Стимпанк что такое: Стимпанк стиль одежды – что это такое и как создать удивительный образ

Стимпанк — что это за направление?

Стимпанк-героиня от фотографа Anna slidefox. Источник

Как появился стимпанк

Сам термин появился в 1980-х годах благодаря писателю Кевину Джетеру. В его произведениях технологическое развитие мира остановилось на уровне викторианской эпохи: паровые двигатели, латунные шестерни и большие дирижабли.

Как и многие альтернативные фантастические вселенные, мир стимпанка сошел со страниц научно-фантастических романов. Поставщиками этого направления в народные массы были Жюль Верн и Герберт Уэллс: в их книгах герои изобретали различные механизмы, чтобы путешествовать во времени и пространстве, изучать мир и защищаться от врагов. 

Кадр из фильма «Машина времени» (2002), снятого по одноименному роману Герберта Уэллса. Источник

В 1970-х несколько авторов предложили читателям миры, в которых человечество так и не смогло приручить электричество, но значительно преуспело в использовании паровых машин. В этих ретрофутуристических книгах люди не изобрели пластик — они использовали знакомые им латунь, медь и грубую кожу. Не случилось заметных преображений и в одежде — персонажи романов носили вещи, которые были модными во времена правления королевы Виктории: свободные сорочки, двубортные сюртуки и фраки, брюки на подтяжках и галстуки-аскоты были в гардеробе у мужчин, а элегантные платья с корсетами и турнюрами, изящные капоры и ботинки на шнуровке — у женщин.

Примеры мужских костюмов в стиле стимпанк. Источник

Но время во вселенной стимпанка остановилось только для технологий, моды и моральных принципов. Действие многих романов происходит либо в наши дни, либо в далеком будущем. Персонажи вполне могут использовать компьютеры, плавать на подводных лодках и перемещаться во времени на особых машинах. 

Шлем штурмовика в стиле стимпанк от дизайнера Dina Galieva. Источник

Сегодня стилистика стимпанка распространилась далеко за пределы литературного мира. Теперь это целая философия, в которой во главу угла ставится тяга к саморазвитию и созданию уникальных объектов, которые достойны стать произведениями искусства. Многие из них могут иметь социальный посыл: акцентировать внимание на расслоении общества и высмеивать людские пороки. Стимпанком вдохновляются дизайнеры интерьеров, художники, создатели компьютерных игр и кастомных автомобилей, модельеры и многие другие. 

Проект дизайна интерьера для ресторана от Volodymyr Bukhalo. Источник

Характерные черты стимпанка

Эстетика стимпанка — одна из самых узнаваемых. Она неповторима в своем колористическом решении, фактурах и формах. К наиболее узнаваемым чертам данного направления относятся следующие.

  • Викторианская мода. Строгие фраки у мужчин и пышные платья с корсетами у женщин в представлении не нуждаются. Многие элементы костюма слегка видоизменены: юбки укорочены, на подтяжки добавлены латунные элементы. Обязательно присутствие кожаных вставок на аксессуарах, карманных часов на цепочке и шляп-цилиндров с ремешками и шестеренками.
  • Энергия пара вместо электричества. Все механизмы работают на пару (steampunk — дословно «паровое бунтарство»), поэтому вокруг основных узлов часто можно видеть медные трубы с большим количеством колен. Особого шарма добавляют датчики давления пара и жидкости, расположенные на различных ответвлениях медных трубопроводов.
  • Обилие металла и кожи. И обязательно в теплых оттенках. Медь, латунь, кожа естественного коричневого или слегка рыжего цвета создают эффектные сочетания. На заметку: для контраста можно использовать белые элементы (хлопковые сорочки) и стеклянные вставки (витрины, зеркала).
  • Сложные механизмы. Во вселенной стимпанка люди не знают про электричество, но это не мешает им создавать высокотехнологичные транспортные средства, навигационные приборы, оружие и вычислительную технику. Разумеется, вместо привычных нам кнопок на приборных досках будут рычаги, тумблеры и клавиши с латунным или медным ободком.
  • Характерные персонажи. Безумные изобретатели-маньяки, феминистки, управляющие сверхскоростными дирижаблями, детективы-аристократы, ученые-путешественники, желающие первыми добраться до неизведанных земель… В мире стимпанка нет скучных «плоских» персонажей — каждое действующее лицо имеет свою оригинальную историю, которую наблюдатель не сможет позабыть.
  • Отсылки к викторианской эпохе. Формы всех изобретений, фасоны большинства костюмов, сервировка стола, манеры людей, музыка, колористические решения — все напоминает о том, что стиль стимпанк зародился во времена правления Виктории. Некоторые черты могут выглядеть вполне современно, но общая картина остается узнаваемой. 
Стимпанк-станция от 3D-художника Jose Miguel Gordaliza. Источник

Виды стимпанка

Жанр стимпанка давно перестал быть чем-то строгим — сейчас это направление имеет массу ответвлений с различными вариациями.

Альтернативно-исторический. В данном случае отображаются быт, приключения и научные изыскания персонажей, которые находятся в обществе времен викторианской эпохи. Классический вариант научной фантастики: инженеры создают сложные машины, женщины активно принимают участие в различных событиях (войнах, путешествиях, исследованиях и т.д.), а все человечество развивается по альтернативному пути. У такого стимпанка много поклонников, которые часто организуют тематические фестивали, кастомизируют собственную бытовую технику и электронику, создают комплекты одежды в указанной стилистике. Многие стимпанкеры занимаются изготовлением тематической атрибутики на заказ.

