Стиль барокко в архитектуре: Стиль барокко в архитектуре Европы простыми словами

Стиль барокко и его особенности в архитектуре

Площадь Капитолия

Барокко зарождается в Италии, в первую очередь — в Риме. В эпоху зрелого Ренессанса во второй половине 16 века итальянские архитекторы начинают шаг за шагом усложнять арсенал архитектуры. Наличники (рамы вокруг окон) становятся сложнее, фасады богаче и динамичнее, и постепенно формируется новый стиль. Знаковый проект для этой эпохи — площадь Капитолия авторства Микеланджело. Помимо насыщенной архитектуры ее зданий, нам интересная сама форма площади — она трапециевидная, с овальным мощением, что добавляет динамики пространству.

К 17 веку арсенал стиля барокко был в целом сформулирован, и стиль распространился по Европе, а благодаря колониям — и по всему миру, от Чили и Мексики до Филиппин.

b. Эстетика

Собор в Сиракузах

Барокко использует все ту же ордерную архитектуру — колонны и карнизы, но оно знает много способов усложнить фасад, сделать уже известные ордерные элементы более насыщенными.

Обратите внимание на наличник двери — его форма поначалу совпадает с аркой дверного проема, но затем у него появляется второй ярус, уже более сложной формы.

Замковый камень на арке изящный, весь покрытый резьбой. 

Колонны не просто приставлены к стене, а как будто с усилием вырываются из нее вперед, и вместе с ними выходят вперед и фрагменты карниза.

Завершается здание разорванным треугольным фронтоном — то есть треугольником, от которого остаются только края, с утраченной серединой. Это выглядит гораздо сложнее и драматичнее, чем стандартный треугольник.

c. Скульптура и живопись

Потолок церкви Иль Джезу в Риме

Понять стиль барокко можно еще лучше, если рассмотреть скульптуру и живопись этого времени. Отличный пример — потолок церкви Иль Джезу. 

В центре живописный плафон. Он, вроде бы, имеет четкую границу, но при этом постоянно выходит за ее рамки. Непросто распознать сразу, какие элементы на самом деле объемные, а какие просто написаны краской (на самом деле, трехмерные только белые статуи ангелов и золотое архитектурное оформление, все остальное — плоская живопись). Обратите внимание на позы изображенных людей: они динамичны, то есть в таких позах невозможно стоять на одном месте.

 

d. Ворота Порта Нова в Браге, Португалия

Парадные городские ворота в стиле барокко. Пышная и насыщенная композиция — герб над входом, обелиски, разорванный фронтон.

 

e. Детали в стиле барокко

 

Динамичные и насыщенные детали в стиле барокко: балкон, портал. Город Рагуза, Сицилия.

 

f. Бернини — похищение Прозерпины

 

Скульптура барокко тоже очень динамична и эмоциональна. Обратите внимание на развевающиеся волосы, позы персонажей, мускулатуру и вены на руках Зевса.

 

g. Зеркальный зал в Версале, Франция

 

Возможно, самый известный дворцовый интерьер эпохи барокко. Золото, хрустальные люстры, зеркальные арки слева для создания иллюзорного пространства.

 

h. Галерея — Ручки

Стиль барокко в архитектуре разных стран.

Барокко в архитектуре занял  период примерно в 200 лет  и покорил страны Европы, Америки. Этот стиль, помимо архитектуры, охватил с XVI по XVIII века все виды искусства, особенно ярко он отразился в театре и живописи.

Корни барокко можно отследить в эпохе Возрождения. Первым величественным ансамблем стал двор Бельведер в Ватикане Браманте. Он был выстроен в едином стиле, в котором были выполнены различные здания: античные скульптуры, библиотека, регулярный сад и театр. Можно сказать, что это прототип барокко в архитектуре, так как сами формы уравновешенные и спокойные.

Вилла Джулия для понтифика Юлия III была выполнена архитектором Виньола со всеми чертами и элементами, присущими этому стилю. Уже в более поздних произведениях Микеланджело исследователи отмечают эмоциональную насыщенность, напряженность и гигантские размеры, созданные  зодчим и характеризующие стиль барокко в архитектуре. Он выражает  мощь и богатство, ведь не зря в переводе это слово означает некую распущенность, порочность и склонность к излишествам. Центром этой культуры была Италия.

Маньеризм оставил свой вклад в стиле барокко в архитектуре. Мастера этого направления, несмотря на все его капризы и недостатки, подхватили основные тенденции, присущие данному стилю, передав их архитекторам  так называемого, раннего барокко: Доменико Фонтана, Карло Модерна и Джакомо Порта. Именно в те времена потребности общества нашли свое отражение в величественных городских дворцах,  монастырях, загородных виллах с барочными садами и дворцами. Фасад Римской церкви Иль Джезу становится образом, который поддерживается в строительстве большинства  церквей не только Италии, но и Франции, Белоруссии, Украины и др.

Стиль барокко в архитектуре в эпоху маньеризма унаследовал влечение ко всему поразительному, удивительному и необычному. Особенно это отражается в ландшафтах  парков  и садов. Необычные сооружения, такие как  театр под открытым небом, гигантская скульптура или гротескная гигантская маска, поражают своими необычными и экзотическими деталями. Этот период  характеризуется созданием кабинетов с первыми музейными композициями и коллекциями. Также отслеживается возникновение оранжерей с заморскими растениями, необычными коллекциями минералов и гравюр.

Следующее поколение отмечено непревзойденным виртуозом Борромини – удивительным проектировщиком, чертежником и строителем. Он смело отошел от классических канонов, прежних правил и авторитетных решений. Он строит невиданной сложности здания и, скорее, является наследником Микеланджело, нежели Бернини или Кортона.

Хочется отметить и такого мастера барокко в архитектуре, как Ювар. Он усиливает выразительность  дворцов ризалитами, диагональными построениями, играет различными объемами. В его период декор более сдержанный, наполненный колоннами, пилястрами и рустами, которые имеют отражение и в классицизме, но они сохраняют красоту, величие и разнообразие в стиле  барокко. Шедевры  Ювары – это необычайно выразительные силуэты замка Ступиниджи, королевского Мадридского дворца и базилики Суперга.

Русское барокко в архитектуре отразило укрепление и рост дворянской монархии и пришлось на 1-ю пол. XVIII века . У него появился ряд национальных особенностей. Русское барокко отличалось от яркого итальянского  простотой  построек, структурной ясностью, тесной связью между конструктивной основой и элементами декора. Русское барокко в архитектуре имеет мажорный характер, в нем активно используются яркие цвета окраски, смелые колористические контрасты и золочение. Этот стиль искусства достиг величественного размаха в усадебных и городских ансамблях Царского Села, Петергофа, Петербурга и др., отличаясь цельностью и торжественной ясностью архитектурных комплексов и композиций зданий. Его яркими представителями были  Растрелли, Ухтомский, Земцов.

Архитектура барокко и дизайн интерьера, объяснение

Архитектура

Автор Дикран Сеферян 08 июня 2022 г.

Представьте себе роскошные интерьеры и фасады зданий в стиле барокко, театральный стиль в архитектуре и дизайне, далеко не скромный. Архитектура барокко, олицетворенная буйным орнаментом, является свидетельством величия и богатства. Он излучает божественность сам по себе. Можно даже сказать, что это Караваджо и Рембрандт мира архитектуры — те самые художники, которые на самом деле известны своей росписью барочных потолков и стен.

Глубоко укоренившаяся в сфере искусства эпоха барокко в архитектуре идет рука об руку с одноименным жанром классической музыки. Композиторы эпохи барокко, такие как Вивальди, Бах и, конечно же, Гендель, прекрасно отражают акцент этого архитектурного стиля на совершенстве, подчеркнутом выразительностью.

История архитектуры барокко

Архитектура барокко возникла в Риме в результате потребности Римско-католической церкви в возрождении. В ответ на бурные времена 16 века государственные деятели и религиозные лидеры начали использовать искусство и архитектуру как средство демонстрации власти, богатства и знатности.

Эти усилия были специально направлены на противодействие протестантской Реформации. Поскольку протестанты выбрали минималистский и простой архитектурный стиль для своих построек, католики сделали прямо противоположное с архитектурой барокко. Эта контрреволюция проявилась в виде грандиозных соборов и дворцов.

Католическая церковь даже поручала таким художникам, как Диего Веласкес, Николя Пуссен и Караваджо, украшать величественные соборы ренессансными фресками, только в более замысловатой манере. В эту эпоху художники начали разрабатывать новаторские методы, чтобы вдохновить верность и чувства через искусство барокко.

Архитектура в стиле барокко со временем стала распространяться по Европе и — в результате колонизации — по Южной Америке. По мере того, как стиль приобретал известность, страны вносили небольшие изменения, чтобы соответствовать их собственному образу жизни. Со временем архитектура барокко превратилась в стиль рококо. Архитектура рококо, иначе известная как поздний барокко, немного более сдержанна, чем ее не столь скромные начала.

Известные образцы архитектуры барокко и рококо включают Версальский дворец, базилику Святого Петра и дворец Поли, фасад которого образует фон фонтана Треви в Риме.

Дворец Поли за римским фонтаном Треви является синонимом архитектуры барокко.

Характеристики архитектуры барокко и дизайна интерьера

Различие между определенными архитектурными проектами может быть несколько сложным, особенно при включении элементов из разных стилей. Однако ряд ключевых аспектов отличает архитектуру барокко от других вариантов, таких как готическая архитектура.

Небесная палитра цветов

Исторические архитектурные объекты обычно выглядят чересчур серыми и даже могут показаться мрачными. Однако это не относится к постройкам в стиле барокко. Цвет играет определяющую роль в этом архитектурном стиле, обильно появляясь в росписях на потолках и стенах. Эти великолепные произведения искусства известны как фрески. Хотя они являются необязательным элементом зданий эпохи Возрождения, в архитектуре барокко они являются стандартным элементом.

Помимо величественных росписей, потолочные украшения также имеют цветные или позолоченные углубления, что создает живую игру деталей. Вы можете найти эти элементы на деревянных потолках, унаследованных от эпохи Возрождения. Оштукатуренные стены и потолки также составляют архитектуру барокко и часто украшаются цветочными узорами, геометрическими фигурами, а также человеческими формами, такими как амуры и херувимы.

Грандиозные росписи ярких оттенков часто украшают стены и потолки зданий в стиле барокко.

Visual Flow

Разнообразие архитектуры барокко позволяет ей выйти за рамки простых геометрических фигур, что приводит к сочетанию форм, имитирующих природные элементы. Изощренность этого плана дает архитекторам бесконечные возможности придумать множество форм для достижения визуального потока.

Поскольку архитекторы в стиле барокко всегда надеялись превзойти ожидания и создать поток в статичной форме искусства, они выбрали кривые. Это привело к тому, что кривые и встречные кривые стали повторяющимся мотивом в архитектуре барокко и дизайне интерьера. Такие художники, как Джан Лоренцо Бернини и Гуарино Гуарини, использовали эту технику для создания движения вместе с архитектурными элементами, такими как колонны. 0041 Baldacchino в Соборе Святого Петра в Риме.

«Балдаккино» Бернини — превосходная визуализация того, как архитектура барокко использует визуальный поток.

Замысловатые детали

Ни один архитектурный стиль не отличается большей детализацией, чем барокко. Акцент на деталях является краеугольным камнем и основной целью архитектуры барокко. В результате здания в стиле барокко могут казаться довольно неземными, а иногда и ошеломляющими. Практически невозможно обработать все детали на первый взгляд, именно так, как задумали архитекторы. Предполагается, что весь дизайн должен казаться неземным, как будто вы наблюдаете божественность и все, что славно.

Такое внимание к деталям видно во всем: от стен, украшенных деревянными или каменными скульптурами, до сводчатых или расписных потолков. Парадные подъезды зданий в стиле барокко не стесняются раскрывать эти особенности, чтобы сразу привлечь внимание. Художники и архитекторы эпохи барокко использовали материалы соответственно, такие как дерево для сложных конструкций, камень для долговечности и мрамор для роскошных элементов.

Внимание к деталям является фундаментальным аспектом барочной архитектуры и дизайна интерьера.

Trompe L’Oeil

В дизайне интерьеров в стиле барокко широко используется техника trompe l’oeil , что буквально переводится как «обманывать глаз». Как следует из названия, trompe l’oeil — это техника рисования, цель которой — заставить зрителей усомниться в собственном восприятии. Этот метод по существу основан на интересе эпохи Возрождения к перспективе. Фигуры, изображенные на таких фресках, создают впечатление, будто они выходят из картины. В дополнение к эффекту иллюзии такие картины также могут сделать внутренние структуры более открытыми — почти как будто они достигают неба.

Фрески, появляющиеся на стенах и потолках зданий в стиле барокко, часто имеют целью обмануть восприятие.

Манипуляция светом

Свет играет ключевую роль в театре, определяя, будет ли сцена радостной или мрачной. Стиль барокко в архитектуре не чужд манипулированию светом как способу создания драматических проявлений стиля. Архитекторы эпохи барокко создавали этот эффект, контрастируя выступы и дополняя их резкими углублениями и глубокими полостями. Другой метод заключался в формировании неровных поверхностей, чтобы по-разному отражать свет.

Основными элементами барочной архитектуры, помогающими управлять светом, являются замысловатые резные фигурки. Издалека эти мотивы создают ощущение движения, скрывая как свет, так и тень. Достижение этого эффекта также возможно путем комбинирования различных материалов, каждый из которых по-своему несет свет и тень.

Архитекторы эпохи барокко используют множество различных техник и материалов для управления светом, чтобы создать неземные образы.

Иллюзия величия

Слово, которое приходит на ум при описании внутренней архитектуры в стиле барокко, — «величие», но на самом деле это довольно часто иллюзия ее. Потребовался бы огромный бюджет, чтобы покрыть стоимость дорогих материалов, необходимых для того, чтобы излучать божественность и богатство. Однако такие средства не всегда были доступны, что побуждало архитекторов использовать иллюзию.

Об использовании дорогих материалов, таких как мрамор, золото и жемчуг, особенно в больших масштабах, обычно не могло быть и речи. Однако архитекторы эпохи барокко были достаточно гениальны, чтобы использовать иллюзию, чтобы создать впечатление таких материалов. Например, вы можете подумать, что колонны алтаря сделаны из мрамора, хотя на самом деле они сделаны из дерева, но окрашены, чтобы создать впечатление мрамора. Между тем, мотивы и другие украшения, которые выглядят как настоящее золото, на самом деле окрашены в золотой цвет, чтобы подражать экстравагантности.

Чтобы придать внешнему виду великолепие, дизайнеры интерьеров в стиле барокко используют различные техники, такие как имитация золота или мрамора.

Интересные факты об архитектуре барокко

Барокко означает «несовершенная жемчужина»

Термин «барокко» был придуман спустя столетия после эпохи, чтобы передать его драматизм и великолепие. Однако оно происходит от французского слова, обозначающего жемчуг неправильной формы.

Есть два стиля барокко

Есть два разных стиля барокко, а именно полное барокко и сдержанное барокко. В то время как первый был в основном распространен в юго-западной Европе на протяжении большей части 17 века, второй был в центре внимания на северо-западе Европы в эпоху рококо в конце 17 и начале 18 веков.

Барокко тесно связано с колониализмом

Экстравагантность построек в стиле барокко стала возможной при финансовой поддержке европейских колонизаторов — в частности, французского и испанского. Колониальные деньги позволяли власть имущим строить свои показные дворцы, чтобы продемонстрировать свое превосходство.

Автор:

Дикран Сеферян
Автор Дикран Сеферян

Андское гибридное барокко

  • Говин Бейли

  • 808 страниц, 7,00 x 10,00, 171 цветовой полутон

  • Твердый переплет | 9780268022228 | Октябрь 2010 г.

  • История, языки и культуры испанского и португальского мира

  • Описание
  • Пресс-кит
  • Биография автора
  • Отзывы
  • Награды

Описание

Андское гибридное барокко — это первое всестороннее исследование архитектуры и архитектурной скульптуры Южного Перу в поздний колониальный период (1660–1820-е годы), устойчивая и полемическая тема в истории латиноамериканского искусства.

В южных Андах в течение последних полутора столетий колониального правления, когда испанская корона утратила контроль над Америкой, а индейские группы начали объединяться в активные и все более жестокие политические движения, возник стиль архитектурной скульптуры, который остается одним из самых самые энергичные и творческие результаты встречи двух культур. Андское гибридное барокко (также известное как «стиль метисов») было процветающей школой резьбы, отличавшейся виртуозным сочетанием европейских форм позднего Возрождения и барокко с андской священной и светской символикой, некоторые из которых возникли в доиспанская эпоха. Андское гибридное барокко нашло свое происхождение и наиболее полное иконографическое выражение в архитектуре католических церквей, часовен, монастырей и монастырских зданий.

Опираясь на сотни первичных документов, а также на этноисторическую и антропологическую литературу, которая редко применялась к предмету истории искусства, Говен Александр Бейли представляет самое основательное исследование колониальной перуанской архитектуры за последние десятилетия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *