Стимпанк что это: Стимпанк стиль одежды – что это такое и как создать удивительный образ

Стимпанк – что это простыми словами и признаки жанра

Стимпанк – направление научной фантастики, основанное на технологии и декоративно-прикладном искусстве, вдохновлённое паровой энергией конца XIX век.

Термин пришел к нам из английского языка «steam punk», что означает буквально «пар панк», поэтому данное направление еще называют паропанком.

Содержание

  1. Возникновение течения
  2. Признаки стимпанка
  3. Классификация стимпанка
  4. Какие стимпанк книги прочитать
  5. У. Гибсон, Б. Стерлинг «Машина различий» анализ
  6. Стимпанк в массовой культуре

Возникновение течения

Изначально это литературное течение возникло в 1980‑х годов как противовес киберпанка, но в итоге стало его самой известной производной. Постепенно литературное течение выросло в стиль искусства, культурное движение и даже субкультуру.

Стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества, в совершенстве освоившего механику и технологии паровых машин, с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии. В этом проявляется связь стимпанка и ретрофутуризма.

Возможно также и наличие в произведениях стимпанка элементов фэнтези, альтернативной истории, ужасов, фантастики, детектива.

Хотя многие работы, которые в настоящее время принято считать образцами жанра стимпанк, были опубликованы ещё в 1960‑е и 1970‑е годы, сам термин стимпанк появился намного позже: он был придуман писателем Кевином Джетером как ироничный вариант слова «киберпанк» и введён в обиход в апреле 1987 года.

Классические вселенные стимпанка стилизуются авторами под Америку или Европу (прежде всего Англию) второй половины 19 века, эпоху раннего капитализма с характерным фабрично-городским пейзажем и резким социальным расслоением.

И неважно, что действие может разворачиваться в далеком будущем или на другой планете. Стимпанк возник как литературный жанр, но популярность обрел во многом благодаря комиксам, ролевым играм, телесериалам и аниме.

Признаки стимпанка

У стимпанка есть характерные черты, признаки и «фишки», которые отличают его от других фантастических направлений.

  • Перво-наперво — внешний стиль и атмосфера. Стимпанк — это Конан Дойль и Диккенс в мире паровых машин. Джентльмены в цилиндрах и дамы в кринолинах беспечно фланируют в паромобилях по брусчатым мостовым, которые освещены газовыми рожками.

А рядом — изможденные фабричные рабочие, обитающие в гнилых трущобах и вынужденные вкалывать по 20 часов в сутки, чтобы заработать на кусок хлеба. Отсюда типичные черты раннего паропанка — подчеркнутая антиутопичность с элементами нуара и готики.

  • Характерный признак стимпанка — паровые технологии. Средства передвижения: дирижабль, паровоз, пароход, паробус, паромобиль, паролет — все сделано из листового металла с огромными заклепками, подчеркнуто неуклюжими рычагами и приборами управления с обилием циферблатов.

Механизмы покрыты маслом и сажей, извергают дым, пар, искры, они грохочут, лязгают, свистят, а при перегреве — взрываются. Оружие: громоздкие револьверы Лефоше, массивные автоматы Томпсона и пулеметы Гатлинга, чудовищные дредноуты, артиллерийские орудия и бомбы. Информационные технологии: телеграф, пневмопочта, старомодные телефоны.

Это не значит, что в стимпанке отсутствуют точные, компактные устройства. В роли своеобразной «микроэлектроники» выступают различные механические устройства — пружины, комбинации шестеренок, валики, барабаны, цепи, гирьки.

  • Действие стимпанковских приборов также может быть основано на сложных химических реакциях или даже электроэнергии (только тогда, когда она не применяется в двигателях, иначе это будет уже не стимпанк) — например, знаменитые устройства Теслы.
  • В стимпанке возможен даже искусственный интеллект — продвинутые вычислительные машины Чарльза Бэббиджа («дифференциальный вычислитель», или «разностная машина»). Тот же Бэббидж спроектировал механический принтер (набивавший результат вычислений разностной машины на перфокарты) и пытался разработать универсальную «аналитическую машину» — по сути, обычный компьютер, только механический.
  • Типичные персонажи стимпанка — пришельцы из викторианской эпохи, точнее, современного представления о ней. Безумные ученые и инженеры, как Виктор Франкенштейн и Робур-Завоеватель…

Гениальные преступники и чудовищные маньяки, подобные профессору Мориарти и Джеку-Потрошителю… Бесстрашные путешественники и первопроходцы вроде Филеаса Фогга и Алана Куотермейна… Хитроумные сыщики — Шерлок Холмс, Нат Пинкертон…

Бескомпромиссные борцы за свободу, похожие на капитана Немо… Растленные аристократы и светские хлыщи, срисованные с Дориана Грея или Джорджа Браммела… Шпионы, пролетарии, алчные капиталисты, проститутки, добропорядочные обыватели-буржуа, мальчишки-беспризорники и многие другие знаковые персонажи жизни и литературы того времени.