Фэнтезийный. Здесь речь идет не об альтернативной исторической ветке, а о параллельной вселенной, которая населена не только талантливыми учеными, обуздавшими силу пара, но и фантастическими существами. Часто в фэнтезийном стимпанке находится место магии и нарушению законов физики. Такой мир сложно воспроизвести на тематическом фестивале, поэтому фанаты направления, как правило, являются активными пользователями компьютерной графики: принимают участие в сетевых ролевых играх, создают стимпанк-арты и 3D-модели. 

Аксессуары в стилистике стимпанка. Источник

Как и человеческая жизнь, стимпанк-философия может приобретать различные формы. На сегодняшний день поклонники жанра создали несколько дополнительных направлений, в которых каждый может найти что-то свое.

Бойлерпанк. Здесь нет места аристократам с накрахмаленными воротничками и блестящими цилиндрами. В таком мире живут простые работяги в оборванной одежде, с уставшим взглядом и постоянной нуждой в деньгах. Их работа — приводить в движение паровые механизмы и следить за их техническим состоянием.

Клокпанк. Из наименования становится понятно, что законы мира здесь связаны с часовыми механизмами. Именно пружины используются в качестве источника энергии: устройства с маятниками и шестернями сначала нужно завести, чтобы затем отправиться в поездку, включить отопление или узнать точное время. Паровая механика может полностью отсутствовать.

Маннерпанк. Данное направление описывает не столько приключения и исследования, сколько бурную жизнь среди бесконечных вечеринок, танцев и званых ужинов. Атрибуты стимпанка уходят на второй план: все внимание отдано манере общения, жестам и движениям, обсуждению культурных и исторических явлений.

Вестерн. Действие этого мира разворачивается на Диком Западе, в окружении степей, сети железных дорог, лошадей и племен индейцев. 

Механическая рыба (интерьерное украшение) от дизайнера Игоря Шевченко. Источник

Стимпанк в областях культуры

Атмосфера викторианской Англии не может оставить равнодушным: она привлекает внимание литераторов, режиссеров, дизайнеров и многих других. Вот самые популярные произведения искусства, в которых стимпанк представлен во всей красе.

Кино. Конечно же, это фильм «Дикий, дикий Запад» 1999 года. Режиссер Барри Зонненфельд смог перенести на экран и рассказать зрителям фантастическую историю, в которой паровые механизмы играют одну из главных ролей. Фильм получил не самые высокие оценки критиков, но все же заслуживает внимания тех, кому интересен мир стимпанка.

Кадр из фильма. Источник

Компьютерные игры. Типичный представитель жанра — серия BioShock от студии Irrational Games. Шутер от первого лица в сочетании с элементами классической РПГ позволяет насладиться не только сюжетом, но и картинкой. Дизайнеры создали массу персонажей и механизмов, раскрасили мир в приятные оттенки и проработали даже самые мелкие детали. Обязательно к прохождению любителям эстетики и оригинального сюжета. 

Кадр из BioShock Infinite. Источник

Литература. При желании можно найти массу произведений в этом жанре. Классический пример — «Машина различий» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга. Информационная революция, альтернативная версия компьютера, множество красочно описанных деталей — идеальная книга для знакомства с миром паровых машин и гениальных ученых.

Обложка книги. Источник

Музыка. Стимпанк может иметь собственное характерное звучание, в котором преобладают джазовые мотивы, присутствует немного регги и рок-н-ролла. В этом жанре сегодня выступает большое количество групп, но к наиболее известным можно отнести коллектив The Cog Is Dead. Музыканты создали историю для своих персонажей, продумали концепты костюмов и музыкальных инструментов. Полное погружение в атмосферу стимпанка гарантировано. 

Группа The Cog Is Dead. Источник

Архитектура. Стилистика стимпанка в городе привлекательна, но технически создать здание, выдержанное в канонах данного направления, крайне сложно. Не все материалы отвечают современным требованиям безопасности, не каждое фэнтезийное архитектурное решение можно реализовать из-за элементарных законов физики. Но бывают и исключения. Например, станция метро Arts et Metiers в Париже: медь, латунь, стекло, шестерни — это же полноценная часть «Наутилуса», которым управляет капитан Немо!

Станция метро Arts et Metiers в Париже. ИсточникИСКРА —
неделя знакомства
с дизайн-профессиями

бесплатно

ИСКРА —
неделя знакомства
с дизайн-профессиями

7 дней, которые разожгут в вас искру интереса
к дизайну. Получайте подарки каждый день,
знакомьтесь с востребованными профессиями
и выберите ту, которая подойдет именно вам.

разжечь искру

самые популярные жанры ретрофутуризма / Хабр

иллюстрация автора Fpeniche

В первые десятилетия XXI века популярность ретрофутуризма высока. Слова «киберпанк», «стимпанк», «дизель- и атомпанк» часто звучат при описании новых тайтлов в компьютерных играх, кино и аниме. Знатоки щеголяют терминами «нанопанк» и «биопанк», погружаясь в споры о жанровой границе стим- и дизельпанка.

Везде от вики и до лурка висят краткие пояснения о сути жанров ретрофутуризма и разнице между ними. Увы, они часто довольно-таки однообразны, и лично мне всегда хотелось почитать чуть более глубокий разбор с элементами СПГС. Ну а раз хотелось – почему бы не рискнуть написать свой вариант? Чем и попробую заняться.

▍ Киберпанк: отец-основатель

Про киберпанк, причины его зарождения в Америке рубежа 70-х и 80-х годов, и популярности именно в США и Японии у меня есть отдельная статья, посему слишком растекаться по древу не будем.

Если кратко – в то время в Штатах совпало несколько трендов. Нефтяной кризис с резким ростом цен на нефть наложился на глухое разочарование от того, что виделось поражением революции хиппи – и вполне реальное поражение во Вьетнаме. Экономика пребывала в кризисе, производства закрывались и уходили к дешёвой рабочей силе Азии.

Промзоны, бедные районы, пустоши становились всё более опасным местом из-за роста преступности, подстёгнутой безработицей. Социальное расслоение, несколько сглаженное экономическим ростом и обществом потребления 50-х и 60-х, вновь резко обострилась. Один за другим гремели скандалы вокруг сильных мира сего: политики, военачальники и корпоративные боссы раз за разом оказывались коррумпированными ворами, лицемерными лжецами и циничными убийцами. Атмосфера напоминала российские 90-е.

Изменились и субкультуры. На место отвергавших мир консервативных родителей, политиков и военных, но веривших в светлое будущее нового мира хиппи пришли разочаровавшиеся уже решительно во всём панки, зло плевавшие на общество и любые его ценности как таковые. В глазах обывателей уличные банды и устрашающе выглядевшие панки сливались в единый образ угрозы «нового агрессивного варвара» – и порой это соответствовало действительности.

В это же самое время происходила стремительная электронная и цифровая революция. Дешёвая и качественная японская электроника завалила Америку. Компьютеры из громоздких специализированных устройств для учёных и инженеров превращались в предмет массового использования, всё более причудливые гаджеты и промышленные роботы не сходили со страниц прессы и экранов ТВ.

Один из девизов панк-культуры гласит «будущего нет», и это тоже очень близко киберпанку. Точнее, в нём оно технически и есть, но там всё ещё хуже – и то, что при этом ещё и высокотехнологичнее, это «хуже» только усугубляет. Суть киберпанка часто описывают фразой «High tech – low life». В момент зарождения киберпанка как жанра это вполне точно описывало наблюдаемую вокруг реальность США начала 80-х, и казалось, что дальше будет только хуже. Именно из этого черпали вдохновение Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, авторы «Блейдраннера» и многие другие.

Слово «киберпанк» из одноимённого рассказа Брюса Бетке изначально имело совершенно буквальное значение: его персонажем был панк-хакер с ирокезом. Более точной характеристики жанра, соединившего кибернетичность с атмосферой «панка», антисоциального бунта среди общественного бардака, экономических бедствий и каких-то крайне сомнительных личностей во власти.

Да, в 1981 США возглавил Рейган, и через несколько лет его «рейганомика» выведет Америку на новый активный рост – но жанр уже успел родиться. И на фоне восстановления экономики он только крепче покорял сердца, как тремя десятилетиями ранее подчёркнуто мрачный и безысходный нуар прекрасно «заходил» стремительно богатеющим американцам 50-х.

Миры мрачных кибертрущоб на фоне сверкающих неоном небоскрёбов, конфликты отчаянных хакеров-бунтарей или честных детективов с жестоким миром корпоративного беспредела, где трудно понять, где кончаются советы директоров и начинается якудза, стали фактом мировой культуры.

А когда реальность победившей информационной революции – несмотря на вполне реальное high tech low life, в которой мы живём – оказалась совсем непохожей на то, что описывали классики жанра, киберпанк был осмыслен как один из жанров ретрофутуризма.

То есть, того, как люди прошлого видели будущее из своего времени.

К тому времени уже успел родиться и самый сферический в вакууме пример ретрофутуризма: стимпанк.

▍ Стимпанк – он же паропанкъ

Шестерёнки. Шестерёнки everywhere – именно так выглядит сферический в вакууме образ стимпанкового персонажа, устройства или пейзажа. Казалось бы – ничего общего с эстетикой киберпанка. Однако стимпанк как популярный и актуальный жанр родился из киберпанка самым непосредственным образом. Именно стимпанк имеет больше всего общего с киберпанком из всех прочих жанров «панк-ретрофутуризма» — и больше всего оснований называться «панком».
Эстетика и технологии стимпанка – это примерно то, как видели будущее люди с середины XIX по начало ХХ века, время бурного развития технологий и всё более вездесущих паровых машин. Поэтому главным классиком «стимпанка до стимпанка» со всем основанием можно назвать основателя жанра научной фантастики – Жюль Верна.

Именно потому лозунг high tech low life справедлив и для стимпанка. Это и в реальности был мир жёстких социальных контрастов и напряжённости, нищеты пролетариев и роскоши промышленных магнатов, а также стремительного, фантастического развития технологий на фоне глубокого экономического расслоения и общественной напряжённости. Всё это весьма напоминало Америку начала 80-х – только было гораздо более жёстким и жестоким.

Стимпанк действительно очень похож по духу на киберпанк. Только на место коррумпированных CEO глобальных корпораций в сияющих неоном меганебоскрёбах в стимпанке оказываются прожжённые дельцы-магнаты, развращённые аристократы и коррумпированные министры в роскошных дворцах с вышколенной прислугой. Им противостоят вместо хакеров учёные и инженеры, путешественники и детективы.

Кругом декаденты и революционеры-карбонарии, тайные ложи и религиозные фанатики. Мир стимпанка тоже глубоко урбанистичен – но вместо кибергетто это бесконечные чадящие заводы и погружённые в нищету рабочие кварталы, соседствующие с районами дорогих особняков и магазинов в эстетике модернизма и неоготики.
Над всем этим почти неизбежно парят ребристые дирижабли, порой колоссальных размеров, а на рейдах стоят ощетинившиеся стволами причудливые броненосцы.

Злодеем, как и в киберпанке, может оказаться не корпорация или якудза, а чей-то изощрённый ум – но тут это будет не возненавидевший человеческое общество хакер и не слетевший с катушек искусственный интеллект, а какой-нибудь байронический безумный профессор, слегка опереточный злодейский злодей.

Ну а неким условным аналогом японского извода киберпанка, где вместо хакера-одиночки и бунтаря в центре сюжета стоят честные сотрудники спецслужб, частенько, впрочем, влетающие в конфликт с собственной системой, можно назвать детектива Эраста Фандорина. Кстати, Шерлок Холмс – тоже вполне «стимпанковский» персонаж, что нередко ныне и обыгрывается.

Произведения, которые можно было бы назвать стимпанком, в немалом количестве возникали и до формального зарождения жанра, немало их появилось уже в 60-е. Слово «стимпанк» стало прямой калькой со слова «киберпанк». Его в 1987 году придумал по прямой аналогии с киберпанком писатель Кевин Джетер, чтобы охарактеризовать тексты, описывающие альтернативно-исторические миры, похожие на викторианскую Британию XIX века с паровыми машинами и прочей ретро-эстетикой. Ранее он называл то, что писал сам, а также его коллеги Тим Пауэрс и Джеймс Блейлок, «фэнтези в гонзо-исторической манере», и краткий термин оказался удачным.

Ну а вслед за рождением термина и ростом популярности жанра отцы-основатели киберпанка Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг опубликовали в 1990-м году свой классический роман в стиле стимпанка «Разностная машина». Он заслужил большую популярность — и понеслось.
Дальше были «Лига выдающихся джентльменов», «Дикий, дикий Запад», третий «Назад в будущее», «Хроники хищных городов», «Ходячий замок» Миядзаки, «Syberia», «BioShock Infinite»,«Dishonored» и множество других произведений.

Есть у стимпанка и свои поджанры. Например, «царьпанк» – паропанк с русской экзотикой, доходящей до развесистой клюквенности про казаков и медведей с самоварами водки, примером которого можно назвать роман и сериал «Тень и кость».

Часто говорят, что если в кадре есть устройства с двигателями внутреннего сгорания – то перед нами уже дизельпанк. Это не совсем так. В «позднем» стимпанке порой хватает явно не паровых технических устройств, взять хотя бы «Лигу выдающихся джентльменов».

Да и один из первых и до сих пор ярчайших выражений эстетики того, что позже назовут стимпанком, фильм 1965 года «Большие гонки» — уже имеет многие характерные черты жанра, но выстроен вокруг трансконтинентальной гонки на отнюдь не паровых автомобилях.

Из всех жанров ретрофутуризма стимпанк, пожалуй, имеет самое большое количество активных приверженцев. Стимпанк-фесты или мероприятия с активным участием любителей стимпанка существуют по всей планете, порой в самых неожиданных местах. И пусть порой количество шестерёнок доходит до абсурда, а загадочные агрегаты «под бронзу» с «паровыми котелками» и «манометрами» не имеют и тени функциональности – фэндом стимпанка огромен, многообразен и живее всех живых.

Грань между стимпанком и дизельпанком тоньше, многограннее и неопределённее просто потому, что соответствующие эпохи – в отличие от стим- и киберпанка – непосредственно соседствовали и вытекали одна из другой.
Исторической «точкой перехода» во многом можно назвать Первую мировую войну: в которую мир вошёл под звон шпор, блеск кирас и эполет, с аристократами, дредноутами и цеппелинами – а выехал из туч отравляющих газов на танках под рёв многомоторных дальних бомбардировщиков и революционных демонстраций.

В этом плане верхней временной границей стимпанка можно назвать мир польского художника Якуба Ружальского (из-за частой записи его фамилии Różalski упрощённым под англоязычную аудиторию шрифтом чаще известный как Розальский), чьи арты про альтернативный паропанковый 1920-й год легли в основу игр «Scythe» и «Iron Harvest». Уже никаких викторианских аристократов, шестерней и цилиндров, по полям Полании и Руссвета бродят замысловатые боевые шагающие машины, поддерживаемые лавами конницы и небесными крейсерами. По виду они явно выглядят работающими на дизельном топливе – но часто просто утыканы подчёркнуто паровыми трубами.

И всё же значительная часть эстетики мира «Серпа» Ружальского уже относится к следующему жанру: дизельпанку.

▍ Дизельпанк: романтика небес

Дизельпанк – жанр «панка», занимающий почётное третье место после кибер- и стимпанка. Он уже заметно отличается по духу и сути от двух «старших братьев», и несколько менее популярен в смысле активной фан-базы. Стимпанк-фесты, по крайней мере, встречаются несравнимо чаще, чем дизельпанк-фесты. Зато, в отличие от стимпанка, дизельпанк пользуется «читом»: почти автоматическим интересом огромного количества любителей истории мировых войн ХХ века.

Сам термин появился только в 2001 году по аналогии со стимпанком как маркетинговый ход – но оказался удачным, востребованным и зажил своей жизнью.

Дизельпанк — это альтернативные миры, похожие на период интербеллума: 20-е и 30-е годы ХХ века между двумя мировыми войнами, а также часто и сами эти войны. Это уже время не перехода от сословного общества к промышленному капитализму на фоне декаданса и революционной напряжённости, а эпоха грандиозных социальных, индустриальных и архитектурных экспериментов конструктивизма, арт-деко и неоампира. Паровые машины стремительно вытеснились двигателями внутреннего сгорания, бензиновыми и дизельными – откуда и название жанра. Это мир построения утопий и тоталитарных режимов, торжества демократий, коммунизма и фашизма на обломках империй, колоссальных мировых войн. На место аристократов и дельцов приходят харизматичные вожди, генералы и бюрократы, а разведывательные игры ведут уже не шпионы с кинжалами, а могущественные спецслужбы.

Дух момента перехода от мира паропанка к дизельпанку довольно точно уловлен в последнем советском фильме про Шерлока Холмса «Двадцатый век начинается», где гениальному сыщику приходится бороться уже не со зловещим гением Мориарти.

В этом случае «панка», в отличие от кибер- и стимпанка, обычно, оказывается, гораздо меньше. Его герои часто тоже асоциальны, но иначе, чем в стим- и киберпанке. Большое место в дизельпанке занимают лётчики и авиация. Дирижабли в нём тоже встречаются – но уже более совершенные и заметно более редкие, чем в стимпанке. Дизельпанк – это царство авиаторов: вполне историчная деталь, ибо в эпоху интербеллума знаменитые лётчики-рекордсмены во многих странах имели статус, сравнимый со звёздами кинематографа.

Авиаторы, пилотирующие причудливые самолёты 20-х и 30-х годов, оказываются либо главными героями, либо его сюжетно важными соратниками. Часто они – ветераны мировой войны, не сумевшие найти себя на «гражданке», то самое «потерянное поколение» из книг Хэмингуэя и Ремарка. Здесь же нередки воздушные пираты на гидропланах и летающих авианосцах.

Безумные учёные никуда не делись, и в дизельпанке их амбиции могут достигать ещё большего размаха – особенно на службе у воинственных государств. Помимо самолётов в наличии радио и первые телеэксперименты, радиация и лучи смерти, супертанки и суперлинкоры, вундерваффе и шушпанцеры. На смену бронзе и латуни стимпанка приходит до блеска отполированная сталь, на смену цилиндрам и очкам-гогглам – лётные шлемы. Миры дизельпанка колеблются на грани не революции, а очередного блицкриг-вторжения или мировой войны.

Если миры киберпанка и стимпанка подчёркнуто урбанистичны, то в дизельпанке гораздо больше внимания уделяется экзотическим странам и континентам. Джунгли Амазонки и пустыни Египта и Аравии, арктические пустоши и пики Гималаев, отдалённые атоллы и оживлённые тропические порты. Тут обычны мистические тайны древних цивилизаций, всяческие книги и саркофаги, которые лучше не открывать.

Вообще таинственность, загадочность, секретность хоть седой древности, хоть современных на момент событий произведения спецслужб, политических заговоров и секретных проектов – очень характерная черта дизельпанка.

Наверное, первым примером жанра, ещё несущим немало черт «стимпанка-до-стимпанка», можно назвать «Метрополис» Фрица Ланга. Сюда же, в категорию отцов-основателей эстетики будущего жанра относятся фантастика Герберта Уэллса и Александра Беляева, фантастические фильмы 20-х и 30-х годов под тревожное завывание терменвокса.

К образцам дизельпанка относятся не только «Небесный капитан: мир будущего» и «Ракетчик», обычно приводимые в примеры жанра. В той или иной степени дизельпанком можно обозвать почти любое произведение по заданной эпохе, имеющее характерные черты жанра, не существовавшие в реальности, образцы техники и явную неисторичность происходящего. К ним вполне можно отнести и классическую трилогию про Индиану Джонса, и «Мумии», и российский сериал «Шпион», чьё действие разворачивается в мире грандиозной Москвы, где полностью реализованны конструктивизм и сталинский ампир.

Советским дизельпанком можно назвать «Аэлиту» и «Роковые яйца», «Тайну двух океанов» 1956 года – как и одноимённый роман 1938 года, а также многочисленные и ныне забытые романы и повести фантастики СССР эпохи интербеллума . Ну и «Хорошо забытое старое», мультипликационная квинтэссенция советской НФ того времени.

В какой-то степени даже «Порко Россо» Миядзаки, «Корто Мальтезе» и диснеевский мультсериал «Чудеса на виражах» — тоже яркие примеры дизельпанка. И даже Лавкрафт, особенно его поздние интерпретации вроде компьютерных игр – по современным меркам в изрядной степени дизельпанк.

▍ Атомпанк

Последний из жанров «панка», получивший широкое распространение. Если условной гранью стим- и дизельпанка была Первая мировая война, то границей дизель- и атомпанка становится уже конец Второй мировой с её финальным аккордом, ядерными ударами по Хиросиме и Нагасаки.

Романтика разгоревшейся к концу 40-х годов холодной войны, космической и ядерной гонки сверхдержав, их шпионских игр и интриг – это атомпанк. Это эстетика 50-х и 60-х. Америка 50-х с её яростным уютом, становлением общества потребления и шпиономанией маккартизма, плавно переходящая в психоделико-сексуальную революцию 60-х с хиппи, космосом и рок-н-ролом на фоне Карибского кризиса и прочих опасных военно-шпионских авантюр.

Если классические фильмы про Индиану Джонса были типичным примером дизельпанка, то «Королевство хрустального черепа» с тщательно собранными приметами 50-х — это уже скорее атомпанк.

Самолёты ещё больше сверкают полированной сталью – но становятся реактивными. На место вундерваффе приходят ядерные бомбы, ракеты и спутники, космические полёты. Атомпанк гораздо ярче любых своих коллег по ретрофутуризму: это время ярчайших красок металла и пластика, стремительных и дерзких форм.

В мире атомпанка царят атмосфера секретности, шпиономания и ещё более могущественные спецслужбы, чем в дизельпанке. Если символический герой дизельпанка – это авиатор, то героем атомпанка чаще оказывается суперагент. Здесь тоже часты экзотические места и страны, но в них чаще разворачиваются не авантюры путешественников, а шпионские игры или спецоперации Холодной войны. Само собой, почти везде оказываются суперсекретные базы. Возможно, со сбитыми летающими тарелками и даже инопланетянами: тема внеземных пришельцев и вообще космоса тут достигает своего пика.

Впрочем, часто злодеем в атомпанке оказывается не «вражеская» сверхдержава и даже не сошедшие с ума «свои» генералы и политики с ядерной кнопкой, а разного рода суперзлодеи с секретными базами и гипертехнологиями, против которых готовы объединяться даже ЦРУ и КГБ.
Да-да, постфактум ранние «Джеймсы Бонды» с Коннери, а также французские комедии про Фантомаса смотрятся как представители жанра атомпанка. Сюда же можно отнести чёрную комедию Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил ядерную бомбу» о холодной войне, переходящей в ядерную. Ну и «Остин Пауэрс» с «Агентами АНКЛ», конечно, вместе с «Фоллаутом».

Атомпанк, продолжая неразрывную последовательность альтернативно-исторических жанров с раннего стимпанка середины XIX века, упирается в конец 60-х или начало 70-х годов. В какой-то степени упоротой постироничности можно назвать символическим финалом эстетики атомпанка «Страх и ненависть в Лас Вегасе».

А что же дальше?

Дальше змея ретрофутуризма кусает себя за хвост. Потому что уже вот-вот упрётся в то самое время, когда родился киберпанк. Но уже не совсем в киберпанк.

Устоявшегося названия для жанра всё ещё нет, хотя с середины 2010-х он обрёл изрядную популярность на волне всеобщего увлечения синтвейвом и ретровейвом. Иногда его называют кассет-панком и формикапанком, но эти названия «не на слуху». Этот жанр описывает время зарождения киберпанка, с 70-х до ранних 90-е годов – но уже не «изнутри», а в ностальгической перспективе взгляда из 2010-х и 2020-х.

Снова много неона, японских надписей, трущоб и технологий, но тот мир, который для современников был пугающим и неопределённым, теперь выглядит ностальгически уютным.
Примеров жанра в кино или литературе не так уж много, этот жанр гораздо популярнее в треках и видеоклипах, ибо родился уже в эпоху YouTube и стриминговых сервисов. В качестве примеров можно вспомнить «Кунг Фьюри», «Атомная блондинка» и, пожалуй, «Внутри Лапенко». Это, в общем-то, не киберпанк, даже невзирая на Хакермэна – но, как и прочие «панки», доводят дух и эстетику эпохи его зарождения до особо концентрированного градуса.

Ещё часто перечисляются клокпанк, нанопанк, биопанк, стоунпанк — но как сколько-то заметные и масштабные явления о них говорить пока что сложно. Все прозвучавшие панк-жанры, кроме киберпанка — изначально ретрофутуристичны, и даже сам киберпанк теперь стал ретрофутуризмом, начинаясь как вполне научно-фантастические попытки угадать будущее. Все они касаются технологического прогресса – и потому на времена до массовой индустриализации XIX века не «ложатся». Даже хронологически примыкающий к стимпанку гипотетический «наполеон-панк» звучит глубоко инородно – и свёлся бы к обычной альтернативной истории.

А ещё интересно: как будет называться «панк-жанр», описывающий наше время?

ЧТО ТАКОЕ СТИМПАНК? | MinistryOfSteampunk

Ну для начала разберемся с названием. «Стимпанк» начинался как шутка. В научной фантастике возникло движение писать в жанре, известном как «киберпанк». Когда разные писатели начали исследовать схожие концепции и идеи, но поместили их в псевдовикторианском мире, в шутку был придуман термин стимпанк. Название прижилось, но даже стимпанки постоянно спорят «а что такое стимпанк?» Как и все сообщества, стимпанк вырос и развил свою собственную жизнь.

Разнообразное сообщество

Стимпанк теперь включает в себя широкий спектр вкладов от очень творческого и артистического сообщества. Сюда входят писатели, музыканты, танцоры, скульпторы, модельеры, создатели костюмов и множество других дисциплин и навыков. Это было резюмировано как; «Вы представляете, что было бы, если бы Великая выставка никогда не закончилась?»

Традиционные ценности

Стимпанки пытаются взять самые лучшие части прошлого и сделать их частью светлого будущего. Мы ценим хорошие манеры и вежливое поведение и стараемся поощрять это, подавая пример другим. Мы считаем, что вещи должны быть сделаны качественно и служить долго, тем самым помогая окружающей среде. Мы ценим и поощряем творчество, и нас попросили сотрудничать в сфере образования. и художественные проекты по всей стране.

Все включено

Хотя действие происходит в псевдоисторическом мире, восходящем к нашему викторианскому наследию, мы не поощряем никакого неравенства того прошлого. Действительно, наше сообщество намеренно представляет собой всеохватывающее сообщество. Вы найдете стимпанков всех возрастов, полов, способностей и национальностей. Мы также представляем все слои общества, от студентов до ученых и от комиков до адвокатов.

Вежливые повстанцы!

Можно ли по-прежнему называть это стим-панком? Панк семидесятых был бунтом против современного общества. Мы, безусловно, бунтуем, но мы выступаем против: одноразового общества, плохих манер и антиобщественного поведения, гомогенизации и коммерциализации.

 

Мы панки, которые вежливы, дружелюбны, заботятся об окружающей среде и прошлом и поощряют творчество.

Этика DIY очень сильна в стимпанке. Учитывая, что креативность является главным общим знаменателем, это неудивительно. Это также соответствует нашей философии устойчивости, долговечности и мастерства. Более экологично взять объект и перепрофилировать его, дав ему совершенно новую жизнь, чем перерабатывать его.

Культура создателей

Стимпанки часто изготавливают или модифицируют предметы быта, чтобы они соответствовали неовикторианской эстетике. Это может быть изготовление корпуса из дерева и латуни для вашего ПК или макет лучевой пушки, подходящей для приключений с Жюлем Верном.

Стимпанк начинался как жанр научной фантастики, но теперь это сообщество со своей модой, музыкой и вкусами. Мы — сообщество, которое любит общаться, часто одеваясь в характерную одежду в стиле стимпанк. Мы посещаем исторические места, а также наслаждаемся музыкальными концертами и выступлениями.

Приветствуем новичков

Мы приветствуем «Steam-любопытных» — здоровайтесь, задавайте вопросы — для стимпанка нет преград — и, что пугает некоторых, нет правил о том, что такое именно стимпанк.

Для многих из нас два слова пришли, чтобы обобщить то, к чему мы стремимся как сообщество стимпанк; Будь Великолепен!

Почему нет изображений?

Вы могли заметить, что это единственная страница сайта, на которой нет фотографий. Это преднамеренно. Как видно из вышеизложенного, стимпанк — это широкий жанр творчества и роскоши. Не существует единого изображения или группы изображений, которые можно было бы включить в «определение» стимпанка.

 

Если вы ищете вдохновения для визуальной эстетики, не стесняйтесь искать в другом месте на этом веб-сайте, на нашей странице Facebook «Добро пожаловать в приют» и в более широком смысле в Интернете. У вас не будет недостатка во вдохновении.

Почему стимпанк так популярен? – my-steampunk-style

Стимпанк может сбить с толку тех, кто никогда о нем не слышал. Что такого увлекательного в научно-фантастическом викторианской эпохи ? Как конкретный мир стал самостоятельным жанром? Как бы то ни было, нельзя отрицать популярность термина «стимпанк» с многочисленными фильмами, видеоиграми, модными вещами и впечатляющим количеством книг.

Что такое стимпанк?

Стимпанк — это разновидность научной фантастики, которая представляет передовые паровые технологии в альтернативной промышленной революции или со стереотипными характеристиками того времени. Стимпанк-миры обычно сосредоточены на западном обществе, чаще всего в викторианской Англии, во Франции в стиле belle époque или иногда на Диком Диком Западе. 19Западная мода X века. Можно добавить такие архетипы, как сумасшедший ученый или пилот дирижабля…

Романы в стиле стимпанк часто сосредотачиваются на альтернативной истории, ухрониях, уделяя особое внимание реальным изобретателям, таким как Николай Тесла или Чарльз Бэббидж, для объяснения «передовых» технологий, таких как самолеты и компьютеры. которые работают на паровых двигателях. В этом литературном жанре также представлены переосмысленные персонажи, такие как Шерлок Холмс , доктор Джекил или Дракула.

Теперь, когда вы немного познакомились с концепцией, давайте начнем с того, почему стимпанк так популярен!

1.  Стимпанк – это сочетание исторических и научно-фантастических элементов.

Стимпанк – увлекательный жанр, который превратился из дальновидной спекулятивной фантастики в ностальгическую научную фантастику. Корни научной фантастики уходят в произведения Герберта Уэллса и Жюля Верна в таких книгах, как Война миров и Двадцать тысяч лье под водой . В этих книгах авторы XIX века представляют футуристические устройства, появившиеся раньше, впечатляющие по своим возможностям, но почти возможные для того времени.

Капитан Немо Верна, например, является капитаном Nautilus , подводной лодки, чьи возможности намного превосходят возможности любого корабля, существовавшего в то время. В своем комиксе «Лига выдающихся джентльменов» Алан Мур блестяще описывает Немо как «пирата науки».

Благодаря этому процессу стимпанк имеет как фактическую, так и вымышленную основу, псевдоисторическое происхождение, которое дает ему осязаемую претензию на легитимность.
Стимпанк кажется реальным, потому что он исходит из правдивого места. Авторы могут переосмыслить Викторианское общество , но они делают это, сочетая пользу ретроспективного взгляда с подлинными взглядами того времени.
Что бы вы ни писали, эта центральная реальность существует. В романе Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь льда и пламени» автор создает захватывающую битву за власть и изобилует ситуациями из реальных исторических событий. Люди темпераментны и непредсказуемы, но все мы распознаем истинное человеческое поведение, когда видим его.

Исторический контекст — не единственное, что делает стимпанк таким приятным; есть также неотъемлемая логика жанра.

2. Любовь к старинным механизмам

Часовой механизм играет большую роль в технике стимпанк, и не только потому, что он красив. Есть что-то в часовом механизме , что люди находят понятным. Шестеренки двигаются, и даже если мы не разбираемся в тонкостях, мы видим, что так работает устройство. Точно так же паровая энергия производит удовлетворительное количество шума, большие выбросы пара из огромных устройств, что соответствует тому, что, по нашему мнению, должна производить огромная машина.

Сравните это с современными технологиями, бесшумным электричеством и непостижимыми чипами, и вы увидите, что предлагает Steampunk. Как бы фантастично это ни звучало, стимпанк имеет смысл. Машины работают таким образом, который часто кажется более реальным, чем наш собственный мир.
В сочетании со строгим, основанным на правилах викторианским обществом, эта технология создает мир, который даже самый недавний читатель чувствует, что понимает мгновенно.

Роберт Рэнкин часто использует стимпанк в своих произведениях, но он использует его как базовый эффект для гораздо более странных идей. Русалки и инопланетяне появляются часто, но почему-то более приемлемы в окружении часового механизма. Мир кажется достаточно надежным, чтобы усилить способность читателя отложить недоверие. Они знают, что все работает, они видят, что все работает, поэтому этот новый поворот также должен иметь смысл.

Урок для авторов состоит в том, что стоит позволить читателю чувствовать себя немного комфортно. Будь то персонажи, мир или стиль, позволяя читателю узнать один аспект истории, он повысит свою готовность и способность принять все остальное.

Дж.К. В сериале Роулинг о Гарри Поттере используется аналогичный процесс. Гарри может жить в волшебном мире монстров и волшебников, но он обычный персонаж, погруженный в наш узнаваемый мир. Он становится элементом нормальности, присутствие которого делает фантастические события менее смешными. Мы верим в персонажа и, следовательно, с большей вероятностью верим событиям, свидетелем которых он является.

Чтобы читатель понял какой-то аспект истории, он должен сначала понять его. Логика стимпанка связана с его историей. Мы верим, что часы и пар работают, потому что смутно знаем, что они работают. Это реальные элементы нашего исторического прошлого. Точно так же создание персонажей на основе реальных эмоциональных побуждений и определяющих характеристик создаст мощный резонанс, на который откликнется читатель.

3. Впечатляющая эстетика стимпанка

Внешний вид в стиле стимпанк уникален. Он сочетает в себе забавные гаджеты из научной фантастики с богатой формальностью 19-го века для лучшего из обоих миров. Как жанр стимпанк обладает тем же очарованием, что и нарочито усложненная машина Руба Голдберга.

Это тенденция дизайна, которую мы все любим. Стимпанк зарекомендовал себя как творческий стиль, дань моде, литературный жанр и повод носить очки абсолютно со всем. И давайте посмотрим правде в глаза: кто не хочет носить очки?

Стимпанк сочетает в себе викторианскую эпоху и ее фантастические технологии с чистым воображением. Возьмите кружево и бархат, наденьте корсет и очки (для катания на велосипеде) и сочетайте медные паровые двигатели со здоровой дозой творчества. Вы окажетесь в узнаваемой вселенной Steampunk. Основанный на достаточном реализме, достаточном для создания жанра, а не на свободном нагромождении стилей и идей, но достаточно открытом, чтобы допускать всевозможные эксперименты и творчество.

Стимпанк официально существует с середины 1980-х годов и продолжает находить свою аудиторию. Что такого особенного в стимпанке, что заставляет его выдерживать десятилетия и что в последнее время сделало его более заметным?

Возможно, стиль стимпанк сочетает в себе замысловатость, пышность и внимание к деталям. Это резко контрастирует с четкими линиями IKEA и Helvetica; столько раздеваний… до бесплодия. Стимпанк оставляет позади эту современную стерильность с клубами пара, лязгом шестеренок и бунтарством. В то время как викторианская мода чиста и буквально застегнута на все пуговицы, викторианская техника шумна, ненадежна и экспериментальна.

Стимпанк — отличный жанр, в котором вы можете использовать свои творческие способности по-новому и попробовать что-то новое. Однако это не идеально. Это может быть захватывающим источником вдохновения для стимулирования вашего воображения.

4. Утопический мир, полный обещаний

Сила Жюля Верна заключалась в том, чтобы создавать экстраординарные истории, в то же время относительно правдоподобные. Оглядываясь назад, удивительно видеть, каким дальновидным он был. Многие из изобретений, описанных в этих книгах, теперь стали реальностью. Путешествие на Луну стало реальностью, подводные лодки теперь являются основным стратегическим оружием, а совершить кругосветное путешествие за 80 дней теперь более чем возможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *