Стиль барокко и его особенности в архитектуре
Площадь Капитолия
Барокко зарождается в Италии, в первую очередь — в Риме. В эпоху зрелого Ренессанса во второй половине 16 века итальянские архитекторы начинают шаг за шагом усложнять арсенал архитектуры. Наличники (рамы вокруг окон) становятся сложнее, фасады богаче и динамичнее, и постепенно формируется новый стиль. Знаковый проект для этой эпохи — площадь Капитолия авторства Микеланджело. Помимо насыщенной архитектуры ее зданий, нам интересная сама форма площади — она трапециевидная, с овальным мощением, что добавляет динамики пространству.
К 17 веку арсенал стиля барокко был в целом сформулирован, и стиль распространился по Европе, а благодаря колониям — и по всему миру, от Чили и Мексики до Филиппин.
b. Эстетика
Собор в Сиракузах
Барокко использует все ту же ордерную архитектуру — колонны и карнизы, но оно знает много способов усложнить фасад, сделать уже известные ордерные элементы более насыщенными.
Обратите внимание на наличник двери — его форма поначалу совпадает с аркой дверного проема, но затем у него появляется второй ярус, уже более сложной формы.
Замковый камень на арке изящный, весь покрытый резьбой.
Колонны не просто приставлены к стене, а как будто с усилием вырываются из нее вперед, и вместе с ними выходят вперед и фрагменты карниза.
Завершается здание разорванным треугольным фронтоном — то есть треугольником, от которого остаются только края, с утраченной серединой. Это выглядит гораздо сложнее и драматичнее, чем стандартный треугольник.
c. Скульптура и живопись
Потолок церкви Иль Джезу в Риме
Понять стиль барокко можно еще лучше, если рассмотреть скульптуру и живопись этого времени. Отличный пример — потолок церкви Иль Джезу.
В центре живописный плафон. Он, вроде бы, имеет четкую границу, но при этом постоянно выходит за ее рамки. Непросто распознать сразу, какие элементы на самом деле объемные, а какие просто написаны краской (на самом деле, трехмерные только белые статуи ангелов и золотое архитектурное оформление, все остальное — плоская живопись). Обратите внимание на позы изображенных людей: они динамичны, то есть в таких позах невозможно стоять на одном месте.
d. Ворота Порта Нова в Браге, Португалия
Парадные городские ворота в стиле барокко. Пышная и насыщенная композиция — герб над входом, обелиски, разорванный фронтон.
e. Детали в стиле барокко
Динамичные и насыщенные детали в стиле барокко: балкон, портал. Город Рагуза, Сицилия.
f. Бернини — похищение Прозерпины
Скульптура барокко тоже очень динамична и эмоциональна. Обратите внимание на развевающиеся волосы, позы персонажей, мускулатуру и вены на руках Зевса.
g. Зеркальный зал в Версале, Франция
Возможно, самый известный дворцовый интерьер эпохи барокко. Золото, хрустальные люстры, зеркальные арки слева для создания иллюзорного пространства.
h. Галерея — Ручки
Барокко: архитектура, скульптура, живопись | Книга — альбом о стиле Барокко
Книга рассказывает о зарождении и становлении стиля барокко в мировой художественной культуре. Редактор издания Рольф Томан специализируется на изданиях об истории искусств. Он собрал в едином справочном каталоге статьи крупных исследователей стиля барокко со всего мира.
Содержание
Издание представляет собой сборник текстов, сопровождающихся историческими и современными фотографиями, репродукциями картин, сканированными копиями документов, карт и планов зданий
Предисловие к книге кратко обрисовывает предпосылки возникновения стиля и его эволюцию. Здесь рассмотрены труды учёных, посвящённые барокко. Вначале это направление в искусстве воспринималось как нечто нелепое и напыщенное. Лишь в 1880 году благодаря работам зодчего и историка Корнелиса Гурлита, стиль получил признание.
Первая глава описывает архитектуру итальянских городов от эпохи раннего барокко до неоклассицизма. В статье представлены исторические вехи становления стиля. Рассмотрены определяющие факторы воздействия политических и религиозных деятелей на развитие градостроительства Рима в эпоху барокко. Например, подробно рассказано о влияние папы Урбана VIII. Благодаря его покровительству свободно могли творить Бернини, Борромини и Пьетро да Кортона.
В следующем блоке описана архитектура барокко в Испании, Португалии, Франции, Англии, Нидерландах, Скандинавии и Латинской Америке. В каждой стране стиль получил свой вектор развития. На формирование барокко особое воздействие оказала французская школа, под влиянием которой создавались архитектурные шедевры и в остальных частях света.
Следом, рассмотрены страны Восточной Европы, Германии, Швейцарии и Австрии. На эволюцию стиля в этих государствах сказались войны и экономическая нестабильность. На страницах издания представлены архитектурные проекты Бартоломео Растрелли, Иоганна Лукаса фон Гильдебрандта, Каспара Моосбруггера и других.
Следующий блок посвящён монументальной скульптуре барокко. Читатели знакомятся с произведениями мастеров Италии, Франции, Испании и Центральной Европы. Здесь проанализировано творчество знаменитых скульпторов Бернини, Жермен Пилон, Жак Сарразен, Николас Стоун, Ганс Райхле и других.
В завершение рассмотрена барочная живопись XVIII века. Признание художников, творивших в стиле барокко произошло только в двадцатом столетии, но среди них звучат имена великих мастеров: Караваджо, Веласкес, Рубенс и т. д.
В конце книги опубликовано приложение, содержащее словарь терминов, библиографию, указатель городов и памятников и список иллюстраций.
Читатели
Альбом подходит как специалистам, изучающим стиль, так и любителям искусства.
Сведения о книге
Автор: Рольф Томан, Барбара Борнгессер, авторский коллектив
Фотографии: Ахим Беднорц
Перевод: А. Михайлова, Н. Позднякова, И. Гиллярова, Я. Лев.
Издательство: Konemann
Переплет: Твердый переплет (суперобложка)
Количество страниц: 505
Язык: русский
ISBN: 3-8290-1749-9
Формат: 220×240 мм
Архитектура барокко: все, что вам нужно знать
Для тех, кто любит представление, возможно, нет более театрального стиля здания, чем архитектура барокко. «Происхождение слова «барокко» не совсем ясно, но обычно оно ассоциируется с неправильными формами, а также с богатством», — говорит Лаура Фостер, историк архитектуры и профессор Университета Джона Кэбота, чьи исследования сосредоточены на архитектуре барокко. Этот стиль, зародившийся в Италии в конце 16 века и процветавший в некоторых частях Европы, отличался величием и отчетливым драматическим чутьем. В этом руководстве от г. н.э., узнайте, как возникла архитектура барокко, откройте для себя знаменитые образцы этого стиля и узнайте, что именно отличает этот внешний вид от других орнаментов.
Что такое архитектура барокко?
Строго говоря, барокко — это роскошный архитектурный стиль, зародившийся в Италии в конце 16 века. «Это очень широкий термин, используемый для европейской архитектуры 17-го и начала 18-го веков», — объясняет Фостер. Как определяет это Мерриам Вебстер, стиль здания «обычно характеризуется использованием сложных форм, смелым орнаментом и сопоставлением контрастных элементов, часто передающих ощущение драмы, движения и напряжения». Архитектурный стиль является структурным проявлением более крупного движения в искусстве и дизайне, обычно называемого периодом барокко, которое также включало в себя столь же сложные и драматические работы в изобразительном искусстве и музыке.
Собор Сантьяго-де-Компостела в Ла-Корунья, Испания
Фото: Кристиан Лейва/NurPhoto/Getty Images
Часто архитекторы эпохи барокко использовали в своих работах сложные мотивы и украшения с упором на органичные изогнутые линии и яркие цвета. «Термин «барокко» изначально использовался как эпитет для описания зданий, дизайн которых отклонялся от принципов, установленных в эпоху Возрождения», — добавляет Фостер. Этот стиль распространился в основном в 17 веке в Европе, особенно в Германии, и даже пробился в колониальную Южную Америку. Работы позднего барокко, возникшие в середине-конце 18 века, часто называют стилем рококо или чурригереском в Испании и испанской Америке. Эта итерация стиля была еще более украшенной и сложной.
История архитектуры барокко
В отличие от других архитектурных стилей, эстетика барокко возникла не только из-за смены культурных вкусов или идеологий. Скорее, катализатором появления зданий в стиле барокко стала продолжающаяся напряженность между католической церковью и протестантскими реформаторами. «Истоки архитектуры барокко часто связаны с религиозными условиями, начавшимися в конце 16 века», — говорит Фостер. В то время протестантские верующие отвергли авторитет римского Папы и отреклись от многих римско-католических учений. Это было известно как протестантская Реформация.
Архитектура в стиле барокко, известная как Контрреформация, была частью церковной кампании по возвращению прихожан в католическое богослужение. Католики полагали, что строя церкви, вызывающие благоговение и эмоции, они смогут привлечь к себе прихожан. Церковь поручила архитекторам переосмыслить многие элементы архитектуры эпохи Возрождения, такие как купола и колоннады, и сделать их более величественными и драматичными. Внутри почти все дизайнерские решения были приняты для того, чтобы посетители смотрели вверх, чтобы прихожане чувствовали себя так, как будто они смотрят на небеса. Квадратура или обманки на потолках или извилистых колоннах, которые вызывали восходящее движение, часто использовались как часть этого.
Карлскирхе в Вене
Фото: Avalon/Universal Images Group/Getty Images
Архитектура раннего барокко была в основном сосредоточена в Риме, а затем распространилась на другие итальянские города, прежде чем проникнуть в другие европейские страны. Одними из самых ранних завершенных работ в период барокко были церковь Джезу в 1584 году и фасад базилики Святого Петра, спроектированный в 1612 году. , но и светские здания тоже. Одним из самых известных примеров этого, построенным по заказу Людовика XIV во Франции, является Версальский дворец.
«Стиль барокко перекликался с неоклассицизмом в 18 веке, который к концу века в значительной степени заменил [архитектуру барокко]», — говорит Фостер о конце стиля.
«Его исчезновение отчасти было связано с религиозными ассоциациями со стилем барокко, а также с его отождествлением с монархией и абсолютизмом».Определяющие элементы и характеристики архитектуры барокко
Версальский дворец в Париже
Фото: Владислав Золотов/Getty Images
Самое популярное
По словам Фостера, есть три основных элемента, которые определяют все здания в стиле барокко. «Во-первых, есть ощущение монументальности, даже когда пространство на самом деле маленькое», — говорит она. Это можно увидеть во многих структурах в стиле барокко, хотя, по ее словам, фасад церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане Франческо Борромини является особенно хорошим примером. Далее, дизайн в стиле барокко иллюстрирует желание создать воплощение архитектурного пространства. «Это было сделано путем создания театральных форм посредством манипулирования классическими ордерами, кривизной стен и фасадов и динамической последовательностью пространств», — объясняет она, приводя в качестве хорошего примера церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале Джан Лоренцо Бернини.
Что определяет стиль барокко?
Чтобы лучше понять стиль архитектуры, рассмотрим элементы и характеристики архитектуры барокко. Хотя это и не исчерпывающий список, многие здания в стиле барокко будут использовать следующее:
- Сводчатые купола
- Закручивающиеся и вращающиеся колоннады
- Необработанный камень и гладкая штукатурка на стенах и дверных проемах
- Фрески и богато расписанные потолки 900 46
- Тромплёй картины — по-французски «обманывает глаз» — на потолках и стенах. Этот стиль включал в себя гиперреалистичные предметы, такие как нарисованные окна, которые давали зрителю ощущение, что окна действительно существуют
- Использование сложных форм и меньший упор на строгую жесткость или порядок
- Золочение в интерьере и экстерьере
- Проработанный и высокодекоративный дизайн интерьера
Известные образцы архитектуры и архитекторы в стиле барокко
Рассмотрим следующий список известных архитекторов и зданий эпохи барокко:
Церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане работы Франческо Борромини, Рим, Италия
Фасад церкви Сан-Карло-алле-Кватро Фонтане
Фото: karambol/Getty Images
Most Popular
Эта римская церковь, построенная между 1638 и 1646 годами и построенная между 1638 и 1646 годами, была построена в 1634 году и была спроектирована Франческо Борромини как монастырь для небольшой группы испанских монахов.
Иезуитская церковь Иль Джезу работы Джакомо да Виньола, Рим, Италия
Главный неф и алтарь в иезуитской церкви Иль Джезу
Фото: Кристиан Эндер/Getty Images
Иезуитская церковь Джезу — один из самых цитируемых образцов архитектуры барокко — главная церковь иезуитов. Планировка с одним проходом, боковыми часовнями и большим куполом над нефом и трансептами стала стандартной для многих церквей в стиле барокко. Фреска на нефе, Триумф имени Иисуса Джованни Баттиста Гаулли считается одним из самых нетронутых образцов искусства барокко.
Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале Джан Лоренцо Бернини, Рим, Италия
Купол церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале
Фото: sedmak/Getty Images. Говорят, что Джан Лоренцо Бернини невероятно гордился этим сооружением и считал его одним из лучших своих произведений. Сильно позолоченный купол символизирует то, как церкви в стиле барокко побуждали посетителей смотреть вверх.
Собор Святого Павла Кристофера Рена, Лондон, Англия
Квайр внутри Собора Святого Павла
Фото: Prisma by Dukas/Getty Images
Собор Святого Павла, резиденция лондонского епископа, является одним из самых знаменитых зданий в стиле барокко в Англии. Он считается более сдержанной версией стиля барокко, а большой купол собора остается одной из самых узнаваемых частей лондонского горизонта.
Версальский дворец Луи Лево, Жюля Ардуэна-Мансара и Робера де Котта; Версаль, Франция
Зеркальный зал Версальского дворца
Фото: Ален Жокар/Getty Images
Самый популярный
Версальский дворец, выполненный в стиле французского барокко, часто называют одной из самых примечательных королевских резиденций в мире. По заказу Людовика XIV каждый элемент конструкции призван прославлять короля. Очень экстравагантный Зеркальный зал, пожалуй, самая известная комната в здании.
Каково значение архитектуры барокко?
Как и любой эстетический период, понимание архитектуры барокко помогает рассказать историю человечества. Он не только служит постоянным напоминанием о важном моменте в истории, но изучение его влияния объясняет желания и идеалы европейцев того времени. Это также был один из первых архитектурных стилей, распространившихся по всему миру, и яркий пример того, как архитектура используется для передачи культурных сообщений.
Кроме того, период барокко долгое время представлял собой творческий расцвет западной цивилизации. Как объяснил архитектор-модернист Гарри Зайдлер на лекции в Университете Нового Южного Уэльса в 19 году80 о связях между барокко и современной архитектурой, стиль барокко был одним из последних великих примеров действительно новой эстетики. «Барокко называют последним великим творческим и новаторским периодом перед нашим; между нами были только периоды возрождения», — сказал он. «Факт остается фактом: обе эпохи [модернизма и барокко] были рождены свежей мыслью».
Определение этого изысканного и изысканного стиля
Автор: Katie Barton | Опубликовано
Купить
Архитектура барокко — это стиль, зародившийся в Италии в конце 16 века. Он имеет декоративную и замысловатую форму, призванную вызывать удивление и благоговение перед силой Бога и церкви.
Католическая церковь ввела эту архитектурную форму для борьбы с идеями Реформации. Они хотели воззвать к эмоциям своих прихожан. Многие страны мира переняли этот архитектурный стиль. Архитектура барокко принимала уникальные формы везде, где она распространялась.
Что такое архитектура барокко?Архитектура барокко развивалась как противодействие религиозным изменениям, происходящим по всей Европе.
Католическая церковь начала Контрреформацию в конце 16 века, чтобы противостоять идее протестантской Реформации. Взгляды протестантской Реформации включали в себя стремление уйти от сложных структур и украшений. С этой целью архитекторы католической церкви черпали вдохновение в классической архитектуре и архитектуре эпохи Возрождения, разрабатывая пышный стиль, олицетворяющий силу и красоту. Стиль контрастировал с суровым дизайном, распространенным в протестантской культуре.
В начале этого архитектурного движения архитекторы использовали стиль барокко для церквей и других религиозных зданий. Но формы барокко можно было приспособить и для светских построек.
По мере того, как этот стиль распространялся по Европе и остальному миру, архитекторы создавали различные здания в стиле барокко, чтобы продемонстрировать силу и богатство.
Периоды архитектуры в стиле барокко
В архитектуре барокко выделяют три периода: периоды раннего барокко , высокого барокко и позднего барокко .
Раннее барокко 1584-1625Первые церкви в стиле барокко появились в Риме, Италия, местонахождении власти католической церкви. Первым известным примером барочной церкви является церковь Джезу.
Некоторые ранние методы, которые архитекторы использовали в этих церквях, заключались в применении декоративных конструкций, которые подчеркивали контраст между светом и тенью и имитировали движение. Кроме того, художники использовали новую технику под названием trompe-l’oeil, которая создает иллюзию трехмерного объекта на двухмерной поверхности.
Еще одной техникой, которую использовали ранние новаторы, было манипулирование пространством и перспективой. Один из первых архитекторов эпохи барокко, Карло Мадерно, использовал эти барочные идеи для проектирования фасада и площади базилики Святого Петра, чтобы контрастировать и дополнять огромный купол, спроектированный Микеланджело.
Вскоре иезуиты привнесли влияние барокко в церкви Франции и Центральной Европы. Король Франции Людовик XIII отправил архитектора в Рим в 1607-1614 годах для изучения новой архитектурной формы. Париж был одним из первых мест, где архитекторы использовали стиль барокко для создания светского здания. Мария Медичи использовала архитектуру барокко для своей новой резиденции, Люксембургского дворца.
Высокое барокко 1625-1675
Папа Урбан VIII, Папа с 1623 по 1644 год, был поборником стиля барокко. Он заказал здания в стиле барокко и декоративные украшения по всему Риму. В результате стиль барокко распространился по Италии в другие важные города, такие как Венеция.
Архитектурный стиль барокко стал одним из самых преобладающих во Франции благодаря строительству Лувра по заказу Людовика XIV. Стиль стал ассоциироваться с французским королем и известен как стиль Людовика XIV. Версальский дворец является одним из самых выдающихся образцов архитектуры французского барокко.
Позднее барокко 1675-1750
По мере расцвета архитектуры барокко она распространялась по всей Европе. Он принял множество региональных вариаций.
Некоторые из наиболее важных и сложных примеров находятся в Австрии, Германии и Чехии, включая барочную церковь Карлскирхе в Вене. Фишер фон Эрлах спроектировал эту церковь, чтобы возвеличить славу австрийских императоров.
Архитектура барокко проникла в Новый Свет благодаря исследованиям и строительству колоний. Некоторые выдающиеся образцы архитектуры барокко находятся в Латинской Америке, где иезуиты построили изысканные церкви в стиле барокко.
Элементы дизайна в стиле барокко
Архитектура в стиле барокко уникальна своим орнаментом и богатым стилем, предназначенным для изображения силы и авторитета. Вот некоторые характерные черты архитектуры барокко:
- Овал и эллипс – В архитектуре барокко предпочтение отдавалось использованию округлых форм, а не острых углов. Например, церкви в стиле барокко имеют овалы с расходящимися круглыми часовнями по бокам. Грушевидные купола были распространены в соборах восточноевропейского барокко.
- Купола — Многие барочные церкви и светские здания имеют большие купола как часть крыши. Художники украшают эти купола замысловатыми изображениями неба и лепными солнечными лучами.
- Соломоновы колонны – Соломоновы колонны, также называемые колоннами ячменного сахара, имеют спиралевидную или закручивающуюся конструкцию, создающую иллюзию движения.
- Потолочная скульптура – Художники эпохи барокко усовершенствовали искусство создания фигур прямо под потолком. Художники делают эти скульптуры из дерева, гипса, лепнины, мрамора или искусственной отделки. Эти фигуры создают впечатление парения в воздухе.
- Лестницы – Эффектные лестницы играли важную роль в качестве фокусных точек и способа создания уровней в дизайне здания.
- Иллюзорные эффекты – Художники эпохи барокко специализировались на определенных техниках, таких как тромп-л’ойль, для создания иллюзии глубины. Они также использовали технику кадрирования, называемую квадратурой, чтобы создать впечатление, что вы смотрите на небеса. Другим распространенным иллюзорным эффектом было отсутствие архитектурных элементов, чтобы обмануть глаз и заставить его слиться с другими элементами.
- Зеркала – Дизайнеры использовали зеркала для создания глубины и пространства.
- Светотень – это техника живописи и рисунка, используемая художниками эпохи барокко для создания контраста между светом и тьмой в своих работах. Это создает более драматичный и текстурированный эффект.
Распространение и закат архитектуры барокко
Музей Виктории и Альберта считает архитектуру барокко одним из первых глобальных стилей.
Совпадающий интерес к торговле, колонизации и стремлению к распространению христианства распространил стиль барокко по всему миру. Но поскольку архитекторы практиковали архитектуру в стиле барокко в отдаленных местах, они адаптировали эти проекты к географии и доступным материалам. Например, архитекторы построили несколько церквей в стиле барокко на Филиппинах по проектам под названием «Барокко землетрясений», чтобы противостоять постоянным землетрясениям в этом районе. Строители использовали коралл вместе с кирпичом для укрепления конструкции, так как коралл вдвое прочнее кирпича.