как изменился облик торговых центров :: Статьи
И это ставит перед ритейлерами задачу в одном пространстве уместить как можно больше функций, от кинотеатра до фитнес-залов. С точки зрения архитектуры это проявляется в широчайшем внедрении различных материалов, помещений и приемов внутри одного здания. Теперь ТЦ — это объекты, которые прежде всего приносят впечатления, и только потом являются торговой площадкой.
Место для общения и прогулок
Отношение к торговым центрам изменилось так же сильно, как и сами виды торговли. Теперь люди хотят не только совершать покупки, но и встречаться, общаться, вместе обедать и прогуливаться, рассматривая товары. Глава архбюро UNStudio Бен ван Беркель предлагает для этого термин ‘eye shopping’ — теперь глазами не только «поедают», но и «покупают». А торговые центры, соответственно, продают.
В этой ситуации в торговых центрах естественным образом возникла общественная функция. Одним из моллов нового образца стал Parque Toreo в Мехико, спроектированный Sordo Madaleno Arquitectos. Название полностью соответствует содержанию: благодаря растущим в здании деревьям внутреннее пространство напоминает парковую улицу с пролегающими вдоль нее торговыми рядами. Свет проникает сквозь стеклянную крышу, которую поддерживают разветвленные колонны.
Больше, чем форма
Когда к проектированию подходят изобретательно, здание торгового центра не только привлекает больше внимания, но и в отдельных случаях становится местной достопримечательностью. Именно к таким проектам относится торговый центр Emporia, созданный в бюро Герта Вингорда в 2012 году. Здание находится в Мальмё, в одном из новых районов города. В стеклянном фасаде обыграно интересное скульптурное решение: середина здание сильно вогнута и образует небольшой внутренний двор. В 2013 году проект выиграл конкурс MUF, а вскоре после этого был удостоен премий INSIDE и MIPIM.
Похожим образом работает архитектура торгового центра Фучжоу. Это массивный геометрический объем с множеством граней, которые придают зданию сходство с драгоценным камнем. Форма выбрана не случайно: при работе над проектом архитекторы бюро Spark отталкивались от того, что путешественник Марко Поло, оказавшись в Фучжоу, назвал этот город «центром торговли драгоценными камнями».
Эстетика
Чтобы придать зданию визуальную привлекательность, необязательно выбирать экстремальные ходы, как это сделали архитекторы из предыдущего пункта. Порой достаточно грамотно подобрать облицовку, чтобы выделить торговый центр в городской ткани. Подобный подход продемонстрировала польская студия Grupa 5 Architekci в торговом центре Klif в Варшаве. Зданию придали простую прямоугольную форму, но покрыли треугольной облицовкой, которая образует множество граней.
С помощью облицовки можно добиться самых разнообразных эффектов: к примеру, облицовочные плиты Rockpanel из серии Chameleon меняют цвет в зависимости от того, с какого угла на него смотрит прохожий. Rockpanel хорошо зарекомендовали себя на российском рынке и не раз использовались для облицовки торговых комплексов — таких, как ТЦ «Сигма» в Ижевске, ТЦ «Табрис» в Краснодаре, «Глобус» в Котельниках, «М.Видео» в Казани. Плиты, сырьем для которых становится негорючий базальт, камень вулканического происхождения, не страшно размещать в суровом климате, они не требовательны в уходе и прослужат более полувека. Еще один важный аспект — экологичность материалов. Используя Rockpanel, проектировщики могут повысить рейтинг экологичности здания при его оценке по системе BREEAM.
Rockpanel также позволяет повысить арендную ставку торгового центра за счет более приветливого и яркого фасада — даже если это относится только ко входной группе здания. Дополнительную экономию обеспечивает антивандальное покрытие и то, что Rockpanel не нужно дополнительно мыть — они обладают самоочищающейся поверхностью. Благодаря легкой обработке материала ему можно придать самые разнообразные фактуры и формы — плиты можно гнуть и гравировать.
Пожаробезопасность
Как мы видим, в мире торговли требования к архитектуре быстро меняются, но пожаробезопасность остается неизменно важным и строгим пунктом в работе над проектами торговых центров. В зданиях, где одновременно находятся несколько тысяч человек, несоблюдение норм при эксплуатации и строительстве приводит к большим трагедиям.
В октябре 2018 года на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям Президент Группы компаний ROCKWOOL Йенс Биргерссон предложил приравнять с точки зрения противопожарных норм торговые центры к больницам, детским садам, школам и другим зданиям, где могут находиться большое количество людей, в том числе маломобильные группы населения.
Не только декоративные материалы для фасадов должны быть пожаробезопасными — это требование относится и к теплоизоляции на фасадах, поскольку она может стать причиной распространения огня по всему зданию или наоборот, препятствием для пожара. К таким материалам относится утеплитель ROCKWOOL ВЕНТИ БАТТС Д. Он состоит из жесткого наружного и более легкого внутреннего слоев, благодаря чему имеет меньший вес в сравнении с аналогами. Он также позволяет экономить на монтаже за счет технологии двойной плотности.
archspeech.com
О современной архитектуре торговых центров
В условиях высокой конкуренции каждый торговый центр стремится обрести индивидуальность, чтобы привлечь свою аудиторию. Современный рынок торговой недвижимости диктует новые условия: из мрачных «коробок» для шопинга моллы превращаются в пространства для всей семьи с насыщенной досуговой и бизнес составляющими. Эти изменения находят отражение не только в коммерческой планировке, но и в архитектуре проекта: торговый центр и функционально, и визуально должен настраивать посетителей на получение максимального удовольствия от эффективно проведенного времени. Сегодня торговый центр – не только место для совершения покупок, но и общественная функция. Продуманный интерьер и эффектный фасад действительно способны повысить конкурентную привлекательность проекта. То, как торговый центр вписан в городской контекст и каково его место в архитектуре окружающей застройки, может отражаться на посещаемости и интересе потенциальных покупателей. Торговые центры сегодня в большинстве случаев строятся именно в сложившихся районах с устойчивой инфраструктурой, где должны соответствовать своей среде. Особенно заметен данный тренд на примере торговых проектов районного масштаба. Так, работая над проектом реконструкции ТРЦ «Золотой Вавилон Отрадное», мы решали в том числе вопрос о гармоничной интеграции ТРЦ в окружающую застройку. Предусмотренные нами новые решения — перфорированные фасадные панели с подсветкой и вставки из дерева — позволили адаптировать объект к окружению. А спроектировав дополнительную входную группу, мы соединили ТРЦ с парком, расположенным за ним. Так нам удалось решить сразу несколько задач: повысить привлекательность ТЦ для местных жителей, сформировав дополнительную функцию пространства, а также оживить заброшенный парк.
Хочу отметить, что открытые входные группы, уютные террасы, открытые кафе с прямым выходом на улицу — это лишь некоторые удачные приемы архитекторов, выделяющие торговый центр. Чем больше заметных и стильных входных групп предлагает проект, тем больше шанс, что посетителю захочется зайти и воспользоваться торговой функцией.
В самой же торговой галерее создать расслабленную атмосферу, настраивающую на шопинг и времяпрепровождение, позволяет конструирование максимально комфортного пространства. Приятный свет (не слишком яркий, холодный или теплый), заметные витрины с сезонным оформлением, мягкие зоны в местах общего пользования, повсеместный wi-fi, являющийся неотъемлемой частью современного общественного пространства. Баланс между запоминающимся дизайном и стилем достигается с помощью грамотного размещения ярких декоративных элементов и деталей бренда проекта.
Придать уникальный архитектурный и концептуальный облик торговому центру позволит качественная реновация, инструменты которой архитектор должен использовать продуманно и в комплексе, четко выделяя главное. Так, в проекте обновления «Золотой Вавилон Отрадное» мы сконцентрировались на имидже объекта среди местных жителей и постарались сделать его интересным в своей среде, при этом не контрастирующим в окружении. А работая над проектом реновации ТРЦ «5 авеню», мы остановились на ключевом решении – применении в оформлении пространств натуральных материалов, дерева и камня. Отказ от излишнего декорирования – преимущество, дающее интерьерам функциональность и простоту, привлекательные для покупателя.
cre.ru
Актуальные тенденции в архитектуре торговых центров Москвы
С каждым годом ТЦ играют всё большую роль в жизни города. Объекты коммерческой недвижимости органично вплетаются в уличную сеть современных мегаполисов, создавая её неповторимую атмосферу.
При этом торгово-развлекательные комплексы становятся не только центром притяжения людей и излюбленным местом досуга, но и градостроительными «точками силы».
При проектировании новых объектов торговой недвижимости главная задача архитекторов – создать уникальный узнаваемый имидж. Вместе с тем, в архитектуре ТК существуют определённые тенденции, не меняющиеся на протяжении нескольких лет. Так, крупные ТК Москвы, как и большинство европейских торговых центров, исполнены в стиле городского возрождения (ТРЦ «Ривьера»), неотрадиционилизма (2-ая очередь ТК «Каширский Двор»), с воплощением идеи push for posh, или стремления к роскоши (ТРЦ «Времена года», ТРЦ «Вегас»). Интересно, что впоследствии реперная точка превращается в символ ТК и становится его отличительной чертой среди прочих (например, легендарный фонтан в «ГУМе»).Главными тенденциями во внешней отделке коммерческой недвижимости на протяжении последних нескольких лет выступает декоративное остекление (специфика архитектуры ТК такова, что необходимость в оконных проёмах исчезает) и стеклянный купол, или второй свет: крыша ТК частично или полностью выполнена из стекла («Метрополис», «Атриум») и является дополнительным источником освещения. Фасады комплексов обычно облицовываются навесной фасадной системой с воздушным зазором (вентилируемый фасад). Впрочем, именно в наружном оформлении торговых центров архитекторы стараются использовать как можно больше инновационных технологий и реализовать нестандартные конструктивные решения.
2-ая очередь ТК «Каширский Двор»
(открытие – I квартал 2016 г.)
На пересечении Каширского шоссе и Коломенского проезда расположился самый большой в России DIY-комплекс (товары для отделки и декора) – 2-ая очередь ТК «Каширский Двор». Здание выполнено в стиле неотрадиционализма, объединяющего характерные для нескольких классических стилей элементы и современные технологии. В частности, фасад комплекса украшен 8-миметровыми металлическими ламелями. Эти элементы декора традиционно встречаются в архитектуре городов Германии, Австрии, Швейцарии. В России самый известный объект, декорированный ламелями – Дом Правительства РФ в Москве, спроектированный в соответствии с традициями немецкой архитектурной школы. Благодаря разнонаправленному наклону граней ламели создают причудливый рельеф, который даёт богатую светотень по всей плоскости фасада и, как живое полотно, меняется в зависимости от времени суток и сезона. Ламели расставлены со сдвижкой между поясами, обозначенными карнизными тягами. Их ритм задаёт движение по всему периметру здания, буквально подхватывая постоянный разнонаправленный автомобильный поток вокруг ТК.
ТРЦ «Времена года»
(открылся в ноябре 2007 г.).
Отличительными чертами ТРЦ «Времена года» являются высокие потолки и панорамное остекление. По задумке авторов, наружные панели комплекса, обращённые к Кутузовскому проспекту, представляют собой управляемую компьютером механическую витрину. Фасад состоит из прямоугольников, чередующихся в шахматном порядке: стеклянные витрины, за которыми располагаются плакаты на тринитронах, соседствуют с металлизированными панелями со множеством квадратных отверстий, в которых размещены меняющие цвет лампочки-леды.
ТРЦ Vegas Крокус Сити
Уникальный медиафасад ТРЦ Vegas Крокус Сити, повторяющий сложную архитектуру здания, состоит из 10 тыс. светодиодных гирлянд, 2,5 тыс. светодиодных панелей и 240 тыс. светодиодных ламп. Новая технология светодиодного освещения iColor Flex LMX второго поколения воспроизводит палитру в 16 млн цветов, а весь медиаконтент, транслирующийся на LED-экранах, управляется с одного компьютера. По количеству инноваций внутренняя архитектура ТРЦ не отстаёт от внешней. Так, на территории комплекса воссозданы точные копии знаменитых нью-йоркских достопримечательностей: Рокфеллер-центра с гигантской статуей Прометея и площади Times Square с большим количеством неоновой рекламы, бегущими строками и множеством экранов.
ТРЦ «Славянка»
(ТРЦ на Кутузовском проспекте, открытие – 2016 г.).
Фасад ТРЦ «Славянка» облицован сэндвич-панелью с навесной декоративной частью, состоящей из перфорированных металлических панелей с применением навесной фасадной системы AluWALL® system. Это инновационное решение создаёт интересный «волновой» эффект серо-голубых оттенков, которые благодаря задней подсветке меняют свой цвет в вечернее время.
ТРЦ «Ривьера»
(открытие – весна 2016 г.).
Навесной вентилируемый фасад ТРЦ «Ривьера» облицован объемными мелкоразмерными алюминиевыми панелями, создающими пластичный рисунок волны по всей протяжённости здания. Декоративные элементы подчеркнуты подсветкой, чей цветовой спектр меняется в зависимости от времени суток. Помимо этого, в фасад, обращённый к Третьему транспортному кольцу, встроены 9 больших медиаэкранов.
Мария Гуреева, департамент девелопмента компании «Каширский двор»
new-retail.ru
5 торговых центров, в которые надо ехать не только за покупками :: Статьи
По мере того, как растут торговые площади шоппинг-моллов, становится все более масштабной и их архитектура. И впечатляющей тоже: по аналогии с тем, как музеи строят себе здания — произведения искусства, торговые центры превращают в аттракционы — столь многоплановые, чтобы не смогли надоесть никогда.
Достойные всяческого внимания комплексы вырастают один за другим: взять хотя бы MyZeil Массимилиано Фуксаса во Франкфурте со стеклянными «оврагами» и «колодцами»; или реконструированную Ричардом Роджерсом с помощью хай-течных элементов 100-летнюю арену для корриды в Барселоне.
Однако наибольшим размахом отличаются, конечно же, торгово-развлекательные центры Азии: здесь и потенциальных покупателей больше, и товаров — ведь подавляющая часть продукции даже и европейских марок уже давно производится не в Старом свете. Добавьте к этому общий строительный раж, царящий в Китае, Малайзии и Сингапуре — а также в местах не столь отдаленных вроде Казахстана — и получите идеальную среду для появления настоящих шедевров.
«Хан Шатыр» в Астане, Казахстан
В то время как для России архитектура от западных звезд все еще остается «больным вопросом», бывшие союзные республики обрастают ею со скоростью, которой позавидовала бы не то что Россия — вся Европа. В столице Казахстана, например, уже три постройки сэра Нормана Фостера. И одна из них — самый большой шатер в мире: торговый комплекс в виде натянутого на 150-метровый шпиль «тента», который, в свою очередь, «соткан» из полимерной пленки ETFE. Про ее свойства мы уже писали: она отлично пропускает свет, задерживая УФ-излучение, и служит основой для эффектной светодиодной RGB-подсветки, что успешно демонстрирует и «Хан-Шатыр».
Впрочем, вхождением во все мыслимые рейтинги и хит-парады здание обязано не только примечательному внешнему виду. В список из 10 лучших экозданий по версии Forbes (другие построек на территории бывшего СНГ в нем нет) торговый центр Фостера оказался из-за уникального внутреннего наполнения. Понятно, что на 127 000 кв. м разместились самые разнообразные магазины, кафе и сервисы.
Но оболочка из полимерной пленки создает под собой настолько комфортный и не подверженный внешним воздействиям климат, что проектировщикам удалось оборудовать здесь кусочек тропического рая: пляжи с песком, привезенным с Мальдив, круглогодичные +35 и бассейны с эффектом волн. Для Центральной Азии, в которой большая вода — и вообще вода — в явном дефиците, сэр Норман вряд ли мог сделать более ценный подарок.
Beachwalk (Sahid Kuta) в Куте, о. Бали, Индонезия
На Бали и с морем, и с пляжами все, казалось бы в порядке. Но, видимо, в том и хитрость: чтобы выманить туристов с побережья хотя бы на расстояние 250 метров, девелоперам торгового центра пришлось воссоздавать в нем «привычные» для местных отдыхающих условия — те, за которыми обычно и едут на Бали: шум воды, буйнорастущая зелень, поигрывающие мускулами загорелые серферы, дефилирующие мимо. И название соответствующее — манящее: «пляжная прогулка».
Хотя планировка комплекса общей площадью 92 000 кв. м скорее материковая, навеянная террасообразными ландшафтами рисовых полей. Все террасы закольцованы, нет ни единого тупикового маршрута, так что «прогулка» может быть долгой — тем более, что с каждого уровня открываются разные виды на сады, населенные всеми характерными для балийской флоры видами растений.
Свисающие с верхних террас лианы создают благодатную тень и обеспечивают естественную вентиляцию и очищение воздуха. Полив, кстати, осуществляется за счет коллекторов дождевой воды. А за дополнительную защиту от солнца отвечают кровли, сверху совершенно очевидно похожие на соломенные шляпы островных фермеров — даже материал изготовления тот же.
Местное проектное бюро PT ENVIRO TEC INDONESIA вообще постаралось задействовать максимум локальных природных ресурсов или, как минимум, мотивов. Терракотовые полы из здешней глины имитируют деревянные половые доски, на композитном бетоне — цветки лотоса, на потолке — характерные узоры ротангового плетения. Только в данном случае не из натуральной лозы, а из полимерного волокна: от натурального почти не отличимое, нетоксичное, биоразлагаемое — и при этом прочное и долговечное.
Hanjie Wanda Square в Вухане, Китай
Если в торговом центре на Бали каждый из уровней тщательно подчеркивался террасой, то свежая постройка голландского бюро UNStudio, наоборот, скрывает количество этажей за фасадами, сплошь покрытыми «шариками» из зеркальной стали. Перед архитекторами стояла задача воссоздать фактуру «живой» поверхности — водоема или шелкового полотна. И действительно: кажется, что стены здания подернуты легкой «рябью».
Авторы утверждают, что для такого эффекта разработали и использовали 9 разных видов стальных сфер, нанеся их на слой стеклянных панелей. А вечером выясняется, что в каждый «шарик» еще и вмонтирован светодиод, который в темное время суток переливается всеми цветами радуги и, отражаясь в стекле, создает дополнительно оживляющий поверхность отблеск. На самом даже тысячи отблесков — всего на фасаде торгового центра 42333 таких «шарика».
Интерьеры комплекса общей площадью 22630 кв. м продолжают идею текучести и плавного волнообразного движения, заявленную на фасаде. На контрасте с яркостью наружной RGB-подсветки они преимущественно белые — но при этом удивительно нескучные.
В планировке и ограждающих элементах — уже знакомый мотив кругов и текучих криволинейных поверхностей. Оба атриума — южный и северный — акцентированы световыми фонарями — тоннелями, соединяющими нижний этаж с крышей. На каждую из 2600 стеклянных панелей, которыми отделаны тоннели, нанесен уникальный рисунок, а сами они одновременно «работают» лифтовыми шахтами.
Galleria Centercity в Чеонане, Южная Корея
Схожие приемы голландцы из UNStudio использовали и в другом своем торговом комплексе (площадью 66 000 кв. м), строительство которого завершилось чуть ранее в Южной Корее. Фасад опять же двухслойный, хотя оба слоя — это стекло, и при наложении их друг на друга возникает переливающийся, так называемый «муаровый эффект».
Без цветной подсветки тоже не обошлось. Для показа на фасадах были разработаны специальные программы смены изображений. Глава архитектурной студии Бен ван Беркель утверждает, что это самый большой в мире медифасад такого типа: чтобы предельно увеличить его площадь и минимизировать потери, были спроектированы особые крепления источников света, интегрированные непосредственно в «горбыльки» элементов облицовки. Сэкономить же удалось на том, что на углах разрешение пикселей-светодиодов ниже, чем в центре фасада — обычно на этих участках детализация не нужна.
Ну, а в интерьере — снова текучие белые поверхности. Кстати, белый хорошо отражает свет, и когда его действительно много — в некотором роде экономит энергоресурсы, поскольку искусственного освещения требуется меньше.
Wusibei Thaihot Plaza в Фучжоу, Китай
Идеи притягивающих взгляд и одновременно информативных фасадов вкупе с визуально чистыми и планировочно текучими интерьерами с каждым годом получают все новое развитие — как в проекте китайской фирмы Spark. Доподлинно известно, что Марко Поло, оказавшись в Фучжоу, назвал этот город «центром торговли драгоценными камнями». Вот китайские архитекторы и сделали новый торговый комплекс в виде ограненной драгоценности, приложив все усилия, чтобы и остальные аспекты проекта соответствовали своей «ценности» (а точнее — «бесценности»).
Фасады — да, снова двухслойные. Но на сей раз обошлись без стекла: внешняя оболочка — листы алюминиевого композита, а под ними спрятаны встроенные светильники: когда они светят сквозь слегка перфорированную поверхность листов, те начинают переливаться красками закатного неба. В угоду этакой красоте от установки системы медиафасада отказались — вместо нее в некоторые «грани» вмонтированы LED-экраны.
Между тем, площадь торгового центра тоже впечатляет — 300 000 кв.м, включая сервисные помещения подземных этажей. Неудивительно, что часть из них владельцы эксплуатируют круглосуточно — именно поэтому архитекторам предстояло спланировать здание так, чтобы в общественную его часть с кинотеатрами и ресторанами был отдельный доступ.
Авторы проекта ответили на вызов — и спроектировали нечто вроде вертикальной улицы. По ней в любое время дня и ночи посетители торгового центра могут подняться в кинотеатр или даже сразу на крышу. Прозрачные заграждения ведущих наверх эскалаторов сделаны из плексигласа того или иного насыщенного оттенка — розового, сиреневого. Они вносят яркие пятна в опять-таки белый интерьер — вместе с интегрированными в пол «окошками» из такого же плексигласа, через которые по всем этажам распространятся «цветной свет».
Напоследок хочется сказать, что все рассмотренные проекты призваны иллюстрировать одну простую идею: большие коммерческие пространства уже не имеют морального права продавать только товары. В них — и Азия демонстрирует это особенно явным образом — должна быть сильная социальная функция. Люди хотят встречаться, общаться, вместе обедать и ходить по магазинам — но при этом не обязательно совершать непосредственные покупки, а, с большей охотой, смотреть, выбирать, обсуждать. Бен ван Беркель предлагает для этого термин «eye shopping» — теперь глазами не только «поедают», но и «покупают». А торговые центры, соответственно, продают.
И когда смотришь на них — ей-богу, хочется записаться в шопоголики.
Фото © Khan Shatyr, Foster+Partners, PT ENVIRO TEC INDONESIA, Edmon Leong, Kim Yong Kwan, Christian Richters/View, Shu He
archspeech.com
ТРЦ как архитектурный объект: 8 интересных концептов торговых центров в мире
Крупные торговые центры и моллы — мощные точки социального притяжения, которые стали привычным элементом городского пейзажа. Их успех зависит напрямую от архитектурных и технологичных решений, которые заложены в проект. Качественные ТРЦ, которые становятся центрами притяжений для горожан и гостей города, имеют свой особенный архитектурный облик, который зависит от локации, концепции позиционирования и многих других аспектов.
Эти факторы, в свою очередь, влияют как на внешний облик, экстерьер, так и на оформление внутреннего пространства — использование подходящих интерьерных решений. Бенчмарк для девелопера — одна из самых распространенных практик при планировании нового объекта и пересмотре концептов существующих ТРЦ.
Топ-менеджеры компаний-девелоперов посещают ТЦ в деловых и личных поездках. В силу профессиональной сфокусированности они обращают внимание на особенности объектов, в том числе на архитектурные и дизайнерские решения, отслеживают изменения в подходах и технологиях, изучают реализацию трендов на практике, исследуют и внедряют на своих объектах инновации.
Опрос топ-менеджеров компании Arricano об интересных зарубежных архитектурных концептах ТРЦ: мы попросили их вспомнить, чем впечатлила архитектура объекта, и какие решения с точки зрения архитектуры делают объект конкурентным в современном рынке. 8 топ-менеджеров — 8 ТРЦ.
Из последних увиденных проектов мне запомнился торговый центр Plaza Rio 2 в Мадриде (Испания). Проект новый, открыт в 2017 году. Отличный пример того, как органично торговый центр может вписаться в ландшафт города. Он атмосферный, с большим количеством террасных ресторанов, с видом на реку и уютную прогулочную зону Madrid Rio Park. Sustainability — принцип, заложенный в дизайне проекта, ощущается как в целом, так и в деталях.
При строительстве использованы новые технологии: энергосберегающие системы, красивый фасад из стекла и белого гранита с большим LED-экраном. Один из скайлайтов внутри торгового центра оборудован LED-облаком. Это конструкция, которая состоит из большого количества небольших digital-панелей. В темное время суток гости могут проецировать разные картинки на облако.
В отделке интерьеров использованы деревянные панели, искусственный камень, много стекла. Внутреннее пространство наполнено многочисленными зеленными растениями, арт-объектами, все вокруг буквально залито светом.
Все это позволяет «живому» миру за окном перетекать в торговый центр, стирая границы между природой и закрытым пространством. Это место создано для комфортного шопинга и приятного времяпрепровождения с друзьями или всей семьей.
Открыт — октябрь 2017
140 магазинов, ресторанов
1 500 парковочных мест
Общая площадь — 130 000 кв. м
Торговая площадь — 40 000 кв. м
Таллинский ТРК Юлемисто, обладатель звания «Лучший ТЦ Европы — 2016», впечатляет дизайнерскими решениями, «зеленой» философией и эстетичным удобством. После рестайлинга 2015 года в ТЦ все сделано для того, чтобы посетитель не захотел уходить.
Меня восхитил уникальный 3D-фасад, дизайнерские решения внутри, потолок в фойе, который имеет неимоверную акустику и эвфонию, труба для веселого спуска деток со второго этажа на первый, качели, кресла-качалки, art-объекты, восхитительные урны в виде тюльпанов от итальянского бренда Metalco.
Зоны фудкорта – это не просто столы и стулья, а цельные арт-объекты. Это очень красиво. А еще здесь самые удобные комнаты матери и ребенка, декорированные гостевые туалеты и, самое важное — абсолютная чистота.
Поражает не только эстетичность, но и энергосберегающие подходы. Здание спроектировано согласно экологическому стандарту BREЕAM, а это снижение потребления электроэнергии на 50% и на 40% — воды.
Здесь понимаешь, каким результативным для создания функциональной красоты становится привлечение лучших дизайнеров — архитекторов, которые придумывают решения, вписывают дизайн самого центра в городскую архитектуру, гармонично оформляют внутреннее пространство, учитывая мельчайшие детали. Вывод очевиден: важно привлекать профессионалов для оформления всего объекта.
Также я бы взяла на вооружение некоторые очень важные аспекты по эксплуатации и дизайну: все техническое оборудование сделано из нержавеющей стали, после рестайлинга весь комплекс обслуживается с помощью Building Management System.
Открыт после рестайлинга — 2015
Общая площадь — 96 529 кв. м
Торговая площадь — 59 000 кв. м
Представлены все мировые бренды — более 200 магазинов
1 700 парковочных мест
Николай Якименко, и.о. руководителя департамента девелопмента, и.о. директора по эксплуатации
Cherry Creek Center, Денвер, США
Американские торговые центры существенно отличаются от украинских. Например, когда я попал в Cherry Creek Center, который является ярким примером классического американского подхода к созданию ТРЦ, мое внимание сразу привлекли несколько входных групп. Фасад каждой отличается по дизайну, цвету и использованным материалам. Внутри впечатляют широкие галереи и высокие потолки.
В отделке интерьеров используется природный камень светлых и темных оттенков, что создает ощущение «премиальности». Везде, где это возможно, используется дневное освещение, которое поступает через многочисленные, но небольшие, световые фонари.
Несомненным преимуществом является грамотное использование пространства просторных галерей. Здесь размещены детские или тематические зоны, оформлены многочисленные лаунж-зоны с розетками для зарядки гаджетов, с удобными креслами, скамейками, столиками, пуфами, арт-объекты и инсталляции. Такой подход создает атмосферу свободы, комфорта и удобства.
Следует отдельно отметить, что при оформлении витрин магазинов, каждый оператор делает все возможное, чтобы привлечь внимание посетителя с помощью дизайна витрины. Это приводит к тому, что все витрины магазинов в галерее очень разные — и даже кажется, что у собственника ТРЦ не стоит задача сохранить общий стиль всей галереи.
Но за счет применения качественных материалов и дизайнерских идей в оформлении витрин каждого магазина, такое разнообразие выглядит гармонично.
Дата открытия — 1953 (первое открытие), 1990 — реконструкция
Общая площадь — 1 025 000 кв. футов
Торговая площадь — 623 000 кв. футов
Больше 160 магазинов и 40 бутиков
Наталья Дмитренко, CMO
Manufaktura (Мануфактура), Лодзь, Польша
В этом торговом центре я была несколько лет назад. Аккуратные и лаконичные строения из кирпича в промышленном стиле напомнили мне немного наш Подол, а в комбинации со стеклом и металлом Лодзьская Manufaktura — очень современный и стильный комплекс. Впечатли комплексные архитектурные решения, стыки «старое-новое» — организация «переходов» из исторических зон в шопинг и рестораны.
В объекте присутствует весь набор ритейла и социальных составляющих, что делает «Мануфактуру» магнитом городского значения. Музеи, более трех десятков ресторанов и кафе, большинство популярных ритейл-форматов и брендов, ивент-зона на улице, впечатляющая простором, — отдел маркетинга может мечтать о таком объекте.
Если говорить о том, что можно было бы позаимствовать для работы с новыми проектами, мне очень близка идея музея, или галереи, или любого другого «гибкого» концепта, который способен социализировать объект в жизнь мегаполиса и дать гостю альтернативу шопингу.
Иначе говоря, гость проводит еще больше времени в этой локации, потому что там хорошо, интересно, комфортно, вкусно, и, к тому же, можно еще что-то купить.
Важна также привязка локации коммерческого объекта к истории места: это синергия концепции и архитектуры. Если есть интересная история локации, которую можно использовать в легенде ТРЦ и отобразить в архитектуре, тогда более органичной будет коммуникация объекта со всей городской средой и всеми целевыми группами.
Дата открытия — 2006
Общая площадь — 270 000 кв. м
Более 300 магазинов
Лаури Рейнберг, CFO
PortoFranko (ПортоФранко), Таллин, Эстония
Меня впечатлил PortoFranco в Таллине, который находится в процессе строительства. Объект расположен в интересном месте. В центре Таллина есть Адмиралтейская гавань, краеугольный камень которой заложил Петром I. Это историческое место около пассажирского порта, где пассажиропоток составляет около 10 млн человек в год.
PortoFranco соединяет старый город с портом, где останавливаются круизные лайнеры, и приезжает много туристов. С точки зрения трафика это интересное место для торговли. Концепцию проекта создал Chapman Taylor Architects, одно из ведущих мировых архитектурных бюро, реализующее сложные mixed-use проекты.
PortoFranco — многофункциональный комплекс с большим объемом застройки, общая площадь который составляет около 150 000 кв. м. Он состоит из 5 наземных и 3 подземных этажей. Большую часть здания будут занимать торговые предприятия, офисы, предприятия общественного питания, а также 3 подземных этажа парковки. Здесь создана особенная среда и атмосфера. Это уникальный проект в сфере недвижимости: он рассчитан как на свободное времяпрепровождение, так и на ведение бизнеса.
Интересная локация, сложное архитектурное решение, соединение нескольких видов коммерческой недвижимости в одном объекте создают некую синергию, улучшающую качество жизни. Если вы работаете в офисе, можно спуститься в ресторан, ходить на шопинг, свободно припарковаться, приехать сюда отдохнуть и развлечься, — все это можно сделать, не выходя из комплекса, что в местном климате важно.
Дата открытия — 2018, планируется к завершению в 2020
Общая площадь — 150 000 кв. м, магазины и предприятия общественного питания — 35 000 кв. м, офисы — 31 700 кв. м
Магазины — более 100
Михаил Меркулов, CEO
Principe Pio Mall (Принcипи Пио), Мадрид, Испания
Principe Pio Mall в Мадриде впечатляет отсутствием архитектуры. Этот объект успешно развивается под девизом: «Архитектура — ничто, трафик — все». Это, конечно же, шутка, но в каждой шутке есть только доля шутки. Уникальным объект делает здание старого вокзала, к которому пристроили торговый центр.
Это настолько красиво, насколько и неэффективно, ведь внутренние помещения невозможно охладить или обогреть. История объекта началась в 2005 году с небольшого бюджета — 3,4 млн долларов.
Торговый центр 79 тыс. кв. м, в котором разместилось 110 магазинов, посажен на вокзал, где есть и линии метро, и пригородный вокзал, и междугородные пути сообщения. Интересным архитектурным решением в Principe Pio является совмещение современной архитектуры и классического старого вокзального дизайна.
Особенностью объекта, которую замечаешь сразу, является фуд-зона. Она занимает огромную площадь с большим количеством и разнообразным выбором предложений по еде. Например, антресоль, на которой разместился McDonald’s, впечатляет огромной посадочной площадью на 500 мест.
Секция с едой работает в будние дни до часу ночи и до трех — в выходные. Principe Pio — яркий пример того, что для успеха современных объектов обязателен генератор органического трафика.
Для своих будущих объектов использовать можно несколько подходов, реализованных в Principe Pio: во-первых, общепитовская функция может стать практически якорной и жить своей собственной жизнью; во-вторых, неожиданный микс старого и нового всегда работает как что-то необычное и нестандартное, выделяющееся из обычного урбанистического фона.
Дата открытия — вокзал — 19 век, mall — 2005
Общая площадь — 79 804 кв. футов
Больше 110 магазинов
Инна Сотникова, директор ТРК «Проспект» и PaйON (Киев)
Galeries Lafayette (Галерея Лафайет), Париж, Франция
Величественное здание Галереи Лафайет в Париже поражает своей эффектностью. Впечатляет грандиозность и одновременная легкость архитектурных форм, много света и воздуха наряду с насыщенностью и разнообразием форм и текстур, невероятный вкус и французский шарм.
Лестница галереи создана по образу лестницы Парижской оперы, балконы и эркеры украшают узорные металлические перила, а своды атриума венчает прозрачный 43-хметровый купол с невероятными легкими витражами в неовизантийском стиле, под которым в Рождество красуется новогодняя елка в самых разнообразных интерпретациях.
В этой величественной «постановке» особая роль отведена витринам: они должны привлекать каждого посетителя и прохожего, с чем непременно справляются идеально. А с террасы, расположенной на верхнем этаже здания, открывается панорамный вид на Париж.
В этом торговом центре впервые появились места, которые не имели отношения к магазинной торговле: чайный салон, зал для чтения и зал для курения. В результате Галерея Лафайет стала законодателем моды на шоппинг как форму отдыха.
Этот объект, на мой взгляд, достоин подражания. Высокие витрины и атриумные пространства, создающие невероятную легкость, много воздуха и света, дают возможность создавать атмосферные композиции, привлекающие многочисленных посетителей. А верхние этажи, как магнит для туристов и место проведения досуга горожан, также достойны использования в архитектурных решениях.
Дата открытия — 1893
Общая площадь — 50 000 кв. м
Торговая площадь — 30 000 кв. м
Александр Немер, директор IT департамента
The Dubai Mall Дубаи Мол Дубай, ОАЭ
Dubai Mall поражает масштабом, он органично вписан в архитектурное решение делового центра Дубая. Это хай-тек стиль, здесь есть бутики на любой вкус в торговой галерее, а также полный спектр развлечений. Торговый центр, который считается самым большим в мире, расположился на площади в 1,2 млн кв. м.
Все элементы в нем взаимосвязаны, перетекают один в другой. Dubai Mall расположился возле подножья знаменитой башни Бурдж-Халифа.
Поражает воображение улица с раздвигающейся крышей, самый большой в мире аквариум, горнолыжный комплекс. Особая зона притяжения — VR Park в Dubai Mall. Чего стоит только входная группа, созданная с изогнутых LED-экранов.
А сам парк уже на входе погружает тебя в атмосферу искаженной реальности, которая буквально через несколько минут окунет в VR. Сам парк поразил своим масштабом: я бы очень хотел увидеть в наших проектах что-то подобное.
Этот торговый центр заслуженно можно назвать «городом в городе»: под его крышей расположились более 1200 магазинов, крупнейший золотой рынок, 120 ресторанов и кафе, более 20 кинозалов, детский развлекательный комплекс, отель.
Незабываемые впечатления при посещении Dubai Mall оставили многочисленные медиа-экраны. В ТРЦ их более 120. Такое многообразие предоставляет возможность реализации любых творческих идей для маркетинга и рекламодателей.
Дата открытия — 2009 год
Общая площадь — 1, 2 млн кв. м
Торговая площадь — 350 244 кв. м
1 200 магазинов
Источник: Property Times
budport.com.ua
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ АЛМАТЫ
АННОТАЦИЯ
Новый тип развития объектов торговли в обустройстве городов нашей страны являются едва ли не ведущими сооружениями в современной архитектурной практике. В статье рассматриваются художественно-эстетические достоинства архитектуры торгово-развлекательных центров в Алматы.
Ключевые слова: казахское искусство, художественное, архитектура, дизайн.
В истории мировой культуры торговые центры всегда были местом сосредоточения не только экономической, но и всей совокупности общественной культурной жизни социума. Видоизменяясь во времени, центры оживленной торговли являлись местом политического и общего культурного развития общества[3].
Но огромные комплексы сочетающие в себе экономические функции с культурно-развлекательными задачами в том виде, что нам знакомы сегодня, впервые обозначились в конце XIX века, однако в полной мере сформировались лишь в двадцатом[1]. Техническая революция совершила прорыв в бурном развитии товаров народного потребления, что не могло не отразиться на общем культурном фоне, на развитии архитектуры.
Торгово-развлекательные центры широко распространены в Америке, Канаде, Японии, Китае, Франции, Объединённых Арабских Эмиратах и т.д., в дизайне интерьеров этих стран используется широкий диапазон стилевых решений[10]. В некоторых странах огромные комплексы построены под открытым небом, при этом эстетике архитектурной формы придают большое значение. Например, в одном из ТРЦ Дубая (ОАЭ) располагается огромный океанариум с морскими обитателями, ледовый дворец и тематический парк развлечений, а в Америке ТРЦ «American Dream Meadowlands» строился на протяжении 16 лет и был открыт только в 2019 году, привлекая посетителей своими насыщенными яркими и белыми цветами интерьера. На данный момент самые большие ТРЦ в мире (в Европе), однако канадский «West Edmonton Mall» оказался наибольшим и был занесен в Книгу рекордов Гиннеса[2].
В Казахстане, как и во многих постсоветских странах торгово-развлекательные типы объектов появились в поздний советский период и особую популярность получили в период независимости[4].
Современные торгово-развлекательные центры — это совокупность разноплановых зон отдыха, торговых, развлекательных и вспомогательных площадей[9]. Многие объекты имеют общность в решении архитектурно- художественных задач, что продиктовано как функциональной заданностью, так и авторским исполнением по имеющемуся типовому проекту, хотя понятие «типовой проект» почти ушел в историю[6]. Подобное ощущение создается наличием доминанты здания в виде наклонного стеклянного полукруглого витража, что выходит на магистральные улицы городов страны[3].
Использование современных, как правило, энергосберегающих тонированных стеклопакетов, облицовка навесными панелями (например, сэндвич-пакетами), декоративной керамической плиткой, натуральным, но чаще искусственным камнем и другими материалами стали характерными признаками художественного оформления архитектуры торгово-развлекательных объектов всех городов республики[4].
Много общего обнаруживается и в дизайне интерьеров, где также широко используется весь перечисленный набор строительных и декоративных материалов[7]. Особое внимание уделяется освещению всего пространства интерьеров, в котором естественный свет атриума соседствует с целой серией искусственной подсветки в зависимости от функционального назначения зон[8]. Конечно, в отличие от экстерьеров интерьеры торгово-развлекательных комплексов более изменчивы, то есть в их декоративном оформлении гораздо больше разнообразия.
Первые комплексы с большими площадями появились, естественно, в бывшей столице Казахстана Алматы. Однако тогда они были преимущественно торговыми, как полноценный мультифункциональный объект ТРЦ стали возводиться лишь с началом третьего тысячелетия[11]. В число подобных полноценных комплексов входит и Grand Park, Dostyk Plaza и Alma-Аta.
Примечательной особенностью архитектуры торгово-развлекательных центров является единство стилевого решения в духе хай-тек, в настоящем многие архитектурные здания облицованы стеклом, что дает ощущение легкости. В Алматы расположены более десяти торговых центров и начало постройки которых было обозначено 2000-ми годами. Несмотря на доминирование стилистических приемов хай-тек, присутствует различие в дизайне экстерьеров всех объектов, ведь планировщики каждого здания руководствовались своими идеями и понятие комфорта окружающей среды всегда в приоритете современной архитектуры.
К примеру, Grand Park находящийся на ул. Кабдолова состоит из 10 блоков. Это закрытый в квадратную геометрическую форму огромный торговый дом. Масштабы пространства его зон настолько большие, что люди передвигаются на игрушечных видах машин. В целом интерьер имеет коридорно-зальный тип планировки, где еще много «чистых пространств», а это значит, что они ждут своей аренды.
Для посетителей он сделан в виде ряда торговых бутиков, как традиционный торговый дом. Развлекательные зоны расположены в пятом блоке и к сожалению не очень заметны для людей. То есть торговые зоны явно в приоритете в данном комплексе. Перегородка между торговым центром и развлекательными зонами не является несущим элементом, каркасная перегородка облицованная гипсокартонными листами продумана с точки зрения звукоизоляции.
Развлекательный отдел имеет несколько темное колористическое решение интерьера, то есть погружает человека в некий таинственный полумрак, откуда издаются звуки и где по мере движения он попадает в другое городское пространство. Постепенно зрению открываются зеленый цвет искусственных деревьев, создавая ощущение присутствия в окружении весенней природы, но пройдя дальше, люди попадают в пространство традиционной европейской городской улицы. Разноцветные фасады имитируют классические типы домов жилых кварталов западной Европы. Конечно, внешняя имитация форм имеет чисто функциональное назначение, так как объекты – это зоны питания и игровые помещения. Таким образом в дизайне интерьера Grand Park идея «города в городе» интерпретируется почти в прямую. Каждый предмет дает ощущение присутствия в пространстве хорошо известной миру городской среды. Например, декоративные элементы, как красный автобус, возле стенда с изображением Лондона. Там мы можем ощущать себя сидящими на одной из его улиц, все настраивает на это состояние, включая имитацию кирпичной кладки пола в виде брусчатки. Есть и другие зоны, к примеру: напоминающие нам Техас, город сказок в виде средневекового замка или сказочного «сладкого» дома «на ножках».
Рисунок 1. Grand Park, г. Алматы, 2016г.
Фото автора: Нурпеис Д.К.
В целом, на общем темном колорите интерьера развлекательной зоны Grand Parkа яркая цветовая гамма, использованная на фасадах этих объектов-домов городского квартала, настраивает зрителя на иллюзии пребывания в иной реальности.
В отличии от всех торгово-развлекательных комплексов Алматы Dostyk Plaza выделяется пластикой фасада, линия которого имеет плавные текучие формы. Масштабно он вписан в существующее архитектурное пространство. Выделяется объект и пластикой кровли, декоративно-символическим изгибом напоминая изгибы холмов и гор региона, создавая тем самым пластическую волну формы потолков в интерьерах верхнего яруса.
Как и во всех подобных комплексах, атриум вносит в интерьер естественное освещение на самых важных точках, где есть большой поток скопления и движения людей: над эскалаторами и лестницами. Есть и закрытые атриумы, откуда дневной свет падает только от линейно расположенных окон. В дизайне интерьеров объекта в целом активно используется параметрическая система как в конструкции функциональных зон, так и декоре предметного набора. Максимальное использования стекла также придают иллюзию легкости пространству интерьеров.
Примечательно, что изначально при строительстве Dostyk Plaza в развлекательной зоне присутствовал только кинотеатр и позже рядом пристроили детскую игровую площадку. Естественно, детская площадка отличается своим яркими насыщенными цветами, бросаясь в глаза и привлекая к себе как взрослых, так и маленьких посетителей. В кинотеатре использованы более строгие, но гармоничные цвета интерьера. Большое разнообразие, как правило, представлено в дизайне зон питания, так называемого «ресторанного дворика», фуд-корта[5]. Эти площади представлены широким диапазоном стилевого решения, где казахские дизайнеры проявляют свои фантазии в зависимости от конкретного запроса заказчиков.
В ряду торгово-развлекательных центров города комплекс Alma-Аta, разместившегося в жилом комплексе, отличается от выше приведенных обращением к классическому стилю[12]. Архитектура нового жилого массива представляет собой современную интерпретацию модерна, а фасад ТРЦ, что расположен в его нижнем ярусе, носит черты европейской античной классики.
Лестница направляющая движение потока людей к входу полукруга торгово-развлекательного центра, ассоциируется формой с амфитеатром. Внешний фасад ТРЦ представлен декоративной аркадой. Вариацию классицизма мы можем заметить не только в экстерьере, но и в интерьере. Сходство интерьера с формой римских амфитеатров присутствует в центральном пространстве атриума: мозаичное стекло освещающее центр зала.
Рисунок 2. Alma-Ata, г. Алматы, 2018г.
Фото автора: Нурпеис Д.К.
Открытый в 2018 году торгово-развлекательный центр еще не до конца освоен, то есть достаточно пустующих зон пространства. В декоре интерьера превалирует растительный мотив, в том числе прозрачные стеклянные лифты.
Итак, в соответствии с современными запросами общества торгово-развлекательные центры как архитектурные объекты в городах страны, в Алматы в частности, имеют большое значение.
Несмотря на превалирование функции, эстетические задачи в оформлении объектов являются первостепенными для архитекторов и дизайнеров, и здесь проявляется разнообразие в подходах и выборе стилевых решений.
Список литературы:
- Власов В. Г. Дизайн-Архитектура и ХХI век. Архитектон, Известия вузов, №41, Санкт-Петербург, 2013, стр. 5-20.
- Глущенко Ю. 10 самых грандиозных торговых центров мира [Электрон. ресурс]. –2016– URL:https://tranio.ru/articles/10_samykh_grandioznykh_torgovykh_centrov_mira_5127/
- Труспекова Х.Х. «Архитектура Алматы и вопросы идентичности». Центрально-азиатский искусствоведческий журнал, №3, 2016, стр37-47
- Труспекова Х.Х. «Жаңа заман сәулеті». Алматы, «Аспантау», 2018, 200 с.
- Муромцева Д. Архитектура: современные тенденции [Электрон. ресурс]. –2014– URL: http://elite-mag.ru/tema-nomera/126-arhitektura-sovremennie-tendentsii.html
- Архитектурный словарь. [Электрон. ресурс]. –2011– URL: https://architect.academic.ru/
- Современный стиль в дизайне интерьера. Энциклопедия декора: современный стиль [Электрон. ресурс]. URL: https://www.topdom.ru/articles/interior_design/novaya_enciklopediya_dekora_sovremennyy_stil.htm
- Современный дизайн [Электрон. ресурс]. URL: http://vid-stroy.ru/vse-o-dizajne/sovremennyj-dizajn.html
- Торгово-развлекательные центры [Электрон. ресурс]. 2011, URL: http://coolreferat.com/
- Виртуальное путешествие в самые необычные торговые центры! [Электрон. ресурс]. URL: https://storeinteriors.ru/neobychnyye-torgovyye-tsentry/
- Калиева Л. | Анель Тажинова, 10 дизайн-хаков, которые заставляют нас возвращаться: пример Mega Alma-Ata [Электрон. ресурс]. 2011, URL: http://mega.kz/mega.almaty/news/smi-o-nas/10-dizajn-hakov-kotorye-zastavlaut-nas-vozvrasatsa-primer-mega-alma-ata/
- Алимбаева Э. Новый торгово-развлекательный комплекс «Алма-Ата» — центр притяжения для жителей южной столицы и ее гостей. [Электрон. ресурс]. 2018, URL: https://mk-kz.kz/social/2018/05/23/novyy-torgovorazvlekatelnyy-kompleks-almaata-centr-prityazheniya-dlya-zhiteley-yuzhnoy-stolicy-i-ee-gostey.html
sibac.info
Александра Разина: «Задача архитектора — превратить моллы из мрачных «коробок» для шопинга в пространства для всей семьи» CRE: Интервью на рынке коммерческой недвижимости. Commercial Real Estate.
Александра Разина, ведущий архитектор Blank Architects, о современной архитектуре торговых центров, методах повышения их конкурентоспособности и трендах во внутреннем оформлении.— Александра, что сегодня является главной задачей архитектора при работе с торговыми центрами? Какие требования диктует современный формат?
— Современный рынок торговой недвижимости в условиях жесткой конкуренции за покупателя диктует новые условия. Сегодня каждый качественный торговый центр стремится обрести индивидуальность в контексте окружения, чтобы привлечь и удержать свою аудиторию. Задача архитектора — превратить моллы из мрачных «коробок» для шопинга в пространства для всей семьи с насыщенной досуговой и бизнес-составляющими. Эти изменения находят отражение не только в коммерческой планировке, но и в архитектуре проекта: торговый центр и функционально, и визуально должен настраивать посетителей на получение максимального удовольствия от эффективно проведенного времени. Сегодня торговый центр – не только место для совершения покупок, но и общественная функция. Например, в проекте реновации торгового комплекса «5 авеню» в нем появятся зоны отдыха, коворкинги, фонтаны и велозоны на территории. Особое место в проекте занимает рынок свежих продуктов с концепциями национальной кухни.
— Какими архитектурными приемами можно повысить конкурентоспособность ТЦ, придать ему индивидуальность?
— Продуманный интерьер и эффектный фасад действительно способны повысить конкурентную привлекательность проекта. То, как торговый центр вписан в окружающий контекст и каково его место в архитектуре окружающей застройки, может отражаться на посещаемости и интересе потенциальных покупателей. Торговые центры сегодня в большинстве случаев строятся именно в сложившихся районах с устойчивой инфраструктурой, и они должны вписываться в городской контекст. Особенно заметен данный тренд на примере торговых проектов районного масштаба. Когда мы работали над проектом реконструкции торгово-развлекательного центра «Золотой Вавилон Отрадное», перед нами стоял вопрос о гармоничной интеграции ТРЦ в окружающую застройку. Мы спроектировали дополнительную входную группу и соединили ТРЦ с парком, который расположен сразу за зданием. Таким образом нам удалось решить сразу несколько задач: повысить привлекательность ТЦ для местных жителей, сформировав дополнительную функцию пространства, и оживить заброшенный парк. Мы максимально приблизили проект к экоархитектуре, заложив в его основу элементы, перекликающиеся с природным ландшафтом. Фасадные панели верхнего этажа своим рисунком напоминают образ листьев. На нижнем уровне тема экологии продолжается в деревянных вставках. В здании торгового центра просматривается архитектурное продолжение парка.
— Какие еще приемы может использовать архитектор для гармоничной интеграции торговых центров в окружающее пространство?
— Открытые входные группы, уютные террасы, кафе с прямым выходом на улицу — это очень удачные архитектурные приемы для торговых проектов. Например, в ТРЦ «Золотой Вавилон Отрадное» созданный нами проект реконструкции предусматривает вход в торговую галерею через зону кафе на первом этаже со сквозной планировкой. Также из парка за объектом лестница ведет посетителей на небольшую террасу, где располагаются рестораны.
Входная группа здания — это центр притяжения. Заметные и стильные входы повышают шансы на то, что посетителю захочется зайти в торговый центр и сделать покупки. Архитектурными приемами можно также подчеркнуть форму и «подсветить» некоторые функции. В проекте обновления «5 авеню» мы решили подчеркнуть форму здания с помощью световых панелей. Наличие изюминки проекта — зеленого рынка на четвертом этаже – мы «высветили» с помощью декоративных куполов и террас.
— Какие тренды во внутреннем оформлении торговых центров вы можете выделить?
— Если яркая входная группа и гармония с окружающим пространством привлекают посетителей, то внутренняя часть торгового центра призвана их удержать. Максимально комфортное и даже расслабленное пространство — приятный свет (не слишком яркий, холодный или теплый), витрины с сезонным оформлением, мягкие зоны в местах общего пользования, повсеместный wi-fi. Посетитель должен хотеть задержаться в торговом центре, ничего не должно отвлекать его от покупок.
cre.ru