью и массовостью. К числу особенностей русского модерна, выделяющих его из массы прочих стилей, относится прежде всего слияние архитектуры и изобразительного искусства. Модернисты, стремящиеся активизировать и переосмыслить опыт русской культуры, в частности в изобразительном искусстве, нашли «второе дыхание» архитектуры.
Зодчие начинают воспринимать здание как холст, на котором значимы мельчайшие детали, включая детали внутреннего интерьера, которые гармонично вписываются в общую концепцию.Одним из наиболее ярких образчиков русского модерна считается уже упомянутый выше дом Миндовского архитектора Льва Кекушева — элегантный особняк на углу Скарятинского переулка и Поварской улицы. Фасады его решены в разных художественных приемах, так, композиционный центр фасада на Поварской – большое трехчастное окно с балконом, увитым, как волной, цветами и листьями мака. Справа полукруглым объемом выделен зимний сад, с почти сплошным застеклением, для максимального использования солнечного света. Остекление этого помещения, выполненное из стекол с травленым кислотой модернистским орнаментом, было уникальным для своего времени. Со стороны Скарятинского переулка фасад дома с ровным ритмом окон имеет по бокам два эркера, которые венчают женские головки — лорелеи. Внутренняя лестница украшена бронзовыми масками львов – фирменный знак Льва Кекушева.
Другой прекрасный пример русского модерна — знаменитый дом архитектора С. У. Соловьева или известный как дом-бестиарий на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков. Особняк был построен в 1902–1903 годах, его неоромантический образ воссоздан из синтеза архитектуры с декоративной пластикой и живописью на фасаде. Композиция и декор здания явно заимствованы из творчества мастеров бельгийского ар-нуво. Асимметричная композиция завершается викторианским щипцом на крыше. Карнизы крыши вынесены далеко вперед над стенами и поддерживают фигурные кованые кронштейны. На круглых майоликовых тондо под карнизом римскими цифрами в цветах указана дата строительства особняка. Фасады и детали наполнены разными символами и аллегориями. У оснований тонких колонн, оформляющих углы центрального ризалита фасада с М. Ржевского переулка, притаились совы. На фасаде по Хлебному переулку над большим окном в мастерской расположены четыре майоликовых полукруга — музы четырех искусств: ваяния, живописи, архитектуры и музыки. Над ними — Афина Паллада, которая в эпоху модерна сменила Аполлона в деле покровительства искусству. Выше Афины — майоликовое панно «Сумерки», выполненное в Абрамцевской мастерской по эскизам знаменитой художницы Марии Якунчиковой. Громадное трехчастное окно гостиной на втором этаже по М. Ржевскому украшено по бокам волютами, а снизу — керамическим «ковром» из зеленых изразцов, сделанным, скорее всего, по эскизу М. Врубеля. На том же фасаде арочное окно лестницы охраняет, как в средневековом замке, химера. Существует версия, согласно которой дом Соловьева считают прототипом дома Маргариты из булгаковского романа «Мастер и Маргарита».
Говоря о модерне, нельзя не затронуть и такую область как дизайн, в частности, дизайн мебели. Считается, что те самые знаменитые изогнутые формы, характерные для мебели в стиле модерн, появились еще в середине XIX века, когда знаменитая венская фабрика Михаэля Тонета запустила в производство стул, сконструированный из гнутой под паром древесины, так называемый «венский стул». Французская, бельгийская и испанская «декоративная» мебель модерна представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Ван де Велде. «Конструктивную» мебель создавали Чарльз и Маргарет Макинтош, мастера знаменитых «венских» мастерских Карл Мозер, Адольф Лоз, а позже продолжил в своих проектах Фрэнк Ллойд Райт.
Продолжая традиции богатого исторического наследия русской архитектуры, современные застройщики отдают дань русскому модерну. Ярким свидетельством тому является проект девелоперской компании «Галс-Девелопмент» «Театральный дом», расположенный на пересечении Поварской улицы, Мерзляковского и хлебного переулков. Уникальность проекта заключается в сохранении части исторических фрагментов фасадов XIX–XX веков — как дани артистическому прошлому здания: в 1870-м здесь располагался Театр Немчинова (немчиновский театр, «немчиновка», театр Гирша), названный в честь тогдашнего владельца дома, статского советника М. А. Немчинова. В 1899 году дом был приобретен и перестроен братьями Гирш. А уже в 1905 году это помещение снимает К.С. Станиславский и создает здесь театр-студию, вошедшую в историю под названием «Студии на Поварской». Чуть позже Станиславский привлек к работе В.Э. Мейерхольда, а студия, по замыслу легендарного режиссера, должна была стать своего рода экспериментальным филиалом МХТ. До наших дней сохранилась часть исторических фасадов здания, которая легла в основу концепции проекта нового времени. Ярчайшим стилистическим признаком принадлежности «Театрального дома» модерну стало то самое смешение архитектуры и изобразительного искусства: входные группы украшены репродукциями произведений великих художников, чье творчество было неразрывно связано с театром, таких как Альфонс Муха, Эдгар Дега, Ева Гонсалес и Густав Климт, а в декоре входных групп использованы копии театральных афиш начала XX века. Декоративные панно на внутренних фасадах были выполнены по эскизам группы художников под руководством заслуженного архитектора России Павла Андреева в стиле ар-нуво с растительными и цветочными мотивами. Для использования афиш «Галс-Девелопмент» заключила договор с Государственным центральным Театральным музеем им. А. А. Бахрушина на приобретение их 18 цифровых фотокопий к постановкам произведений российской и зарубежной литературы, а также трех произведений живописи – «Зал старого дворцового театра в Вене» (Г. Климт, 1889 г.), «В опере» (М. Кассат, 1879 г.), «Спектакль в Московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II» (М. Зичи, 1856 г.). Благодаря такому художественному подходу общественные пространства «Театрального дома» превращают его в настоящую арт-галерею, подтверждая главную идею его создателей – представить великолепный образец эпохи модерн нового времени и тем самым продолжить великие традиции этого уникального стиля.
Русские Здания, Архитектура Россия — e-architect
Русские Здания, Архитектура Россия
Русская Архитектура, Москва Здания, Архитекторы, Фото, Башни, Новости, Картины
Современные Архитектурные Разработки
post обновлено 9 октября 2021 г.
Россия
Здания в России
Мы выбрали то, что мы считаем ключевыми примерами Российских Зданий . Мы стремимся включать самые интересные и лучше всего спроектированные российские здания.
Topbubbleindex Курс Дизайн Исследования…
Включите JavaScript
Topbubbleindex Курс Дизайн Исследования и ПланированиеМы освещаем завершенные здания, проекты новых зданий, архитектурные выставки и строительные конкурсы по всей России. Основное внимание уделяется современным русским зданиям, но также приветствуется информация о традиционных зданиях в России.
У нас есть 3 страницы подборки русской архитектуры со ссылками на страницы многих отдельных проектов.
Русская архитектура : новости + ключевые проекты
Русские здания : A-K (эта страница)
Русские разработки : L-Z
Русские разработки зданий
Архитектура в России – последние добавления на эту страницу, расположенные в хронологическом порядке:
Офис Аэрофлота Москва
Дизайн: Владимир Плоткин архитектор
фото: Алексей Народицкий
Офис Аэрофлота Москва
Здание флагманского авиаперевозчика и крупнейшей авиакомпании России. Аэрофлот со штаб-квартирой в Москве является одной из старейших авиакомпаний мира, ведущей свою историю с 19-го века.23. Офисный комплекс «Aeroflot — Российские авиакомпании»
Barvikha Village House
Дизайн: Mossine & Partners
Фото: Алексей Народицкий
Barvikha Village House
Три здания расположены на участке на одной линии. Главный дом представляет собой двухэтажное здание с цокольным этажом. Он облицован светлыми стеклянными блоками. Массивная деревянная веранда внутри дома превращается в гардероб. Главный фасад представляет собой почти сплошной витраж, перекрытый белыми стеклянными ламелями. Задний фасад полностью открыт, посередине с каменным камином.
Дворец Танца , Санкт-Петербург
Дизайн: UNStudio
фото: UNStudio
Дворец Танца Санкт-Петербург
Архитектурный проект Дворца Танца представляет собой открытое и гостеприимное здание театра на 1300 мест (большой зрительный зал). 1000 , малый зал 300). Программные соображения сосредоточены на просторном общественном фойе и прозрачных отношениях с окружающей общественной площадью и городом.
Основные Архитектурные разработки России , по алфавиту:
АРК Россия
Дизайн: REMISTUDIO
изображение из ФД
АРК Россия
Проект «КОВЧЕГ» разработан на на основе большого опыта работы МАУ Программа «Помощь при стихийных бедствиях». Он подразумевает создание биосферной конструкции с автономной системой жизнеобеспечения. Строительство в районах без источников энергии, в районах повышенной сейсмической активности, а также в районах возможного повышения уровня Мирового океана (способность здания плавать и автономно существовать на поверхности).
Башня Городского Дворца , Москва
Дизайн: RMJM Architects
изображение от архитекторов
Башня Городского Дворца Москва
Вдохновением для создания этого драматического извилистого 46-этажного здания послужил «Поцелуй» Родена, и, возможно, это первое здание в истории. здание будет совместно спроектировано архитектором и художником с самого начала.
Хрустальный остров Москва
Дизайн: Foster + Partners
изображение : Foster + Partners
Crystal Island Tower
Один из самых амбициозных строительных проектов в мире «Хрустальный остров» получил предварительное разрешение на строительство в Москве. Заключенный в обширную мегаструктуру общей площадью 2,5 миллиона квадратных метров — масштаб проекта беспрецедентен.
Аэропорт Домодедово , Москва
Дизайн: RMJM Architects
фото из архитектурного бюро
Аэропорт Домодедово
Стоимость строительства объекта составляет 262 млн фунтов стерлингов (12,9 млрд рублей). Аэропорт Домодедово, расположенный в 42 км к юго-востоку от центра Москвы, в настоящее время является крупнейшим аэропортом в России и Восточной Европе с точки зрения пассажирских и грузовых перевозок и включает в себя железнодорожную станцию, соединяющую его с центром Москвы.
Стадион «Динамо» , Москва
Место проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 – новые изображения 0047 Дизайн: RMJM Architects
фото из архитектор
Сибирская башня
Головной офис Газпрома , Санкт-Петербург
Дизайн: RMJM Architects
Фото: предоставлено RMJM © www.glocg.com
Русская Башня
JFC, Санкт-Петербург
Дизайн: Foster + Partners
изображение: Foster + Partners
JFC St Petersburg Building
Ханты-Мансийск Buildings
9000 7 Дизайн: Эрик ван Эгераат
изображение © (Designed by ) Эрик ван Эгераат
Ханты-Мансийск Здания
Ханты-Мансийск Здание, Урал, Сибирь
Foster + Partners
изображение : Foster + Partners
Ханты-Мансийск Сибирь
Конкурс Дизайна Киевских Островов
Новости Конкурса Архитектуры
изображение от Citizenstudio
Конкурс Киевских Островов
Кронверк Синема , Лефортово, Москва
Архитекторы: Роберт Майку t Design
фото : Андрей Корделиану
Здание Русского Кинотеатра
Подробнее Русская Архитектура скоро на сайте
Русские Архитекторы
Расположение: Россия
Русские Здания – Нет Изображений
Комплекс Экспоцентр , Международный деловой центр, Москва
2007-
Дизайн: Zaha Hadid Architects
Эрмитаж 2014 Генеральный план , Санкт-Петербург
9000 7 АМО
Эрмитаж Генеральный план
Башня Исеть , Екатеринбург ( или Екатеринбург), Свердловская область, центральная Россия
2008-
Валоде и Пистре
Здание высотой 215 м, спиральной формы, 115 квартир
Архитектурные проекты
Веб-сайт: Пешеходные экскурсии по архитектуре от e-architect
Деревянные церкви в России
Архитектура Москвы
Архитектура Санкт-Петербурга
Здания / фотографии для страницы Russian Building Developments добро пожаловать
The Cooper Союз продвигает российскую архитектуру.
Почему? | Особенности якорьЗдание Cooper Union, 41 Cooper Square, рядом с Украинской католической церковью Святого Георгия в украинской деревне Манхэттен. Исходное изображение предоставлено пользователем Викисклада Аджаем Сурешом. (CC BY 2.0)
В этом месяце Школа Архитектуры при The Cooper Union в Нью-Йорке планирует открыть масштабную выставку, посвященную русской архитектуре. Вхутемас: Лаборатория авангарда, 1920–1930 гг. — так называется выставка, представляющая то, что широко известно как «советский Баухаус». Несомненно, это неотъемлемая часть русского архитектурного наследия, достойная внимания. Но не сейчас. Я был бы первым в очереди десять лет назад, чтобы увидеть выставку, но не сегодня. Поддерживать российскую архитектуру сейчас просто глухо. Я считаю, что Cooper Union должен закрыть эту выставку и поставить на паузу свои курсы по советской и российской архитектуре. Вот почему.
Все
исторические размышления — это размышления о текущих делах. В настоящее время Россия атакует Украину в жестокой войне, которая, по ее
ужасность, можно сравнить с кампанией гитлеровской Германии против
Советы. Армии Владимира Путина, диктатора,
уничтожение не только военных объектов, но и мирных жителей, а также
национальное культурное наследие (включая его архитектуру). Прятаться
военные преступления, русские помощники в Нью-Йорке изо всех сил стараются
нация сияет как укрывающее интеллектуальную культуру. Это культурная война
пропаганда, нацеленная на наши умы, чтобы смягчить поддержку наших политиков
Украина. Это называется «мягкая сила».
выставка и курсы советской архитектуры в The Cooper Union являются упражнением в непринудительной «мягкой силе», чтобы заставить Российское наследие и, следовательно, политика, более привлекательные для архитектурное сообщество и жители Нью-Йорка. Несмотря на то, что ученый Работа за выставкой солидная, она служит в нынешнем культурном политика как российская пропаганда. Почему, когда бушует война, The Cooper Union согласилась публично поддержать это сейчас?
Несомненно, это неотъемлемая часть русского архитектурного наследия, достойная внимания. Но не сейчас. […] Поддерживать российскую архитектуру сейчас просто глухо.
Это печальное событие происходит в украинской деревне Манхэттен,
что добавляет оскорбление к травме. Их самая важная церковь,
Краеугольный камень (Первая Украинская Ассамблея Бога) находится прямо напротив
улица от Купер Юнион. Вокруг квартала находится Школа
Украиноведение вместе с Украинским музеем. Купер
Triangle Park — за пределами Cooper Union — главный открытый
притон для украинцев в Нью-Йорке. Не случайно Ирвин С.
Чанин, как и в «Школе Ирвина С. Чанина» Купер Юнион.
Архитектура», был украинец. Организаторы выставки, похоже,
не подозревая о том, что является частью наследия, соседства и сообщества
украинцы. Вместо того, чтобы оскорблять своих соседей шоу о
Русская архитектура, прогрессивные, творческие умы в The Cooper Union
следует рассмотреть возможность составления планов и представления архитектурных идей
для восстановления своей страны.
Пожалуйста не заблуждайтесь об этом. Мое письмо не должно быть оскорбительным для Союз Купера. Напротив, это учреждение, которое я очень уважение и это возвышает близких друзей и коллег, в том числе Анна Бокова, адъюнкт-профессор Cooper Union за выставкой. Тем не менее, я не могу понять, как это могло произойти. Мы можем все делают ошибки. И когда мы это делаем, мы должны признать их и исправить их как можно лучше.
Так что бросай несвоевременный Вхутемас
выставка вместе с соответствующими курсами. А потом обратиться к своему
соседям в Украинской Деревне и спросите у них, чем вы можете помочь
представить себе будущее для своей истерзанной войной нации.
Примечание редактора, 25 января 2023 г.: В более ранней версии этой статьи утверждалось, что куратор этой выставки Анна Бокова связана с Владимиром Путиным.