Рококо в живописи: особенности стиля
Дорогие друзья, посетители и постоянные читатели блога!
Хочу спросить, а волнует ли вас веселый и загадочный стиль Рококо? Знаете ли вы, что стиль считается самым легкомысленным, так сказать, «с легким ветерком в голове» из всех стилей в истории искусства, по словам критиков того времени?
Мне же кажется, что среди всех стилей искусства он занимает особое место. Кстати, не только потому, что я ему очень симпатизирую! Согласитесь, само журчащее название «Рококо» уже обеспечивает часть успеха, оно интригует и запоминается.
Как всегда, законодательницей мод в искусстве выступила Франция. Именно там, в первой половине XVIII века, начал развиваться стиль Рококо, стиль легкости, изящества и беззаботности. А название «Рококо» производное от французского слова rocaille, что означает «скальный», также может переводиться как ракушка, коралл, обломки скал.
Причем тут ракушки, — спросите вы? А потому что изначально Рококо появился в декоре, а визитной карточкой стал завиток в виде морской раковины, самым ярким элементом композиций декора! А уже затем появились затейливые орнаменты, всякие милые глазу S-образные завитушечки.
Мебель с завитушками в стиле Рококо
Надо отметить, что эпоха Рококо — это стремление к свободе и непринужденности, освобождение от канонов и требований. То есть уход от стиля Барокко, который тогда находился в расцвете. А главной идеей Рококо является красота, идиллия, отказ от проблем и реальности, такая счастливая красивая жизнь.
Появление стиля Рококо в искусстве было закономерным. Как это часто бывает, публика пресытилась излишней пышностью, вычурностью и тяжеловесностью Барокко. И вот в начале XVIII века в декоре парковых павильонов появилось нечто новое, легкое и непринужденное.
На фото:
Слева — Франсуа Буше «Завтрак» 1739 г, на картине можно увидеть элементы интерьера того времени
Справа — неизвестный художник, на картине аристократка в одежде того времени
Стиль Рококо в живописи
А дальше все очень просто: появился спрос на подобные украшения, а затем и мода. С этого момента стиль Рококо стал активно распространяться по странам Европы. Что же касается видов искусства, то наиболее ярко он проявился в архитектуре и живописи.
Архитектура Рококо с игривостью противостоит строгой симметричности и парадности сооружений Барокко. Построенные в эпоху Рококо дворцы и храмы и сейчас радуют изысканностью форм, приветливостью и веселой красотой. Чаще всего, в этих сооружениях почти полностью отсутствуют прямые линии.
Как, это же архитектура, — скажете вы? Просто все эти линии старательно замаскировывались растительными орнаментами, плавными изгибами, кокетливыми карнизами и другими затейливыми элементами.
Архитектура в стиле Рококо
Но еще более ярко стиль Рококо выразился в декоре интерьеров! Сложные лепные узоры, завитки, гирлянды – все это создавало впечатление сказочной роскоши и живописной легкости. Картину интерьера дополняли многочисленные зеркала и хрустальные люстры.
Интерьеры эпохи Рококо
Для оформления в стиле Рококо кроме традиционных пастельных тонов, часто использовались золотистые и жемчужно-серебристые оттенки. Что и сказать, интерьер получался роскошный, даже сказочный! Помещение, украшенное таким декором, казалось изнутри невероятно красивой шкатулкой.
Чем отличается Рококо от Барокко?- Самое главное отличие стилей, это их происхождение. Искусство Барокко в своем начале религиозное, так как основным заказчиком картин была церковь, а Рококо — чисто светское, аристократическое. Ни правительство, ни церковь не покровительствовали в подъеме стиля Рококо
- Для Барокко характерна масштабность, монументальность и строгая симметричность. А Рококо напротив – изящный, построен на асимметрии.
Примеры картин эпохи Барокко и Рококо
- Барокко свойственны темные, контрастные, яркие цвета. А Рококо, будто бы играючи, все поменял: для него характерны мягкие цветовые переходы и светлые пастельные тона.
- Стиль Барокко создает театральность и торжественность, а Рококо – мягкую утонченность и галантность.
Основоположником Рококо в изобразительном искусстве стал французский живописец Жан Антуан Ватто (Antoine Watteau). Вначале он копировал картины фламандских мастеров, а со временем нашел свою тему в живописи. Он стал писать милые легкие картинки из жизни аристократов, и это было началом нового галантного жанра. А затем и нового стиля в живописи – Рококо.
Картины Рококо живописца Жана Антуана Ватто
Картины Рококо наполнены, как сейчас сказали бы, няшностью. Полный уход от проблем современного мира и жестоких реалий, только идиллия и наслаждение жизнью. Элегантно одетые персонажи, находящиеся на фоне красивой природы, играющие, отдыхающие – традиционный сюжет картины Рококо.
В эпоху Рококо художники постоянно находились в поиске особенных изысканных оттенков. Были модными неестественные цвета, которых практически не встречалось в природе. Так вот, некоторые редкие оттенки даже получали милые названия за свою красоту.
Например: «голубиная шейка» (понятно, что голубой цвет), а вот как выглядел «цвет потерянного времени» или «цвет бедра взволнованной нимфы» даже догадаться сложно! Кстати, cuisse de nymphe émue (бедро взволнованной нимфы) считается бледно-розовый цвет, и даже есть розы с таким чудесным названием!
Картина Рококо и роза «cuisse de nymphe émue»
На заметку: Франсуа Буше, автор пасторального жанра и живописец Рококо, считал, что природа несовершенна, к тому же часто природному сюжету недостаточно освещения. Поэтому он добавлял изумрудные, розовые и бирюзовые оттенки, делая свою живопись яркой и радостной.
Примеры картин Франсуа Буше (François Boucher)
Слева — «Венера, утешающая Амура» («Venus Consoling Love»), 1751г.
Справа — «Птичья клетка» («La cage d’oiseaux»), 1750г.
Картины Рококо Франсуа Буше
На заметку: Стиль Рококо иногда называли «стилем Помпадур». Почему? Да потому что мадам де Помпадур, фаворитка короля Людовик XV , была настоящей иконой стиля того времени! Маленькие, почти кукольные, ручки и ножки, изящная обувь, эротичное декольте, складочки, рюшечки, розочки, бантики… Такой она предстает на картинах художников того времени.
На фото: Франсуа Буше «Портрет мадам де Помпадур)
Стиль Рококо в живописи — Франсуа Буше
А знаете ли вы, кто сделал Францию центром культуры, искусства и моды? Именно король -солнце, как его называл французский народ, Людовик XIV! Со времен рассвета стиля Барокко на территории Франции все и началось, потом засветил поярче «культурный маяк» и последователь трона- Людовик XV. Так с легкой руки короля, Франция до сих пор считается центром искусства и моды…
Еще одна особенность стиля Рококо в живописи – это отношение к внешнему виду персонажей. Герои картин все как на подбор румяные, нежные и холёные. Причем, это касается не только дам, но и мужчин. Стало модным иметь румяный вид, что подразумевало крепкое здоровье и молодость. Именно в этом был секрет стиля: неувядающая молодость и красота!
На фото:
Элизабет Виже-Лебрен, «Портрет мадам Дюбарри» 1782г.
Густаф Лундберг, «Портрет Франсуа Буше» 1741г.
Рококо в живописи
Кстати, как вы думаете, кто рисует больше, мужчины или женщины и почему? Читайте мою статью с примерами, надеюсь, она вам понравится. А здесь вы можете почитать об малоизвестных художницах Франции, например, об Элизабет Виже-Лебрен, чья картина находится выше.
Вот и получается, что Основная идея Рококо в живописи — запечатлеть вечную молодость и красоту! В картинах персонажи как бы изящно убегали от реальности, показывая всем своим существованием радостную беззаботность.
Как ни странно, но характерной чертой Рококо в живописи также является… эротика. Получилось, что в это время было полностью пересмотрено отношение к обнаженному телу. Художники еще со времен античности писали обнаженную натуру, но теперь в этих картинах добавился привкус соблазна и сладострастия.
Кстати, именно это служило темой для критики шедевров французских живописцев Франсуа Буше и Жана Оноре Фрагонара. Уж слишком откровенными и манящими выглядели молодые дамы на картинах этих художников!
На фото:
Слева — Фрагонар «Девочка играющая с собачкой» 1770г.
Справа — Франсуа Буше «Геркулес и Омфала» 1731г.
«Манящие» картины в стиле Рококо
Критики того времени осуждали не только картины, но и все направление в целом. Они считали, что стиль несерьезен и безвкусен. Многие отмечали, что стиль Рококо несет распущенность в массы и не имеет эстетики …. Только вечная моложавость, беззаботность и любовь! Это критики того времени высказывали свое мнение по поводу стиля, а сейчас, современные критики искусства оценивают стиль совершенно иначе!
Кстати, стиль Рококо имеет популярность и в современной моде, и даже отражается в картинах многих современных художников
Стиль рококо в современной моде
В моей творческой деятельности есть совершенно разные картины, написанные в разных стилях, жанрах и направлениях. В том числе имеются и картины в современной интерпретации стиля Рококо. Выставляла их на выставке современного искусства во Франции.
Я заметила, что к картинам современного Рококо проявляется интерес, возле них задерживаются и задают вопросы. Поверьте, для творческого свободного художника это хороший знак, чтобы и дальше проводить эксперименты в картинах!
Картины Рококо в современной интерпретации
В картинах на фото выше, помимо краски, я использовала натуральные стразы, для ожерелья, папье маше для головного убора и нижней части платья, а также маленькие кусочки зеркала. В таком виде картина выглядит куда интереснее, ведь живопись и микс медиа на холсте относится к новым направления в искусстве!
Видео для размышления: Зачем нам нужны картины и По какому принципу мы их выбираем?
https://www.youtube.com/watch?v=SsW_14md9sY
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множество других статей в интернете, сохраните ее в закладках. Она всегда будет под рукой, если вы захотите к ней вернуться!
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Стиль рококо в интерьере — Золотой фламинго
☰23 июля 2019
Стиль рококо – изысканный и утонченный стиль начала восемнадцатого века. Характерными чертами стиля рококо в интерьере являются изысканность, большая декоративная нагрузка интерьеров и композиций, грациозный орнамент, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, комфорту. Философия рококо – это мир будуара, игры карнавала. В колорите стиля рококо преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания – белое с голубым, зелёным или розовым и, конечно же, золото.
Стены в стиле рококо. В отделке стиля рококо используется дробный орнамент и сложные изогнутые формы, а также тонкие рельефные резные и лепные обрамления, переплетения, узоры, завитки, разорванные картуши, маски-головки амуров и гротески в сочетании с рокайлей (морские ракушки). Отлично подойдут в стиле рококо тканевые обои. В случае покраски стен придайте им мягкого блеска, украсив шелком или глянцевой тканью. В обилие белая или золоченая лепнина.
Потолок в стиле рококо. В стиле рококо потолок должен быть однотонным с декоративными элементами лепнины. Они покрываются позолотой или окрашиваются в белый цвет. Потолок часто делают продолжением стены в виде переходящих узоров. При помощи падуги – плавного полукруглого перехода, который декорируется тонким орнаментом, можете сгладить угол между стеной и потолком. В качестве украшения потолка используйте тематическую фреску.
Пол в стиле рококо. Одинаково в стиле рококо используется как деревянный пол, так и керамический (например, имитация мрамора). Выбор паркета для стиля рококо в интерьере весьма разнообразен, от мелкого штучного до художественного. Размер плитки, паркетной доски, либо количество полос у ламината, впрочем, как и цвет всего перечисленного, остается на ваш личный выбор соответствия общему интерьеру. Для усиления эффекта золотого блеска мебели или белизны, выберите глянцевую поверхность пола. Также в стиле рококо в интерьере используются расписные ковры, занимающие небольшую часть общей площади.
Мебель в стиле рококо. В основном невелика по размерам, но весьма удобна. В интерьере рококо используются уютные стулья, кресла, диваны, шезлонги и тому подобное. Появляются так называемые бержери – двойные диваны. Большое распространение в стиле рококо получили диванчики, канапе, кушетки, а также хрупкие на вид, но очень удобные скамеечки. Декор мебели в стиле рококо имеет волнистые контуры, гнутые ножки, прихотливые орнаменты в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, ромбовидной сетки и обилие золоченой бронзы. В изобилии мягкая мебель. Мебель в эпоху рококо обычно изготавливалась из липы и ореха, которые поддаются тонкой резьбе. Украсят комнату вошедшие в моду секретер, картоньерка (шкафчик для бумаг), декоративный столик-геридон предназначенный для одной статуэтки, вазочки или пепельницы.
Для хранения вещей подойдет лаковый комод с волнистым фасадом. В спальне позаботьтесь о красивом изголовье кровати.Предметы декора в стиле рококо. Позолоченные канделябры, часы, фарфоровые статуэтки, гобелены, ширмы – обязательные элементы стиля рококо. В обилие используются зеркала и картины, весящие ассиметрично. На диванах и креслах используйте шелковые подушки и пуфы с сюжетной вышивкой.
Шкатулки, вазочки и мелкие статуэтки можно расставлять буквально везде. Интересный факт – именно стиль дизайна рококо внес в интерьер такое новшество как аквариум в интерьере.
Советы профессионалов:
- Если вы не хотите сделать из дома музей, то все приемы интерьера в стиле рококо в одной комнате лучше не использовать. Но некоторые фрагменты стиля рококо: завитушки, лепнина, изголовья кровати или замысловатый рисунок потолка, легко впишутся в современную эстетику.
- В отличие от дворцового барокко, стиль рококо не так требователен к просторам и высоте комнаты и подойдет для всех помещений. Он впишется в библиотеку, в рабочий кабинет, в кухню и ванную, но более органично будет смотреться в гостиной и спальне и ванной. В гостиной мягкую мебель располагайте как вдоль стен, так и в центре комнаты. Также это касается декоративных столиков и различных напольных постаментов.
- Не забывайте про свет. Выбирая люстру в стиле рококо нужно отдать предпочтение той, в которой присутствуют хрустальные подвески и лампочки в виде свечек. Хорошо если бра будет похожа на морскую раковину, цветок или чашу. Помните, что люди в ту эпоху пользовались свечами, поэтому подсвечники и канделябры стояли повсюду. Обязательно поставьте один перед зеркалом, это подчеркнет настроение той эпохи.
- Основной мотив комнаты дизайна рококо создаст камин. Его делают невысоким, покрытым мраморной плитой и заставленным канделябрами, часами, фарфоровыми «безделушками» и прочими украшениями. Над ним вешается зеркало в роскошной позолоченной раме, также можно повесить картину.
- Ничто так не подчеркнет и не украсит стиль рококо как копии полотен эпохи XVIII века. Обилие предлагаемых услуг позволит вам выбрать понравившуюся репродукцию в интернете, а затем заказать ее, либо распечатанной в виде картины, либо перенесенной на фреску в комнате. Основные темы полотен рококо: мифология и эротика, чуть реже пейзажная и портретная тематика. Из основных творцов эпохи рококо можно отметить: А. Ватто, Ф.Буше, Д. Тьеполо, П.Лонги; Каналетто, Беллотто и Гварди (пейзажисты), Антропов и Рокотов (портретисты). Также было увлечение восточной тематикой (шинуазри).
- Особое внимание уделите лепнине. В стиле рококо она встречается всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация. Она может состоять из завитков, отдаленно напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п
- Эпоха стиля рококо славилась большим шагом в производстве фарфора (например, мейсенский фарфор). Украсив свой дом фарфоровыми статуэтками, сюжетными или тематическими, вы не только придадите изысканность интерьеру, но и добавите настроение той эпохи.
Вас также может заинтересовать следующее:
Декор прихожей
23 июля 2019
Узкую прихожую нельзя назвать подарком для дизайнера и уж тем более для её владельца. Однако даже самую небольшую и тёмную…
Идеи для дизайна ванной комнаты
23 июля 2019
Идеи для дизайна ванной комнаты При проектировании небольших ванных важно учитывать каждый доступный сантиметр пространства и использовать его с выгодой. …
Зачем согласовывать перепланировку
23 июля 2019
Зачем согласовывать перепланировку Штрафы, многочисленные проблемы с жилищной инспекцией и даже выставление вашей квартиры на торги – рассказываем, как избежать…
Идеи для ремонта детской
23 июля 2019
Идеи для ремонта детской Слово «детская» таит в себе целый фейерверк эмоций, звуков, запахов, цветов и вкусов. В нем слышится…
Квартира-студия: дизайн интерьера
23 июля 2019
Квартира-студия: дизайн интерьера Квартира-студия — этот вид жилья появился не так давно, но спрос на него стабилен.
Такие квартиры покупает…Ландшафтный дизайн частного дома
23 июля 2019
Ландшафтный дизайн частного дома Возможность создать индивидуальный ландшафтный дизайн частного дома – одна из наиболее важных причин, по которым люди…
С чего начать ремонт офиса?
23 июля 2019
С чего начать ремонт офиса? Ни для кого не секрет, что домашняя обстановка во многом отличается от деловой. Это касается…
Оригинальные идеи ремонта гостиной
23 июля 2019
Оригинальные идеи ремонта гостиной Классика и хай-тек, минимализм и модерн – эти направления дизайна самые востребованные, но и они уже. ..
вариаций на тему рококо, соч. 33, Петра Ильича Чайковского
Краткий обзор
Прослушать аудио:
Состав: 1876
Оркестровка: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, струнные и виолончель соло сын
Об этой пьесе
Для Чайковского Вольфганг Амадей Моцарт был «солнечным гением», чья музыка «трогает меня до слез». С детства он изучал партитуры Моцарта и особенно полюбил Дон Жуан . Став взрослым, он обратился к моцартовским темам и стилю в поисках убежища от своей бурной личной жизни, найдя равновесие и покой в мире классицизма конца 18 века. Чайковский отдал дань уважения Моцарту в нескольких произведениях: Вариации на тему рококо , Сюита № 4 («Моцартиана») и пасторальная интермедия в «Пиковая дама».
В конце 1876 года, сразу после завершения страстной симфонической фантазии Франческа да Римини , основанный на рассказе Данте об обреченных любовниках, Чайковский сбежал в безмятежность эпохи рококо, отмеченную стилем, популярным в России и других странах в период позднего барокко/доклассического периода. Тема рококо, положенная Чайковским в основу очаровательной серии вариаций, написанных для небольшого оркестра и солиста виолончели, на самом деле не заимствована, а принадлежит самому композитору, искусно вылепленному в моцартовском классическом стиле. При ее написании Чайковский обратился за помощью к немецкому виолончелисту Вильгельму Фитценхагену, своему коллеге по Московской консерватории, который также дал премьеру.
Позже Фитценхаген внес значительные и неоднозначные изменения в пьесу, чтобы продемонстрировать партию виолончели, изменив порядок исходных восьми вариаций Чайковского и даже исключив последнюю. Однако издание Фитценхагена осталось стандартным исполнительским изданием, несмотря на обнаружение оригинальной версии композитора. Элегантные, скромные и прекрасно сложенные, Rococo Variations стали излюбленным элементом виолончельного репертуара. — Харлоу Робинсон
Предыдущие события
Чайковский и Айвз с МТТ
Предыдущие события
Чайковский и Айвз с МТТ
Симфонический оркестр Сан-Франциско — ЧАЙКОВСКИЙ : Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, Opus 33
Чайковский: Вариации в стиле рококо
Примечания к программе печати
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, Opus 33
ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ
РОДИЛСЯ : 7 мая 1840 г. Камско-Воткинск, Вятка, Россия
УМЕР : 6 ноября 1893 г. Санкт-Петербург
90 029 СОСТАВЛЕН : Декабрь 1876
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА : Вильгельм Фитценхаген, которому посвящена партитура и который фактически ответственен за большую часть произведения, как мы его слышим сегодня, дал первое представление в Москве 30 декабря 1877 года, Николай Рубинштейн дирижировал
СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ПРЕМЬЕРА : Октябрь 1908 года. Элвин Шредер был солистом, а Макс Фидлер дирижировал Бостонским симфоническим оркестром
SFS PERFORMANCES : FIRST — Март 1923, с виолончелистом Виллемом Дехе. Альфред Герц дирижировал. ПОСЛЕДНИЕ — сентябрь 2017 года. Йо-Йо Ма был солистом, а Майкл Тилсон Томас дирижировал на гала-вечере открытия прошлого сезона
ИНСТРУМЕНТЫ : по 2 флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны плюс струнные
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ : Около 18 минут
Хотя по музыке этого и не скажешь, Чайковский написал Вариации на тему рококо в глубокой депрессии. Его четвертая опера, Вакула-кузнец , одна из серии произведений между Четвертой и Пятой симфониями, только что получила то, что он назвал «блестящим провалом» в Мариинском театре в Санкт-Петербурге; Сергей Танеев сообщил из Парижа, что Жюль-Этьен Пасделу «постыдно напортачил»9.0015 Ромео и Джульетта и что работа не порадовала; и он узнал, что в Вене Ганс Рихтер тоже не имел успеха с Romeo и что Эдуард Ханслик, которого боялись, написал одну из его самых оскорбительных рецензий. Все это произошло в течение двух недель в начале декабря 1876 года. Но Чайковский учился спасаться от депрессии с помощью работы. Хотя он был болен, он продолжил проект, начатый пару месяцев назад (и от которого вскоре отказались), оперу, основанную на Отелло , и он быстро сочинил Вариации в стиле рококо.
Он написал их для своего друга Вильгельма Карла Фридриха Фитценхагена, которому тогда было двадцать восемь лет, и последние шесть лет он был главным виолончелистом оркестра Императорского русского музыкального общества в Москве, а также профессором Императорской консерватории. Фитценхаген значительно вмешался в формирование «своего» произведения, настолько, что мы действительно должны объявить его сочиненным обоими мужчинами. Виолончелист изменил порядок вариаций, исключив одну из них, делая другие сокращения и перешивки по ходу дела, и он отвечает за большую часть деталей сольной партии, фактически внося свои изменения в автограф Чайковского. Чайковский не стал объяснять роль Фитценхагена своему издателю Юргенсону, и тот написал ему: «Ужасный Фитценхаген настаивает на замене твоей пьесы для виолончели. Он хочет сыграть на виолончели и утверждает, что вы дали ему разрешение. Боже! Чайковский revu et corrigé par Fitzenhagen! ». Но Чайковский, в очередном приступе неуверенности в своей работе, уступил авторитет своему другу, получившему немецкое образование, и согласился на публикацию Юргенсоном произведения в переработанном виде Фитценхагена — с фортепиано в 1878 году и с полной партитурой одиннадцатью годами позже. Более того, в 1887 году Чайковский обязательно отправил свое следующее произведение для виолончели с оркестром, Pezzo capriccioso , Opus 62, в Фитценхаген для проверки.