Тадаси Кавамата: «Я представляю свое искусство как жевательную резинку»
НовостиИнтервью
О том, как сэкономить на хранении работ, зачем собирать фотографии природных катастроф и как сделать произведение искусства из мусора, TANR рассказал Тадаси Кавамата, представивший новый проект «На птичьих правах» в ГМИИ им. А.С.Пушкина
Дарья Палаткина
31.08.2018
Тадаси Кавамата.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Вы вслед за Александром Бродским продолжили музейный проект «Кабинет директора». Как вы считаете, насколько ваша работа отражает личность человека, который в нем работает?
Я встречался с директором музея Мариной Лошак, но только когда я пришел в сам кабинет, мне действительно стало ясно, как действовать. Кабинет директора — это не пустое пространство. Любой большой музей очень сложно понять, и еще сложнее — изменить. То, что я создал, совсем недавно было невозможным, поэтому я постарался сделать в музее как можно больше. И результат стал сюрпризом для всех.
Что вы решили сделать в кабинете?
Как и в других частях Пушкинского, я свил гнездо.
Обычно вы создаете каждый проект специально для площадки, где он разместится, а не выставляете ранее созданные работы. Почему?
Мне такой подход нравится по многим причинам. Когда я только начинал карьеру художника, у меня не было работ, которые нужно было бы хранить, потому что у меня попросту не хватало денег, чтобы где-то держать мое искусство. Когда я взялся за инсталляции, я подумал: может, стоит создавать работы сразу на месте, там, где будет выставка? С тех пор так и делаю. В общем, основная причина — экономическая. Во-вторых, я раньше жил в Японии. Когда европейские кураторы приглашают японского художника, они вынуждены столкнуться с большими тратами: помимо внушительных расходов на билеты, есть и еще более внушительные — на транспортировку и страховку работ. Пригласить меня выходит дешевле — мне достаточно билета. Все необходимые материалы и инструменты я могу найти на площадке. Так что я ничего с собой не везу, просто приезжаю и какое-то время живу.
Тадаси Кавамата. Проект «На птичьих правах».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
В работах вы часто задействуете уже использованные материалы и не покупаете ничего нового. Как вы находите предметы, из которых будете создавать инсталляции?
Я спрашиваю, что есть ненужного на площадке. У строительного мусора в этом смысле уже есть связь с местом, где появится инсталляция. В этот раз мне достался старый паркет из усадьбы Голицыных. Я всегда так говорю: «Посмотрите на эту дощечку — это часть того паркета. Сколько людей по ней прошли? Сколько всего она повидала?» Для меня важно использовать богатый историей материал. С паркетом я работал в Итальянском дворике, но в других местах использовал и новое дерево.
Почему вы сами выступаете в роли плотника при создании своих работ, а не просто даете указания ассистентам?
Я — не архитектор. Мне нравится процесс создания работ. Можно было бы бегать и диктовать всем, как что сделать, а потом объяснять, как переделать, но я предпочитаю быть в физическом контакте со своими инсталляциями. Тем более с материалом никогда не понятно, какого он будет размера, сколько его будет, насколько он старый, сколько весит и т. д. Сплошная физика: направление, место, масштаб, ветер, давление, гравитация — все имеет значение. Я стараюсь все проверять сам: масштаб, какой стороной закрепили объект и т. д. Но хорошо, когда есть ассистент, который всегда находится на площадке.
Вы часто работаете со студентами-архитекторами. Вы передаете им свой опыт?
Не имею представления! Я никогда не учился архитектуре. Я, скорее, принадлежу к школе масляной живописи — по крайней мере, принадлежал, когда учился. Но преподавать я начал именно студентам-архитекторам, и оказалось, что это очень интересные люди. Правда, в архитектуре много ограничений. У меня гораздо больше свободы.
Тадаси Кавамата. «На птичьих правах».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
По-русски ваш проект называется «На птичьих правах», но оригинальное название — Para-Site (игра слов: от англ. parasite — паразит, греч. приставки πᾰρά- со значением отклонения и англ. site — место, пространство). В более ранних интервью вы упоминали, что интересуетесь феноменом паразитизма. Почему?
Я не верю, что можно создать абсолютно новый предмет искусства. А еще я рассматриваю свое искусство как стрит-арт, как граффити. Я не чувствую нужды в том, чтобы оно было увековечено. Например, когда я был в Нью-Йорке в восьмидесятых, уличное искусство и граффити были на пике популярности. В частности, мне было интересно, как бездомные на улицах обустраивали уголки, в которых жили, и украшали это пространство. Там не было ничего монументального, все было очень хрупким, временным. И это тоже своего рода анонимное искусство. Для меня Para-Site — это про гнездо: паразит вьет гнездо, например, на здании. И оно само по себе тоже паразит, пусть даже временный. Впрочем, и человек, который изначально это гнездо свил, может двигаться дальше. Я представляю свое искусство как жевательную резинку: люди жуют жвачку, а потом прикрепляют под стулом. С моими работами — так же. В общем, если вернуться к концепции Para-Site, с одной стороны, идея проста, а с другой — у этого слова есть множество значений.
На этот раз вы, получается, паразитируете на классическом искусстве?
Выходит, что так!
Ранее вы упоминали, что собираете фотографии несчастных случаев, стихийных бедствий и подобных происшествий. Это часть вашего рабочего процесса?
Не совсем. Я делаю это для вдохновения. Еще когда я был студентом, у меня была огромная коллекция таких снимков, тысячи две или даже три. Меня очень впечатляют такие события. Людям подвластно далеко не все. Во время катастроф происходящее полностью выходит из-под нашего контроля, все события случайны. И у меня эти снимки оказываются благодаря стечению обстоятельств.
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак в своем кабинете на фоне «гнезда» Каваматы.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Вы жили в Японии — стране, для которой тайфуны и цунами не редкость. Наверное, это тоже на вас повлияло?
Конечно. Я даже делал в Париже инсталляцию, которая представляла собой большую волну из старой мебели [выставка «Под водой» в галерее Камеля Меннура].
А в Японии что-то подобное делали?
Когда я выставлял эту же работу в Центре Помпиду в Меце, приходили японцы. Меня не хотят приглашать в Японию — все-таки это слишком тяжелые работы. Не думаю, что делать такие инсталляции, связанные с цунами, в Японии вообще возможно.
С какими сложностями вы сталкиваетесь как восточный художник в западной культуре? Ваши работы теряют что-то при переводе?
Даже не знаю. Мне нравится сохранять дистанцию. Я живу в Париже, но я разговариваю там в основном по-английски. Английский для меня не родной язык, но и для французов он не родной. Мы оказываемся в нейтральной ситуации. Мы могли бы говорить по-французски, и для них бы все происходило «в оригинале». Не думаю, что это хорошо. Я предпочитаю дистанцироваться. В том числе от Японии: даже в Париж переехал. Я живу в Париже ради этого расстояния. Мне нравится быть в подвешенном состоянии. Не иметь корней.
Вы упоминали, что вам нравится искусство Марселя Дюшана…
Да он всем нравится!
Монтаж работы Тадаси Каваматы перед ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Это вы справедливо заметили. Но, может, вы чувствуете с ним особую творческую связь?
Дюшан загадочный — тем мне и нравится. Сам по себе простой, но вместе с тем порождающий многое. Совсем не коммерческий, не слишком популярный — по крайней мере, в свое время. Это прекрасный пример того, каким должен быть художник.
Значит, вы любите, когда искусство остается простым?
Да. Простым, не слишком коммерческим, не слишком легким для потребления. Сейчас все пытаются «употребить» художника и его работы, например в случае Яёи Кусамы, Такаси Мураками, — в них нет ничего плохого, но я не хочу делать подобное искусство.
Почему нет?
Потому что мне не нравится слишком доступное. Такие вещи становятся слишком популярными. Важно, чтобы зрителю было над чем задуматься. Я хочу, чтобы мои работы отличались от других.
Хотите создавать нечто более интеллектуальное?
Нет, вовсе нет! Скорее, более странное.
Подписаться на новости
ГМИИ имени А.С.Пушкина
«Пегас» из советских блокбастеров оказался дореволюционным
Легендарная антикварная скульптура Пегаса, появившаяся в целом ряде советских кинофильмов, как выяснилось, создана до революции и связана с именем одного из отцов-основателей русского кинематографа, Александра Ханжонкова
14.10.2022
Памятник «Минин и Пожарский» спасен вовремя
Шедевр русского классицизма и первый памятник, поставленный в Москве, торжественно открывается после масштабной реставрации 4 ноября. К моменту начала комплексных работ скульптура была в критическом состоянии
26.10.2022
Виктор Мизиано: «Проблема молодых кураторов — отсутствие авторских позиций»
Куратор и теоретик современного искусства, основатель и главный редактор «Художественного журнала» Виктор Мизиано рассуждает об актуальном состоянии кураторства и художественной инфраструктуры в России, а также о собственном кураторском кредо
03. 10.2022
Возвращение импресарио: Дягилев в Третьяковке
Третьяковская галерея к юбилею Сергея Дягилева подготовила зрелищную выставку, а в будущем планирует открыть именной зал великого антрепренера и куратора
04.10.2022
Хроники рода Медичи: от ссудной лавки до Святого престола
Впервые в русском переводе издана трилогия про знаменитую флорентийскую династию олигархов и понтификов. Марчелло Симонетта внимательно рассматривает семейные рецепты, с помощью которых деньги конвертировались в искусство, а искусство — во власть
07.10.2022
Как проявлялись в советском искусстве эпохи оттепели идеологемы сексуальной революции
Выставка «Аргонавты андеграунда» в Центре Вознесенского, посвященная новому канону женского образа 1960-х, показывает, что в СССР тоже были художники, которых особо волновало эротическое
21.10.2022
Сара Виниц: «Я вникаю в то, что я поддерживаю»
Сара Виниц представляет новый тип художественного деятеля, одновременно занимающегося и некоммерческим фондом, и продюсированием. Она рассказала о том, как важно дружить и делиться и где сегодня за рубежом можно показывать русское искусство
17.10.2022
Тадаси Кавамата совьет гнездо в Пушкинском
Новости
Японский художник вслед за Александром Бродским и Цай Гоцяном переделает кабинет директора и фасад главного здания ГМИИ им. А.С.Пушкина
Дарья Палаткина
30.07.2018
Тадаси Кавамата.
Фото: kamel mennour
Известный проектами с нагромождением деревянных конструкций Тадаcи Кавамата, участник Венецианской биеннале и Documenta, создаст многочастную инсталляцию «На птичьих правах» (Para-Site Project) специально для Москвы.
Тадаси Кавамата. Проект «Три хижины» на Вандомской площади в Париже в рамках FIAC 2013.
Фото: Fabrice Seixa
Его объекты появятся на фасаде Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в Итальянском дворике и даже в кабинете директора, который будут показывать в свободное от работы Марины Лошак время. В музее также представят подготовительные макеты для Пушкинского. К слову, это не первая художественная интервенция, связанная с фасадом исторического здания на Волхонке, — раньше здесь показывали проекты Александра Пономарева «Ветрувианский человек» (от слова «ветер») и инсталляцию Цай Гоцяна «Осень» с березками, колясками и детскими кроватками.
Тадаси Кавамата. «Гнездо». Проект для ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: kamel mennour gallery / Tadashi Kawamata
«Кавамата — очень импровизационный художник, и он никогда заранее не может сказать, как будет выглядеть его работа. Для него важен не конечный результат — он, скорее, художник процесса, для которого искусство рождается в момент сотрудничества многих людей и именно тогда обретает реальную форму», — рассказала TANR куратор проекта, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ Александра Данилова.
Тадаси Кавамата. «TK 414». Проект для ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: kamel mennour gallery / Tadashi Kawamata
Тадаcи Кавамата родился в японском городе Микаса в 1953 году. Окончил старшую школу Хоккайдо Ивамидзава Хигаси в 1972 году, а в возрасте 30 лет получил докторскую степень в Токийском университете искусств. Двумя годами ранее, в 1982 году, он стал художником павильона Японии на Венецианской биеннале современного искусства, а в 1987-м принимал участие в Documenta в Касселе. Сейчас художник живет в Париже и преподает в Национальной высшей школе изящных искусств. По словам Александры Даниловой, несмотря на то, что Кавамата в последнее время живет на Западе, он продолжает оставаться японским художником с «пониманием органичности мира и необходимости вписаться в существующий порядок».
Тадаси Кавамата. Проект «Три хижины» на Вандомской площади в Париже в рамках FIAC 2013.
Фото: Fabrice Seixa
По всему миру Кавамата создает нечто похожее на гнезда, используя деревянные конструкции, например стулья, палеты или доски. «Художник не любит работать с новым материалом, ему неинтересно взаимодействовать с предметами из магазина. Для него важно вплетание в историю места, и поэтому он работает с местными материалами», — отметила куратор.
Тадаси Кавамата. «Гнездо» в Итальянском дворике ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: kamel mennour gallery / Tadashi Kawamata
ГМИИ им. А.С.Пушкина
На птичьих правах (Para-Site Project)
25 августа – 28 октября
Подписаться на новости
«Пегас» из советских блокбастеров оказался дореволюционным
Легендарная антикварная скульптура Пегаса, появившаяся в целом ряде советских кинофильмов, как выяснилось, создана до революции и связана с именем одного из отцов-основателей русского кинематографа, Александра Ханжонкова
14. 10.2022
Памятник «Минин и Пожарский» спасен вовремя
Шедевр русского классицизма и первый памятник, поставленный в Москве, торжественно открывается после масштабной реставрации 4 ноября. К моменту начала комплексных работ скульптура была в критическом состоянии
26.10.2022
Виктор Мизиано: «Проблема молодых кураторов — отсутствие авторских позиций»
Куратор и теоретик современного искусства, основатель и главный редактор «Художественного журнала» Виктор Мизиано рассуждает об актуальном состоянии кураторства и художественной инфраструктуры в России, а также о собственном кураторском кредо
03.10.2022
Возвращение импресарио: Дягилев в Третьяковке
Третьяковская галерея к юбилею Сергея Дягилева подготовила зрелищную выставку, а в будущем планирует открыть именной зал великого антрепренера и куратора
04.10.2022
Хроники рода Медичи: от ссудной лавки до Святого престола
Впервые в русском переводе издана трилогия про знаменитую флорентийскую династию олигархов и понтификов. Марчелло Симонетта внимательно рассматривает семейные рецепты, с помощью которых деньги конвертировались в искусство, а искусство — во власть
07.10.2022
Как проявлялись в советском искусстве эпохи оттепели идеологемы сексуальной революции
Выставка «Аргонавты андеграунда» в Центре Вознесенского, посвященная новому канону женского образа 1960-х, показывает, что в СССР тоже были художники, которых особо волновало эротическое
21.10.2022
Сара Виниц: «Я вникаю в то, что я поддерживаю»
Сара Виниц представляет новый тип художественного деятеля, одновременно занимающегося и некоммерческим фондом, и продюсированием. Она рассказала о том, как важно дружить и делиться и где сегодня за рубежом можно показывать русское искусство
17.10.2022
Tadashi Kawamata — 105 произведений искусства, биографии и шоу на Artsy
454 подписчиков
Bio
Tadashi Kawamata строит временные конструкции для конкретных мест, которые просят зрителей переоценить окружающую среду. Работая с идеями дома, убежища и социального контекста, Кавамата создает инсталляции как в общественных, так и в частных помещениях. Как …
Просмотреть все прошедшие выставки и выставочные стенды
Обзор
Работы на продажу (95)
Результаты аукциона
Примечательные работы
Название художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Название выставки и еще 10
Групповая выставка в крупном учреждении
Museum of Sample Art (Example) и еще 33
Собраны крупным учреждением
Пример, и еще 5
достижения
Активный вторичный рынок
Недавние результаты аукциона в базе данных Artsy Price
Высокий аукционный рекорд
US 85,0 млн. , Phillip
Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.
Отправить сейчас
Iconic Collections
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
10003
Из 500 долл. США
Works On Paper
из 500 долл. США
Works On Paper
из 500 долл. США
Работа для продажи
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Имя художника
Название работы
Партнер
артист.
Статьи
Какой-то художник
Местоположение
Некоторый художник
Местоположение
Некоторые художники
Расположение
. Исполнитель
Местоположение
Некоторый исполнитель
Местоположение
Похожие исполнители
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Тадаши Кавамата. Гнезда в Милане
Искусство | 18 июля 2022 г. |
Изображение предоставлено BUILDING Gallery фото Паоло Риольци Тадаши Кавамата. Гнезда в Милане
Building Gallery, Милан
31 марта – 23 июля 2022 г.
С 31 марта 2022 г. по 23 июля 2022 г. ЗДАНИЕ представляет выставку работ японского художника Tadashi Kawamata под названием Гнезда в Милане , куратор Антонелла Солдайни. Всемирно известный своими междисциплинарными проектами Тадаси Кавамата (Хоккайдо, 1953) продемонстрирует серию инсталляций из дерева, созданных специально для этого случая.
В дополнение к этому, будет пятая инсталляция , созданная в Музее дизайна ADI, которая является частью более широкой инициативы: по соглашению со BUILDING, Kawamata была приглашена Этой осенью музей изготовит экспонат для конкретного места с целью дать вторую жизнь дереву, используемому в инсталляциях, представленных в Гнезда в Милане . Это зажжет благотворный круг, который для художника заключается не только в проявлении уважения к природе, но и в содействии процессу трансформации, который позволяет симбиоз между всеми явлениями во Вселенной, понимаемый как взаимозависимые.
Изображение предоставлено галереей BUILDING photo Паоло Риользи Кавамата сделал себе имя на японской художественной сцене, когда был еще очень молод. В возрасте всего 28 лет, после окончания Университета изящных искусств в Токио, он был приглашен принять участие в японском павильоне на Венецианской биеннале 1982 года . С тех пор он создал конкретные проекты по всему миру. Его работы, сделанные в основном из дерева, отражают социальные условия и человеческие отношения. Исходным материалом для его творчества служат нерешенные городские районы: его привлекают стройки, проекты сноса и незастроенные уголки современных городов, и он «
Раздвигая границы закрытых, определенных условий, инсталляции, которые Кавамата разработал специально для Milan – которые основаны на размышлениях о связях, которые его работы создают с социальным контекстом и человеческими отношениями – меньше сосредотачивается на отдельных зданиях и больше на идее расширения своего вмешательства, чтобы охватить часть городской ткани города. зданий , о которых идет речь, представляют особую гражданскую и культурную ценность в истории Милана, и инсталляции Каваматы подчеркнут их посредством тонкого, но впечатляющего процесса трансформации. Постепенно осваивая как внутренние, так и внешние пространства , включая фасады, балконы и крыши, с серией конструкций из деревянных досок, переплетающихся в сложную сетку, которая выглядит легкой и воздушной, но имеет прочную структуру, Кавамата вызывает новые интерпретации внешний вид и значение каждого сайта.
Изображение предоставлено галереей BUILDING photo Paolo RiolziВсе четыре проекта тяготеют к одной, очень символичной теме гнезда. Кавамата впервые начал работать с этой идеей в 1998 году, перейдя от часто абстрактных деревянных построек своего предыдущего периода к постройкам, которые стали напоминать лачуги, а затем и гнезда. Его гнезд были установлены в самых разных условиях: на уличном фонаре в Бонне (2007 г.
Кавамата Гнезда пробуждают основные ценности и потребности; они предлагают нам изменить наше представление об архитектурном ландшафте вокруг нас и переосмыслить наши отношения с пространствами, в которых мы живем каждый день. Лишен всякого идеологического надстраивают над и сводят к их основному смыслу, но не превращаются в социологические эксперименты, творения Каваматы, которые выглядят как нечто среднее между случайной сборкой и конкретным дизайном, на самом деле сильно резонируют с языком искусства. Их тонкий, элегантный внешний вид отсылает к утонченному концептуальному подходу , который исходит из видения реальности в непрерывном движении, преходящей, постоянно меняющейся и подверженной влиянию течения времени.
Изображение предоставлено BUILDING Gallery фото Paolo RiolziЭто отношение исходит прежде всего из японской культуры , одним из самых интересных представителей которой является Кавамата. Неслучайно работы художника будут разобраны после окончания выставки, а дерево, использованное для их создания, будет использовано для создания нового произведения искусства, которое разместится перед входом в ADI Design. Музей этой осенью. Таким образом, этот проект связан с понятием времени, которое определяет великолепие или упадок памятника или места и является ключевым элементом в его практике.
Изображение предоставлено галереей BUILDING photo Paolo RiolziПроекты Kawamata создают мосты между прошлым и настоящим, раскрывая эмоциональную, невидимую составляющую вещей, а также их осязаемую реальность.