Классификация стимпанка

Редактор раздела о литературе в журнале «Мир фантастики» Борис Невский выделяет две разновидности стимпанка:

  • Альтернативно-исторический стимпанк, действие которого происходит в условно «нашем» мире, но пошедшем по иному пути развития. Как правило, такой стимпанк близок к научной фантастике.
  • Фэнтезийный стимпанк, действие которого происходит в полностью вымышленном мире, где действуют иные законы, а с ретро-техникой может сосуществовать волшебство.

Джефф Ванденмеер (англ.) выделяет 7 поджанров стимпанка:

  1. Бойлерпанк (англ. Boil­er­punk): ответ рабочего класса на аристократический стимпанк. Основан на использовании лопаты, угля и пара.
  2. Клокпанк (англ. clock­punk — clock — «часы»): вместо силы пара используются заводные механизмы.
  3. Дизельпанк.
  4. Романтизм газовых фонарей (англ. Gaslight Romance): поджанр стимпанка с уклоном в альтернативную историю и романтизацию Викторианской эпохи.
  5. Маннерпанк (англ. Man­ner­punk): поджанр стимпанка, где рассматривается сложная социальная иерархия между персонажами, часто в контексте бесконечных танцев и вечеринок.
  6. Бластерная готика (англ. Ray­gun Goth­ic ): ретрофутуризм на основе Ар-деко и современных стилей. Термин придуман Уильямом Гибсоном.
  7. Ститчпанк: поджанр стимпанка, где главными действующими лицами являются живые куклы (например, мультфильм «9»).

Жанр в целом не фиксирован в своём развитии, и в нём постоянно появляются новые поджанры. Благодаря активной популяризации идей стимпанка представленный выше список поджанров постоянно пополняется новыми вариантами. Во многих из них можно обнаружить черты не только стимпанка, но и других производных киберпанка.

Какие стимпанк книги прочитать

Стимпанк — это действительно интересный и захватывающий жанр, позволяющий окунуться в альтернативный мир и взглянуть на его развитие с абсолютно другой стороны.

  • Костотряс (Чери Прист) — 2009 год.
  • Франкенштейн (Мэри Шелли) — 1818 год.
  • Homuncu­lus (Джеймс Блейлок) — 1986 год.
  • Левиафан (Скотт Вестерфельд) — 2009 год.
  • Смертные машины (Филип Рив) — 2001 год.
  • Вокзал потерянных снов (Чайна Мьевиль) — 2000
  • The Anu­bis Gates (Тим Пауэрс) — 1983 год.
  • Алмазный век (Нил Стивенсон) — 1995 год.
  • Машина различий (Брюс Стерлинг и Уильям Гибсон) — 1990 год.
  • Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (Роберт Льюис Стивенсон) — 1886 год.
  • Машина времени (Герберт Джордж Уэллс) — 1895 год.
  • Двадцать тысяч лье под водой (Жюль Верн) — 1870 год.

К стимпанку часто относят произведения, в которых паровых технологий нет вовсе. Внимание авторов акцентируется на атмосфере, внешнем антураже, подчеркнутой эстетике викторианской эпохи и нео-готики — таков «атмосферный стимпанк».

Фильмы «Молодой Шерлок Холмс» и «Город потерянных детей», романы «Машина лорда Кельвина» Джеймса Блейлока и «Вервольф в Лондоне» Брайана Стейблфорда — всё это примеры атмосферного стимпанка.

У. Гибсон, Б. Стерлинг «Машина различий» анализ

«Программная книга» стимпанка. Двое знаменитых авторов сочинили роман об альтернативной Англии XIX века, используя приёмы придуманного ими ранее киберпанка. Мастерски показан мир, который возник после того, как была создана «машина различий» Чарльза Бэббиджа — своеобразная версия компьютера.

«Машина различий» – это символ, краеугольный камень, знамя стимпанка, особого направления в фантастике, в котором описывается альтернативная история мира, где электричество и нефтепродукты не нашли широкого применения.

Какой бы год (или век) не фигурировал в конкретной книге стимпанка, ее антураж все равно будет викторианский (или аналог викторианского для конкретной страны — эпоха Франца-Иосифа в Австро-Венгрии, Наполеона III во Франции, Фандорина, пардон, Николая I в Российской империи).

По улицам движутся паровые автомобили, воздух забит дирижаблями, горят газовые фонари, стучит паровой телеграф, работают шестереночные компьютеры-гиганты, мир преклоняется перед стальными монстрами вроде гигантских пушек или шагающих танков.

Это мир Шерлока Холмса, профессора Челленджера, географа Паганеля, чиновника по особым поручениям Фандорина. Хохочут проститутки, отбиваются тростями от нападений бандитов бесстрашные кавалеры, гениальные ученые-маньяки готовят миру погибель, жадные капиталисты льют и льют пушки, суфражистки обливают кислотой клубы джентльменов, социалисты прячут за пазухой бомбы.

От книги стимпанка сложно ждать реализма или логичного сюжета — это мир иллогичный, иррациональный, романтический, с надрывом. Мир кринолина, цилиндров и перфокарт. Если здесь убивают, то убивают на крысиных бегах. И убивают не за что-нибудь, а за открытие бронтозавра.

“Машина различий” — не просто типичный представитель жанра, это флагман всего направления, стимпанк в чистейшем, рафинированном виде. Ее сюжет не критикует только ленивый. Ее персонажи сплошь люди с надрывом. Но от этого романа и не следует ожидать захватывающего сюжета и глубокого анализа характеров. “Машина различий” — это атмосфера, мир, настроение.

Формально роман повествует о недавшейся попытке нью-йоркских коммунаров захватить Лондон. Несколько трупов, много перестрелок, немало драк, разведка, полиция, премьер-министр и его дочь, революционеры, ученые, политики…

То и дело мелькают имена Байрона, Шелли, Китса, Хьюстона, Веллингтона, Дарвина, Карла Маркса. Где-то идет бесконечная крымская война, Канада и конфедераты отхватили гигантские куски США, в Нью-Йорке коммуна навроде парижской, только победоносная. Некий японец произносит страстную речь о том, что японский язык должен отмереть ради процветания Японии…

Сильная сторона романа — именно в красочных деталях придуманного мира, где информационная революция произошла раньше промышленной. Также стоит отметить высокое литературное мастерство соавторов.

Правда, форма здесь явно преобладает над содержанием — сюжет получился не слишком сильным. Тем не менее роман послужил примером для множества последователей.

Стимпанк в массовой культуре

Родина стимпанка – массовая литература. Образцы жанра были написаны ещё в 60‑е, 70‑е годы, стимпанковскими их назвали постфактум. Гибсон, Далквист, Мьевиль, Стерлинг – список достойных писателей можно продолжать долго.

Как и его гипероним – научная фантастика – стимпанк вышел далеко за рамки литературы. Этот стиль нашел реализацию в большинстве направлений массовой культуры:

  • Кино и мультипликация. Особая эстетика стиманка привлекает режессеров. Снимают как экранизацию классики, так и оригинальные произведения. Лукас и Миядзаки – корифеи жанра.
  • Компьютерные игры. Гейминг подарил стимпанку новый виток популярности. Речь идет о множестве хитов – от старой Final Fan­ta­sy VI до современных BioShock Infi­nite и «Амнезии». Элементы жанра часто применяются в разных фентезийных проектах.
  • Мода. Здесь актуализируется традиция – апелляция к одежде викторианской эпохи в новом переосмыслении. Модные дома представляют интересные фотосессии на данную тему, обыгрывая классические стимпанковские цвета, аксессуары и детали.
  • Современное искусство, дизайн. Даже современные предметы техники, быта стилизуют: для этого используются вентили, рычаги, шестерни. Характерные материалы – кожа, медь, дерево.

Тематические мероприятия с выставками стилизованных предметов быта и чистого искусства, выступлениями актеров и косплееров проводятся сегодня регулярно.

Читайте также: – что это простыми словами и причины популярности.

Таким образом, стимпанк — жанр фантастики о мирах, где паровые машины и другие ретро-технологии не исчезли, а достигли высочайшего развития.

Источники:

  • Донован, Искусство (2011). Искусство стимпанка: Необычные устройства и хитроумные приспособления от ведущих художников движения стимпанк. Издательство Fox Chapel Pub­lish­ers. ISBN 978–1‑56523–573‑1.
  • Невинс, Джесс (2005). Энциклопедия фантастической Викторианы. Книги обезьяньего мозга. ISBN 978–1‑932265–15‑6.
  • Першон, Майк (2018). Часто задаваемые вопросы в стиле стимпанк: все, что осталось знать о мире дирижаблей Gog­gles и путешествий во времени. Хэл Леонард. ISBN 978–1617136641.

Викторианское фэнтези: что такое стимпанк?

Стиль стимпанк (или паропанк) в одежде в очередной раз переживает виток популярности. Смешение футуризма и викторианской моды, сплавление современных технологий с дизайном прошлого, философия гуманизма и индустриализация во всем – это и есть главные черты стимпанка.

Историческая справка

Стимпанк можно назвать современным стилем, хотя его колыбелью, разумеется, является вторая половина девятнадцатого века. Викторианская мода – главный вдохновитель этого оригинального направления научной фантастики.

Сам термин «стимпанк» появился в 80-е годы прошлого века. Однако произведения-«прародители» появились значительно раньше. Если смотреть на стиль, как на порождение художественного вымысла, то можно сказать, что родоначальниками стимпанка стали Герберт Уэллс, Мэри Шелли и Жюль Верн.

Со временем их художественные идеи переняли художники и кинематографисты, а уже их картины вдохновили целую армию последователей по всему миру. Причем назвать стимпанк целиком и полностью «молодежным» направлением было бы несправедливо: у этого стиля масса поклонников среди взрослых женщин и мужчин.

Ежегодно проводятся стимпанк-фестивали, на которые съезжаются поклонники викторианского футуризма. Это и знаменитый на весь мир Burning Man в американской пустыне Блэк-рок, и английский фестиваль в городке Уитби. Даже Москва и Санкт-Петербург регулярно собирают неравнодушных любителей стимпанка на грандиозные ежегодные мероприятия.

Как это выглядит?

Стимпанк сочетает механический футуризм и стиль ретро. Дирижабли и паровые роботы, зубчатые шестеренки и странные механизмы, тяжелые телефонные аппараты и воздушные шары с пропеллерами: словом, это та механика, которую описывали писатели-фантасты, представляя далекое будущее.

Стимпанк – это мир-антиутопия, викторианская мрачная романтика с налетом модернизации. Здесь сталкивается старина и современность, воплощенные в жизнь чертежи Леонардо да Винчи существуют параллельно с метрополитеном и космическими кораблями, а наука как никогда смешана с магией.

Как же во всем этом великолепном окружении выглядит человек?

  • Стиль стимпанка – это смесь викторианской моды и механизмов. Это пышные платья с турнюрами, жесткие корсеты, очки-гогглы, дреды, обилие шестеренок в аксессуарах;
  • Воплощением стимпанка считают персонажей, сошедших со страниц викторианских романов. Здесь есть место доктору Франкенштейну и Шерлоку Холмсу, Джеку-Потрошителю и Дориану Грею;
  • Человек в стиле стимпанк – это типичный житель урбанистического города, живущий в полном симбиозе с окружающей средой.

Стимпанк – это узкие улочки старого Лондона, кирпичные стены, ржавые трубы заводов, булыжные мостовые, желтый от пыли и заводского смога воздух.

Образ в стиле стимпанк

Современная стимпанк одежда как ничто иное подчеркивает смешение викторианской эстетики и моды будущего. Здесь нет строгих правил, но все-таки девушки, выбирающие этот стиль, стараются придерживаться «стандартов» образа:

  • Приветствуется использование различных корсетов (как кожаных, так и текстильных), декорированных шестеренками;
  • Не стоит забывать про викторианские платья: стимпанк любит их сочетание с обувью на высокой платформе, очками-гогглами, кружевными зонтиками и кожаными аксессуарами;
  • Можно смело использовать одежду из стиля милитари, причем предпочтение лучше отдавать «старинному» крою.

Любители стимпанка не чураются современной техники, правда, модернизируют ее внешний вид таким образом, что какой-нибудь смарт-браслет превращается в массивное «древнее» устройство, а планшет становится похожим на старинный механизм.

Украшения в стиле стимпанк могут быть самыми разными: от викторианских «чокеров» с кружевами и камеями до подвесок из ржавых деталей часовых механизмов. Здесь ничего не ограничивает Вашу фантазию: экспериментировать с украшениями можно сколько угодно!

Одеваемся в стиле стимпанк

  • Выбирая базовый гардероб под стимпанк-стиль, отдавайте предпочтение серым, коричневым, черным или бордовым тонам. Главный орнамент стиля – полоски.
  • Не обязательный, но рекомендованный атрибут женского гардероба – это корсет. Множество дизайнеров предлагают оригинальные модели корсетов, стилизованных под стимпанк.
  • Если Вы отдаете предпочтение рубашкам и штанам, выбирайте модели, похожие на одежду викторианской эпохи. Это фламандские рубашки с широким воротом на шнуровке и пышными кружевными манжетами. Штаны могут быть кожаными или текстильными, в ту же популярную «стилистическую» полоску.
  • Обувь должна быть максимально громоздкой и тяжелой. Берцы, гриндерсы, ботинки на тракторной подошве – все это идеально впишется с современный стиль стимпанк.
  • Круглые очки-гогглы с выпуклыми стеклами и дополнительными деталями – отличный аксессуар для создания завершенного образа. Они отлично подходят и девушкам, и парням.
  • Шестеренки и винтики станут главным украшением образа. Они обязательно должны присутствовать в костюме в качестве кулонов, подвесок, поясов, браслетов и колец.
  • Завершить образ помогут подходящие шляпки или аксессуары для волос. Главный атрибут – шляпа-котелок, украшенная все теми же шестеренками. Причем она применятся и в женских, и в мужских образах в стиле стимпанк.

Одежда в стиле паропанк прекрасно подходит для костюмированных вечеринок и тематических фестивалей. Впрочем, некоторые детали стиля уместны и в повседневной жизни, а оригинальные стимпанк-аксессуары можно носить даже в рабочей среде.

Стимпанк для историков | Взгляды на историю

Функции

Это о времени

Скотт П. Марлер | 3 декабря 2018 г.

Большинство людей признают отличительную визуальную иконографию стимпанка, который с конца 19 века неуклонно проникает в кино, телевидение и музыкальные клипы.90-е годы. Механизмы, защитные очки, жилеты, корсеты — эти и многие другие модифицированные и воображаемые латунные гаджеты входят в число окрашенных в сепию отличительных черт того, что некоторые называют «неовикторианский футуризм».

Кэтрин М. Уивер.

Но стимпанк также имеет более широкое контркультурное присутствие. Литература в стиле стимпанк стала настолько обширной, что в ней появились собственные поджанры, от альтернативных историй и социальных комментариев до графических романов и эротики. Есть стимпанк-группы, и стимпанк-конвенции ежегодно привлекают тысячи людей в отдаленные культурные центры, такие как Атланта и Сиэтл, а также в менее вероятные места, такие как Блумингтон, Индиана, и Лафайет, Луизиана. Стимпанк также имеет международный след — в частности, у французов есть процветающее стимпанк-сообщество, в том числе тематический парк в Нанте. Стимпанк может фигурировать как литературный троп, самодельное ремесло или массовая мода. Более того, помимо поразительных визуальных характеристик, мы могли бы также считать стимпанк новым и популярным способом «делать» историю.

Те, кто насмехается над стимпанком, часто подчеркивают тот момент, когда корпоративный мейнстрим временно превратил эстетику движения в товар.

Дать определение стимпанку трудно, однако, оно ускользает даже от преданных практиков. Для некоторых это прежде всего андеграундное движение, возможно, с анархистскими наклонностями (отсюда и «панк» в стимпанке). Недоброжелатели часто отвергают это как эфемерную потребительскую тенденцию. Ученый-американист Ребекка Онион назвала стимпанк «многотекстовой эстетикой», пустой формой, в которую можно вылить любое количество вещей, в зависимости от целей и идеологии тех, кто ее использует. Для многих его субкультурных защитников проницательное сопоставление стимпанка разрозненных исторических контекстов с спекулятивными или адаптированными технологиями служит «этическим спектаклем», олицетворяющим сопротивление и трансгрессию в настоящем. Таким образом, кожаные корсеты с заклепками, которые носят поверх женской одежды в стиле стимпанк, становятся орудием самоуверенной сексуальности, даже если они подрывным образом намекают на то, что эта одежда буквально заточила тела буржуазных женщин в XIX веке.

век.

Большой слон в стимпанк-парке Les Machines de l’île, Нант, Франция. ___jeff/Flickr/CC BY-NC-SA 2.0

У стимпанка есть свои критики, в том числе, по иронии судьбы, некоторые из его литературных образцов. Это усугубляет проблему удовлетворительного определения движения. Даже Уильям Гибсон — соавтор «: Разностная машина » (1990), антиутопической альтернативной транснациональной истории викторианской эпохи — скептически относится к природе этого жанра. «Стимпанк кажется мне наименее злобным квази-богемным проявлением, которое я когда-либо видел», — сказал он. «Нет страшного стимпанка». Тем не менее, роман Гибсона, широко признанный основополагающим текстом в стиле стимпанк, заканчивается тем, что механический (не цифровой) компьютер обретает зловещее сознание как социальный паноптикум. Точно так же 9 Чайна МьевиляДействие 0023 Perdido Street Station

(2000), которое многие считают типичным романом в стиле стимпанк, происходит в ужасающем диккенсовском городе Нью-Кробюзон, тонко замаскированном Лондоне 19-го века. Однако сам Мьевиль настаивает, что имел лишь смутное представление о том, что такое стимпанк, когда писал его, и вежливо дистанцируется от его классификации как таковой.

Долгая история стимпанка может помочь охарактеризовать его. Жюля Верна и Герберта Уэллса обычно называют его первыми прародителями, но его название происходит от письма, которое романист К. В. Джетер написал

Locus в 1987 году. Это демаркационная линия «первой волны» американского стимпанка. В течение 1990-х годов она оставалась крошечной культурой фанатов, основанной в основном на научной фантастике и графических романах. Гораздо более интересная «вторая волна» стимпанка, особенно появление контркультурного сообщества, началась примерно в 2006 году — возможно, не случайно, вскоре после появления iPhone, ныне повсеместного устройства, олицетворяющего непрозрачную, недоступную и обезличенную природу. современных потребительских технологий. К 2013 году исследование IBM, основанное на количественном и демографическом анализе социальных сетей, показало, что стимпанк — это «следующая большая вещь». Примерно в то же время поп-звезда Джастин Бибер использовал стиль стимпанк для рождественского музыкального клипа, а в национальной кампании Prada были представлены такие знаменитости, как Уиллем Дефо, в одежде, вдохновленной стимпанком. Те, кто насмехается над стимпанком, часто сглаживают его историю и подчеркивают тот момент, когда корпоративный мейнстрим временно переименовал движение и превратил его эстетику в товар. Но эта попытка «покорения крутости» длилась недолго.

Джейми Го и Дайана М. Фо на Всемирной выставке стимпанк. Маргарет Киллджой/Flickr/CC BY-NC-SA 2.0

Кожаные корсеты с заклепками, надетые поверх женской одежды в стиле стимпанк, становятся оружием самоуверенной сексуальности.

Во «второй волне» стимпанка его литературные проявления (например, популярная серия «Заводной век» Чери Прист) стали менее важными, чем ремесленный дух, который сегодня является основой движения. Стимпанк — это гораздо больше, чем нишевый жанр научной фантастики, теперь он определенно материальная культура.

Его мода перекликается с романтизмом конца 19 века.наследники 19-го века, нетрадиционные эстеты-денди, воплощением которых стал Оскар Уайльд (социалист, который однажды пошутил, что «единственный наш долг перед историей — переписать ее»). Самомодный косплей и, как следствие, создание персонажей в стиле стимпанк («стимсона») составляют ядро ​​перформативной природы субкультуры. По словам Дайаны М. Фо, стимпанки используют сложные костюмы, протезы и другие аксессуары, чтобы стать «действующими киборгами» — существами, чья живая эстетика буквально воплощает политическую критику. Сама Фо, Джейми Гох и стимпанк Эмма Голдман (Мириам Рочек) — лишь немногие из женщин, часто преобладающих в стимпанк-сообществах, которые активно использовали эти перформативные аспекты «идеологии стиля» стимпанка в оппозиционных общественных контекстах, таких как «Захвати Уолл-Стрит».

Наряду с одеждой тысячи «производителей» второй волны по всему миру (о чем свидетельствует Etsy.com) создают украшения, снаряжение и самые разнообразные гаджеты, особенно с помощью антиквариата — или «моддинга» (модификации)— одноразовых товаров массового производства, таких как знаменитый настольный компьютер Джейка фон Слатта в стиле стимпанк. Подобные объекты подчеркивают, что отношение стимпанка к постиндустриальному миру демонстрирует некоторые параллели с политически окрашенным отношением движения «Искусство и ремесла» к промышленной революции. Но, как и основатели Журнал Steampunk настаивал на том, что этот дух DIY не является «реакционной, приукрашенной ностальгией». Наоборот, это форма протеста против закрытого характера господствующих постиндустриальных технологий с холодными, стерильными конструкциями, ускользающими от понимания неспециалистов и решительно исключающими переделку.

«Модифицированный» настольный компьютер Джейка фон Слатта. Jack von Slatt/Flickr/CC BY-SA 2.0

По мере развития стимпанка в 2000-х его политика и видение истории тоже менялись. В широко распространенной записи в блоге 2010 года автор научной фантастики Чарльз Стросс пошутил, что стимпанк «не что иное, как то, что происходит, когда готы открывают коричневый цвет» — запоминающийся оборот речи, — но также выступил против того, что он назвал «тоталитарным стремлением, заложенным в ностальгическое путешествие в стиле стимпанк». Тем не менее, когда он писал, Стросс, безусловно, осознавал, что стимпанк превратился в субкультуру с более явно прогрессивным политическим уклоном, чем когда-либо прежде. Тем более, что радикальный коллектив Catastrophone Orchestra основал Журнал Steampunk В 2007 году стимпанк все больше подчеркивал свои мультикультурные, постколониальные и антипотребительские аспекты. Так что, хотя некоторые аполитичные «попутчики» определенно есть, стимпанки не являются викторианскими эквивалентами реконструкторов Гражданской войны. Вместо этого более точно — и даже по определению — рассматривать стимпанк как переосмысление прошлого и его спекуляции о возможном будущем, чтобы представить себе другое настоящее и лучшее будущее с сегодняшней точки зрения. Даже Джон Клют, выдающийся литературный критик спекулятивной фантастики, выразивший сомнения в отношении этого жанра и связанной с ним субкультуры, признал эти сложности, написав, что «связь между стимпанком и историей — диалектика; это отвергает ».

Отношение стимпанка к постиндустриальному миру демонстрирует некоторые параллели с отношением движения «Искусство и ремесла» к промышленной революции.

Эта тонкость может быть упущена историками. Явно викторианские визуальные подсказки стимпанка поверхностно напоминают об империализме, расизме и сексизме той эпохи, а также о возможно наивном увлечении технологиями. Таким образом, некоторые историки могут также сделать вывод о том, что стимпанк является изначально позитивистской концепцией истории. Но это упускало бы из виду ту степень, в которой его наиболее преданные практикующие считают его формой технологического прорыва и политического протеста. Подвергнуть сомнению «Прогресс», особенно подразумеваемый под якобы нейтральным зонтиком науки и техники, — именно то, что редакторы Журнал Steampunk имел в виду, когда они объявили в своем первом выпуске, что они «колонизируют прошлое, чтобы мы могли мечтать о будущем». Даже Верн и Уэллс, несмотря на их расистские и империалистические атрибуты, сочиняли поучительные истории о высокомерии технологического мастерства. Более того, критика мнимого позитивизма стимпанков также задевает их намеренное сопоставление модных «хронотопов» — символических представлений времени и пространства, используемых для создания альтернативных идентичностей в контексте их сообществ и в спорном взаимодействии с окружающим миром.

От пачуко и битников до панк-рока и готики, субкультуры 20-го века предлагали множество возможностей для повествования об истории со стороны. Но в гиперкапитализме 21-го века, с доминированием глобальных интернет-медиа, такие явления стали менее продолжительными, а их траектории более расплывчатыми. Хотя трудно сказать, стал ли стимпанк уже вершиной субкультуры, он определенно продемонстрировал долгосрочную изменчивость и настойчивость. Вероятно, он будет по-прежнему вызывать множество вопросов в различных научных и политических контекстах — среди прочих, для литературных критиков, феминисток, постколониальных и квир-теоретиков. Но историки также должны относиться к стимпанку более серьезно, чем до сих пор. По крайней мере, это может помочь им оценить сетование покойного Хейдена Уайта о том, что в условиях постмодерна «виртуальное прошлое — это лучшее, на что мы можем надеяться».


Скотт П. Марлер — адъюнкт-профессор истории Мемфисского университета, где он занимается историей капитализма. Он также иногда подрабатывает Бартлби, Безумным аболиционистом.


Теги: Функции История культуры



Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License. В атрибуции должно быть указано имя автора, название статьи, Взгляды на историю , дата публикации и ссылка на эту страницу. Эта лицензия распространяется только на статью, а не на текст или изображения, используемые здесь с разрешения.

Американская историческая ассоциация приветствует комментарии в области обсуждения ниже, в сообществах AHA и в письмах редактору. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей политикой комментариев и писем перед отправкой.


Перед отправкой ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении комментариев и писем.

В этом разделе
Сопутствующее содержимое
  • Искушение судьбы

    Карин Вульф | 1 февраля 2017 г.

  • Одежда как исторический источник: что шаровары говорят о женщинах, которые их носили

    Лаура Дж. Пинг | 13 февраля 2017 г.

  • Киты Барнума

    Аманда Босуорт | 2 апреля 2018 г.

Стимпанк 101: Почти все, что вам нужно знать о стимпанке — Джо Латимер | Креативный художник цифровых медиа

Что такое стимпанк?

По определению, стимпанк — это поджанр научной фантастики, использующий эстетический дизайн и технологии, вдохновленные паровыми машинами 19-го века. Стимпанк зародился как литературное движение в 1900-х годах, но теперь расширил свои механические крылья, включив в себя моду, искусство, дизайн, музыку и поп-культуру.

Стимпанк обычно использует историческую обстановку и визуальное повествование. Чтобы понять идею, стоящую за этим, просто совершите путешествие в Англию в викторианскую эпоху или в Америку эпохи Дикого Запада. Вспомните Шерлока Холмса, паровые двигатели и изысканную моду. Теперь продолжайте использовать свое живое воображение. Представьте, что технологии и мода тех эпох все еще в моде. Пластика еще не изобрели. Пар не был заменен электричеством. Люди до сих пор носят наряды, состоящие из медных карманных часов, жилетов и котелков. Как бы выглядел этот мир? Какой может быть эта альтернативная история? Вуаля! Вы перенеслись в ретро-мир будущего в стиле стимпанк.

Стимпанк в моде

По своей сути стимпанк-мода основана на эстетике викторианского стиля и находится под сильным влиянием стимпанк-фантастики. Он часто разработан с постапокалиптической точки зрения. Костюмы в стиле стимпанк обычно покупаются в комиссионных магазинах или делаются вручную в домашних условиях. Также часто можно увидеть одежду в стиле стимпанк на веб-сайтах, специализирующихся на моде в стиле стимпанк. Все, от макияжа, прически, украшений, головных уборов и одежды, включено в моду в стиле стимпанк. Наряды обычно объединяются с использованием одного заметного аксессуара, такого как механическое устройство, цилиндры, зонтики или очки. Используемые цвета приглушены и нейтральны.

Стимпанк в искусстве и дизайне

Подобно движению «Искусство и ремесло», искусство и дизайн в стиле стимпанк представляют собой баланс между формой и функцией. Искусство стимпанк предназначено не только для эстетики. Фактически, это источник вдохновения для многих современных гаджетов и машин. Например, функциональный Компьютер Мышь с разреженной рамкой из дерева, меди и оранжевой светодиодной подсветкой. Есть также некоторые высококлассные кофемашины, в дизайне которых используется стиль стимпанк.

В В 1994 году станция парижского метро в Arts et Métiers была переделана в стимпанк. стиль в честь произведений Жюля Верна бельгийского художника Франсуа Шуйтена.

Кофемашина в стиле стимпанк

Стимпанк в литературе

Литература является основой движения стимпанк. Отсюда возникло все искусство стимпанка. Это вообще фантастика, которая возвращает вас во времена, когда основным источником энергии была сила пара. Поскольку действие большей части ранней фантастики в стиле стимпанк происходило в викторианской Англии, во всем движении ощущается значительное влияние Викторианской эпохи. Одна из самых мощных литератур на английском языке основана на стимпанке — от Левиафан Скотта Вестерфельда до Врата Анубиса Тима Пауэрса и Станция Perdido Street Чайны Мьевиль.

Вот список самых популярных романов в стиле стимпанк.

Стимпанк в поп-культуре

Будь то литература, фильмы, музыка или видеоигры — стимпанк десятилетиями оказывал сильное влияние на поп-культуру. Некоторые из самых популярных фильмов, которые мы смотрели в детстве, содержали элементы стимпанка. Например, проект подводной лодки Наутилус в фильме Уолта Диснея « 20 000 лье под водой » (1954) находился под сильным влиянием движения стимпанк. Машина времени в «» Джорджа Пала «Машина времени » (1960) — еще один пример дизайна в стиле стимпанк.

Стимпанк сталкивается с множеством музыкальных веяний. Фолк-рок, индустриальный танец, простой панк и темное кабаре — все это жанры, вдохновленные стимпанком. Музыкальное видео The Ballad of Mona Lisa группы Panic! at the Disco представляет уникальную викторианскую тему в стиле стимпанк. Еще одно музыкальное видео; Turn Me On Дэвида Гетты и Ники Минаж представляет собой сеттинг в стиле стимпанк.

Существует целый жанр видеоигр в стиле стимпанк. Eidolon , вышедшая в 1985 году, часто считается первой видеоигрой в стиле стимпанк. Вот полный список всех видеоигр в стиле стимпанк с 85-го года до наших дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *