Сааринен: 10 знаменитых проектов Ээро Сааринена ко дню его рождения

яркая комета послевоенного дизайна • Интерьер+Дизайн

Выдающийся американский архитектор Ээро Сааринен (20.08.1910 – 1.09.1961) навсегда вошел в историю послевоенного дизайна. За свою недолгую (51 год) жизнь он не только сформировал новый архитектурный язык страны, но и значительным образом повлиял на мировую дизайнерскую практику. 

По теме: Терминал по проекту Ээро Сааринена стал отелем премиум-класса

Сааринен родился в Финляндии, в семье известного архитектора, одного из основоположника финского архитектурного романтизма, Элиеля Сааринена и дизайнера по текстилю Лои Сааринен. Его мать была также скульптором, и очень серьезно относилась к художественным занятиям сына. Все детство Ээро глубоко изучал рисунок и живопись. Когда ему было 13 лет, семья переехала в Америку.

Терминал TWA им. Кеннеди, 1962, Нью-Йорк

В Крэнбруке в художественной академии, где преподавал его отец, Сааринен встретил Чарльза и Рэй Имзов.

Они сразу подружились, и пронесли эту дружбу через всю жизнь. Позже студенткой этой академии стала Флоренс Нолл. Братско-сестринские отношения, длившиеся всю жизнь, очень сильно повлияли на становление как Ээро, так и Флоренс. 

Флоренс Нолл и Ээро Сааринен.

Известно, что молодой Сааринен был фантастически азартным и обожал соревнования и конкурсы. Однажды, в 12 лет, еще до переезда в Америку, он выиграл конкурс на лучший дизайн спичек, организованный шведской газетой. Сначала он мечтал быть скульптором: около года (1929 –1930) молодой Сааринен изучал скульптуру в парижской Академии де ла Гранд Шомьер. Однако переключился на освоение архитектуры в Йельском университете. В 1934 году, после его окончания, Сааринен на два года уезжает в Европу, где знакомится с новейшими архитектурными направлениями.

Ээро Сааринен в одном из первых вариантов кресла Womb.

Сааринен был восхищен европейским путем развития архитектуры — она мало походила на американскую эклектику. В США он вернулся убежденным сторонником функционализма, со второй половины 1930-х годов все больше влиявшего на американскую архитектуру. Архитектурную практику Сааринен проходил под руководством отца. 

Всего за десять с небольшим лет Сааринену удалось создать ряд выдающихся проектов, которые задали векторы развития современной архитектуры.

War Memorial Center, Милуоки, 1959.

Первый самостоятельный и беспрецедентный архитектурный проект молодого Сааринена  — мемориал «Ворота Запада» или Jefferson National Expansion в Сент-Луисе, победивший в архитектурном конкурсе 1948 года. Высота сооружения и ширина его основания составили 192 метра. Заявки на конкурс подали оба Сааринена — и сын, и отец, независимо друг от друга. Сначала пришла телеграмма о том, что выиграл проект Элиэль и ему причитается сумма 40000 долл.. И лишь несколькими днями спустя стало известно, что выиграл не отец, а сын.

Мемориал «Ворота Запада» в Сент-Луисе, штат Миссури, США. Набросок Ээро Сааринена. Мемориал «Ворота Запада» в Сент-Луисе, штат Миссури, США.

Следующей крупной работой, принесшей Сааринену широкую известность, стал комплекс  для «Дженерал-моторс» в Уоррене, штат Мичиган (1951-1955), названный журналистами «промышленным Версалем». Затем Ээро Сааринен проектирует аудиторию Массачусетсского технологического института (1955) и применяет новаторский прием: внешняя оболочка здания представляет собой одну восьмую шара и опирается на три точки, отчего возникает ощущение единого пространства внутри. Однако внутри здание разделено на два этажа с несколькими помещениями. 

Юридическая библиотека университета Чикаго, 1959

В это же время Сааринен активно разрабатывает принципы органической архитектуры, заложенные Фрэнком Ллойдом Райтом. Развитие архитектурной композиции Сааринен уподоблял развитию биологического организма на основе заложенного в нем генетического кода. По этому принципу Ээро Сааринен создает здания аэропорта им. Дж. Кеннеди в Нью-Йорке (1956-1962), аэропорта им. Даллеса в Вашингтоне (1958-1962) и крытого хоккейного стадиона Йельского университета (1958).

Обложка журнала Time c портретом Сааринена.

В 1956 году его портрет появился на обложке журнала Time — настоящее событие для архитектора, свидетельствовавшее об его огромной популярности при жизни. Кстати, на арт-критике, написавшей о нем статью в Time, он позже женился.

Посольство США в Лондоне, 1960

Со временем заметно, как расширяется стилистический диапазон архитектора. Он сочетает криволинейные железобетонные опоры и сложные своды, чтобы создать образ взлетающей птицы (аэровокзал в Нью-Йорке). Он отдает дань неоакадемизму в зданиях американских посольств в Лондоне и Осло и оригинально трактует готику в жилом комплексе Йельского университета (1962)…

Технический центр General Motors, США, 1955

Многим Ээро Сааринен известен не как гениальный архитектор, а как дизайнер, создатель популярных икон модернизма — самой узнаваемой и часто копируемой мебели в мире.  

Студия Сааринена: синий стул Womb, белый стул Tulip.

Первые опыты в проектировании мебели молодой человек проводил в студии легендарного Нормана Бела Геддеса, создателя первого в Америке бюро промышленного дизайна, человека, перенесшего принципы европейского дизайна в Америку. Именно у Геддеса Сааринен научился проектированию обтекаемых форм и довел его до совершенства.

Стул Tulip (1957) — один из самых популярных и копируемых в мире.

Сааринен применял к мебели скульптурный подход. Его метод проектирования был весьма примечателен: он одержимо создавал сотни вариантов одного предмета, делал полномасштабные модели, чтобы добиться одного — наиболее правильного и выразительного изгиба.

Кресло Womb, 1948, Knoll . Терминал TWA им. Кеннеди, 1962, Нью-Йорк.

Автомобили, стиральные машины, холодильники, радиоприемники, бытовые электроприборы уже в 1920-е годы стали доступны большинству американцев. Однако с приближением кризиса 30-х годов производители сталкивались с растущими трудностями при продаже своих товаров.

Кресло Grasshopper, 1946 — первая работа Сааринена для мебельной компании Knoll.

Сааринен навсегда изменил отношение к предметам домашнего обихода. Когда Флоренс Нолл пригласила его работать в компании Knoll в 1940 году, у Сааринена уже был огромный опыт проектирования. На протяжении последующих 15 лет Сааринен создал большинство узнаваемых вещей для этой компании — в том числе стул Tulip (1957) и кресла Womb («Чрево», 1948) и Grasshopper («Кузнечик», 1946).

Organic Chair — проект Ээро Сааринена и Чарльза Имза. Выпускает Vitra.

Один из таких показательных экспериментов — разработка Organic сhair (1940) «органического кресла», спроектирвоаннаго совместно с Чарльзом Имзом. Модель создавалась специально для конкурса MoMA «Органический дизайн в домашней обстановке».

Ээро Сааринен. Pedestal Table. 1956. «Нижняя часть типичных столов и стульев создает слишком запутанный, неспокойный мир», — выразился Сааринен.

Примечательно, что спинку и сиденье изготавливали именно из гнутой фанеры: в 1940 году пластик был еще на вес золота, а виниловая обивка стоила дороже, чем кожаная. Нужной формы дизайнеры добивались на самодельном аппарате, позволяющем придать фанере объем. Предмет стал победителем конкурса, однако военное время не позволило запустить его в производство. Объект увидел свет только в 2006 году, когда его переиздала компания Vitra. 

Северная Христианская церковь в Индиане, 1964.

Инновационные для тех лет материалы, формы, инженерные решения оставили в истории имя Ээро Сааринена, ушедшего из жизни на пике своей карьеры в 1961 году. В 1962 году Сааринен был посмертно награжден Золотой медалью Американского Института Архитекторов. На момент его смерти десять из его знаменитых построек еще не были завершены.

Архитектор Сааринен в США | Деловой квартал

Сааринен много лет работал с двумя типами башен (подобные музею «Калевала» и хельсинкскому вокзалу), поэтому неудивительно, что он принял участие в международном конкурсе на небоскреб «Чикаго трибюн» в Чикаго в 1922 году. Конкурс был престижный, в нем наряду с Саариненом участвовали такие известные европейские архитекторы, как А. Лоос и В. Гропиус. Первую премию получил небоскреб американцев Д. М. Хауэлза и Р. Худа, проект Сааринена занял второе место.

Однако, как это сейчас общепризнано, проект Сааринена прокладывал путь к новому пониманию высотного здания и в результате ощутимо повлиял на узнаваемый сегодня вид американских небоскребов 1920-х годов в стиле ар-деко. Так, известный небоскреб компании «Пасифик телефон» в Сан-Франциско, построенный в 1925 году, был явно инспирирован саариненским образцом. Главным же итогом конкурса для самого автора стало то, что этот проект открыл новый этап в творческой биографии зрелого мастера.

Группа зданий Академии художеств в Крэнбруке. Макет

Экономический кризис в Финляндии, а возможно, и в какой-то мере собственный творческий кризис побудили Сааринена эмигрировать в США, что случилось на другой год после получения премии.

Но какой-то конкретной цели или какого-либо заказа у него не было. На переезд, видимо, повлияло и то, что в Йельском университете учился его сын Ээро, там же жила дочь Пипсен, вышедшая замуж за американского архитектора.

Сааринен уже в первый свой визит в Новый Свет в 1922 году для получения премии обладал статусом «героя» и, можно сказать, воплощал собой американскую мечту. А пройдет какое-то время, и он в 1932 году возглавит элитарную Крэнбрукскую академию изящных искусств, откроет совместно с сыном мастерскую, став основателем династии архитекторов, и заказы к ним потекут со всех уголков страны. Дальнейшие события показали, что и в небольшом американском городке Крэнбруке Сааринену удалось вписать себя в мировой архитектурный процесс, создав здесь «столицу» архитектурной мысли.

Одно из зданий Академии художеств в Крэнбруке

По приезду в США он, вероятно, по собственной инициативе выполнил и опубликовал проекты набережных озера в районе Чикаго (1923) и Детройта (1924), которые в дальнейшем послужили образцами решения их транспортной инфраструктуры и которые удовлетворяли потребностям городов даже в середине ХХ века!

В 1925 году издатель и филантроп Д. Бут, вдохновленный идеями движения искусств и ремесел в Европе, предложил Сааринену основать и возглавить образовательный центр Крэнбрук в Блумфилд-Хиллс в штате Мичиган, подобный немецкому Баухаузу. В последующие годы энергия Сааринена как президента академии и главы архитектурного отделения была направлена на организационную и преподавательскую деятельность, а также строительство зданий академии, большая часть которых возведена между 1925 и 1932 годами. Для Сааринена возможность делиться опытом со студентами, формировать школу оказалась насущной.

Художественный музей — композиционный центр Крэнбрука

Крэнбрук стал экспериментальной площадкой поиска формы, за четверть века приобретя статус национально признанной школы дизайна и архитектуры. Сааринен привлек многих крупных мастеров, чьи произведения стали частью образовательной среды Крэнбрука. Один из критиков называет Крэнбрук «единой визуальной симфонией».

Прибыв в Америку как «архитектор небоскребов», Сааринен стал их противником и не построил ни одного небоскреба. Как и в начале своего творческого пути в Финляндии, он вернулся к «человеческому масштабу» во всех смыслах, отвергая техницизм как единственный вариант бытия. В архитектурном облике Крэнбрука нет ничего грандиозного. Его президент Р. Слейд признается, что в начале знакомства Крэнбрук показался ему «странным», некой цитатой из европейской, может быть английской, архитектуры. Но по прошествии времени это чувство сменилось горячей привязанностью к «дому вдали от дома».

В комплекс Крэнбрука входят мужская школа Бруксайд (1925–1930), женская школа Кингсвуд (1929), художественная академия (1926–1941), собственный дом (1930), институт науки (1931), художественный музей и библиотека при художественной академии (1940, построены в 1943). В эти годы Сааринен продолжал работать и как дизайнер, создавая интерьеры своих зданий. Собственный дом стал делом всех членов семьи: Ээро спроектировал мебель, Лоя занималась текстилем для интерьера. Позже в нем жили четыре следующих президента академии.

Школа в Крэнбруке. Общий вид

С 1937 года творческий союз Сааринена-старшего и Сааринена-младшего вышел за пределы Крэнбрука, они создали много значительных произведений в интернациональном стиле в разных городах США, благодаря которым Сааринен-старший вновь стал одним из лидеров на архитектурной карте мира.

Модернистский концертный зал Клейнханс в Буффало (1938, кроме Ээро помощники Ф. Ю. и В. А. Кидд) считается лучшим американским концертным залом середины ХХ века, в том числе по акустике. Последние проекты зодчего — это проекты двух лютеранских церквей: в Колумбусе (1942) и Миннеаполисе в штате Миннесота (1949, кроме Ээро помогали Милс, Гилбертсон, Хас). В их чистых геометризированных простых формах мастерски сплавлены традиции и новаторство и достигнута необычайная одухотворенность. «Если здание является честным, то это религиозная архитектура», — говорил Элиэль Сааринен.

Церковь Святых Даров в Колумбусе. Общий вид

Итогом творческой деятельности Сааринена в США считается квартал искусств в Дес Мойнес (1948, кроме Ээро, сотрудники Брукс и Борг), в определенном смысле столь же показательный, как и сейм Финляндии. Комплекс представляет собой гармоничную композицию из низкоэтажных зданий без каких-либо вертикалей. Вместо патетического стремления ввысь господствует горизонтальность.

Хотя последние произведения Элиэля Сааринена являются плодом сотрудничества с Ээро, все выполненное несет отпечаток творческого кредо Элиэля, который до конца жизни был последователен и верен традициям финской архитектуры начала ХХ века.

Претворение в жизнь общего плана Технического центра «Дженерал моторс» в Дейтройте (1949) по проекту Элиэля Сааринена продолжалось еще почти десятилетие. Этим занимался Ээро Сааринен — один из ведущих архитекторов Америки середины ХХ века.

Музеями, посвященными Элиэлю Сааринену, сегодня являются вилла Виттреск, под Хельсинки, в Финляндии и дом-музей в Крэнбруке в США.

Смотрите также:

Ossi Saarinen’s urban nature photography

  • Принтеры для дома Принтеры для дома Принтеры для дома

    Функциональные и стильные принтеры «Все в одном» и фотопринтеры для дома, обеспечивающие результаты высокого качества.

  • Принтеры для небольших офисов Принтеры для небольших офисов Принтеры для небольших офисов

    Повышайте производительность благодаря линейке принтеров для небольших офисов, которые станут вашими идеальными партнерами.

  • Принтеры «Формула выгодной печати» Принтеры «Формула выгодной печати» Принтеры «Формула выгодной печати»

    Оцените высокое качество печати в сочетании с ее низкой стоимостью, а также максимальное удобство работы с принтерами серии PIXMA G с пополняемыми емкостями для чернил.

  • Профессиональные фотопринтеры Профессиональные фотопринтеры Профессиональные фотопринтеры

    Управляйте полетом творчества, создавая изображения с помощью профессиональных фотопринтеров PIXMA и imagePROGRAF PRO.

  • Чернила, тонер и бумага Чернила, тонер и бумага Чернила, тонер и бумага

    Используйте оригинальные расходные материалы Canon для обеспечения оптимальной производительности и превосходного качества печати.

    • Новейшие принтеры Новейшие принтеры
    • Смотреть все принтеры Смотреть все принтеры
    • Помощь в выборе Помощь в выборе
    • Принтеры для бизнеса Принтеры для бизнеса
  • Сааринен — Большая советская энциклопедия

    I

    Са́аринен (Saarinen)

    Аарне (р. 5.12.1913, Дегербю, Финляндия), деятель финского рабочего движения. Родился в семье каменщика. В 1944 вступил в компартию Финляндии (КПФ). В 1945—51 профсоюзный работник, в 1952—54 генеральный секретарь Международного объединения рабочих строительной и деревообрабатывающей промышленности, в 1954—66 председатель профсоюза строителей Финляндии. С 1966 председатель КПФ. В 1962—70 и с 1972 депутат парламента.

    II

    Са́аринен (Saarinen)

    Элиель (20.8.1873, Рантасалми, Финляндия, — 30.6.1950, Блумфилд-Хилс, штат Мичиган, США), финский архитектор, основоположник национальной романтики в финской архитектуре; с 1923 работал в США. В 1893—97 учился в Гельсингфорсе (Хельсинки) в университете (живописи) и в Политехническом институте (архитектуре). В ранних постройках С. (совместно с Х. Гезелиусом и А. Линдгреном — финский павильон на Всемирной выставке в Париже, 1900; студия в Виттреске, округ Хельс, 1902) обращение к приёмам народного зодчества и его специфическим материалам (дерево, гранит) сочеталось с использованием художественных средств английской архитектуры конца 19 в. (Ч. Ф. Войзи, Ф. Уэбб) и нем. югендстиля (См. Югендстиль). Здание вокзала в Гельсингфорсе (проект — 1904, строительство — 1910—14), отличающееся общей живописностью, обилием изобразительных элементов (тематическая скульптура, орнамент) и вместе с тем рационалистической организацией пространства, стало крупнейшим и завершающим произведением финской национальной романтики. В 20—30-е гг. С. отдал дань стилизации ложной готики (См. Ложная готика) и Неоклассицизму. С 1937, работая вместе с сыном Эро Саариненом, сочетал рационалистические схемы с традиционными архитектурными элементами (церковь в Миннеаполисе, штат Миннесота, 1950). Ранние неосуществленные градостроительные проекты С. (особенно проект «Большой Гельсингфорс», 1915—18, основанный на принципе рассредоточения городские структуры) оказали значительное влияние на теорию и практику градостроительства в Финляндии и Скандинавских странах после 2-й мировой войны 1939—45.

    Соч.: Munkkiniemi-Haaga ja Suur-Helsinki. , Hels., 1915; The city. Its growth, its decay, its future, N. Y., [1943]; Search for form. N. Y., [1948].

    Лит.: Christ-Janer A., Eliel Saarinen, Chi., [1948].

    А. В. Иконников.

    Элиель Сааринен. Национальный музей в Хельсинки. 1902. Главный вход.

    III

    Са́аринен (Saarinen)

    Эро (20.8.1910, Киркконумми, Финляндия, — 1.7.1961, Анн-Арбор, штат Мичиган, США), американский архитектор. Сын Элиеля Сааринена. С 1923 жил в США. Окончил архитектурный факультет Йельского университета в Нью-Хейвене (штат Коннектикут; 1934). После смерти отца завершил реализацию их совместно проекта Технического центра компании «Дженерал моторс» в Уоррене (штат Мичиган; 1945—55), отмеченного влиянием Л. Мис ван дер Роэ. В дальнейшем С. перешёл от строгого Рационализма к поискам символической выразительности архитектурной формы, её утончённой индивидуализации и романтической экспрессии (капелла Гарвардского университета в Кембридже, штат Массачусетс, 1955; хоккейный стадион Йельского университета, 1958), обращается к скульптурным методам формообразования (аэровокзал компании TWA в аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке, 1962). Среди произведений С. органичным сочетанием пластически богатой архитектурной формы и строительной конструкции выделяется здание аэропорта им. Даллеса близ Вашингтона (закончен в 1962). В конце 50-х гг. С. создал ряд сооружений в духе официального американского Неоклассицизма (посольство США в Лондоне, 1960), а также построек, стилизующих мотивы ложной готики (См. Ложная готика) (комплекс общежитий Йельского университета, 1962). Утрированная монументальность характерна для высотного здания компании CBS в Нью-Йорке (1964). Постоянно экспериментируя, С. не выдвинул собственного устойчивого творческого метода. Однако его поиски символической образности оказали значительное влияние на развитие архитектуры США после 1960.

    Лит.: Хан-Магомедов С. О., От «школы Миса» к позднему Ле Корбюзье (Ээро Сааринен), в сб.: Архитектура Запада. Маст

    Архитектор Ээро Сааринен — Мы родом … — LiveJournal


    2. Ээро Сааринен возле макета Арки в Сент-Луисе, между 1947 – 1961 годами. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    3. Строительство Арки в Сент-Луисе, спроектированной Ээро Саариненом, около 1964 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    4. Интерьер Технического центра General Motors в Уоррене, штат Мичиган, 1945 год. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    5. Водонапорная башня возле Технического центра General Motors, Уоррен, штат Мичиган, 1945 год. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    6. Водонапорная башня возле Технического центра General Motors, Уоррен, штат Мичиган, 1945 год. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    7. Художественный музей в Милуоки, штат Висконсин, между 1952 – 1957 годами. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    8. Макет конференц-зала и часовни Массачусетского технологического института в Кеймбридже, штат Массачусетс, около 1950 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    9. Конференц-зал и часовня Массачусетского технологического института в Кеймбридже, штат Массачусетс, около 1955 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    10. Архитектурный макет особняка Miller House в Колумбусе, штат Индиана, около 1953 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    11. Особняк Miller House в Колумбусе, штат Индиана, около 1957 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    12. Деталь экстерьера особняка Miller House в Колумбусе, штат Индиана, около 1957 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    13. Макет катка Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, около 1956 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    14. Интерьер макета катка Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, около 1956 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    15. Строительство катка для Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, около 1959 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    16. Каток Йельского университета, около 1959 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    17. Теологическая семинария Конкордия в городе Форт-Уэйн, Индиана, около 1958 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    18. Интерьер часовни возле Теологической семинарии Конкордия в городе Форт-Уэйн, Индиана, около 1958 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    19. Макет здания посольства США в Лондоне, около 1955 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    20. Здание посольства США в Лондоне, около 1960 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    21. Интерьер терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди, около 1962 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    22. Вид Вашингтонского аэропорта имени Даллеса, около 1963 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    23. Архитектурная деталь интерьера терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди в Нью-Йорке, около 1962 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    24. Масштабная модель терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди в Нью-Йорке, около 1956 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    25. Создание макета терминала Trans World Airlines, около 1956 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    26. Макет терминала Trans World Airlines, около 1956 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    27. Создание макета терминала Trans World Airlines, около 1956 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    28. Интерьер модели терминала Trans World Airlines, около 1956 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    29. Фотограф Бальтазар Кораб (Balthazar Korab) возле модели терминала Trans World Airlines, около 1956 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    30. Строительство терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди, около 1960 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    31. Строительство терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди, около 1960 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    32. Строительство терминала Trans World Airlines, около 1960 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    33. Интерьер терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди, около 1962 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    34. Интерьер терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди, около 1962 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    35. Справочная терминала Trans World Airlines, около 1962 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    36. Интерьер терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди, около 1962 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    37. Интерьер открывшегося терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди, около 1962 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    38. Модель Вашингтонского аэропорта имени Даллеса, около 1958 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    39. Фотографирование интерьера модели Вашингтонского аэропорта имени Даллеса, около 1958 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    40. Интерьер модели Вашингтонского аэропорта имени Даллеса, около 1958 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    41. Строительство Вашингтонского аэропорта имени Даллеса, около 1962 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    42. Строительство Вашингтонского аэропорта имени Даллеса, 1958 – 1963 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    43. Вашингтонский аэропорт имени Даллеса в штате Виргиния, около 1963 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)


    44. Транспортёры PTV возле Вашингтонского аэропорта имени Даллеса, около 1963 года. (Library of Congress/Balthazar Korab)

    Терминал авиакомпании TWA, или будущее из 60-х: samsebeskazal — LiveJournal

    В Нью-Йорке есть места, где время как будто замерло много лет назад, и, кажется, что уже ничто не способно изменить такое положение дел. Вот, к примеру, уже давно не существует авиакомпании с названием Trans World Airlines (TWA), когда-то одной из крупнейших в США, и той самой, что когда-то владел эксцентричный миллионер Говард Хьюз. Но до сих пор, при большом везении, можно очутиться в пассажирском терминале TWA, построенном в 60-х и почти не изменившемся с тех пор, когда маленькие, но быстрые алюминиевые птицы окончательно отправили бороздящих океаны гигантов на свалку истории и бесповоротно изменили всю нашу жизнь. Для того, чтобы прикоснутся к этой замершей вне времени истории придется отправится в аэропорт имени Джона Кеннеди, в единственный терминал, откуда никто никуда не летит.

    В самом центре, между терминалом 5 и многоуровневым паркингом, расположено необычное здание, внешне очень похожее на космопорт из фильмов 60-х, в которых показывали недалекое будущее, что-нибудь про начало 21-го века, когда по представлениям киношников люди должны были летать на автомобилях с большими стеклянными колпаками и жить на других планетах. Только в отличии от кино это не выдумка сценариста и не декорации, а самый настоящий пассажирский терминал под названием «Trans World Flight Center», построенный в 1962 году по проекту американского архитектора финского происхождения Ээро Сааринена. Его называют «Гранд-Централом эпохи реактивных авиалайнеров», и, наверное, это один из самых необычных авиатерминалов в мире. Построенный больше 50-ти лет назад, он даже по сегодняшним меркам он выглядит фантастически.

    2.

    Trans World Flight Center это самый настоящий экспрессионизм в архитектуре, точнее его послевоенное возрождение. Все здание целиком состоит из изгибов, обтекаемых форм и плавных переходов одного в другое. Это придает довольно массивной бетонной конструкции ощущение невесомости и полета. Оно как-будто парит над землей, и это не случайно.

    3.

    Здание символизирует собой полет и выполнено в виде большой белой птицы с гигантскими крыльями. Этот архитектурный замысел отчетливо виден всего с нескольких ракурсов.

    4.

    Саариненен приступил к работе над проектом нового терминала в 1955 году, когда аэропорт еще назывался Айдлуайлд. И тогда, да и сейчас, практика строительства отдельного терминала для одной авиакомпании была не очень распространена в мире. Но нью-йоркский международный аэропорт Айдлуайлд был одним из главных аэропортов страны, ее парадными воротами для путешественников со всего света, и центральным местом базирования для нескольких крупных американских авиакомпаний.  Поэтому терминалы были больше, чем просто местом посадки и высадки пассажиров. Начиналась эпоха массового туризма, количество пассажиров постоянно росло и нужна была абсолютно новая концепция в отношении организации авиаперевозок. Просто небольшого здания аэровокзала было уже недостаточно. Саариненен начал решать еще только зарождавшиеся проблемы пассажирских перевозок и организации пассажиропотоков при помощи дизайна и архитектурных форм. Новая концепция потребовала больше времени и он попросил отсрочку на год для реализации проекта. Руководство TWA было настолько увлечено его идеями, что без проблем согласилось на такую задержку. В 1957 году был представлен первый проект. Для авиакомпании новое здание стало самым настоящим символом и отражением их новой философии.

    5.

    6. Реклама нового терминала TWA.

    7. Терминал в процессе строительства. 1961 год.

    8. После открытия в 1962 году.

    9. Вид из иллюминатора взлетающего самолета. Примерно та же точка сегодня.

    10. Вид из окна перехода к Терминалу 5.

    Переходы, которые вели к хабам, откуда осуществлялась посадка в самолет. Сначала это было одно здание, но потом, с появлением гигантских авиалайнеров типа Боинга 747, пристроили еще один корпус и переходов стало два. Здесь была впервые применена схема, когда регистрация и посадка проходили в разных зданиях соединенных переходами. Сейчас переходы соединяют Trans World Flight Center с Терминалом 5.

    11.

    Внутри большой зал, стойки регистрации, зона ожидания, ресторан, туалеты и даже стойки для чистки обуви. Огромное окно зала ожидания делало помещение удивительно светлым и выходило прямо на взлетное поле.

    12.

    Внутренний объем еще более необычен, чем внешняя форма здания. Здесь нет четких граней и стен, а все как бы перетекает из одного в другое, символизируя постоянное движение. Вы попадаете в терминал и невидимый поток плавно несет вас от зала ожидания к стойкам регистрации, выбрасывает на островок рядом с кафе, чтобы потом снова закрутить в бурном водовороте, пронести по переходам и выбросить прямо к трапу самолета. Вы как будто уже начали свое путешествие просто войдя внутрь здания.

    13. 1962 год.

    Фото интерьеров можно здесь и здесь. Есть так же небольшое видео.

    14.

    Трудно представить, чтобы современные архитекторы уделяли столько внимания даже таким объектам, как переходы. Сейчас их стараются сделать, как можно воздушнее и незаметнее, а у Сааринена получились подобие артерий соединяющих разные части одного организма. Здание с некоторых сторон вообще довольно сильно напоминает живое существо или растение с другой планеты.

    15.

    Будущее было не только в архитектурных формах. Trans World Flight Center использовал самые передовые идеи в организации пассажирских перевозок на тот момент. Это был один из первых в мире пассажирских терминалов, где начали использовать телетрапы, объявлять информацию о рейсах по громкой связи, здесь появилась первая система видеонаблюдения, багажные карусели, электронное табло с расписанием рейсов и электронные весы на стойках регистрации.

    16.

    Сам Сааринен умер в 1961 году от рака мозга в самом расцвете сил, и не дожил всего год до того момента, как первые пассажиры начали свое путешествие из недр большой бетонной птицы.

    17.

    Компания TWA прекратила свое существование в 2001 году. Trans World Flight Center морально устарел, перестал справляться с пассажиропотоком и соответствовать современным нормам безопасности. В результате его чуть было не снесли, чтобы на этом месте построить очередную безликую коробку, но, к счастью, вовремя опомнились и дали терминалу статус памятника архитектуры. Теперь снос ему не грозит, но будущее все еще туманно. Скорее всего из него сделают культурный центр и музей. Сейчас терминал закрыт и попасть внутрь невозможно. Остается только ждать какого-нибудь мероприятия, типа нью-йоркского дня открытых дверей, или чего-нибудь подобного. Рассмотреть его со всех сторон можно только с крыши парковки где находится станция AirTrain, из вагона поезда или из Терминала 5. Подойти ближе, к сожалению, не получится.

    18. Вот такое вот будущее из прошлого.

    Еще про аэропорты в Нью-Йорке.
    Заброшенный аэропорт Флойд Беннетт Филд — часть 1 — история аэропорта
    Заброшенный аэропорт Флойд Беннетт Филд — часть 2 — современное состояние
    Заброшенный аэропорт Флойд Беннетт Филд — часть 3 — авиамузей на территории

    EERO SAARINEN И ВЫРАЖЕНИЕ СТРУКТУРЫ

    Отправлено: 22 августа 2017 г.

    Ээро Сааринен, полетный центр TWA, аэропорт имени Джона Кеннеди, Нью-Йорк, США, 1956-62. Фото © Бальтазар Кораб

    Превосходя простые представления о стиле, Ээро Сааринен был одним из самых эклектичных архитекторов своего времени.

    Финско-американский архитектор Ээро Сааринен (1910–1961) поразительно оригинальным образом соединил форму и функцию. Сын архитектора Элиэля Сааринена, Сааринен-младший сделал себе имя в 1945 году, когда он совместно с Чарльзом Имсом спроектировал дом Entenza (Case Study House № 9) в Лос-Анджелесе, Калифорния. Дом отличался модульной планировкой и стальным каркасом, обшитым «железным картоном», и окнами в стальном каркасе — искусной композицией недорогих сборных элементов здания.

    Сааринен снова использовал готовые компоненты для создания знаковой архитектуры в гораздо большем масштабе в своих проектах корпоративных кампусов для General Motors, IBM и John Deere. Несмотря на функциональную рациональность экстерьера, в интерьерах часто присутствовали более выразительные элементы, такие как полусферическая стойка администратора в здании GM, что свидетельствует о склонности Сааринена к энергичным формам.

    Ээро Сааринен, международный аэропорт Даллеса, Вирджиния, США, 1958-62 гг. Фото © Джо Рави

    Ээро Сааринен, Gateway Arch, Сент-Луис, США, 1947-65. Фото © Бальтазар Кораб

    Ээро Сааринен, Gateway Arch, Сент-Луис, США, 1947-65. Фото © ИК Бонсет

    Ээро Сааринен, штаб-квартира компании John Deere, Молайн, Иллинойс, США, 1957-64. Фото © Бальтазар Кораб

    Ээро Сааринен, Стол и стулья Tulip, 1957 г. © Knoll

    Ээро Сааринен, кресло для матки, 1948 г. © Knoll

    Например, Kresge Auditorium в Массачусетском технологическом институте (1950) иллюстрирует растущий интерес Сааринена к выразительным возможностям уникальных структурных решений. Здесь концертный зал на 1200 мест, театр на 200 мест и другие подсобные помещения размещены под тонким бетонным куполом, который составляет одну восьмую шара и касается земли только в трех точках. Сааринен применил другое конструктивное решение, чтобы реализовать парящую крышу катка Ингаллс в Йельском университете (1956-58): тросовая сетка, поддерживающая деревянную крышу, подвешена к огромной железобетонной арке, охватывающей всю длину хоккейной площадки, в результате чего форма с двойным изгибом, получившая прозвище «Кит».”

    Ээро Сааринен, полетный центр TWA, аэропорт имени Джона Кеннеди, Нью-Йорк, США, 1956-62. Фото © Эзра Столлер

    Ээро Сааринен, полетный центр TWA, аэропорт имени Джона Кеннеди, Нью-Йорк, США, 1956-62. Фото © Эзра Столлер

    Ээро Сааринен, полетный центр TWA, аэропорт имени Джона Кеннеди, Нью-Йорк, США, 1956-62. Фото © Бальтазар Кораб

    Ээро Сааринен, полетный центр TWA, аэропорт имени Джона Кеннеди, Нью-Йорк, США, 1956-62. Фото © Бальтазар Кораб

    Ээро Сааринен, полетный центр TWA, аэропорт имени Джона Кеннеди, Нью-Йорк, США, 1956-62.Фото © Бальтазар Кораб

    Скульптурная выразительность форм Сааринена достигла апогея в его проектах для терминала TWA в аэропорту имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке (1956-62) и международного аэропорта Даллеса за пределами Вашингтона, округ Колумбия (1958-63), в которых заливался железобетон структуры представляют собой архитектурную метафору грациозности полета. Способность Сааринена избегать догматического стиля и формировать каждый отдельный проект в соответствии с его собственными потребностями была уникальной среди его коллег и одной из причин того, что его работа заслуживает дальнейшего изучения.

    Меса Сааринен: Charme para Servir

    A mesa de jantar costuma ser o lugar para reunir a família e os amigos para partilhar momentos, bons papos e fazer as Principais refeições do dia. E todo mundo deseja ter um espaço bonito para Receber as pessoas queridas, isso inclusive também a mesa de jantar que deve funcionar como parte da decoração da casa. Uma mesa Saarinen vai proporcionar tudo isso e ainda deixar o seu décor moderno.

    Quando pensamos em decorar nossa casa, damos atenção aos mínimos detalhes porque ela vai transferir a nossa personalidade e queremos que tudo nela fique bonito, mas que também seja prático. Foi assim que surgiu a mesa Saarinen. Uma peça pensada em todos os seus detalhes para servir como decoração e com um belo design. O Westwing обеспечивает важную роль в оформлении окружающей среды и производстве функций. Conheça mais sobre a mesa Saarinen!

    Compre agora com até скидка 70%:

    O Criador da Mesa Saarinen

    Nada como um pouco de história para entender a verdadeira obra de arte que é a mesa Saarinen.A mesa Saarinen foi fabricada pelo arquiteto finlandês Eero Saarinen, em 1956. Filho de arquiteto, na Finlândia, resolu seguir os mesmos caminhos do pai. Sua intenção era criar peças inovadoras, que fossem além do условно.

  • Eero estudou arquitetura em Yale e conguiu cidadania norte-americana em 1940, de onde saíram os seus maiores projetos ,rebendo inclusive vários prêmios de design por suas criações.

    Com a mesa Saarinen o seu objetivo era исключают из alguma maneira как pernas típicas de uma mesa comum e consguiu o feito com maestria.O resultado ficou belíssimo: uma mesa com tampo redondo e uma base central que vai até chão. A mesa Saarinen é uma peça moderna e futurista que surgiu em plenos anos 1950.

    A Mesa Saarinen

    Esta é uma peça considerada moderna mesmo nos dias de hoje e é ainda muito cobiçada. É uma mesa bem funcional, porque se adéqua à diferentes ambientes e estilos.

    Партир из горы Сааринен sugiram também outras peças com o mesmo perfect «sem pernas».Hoje é posível encontrar a peça em tamanhos menores, para que Possa ser usada como mesa lateral ou mesa de centro Saarinen , por exemplo.

    Além das mesas Saarinen , voiceê também pode encontrar cadeira sem pés, sendo fixada apenas por uma base cilíndrica no centro. Uma ideia charmosa e a combinação da mesa de jantar com as cadeiras fica fantástica.

    Идеи для декора на холме Сааринен

    Ao investir em uma mesa Saarinen para a sua decoração, uma maneira de deixar esse móvel ainda mais personalizado para a composição do seu espaço é adotar cadeiras que tenham um estilo que seja a sua cara.Dessa forma, uma mesa Saarinen em tonalidade branca ou preta com cadeiras em madeira — это идеальная комбинация для классического классического стиля и окружающей среды.

    Um Concunto de Mesa Saarinen com cadeiras coloridas, por sua vez, é perfect para complementar o ambiente com toque descontraído, criativo e jovem. A mesa Saarinen composta por assentos brancos é uma opção perfeita para quem ama composições femininas, com toque delicado e romântico. Para quem gosta do estilo de decoração moderno, uma opção é adotar cadeiras fabricadas em metal ou na tonalidade transparent.

    Типос де Меса Сааринен

    A mesa Saarinen, assim como a maioria das mesas tradicionais, pode ser encontrada em diversos formatos, от обычного mesa Saarinen redonda , até modelos ovais, quadrados e retangulares. Dessa forma, voiceê pode optar por otimizar o espaço da sua sala de jantar ou sala de estar com mesas Saarinen redondas e ovais, que permitem uma melhor circação pelo espaço, sendo modelos ideais para ambientes pequenos ou que já Possuem muitos.

    No entanto, se você posui uma sala espaçosa, pode apostar em modelos de mesa de jantar Saarinen quadrados e retangulares de até 8 lugares , podendo acomodar mais amigos e família no momento das refeições. Para mesas laterais ou de centro Saarinen, o formato vai de acordo com o seu estilo pessoal, teno em vista que existe uma variedade рассмотрите уровень ядра для compor a decoração do ambiente.

    Westwing: o Extraordinário Mundo da Sua Casa!

    Преобразование в море casa em um ambiente mais charmoso e moderno com uma mesa Saarinen! Para isso, acompanhe as dicas que nós do Westwing Trouxemos para voice.São inspirações surpreendentes para ajudar a escolher a melhor mesa Saarinen com elegância, personalidade e, Principalmente, praticidade. Confira nossas campanhas com móveis, artigos de decoração и até modelos de mesa Saarinen com descontos exclusivos de até 70% и crie um projeto sofisticado e pratico!

    São Вдохновленные и идей для вокала и decoração com mesas Saarinen que quiser, adicionando mais charme, ao décor da sua sala de estar ou jantar.Descubra um novo jeito de decorar os ambientes para o dia a dia ou para data e comemorativos de maneira original e moderna com uma mesa de jantar Saarinen! Как dicas do Westwing são preparadas com muito carinho e dedicação para enfeitar toda a sua casa com milhares de produtos inovadores e exclusivos que Você conhece aqui diariamente. Aproveite!

    Ээро Сааринен: как архитектор прославился

    Ээро Сааринену было бы трудно избежать притяжения архитектуры.Ээро родился в этот день, 20 августа 1910 года, в семье ведущего архитектора Финляндии Элиэля Сааринена. Он вырос в окружении чертежей и моделей зданий. Студия его отца одновременно служила огромной гостиной, где Ээро и его сестра Пипсан общались с вездесущими рисовальщиками и дизайнерами.

    «Такой улей культурной деятельности был рассчитан либо на то, чтобы задушить, либо на принуждение детей», — отмечает TIME. «В случае с Ээро и Пипсаном это заставило. К пяти годам Ээро проявил себя талант к рисованию.Сидя под чертежным столом своего отца, он деловито придумывал собственные версии деталей дверей и домов ».

    Конечно, Ээро не оставался в тени чертежных столов своего отца; он процветал сам по себе. То, что он сделал себе имя — не считая фамилии — очевидно из истории обложки журнала TIME 1956 года, в которой говорилось: «… из всего американского коллектива современных архитекторов, ни у одного нет лучшего соразмерного сочетания воображения, универсальности и здравого смысла, чем Ээро Сааринен.

    Но, как сказал TIME Ээро, значительной частью своего успеха он обязан своему отцу, который был его образцом для подражания и давним соратником. В то время как старший Сааринен был жив, согласно New York Times (в профиле 1953 года, написанном искусствоведом, на котором Ээро позже женится), «Ээро не восставал и не отвергал: он оставался почтительным как в архитектурном, так и в сыновнем плане. ”

    «Я часто предлагал технические решения и планы, — сказал Ээро, — но только в рамках созданной им концепции.

    Тем не менее, Сааринены от природы были конкурентоспособными — и умели побеждать в соревнованиях. В возрасте 12 лет за TIME Ээро занял первое место в конкурсе дизайна спичек, спонсируемом шведской газетой, выиграв 30 шведских крон — или около 8 долларов. На той же неделе его отец занял второе место в международном конкурсе на дизайн башни Chicago Tribune и выиграл 20 000 долларов.

    Однако в конечном итоге все сложилось в пользу Ээро, создав по крайней мере одну неловкую сцену в доме Сааринен. И отец, и сын — по отдельности — участвовали в конкурсе 1948 года на строительство памятника Национальному мемориалу расширения Джефферсона в Сент-Луисе. В ВРЕМЯ:

    Сааринен-старший представил формальный монументальный проект; Вход Ээро был дерзким, 590 футов. арка из нержавеющей стали, которая выглядела как гигантская блестящая калитка для крокета, которую он придумал, сгибая устройство для чистки проволочных и шерстяных трубок. В телеграмме Элиэль объявлен победителем. В честь празднования семья разлила традиционное шампанское.

    Всего несколько дней спустя была раскрыта ошибка секретаря: первый приз в размере 40 000 долларов был по праву принадлежал Ээро.

    Подробнее об Ээро Сааринене с 1956 года, здесь, в архивах TIME. : Зреющий модерн

    Получите наш исторический бюллетень. Поместите сегодняшние новости в контекст и посмотрите основные моменты из архивов.

    Спасибо!

    В целях вашей безопасности мы отправили электронное письмо с подтверждением на указанный вами адрес. Щелкните ссылку, чтобы подтвердить подписку и начать получать наши информационные бюллетени. Если вы не получите подтверждение в течение 10 минут, проверьте папку со спамом.

    Свяжитесь с нами по [email protected].

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *