Стили советской архитектуры: Как менялась советская архитектура в Москве: конструктивизм, рационализм, ампир

Содержание

Советская архитектура — HiSoUR История культуры

Советская архитектура охватывает период 1917-1991 годов. За это время он отразил ряд мировых архитектурных стилей — конструктивизм, рационализм, арт-деко, смесь арт-деко, империи и эклектики, сталинскую архитектуру и брутализм.

Периодизация

Архитектура периода революции и гражданской войны
Во время войны большинство архитекторов остались без работы и занимались «бумажной архитектурой». Некоторые сотрудничали со скульпторами, создавали памятники (Л. В. Руднев, памятник жертвам репрессий на Марсовом поле, 1917-1919).

Владимир Татлин создал свою знаменитую башню 1920 года, которая стала символом нового направления в искусстве, выражением мужества и решительности.

Архитектура 1921-сер. 1930-е годы
В течение этого периода, по сравнению с предыдущим десятилетием, возникла стабильность, экономическая ситуация была усилена, и архитектура открыла широкие возможности. Началось крупномасштабное строительство — запланированы жилые дома, заводы, фабрики, электростанции, новые города и поселки.

Был разработан и распространен стиль советской архитектуры. Его подпитывали разные традиции — ряд мастеров сохранил старые традиции, другие — инновации. Члены обеих этих групп могли придерживаться двух основных тенденций — рационализма и конструктивизма.

Главой рационалистов был Николай Ладовский. Это направление архитектуры сосредоточено на проблеме художественного образа. Поиски были основаны на широком использовании новейших строительных материалов и конструкций. Архитекторы этого направления придают большое значение рассмотрению объективных законов сложной конструкции архитектурной формы. Они считали, что нельзя забывать о объективных закономерностях формирования формы, а также о психофизиологических особенностях человеческого восприятия.

Школа конструктивизма была сформирована чуть позже. Конструктивистские архитекторы подчеркивали важность учета функционально конструктивной основы строительства, кроме того, они боролись против «восстановительных» тенденций в отношении старых архитектурных традиций, а также против «левого формализма», поскольку поиски некоторые современники часто назывались. Конструктивизм как самостоятельное явление впервые проявился в начале 1923 года, когда братья Веснины начали проект Дворца труда в Москве.

В результате общих устремлений рационалистов и конструктивистов возникло и развилось новое направление советской архитектуры в целом. Работы этого направления — конкурсные работы по проектам строительства московского филиала «Ленинградской правды», акционерного общества «Аркос» (архитектор Иван Фомин), советского павильона на Всемирной выставке в Париже (архитектор Константин Мельников), Московский телеграф (архитектор Иван Реберг) и т. Д.

В последующие годы творческие поиски в советской архитектуре определялись «преодолением полемической прямоты теоретических позиций и практики конструктивистов и рационалистов». Был синтез обоих направлений. С его использованием были построены жилые комплексы, которые во второй половине двадцатых годов активно развивались. Массовое строительство рабочих домов (3-5 этажных секционных домов), а также стандартное оформление жилища «трудящихся в социалистическом обществе» вызвало различные теоретические споры. Отдельный дом с прихожей и русской печью считался адекватным задачам строительства общества, с другой стороны, огромными коммунальными домами. Строится много рабочих и деревенских клубов, izb-chitalen, народные дома. Постепенно существует новый тип общественного здания. В этом смысле Константин Мельников был важным мастером. По его проекту в Москве было построено пять клубов: имя Русакова, имя Горького, имя Фрунзе, «Каучук» и «Буревестник». Он считал рабочие клубы как тип здания, которое, по его внешнему виду, должно отражать новые формы жизни и работы, то есть функциональные и пространственные проблемы должны сливаться в нем.

Инновационные тенденции в архитектуре 1920-х годов были настолько сильны, что они влияли на мастеров, которые раньше ориентировались на старые традиции. Таков, например, Мавзолей Ленина работы Щусева, хотя Жолтовский остается стойким в своих классических поисках и ищет новый язык.

Конкурс на строительство Дворца Советов был важным моментом в развитии творческих поисков. Несколько модернизированная идея традиционного памятника победила — в версии Иофана с множеством колонн и гигантской статуей.

Архитектура 1930-х годов
В 1930-х годах продолжалось активное строительство городов и деревень, потребовалось реконструировать многие старые города. Новые задачи того времени — строительство сельскохозяйственной выставки в Москве с павильонами для каждой союзной республики, канал для них. Москва, московский митрополит. Задачи традиционного жилищного строительства сочетались с необходимостью создания крупных архитектурных комплексов выставочного характера или транспортных средств, предназначенных для огромного пассажиропотока.

Тенденции стиля были расположены между двумя крайними точками — конструктивизмом и традиционализмом. Влияние конструктивизма все еще ощущалось сильно, кроме того, строительство зданий, начатых в этом стиле в 1920-х годах, было завершено: Государственной библиотекой СССР СССР. В. И. Ленин (1928-40, архитектор — Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх), театр в Ростове-на-Дону (1930-35, тот же, взорванный нацистами, позже перестроенный), здание комбайтной газеты «Правда» ( 1931-1935, Пантелеймон Голосов), ансамбль площади Дзержинского в Харькове со зданием государственной промышленности (Сергей Серафимов и Самуэль Кравец). Эти поиски были продолжены некоторыми архитекторами 1930-х годов: Аркадий Лангман построил Дом СТО (1933-36, современное здание Государственной Думы в Охотном Ряде). Лев Руднев и Владимир Мунц воздвигли здание Академии. Фрунзе — строгий по форме, расчлененный и величественный. Очень успешный, созданный в 1936-38 годах. группа архитекторов Крымский мост.

Жолтовский в то же время возглавляет традиционалистское направление, опираясь на свой дореволюционный опыт неоклассического архитектора. В 1934 году он строит многоквартирный дом на Моховой улице, обращаясь к современному зданию и строит большой ордер, который не имеет конструктивного значения. В целом, в 1930-х годах колоннада стала любимым декоративным устройством, иногда за счет внутреннего строительства и удобств.

Существует ощущение возрождения старых стилей. Это заметно в национальных школах, в частности — это проявилось в строительстве павильонов будущего ВДНХ. Архитекторы пытаются совместить старое и новое. Таково, например, строительство правительственного здания Грузинской ССР в Тбилиси (1933-38), архитекторов Илья Лежава и Виктора Кокорина: здесь аркада нижнего этажа, относящаяся к архитектуре старого Тифлиса, связанный с простым составом здания. Александр Таманян создал ансамбль центра Еревана, добавив к традиционным чертам элементы стиля классицизма. Благодаря использованию розового туфа здания органично вписываются в окружающий ландшафт.

Московское метро было также создано мастерами, которые были под влиянием этих двух разных тенденций. Иван Фомин рисует «Красные ворота» (1935) и «Театральный» (1938, ранее площадь Свердлова), сосредоточившись на классике, строгой и ясной. Алексей Душкин создает Кропоткинскую (1935, ранее «Дворец Советов») и Маяковский (1938), стремясь преодолеть материал, облегчить строительство, легкость, рациональность. Для этого он использует современный архитектурный стиль и новые материалы.

Советская архитектура также испытала влияние основного мирового стиля тех лет — арт-деко.

Кремлевская бензозаправочная станция на Волхонке (1930-е годы) является единственным реализованным элементом Дворца Советов и одним из последних сохранившихся зданий советского арт-деко.
См. Также стиль египетского стиля # В Советском Союзе.
К концу десятилетия классические тенденции выигрывают конструктивно. Архитектура приобретает оттенок величия. Наступает эпоха Сталинской империи. Те же тенденции проявлялись во многих отношениях в других формах искусства, особенно в прикладном и декоративном искусстве.

Во время Великой Отечественной войны
Разумеется, в этот период, конечно, было мало, но проекты в области жилищного строительства и городского развития продолжали создавать. В 1943 году для улучшения качества архитектуры и строительства во время восстановления разрушенных войной городов и поселений СССР был организован Комитет по вопросам архитектуры. Перед ним стояла задача восстановить 70 тысяч поселений, от городов до деревень, уничтоженных немцами. В 1943-44 гг. началась работа по восстановлению. Главными задачами были первые Сталинград, Воронеж, Новгород, Киев, Смоленск, Калинин. Началась реставрация Днепровской ГЭС. Созданы генеральные планы городов и республик СССР.

Существует проект и создание памятников героям и жертвам войны. Весной 1942 года состоялось одно из первых соревнований, затем в 1943 году. В Государственной Третьяковской галерее проходит выставка архитектурных работ «Героический фронт и тыл».

Архитектура 1945-1960 гг.
В первый послевоенный период работы архитектора характеризуются особой интенсивностью. Они активно занимались восстановлением разрушенных зданий, создавая новые параллельно. Восстановив город, архитекторы попытались исправить свои старые недостатки. Так был перестроен Крещатик — центральная улица Киева, полностью разрушенная во время войны. В восстановление украинской столицы участвовали не только местные, но и московские и ленинградские архитекторы. В 1949 году был предложен проект по восстановлению Крещатика, который изменил его расположение, хотя и дал «дань поверхностному декоризму» (Александр Власов, Анатолий Добровольский, Виктор Елизаров, А. Захаров, Александр Малиновский, Борис Приймак).

Большое внимание было уделено новому генеральному плану для изношенного города Сталинграда (Волгоград). Архитектурные и эстетические идеи были предложены советскими архитекторами Алабяном и Симбирцевым. В плане города был представлен центральный ансамбль — площадь павших бойцов, аллея Героев, пропилея с гигантской лестницей к Волге. В определенной системе промышленные районы были объединены. «В новых чертах возрожденного города-героя выражается значение народного подвига».

Город Минска, который был полностью разрушен, также потребовал отремонтировать центр города в районе площади Ленина и Ленинского проспекта (современная площадь и проспект Независимости). Главная улица планировалась по принципу проспекта с одинаково высокими домами (архитекторы Михаил Парусников, Михаил Барщ, Михаил Осмоловский, Владимир Король, Геннадий Баданов). Старая и новая часть города была объединена круглой площадью с обелиском в память о героях Великой Отечественной войны. Новгород восстановил команду архитекторов под руководством Щусева. Главной особенностью плана восстановления города является слияние нового здания с древнерусскими шедеврами.

Как писали советские критики 1970 года: «В сложном процессе развития архитектуры регенерация города в целом, безусловно, позитивна, пивоваренная, тем не менее, опасная иллюзия грандиозности,« захватывает »из особенностей мании величия, свойственную ряду работ довоенной архитектуры. Разработана и имеет тенденцию к чрезмерному декоративизму, квалифицированному как более позднее украшение ». Эти гиганты были московскими высотными зданиями, наиболее успешными из которых были признаны здания Московского государственного университета (1949 — 1953 гг.), Архитекторы Борис Лофан (смещены с должности главного архитектора), Лев Руднев, Сергей Чернышев, Павел Абросимов , Александр Хряков, В. Н. Насонов. Скульптурный дизайн фасадов — работы мастерской Мухиной).

Одной из основных проблем оставалась проблема обычного жилья, усугубляемая разрушением войны. В эти годы начинается развертывание массового жилищного строительства. Однако сначала строительство развивается как малоэтажное — из-за отсутствия необходимой производственной и технической базы. Начните экспериментировать с квартальными зданиями Москвы (район Сэнди-стрит, архитекторы Зиновий Розенфельд, В. Сергеев). Позже этот опыт использовался в других городах. Многоэтажное строительство началось в Челябинске, Перми, Куйбышеве. Кварталы начинают появляться, строятся дома из крупных бетонных блоков, внедряются промышленные методы строительства, которые дешевле. Однако негативные тенденции также усилились: среди них украшение фасада с неполнотой дворов и внутриквартальных пространств. Последующая эпоха активно осуждала «передний» принцип стиля — обильное использование колоннад, лепнина, украшение. Окончание этого роскошного стиля было поставлено по решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств при проектировании и строительстве» (4 ноября 1955 года). Чтобы заменить сталинскую империю после смерти лидера, появилась функциональная типичная советская архитектура, которая с некоторыми изменениями существовала до конца советского государства.

Архитектура 1960-х и 1980-х годов
В 1955 году была принята резолюция «Об устранении излишеств в дизайне и строительстве», положив конец сталинистской империи.

Индустриализация в первую очередь касалась жилищного строительства: необходимо было решить тип массового квартирного и многоквартирного дома. Началось строительство площадей с большими участками.

Согласно этому новому принципу, Химки-Ховрино (архитектор Каро Алабян) и кварталы юго-запада Москвы (архитектор Яков Белопольский, Евгений Стамо и др.), Район «Дачное» Ленинграда (архитектор Валентин Каменский, Александр Жук , Александр Мачерит, Г.Н. Николаев), микрорайоны и кварталы в Минске, Киеве, Вильнюсе, Владивостоке, Ашхабаде и других.

При типичном промышленном развитии возрастает роль крупных общественных объектов с индивидуальным лицом, что придает регионам идентичность. Соревнования по новому проекту Дворца Советов (1958 и 1959 гг.) Помогли выявить и сформировать принципы советской архитектуры. Хотя проекты не были реализованы, в конкурсе приняли участие ведущие архитекторы.

Затем была построена гостиница «Юность» (Москва, 1961, архитектор Юрий Арндт, Т.Ф. Баушева, В.К. Буровин, Т.В. Владимирова, инженеры Нина Дыховичная, Б.М. Зархи, И. Ю. Мищенко). Он выполнен с использованием больших панелей, которые используются в жилищном строительстве. Форма здания проста, формы геометрически различны. К тому же году принадлежит кино «Россия» (Пушкин) с выступающим козырьком. Государственный Кремлевский дворец (1959-1961) является примером лучших общественных зданий этого времени (архитектор Михаил Посохин). Он решил проблему сочетания современной структуры с историческими архитектурными ансамблями. Дворец пионеров в Москве (1959-1963) представляет собой комплекс из нескольких зданий разной высоты, объединенных пространственной композицией. Элементы расположены свободно, с различными формами декоративных украшений.

В 1960-1970-х гг. разработан новый стиль архитектуры — простой, экономичный, основанный на новой отрасли и выражающий возможности современных технологий. Важными объектами этого периода являются проспект Калинина (1964-9, архитектор М. В. Посохин). Он также с А. А. Мндоянцем, В. А. Свирским и инженерами В. И. Кузьминым, Ю. Рацкевич, С. Школьников и другие. построил трехточечное здание СЭВ (1963-1970), которое считалось «одним из самых выразительных в плане архитектуры сооружений последнего времени». Останкинская телебашня (1967) доказывает рост технических возможностей в эту эпоху. По типичным проектам начали строиться станции метро, ​​которые дифференцированы из-за различных отделочных материалов.

Для Олимпиады-80 в Москве было построено большое количество минималистских зданий, см. Олимпийские структуры Москвы.

Национальная архитектура союзных республик развивается по тем же принципам, но подчеркивает оригинальность благодаря интерпретации индивидуальных архитектурных деталей, декоративных свойств материала и т. Д. Дворец искусств в Ташкенте (1965, архитектор Ю. Халдеев, В. Березин, С. Сутягин, Д. Шуваев) сочетает простые архитектурные формы и красочную фресковую живопись. Форма здания оригинальна — она ​​похожа на горизонтальную канюлированную колонну. На фасаде администрации Каракумстрой в Ашхабаде (1967) архитектор. А. Ахмедов, Ф. Алиев, скульпторы В. Лемпорт, Н. Силис) сплетены с национальным орнаментом и обычными скульптурными образами. Этот синтез включает архитектуру и национальные традиции.

Стиль советской архитектуры этого времени развивается. Он отходит от рационализма, преодолевает сухость, присущую на ранней стадии, а затем поднимает новую проблему — соответствие органическим формам. Примером решения этих вопросов является Дворец художественных выставок в Вильнюсе (1967 г., архитектор В. Чеканеускас), павильон СССР на Международной выставке в Осаке (1967-68, архитектор М. В. Посохин, В. А. Свирский). Существует тенденция к изогнутым линиям, потоку форм, при сохранении ранее достигнутой строгости и осуществимости архитектурных конструкций.

Cоветская архитектура: от дворцов к коробкам

Cоветская архитектура: от дворцов к коробкам

2015-02-21  Андрей Баздырев Версия для печати

Советская архитектура, следуя по принципиальному пути Маркса, Ленина, Сталина, всегда ценивших классическое искусство, сумела преодолеть левацкие загибы, упрощенство в своей среде, приспособленчество в среде части старых архитекторов и стала на путь использования лучших элементов старой классической архитектуры.

Л. М. Каганович

     В конце прошлого года исполнилось 60 лет одному, казалось бы, заурядному событию в общественно-политической жизни Советского Союза.  30 ноября 1954 года открылось Второе Всесоюзное совещание строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов, на котором  высшим партийным руководством было фактически принято решение о ликвидации социалистической архитектуры. Непосредственно руководил этим процессом Первый секретарь Коммунистической партии Советского Союза — Н. С. Хрущёв.  Это был один из первых актов политики Н. С. Хрущева, направленной, в конечном счёте, на подрыв социалистического строя в СССР. Я далёк от мысли, что «Дорогой Никита Сергеевич» сознательно разрушал советский строй, но результатом его антинаучной, волюнтаристской политики стало то, что были сломаны многие механизмы, защищавшие советское общество от буржуазного перерождения. Ревизии подверглись принципы, следуя которым Советский Союз смог за несколько десятилетий создать одну из самых мощных экономик мира и совершить грандиозную Культурную революцию, приобщив миллионные народные массы к высотам человеческой культуры. [i] Тяжёлым был и  удар по социалистическому искусству. Особенно сильным он был нанесён по наиболее «общественному» виду искусства — советской архитектуре.

    Развитие архитектуры в СССР прошло несколько этапов. В первое послереволюционное десятилетие магистральным путём развития советского искусства был авангард. Язык модернизма, как казалось многим художникам того времени, наиболее адекватно отражает революционную эпоху слома классового общества. Классические формы искусства ассоциировались в то время исключительно с помещичье-дворянской культурой и были заклеймены, как классово чуждые. Двадцатые годы — период расцвета в Советском Союзе «левых» течений во всех видах творчества. В архитектуре главенствуют два направления модернизма: конструктивизм и рационализм. Конструктивизм (лидерами которого были братья Веснины и М. Гинзбург) провозглашал полный разрыв с архитектурной традицией прошлого (с ордерной системой, национальной архитектурной школой ) и утверждал утилитарность и «индустриальность» архитектуры. Творческие задачи решались конструктивистами компоновкой различных прямоугольных объёмов без применения декора. Следуя пяти принципам лидера мирового архитектурного авангарда Ле Корбюзье, русские конструктивисты предпочитали ленточное остекление и плоскую крышу.

ДК имени Зуева (арх. И. А. Голосов, 1928, Москва).

Здание Госпрома (арх.С. С Серафимов и др,1928, Харьков).

    Вторым модернистским течением в СССР стал рационализм (лидер-Н. А. Ладовский). Это течение, разделяя многие принципы конструктивизма, благосклоннее относилось к классическому наследию и  допускало декоративность в оформлении.

Вестибюль станции метро «Красные ворота», (арх. Н. А. Ладовский, 1938 г., Москва)

 

   В первую пятилетку в СССР появляются целые новые отрасли промышленности. В это время встаёт вопрос о строительстве городов вокруг крупных производств. Для  их проектирования в Советский Союз приглашается франкфуртский архитектор Эрнст Май. Его группа привлекла внимание советских чиновников тем, что она имела опыт строительства «жилья для рабочих». Однако поначалу не был учтён тот момент, что архитектор имел дело с заказами со стороны крупного капитала, опасавшегося революционных выступлений пролетариата, и поэтому решавшим жилищный вопрос сугубо прагматически. Функционализм (стиль, в котором работала группа Э. Мая) предполагал максимальную стандартизацию (и соответственно, удешевление).  Кварталы города представляли из себя многократно повторяющиеся «ансамбли» домов — коробок, лишенных каких- либо индивидуальных особенностей. Широко применялась строчная застройка (расположение домов  торцами на улицу). Но, уже в 1931 году в печати начали появляться  статьи, осуждающие такой бездушный принцип градостроительства. Подчёркивалось, что социалистические города не должны производить впечатление унылости и серости, ведь архитектура — эта та среда, в которой человек проводит, практически всё время, трудится и отдыхает, под влиянием которой во многом формируется его личность. Если конструктивизм и рационализм считались позже в СССР этапами поиска социалистического архитектурного метода, и к этим стилям относились нейтрально, то модернистский принцип градостроительства был решительно отвергнут, как совершенно чуждый задачам социалистического строительства.[ii]

    Успехи первой пятилетки и коллективизации позволили партийному руководству более целенаправленно проводить социалистическую культурную политику. В 1932 году после постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» началась «коллективизация» культурной жизни СССР. Вместо массы идеологически пёстрых культурных группировок создаются Союзы, призванные быть проводниками партийной политики в художественной среде. В июле 1932 года создаётся Союз советских архитекторов. За год до этого произошло событие, ознаменовавшее собою крутой поворот в архитектурной политике советского государства. На всесоюзном конкурсе проектов главного здания СССР — Дворца Советов первую премию получил архитектор Б. М. Иофан за работу, выполненную в классическом ордерном стиле. С этого момента начался период становления советской архитектуры, вобравшей в себя лучшие художественные достижения прошлого, вдохновляющейся пафосом социалистического строительства настоящего, и устремлённой в коммунистическое будущее. Через ряд промежуточных этапов модернистские архитектурные стили были вытеснены стилями, обращавшимися к классическим мировым традициям.

 Перед советскими архитекторами была поставлена задача, опираясь на многовековые художественные традиции России и Европы, создать архитектурный метод социалистического зодчества. Этот процесс проходил не просто и не был завершён. Тем не менее, за короткий срок советские города преобразились совершенно. Бережное, но, вместе с тем, и творчески-смелое обращение к мировым архитектурным традициям позволило естественно и гармонично вписать в исторический ландшафт советских  городов здания новой социалистической архитектуры.  В 1935 году принимается Генеральный план реконструкции Москвы, в котором было выдвинуто требование «исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей». Плановый принцип ведения социалистического хозяйства давал советским архитекторам уникальную возможность архитектурно мыслить в масштабе целого города, создавая в нём  единое бытовое и эстетическое пространство.   Реконструируются центральные проспекты города, ударно расширяется сеть метрополитена. В 1937 году вступает в строй канал  Москва — Волга имени Сталина. В 1939 на Северо-Востоке столицы открывается Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Все постройки этого периода впечатляют своим «общественным» звучанием. Руководством проводится в жизнь ленинский план монументальной пропаганды, но с таким размахом и пафосом, о котором Владимир Ильич в трудные двадцатые и не мечтал. Облик советского города должен вдохновлять трудящихся, уже сегодня предвосхищать жизнь будущего коммунистического общества — гармоничную, целеустремлённую, благородно-красивую. Воплощается в жизнь ренессансный принцип синтеза искусств. На украшение социалистических городов бросаются лучшие творческие силы архитекторов, художников, скульпторов, инженеров.

 

Дом на Моховой улице. (Арх. И. В.  Жолтовский. 1934 г. Москва.)

Вестибюль станции московского метрополитена «Площадь революции» (арх. А.Н. Душкин 1938 г.)

 

   Главный стиль, к которому обращаются советские архитекторы — классицизм. Но от советских зодчих требовалось, чтобы формы, отточенные тысячелетиями человеческой истории, были наполнены новым социалистическим содержанием. Остро ощущается отсутствие теории архитектуры социалистического реализма, не чётко сформулированы позитивные требования к новой архитектуре.  Порой критике подвергаются даже ведущие советские архитекторы И. В. Жолтовский (за «реставраторство», т.е. буквальное копирование приёмов классического стиля) и А. В. Щусев (за эклектизм, некритическое соединение стилей различных эпох). Но, преодолевая болезни роста, архитектурный метод социалистического реализма крепнет и кристаллизируется.

   Апофеозом развития социалистической архитектуры должно признать реконструкцию советских городов в послевоенный период. Мощный патриотический подъём, вызванный битвами Великой Отечественной войны, не мог не отразиться на пафосе послевоенного строительства. Новые здания и линии метрополитена задумывались как монументы народу-победителю. В кратчайшие сроки из руин восстанавливаются разрушенные войной советские города. Преображается столица. Архитектурные процессы, происходящие в Москве, берутся за образец для реконструкции городов СССР.  В день 800- летия Москвы, 7 сентября 1947 года состоялась торжественная закладка восьми высотных зданий.[iii] «Сталинские высотки» создали в столице новые доминанты, не нарушив сложившийся исторический облик города. Московские высотные дома принципиально отличались от западных небоскрёбов. Если последние решительно рвут с художественной традицией прошлого, массой своих этажей-сот подавляя городского жителя, то при возведении московских высоток архитекторы обращаются к сокровищницам мирового, прежде всего русского, зодчества, строят их в свободной, жизнеутверждающей манере.   За основу была взята древняя русская традиция строительства шатровых зданий. Наиболее полно отвечал задачам, решаемым советскими зодчими, раннепетровский нарышкинский стиль. Для этого стиля характерна мощная праздничная вертикальная устремлённость, но вместе с тем тонкая проработка деталей, узорочье.[iv]

 

Небоскрёбы. Центр Нью-Йорка. США.

Высотное здание МГУ. (арх. Л. В. Руднев. 1953 г. Москва)

 

14 марта 1954 года метростроевцы замкнули Кольцевую линию Московского метрополитена. В 1955 году была открыта первая очередь Ленинградского метро. В этих архитектурно-инженерных сооружениях нашёл своё художественное  воплощение триумф советского народа-победителя. Убранство наземных павильонов и подземных вестибюлей станций было грандиозно. Подземные дворцы украшались лучшими художниками и скульпторами Советского Союза, использовались ценные виды природного  камня, богатый декор. Центральной темой, воплощённой в оформлении станций, была тема Победы советского народа, социалистического строя. [v] Многие станции напоминали античные храмы (станция «Калужская»), где объектом художественного воспевания выступает Человек Труда.[vi] Равняясь на столицу, в торжественно-триумфальном стиле отстраиваются и реконструируются многие города СССР. После войны, с образованием социалистического содружества, метод социалистического реализма  становится интернациональным. В отличие от «интернационального» модернистского стиля, где интернациональность мыслилась как полный отказ  и  от мировой классики,  и от какого-либо своеобразия национальных школ, социалистическое зодчество органично выводило интернационализм из  творчески переосмысленных национальных архитектурных традиций, одновременно выделяя и подчёркивая в них общий культурный «корень», произрастающий из гуманистической традиции высокой классики.

 

 Главная улица Киева — Крещатик. Украинская ССР. Арх. А. Власов.

 Станция московского метрополитена «Калужская» (с 1961 г.- «Октябрьская») Арх. Л. М. Поляков

 

Карл-Маркс-аллее. (Берлин. Архитектурные сооружения 50-х.)

Станция метрополитена столицы КНДР.

 

   Плодотворны были и регулярные творческие дискуссии о совершенствовании архитектурного метода социалистического реализма. Шёл напряжённый поиск архитектурных форм, наиболее полно отражающих процесс созидания нового бесклассового общества. Этот поиск, согласно эстетическим принципам марксизма, велся  в области реалистической художественной традиции, безоговорочно отвергался схематизм и бездушность буржуазного архитектурного модернизма. Правда  в послевоенный период  начала набирать силу и негативная тенденция в советской архитектуре, которая дала реальные основания для обвинения  в 1954 -1955 годах советских архитекторов в «бездумном украшательстве». Некоторые архитекторы подходили к классическому наследству не критично, ими не улавливалась та грань,  которая отделяла  вневременное, подлинно — гуманистическое содержание  архитектурных памятников от наносного, классово-ограниченного. Всё-таки, «дворцы и храмы пролетариата» должны с необходимостью  нести  эстетическую печать новой социалистической эпохи. А получалось так, что пытаясь выразить величие строящегося социалистического общества, архитекторы шли по наиболее простому пути — заменяли творческий поиск  адекватных социалистическому  сознанию архитектурных форм  роскошной позолотой.

   Придя к власти, Н. С. Хрущёв развернул широкий фронт борьбы со всевозможными, по его мнению, проявлениями культа личности И. В. Сталина. Архитектура стала одной из первых жертв «неистового Микиты». С одной стороны, зодчество середины 30-50 годов прочно ассоциировалась у народных масс с именем Сталина, до сих пор архитектура этого периода именуется  как «сталинский стиль», «сталинский ампир», «сталинское барокко». Осуждение «архитектурных излишеств» дало возможность дискредитировать двадцатилетнюю политику, проводимую партией в области советского градостроительства. С другой стороны, Хрущеву, не обладавшему и сотой долей авторитета И. Сталина, необходимы были громкие популистские кампании, которые бы подняли его политический авторитет. И  разворачивание программы строительства массового жилья казалась Хрущёву хорошим способом, как сегодня говорят, пропиариться. На самом деле, заслуга Н. Хрущева в решении жилищной проблемы в СССР, по крайней мере, спорна.

   Ведя борьбу с «архитектурными излишествами»[vii], Хрущёв, на самом деле, выступал против Человека, строящего коммунистическое общество. Он не понимал мощного воспитательного импульса, исходящего из новой советской архитектуры. Помимо того, что, постоянно находясь в архитектурной среде, в которой воплотились многовековые достижения художественного и инженерного гения человечества, у человека вырабатывалась естественным образом культура труда и быта, созвучная гармонии и красоте Высокой классики. Помимо этого  социалистическая архитектура выполняла важнейшую мобилизующую функцию — звала в будущее, когда всё вокруг будет подчинено всестороннему развитию каждого члена общества. И ради этого, уже сегодня осязаемого будущего, можно и должно преодолевать все трудности эпохи перехода предыстории человеческого общества к его подлинной истории.

   Что касается той программы, ради выполнения которой, якобы, и была ликвидирована «изобилующая излишествами» социалистическая архитектура — программы массового жилищного строительства, то, если обратиться к статистике,  эта кампания, как и многие другие, проводимые хрущёвским руководством, была провалена. Сталинское руководство, естественно, понимало исключительную важность решения жилищной проблемы в Советском Союзе. В своей последней политэкономической работе «Об экономических проблемах в СССР» И. В. Сталин ставит  вопрос о «коренным образом улучшении жилищных условий», как важнейший для перехода к коммунистическому обществу. И этот вопрос, судя по всему, тщательно прорабатывался. Но, по мнению специалистов, действительно по- социалистически, с заделом на будущее, советское государство в 50-е, начала 60- х годов для решения этой проблемы ещё не имело достаточных ресурсов. Необходима была ещё пара пятилеток, чтобы основательно подготовить промышленные мощности для такого строительства, необходимо было время для «вызревания» идеологии массового социалистического строительства. Так, например, идея индустриального крупноблокового стандартизированного строительства возникла задолго до массовой «хрущёбизации». В 1940 году был сдан в эксплуатацию один из первых домов, построенный таким способом. Это знаменитый «Ажурный дом» архитектора А. К. Бурова на  Ленинградском проспекте в Москве. В поточном строительстве того времени было принято решение стандартизировать не проект в целом, а лишь отдельные архитектурные детали. Такие принципы стандартизации строительства выгодно отличаются от принципов последующей эпохи, когда безликость кварталов стандартных коробок стала даже основой для сюжета известной кинокомедии Э. Рязанова.

 

Ажурный дом. Проект индустриального домостроения 40-е г.

Хрущёвка. Проект индустриального домостроения 60-е г.             

 

Хрущёвское же руководство считало, что достаточно максимально удешевить строительство, отказавшись от какого-либо архитектурного образа, максимально ужать жилую площадь в расчёте на человека и снизить качество внутренней отделки, и проблема будет решена.  Приходится констатировать, что социалистические города в 60-80 годы мало чем образно отличались от провинциальных городов капиталистических стран. Идеал жилища для советских людей Хрущев нашел в французском муниципальном жилье. Перед угрозой социалистической революции буржуазное правительство Франции строило для своих рабочих жилье, позволявшее удовлетворять минимальные потребности рабочего человека. Оно было малогабаритным и эстетически не привлекательным. При его возведении использовались методы, апробированные функционализмом еще в 30- годы, и решительно тогда отвергнутые советским обществом. Статистика же свидетельствует, что темпы прироста вводимой жилой площади, начиная с шестидесятых годов неуклонно снижались, ударным «массовое строительство» было лишь в немногих городах СССР (в основном, в столице). Качество же возводимых домов катастрофически падало. Всё это было закономерным следствием проводимой группой Хрущёва авантюрной экономической политики. В результате в Советском Союзе произошёл частичный [viii]отказ от социалистических принципов жилищного строительства. Советская архитектура перестала выполнять воспитательную и пропагандистскую роль, практически все позиции, достигнутые советскими строителями в предыдущие десятилетия, были сданы на откуп кажущейся «экономической эффективности». После 1955 года начался процесс свертывания истинно советской архитектуры. Многие дома, заложенные до 1955 года, но еще не вполне законченные были безжалостно «раздеты»: предусмотренный строительным планом декор либо был исключен из окончательного вида дома, либо был варварски «ободран».  Если раньше творческие силы инженеров и архитекторов направлялись на отбор лучших образцов зодчества прошлого, на воплощение с их помощью идеалов труда и быта человека свободного труда, то со второй половины 50-х усилия советских инженеров были направлены на поиски изуверских способов удешевления жилья, а  творчество архитекторов — на выявление «поэтики» панельных коробок. Унылый «коробочный» пейзаж стал нормой для советских городов. Правительственным постановлением от 23 августа 1955 года была ликвидирована Академия архитектуры и образована Академия строительства и архитектуры, тем самым архитектура низводилась до уровня недорогого приложения к индустриальному строительству. На ключевые места в управлении архитектурой приходят случайные люди, по архитектурному образованию наносится сокрушительный удар.[ix] В результате этих мероприятий  романтически-социалистический подход к градостроительству полностью вытесняется вульгарно-прагматическим. Один из ярких маячных огней будущего общества всесторонне развитых людей погас.

   Во второй половине 60-х и до 1991 происходит дальнейшее активное «встраивание» советской архитектуры в мировой архитектурный модернизм.[x]  Такой явно выраженной контрреволюционной тенденции, пожалуй, не знала ни одна из сторон советского общества. За образцы берутся самые крайние западные модернистские архитектурные эксперименты. [xi]

 

А.Меерсон. Жилой дом на Беговой улице. 1978г. Москва. (арх.стиль-брутализм)

Г. Чахава. Министерство автомобильных дорог Грузинской  ССР. 1975. Тбилиси. (арх. стиль-брутализм)

    В области жилищного строительства дальнейшее развитие получает функционалистское направление. Жильё становится хотя и более комфортным (увеличивается метраж, улучшаются коммуникации, качество внутренней отделки), но в своей эстетике жилые дома несут всё большее отчуждение. Советский Союз поглощают рязановские «улицы строителей»- бесцветные, мёртвые, однообразные кварталы высотных коробок. Дегуманизированная архитектура разъедает социалистический город.

 

Типичная высотная городская застройка. СССР 1970-1980-е.

Экспериментальная многоэтажка. «Дом-корабль» на Большой Тульской. Москва. 1981 г.

Модернистские сооружения совершенно варварским способом внедряются в исторический ландшафт советских городов. Веками складывающийся облик городов Советского Союза уродуется антиисторичной по своей сути модернистской архитектурой. Одним из наиболее ярких примеров такой застройки являются «вставные челюсти Москвы» — серия многоэтажных домов на проспекте Калинина, проходящего через исторический центр города.[xii] Архитектурный ревизионизм безжалостно уничтожает памятники подлинно социалистического зодчества. Показательным является «реконструкция» Выставки достижений народного хозяйства в Москве. Уникальный архитектурный комплекс, сочетавший в себе лучшие образцы мирового классического искусства с самобытным колоритом искусства национальных республик СССР и РСФСР, решили «осовременить» к юбилею Октябрьской революции. В 1967 году классический облик многих павильонов был до неузнаваемости искажён модернистскими новациями, а уникальные павильоны центральной аллеи попросту снесены.

 

ВСХВ ( после 1959 г-ВДНХ). Павильон «Азербайджанская ССР».  1954 г.

Павильон «Вычислительная техника» (реконструированный в 1967 г.  павильон «Азербайджанская ССР»).

 

 

ВСХВ (после 1959 г-ВДНХ). Павильон  «Животноводство». 1954 г.

Павильон «Электрификация», построенный на месте снесённого в 1965 г. павильона «Животноводство».

 

   После уничтожения СССР уже ничто не сдерживало экспансию модернистской архитектуры в российские города. Происходит дальнейшее уничтожение исторического их облика. Вместе с тем, проявляются тенденции возрождения интереса к эстетике классической архитектуры. В Москве, наряду с ультра-модернистскими сооружениями возводятся здания в классическом и  «псевдо-сталинском» стиле. В 2014 году в Москве прошла масштабная реконструкция ВДНХ, где была предпринята попытка возвращения, где это ещё возможно, аутентичной архитектуры 1954 года. Такие противоречивые тенденции, по-видимому, связаны с неоднородностью правящего буржуазного класса РФ. Консервативное его крыло объективно заинтересовано в поддержки осознавшего  или не осознавшего себя — просоветского большинства российского общества. В глазах этого ещё слабо- оформленной социальной группы, особенно на фоне  культурной либеральной вакханалии, истинно-социалистические достижения советского общества становятся всё более и более привлекательными. [xiii]

 

                                                 ***

 История советской архитектуры неразрывно связана с процессом становления и разрушения государств раннего социализма. Преодолев «левацкий» культурный загиб периода «пролеткульта», советская архитектура к середине 30-х годов вырабатывает подлинно социалистическую концепцию градостроительства. Буржуазному архитектурному модернизму даётся решительный бой. Стало понятно, что для будущего бесклассового общества необходимо бережно сохранить все высшие культурные достижения предыстории человечества. Сохранить и наполнить новым гуманистическим содержанием формы высокой классики. Этот процесс, с неизбежными издержками и перегибами, поступательно развивался  вплоть до середины 50-х годов. Перехват политической власти ревизионистским крылом КПСС одними из первых почувствовали на себе советские архитекторы. Непонимание высшим политическим руководством особой  идеологической функции архитектуры привело к потере социалистическим обществом одного из важных духовных ориентиров. Культурное и бытовое пространство советских городов стало заполняться чуждой социалистической эстетике модернистской архитектурой. Диалектическое единство архитектурного сооружения — быть «крышей над головой» и произведением искусства — было извращено. Прагматизм квадратных метров поглотил романтику идеи Города-солнца. Духу социализма в искорёженных модернизмом городах становилось всё неуютнее… Тем не менее, этот дух и сегодня, после победы буржуазной контрреволюции, зримо присутствует в величественных высотных зданиях Москвы,  архитектуре великих волжских каналов,  убранстве ленинградского метрополитена, главной улице Киева и в тысячах и тысячах прекрасных зданий больших и малых городов бывшего Советского Союза. Это воистину памятники героической эпохи первого штурма общества всеобщего отчуждения. Хочется надеяться, что настанет время и идеалы действительного равенства и братства с невиданным размахом будут воплощены в архитектуре возрождённых советских городов, а творчество архитекторов 30-50-х годов будет надёжным маяком для зодчих грядущего коммунистического будущего.       

 

[i] Безусловно, советское общество не было свободно от серьёзных недостатков.  Но эти недостатки носили объективный характер. Жесткость высшего руководства была обусловлена противоречиями «раннего социализма», социализма, возникшего и развивающегося на не вполне адекватной ему материально- технической базе и противостоящего превосходящим силам капитала.  Хрущёв же, в силу конъюнктурных причин,  связал перегибы в партийной политики с, якобы, произволом одной личности — И. В. Сталина. Тем самым создав более пагубный «антикульт личности», законсервировав подлинные причины перегибов сталинского руководства и обрубив многие «зелёные побеги коммунизма» в различных областях деятельности советского общества.

[ii] Именно функционализм станет ведущим архитектурным принципом в послесталинском СССР. Облик городов того времени, к сожалению, давал  реальное основание со стороны «либераствующей интеллигенции»   для такой  пренебрежительной характеристики некоторых сторон  советской действительности, как «совок».

[iii] К 1953 году было построено 7 из 8 высотных зданий.  Административное здание в Зарядье не было достроено, а после 1954 года было разобрано (материал разобранного здания использовался при возведении стадиона «Лужники»). В дальнейшем на стилобате 8 высотки была построена, причём тем же архитектором, гостиница «Россия», выполненная в характерном для послесталинского периода развития архитектуры, модернистском функциональном стиле.

[iv] В Петровскую пору нарышкинское барокко было стилем, связывающим  зодчество Древней Руси с новым европейским барочным стилем, утвердившимся в России после петровских реформ. 

[v] Для интерьеров многих станций было характерно обращение к триумфальному архитектурному стилю Императорского Рима.

[vi] Значительное место в оформлении не только станций, но и многих архитектурных комплексов (обновлённое ВСХВ, канал Волго- Дон и др.) занимал образ И. В. Сталина. Стоит отметить, что по словам многих современников «сталинской архитектуры»,  тиражирование образа вождя не вызывало отрицательных эмоций. Сталин воспринимался большинством как символ Победы,   для советских тружеников он  был «своим». «Культ личности», в известных пределах, носил спонтанный, естественновозникший характер.  

[vii]  «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» — так был озаглавлен программный документ от 4 ноября 1955 года, который поставил крест на социалистической архитектуре.

[viii] Справедливости ради, надо отметить, что главное достижение социалистического общества в жилищной политике — неотъемлемое право на жильё, просуществовало вплоть до  крушения социализма в СССР.

[ix] В сталинские времена курс архитектуры (который читали лучшие архитекторы СССР) был обязательным для слушателей Высшей партийной школы.

[x] Одновременно идёт и контрпроцес — использование элементов классического архитектурного наследия (например, оформление некоторых станций метрополитена), но он носит ограниченный характер и не определяет магистральный процесс развития, точнее деградации, советской архитектуры.

[xi] Интересен тот факт, что за образец берётся именно западный модернизм, а советский опыт архитектурного авангарда 20-30 годов (в котором революционная эпоха всё- таки наложила  значительный гуманистический отпечаток) остаётся вне поля зрения.

[xii] Неосуществлённым, к счастью, остался проект  «осовременивания»  исторического центра Ленинграда — Невского проспекта.

[xiii] С этим связана усиливающаяся просоветская риторика: возвращение музыки советского гимна, красного знамени Победы в Вооружённые силы, озвучивание властями возможности возвращения Сталинграду исторического названия.

история культура

Советская Архитектура | Тег | ArchDaily

    Цвет, композиция и масштаб: анализ бруталистской фотографии

    Жилой комплекс в Карабурме, Риста Секерински (1963, Белград, Сербия). Image © Stefano Porego

    Иногда скульптурный и выразительный, иногда монолитный и монотонный, бруталистский архитектурный стиль в равной степени разнообразен и противоречив. С момента своего возникновения как побочный продукт движения модернизма в 19С 50-х годов по сегодняшний день здания в стиле брутализм в архитектурном дискурсе остаются популярным предметом обсуждения. Вероятная причина такой выносливости заключается в том, что бруталистские здания с их необработанными бетонными текстурами и драматическими тенями обычно хорошо фотографируются.

    + 17

    https://www.archdaily.com/994163/colour-composition-and-scale-analysing-brutalist-photographyMatthew Maganga

    Художник переводит в гравюры атмосферу и ностальгию по польской советской архитектуре

    «Конец линии». Гравюра металла для серии «Expired Futures». Image Cortesia de Vinicius Libardoni

    По разным причинам архитекторы были вынуждены отказаться от профессиональной деятельности. Однако иногда они продолжают проектировать здания в других средствах массовой информации и поддержке. Винисиус Либардони — итало-бразильский архитектор и художник, который перешел от Autocad к гравюре по металлу, пройдя через гравюру на дереве, и с тех пор строит воображаемые архитектуры.

    https://www.archdaily.com/982930/artist-translates-into-prints-the-atmosphere-and-nostalgia-of-polish-soviet-architectureRomullo Baratto

    Архитектура Северного Кавказа

    Гостиница Аманауз . Изображение © Thomas Paul Mayer

    Малоизвестный и отдаленный район Северного Кавказа представляет собой сложное сочетание территорий, этносов, языков, религий и, следовательно, архитектур, от зданий царской эпохи до мечетей, традиционных барельефов и советский модернизм. В условиях противоречивых событий и неоднородной культурной среды Северный Кавказ во многом является пограничной территорией между Европой и Азией, бывшим СССР и Ближним Востоком, христианством и исламом. Фотографии Джанлуки Парделли, Томаса Пауля Майера и Николая Васильева знакомят с архитектурным ландшафтом региона.

    + 6

    https://www.archdaily.com/963623/the-architecture-of-north-caucasusAndreea Cutieru

    Брутализм в Центральной Азии: влияние Востока, сформировавшее советскую архитектуру

    Аульский жилой комплекс (1986 г.). Алматы, Казахстан. Image © Roberto Conte

    Во второй половине 20-го века советская архитектура распространяла общую эстетику в самых разных средах, являясь неотъемлемой частью продвижения тоталитарной идеологии, которая игнорировала местные культуры и представляла собой единое, однородное общество. Тем не менее на практике архитектура оказалась восприимчивой к адаптации и местным влияниям, пожалуй, нигде больше, чем в Средней Азии. В статье рассматривается архитектурное наследие географической области, в значительной степени исключенной из западноцентристских нарративов о советском модернизме, поощряя перечитывание многослойного и детализированного городского ландшафта с помощью изображений Роберто Конте и Стефано Перего.

    + 14

    https://www.archdaily.com/960487/the-east-influences-that-shape-soviet-architecture-in-central-asiaAndreea Cutieru

    Новый короткометражный фильм о городских пейзажах социалистической Украины Эра

    Предоставлено Minimal Movie

    Выстроенное воплощение идеологии, городской ландшафт, оставленный социалистическими режимами по всей Европе, удален от устремлений современной городской жизни, тем самым запуская уникальный процесс присвоение постсоветских ландшафтов. Короткометражный фильм «Ландшафтная архитектура: переосмысление будущего из тоталитарного прошлого», созданный Minimal Movie, приглашает к разговору о городском планировании, культурной самобытности и общественном строительстве, связанных с урбанизмом и архитектурой эпохи социализма в Украине.

    + 3

    https://www.archdaily.com/950627/new-short-film-explores-the-urban-landscapes-of-ukraines-socialist-eraAndreea Cutieru

    Переосмысление монументального: восстановление архитектуры и Общественные места бывшего восточноевропейского блока

    Площадь Скандербега, 51N4E. Image © Filip Dujardin

    Остатки социалистической эпохи, крупномасштабная архитектура и городские пространства Восточноевропейского блока по-прежнему представляют собой сложное наследие, противоречащее современной городской среде и ценностям, формирующим города сегодня. Эта идеологически заряженная архитектура восстанавливается либо путем примирения общественного мнения с этой частью истории, адаптивного повторного использования, реконструкции, либо через ее реконтекстуализацию в качестве архитектурного наследия. Путем (повторного) введения человеческого масштаба в эти монументальные архитектурные проекты и общественные пространства эти объекты восстанавливаются в городской и культурной жизни городов.

    + 9

    https://www.archdaily.com/950448/reframing-the-monumental-reclaiming-the-architecture-and-public-spaces-of-the-former-east-european-blocAndreea Cutieru

    Извилистая сага о восстановлении Наркомфина, иконы советского конструктивизма

    Главный восточный фасад недавно отреставрированного дома Наркомфина за последние десятилетия пожелтел. Изображение © Иван Мураенко

    Если бы вы пять лет назад бродили по Новинскому бульвару в центре Москвы в поисках здания Наркомфина, то увидели бы жалкое зрелище. Наркомфина, , детище плаката конструктивистской архитектуры, спроектированное Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом в 1928 году, медленно впадало в состояние заброшенности после того, как его не любили в течение 45 лет. Облупившаяся краска, крошащийся бетон и разбитые окна — не говоря уже о многочисленных беспорядочных переделках многоквартирного дома, включая совершенно новый первый этаж.

    https://www.archdaily.com/947148/the-winding-saga-of-the-restoration-of-the-narkomfin-an-icon-of-soviet-constructivismJason Sayer

    Архитектура Восточного блока: научно-фантастические кинотеатры

    архитектуры, сформировавшей восточный мир. Каждую неделю оба издания будут публиковать список пяти проектов Восточного блока определенной типологии. Читайте дальше, чтобы получить еженедельную дозу: Кинотеатры.

    https://www.archdaily.com/946917/east-bloc-architecture-sci-fi-cinemasDima Stouhi

    Архитектура Восточного блока: коммунистическая культура и социалистический спорт

    Предоставлено The Calvert Journal

    Блочная архитектура : 50 зданий, которые определили эпоху», совместная серия The Calvert Journal и ArchDaily, посвященная культовой архитектуре, сформировавшей восточный мир. Каждую неделю оба издания будут публиковать список пяти проектов Восточного блока определенной типологии. Читайте дальше для вашей еженедельной дозы: коммунистическая культура и социалистический спорт.

    https://www.archdaily.com/945559/east-bloc-architecture-culture-and-leisureDima Stouhi

    Здания восточного блока: монолитные жилые дома

    Предоставлено The Calvert Journal

    Эта статья является частью «Архитектуры Восточного блока: 50 зданий, определивших эпоху», совместной серии The Calvert Journal и ArchDaily, посвященной культовой архитектуре, сформировавшей восточный мир. Каждую неделю оба издания будут публиковать список пяти проектов Восточного блока определенной типологии. Читайте дальше, чтобы получить еженедельную дозу: монолитные жилые блоки.

    https://www.archdaily.com/945134/east-bloc-buildings-monolithic-housing-blocksLucía de la Torre

    Архитектура Восточного блока: эксцентричные городские здания

    © The Calvert Journal

    Эта статья является частью «Архитектуры Восточного блока: 50 зданий, которые определили эпоху», совместной серии The Calvert Journal и ArchDaily, посвященной культовой архитектуре, сформировавшей восточный мир. Каждую неделю оба издания будут публиковать список пяти проектов Восточного блока определенной типологии. Читайте дальше, чтобы получить еженедельную дозу: эксцентричные городские здания.

    https://www.archdaily.com/943620/east-bloc-architecture-eccentric-urban-buildingsDima Stouhi

    Архитектура Восточного блока: Колоссальные библиотеки

    Эта статья часть «Архитектуры Восточного блока: 50 зданий, определивших эпоху», совместной серии The Calvert Journal и ArchDaily, посвященной культовой архитектуре, сформировавшей восточный мир. Каждую неделю оба издания будут публиковать список пяти проектов Восточного блока определенной типологии. Читайте дальше, чтобы получить еженедельную дозу: Колоссальные библиотеки.

    https://www.archdaily.com/943219/east-bloc-architecture-colossal-librariesLucía de la Torre

    Архитектура Восточного блока: футуристические отели и авангардные курорты

    Эта статья является частью «Архитектура Восточного блока: 50 зданий, определивших эпоху» , совместной серии The Calvert Journal и ArchDaily, посвященной культовой архитектуре, сформировавшей восточный мир. Каждую неделю оба издания будут публиковать список пяти проектов Восточного блока определенной типологии. Читайте дальше, чтобы получить еженедельную дозу: футуристические отели и авангардные курорты. 9

    Редкий вид советской архитектуры Сибири июнь 05, 2020

    микрорайон Оганьер в моногороде Норильск. Image © Zupagrafika

    За последние несколько лет серия выставок и монографий способствовала новому открытию социалистического модернизма, его мощного выражения и экзотики, вызывающих значительный интерес. Недавно вышедшая фотокнига Бетон Сибирь. «Советские пейзажи Крайнего Севера » Zupagrafika проливают новый свет на эту относительно неизведанную главу истории архитектуры, демонстрируя советскую архитектуру крупных городов Сибири, давая возможность заглянуть в малоизвестный ландшафт. Книга представляет архитектуру и городскую среду шести сибирских городов: Новосибирска, Омска, Красноярска, Норильска, Иркутска и Якутска через призму российского фотографа Александра Веревкина, открывая новый взгляд на послевоенную архитектуру.

    + 12

    https://www.archdaily.com/940998/a-rare-view-of-siberias-soviet-architectureAndreea Cutieru

    Российская архитектура в американском стиле

    Борис Выигрышное предложение Иофана для Дворца Советов. Изображение предоставлено Аркадием Мордвиновым, Вячеславом К. Олтаржевским/Фонд Чобана

    От знаменитых кухонных дебатов между Никитой Хрущевым и Ричардом Никсоном до популярности Генри Форда в СССР, сотни заводов, спроектированных детройтским инженером Альбертом Каном для Советской России, и небоскребов, возводимых в Москве, у холодной войны была своеобразная сторона, а именно увлечение русских американской культурой и технологиями.

    https://www.archdaily.com/936977/the-american-inspired-russian-architectureAndreea Cutieru

    Недооцененная архитектура Москвы теперь в цифровой книге

    Палеонтологический музей, 2018. . Изображение © Юрий Пальмин

    После успеха оригинального путеводителя по недооцененной советской архитектуре Музей современного искусства «Гараж» издает англоязычную версию путеводителя-бестселлера «Москва: путеводитель по советской модернистской архитектуре» 1955–1991 в новом цифровом формате с шестью новыми главами.

    + 5

    https://www.archdaily.com/928356/moscows-underappreciated-architecture-now-in-digitalized-bookДима Стоухи

    Заброшенная инфраструктура советских времен, захваченная Данилой Ткаченко

    9022 5 21 января 2019 г.

    Заброшенное здание в центральной Болгарии недалеко от города Казанлык. Image © Данила Ткаченко

    На прошлой неделе мы освещали работы московского художника Данилы Ткаченко, чей проект «Памятники» придал заброшенным русским православным церквям абстрактные модернистские формы. Дальнейшая работа Ткаченко «Запретные зоны» столь же впечатляюща, фокусируясь на человеческом стремлении к утопии посредством технического прогресса.

    Набор для фотосъемки «Запретные зоны» отражает стремление человечества к совершенству путем съемки заброшенной советской инфраструктуры. Путешествуя по ныне заброшенным ландшафтам, которые когда-то имели большое значение как центры технического прогресса, Ткаченко запечатлел образы «забытых научных триумфов, заброшенных зданий почти нечеловеческой сложности» и «технократического будущего, которое так и не наступило».

    + 10

    https://www.archdaily.com/909827/abandoned-soviet-infrastructure-captured-by-danila-tkachenkoNiall Patrick Walsh

    Обреченные памятники революционной Европы через призму Дармона Рихтера

    Мемориальный дом, Тьентиште. Изображение © Дармон Рихтер

    Британский исследователь Дармон Рихтер недавно опубликовал книгу «Монументализм» — визуальное исследование, состоящее из более чем 200 фотографий, изображающих социалистическую архитектуру и конструкции, построенные режимами 20-го века по всему миру. Эти фотографии были сделаны более чем в 30 разных странах и охватывают широкий спектр тем: от военных парадов в бывшем Советском Союзе до памятников революционерам. Смотрите больше после перерыва.

    + 6

    https://www.archdaily.com/899516/the-doomed-monuments-of-revolutionary-europe-through-the-lens-of-darmon-richterEric Baldwin

    9 исторических построек, олицетворяющих советский Архитектурные традиции эпохи

    1. Памятник российско-грузинской дружбе — Грузия

    Фото: Michal Piec/Shutterstock

    Создан в 1983 году в ознаменование 200-летия Георгиевского мирного договора, по которому Восточная Грузия стала протекторатом Российской империи , Монумент российско-грузинской дружбы (также называемый Памятником мира) расположен прямо на единственной дороге из России в Тбилиси. Арка стоит на смотровой площадке с видом на глубокие ущелья и огромные горы Кавказского хребта. Внутри облицованного камнем полукруга, спроектированного архитектором Георгием Чахавой (также создателем культового здания «Министерства автомобильных дорог» советских времен в Тбилиси), находится огромная красочная мозаика в советском стиле, изображающая сцены из грузинской и российской истории.

    2. Национальная библиотека — Минск, Беларусь

    Фото: БАГДАНОВИЧ АЛЕНА/Shutterstock

    Советские архитекторы Виктор Крамаренко и Михаил Виноградов спроектировали смелую новую Минскую библиотеку в 1989 году, но на постройку гигантского многогранника ушло 13 лет. Столица Беларуси сегодня. Необычная геометрия здания призвана символизировать необъятность мира и первостепенное значение знаний для тех, кто в нем живет. Его поверхность состоит из 18 квадратов и восьми треугольников, покрытых теплоотражающим зеркальным стеклом, которое красочно светится ночью.

    3. Мемориальный дом Болгарской коммунистической партии — Болгария

    Фото: Марианна Яновска/Shutterstock

    В горах центральной Болгарии, на пике Бузлуджа, стоит заброшенный памятник, построенный в 1981 г. Социалистическая партия. Памятник Бузлудже представляет собой блюдцеобразное здание с башней со звездой. Внутри тарелки три огромных мозаичных панно площадью 510 квадратных метров изображают аллегорическую историю Болгарской коммунистической партии.

    После распада Советского Союза и смены режима в Болгарии мемориал был заброшен и стал уязвимым для мародеров и вандалов. Ныне он лежит в руинах, но до сих пор люди приезжают издалека, чтобы посетить этот пережиток прошлого СССР.

    4. Крушево Македоний — Крушево, Македония

    Фото: roibu/Shutterstock

    Македоний, также известный как Мемориал Илинден, представляет собой комплекс из нескольких скульптурных и мемориальных элементов, посвященных борцам и революционерам Илинденского восстания в 1903, а также солдаты ВОВ, сражавшиеся за освобождение страны. Комплекс расположен в Крушево и был построен в 1974 году. Наиболее значимым элементом является купол, внешне напоминающий морскую мину. Белый бетонный памятник высотой 25 метров имеет круглую форму с множеством выступающих окон, четыре из которых покрыты красивыми витражами. Если вы доберетесь до Крушево Македония, зайдите внутрь купола. Это самая красивая часть всего комплекса.

    5. Девятый форт — Каунас, Литва

    Фото: MoLarjung/Shutterstock

    Девятый форт был местом заключения и убийства 50 000 человек, большинство из которых были евреями, во время немецкой оккупации Литвы между 1941 и 1944 годами. После окончания Второй мировой войны в 1958 году крепость была преобразована в музей и мемориал. В 1984 г. в честь жертв фашизма была установлена ​​32-метровая скульптура работы А. Амбразиунаса, символизирующая «боль, скорбь, муки и вечную память».

    6. Пирамида Тираны — Тирана, Албания

    Фото: saiko3p/Shutterstock

    Пирамида в Тиране, посвященная бывшему албанскому и коммунистическому диктатору Энверу Ходже, была построена в 1988 году дочерью и зятем Ходжи. В 1991 году, после краха коммунизма, здание использовалось в качестве конференц-центра и выставочного центра, прежде чем пришло в упадок. В настоящее время это место заброшено и покрыто граффити, но голландская архитектурная фирма планирует реанимировать заброшенное коммунистическое здание и превратить его в центр технологий и культуры.

    7. Институт робототехники и технической кибернетики — Санкт-Петербург, Россия

    Фото: Mihashi/Shutterstock

    Футуристический дизайн Института робототехники и технической кибернетики, одного из крупнейших научных центров России, соответствует своему назначению. РТК участвовал в разработке космических кораблей «Союз», роботизированной станции «Луна-16», роботов для разведки и ликвидации радиоактивного загрязнения на месте Чернобыльской катастрофы. 77-метровая башня имеет остроугольный фасад и выглядит как готовящаяся к взлету ракета, но местные жители прозвали ее «Белым тюльпаном».

    8. Санаторий «Дружба» — Ялта, Украина

    Фото: Peter Gudella/Shutterstock

    Санаторий «Дружба» стоит на холме над берегом Черного моря в Крыму. Эта икона советской архитектуры была спроектирована архитектором Игорем Василевским и построена в 1986 году. Согласно Los Angeles Times , странное здание было принято Пентагоном за стартовую площадку. Круглое здание с пилообразным фасадом «поднято над землей» тремя колоннами, позволяя природе расти под ним и вокруг него. Дизайн также обеспечивает каждую комнату солнечным светом и видом на море. Согласно The New York Times , «Чтобы войти, посетители пересекают мост, заключенный в стеклянную трубу, а затем спускаются в комплекс, который поддерживается массивными опорами, в которых находятся лифты и лестницы».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *