Эклектика. Большая российская энциклопедия
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Экле́ктика (эклектизм; от греч. ἐκλεκτικός – выбирающий), направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве середины 19 – начала 20 вв., основанное на соединении элементов разных художественных стилей в одном произведении. Понятие часто используется как синоним термина «историзм», так как оба направления возникли в 1830-х гг. в связи с распадом эстетической системы классицизма и характеризовались стремлением архитекторов к интерпретации всей палитры образцов зодчества прошлого: как античного или антикизирующего, так и неклассического. Но, в отличие от историзма, основной целью которого было точное воспроизведение наследия предшествующих эпох и стилевое единство в рамках одного проекта, эклектика имела своей целью создание принципиально нового архитектурного языка путём комбинирования приёмов, заимствованных из двух или более стилей прошлых веков. Виктор Бальтар. Церковь Сент-Огюстен, Париж. 1860–1871.Виктор Бальтар. Церковь Сент-Огюстен, Париж. 1860–1871.Выбор стилевых компонентов при этом определялся их эстетической привлекательностью и уместностью по отношению к функции постройки. Так, церковь Сент-Огюстен в Париже (1860–1871, архитектор В. Бальтар) сочетает в себе элементы готического, романского, византийского и ренессансного культового зодчества.
Важную роль при создании композиции также играли особенности заказа. Несмотря на существование отдельных стилевых течений со своими особенностями (стиль Второй империи во Франции и др.), в целом эклектика отличалась интернациональностью, т. к. допускала использование любых декоративных мотивов, в том числе несвойственных архитектурной традиции конкретной страны («Чайный дом» С. В. Перлова в Москве в «китайском» стиле, завершён в 1896, архитекторы Р. И. Клейн, К. К. Гиппиус; особняк А. А. Морозова из купеческого рода Морозовых на Воздвиженке в Москве, сочетающий мавританский стиль с декоративными мотивами неомануэлино, 1895–1899, архитектор В. А. Мазырин; базилика Сакре-Кёр в римско-византийском стиле в Париже, 1875–1924, архитектор П. Абади, и др.).
Элементы метода эклектики присутствуют в архитектуре разных эпох начиная с эллинизма, но заимствование чужеродных декоративных мотивов всегда подчинялось правилам господствующего стиля. Так, неоготика, приобретшая популярность в эпоху классицизма, предполагала в тот период использование готических декоративных мотивов при сохранении характерных для классицизма симметрии фасада и принципов планировки здания (Царицыно). Но отказ от антикизирующей традиции и связанной с ней системы правил привёл к большей творческой свободе архитекторов, в том числе в поисках нового, отвечающего требованиям времени стиля. Уже в 1830-х гг. появились направления, целью которых стало соединение разных декоративных мотивов для создания определённого впечатления (русско-византийский стиль, отражающий идею конфессиональной и политической преемственности России по отношению к Византии; стиль круглых арок, призванный продемонстрировать культурную самобытность Германии, и др. ).
Важную роль в развитии и распространении эклектики сыграла Национальная и специальная школа изящных искусств в Париже. В отличие от строгих канонов архитектуры классицизма, которым отдавалось предпочтение в парижской Академии изящных искусств, преподаватели Школы предлагали ученикам более широкий спектр образцов. Мотивы французского классицизма сочетались с элементами Ренессанса, готики и итальянского барокко, важным принципом было также использование новых технических приёмов – металлических несущих конструкций, сплошного остекления.
Сформировавшийся в результате стиль, получивший по имени школы название бозар, не только приобрёл широкую популярность в Европе, но и оказал большое влияние на архитектуру США, где распространение эклектики совпало с периодом экономического расцвета (главный фасад Метрополитен-музея в Нью-Йорке, завершён в 1902, архитектор Р. М. Хант). Ричард Моррис Хант. Главный фасад Метрополитен-музея, Нью-Йорк. 1894–1902.Ричард Моррис Хант. Главный фасад Метрополитен-музея, Нью-Йорк. 1894–1902.Её вариативность, возможность выбирать декоративные элементы в соответствии с функцией здания, а также использование богатой палитры архитектурных стилей прошлого отвечали запросу широкого слоя американских заказчиков, прежде всего крупной буржуазии, на получение ассоциирующихся с европейской аристократией атрибутов социального статуса (оформление зданий в духе больших стилей, использование отсылок к европейской истории, например готического декора). Эти факторы сделали эклектику наиболее популярным направлением в США в 1860-х – 1890-х гг.
