Парк Стоу – украшенная ферма, ставшая английской пейзажной революцией: gorbutovich — LiveJournal
Архитектура
Хорошо учиться в школе с таким окружением. Здесь, в Стоу /Stowe, в главном доме-дворце с 1923 года открыта частная привилегированная школа Stowe School. Дворец этот, Стоу-хаус, стоит в центре знаменитого английского Ландшафтного парка Стоу /Stowe Landscape Garden.
Ландшафтный парк Стоу. Палладиевский мост и Готический храм. Идея моста позаимствована из чертежей Андреа Палладио и так пришлась по вкусу в Англии, что была воплощена сразу в трех разных усадьбах. А четвертой усадьбой стала резиденция Екатерины II Царское Село. Екатерина Великая называла себя «англоманкой» – в Британии она искала самых изящных образцов античных построек. / The National Trust — Stowe. Hawkwell Field. Bridge at Stowe Landscape Garden. Source
Парк Стоу создавался трудом многих выдающихся архитекторов XVIII века. Это первый в Англии великий парк нового ландшафтного стиля с многочисленными павильонами, видами и обособленными сценами.
Екатерина Великая шутя писала о себе «в моей плантомании первенствует англомания». Российская императрица от руки переписала сотни страниц английского садового трактата и задумала издание путеводителя по новому пейзажному стилю – английскому.
Чтение книг и рассматривание гравюр о Парке Стоу дало пищу воображению Екатерины II. По высочайшей воле в России появились реплики парковых построек Слоу.
2a-2b.
a. Гравюра из книги Бентона Сили «Виды храмов<…> в Стоу», 1750.
b. Лист из книги Джорджа Бикема «Красоты Стоу», 1750. Колонна Гренвиля и Греческий храм. Source
Две страницы из иллюстрированных книг о Стоу, с которыми могла быть знакома императрица.
Стоу – огромное старинное овцеводческое поместье, расположенное неподалеку от города Бакингем, графство Бакингемшир. Доходы от имения позволили семейству Темплов построить здесь сначала замок, а потом дворец: фасады простираются на триста метров, а число комнат достигало четырехсот.
Дом, Stowe House, вписан в ландшафт еще архитекторами XVII века. Семейство Темплов владело живописной территорией, на которой отращивали шерсть тысячи овец. Здесь впервые в эпоху Просвещения был создан образец «украшенной фермы». Теоретики пейзажного парка в начале XVIII столетия утверждали, что гибрид сельскохозяйственных угодий с красивой усадьбой уже осуществлен во Франции. Но это пропаганда, во Франции таких усадеб не было. Англичанам очень хотелось создавать не пейзажные сады, а целые живописные пейзажи.3.
1739 год. Вид из портика Stowe House на парк. На гравюре написано: «Published by S.Bridgeman. May 1739. View from the Portico of the House to the Park». [Если точно, то написано не «House», а «Houfe», во французском варианте «Chateau»]
Стоу стал местом приложения сил всего британского «пейзажного движения» 1710-1740-х годов. Владелец Стоу Ричард Темпл /Richard Temple (1675-1749), виконт Кобэм был военачальником, парламентарием, убежденным вигом, по моде своего времени – масоном, членом клуба Кит-Кэт.
В круг светских знакомств Ричарда Темпла входили архитектор и драматург Джон Ванбру, теоретик искусства Джозеф Аддисон, «граф-архитектор» лорд Бёрлингтон и члены его кружка, «садовый художник» Уильям Кент и поэт Александер Поуп. Они произвели пейзажную революцию в одной отдельно взятой английской усадьбе. Позже плод революции – английский парковый стиль распространится по всей Европе.
4.
Стоу в 1750 году / The north (entrance) front of Stowe in 1750 by George Bickham. Subsequent alterations included the addition of an extra storey to the centre of the facade, new colonnades and service wings to either side and the removal of the pond. via
Работы начались в 1711 году и продолжались более тридцати лет. Стоу – коллективное творение именитых архитекторов, первым из которых стал Чарлз Бриджмен (1690-1738). Прежний скромный сад был превращен в обширный парк. Чарлз Бриджмен работал в Стоу до 1735 года, а в 1720-х несколько проектов для парка выполнил сэр Джон Ванбру /John Vanbrugh – архитектор и драматург.
5.
Стоу-хаус — дворец — главный дом поместья / Stowe House. Source
Статья «Парк Стоу в Великобритании» из журнала «Architectural Digest» рассказывает о Стоу и его аллегорическом наполнении.
« Романтические пейзажи парка Стоу на самом деле – политическая и эстетическая шифровка. Его ландшафты подражают естественной природе, а павильоны и храмы насыщены философскими аллегориями.
6.
Поле Хоквелл. Готический “Храм свободы” сооружен в 1748 году по проекту Джеймса Гиббса.
Стоу заложил в 1713 году виконт Кобхем, представитель древнего рода Темплей. Влиятельный “виг” – политик-либерал, – Кобхем периодически попадал в опалу, и единственным способом высказаться для него были парковые пейзажи.
7.
Поле Хоквелл. Англичане восхищались великим итальянским архитектором XVI века Андреа Палладио и мечтали строить в его стиле. В Стоу Уильям Кент создал “Палладианский мост”. Этот павильон стал классикой жанра пейзажного сада. Его много раз копировали, в чем можно убедиться, побывав в Екатерининском парке Царского Села.
По замыслу виконта, парк Стоу должен был иллюстрировать контраст между несовершенством современного мира и утраченной гармонией прошлого.
8.
Оксфордская аллея. Когда-то здесь проходила древнеримская дорога. Мост построен в 1761 году архитектором Вальдрэ.
Центральная его часть – “Елисейские поля” – это картина идеального мира, рая на земле. За ней – “Поле Хоквелл”, посвященное славной истории Англии. Еще дальше – “Греческая долина”, наполненная образами античности. За “облагороженной” частью Стоу простирались охотничьи угодья, в том числе “Сонный лес”.
9.
Елисейские поля. “Храм античной добродетели” — парный “Храму британской доблести” — построен Уильямом Кентом в 1730-е годы. Этот павильон символизирует идеальную гармонию древнего мира.
Посетители сравнивали Стоу с ожившими театральными декорациями, в окружении которых они сами становились героями пьесы о Золотом веке. Это не удивительно, ведь парк создан при участии двух людей театра: Джона Ванбру, прославленного архитектора и драматурга, и Уильяма Кента, великого ландшафтного дизайнера и сценографа.
10.
Елисейские поля. В “Храме британской доблести” стоят бюсты великих англичан: Шекспира, Ньютона и политических единомышленников виконта Кобхема.
Парк был знаменит на всю Англию – уже в XVIII веке сюда водили экскурсии. Но постепенно Темпли разорились, и легендарный Стоу начал приходить в упадок. Его спасли, устроив здесь в 1923 году элитную школу, выпускником которой был лауреат “Оскара” актер Дэвид Нивен.
11.
Елисейские поля. Род Темплей владел Стоу с XVI века до 1921 года. На стене в “Гроте камушков” их герб и девиз: TEMPLA QUAM DILECTA (“Сколь прекрасны храмы”).
Текст: Евгения Микулина. Фото: Клайв Николс »
Опубликовано в журнале «Architectural Digest Russia» №12 (135) декабрь-январь 2014-2015.
То, что излагается дальше основано, в основном, на описаниях Бориса Соколова – одного из главных в России специалистов по истории культурного ландшафта.
Может быть и главного – не владею информацией. Профессор Соколов – создатель фундаментального сайта «Сады и время».12.
Стоу. Планировка ансамбля и его связь с городом Бакингем. Снимок со спутника. Схема Бориса Соколова. gardenhistory.ru
Первый архитектор аристократической фермы-сада Слоу Чарлз Бриджмен оформил границу парка оградой «ах-ах», дополненной по углам полукруглыми бастионами. Благодаря нехитрому садовому приему владельцы имения жили словно в большой зеленой крепости.
13.
Stowe House
Мода на садовую ограду под названием «Ах-ах» относится к эпохе пейзажных парков. Особенно любимы «ах-ах» были в Британии. В XVII веке садоводы столкнулись с противоречием: с одной стороны, пейзаж должен раскрываться во все стороны до горизонта, с другой — у поместья есть границы, а если это «украшенная ферма», то она вдобавок окружена стадами. Преодолеть эту трудность помогла «утопленная стена» — ров, скрытый поверхностью почвы. Посетитель, уверенный, что его маршрут ничем не ограничен, подходил к преграде и от неожиданности восклицал: «ах-ах!» – на европейских языках «ha-ha».
14.
Стоу. Световой купол. Центральный купольный зал дворца – центр всей усадьбы. Здание дворца занимает школа.
15.
Интерьер. Один из залов Стоу-хаус / Stowe House. Source
Одновременно с Чарлзом Бриджменом в преображении Стоу принимал участие архитектор Джон Ванбру (1664-1726).
16.
Стоу. Пирамида Ванбру. Гравюра Жака Риго. 1730-е. Source
Он поставил недалеко от главной оси парка высокую Пирамиду, которую хозяин владений посвятил памяти самого Ванбру после его кончины в 1726 году. Пирамида Ванбру не дошла до наших дней, но когда-то она поразила воображение российской императрицы Екатерины Великой, и она пожелала построить такой же памятник в Царском Селе. А она сохранилась.
17.
Всего время отняло у Стоу около тридцати павильонов.
18.
Стоу / Stowe National Trust
Вслед за Бриджменом к работе над обширной территорией усадьбы первого виконта Кобэм приступил архитектор-палладианец Уильям Кент, кардинальным образом изменивший облик имения. Именно при нем Стоу из единого открытого пространства превращается в череду индивидуальных сцен и обособленных художественных миров.
19.
Стоу. Греческая долина. Греческий храм Согласия и Победы. Source. «Храм согласия и победы был упомянут в качестве одного из благороднейших предметов, когда-либо украшавших сад <…>» – писал в 1770 году сэр Томас Вейтли в «Замечаниях о современном садоводстве, иллюстрированных описаниями».
В 1742 году владелец Стоу виконт Кобэм стал фельдмаршалом – получил высшее воинское звание. С того же 1742 года в Стоу под началом Уильяма Кента (1684-1748) стал работать Ланселот Браун (1715-1783) /Lancelot Brown, ставший со временем легендарным, самым востребованным ландшафтоустроителем Британии: «England’s greatest gardener». Позднее Брауна прозвали «Капабилити» /»Capability» /»Возможность» – Капабилити Браун, потому что мастер много говорил о «возможностях» мест, потенциале их преображения в пейзажную сцену.
20.
Стоу. Вид на изгиб Греческой долины от Храма Согласия и Победы. Фотография сделана на экскурсии для родителей учеников Stowe School / Stowe Landscape Gardens. Source. Вот другой вариант вида <= по ссылке снимок Бориса Соколова, октябрь 2010, почему-то его фотографии очень зеленые, несмотря на осень.
Браун автор более чем 170 парков, многие из которых до сих пор существуют. Он разрушил в Британии устаревшую систему французского регулярного сада и стал знаменитейшим представителем системы английского пейзажного парка, господствовавшей по всей Европе до середины XIX века.
В Стоу первой самостоятельной работой Капабилити Брауна стала Греческая долина. Героический и античный характер придает долине единственная постройка – Греческий храм, он же Храм Согласия и Победы, посвященный победам над французами по всему миру.
21.
Колонна Гренвиля и Греческий Храм Согласия и Победы в Греческой долине. Гравюра из книги Джорджа Бикема «Красоты Стоу», 1750. Source
Ростральная колонна посвящена капитану Гренвилю, племяннику виконта Кобэма, погибшему в морском сражении.
«Дочка» Колонны Гренвиля украшает Царское Село – это Чесменская колонна посреди Большого озера, только она повествует не о гибели близких, а о державной победе над вражеским флотом.
Сейчас в Стоу колонна Гренвиля стоит на Елисейских полях над запрудой, которую понимали как символ моря. Изначально виконт Кобэм поставил Колонну в Греческой долине, неподалеку от античного храма, вскоре после гибели Гренвиля в 1747 году. Племянник виконта, его наследник и тезка, граф Ричард Кобэм, в 1756 году перенес памятник своему брату к воде «реки Стикс», и заменил статую Нептуна на изображение Каллиопы, музы трагической поэзии. Теперь она смотрит на Памятник Доблестным британцам, разворачивая свиток с надписью «Лишь о великом пою».
22.
Стоу. Елисейские поля. Памятник Доблестным британцам /
National Trust — Stowe. Source. Зеленый вариант Бориса Соколова
«Доблестные Британцы». В подкове-«пантеоне» Королева Елизавета и ее сиятельные рыцари-пираты Уолтер Рэйли и Фрэнсис Дрейк, защитники Англии король Альфред и «Черный Принц» Эдуард, философ Джон Локк и физик Ньютон, драматург Шекспир и высоко ценимый пейзажной эпохой поэт Милтон; архитектор Иниго Джонс и без надписи, ибо живой классик, Александер Поуп.
23.
На первом плане Томас Грешэм – создатель Лондонской Биржи. Стоу. Памятник Доблестным Британцам. Source
Каждый бюст сопровождается красноречивым текстом. Эпитафия Королю Альфреду гласит: «Добрейший, справедливейший и милосерднейший из королей; отбивший Датчан, охранивший Моря, поддержавший Познанье, установивший Суды, сокрушивший Продажность, спасший Свободу, и ставший Создателем Английской Конституции».
24.
Стоу. Вид со стороны дворца на Триумфальную арку и озеро / Photo by Phillippa Ashley. Source. Другой вариант вида – сайта Сады и время Бориса Соколова
Преобразование Стоу продолжалось и после ухода из жизни его владельца. Так, по проекту Томаса Питта – известного политика и племянника Ричарда Темпла была возведена Коринфская арка, завершающая великий вид.
25.
Вид на Stowe House с противоположного берега озера. Source
У зрителя возникает ощущение грандиозного масштаба потому, что от колоннады дворца до триумфальной арки нет ни одной архитектурной преграды.
Дорога от арки, прямая как стрела, ведет через поля прямо в центр Бакингема, зримо связывая Темплов со столицей графства. В Бакингеме, между прочим, было общественное здание, которое Ричард Темпл построил на собственные деньги, дабы показать свое влияние. Это здание – городская тюрьма.
26.
Поле Хоквелл. Готический храм / The Gothic Temple — you can stay here as it’s a holiday cottage, by kind permssion if the Landmark Trust
Готический храм – красный камень, готические мотивы, треугольный план. Это одно из ранних произведений патриотической архитектуры Англии. Для французов этой эпохи средневековый готический стиль был пикантным уродством, варварским прошлым. А для англичан, напротив, «готическое» означало «готское» – наше, родное, древнеанглийское. Поэтому в Стоу в 1748 году и возник такой павильон, украшенный внутри изображениями планет.
27.
Елисейские поля. Храм античной добродетели / The Temple of Ancient Virtue. National Trust — Stowe
28.
Статуя Венеры в ротонде
Западный сад – открытая местность со множеством памятников. В центре склона – ротонда со статуей Венеры.
29.
Вид на замок
От Готического храма дальше, на восток, за лугами расположен небольшой, но мощный замок с зубчатыми башнями. За крепостным фасадом – ферма, которую не хотели выставлять напоказ в такой ответственной пейзажной сцене.
30.
Упомянуты не все памятники Стоу.
Источники и дополнительные материалы:
Часть ссылок дана в тексте.
Фотографии, если не указан источник, то Stowe House, Stowe School, National Trust — Stowe.
Источник для текста вне статьи из AD – материалы Бориса Михайловича Соколова. Он – доктор искусствоведения, профессор Факультета истории искусства РГГУ, координатор Семинара РГГУ «История культурного ландшафта», член Правления Общества изучения русской усадьбы, автор и координатор образовательного проекта «Сады и время» — www.gardenhistory.ru, фотограф, путешественник, большой садово-парковый энтузиаст.
Борис Михайлович Соколов. Весь мир — пейзаж. Прогулка по Стоу (1)
Борис Михайлович Соколов. Прогулка по Стоу (2)
[Нажмите, чтобы увидеть остальные ссылки]
Борис Михайлович Соколов. Пейзажная революция в английской усадьбе // DACHA.TV
Борис Соколов. Томас Вейтли и рождение английской теории пейзажного парка // Искусствознание 1/06. С. 136-143
Томас Вейтли. Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями (1770). 1 // Искусствознание 1/06. С. 144-170. © Перевод, комментарии. Б.М. Соколов, 2006 г.
Томас Вейтли. Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями (1770). 2 // Искусствознание 1/06. С. 179-185. © Перевод, комментарии. Б.М. Соколов, 2006 г.
«Английская плантомания Екатерины Великой» // Gardenhistory.ru
https://en.wikipedia.org/wiki/Stowe_House
Национальный фонд Великобритании — Слоу / National Trust — Stowe
Stowe House // Stowe School
См. также архитектурное:
[Spoiler (click to open)]
6 королевских резиденций Англии
Библиотеки как памятники архитектуры и искусства
Место, где рухнула Российская империя. Петергофская дворцовая дача Коттедж
Самые красивые дворцы российских императоров
Александр Меншиков и его дворец в Санкт-Петербурге
Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
Парк Стоу – украшенная ферма, ставшая английской пейзажной революцией
Оригинал взят у gorbutovich в Парк Стоу – украшенная ферма, ставшая английской пейзажной революцией
Архитектура
Хорошо учиться в школе с таким окружением. Здесь, в Стоу /Stowe, в главном доме-дворце с 1923 года открыта частная привилегированная школа Stowe School. Дворец этот, Стоу-хаус, стоит в центре знаменитого английского Ландшафтного парка Стоу /Stowe Landscape Garden.
Ландшафтный парк Стоу. Палладиевский мост и Готический храм. Идея моста позаимствована из чертежей Андреа Палладио и так пришлась по вкусу в Англии, что была воплощена сразу в трех разных усадьбах. А четвертой усадьбой стала резиденция Екатерины II Царское Село. Екатерина Великая называла себя «англоманкой» – в Британии она искала самых изящных образцов античных построек. / The National Trust — Stowe. Hawkwell Field. Bridge at Stowe Landscape Garden. Source
Парк Стоу создавался трудом многих выдающихся архитекторов XVIII века. Это первый в Англии великий парк нового ландшафтного стиля с многочисленными павильонами, видами и обособленными сценами.
Екатерина Великая шутя писала о себе «в моей плантомании первенствует англомания». Российская императрица от руки переписала сотни страниц английского садового трактата и задумала издание путеводителя по новому пейзажному стилю – английскому.
Чтение книг и рассматривание гравюр о Парке Стоу дало пищу воображению Екатерины II. По высочайшей воле в России появились реплики парковых построек Слоу.
2a-2b.
a. Гравюра из книги Бентона Сили «Виды храмов<…> в Стоу», 1750.
b. Лист из книги Джорджа Бикема «Красоты Стоу», 1750. Колонна Гренвиля и Греческий храм. Source
Две страницы из иллюстрированных книг о Стоу, с которыми могла быть знакома императрица.
Стоу – огромное старинное овцеводческое поместье, расположенное неподалеку от города Бакингем, графство Бакингемшир. Доходы от имения позволили семейству Темплов построить здесь сначала замок, а потом дворец: фасады простираются на триста метров, а число комнат достигало четырехсот. Дом, Stowe House, вписан в ландшафт еще архитекторами XVII века. Семейство Темплов владело живописной территорией, на которой отращивали шерсть тысячи овец. Здесь впервые в эпоху Просвещения был создан образец «украшенной фермы». Теоретики пейзажного парка в начале XVIII столетия утверждали, что гибрид сельскохозяйственных угодий с красивой усадьбой уже осуществлен во Франции. Но это пропаганда, во Франции таких усадеб не было. Англичанам очень хотелось создавать не пейзажные сады, а целые живописные пейзажи.
3.
1739 год. Вид из портика Stowe House на парк. На гравюре написано: «Published by S.Bridgeman. May 1739. View from the Portico of the House to the Park». [Если точно, то написано не «House», а «Houfe», во французском варианте «Chateau»]
Стоу стал местом приложения сил всего британского «пейзажного движения» 1710-1740-х годов. Владелец Стоу Ричард Темпл /Richard Temple (1675-1749), виконт Кобэм был военачальником, парламентарием, убежденным вигом, по моде своего времени – масоном, членом клуба Кит-Кэт. С 1742 года – он фельдмаршал.
В круг светских знакомств Ричарда Темпла входили архитектор и драматург Джон Ванбру, теоретик искусства Джозеф Аддисон, «граф-архитектор» лорд Бёрлингтон и члены его кружка, «садовый художник» Уильям Кент и поэт Александер Поуп. Они произвели пейзажную революцию в одной отдельно взятой английской усадьбе. Позже плод революции – английский парковый стиль распространится по всей Европе.
4.
Стоу в 1750 году / The north (entrance) front of Stowe in 1750 by George Bickham. Subsequent alterations included the addition of an extra storey to the centre of the facade, new colonnades and service wings to either side and the removal of the pond. via
Работы начались в 1711 году и продолжались более тридцати лет. Стоу – коллективное творение именитых архитекторов, первым из которых стал Чарлз Бриджмен (1690-1738). Прежний скромный сад был превращен в обширный парк. Чарлз Бриджмен работал в Стоу до 1735 года, а в 1720-х несколько проектов для парка выполнил сэр Джон Ванбру /John Vanbrugh – архитектор и драматург.
5.
Стоу-хаус — дворец — главный дом поместья / Stowe House. Source
Статья «Парк Стоу в Великобритании» из журнала «Architectural Digest» рассказывает о Стоу и его аллегорическом наполнении.
« Романтические пейзажи парка Стоу на самом деле – политическая и эстетическая шифровка. Его ландшафты подражают естественной природе, а павильоны и храмы насыщены философскими аллегориями.
6.
Поле Хоквелл. Готический “Храм свободы” сооружен в 1748 году по проекту Джеймса Гиббса.
Стоу заложил в 1713 году виконт Кобхем, представитель древнего рода Темплей. Влиятельный “виг” – политик-либерал, – Кобхем периодически попадал в опалу, и единственным способом высказаться для него были парковые пейзажи.
7.
Поле Хоквелл. Англичане восхищались великим итальянским архитектором XVI века Андреа Палладио и мечтали строить в его стиле. В Стоу Уильям Кент создал “Палладианский мост”. Этот павильон стал классикой жанра пейзажного сада. Его много раз копировали, в чем можно убедиться, побывав в Екатерининском парке Царского Села.
По замыслу виконта, парк Стоу должен был иллюстрировать контраст между несовершенством современного мира и утраченной гармонией прошлого.
8.
Оксфордская аллея. Когда-то здесь проходила древнеримская дорога. Мост построен в 1761 году архитектором Вальдрэ.
Центральная его часть – “Елисейские поля” – это картина идеального мира, рая на земле. За ней – “Поле Хоквелл”, посвященное славной истории Англии. Еще дальше – “Греческая долина”, наполненная образами античности. За “облагороженной” частью Стоу простирались охотничьи угодья, в том числе “Сонный лес”.
9.
Елисейские поля. “Храм античной добродетели” — парный “Храму британской доблести” — построен Уильямом Кентом в 1730-е годы. Этот павильон символизирует идеальную гармонию древнего мира.
Посетители сравнивали Стоу с ожившими театральными декорациями, в окружении которых они сами становились героями пьесы о Золотом веке. Это не удивительно, ведь парк создан при участии двух людей театра: Джона Ванбру, прославленного архитектора и драматурга, и Уильяма Кента, великого ландшафтного дизайнера и сценографа.
10.
Елисейские поля. В “Храме британской доблести” стоят бюсты великих англичан: Шекспира, Ньютона и политических единомышленников виконта Кобхема.
Парк был знаменит на всю Англию – уже в XVIII веке сюда водили экскурсии. Но постепенно Темпли разорились, и легендарный Стоу начал приходить в упадок. Его спасли, устроив здесь в 1923 году элитную школу, выпускником которой был лауреат “Оскара” актер Дэвид Нивен.
11.
Елисейские поля. Род Темплей владел Стоу с XVI века до 1921 года. На стене в “Гроте камушков” их герб и девиз: TEMPLA QUAM DILECTA (“Сколь прекрасны храмы”).
Текст: Евгения Микулина. Фото: Клайв Николс »
Опубликовано в журнале «Architectural Digest Russia» №12 (135) декабрь-январь 2014-2015.
То, что излагается дальше основано, в основном, на описаниях Бориса Соколова – одного из главных в России специалистов по истории культурного ландшафта. Может быть и главного – не владею информацией. Профессор Соколов – создатель фундаментального сайта «Сады и время».
12.
Стоу. Планировка ансамбля и его связь с городом Бакингем. Снимок со спутника. Схема Бориса Соколова. gardenhistory.ru
Первый архитектор аристократической фермы-сада Слоу Чарлз Бриджмен оформил границу парка оградой «ах-ах», дополненной по углам полукруглыми бастионами. Благодаря нехитрому садовому приему владельцы имения жили словно в большой зеленой крепости.
13.
Stowe House
Мода на садовую ограду под названием «Ах-ах» относится к эпохе пейзажных парков. Особенно любимы «ах-ах» были в Британии. В XVII веке садоводы столкнулись с противоречием: с одной стороны, пейзаж должен раскрываться во все стороны до горизонта, с другой — у поместья есть границы, а если это «украшенная ферма», то она вдобавок окружена стадами. Преодолеть эту трудность помогла «утопленная стена» — ров, скрытый поверхностью почвы. Посетитель, уверенный, что его маршрут ничем не ограничен, подходил к преграде и от неожиданности восклицал: «ах-ах!» – на европейских языках «ha-ha».
14.
Стоу. Световой купол. Центральный купольный зал дворца – центр всей усадьбы. Здание дворца занимает школа.
15.
Интерьер. Один из залов Стоу-хаус / Stowe House. Source
Одновременно с Чарлзом Бриджменом в преображении Стоу принимал участие архитектор Джон Ванбру (1664-1726).
16.
Стоу. Пирамида Ванбру. Гравюра Жака Риго. 1730-е. Source
Он поставил недалеко от главной оси парка высокую Пирамиду, которую хозяин владений посвятил памяти самого Ванбру после его кончины в 1726 году. Пирамида Ванбру не дошла до наших дней, но когда-то она поразила воображение российской императрицы Екатерины Великой, и она пожелала построить такой же памятник в Царском Селе. А она сохранилась.
17.
Всего время отняло у Стоу около тридцати павильонов.
18.
Стоу / Stowe National Trust
Вслед за Бриджменом к работе над обширной территорией усадьбы первого виконта Кобэм приступил архитектор-палладианец Уильям Кент, кардинальным образом изменивший облик имения. Именно при нем Стоу из единого открытого пространства превращается в череду индивидуальных сцен и обособленных художественных миров.
19.
Стоу. Греческая долина. Греческий храм Согласия и Победы. Source. «Храм согласия и победы был упомянут в качестве одного из благороднейших предметов, когда-либо украшавших сад <…>» – писал в 1770 году сэр Томас Вейтли в «Замечаниях о современном садоводстве, иллюстрированных описаниями».
В 1742 году владелец Стоу виконт Кобэм стал фельдмаршалом – получил высшее воинское звание. С того же 1742 года в Стоу под началом Уильяма Кента (1684-1748) стал работать Ланселот Браун (1715-1783) /Lancelot Brown, ставший со временем легендарным, самым востребованным ландшафтоустроителем Британии: «England’s greatest gardener». Позднее Брауна прозвали «Капабилити» /»Capability» /»Возможность» – Капабилити Браун, потому что мастер много говорил о «возможностях» мест, потенциале их преображения в пейзажную сцену.
20.
Стоу. Вид на изгиб Греческой долины от Храма Согласия и Победы. Фотография сделана на экскурсии для родителей учеников Stowe School / Stowe Landscape Gardens. Source. Вот другой вариант вида <= по ссылке снимок Бориса Соколова, октябрь 2010, почему-то его фотографии очень зеленые, несмотря на осень.
Браун автор более чем 170 парков, многие из которых до сих пор существуют. Он разрушил в Британии устаревшую систему французского регулярного сада и стал знаменитейшим представителем системы английского пейзажного парка, господствовавшей по всей Европе до середины XIX века.
В Стоу первой самостоятельной работой Капабилити Брауна стала Греческая долина. Героический и античный характер придает долине единственная постройка – Греческий храм, он же Храм Согласия и Победы, посвященный победам над французами по всему миру.
21.
Колонна Гренвиля и Греческий Храм Согласия и Победы в Греческой долине. Гравюра из книги Джорджа Бикема «Красоты Стоу», 1750. Source
Ростральная колонна посвящена капитану Гренвилю, племяннику виконта Кобэма, погибшему в морском сражении.
«Дочка» Колонны Гренвиля украшает Царское Село – это Чесменская колонна посреди Большого озера, только она повествует не о гибели близких, а о державной победе над вражеским флотом.
Сейчас в Стоу колонна Гренвиля стоит на Елисейских полях над запрудой, которую понимали как символ моря. Изначально виконт Кобэм поставил Колонну в Греческой долине, неподалеку от античного храма, вскоре после гибели Гренвиля в 1747 году. Племянник виконта, его наследник и тезка, граф Ричард Кобэм, в 1756 году перенес памятник своему брату к воде «реки Стикс», и заменил статую Нептуна на изображение Каллиопы, музы трагической поэзии. Теперь она смотрит на Памятник Доблестным британцам, разворачивая свиток с надписью «Лишь о великом пою».
22.
Стоу. Елисейские поля. Памятник Доблестным британцам /
National Trust — Stowe. Source. Зеленый вариант Бориса Соколова
«Доблестные Британцы». В подкове-«пантеоне» Королева Елизавета и ее сиятельные рыцари-пираты Уолтер Рэйли и Фрэнсис Дрейк, защитники Англии король Альфред и «Черный Принц» Эдуард, философ Джон Локк и физик Ньютон, драматург Шекспир и высоко ценимый пейзажной эпохой поэт Милтон; архитектор Иниго Джонс и без надписи, ибо живой классик, Александер Поуп.
23.
На первом плане Томас Грешэм – создатель Лондонской Биржи. Стоу. Памятник Доблестным Британцам. Source
Каждый бюст сопровождается красноречивым текстом. Эпитафия Королю Альфреду гласит: «Добрейший, справедливейший и милосерднейший из королей; отбивший Датчан, охранивший Моря, поддержавший Познанье, установивший Суды, сокрушивший Продажность, спасший Свободу, и ставший Создателем Английской Конституции».
24.
Стоу. Вид со стороны дворца на Триумфальную арку и озеро / Photo by Phillippa Ashley. Source. Другой вариант вида – сайта Сады и время Бориса Соколова
Преобразование Стоу продолжалось и после ухода из жизни его владельца. Так, по проекту Томаса Питта – известного политика и племянника Ричарда Темпла была возведена Коринфская арка, завершающая великий вид.
25.
Вид на Stowe House с противоположного берега озера. Source
У зрителя возникает ощущение грандиозного масштаба потому, что от колоннады дворца до триумфальной арки нет ни одной архитектурной преграды.
Дорога от арки, прямая как стрела, ведет через поля прямо в центр Бакингема, зримо связывая Темплов со столицей графства. В Бакингеме, между прочим, было общественное здание, которое Ричард Темпл построил на собственные деньги, дабы показать свое влияние. Это здание – городская тюрьма.
26.
Поле Хоквелл. Готический храм / The Gothic Temple — you can stay here as it’s a holiday cottage, by kind permssion if the Landmark Trust
Готический храм – красный камень, готические мотивы, треугольный план. Это одно из ранних произведений патриотической архитектуры Англии. Для французов этой эпохи средневековый готический стиль был пикантным уродством, варварским прошлым. А для англичан, напротив, «готическое» означало «готское» – наше, родное, древнеанглийское. Поэтому в Стоу в 1748 году и возник такой павильон, украшенный внутри изображениями планет.
27.
Елисейские поля. Храм античной добродетели / The Temple of Ancient Virtue. National Trust — Stowe
28.
Статуя Венеры в ротонде
Западный сад – открытая местность со множеством памятников. В центре склона – ротонда со статуей Венеры.
29.
Вид на замок
От Готического храма дальше, на восток, за лугами расположен небольшой, но мощный замок с зубчатыми башнями. За крепостным фасадом – ферма, которую не хотели выставлять напоказ в такой ответственной пейзажной сцене.
30.
Упомянуты не все памятники Стоу.
Источники и дополнительные материалы:
Часть ссылок дана в тексте.
Фотографии, если не указан источник, то Stowe House, Stowe School, National Trust — Stowe.
Источник для текста вне статьи из AD – материалы Бориса Михайловича Соколова. Он – доктор искусствоведения, профессор Факультета истории искусства РГГУ, координатор Семинара РГГУ «История культурного ландшафта», член Правления Общества изучения русской усадьбы, автор и координатор образовательного проекта «Сады и время» — www.gardenhistory.ru, фотограф, путешественник, большой садово-парковый энтузиаст.
Борис Михайлович Соколов. Весь мир — пейзаж. Прогулка по Стоу (1)
Борис Михайлович Соколов. Прогулка по Стоу (2)
[Нажмите, чтобы увидеть остальные ссылки]
Борис Михайлович Соколов. Пейзажная революция в английской усадьбе // DACHA.TV
Борис Соколов. Томас Вейтли и рождение английской теории пейзажного парка // Искусствознание 1/06. С. 136-143
Томас Вейтли. Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями (1770). 1 // Искусствознание 1/06. С. 144-170. © Перевод, комментарии. Б.М. Соколов, 2006 г.
Томас Вейтли. Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями (1770). 2 // Искусствознание 1/06. С. 179-185. © Перевод, комментарии. Б.М. Соколов, 2006 г.
«Английская плантомания Екатерины Великой» // Gardenhistory.ru
https://en.wikipedia.org/wiki/Stowe_House
Национальный фонд Великобритании — Слоу / National Trust — Stowe
Stowe House // Stowe School
См. также архитектурное:
[Spoiler (click to open)]
6 королевских резиденций Англии
Библиотеки как памятники архитектуры и искусства
Место, где рухнула Российская империя. Петергофская дворцовая дача Коттедж
Самые красивые дворцы российских императоров
Александр Меншиков и его дворец в Санкт-Петербурге
Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге
Посещение Стоу Хаус | Buckinghamshire
Южный фасад Стоу Хаус | © National Trust Images / John MillarПосмотрите на поместье целиком, как если бы вы были посетителем в 1800-х годах. Фонд по сохранению дома Стоу, работающий со школой Стоу, стремится открыть дом Стоу для посетителей в определенное время. Откройте для себя комнаты, имитирующие древние миры и классические руины, отражающие яркие характеры их создателей. И не пропустите потолки и стены, украшенные скрытыми посланиями, намекающими на былое могущество семьи.
Посмотрите, как был восстановлен Стоу Хаус
Фонд сохранения Стоу Хаус был основан в 1997 году, чтобы восстановить дом и поделиться этим особым местом со всем миром. Внутри дома вы можете увидеть результаты одного из самых новаторских реставрационных проектов 21 века и одного из самых роскошных домов в Англии.
Следуйте по стопам Ланселота «Способность» Брауна
Стоу был местом, где началась карьера «Способности» Брауна и где он стал известен как очень уважаемый ландшафтный архитектор. Это было место, которое он называл домом в течение 10 лет, женившись и воспитав здесь свою семью. Узнайте больше о влиянии Брауна на Стоу в Центре открытий и совершите экскурсии по парадным залам, в которых также есть элементы истории Брауна.
Как посетить Stowe House
Купите билет в дом заранее онлайн или в центре для посетителей Stowe House. Расстояние от New Inn до дома составляет примерно 1,3 мили, поэтому выделите достаточно времени, чтобы дойти до входа. Загрузите приветственную карту Stowe House для получения дополнительной информации.
Посетите веб-сайт Stowe для получения дополнительной информации, включая требования к доступу.
Узнайте больше в Stowe
Узнайте, когда Stowe открыт, как сюда добраться, что посмотреть и чем заняться и многое другое.
Спланируйте свой визит
Артикул
Артикул
История Стоу
Раскройте слои истории, взглянув на Стоу на протяжении веков, а также на людей, которые превратили его в величественное георгианское поместье, которое вы можете увидеть сегодня.
Артикул
Артикул
Чем заняться в ландшафтном саду Стоу
Откройте для себя истории, стоящие за дорогами порока, добродетели и свободы, пролегающими через сад Стоу, а также индивидуальную красоту и значимость каждой области.
Артикул
Артикул
Семейные развлечения в Стоу
Оживите детей в Стоу и исследуйте мир озер, волшебных лесов, огромных храмов и искривленных деревьев.
Дома и постройки
Исторические здания являются сокровищницей историй, произведений искусства и коллекций. Узнайте больше о том, что делает эти места такими особенными, и спланируйте свое посещение.
Дома и здания в Оксфордшире, Бакингемшире и Беркшире
Откройте для себя одни из лучших загородных домов и зданий в стране, рассказывающие увлекательные истории о любви и деньгах, политических интригах и скандалах.
Ландшафтный сад Стоу, Бакингемшир Путеводитель
Ландшафтный сад Стоу
Стоу занимает важное место в истории садоводства. Это был один из первых и, безусловно, самый влиятельный из тех, что стали называть «пейзажными садами». Подробнее о развитии ландшафтного садоводства читайте в нашей статье здесь.
Сады произошли от более раннего формального сада в стиле барокко, разбитого вокруг дома Стоу, дома семьи Темпл-Гренвилл. Примерно в 1718 году Ричард Темпл, барон (впоследствии виконт) Кобхэм решил заменить этот формальный сад садом, который больше соответствовал его собственному пониманию того, каким должен быть сад.
Чтобы помочь ему воплотить свое видение, которое подпитывалось как политическим пылом, так и художественным чутьем, Кобхэм пригласил сэра Джона Ванбру, архитектора Бленхеймского дворца, и Чарльза Бриджмена.
Работая со своим покровителем, Ванбру и Бриджмен начали преобразование прежних садов в Стоу в классический ландшафт храмов и гротов, дорожек и видов. Уильям Кент и Джеймс Гиббс были привлечены к работе с Бриджменом, который умер в 1738 году. Его сменил, пожалуй, самый известный и успешный дизайнер ландшафтных садов всех времен в лице Ланселота «Способность» Брауна.
Stowe House
Stowe постоянно развивался, пока Браун не ушел, чтобы продолжить свою очень успешную карьеру в 1751 году. В течение следующих столетий пейзаж смягчался по мере того, как деревья, посаженные Брауном, росли, но в то же время классические храмы чувствовали себя течение лет.
Более того, семья Темпл-Гренвиль ощутила, как уходит их состояние, которому помогал расточительный 2-й герцог Бекингем. В начале 20 века дом был продан и переходил из рук в руки, пока не стал частной школой. В конечном итоге сад был передан Национальному фонду, и теперь более 40 памятников были восстановлены и сохранены для нашего удовольствия.
Стоу — не драматический сад; это не предназначено как таковое. Вместо этого это сад, по которому можно прогуляться. Здесь есть извилистые тропинки и скрытые террасы, защищенные рощи и внезапные, неожиданные виды, которые так и вопиют, чтобы ими восхищались. Классических храмов больше, чем я мог бы описать в этой статье, поэтому я упомяну лишь некоторые из них.
Храм Свободы
Мост Палладио
Мост Палладио, кажется, притягивает посетителей. Мост пересекает сужающийся юго-западный угол озера Октагон. Термин «палладианский» относится к Андреа Палладио, итальянскому архитектору 16-го века, который популяризировал архитектурный стиль, напоминающий древний Рим и Грецию. Палладианский мост следует этой классической схеме. Первоначально оно возвышалось над водой намного выше, чем кажется сегодня, но с годами уровень озера значительно поднялся.
Храм британских достойных
Этот храм в форме полумесяца стоит на берегу реки Стикс на Елисейских полях. Он состоит из одной длинной аркады, в которой расположены ниши, в каждой из которых установлен бюст британского знатного человека.
«Достойные» делятся поровну между людьми действия и интеллекта, поэтому здесь мы находим таких разных достойных, как Уильям Шекспир и Эдвард, Черный принц, королева Елизавета I и философ Джон Локк. Что так интригует в этом храме, так это не архитектура, которая прекрасна, а скорее то, кого сочли достойным включения или исключения.
Храм древних добродетелей
Совершенно очевидно, что лорд Кобхэм обращался к более ранним временам, когда герои древнего мира жили в [весьма идеализированном] мире знаний и гражданских добродетелей. Утверждение было бы еще более очевидным, если бы аналог Храма Древних Добродетелей, Храм Современных Добродетелей, уцелел. К сожалению, этого не произошло, но, возможно, вы сможете догадаться о намерениях Кобэма, зная, что Храм Современной Добродетели был задуман как руины. Хм…
Посещение Стоу
В Стоу есть на что посмотреть. Сады пользуются огромной популярностью, поэтому в солнечные выходные здесь может быть многолюдно. Тем не менее, площадь садов огромна, поэтому никогда не возникает ощущения, что вы перегружены другими посетителями. Дорожки, как правило, очень хорошие, но есть несколько крутых участков и места, которые могут быть скользкими в мокрую погоду.
Посмотрите, сможете ли вы запланировать поездку на один из дней открытых дверей для Stowe House, который предлагает прекрасный взгляд на предысторию и жизнь семьи, которая создала эти чудесные сады, которыми мы все еще можем наслаждаться. Чтобы лучше понять, что может предложить Stowe Landscape Gardens, нажмите на ссылку ниже, чтобы посетить нашу фотогалерею, которая предлагает небольшой виртуальный тур по большей части садов.
Связанный:
Ландшафтные сады
Ближайшее жилье к Стоу Пейзаж Гарден:
Самообслуживание — Гостиницы типа «постель и завтрак»
11,7
миль
Ludgershall, Buckinghamshire
Спальных мест: 2
Пребывание от: £350.00 — 781.00
Yew Tree Farm, Ludgershall —
11,8
миль
Ludgershall, Buckinghamshire
Спальных мест: 16
Пребывание от: £2925,00 — 17616,00
Коттедж с видом на фонтан, Аппер-Хейфорд —
12.3
миль
Аппер-Хейфорд, Оксфордшир
Спальных мест: 4
Пребывание от: £438,00 — 1954,00
Подробнее Самообслуживание рядом со Стоу Пейзаж Гарден
Ближайшие отели
Дом Исингтона —
13.2
миль
Банбери, Оксфордшир
Пребывание от: £39,95
Гостиница Лебедь —
13,4
миль
Milton Keynes, Buckinghamshire
Пребывание от: £40.