Токонома это: Токонома — архитектурный элемент японского дома

Токонома — архитектурный элемент японского дома

Главная  /   Вики  /  Токонома — архитектурный элемент японского дома

Ниша в стене

Автор: TANAKA Juuyoh (田中十洋)

Автор: TANAKA Juuyoh (田中十洋)

Автор: TANAKA Juuyoh (田中十洋)

Что такое токонома

Токонома — ниша в стене традиционного японского дома.

Токонома является местом для гостя высокого ранга. Согласно японскому этикету самый главный гость сидит спиной к токонома. Причина сидения спиной — скромность. Хозяин не должен хвастаться перед гостем выставленными в токонома элементами декора.

 

История токонома

Существуют разные теории о происхождении токонома. Это могла быть ниша для сна, чей размер был как раз для размещения спальных принадлежностей. Позднее пол ниши был поднят над уровнем пола комнаты. Нишу увеличили до двух татами, а затем снова уменьшили до одного.

В эпоху Камакура (1185-1333) и позднее в эпоху Муромати (1336-1573) пол ниши был приподнят, и ее можно было использовать как платформу или сидение. Также к концу эпохи Камакура в токонома стали вешать буддийские картины, ставшие основным акцентом ниши. Кроме этого ставилась ваза с цветами, курильница для благовоний или подсвечник. В период Муромати распространенным декоративным элементом токонома наравне с вазами и курильницами стали свитки с каллиграфией дзэн-буддийских священников. Подсвечники больше не использовались. 

К эпохе Момояма (1573-1615) токонома приобрела принятую в наши дни форму и стала использоваться исключительно для демонстрации драгоценных объектов искусства.

 

Украшение токонома

В наши дни токонома может украшаться свитком или цветами. Бонсай и окимоно (резные фигурки) также могут выставляться, хотя традиционно бонсай считался слишком грязным, чтобы находится на столь почетном месте.

 

Токонома и чайная церемония

  • Размер токонома и ее декорирование варьируется в зависимости от вкусов мастеров чайной церемонии. Так, например, старые записи упоминаю нишу длинной в 180 см., которую использовал Мурата Дзюко (1423 – 1502). Стены этой ниши были оклеены белой японской бумагой «тори-но-гами», а обрамление было покрыто чёрным лаком.
  • Знаменитый Сэн-но Рикю предпочитал токонома похожую на ту, что используется в наши дни.
  • Токонома имеют большое количество названий, иногда связанные с именем чайного мастера, который придумал их дизайн.

 

Видео о токонома


виза в Японию | закажите дополнительно экскурсии в Японии | туры в Японию 

Рекомендуемые вики

Бонсай — искусство миниатюрных деревьев

14628

1

Утива — японский веер круглой формы

15113

2

Сёдзи — архитектурный элемент японского дома

Важнейшим и почти непременным элементом чайной комнаты является ниша-токонома.

Ниша перешла в гражданскую архитектуру из буддийской храмовой и сооружалась только в домах имущих сословий.

Важнейшим и почти непременным элементом чайной комнаты является ниша-токонома. Ниша перешла в гражданскую архитектуру из буддийской храмовой и сооружалась только в домах имущих сословий.

Серебряный Павильон на горе Хигасияма

В каждой буддийской монашеской келье обязательно имелась ниша с приподнятым в ней полом — ее называли токонома, — в которую помещали изображение Будды. В домах мирян, которые в течение многих веков выполняли по существу только функцию спальни, также стали делать нишу токонома, в которую вешали свитки с изречениями мудрецов, фразами из сутр, стихотворениями или же картинами (такие свитки именовались — какэмоно, что переводится как «висящая [повешенная] вещь»).

Сёин

Новый стиль жилищ получил название сёин-дзукури («кабинетный»), а сами помещения стали именоваться сёин («кабинет»), хотя наличие книг здесь не было обязательным. Своему появлению и распространению в гражданской архитектуре стиль «сёин-дзукури» обязан одному из известнейших добосю – Ноами, а характерным образцом жилого помещения стиля сёин-дзукури являлась располагавшаяся на горе Хигасияма резиденция сёгуна Асикага Ёсимаса, которому и служил Ноами.

Цветы и птицы четырёх сезоновНоами. «Цветы и птицы четырёх сезонов»
Художественный музей Идемицу. Токио

Став неотъемлемой частью гражданской архитектуры, ниша-токонома стала играть главную роль в интерьере чайной комнаты: в неё помещали картины китайских художников (во время «чаепитий в гостиных») или свитки с каллиграфией – бокусэки — (во время чаепитий-ваби), а также вазу с цветком. Иногда в нишу помещали какой-нибудь предмет чайной утвари, чем-нибудь дорогой или памятный «хозяину». Первое, что делал «гость», войдя в чайную комнату, это осматривал токонома и всё находящееся в ней. Содержание картины (или бокусэки), а также цветок и выставленный предмет, в немалой степени задавали настрой всему чаепитию. Бокусэки, которые во время чаепитий-ваби вешали в нишу-токонома, чаще всего писались дзэнскими монахами, иероглифы, как правило, обозначали буддийские понятия и имели сакральное значение. Цветок олицетворял для буддистов «непостоянство» вещей в бренном мире и, кроме того, мог ассоциироваться с цветком лотоса, символизирующим «чистоту» буддийского учения. Осмотр ниши являлся ритуальным актом, поэтому без токонома в чайной комнате обойтись было трудно.

Сёин

Если в нише-токонома висела картина и стояли цветы, то гости сначала смотрели на цветы — они знак времени года, и потом — смотрели на картину. Однако если в чайной церемонии использовалась особо ценная утварь, то прежде рассматривали ее. Если же использовалась утварь, которую хозяин показывал гостям впервые, то сначала осматривали ее, даже если она и не представляла особой ценности. Если в нише-токомома висела картина, то гости приближались к нише и вставали перед ней на колени слегка разведя руки в стороны. При оформлении ниши придерживались следующего порядка: сначала вешали картину, а затем в вазу ставили цветы, причем особо красивую веточку с цветком помещал в вазу кто-нибудь из гостей.

Старые деревья Го Си. «Старые деревья» (фрагмент)
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк

Ширина токонома в гостиных варьировалась от 1,8 до 2,7 м, а глубина — от 0,9 до 1,8 м, и в ней помещались две или чаще три (иногда их число доходило до пяти) картины китайских художников. Картины подбирались таким образом, чтобы смотрящий на них ощущал определенную внутреннюю связь (сюжетную, тематическую, идейную, стилевую) между ними. Как правило, в токонома вывешивались картины периодов Сун (960-1279) и Юань (1280-1368). Для китайского искусства сунского времени характерно драматическое мироощущение как реакция на нестабильность обстановки на границах страны, на уменьшение территории Китая вследствие отторжения земель киданями, тангутами, чжурчжэнями, монголами.

Роскошный лес среди отдаленных пиков Ли Чэн. «Роскошный лес среди отдаленных пиков» (фрагмент)
Музей провинции Ляонин. Китай

Сунская и юаньская живопись символичны и поэтому в определенной степени условны. Цветы, птицы, насекомые, изображенные мастером, являлись символами вечного или преходящего (например, цветок сливы, ветка сосны олицетворяли долголетие), значение и глубину которых, как предполагалось, могли постичь те, кто имел интерес к «запредельному». Наконец, китайскую живопись тех эпох отличала высочайшая техника. Неудивительно поэтому, что китайские картины в токонома стали одним из функциональных центров интерьера гостиной, в которой проводились чаепития.

Сбор диких трав Ли Тан. «Сбор диких трав» (фрагмент)
Дворец Музей (Императорский Музей Гугун). Пекин

Первоначально для токонома выбирали преимущественно полихромные картины художников сунской Академии живописи, существовавшей при императорском дворе. Произведения художников-полихромистов из Академии высоко ценились в Японии, и как раз они определяли вкусы самурайской элиты, имевшей возможности и средства приобретать китайскую живопись. Именно такие картины составляли большую часть коллекции Асикага Ёсимаса, у которого служил Ноами. Поэтому неудивительно, что именно образцами такой живописи Ноами украшал токонома в помещении, где устраивали чаепития.

Холодный лес в заснеженной равнине Фань Куань. «Холодный лес в заснеженной равнине»
Тяньцзиньский музей

Со временем полихромная живопись в токонома стала вытесняться монохромной. Создателям монохромного рисунка тушью были чаньские монахи и художники-любители. Постепенно рисование тушью из стилевого приема превратилось в самостоятельное направление в живописи. Монохромная живопись — искусство намека, вот почему ею так интересовались приверженцы чань-буддизма. Чаньскими монахами были выдающиеся мастера монохромной живописи сумского периода — Лян Кай, Жофэнь Юйцзянь, Му Ци. Последний, недооцененный при жизни у себя на родине, высоко почитался в Японии. Его произведения часто украшали токонома во время «чаепитий в гостиной». В сунское же время некоторые художники-академики (Ма Юань, Ся Гуй, Ли Тан и др. ) искусно сочетали приемы монохромного рисунка с традиционной манерой письма.

Весенняя прогулка по горной тропинке Ма Юань. «Весенняя прогулка по горной тропинке»
Музей императорского дворца. Тайбэй

По мнению ряда исследователей, важнейшей характеристикой «чаепитий в гостиной», определяющей существо этого действа, являлось созерцание картин в токонома во время чаепития. Чайный ритуал помогал его участникам проникнуть в тайный смысл изображенного. Созерцание монохромных рисунков, имевших, так сказать, несомненно дзенский субстрат, придавало чаепитию внутреннюю глубину, что приближало его к классическому образцу.

Горная деревня в рассеивающемся тумане Юйцзянь Жофэнь. «Горная деревня в рассеивающемся тумане»
Из цикла «Восемь видов рек Сяо и Сян»
Художественный музей Идемицу. Токио

На полу в токонома перед картинами ставились «три панциря» — курильница благовоний, подсвечник и ваза для цветов. Последняя являлась вторым (после картин в нише-токонома) по значению функциональным центром интерьера гостиной. В XIV-XV вв. перед картинами ставились, как правило, китайские вазы из зеленовато-голубого фарфора, бронзы или вазы-корзины. Такие вазы, безусловно, привлекали внимание участников чаепития. Кроме того, в них ставились славившиеся своей красотой пионы душистые и пионы древесные, этот элемент интерьера также выполнял немаловажную эстетическую функцию.

Гостиная в стиле сёин

Впоследствии, в процессе становления классической чайной церемонии (чаепития в стиле ваби) картины в нише-токонома стали вначале дополняться, а позже заменяться каллиграфическими свитками (бокусэки). Первым, кто стал вывешивать бокусэки в нише-токонома, стал первый патриарх классической чайной церемонии Мурато Дзюко. Созерцание бокусэки облегчало процесс проникновения в скрытую красоту чайной утвари и достижение специфического душевного состояния.

«Храм полон слов» Ляоань Цинъюй. «Храм полон слов»

В нише-токонома чайной комнаты Дзюко висели бокусэки, выполненные известными мастерами, в частности Юаньу. «Чайные» трактаты в один голос утверждают, что Дзюко был учеником Иккю Содзюна, обратившим на себя особое внимание учителя. Именно Иккю вручил Дзюко каллиграфический свиток (бокусэки) известного китайского чаньского монаха Юаньу Кецин (1063-1135).

«Лунный Лес-Чистый Путь» Гулинь Цинмао. «Лунный Лес — Чистый Путь»

Помимо бокусэки Дзюко помещал также в нишу картину, а иногда и две.

В конце 16 века Рикю всё чаще помещал в нишу-токонома чайной комнаты не картины, а бокусэки. В 1562 г. он приобретает знаменитый бокусэки Юаньу, некогда принадлежавший Мурата Дзюко, причем, как явствует из дневника Камия Сотана, заплатив за него очень большие деньги. Надо сказать, что бокусэки и незатейливый интерьер — характерные признаки чаепития-ваби.

Каллиграфия. Юэцзян Чжэнинь

В процессе формирования нового чайного стиля – ваби – претерпевала изменения и ниша-токонома, так как чаепития-ваби проводились уже не в гостиных, а в специальных чайных домиках – тясицу. Стены чайных комнат в гостиных делались из дерева, поэтому, когда Сэн Рикю стал устраивать токонома в чайных комнатах с оштукатуренными стенами и, более того, покрывать штукатуркой внутренние части ниши, как, например, в Тайане, это означало полное нарушение господствующего тогда архитектурного стиля. Безусловно, восприятие ниши в чайной комнате Тайан современниками Рикю было совсем другим, чем сейчас, когда такое сочетание стало признанной нормой. Судя по всему, Рикю старался таким образом усилить у «гостей» ощущение ваби.

Бокусеки (каллиграфия) Чжонфэн Минбэня

Высота ниши-токонома в тясицу соответствовала высоте чайной комнаты, ширина и глубина ее зависели от площади комнаты: определяющим фактором в данном случае являлась соразмерность объема ниши с объемом (пространством) помещения. Внутренняя часть токонома могла быть покрыта штукатуркой — как полностью (поскольку такая ниша напоминала оштукатуренную комнату в хижине-соан, ее называли «нишей-комнатой», яп. муродоко), так и частично: низ «ниши-комнаты» оклеивался бумагой. В настоящее время токонома часто делается из досок.

Прощальные стихи к Бетсуген Энси Гулинь Цинмао
Прощальные стихи к Бетсуген Энси

С лицевой стороны ниша стандартного типа обрамлялась довольно толстыми деревянными брусьями. В чайных комнатах формального стиля (т. е. син) брусья, как правило, были четырехугольными, правильной формы, покрытыми черным лаком. Иногда сквозь матовый лак была видна структура дерева. Такая рама наилучшим образом оттеняла предметы утвари-мэйбуцу которые выставлялись в нише. Для токонома чайной комнаты «переходного» стиля (т. е. ге) использовали хорошо обструганные, не покрытые ни лаком, ни краской брусья или же ровные по всей длине стволы деревьев с корой. Рама для ниши в комнате «простого» стиля (т. е. со) делалась из брёвен или стволов деревьев, не пригодных для использования в плотницких или столярных работах, или же из бамбука, что вполне соответствует духу ваби.

Прощальные стихи к Тендзен Сингуну Гулинь Цинмао
Прощальные стихи к Тендзен Сингуну

По боковым сторонам ниши с внешней стороны ставили по опорному столбу, которые выполняли чисто декоративную функцию. Если ниша одной стороной соприкасалась со стеной комнаты, то ставился только один опорный столб. В помещениях стиля син столб обычно был четырехугольным, в качестве материала для него использовали сосну, кипарисовик тупой, дерево цугу (из семейства еловых) и другие с прямослойной древесиной. В чайных комнатах «простого» стиля для таких опорных столбов выбирали стволы сосны, криптомерии, каштана, вечнозеленого дуба Зибольда, клена. Они могли быть как прямые, так и искривленные. Очень часто кору не снимали или снимали только местами, подвергая стволы грубой обработке, однако в любом случае они должны были гармонировать с другими элементами интерьера.

Каллиграфия. Юэцзян Чжэнинь

Типы ниш-токонома были весьма разнообразны. Помимо стандартных, т. е. отгороженных боковыми стенками и обрамленных сверху и снизу, встречались так называемые «ниши-пещеры» (яп. хорадоко), у которых благодаря доске, закрывавшей верхнюю часть ниши, расстояние от пола до потолка внутри было больше, чем высота «входа» в нишу. Естественно, в верхней части токонома царил полумрак. Разнообразие типов ниш создавалось главным образом за счет упрощения их конструкции. Токонома могла быть без деревянной рамы, пол ниши мог представлять собой доску, не возвышающуюся над полом комнаты. Иногда токонома делалась без сплошных боковых стенок. В этом случае основанием ниши служила довольно длинная доска, которую клали в углу комнаты вдоль стены, противоположной лазу-нидзиригути. На доску ставили опорные столбы, которые очерчивали пространство, занимаемое нишей. К этим столбам на некотором расстоянии от пола-доски крепились боковые стенки ниши, а сверху, образуя границу токонома, подвешивалась специальная доска. Наконец, бывали «подвесные ниши» (яп. цуридоко). Верхнюю поперечную лоску со свисающими с обеих сторон стенками крепили у потолка чайной комнаты, причем стенки не касались пола. Нижняя часть у такой ниши отсутствовала, задней стенкой являлась стена комнаты. Иногда роль боковых стенок токонома выполняли «чайные полки» различных типов.

* Игнатович А.Н. «Чайное действо». Москва. Стилсервис. 2011 г., стр. 65,67, 68-70,93-94,239-241

Токонома | Опыт Японии

Токонома: центральным элементом традиционной японской комнаты является токонома: приподнятая ниша.

Японская культура: Токонома 床の間

Mark Brazil

При входе в комнату, оформленную в традиционном японском стиле (васицу), фокусом комнаты будет не очаг или камин, как в западной комнате, с фотография в рамке над камином, и это не должен быть телевизор с плоским экраном; нет, центральным элементом является архитектурная особенность, известная как токонома, уникальная для Японии и благоухающая минималистским искусством дзэн.

Токонома является классическим элементом комнаты с татами, так же как и осиирэ, раздвижные двери и раздвижные окна или сёдзи, покрытые бумагой. Проще говоря, токонома представляет собой приподнятую нишу, представляющую собой особое пространство, в котором выставлены важные предметы, такие как икебана, бонсай, любимая глиняная посуда, художественный или каллиграфический свиток. Это не место, как ошибочно полагают некоторые иностранные гости, для того, чтобы ставить чемодан; и это не место, чтобы сидеть или стоять; нет, это углубление граничит со сакральным.

Тот факт, что токонома немного приподнята над полом, почти так же, как пол комнаты приподнят над уровнем входа или гэнкана, является признаком ее более высокого статуса в архитектуре дома , и, возможно, является прямым свидетельством его раннего религиозного подтекста.

Приблизительно до 1190 г. центральным элементом дома священника был частный алтарь или буцудан; такую ​​функцию иногда можно найти в домах даже сегодня, хотя она уменьшена в масштабе и часто находится на полке высоко, близко к потолку.

Оцукиминома с изображением токономы, Сад Ёкокан, Фукуи.
Оцукиминома с изображением токономы, Сад Йококан, Фукуи.

В период Камакура (1192-1333) узкая ниша буцудан с алтарным столом, цветами и буддийскими свитками была приспособлена и превращена в более популярную нишу, в которой можно было выставлять произведения искусства. Исчезли курильница для благовоний и вотивная свеча, и их заменили заветные предметы искусства.

Фокус, обеспечиваемый токономой, не фиксирован во времени, в отличие от ценной картины, которая может висеть над камином на западе, искусство, выставленное в приподнятой нише, будет меняться, возможно, так же регулярно, как времена года, в то время как цветочную композицию будут менять чаще, возможно, размещать там только временно по особому случаю.

Еще одна архитектурная особенность токономы, какой бы скромной она ни была, заключается в том, что с одной стороны она будет граничить с колонной или необработанным деревянным стволом, часто с характерной текстурой или слегка выступающей текстурой.

Сегодня токонома много ругают, и не только заграничных гостей. В одних отелях его используют для телефона, в других — для телевидения; в некоторых домах он используется для демонстрации копий пар мечей, которые носили в прошлом самураи, а также для детских игрушек больших размеров. Однако традиционно он остается жизненно важной частью внутреннего архитектурного дизайна.

Японская комната с токономаТрадиционная японская комната с токонома

Несмотря на то, что в центре внимания находится комната, японцы скромны и хотят казаться скромными, поэтому, несмотря на токонома, в которых хранятся, возможно, их лучшие произведения искусства, гости вежливо сидят лицом к это, чтобы хозяева не выглядели нескромно хвастающимися.

Искусство выставлять искусство в алькове состоит не в том, чтобы загромождать пространство; вместо этого его лаконичность служит для создания ощущения пространства. Сидящие на полу рядом с нишей, естественные элементы комнаты, покрытые камышом татами, деревянная колонна, бумажные сёдзи, ширма бёбу — все они обеспечивают связь через свои материалы или образы с архетипической природой.

Эта природа – управляемая природа Японии, столь изысканно раскрывающаяся в обустройстве традиционного сада мастером-садовником, а не необработанная природа Японии, которая, напротив, встречается в горном ландшафте.

Незагроможденная комната, пусть и маленькая, и незагроможденная токонома создают ощущение простора, которое еще больше усиливается видом на сад (там, где он существует) сразу за комнатой, предполагая, что то, что находится в комнате, является лишь частью большого внешнего мира.

Японская комната с токономой

Статьи по теме Японии

Японский дом и домЯпонские сезоныПогода в ЯпонииЕстественная история Японии

Книги по японской культуре

Токонома — Etsy Турция

Etsy больше не поддерживает старые версий вашего веб-браузера, чтобы обеспечить что пользовательские данные остаются в безопасности. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *