Архитектура Санкт-Петербурга эпохи барокко
Архитектура Санкт-Петербурга эпохи барокко 402
mix» data-ping-position=»1″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/list/vokrug-sankt-peterburga/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/vokrug-sankt-peterburga/» data-featured-path=»/spb/best/»>
26 35994
mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/list/kontsertyi-v-maltijskoj-kapelle/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/kontsertyi-v-maltijskoj-kapelle/» data-featured-path=»/spb/best/»> 2 151
4 26663
Дворец Меншикова
Фото: shutterstock.comЗимний дворец
Фото: shutterstock. com
Никольский морской собор
Фото: shutterstock.com
Константиновский дворец
Фото: shutterstock.com
Смольный собор
Фото: shutterstock.com
Петровские ворота Петропавловской крепости
Фото: shutterstock.com
Большой Екатерининский дворец
Фото: shutterstock.com
Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Яндекс. Дзен. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.
Самые интересные события в городе.
Лучшие концерты, выставки и спектакли по версии редакции KudaGo.
Посмотреть
Эрмитаж (Зимний дворец, Главный музейный комплекс) 0+
Величественный и просторный Зимний дворец претерпел множество перестроек со времён своего рождения в 1754 году. Над проектом здания по приказу Елизаветы I трудился Франческо Растрелли. По задумке архитектора сооружение представляло собой замкнутое каре с большим двором, попасть в который можно было с юга через арки. Главные помещения второго этажа — парадная лестница, тронный зал, церковь и театр расположены так, чтобы окна парадных залов выходили на набережную, а жилые — на юг и восток. Третий этаж располагал комнатами для придворных, а пространство первого этажа отошло для кухни и хозяйственных помещений. Фасад Зимнего дворца складывается из четырёх частей, у каждой из которых свои особенности, однако композиция здания гармонична. Сегодня Зимний дворец входит в состав музея Государственный Эрмитаж.
Кикины палаты
Кирпично-белый дом Александра Кикина — сподвижника Петра I — отличается сдержанностью в использовании декоративных элементов (один из признаков «петровского» барокко).
Яркий фасад симметричного здания на первом этаже украшают одинарные пилястры, на втором — парные. Окна, выходящие на Неву, обрамляют фигурные наличники. В XIX веке палаты перестраивали, у главного корпуса появились два симметричных помещения. После Великой Отечественной войны палаты реставрировала архитектор Ирина Бенуа, представительница знаменитой династии художников. ул. Ставропольская, д. 9Дворец Меншикова
Ещё одним примером архитектуры барокко является Меншиковский дворец, возведённый в 1714 году. Над роскошным зданием трудились зодчие Джованни Фонтана и Готфрид Шедель. Самая высокая в своё время каменная постройка в городе тянулась от Большой до Малой Невы. Во дворце на Васильевском острове часто устраивали торжества: например, праздновали свадьбу царевич Алексей и принцесса Шарлотта София. Парадные черты заметны и в экстерьере дворца. Светло-жёлтые стены фасада украшают ризалиты и фронтоны с золочёнными коронами и вензелями, белые пилястры с каменными капителями и аттиком. В специальной ложе над портиком играл оркестр, встречающий гостей.
наб. Университетская, д. 15Смольный собор 0+
Собор, возведённый по проекту Франческо Растрелли, признан шедевром мировой архитектуры. Монастырский комплекс лазурного цвета в стиле барокко оформлен колоннами, фронтонами, волютами и карнизами. Все декоративные детали создают удивительную игру теней и света. Здание симметрично и имеет форму равноконечного креста: пятиглавый собор окружают монастырские кельи. После отставки Растрелли в 1763 году над убранством собора трудились архитекторы Юрий Фельтен и Василий Стасов. Даже те, кто не испытывал приязни к стилю барокко, признавали, что Смольный собор — образец изящества и совершенства пропорций.
пл. Растрелли, д. 1Екатерининский дворец
Ещё одно здание в «петровском манире» находится в Царском селе и украшает его уже 300 лет. Большой Царскосельский дворец в 1910 году был переименован в Екатерининский. Первоначально он представлял собой скромное двухэтажное здание, построенное в 1724 году немецким зодчим Иоганном Браунштейном. Современники называли постройку «каменные палаты». Когда хозяйкой дворца стала Елизавета I, она решила изменить архитектуру поместья и пригласила для этого архитекторов Михаила Земцова, Доменико Трезини и Франческо Растрелли. К 1756 году работы были закончены и перед императрицей предстал истинный пример стиля барокко. Фасад украшали белоснежные колонны, орнамент отливал золотом, лепнина, фигуры атлантов, пятиглавая церковь дворца — каждая деталь отличалась роскошью и торжественностью.
г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7Летний дворец Петра I
Эта резиденция Петра Великого и его семьи сохранилась до наших дней практически в идеальном состоянии. Один из старейших дворцов Петербурга возводили с 1710 по 1714 годы. Шедевр своего времени, Летний дворец отражает основные черты петровского барокко: строгая симметрия, оконные проёмы с обрамлением, использование разных цветов. Стены — светло-жёлтые, позолоченные оконные переплёты, тёмно-розовые барельефы и красная кирпичная крыша с флюгером в виде фигуры Георгия Победоносца. Цветовую гамму усиливают зелень Летнего сада, свинцовые воды Невы и Фонтанки, белоснежность мраморных скульптур. Во дворце Пётр I проводил последние годы жизни.
наб. Кутузова, д. 2Строгановский дворец (Русский музей) 0+
Каждый прохожий замедлит шаг, проходя мимо этого здания, чтобы рассмотреть шедевральную работу придворного зодчего Франческо Растрелли. Он возводил дворец на набережной Мойки с 1753 по 1754 год. Украшением здания стал фронтон с гербом династии Строгановых. Главный корпус здания в виде буквы «Г» выходит на набережную реки Мойки и Невский проспект, поэтому архитектор максимально украсил фасады дворца. Основными элементами декора стали колонны, маскароны и картуши. Первый этаж — для прислуги — Растрелли оформил рустом. Фасад второго и третьего этажей (с графскими апартаментами) украшен колоннами и богатой скульптурной отделкой. Окна обрамлены наличниками с барочным мотивом. В 1790 году здание реконструировалось по проекту архитектора Андрея Воронихина.
просп. Невский, д. 17Петровские ворота Петропавловской крепости
Главный вход в крепость построен в виде триумфальной арки. Возведение ворот проходило с 1708 по 1717 год под руководством известного зодчего Доменико Трезини. Парадность постройке придают скульптуры в нишах арки: греческая богиня Афина в образах Полиады и Паллады. Первая статуя со змеёй и зеркалом в руках, вторая — в воинских доспехах. Над воротами «парит» двуглавый орёл — свинцовая скульптура французского мастера Франсуа Вассу. Украшает арку аттик с барельефом. Ворота являются наглядным примером стиля барокко.
Петропавловская крепость, д. 3Константиновский дворец 0+
«Русский Версаль» в Стрельне принадлежал царской семье до 1917 года. Пётр Великий лично заложил первый камень в фундамент дворца в 1710 году. Большой Стрельнинский дворец переименовали в Константиновский, когда Павел I подарил роскошную усадьбу сыну Константину. Проектировал дворец итальянец Николо Микетти, затем за работу над дворцово-парковым ансамблем взялся Карло Растрелли. После пожара во дворце в 1803 году для реставрации царских покоев пригласили множество архитекторов, среди которых были Андрей Воронихин, Андрей Штакеншнейдер и Луиджи Руска. Сегодня композиция дворца удивит даже самого искушённого гостя. С каждой стороны света здание выглядит по-разному. При въезде ко дворцу главным элементом на фасаде кажется центральная тройная арка, украшенная бельведером.
пос. Стрельна, Берёзовая аллея, д. 3Николо-Богоявленский Морской собор
Собор, возведённый в 1762 году, стал архитектурным памятником елизаветинского барокко в церковной архитектуре. Пышные формы, декор фасадов, контрастное цветовое решение, пять куполов с кружевными крестами — всё это отличительные черты Николо-Богоявленского Морского собора. Фасад также украшают лепнина, горельефы с ангельскими ликами, а парадные колонны составляют портик. Украшением колокольни является высокий шпиль. Особенность этой постройки в том, что за свою почти трёхсотлетнюю историю собор сохранил первозданный облик.
пл. Никольская, д. 1/3Дворец Белосельских-Белозерских
Дворец на Невском проспекте представляет собой уникальную постройку второй половины XVIII века. По приказу княгини Белосельской-Белозерской архитекторы Жан-Франсуа Тома де Томон и Фёдор Демерцов построили трёхэтажное здание в классическом стиле. В середине XIX века главным архитектором здания в стиле необарокко выступил Андрей Иванович Штакеншнейдер. Под его руководством до неузнаваемости изменился фасад дворца, построены флигели во внутреннем дворе, обновились внутренние интерьеры. Архитектор использовал главные приёмы барокко: многоцветность, пышные наличники на нестандартных окнах, ажурные решётки балконов, фигуры атлантов и сложный ритм колонн.
просп. Невский, д. 41Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Выберите рассылку:
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.
Подписка оформлена
Спасибо!
Архитектура барокко. Барокко в южных странах
Барокко — первый стиль, который разошелся не только по странам, но и по континентам. В этой части посмотрим на его южные вариации.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
Барокко — первый архитектурный стиль, который разошелся по всему миру, спасибо колонизации. Его можно найти по всей Европе, в России, Латинской Америке, Индии и даже на Филиппинах. Барокко везде остается собой, но с местной изюминкой — и чем южнее страна, тем более странным оно становится.
🌐 Начнем путешествие!
🇫🇷 Франция. Здесь уже есть ощущение грядущего классицизма, поэтому барокко выходит сдержанным, парадным. Этот монументальный, торжественный вариант стиля даже иногда называют барочный классицизм. Примеры — типичный барочный дворец Мезон-Лаффит, Дом инвалидов в Париже, Часовой павильон Лувра.
🇮🇹 Италия. Страстное, эмоциональное барокко. На юге строят с мелкими деталями, тонкой резьбой, заковыристыми капителями. Сильные местные традиции можно найти в Лечче и в Сиракузах. Италия — родина стиля, и здесь понимают его законы. Даже очень насыщенные примеры остаются в рамках принятых норм.
🇪🇸 Испания. Позднее испанское барокко называется чурригереско — в честь семьи резчиков по дереву Чурригера. Мастера Чурригера создали стилистику плотной резьбы, которая покрывает всю поверхность — так, что нельзя различить детали. Пример такого супер-насыщенного барокко — Собор Сантьяго де Компостело или капелла в монастыре Ла Картуха в Гранаде.
1. Мезон-Лаффит, Франция, 17 век
2. Дом инвалидов, Париж, Франция, 17 век
3. Часовой павильон в Лувре, Париж, Франция, 17 век
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Базилика Санта Кроче, Лечче, Италия, 17 век
2. Кафедральный собор Сиракуз, Италия, 18 век
3. Собор Сантьяго де Компостелло, Испания, фасад 18 века
4. Капелла монастыря Ла Картуха, Гранада, Испания, 18 век
1. Санта-Приска, Таско-де-Аларкон, Мексика, 18 век
2. Церковь Сан-Каэтано, Гуанахуато, Мексика, 18 век
3. Церковь Сан-Августин, Лима, Перу, 18 век
4. Церковь Святого Фомы из Вильянуэва, Миагао, Филиппины, 18 век
Испанцы привезли свое знойное барокко в южные колонии — и там оно стало совсем жарким.
Вот что из этого вышло 👇
🇲🇽 Мексика. Мягкая версия латиноамериканского барокко — Собор Санта-Приска. Церковь Сан-Каэтано — яркий пример стиля чурригереско с очень детализированным фасадом и плотной деревянной резьбой на алтаре.
🇵🇪 Перу. Церковь Сан-Августин — кульминация латиноамериканского барокко. Весь фасад состоит из деталей, нет ни одного спокойного места — только разорванные рамы, витые колонны и сложная геометрия.
🇵🇭 Филиппины. Здесь всего несколько больших каменных церквей — фортифицированных и сейсмоустойчивых. Барокко проявляется в овальных окошечках, сложных рамах, пляшущих карнизах. Милая деталь — на фасаде можно увидеть вырезанные пальмы.
курс Level One
Курс москвича
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
Архитектура барокко — 6 лучших зданий и конструкций в стиле барокко
Что такое архитектура барокко и когда был период барокко?
Архитектура барокко – это стиль архитектурного драматизма, зародившийся в начале 17 -го -го века в Италии. Период барокко был временем между 1600-1700 годами в Западной Европе с особым стилем искусства, музыки, архитектуры и дизайна.
Архитектура барокко характеризуется грандиозностью, чрезвычайно театральными и декоративными решениями. Это было достигнуто за счет контраста — особенно в освещении — головокружительных, размашистых форм, ярких цветов и сложных картин, иллюзорных эффектов и позолоченных украшений.
Что означает барокко?
Архитектура барокко кричащая и торжествующая, с орнаментом и деталями, говорящими о ее историческом происхождении. Его характеристики декоративного максимализма и неправильности часто характеризовались как причудливые, асимметричные или буйные.
Это отразилось и в искусстве и музыке эпохи барокко, которая получила название «барокко» как производное от португальского слова barroco или «странная жемчужина».
Развитие архитектуры барокко
Происхождение архитектуры барокко неразрывно связано с католической церковью. Первое появление архитектуры барокко можно проследить до конца 16 -го -го и начала 17 -го -го века в Риме, где оно возникло как реакция на жесткость более ранней религиозной архитектуры во время протестантской Реформации. Он был быстро принят новыми религиозными орденами и стал характерным для театинцев и иезуитов в стратегии, направленной на то, чтобы внушить простым людям благоговение перед их религиозной силой. Архитектура барокко вошла в моду немного позже эпохи Возрождения.
Карло Мадерно — один из первых знаменитых архитекторов эпохи барокко, который впервые применил пространство и перспективу в дизайне наружных фасадов. Его редизайн фасада и колоннад базилики Святого Петра прямо противоречил ранее построенному художником Микеланджело куполу, создавая головокружительный контраст между порядком и энтропией.
Архитектура барокко неразрывно связана с распространением колониализма по всему миру. Возникновение барочного дизайна совпало с расширением европейской империи. Хотя он возник в Италии, стиль барокко распространился на все районы Западной Европы и, в конечном итоге, на их колонизированные территории. Отчасти поэтому Испания является таким важным культурным центром архитектуры барокко, потому что в период барокко Испания была одним из основных держателей колониального богатства.
Популярность
Архитектурное движение в стиле барокко остановилось примерно в 1720 году, сменившись еще более экстравагантным стилем рококо во Франции, а затем и в остальной Европе. Архитектура барокко просуществовала еще много лет в некоторых регионах, удерживая прочную цитадель в Германии и колониальной Южной Америке вплоть до 18 го века.
Однако, как и многие другие архитектурные стили, барокко несколько раз возрождался после своего упадка. Архитектура необарокко возникла в конце 19 в. -й -й век как движение возрождения, которое стремилось сохранить нетронутыми основные характеристики архитектуры барокко, такие как элегантность, причудливость и непредсказуемость, но включить современные дизайны и материалы.
Еще более современным возрождением является строительство новых зданий в стиле барокко в 21 ст веке. Во многих местах архитектура демонстрирует тонкое влияние ценностей дизайна в стиле барокко, когда здания снова становятся драматичными и сложными, а не индустриальным шиком, который преобладал в течение многих лет.
Чтобы узнать больше о зданиях в стиле барокко (как исторических, так и необарокко), просмотрите список ниже.
Шесть лучших образцов зданий в стиле барокко по всему миру на сегодняшний день6. Национальный музей Австралии
Национальный музей Австралии (NMA) расположен в Актоне, Канберра, и остается одним из лучших современных образцов архитектуры необарокко. Он был завершен 11 го марта 2001 года по проекту архитектора Говарда Рэггатта.
Хотя NMA также демонстрирует элементы деконструктивизма в дизайне, есть много черт, которые, несомненно, относятся к барокко по происхождению. С одной стороны, смелый и красочный внешний вид привлекает внимание, как и многие традиционные здания в стиле барокко. Во-вторых, NMA использует иллюзорные архитектурные мотивы с изобретательными формами и дизайном, оставаясь верным причудливой природе периода барокко. Подробнее о Национальном музее Австралии читайте здесь.
5. Королевский дворец в Мадриде
Королевскому дворцу в Мадриде, построенному 7 апреля 1735 года, исполнилось 287 лет. На это ушло 16 лет. Его первым жителем был Карл III, которого в просторечии называли «мэром Мадрида» из-за большого количества реформ, которые он инициировал.
Первоначальный архитектор Филиппо Юварра, который находился под сильным влиянием итальянского архитектора эпохи барокко Джан Лоренцо Бернини, у которого был сильный флорентийский стиль. Геометрическая строгость и квадратная планировка чрезвычайно типичны для стиля испанского барокко.
4. Церковь Святого Карла
Церковь Святого Карла, также известная как Карлскирхе, является самым знаковым образцом архитектуры барокко в Вене. Строительство было завершено в 1737 году, то есть церкви Карлскирхе исполнилось 285 лет. Церковь была построена в честь знаменитого целителя Святого Карла Борромео, который работал над облегчением страданий больных чумой.
3. Королевский дворец в Казерте
Королевский дворец в Казерте, пожалуй, самое сложное здание в Южной Италии, является крупнейшей королевской резиденцией в мире, его площадь составляет более 2 миллионов кубических метров, а площадь — 47 000 квадратных метров.
Королевский дворец в Казерте был построен в 1752 году архитектором Луиджи Ванвителли для короля Карла Бурбонского. Строительство заняло более пятидесяти лет, и стоимость проекта сегодня эквивалентна 330 миллиардам евро.
2. Собор Святого Павла
Собор Святого Павла — один из самых ионизированных соборов Лондона, в котором с момента его постройки в 1675 году произошло множество исторических событий. От огромных масштабов до тщательно продуманной мебели собор объявляет о своем барочном наследии с каждым квадратным футом.
1. Версальский дворец
Версальский дворец, без сомнения, является наиболее выдающимся произведением традиционной архитектуры барокко. Первоначально здание начиналось как простой охотничий домик, а затем в 1630-х годах его заменил небольшой замок, а затем перестроили в грандиозный образец архитектуры в стиле барокко, открытый для посещения сегодня.
Версальский дворец внесен в список Всемирного наследия и удерживает это звание на протяжении 40 лет. Это была основная резиденция большинства французских королевских особ с эпохи Людовика XIV до Людовика XVI. Дворец стоит сегодня как символ великой власти, вдохновляющей королевской власти, и практически безграничного потенциала декадентской архитектуры.
7 лучших зданий в стиле барокко в Риме
Архитектура
От площади Святого Петра в Ватикане до фонтана Треви
Автор: Beau Peregoy
5 Новый стиль искусства и архитектуры возникли в Риме. Идеалы Возрождения, которые поддерживали симметрию и пропорции, были доведены до предела, поскольку художники-маньеристы преувеличивали человеческую анатомию в своих картинах и скульптурах — элегантность преобладала над балансом. Вскоре после этого зародилось движение барокко. Художники накачивали свои работы драматизмом и напряжением, а архитекторы проектировали монументальные культовые сооружения, изобилующие деталями. Сложная геометрия архитектуры римского барокко должна была воздать должное институтам и верованиям католической веры. К концу эпохи барокко, в конце 1700-х годов, эстетика современного мира была развита, чтобы охватить гораздо большее чувство выражения и орнамента. Вот семь лучших зданий в стиле барокко в Риме — эпицентре движения.
Getty Images/iStockphoto
Церковь Джезу
Джакомо делла Порта добавил фасад к церкви Джезу в 1575 году — это считается первой работой в стиле барокко.
Санта-Сусанна
Видение Санта-Сусанны Карло Мадерно в 1603 году также считается ранним примером архитектуры барокко. (Обратите внимание на сходство с фасадом церкви Джезу.) Как правило, по мере развития движения барокко менялась и степень украшения.
Getty Images
Сант-Иво-алла-Сапиенца
Сант-Иво-алла-Сапиенца — одна из лучших работ Франческо Борромини. Его фонарь в виде штопора расположен на вершине здания, которое отдает дань уважения классической архитектуре, но в то же время изобилует деталями.
UIG via Getty Images
Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане
Интерьер церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане работы Франческо Борромини демонстрирует те детали и орнаменты, которые ценились в период барокко.