Она, хотя и в меньшей степени, распространилась и в Азии, где обучавшиеся в США архитекторы начали использовать сочетания европейских архитектурных стилей в своём творчестве (здание Центрального отделения Банка Японии в Токио, 1896, архитектор Тацуно Кинго, и др.).
Отличительные черты интерьера эклектики – роскошь и главенство комфорта. Как парадные, так и жилые помещения обставлялись большим количеством мебели, преимущественно из цветного дерева с декором из металла, черепахового панциря, фарфора, также использовались новые и экзотические материалы – папье-маше, ротанг, бамбук. Мягкая мебель декорировалась кистями, бахромой, кружевом. Часто использовались «восточные» предметы интерьера – диваны-оттоманки, пуфы для ног, ковры; окна и дверные проёмы драпировались тяжёлой тканью с орнаментом или тюлем. Стены украшались деревянными панелями, китайскими бумажными обоями или тканью, часто с цветочным рисунком. Дополняли интерьер фарфоровые вазы, люстры с хрустальными подвесками, бронзовые канделябры в виде фантастических животных или растений. Интерьер должен был отражать материальное положение владельца, производить впечатление богато украшенной шкатулки и при этом быть удобным (гостиная особняка Э. Физика в Кейп-Мей, штат Нью-Джерси, 1879, архитектор Ф. Фёрнесс). Иногда каждая комната оформлялась в отдельном стиле (неоготическом, неогреческом, мавританском). В отличие от историзма, в эклектике стиль оформления интерьера не обязательно должен был соответствовать внешнему виду здания (неоготический Дубовый зал необарочного дворца Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге, 1847–1848, архитектор А. И. Штакеншнейдер).
Упадок эклектики связан с распространением в 1890-х гг. стиля модерн, предложившего иные принципы интерпретации и сочетания мотивов архитектурного наследия. Но в некоторых регионах эклектика продолжала существовать до 1930-х гг., например в Северной Америке (Дворец изящных искусств в Мехико, 1904–1913, архитектор А. Боари, 1932–1934, архитектор Ф. Марискаль; Оперный театр в комплексе Военного мемориала и центра исполнительских искусств в Сан-Франциско, 1931–1932, архитекторы А. Браун-младший, Г. А. Лансберг). В конце 20 – начале 21 вв. в жилищной архитектуре, прежде всего в США, получает распространение неоэклектика. Этот стиль характеризуется использованием большого количества декоративных элементов, заимствованных из архитектуры предшествующих периодов (в основном в оформлении оконных проёмов, дверей и эркеров), при этом применяются современные конструкции и принципы планировки (особняк на Робмар-драйв в Беверли-Хилс, 2007, архитектор Х. Омрани, и др.).
Отсутствие чётко сформулированных формальных критериев стиля, часто беспринципное и не всегда успешное соединение разнородных элементов вызывали критическое отношение к эклектике как современников (В. В. Стасов в России, Г. Земпер в Германии, Дж. Рёскин в Англии и др.), так и исследователей 20–21 вв. (И. В. Жолтовский, Д. В. Сарабьянов, М. П. Тубли в России, Н. Певзнер, Дж. М. Ричардс в Великобритании, и др.). В связи с этим термин приобрёл негативную окраску. В начале 21 в. в отечественном искусствознании чаще используется не имеющий отрицательных коннотаций термин «историзм». При этом взгляды учёных на соотношение этих двух терминов разнятся: так, по мнению В. Г. Лисовского, эти два направления принципиально различны; Е. И. Кириченко считает историзм одним из этапов развития эклектики, Е. А. Борисова и Т. А. Петрова в своих трудах использовали эти термины как взаимозаменяемые.
В широком смысле термин «эклектика» обозначает соединение разнородных художественных элементов как творческий приём (например, в постмодернизме).
Шульгина Дарья Павловна Дата публикации: 19 июля 2022 г. в 13:47 (GMT+3)Гид по стилям. Правила эклектики и личный стиль
Эклектика лежит в основе современной моды, но значит ли это, что такими должны быть ваш гардероб и персональный стиль? Научимся собирать удачные эклектичные образы и выясним, нужны ли они вам.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все урокиАвтор урока
Мария АрискинаПерсональный и съемочный стилист, байер в концепт-сторах русских брендов. Ювелир и дизайнер собственной марки украшений «Прощай, Офелия!»
Мы обсудили главное о многих стилях, чтобы легко отличать их друг от друга и находить вещи, которые им соответствуют. Теперь пришло время их смешивать, ведь эклектика лежит в основе современной моды. Выведем 3 правила, которые помогут это сделать, а затем поговорим о личном стиле.
💃 Эклектика — это сочетание вещей в разных стилях в одном образе. Она стала неотъемлемой частью моды еще в 70-х, а к середине 10-х превратилась в ведущий прием большинства стритстайлеров. Дизайнеры одежды тоже не отстают — например, Алессандро Микеле стал ключевой фигурой в Гуччи, показывая каждый сезон именно пеструю эклектику.
Правила, которые помогут добиться от непохожих вещей удачного сочетания 👇
1️⃣🕶 Первое правило: одна вещь — один стиль
Стилистическая целостность вещи делает эклектику современной, будь то предмет одежды или аксессуар. Последние десять лет принято смешивать разнородные по характеру или назначению вещи — например, треники и шпильки или пиджак с худи. Но не миксовать разные стили в одной вещи — часто такие дизайны просто получаются спорными, а сочетать их с остальной одеждой очень сложно.
👍 Если вы ищете способ упростить создание образа, это правило будет полезным. Но для любого правила найдутся исключения.
🔩 Последние несколько сезонов в моду вошли вещи-франкенштейны, будто собранные из нескольких разных предметов одежды, как конструктор. Или интересные дизайнерские работы, которые сочетают стили более тонко — например, крой берут в одном, а палитру в другом. Или заигрывают с общими чертами разных стилистик.
👑 Все эти предметы могут сделать образ визуально богаче, необычнее, индивидуальнее, но правило «одна вещь — один стиль» они однозначно нарушают. С ними сложнее работать — нужно более внимательно продумывать остальной образ, чтобы сгладить или подчеркнуть стилевой конфликт, контролируя впечатление, которое вы будете производить.
1 — классический пример смешивания вещей в разных стилях с соблюдением правила «одна вещь — один стиль»
2, 3 — иногда один и тот же прием смешения стилей в одной вещи может быть реализован отлично и ужасно, сравните кожаное пальто с кружевом из коллекции Александра МакКуина и куртку из масс-маркета
4, 5, 6 — примеры удачных вещей-франкенштейнов, которые нарушают правило: с ними сложнее собрать образ, но он точно запомнится.
Узнайте больше о стиле на двухчасовой лекции с экспертом.
Посмотрите вебинар прямо сейчас или запишитесь и посмотрите в удобное время:
Бесплатная лекция
Как собрать капсульный гардероб
Шкаф полон, а надеть нечего: многие сталкиваются с этим парадоксом.
Собирать интересные комплекты по утрам становится всё сложнее, и никак не складывается собственный стиль. На лекции разберемся с логикой гардероба, научимся создавать базовый гардероб и гардеробные капсулы для себя, и сделаем шаг к гардеробу, в котором есть наряд на любой случай.500 ₽ 0 ₽
смотреть бесплатноЕще два правила помогают сбалансировать ощущения от эклектичного образа и сделать его более цельным и гармоничным.
2️⃣〰️ Правило 2: контрасты нужно подружить чем-то общим
🌈 Чаще всего объединить образ помогают цвета — с ними проще работать. Дублируя схожие оттенки в нескольких вещах или выдерживая весь комплект в единой палитре, мы сближаем контрастные по стилю элементы и даем взгляду возможность воспринять их не как случайное сочетание, а как элемент осознанной игры.
🔺 Так же может работать и форма — с помощью повторений принта или линий кроя. Фактуры же будут скорее на втором плане, как поддержка для цвета и формы.
Эклектичные образы, которые объединены с помощью цвета
А здесь работают не только цветовые рифмы, но и форма. В первом образе оба принта совпадают по масштабу, а одежда образует похожие по пластике складки и объемную форму. Во втором рисунок принта платья напоминает по линиям шрифт надписи на футболке
3️⃣🧸 Правило 3: чем выше контраст по стилю, тем больше понадобится общего, чтобы его смягчить
⚡️ Мы обсуждаем это в уроке о контрастах, что столкновение непохожих вещей транслирует динамику, остроту и вызов в образе. И чем выше контраст, тем больше усилий понадобится, чтобы не только сложить вещи в единый образ, но и сделать его уместным в повседневности.
🧍♀️ Посмотрите на эти примеры — в образах почти нет рифм, которые объединяли бы предметы одежды и аксессуары в разных стилях. Можно ли сказать, что эти образы плохие? Нет, но некоторые из них легче назвать красивыми, а другие вызывают больше сомнений, чем симпатии. Если присмотреться, то станет понятно, почему.
В первых трех вещи различаются по стилистике, но их хоть немного сближают гладкие фактуры (1), схожая плотность материалов и свободный крой (2) или ритм чередования цветовых блоков (3).
В этих двух луках есть явный конфликт, который заставляет нас задуматься — а это вообще красиво? В одном обувь явно выбивается по цвету, хотя мы вполне можем считать этот выбор как намеренное смелое решение, если захотим.
А в другом обувь явно массивнее, чем мы ожидаем, и цветовая рифма (черный горошек и черные ботинки) не компенсирует это настолько, чтобы мы не сомневались в целостности образа.
В последнем образе между разными элементами одновременно так мало общего и такой сильный стилевой контраст, что образ готов рассыпаться.
Теперь поговорим немного о личном стиле. Мы обсудили разные стилевые направления и то, как безопасно миксовать их между собой. Но как из этого сформировать личный стиль? И что такое личный стиль вообще?
🛍 Личный стиль можно понимать как манеру делать что-то в узнаваемом и уникальном ключе,
в нашем случае — выбирать и сочетать одежду. Это значит, что личный стиль может быть формулой или пропорцией, в которой вы смешиваете разные стили.👖 Например, формула стиля Дженны Лайонс — сочетание нарядной женственности, уходящей в наив, с утилитарным простым кэжуалом и милитари. Оттеняет их почти деловая классика в мужском стиле, к которой время от времени Дженна примешивает каплю спорта или ледилайка.
👅 Проанализируйте свой гардероб в таком же ключе — какие стили встречаются в нем? Чего больше, а что выступает акцентом? К каким вещам чаще тянется рука, а что месяцами лежит на полке, ожидая подходящего случая?
➗ Попробуйте составить свою формулу-пропорцию из разных стилей, которые вы сочетаете при создании своих образов. Обращайте внимание не только на общую пропорцию вещей в шкафу, но и на самые частые сочетания, которые вы носите в реальной жизни — когда идете на работу, прогулку или встречу.
🔳 Но не расстраивайтесь, если эклектика вам не близка. Личный стиль может выражаться в особенном выборе оттенков, сочетании фактур или фасонов, даже если вы не выходите за рамки одного стиля.
Образы Дженны Лайонс
🛍 Предлагаем вам поэкспериментировать к эклектикой и создать свой образ, в котором будут сочетаться разные стили.
👠 Выберите две любые эстетики из тех, что мы обсудили в этом уроке. Например, наив и милитари, ледилайк и спорт, кэжуал и бохо. Следуйте правилу «одна вещь — один стиль», для каждого подберите по одному элементу образа — например, топ и низ или сумку и обувь. Пусть они не вызовут сомнений в принадлежности к своим стилям и в сочетании дадут довольно яркий контраст.
💃 Попробуйте создать образ с этими вещами, успокаивая их противостояние с помощью общих цветов, паттернов и линий кроя, фактур и рифм.
Постарайтесь сделать его уместным для вашей повседневности. Какие стили выбрали для смешивания и почему?курс Level One
Мода для себя
Практический курс со стилистами поможет разобрать шкаф и наконец создать гардероб мечты. За 2 месяца занятий соберем комплекты для разных случаев: на работу, праздник и прогулку. Теперь не нужно думать, что надеть — все вещи будут сочетаться между собой, и под рукой будет несколько красивых аксессуаров, чтобы разнообразить образ.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
6900₽
3450₽
подробнее о курсе
C-эклектичный стиль —
Опубликовано by C-Eclectic Style
Подробнее
Posted on by C-Eclectic Style
INHERENT, который начинался как небольшой интернет-магазин в 2020 году, всего через год превратился во флагманский бутик в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо. Но вечером в День святого Валентина 2023 года основатель, дизайнер и генеральный директор INHERENT Тейлор Дрейпер вывел на подиум свою полную коллекцию мужской и женской спортивной одежды, сшитой на заказ…
Подробнее
Опубликовано от C-Eclectic Style
Американский люксовый бренд Negris LeBrum представил свою коллекцию Black White на Неделе моды в Нью-Йорке. Бренд также анонсировал новую роскошную капсулу для носков с изображениями, снятыми известным фэшн-фотографом и режиссером Найджелом Баркером 10 февраля. Сочетание классической одежды прет-а-порте с вязанием в ломаную клетку, вельветовой парчой, силой и элегантностью Negris…
Подробнее
Опубликовано by C-Eclectic Style
Международные дизайнеры Hengki Kawilarang, Lisa Ju, Taussy Daniel и Victorian Maiden Wow Global Fashion Collective III New York Fashion Week Show Зрители. Global Fashion Collective (GFC) поразил публику коллекциями своих дизайнеров осенью 2023 года на Неделе моды в Нью-Йорке на показе Global Fashion Collective III. С дизайнерами из Японии, Индонезии, Мозамбика, Мексики, Китая, Франции,…
Подробнее
Posted on by C-Eclectic Style
Международные дизайнеры HEEYONGHEE, NOLO и User-Defined ✖️ MALDITO Captivate Global Fashion Collective на показах Недели моды в Нью-Йорке. Неделя моды в Нью-Йорке два раза в год представляет международных дизайнеров моды. Global Fashion Collective (GFC) покорил публику предстоящими коллекциями своих дизайнеров осенью 2023 года. С дизайнерами из Японии, Индонезии, Мозамбика, Мексики и Кореи публика увидела многое…
Подробнее
Posted on by C-Eclectic Style
Рэнди Рам — американский дизайнер из Нью-Йорка. Ее дизайны включают модели Couture, Bridal и Ready-to-Wear, и их видели и надевали на девичник. Во время прошлой Недели моды в Нью-Йорке я имел огромное удовольствие взять интервью у дизайнера Рэнди Рам, которая представила свою коллекцию SS23 Sweet в шоу-руме Atelier в Нью-Йорке. Джамиля: Скажи…
Подробнее
22 Великолепный дизайн главной спальни в эклектичном стиле
Хотя трудно дать определение эклектичному стилю, поскольку он настолько… ну, эклектичный, охватывающий самые разные эпохи, стили и цвета, название этого стиля связано с разнообразием текстур. , ткани и предметы мебели, связанные единым цветом, который служит объединяющим фактором и объединяет весь интерьер. Есть что делать и чего не делать для достижения этого стиля дизайна интерьера, но все они сильно различаются от человека к человеку, так почему бы вам не взглянуть самостоятельно на нашу подборку из 22 великолепных дизайна главной спальни в эклектичном стиле ?
Дом в Ист-Хэмптоне от студии Билли Коттона
Великолепный эклектичный дизайн главной спальни с роскошно простой кроватью с красным покрытием, еще одной красивой антикварной деталью и парой книжных шкафов, служащих тумбочками.
Выставочный проект от Boca do Lobo
Темная эклектичная спальня, в которой есть место для прикроватной тумбы Pixel, эффектных подвесных светильников для сюрреалистического эклектичного дизайна.
Ренессанс Майами от Studio Hus
Эта великолепная главная спальня отличается одним из самых изящных изголовий, которые мы когда-либо видели, с асимметричной структурой и цветом тропического дерева, к которым примыкают пара кресел середины века и великолепный центральный стол Инь и Ян.
Пентхаус в Нью-Йорке от John Barman Inc
Дизайн спальни мечты, в котором преобладают голубые тона, и мы можем только представить, насколько расслабляющим должен быть отдых в ней.
Дом в Ист-Хэмптоне от студии Билли Коттона
Причудливая деталь из спальни мечты, где несоответствующие тумбочки и настольные лампы соединяются под настенным ковром с восхитительным восточным дизайном.
См. также: Роскошные главные спальни от известных дизайнеров интерьеров
Гранитная спальня от Shawn Henderson Interior Design
Изысканная спальня в эклектичном стиле в гранитных тонах, которая выглядит совершенно потрясающе .
Семейный дом в Беверли-Хиллз, Джефф Эндрюс
В этой главной спальне в эклектичном стиле сочетаются ковер с узором шеврон, изысканная стеганая скамья и пара металлических тумбочек в светло-коричневом тоне.
Гарлем, Нью-Йорк от Sheila Bridges Design
Красивый дизайн спальни, где зеркальные тумбочки подчеркивают одеяло, которое, кажется, сбежало из цирка.
Мидтаун Манхэттен от Дрейка Андерсона
Великолепная работа Drake, в которой современные ткани и цвета сочетаются с парой прикроватных тумбочек и люстрой в стиле барокко, а также с оттенком красного, который указывает на то, что эта спальня вдохновлена югом Испании.
Дом Кьяры Ферраньи от Consort Design
В этой утонченной спальне Consort смешал великолепную красную мебель с лампами середины века, леопардовым ковром и великолепным засушенным деревом для небольшой прихоти.
Семейный дом Notting Hill от Maddux Creative
Очаровательная спальня в эклектичном стиле в бело-золотых тонах с элементами современного искусства.
Спальня Palm Beach от Cullman And Kravis
Великолепная пара кровати с балдахином и тумбочки в кремовом эклектичном дизайне спальни.
Эклектичная спальня Автор Shawn Henderson
Роскошный дизайн с оттенками темного дерева и красивыми обоями с преобладанием синих акцентов.
См. также: 7 идей дизайна прикроватных тумбочек, которые заменят прикроватную тумбочку
Дуплекс Park Avenue от Brockschmidt and Coleman
Гладкая и элегантная спальня, в которой все элементы гармонично сочетаются.
Дуплекс на Парк-авеню от Fox Nahem Associates
Великолепная работа, в которой стеганая мягкая мебель сочетается с пушистым ковром и произведениями современного искусства.
Выставочный дом Kips Bay Decorator Show House от Susan Ferrier
Спальня, похожая на добычу древних времен, где счастливо соседствуют гигантские зубцы и кресла середины века.
The Palladian Guest Room от Николь Холлис
Красиво, просто, шикарно и эклектично. Мы не можем добавить намного больше, чем это.
Спальня Палладио от Мартина Брудницкого
Современная эклектичная спальня с нейтральным доминированием, в которой пышный оранжевый диван служит звездой шоу.