О чем рассказывает архитектура постмодернизма?
Новости
7 декабря в «Книжном клубе 12» Светлана Дождевых рассказала об архитектуре постмодернизма через творчество трех ключевых архитекторов и исследователей: Чарльза Дженкса, Роберта Вентури и Филипа Джонсона. Кратко рассказываем, что можно посмотреть и почитать, чтобы разбираться в постмодернистской архитектуре.
Как и эклектика, архитектура постмодернизма – переходное, а потому очень разнообразное явление. Она появилась во второй половине XX века с началом кризиса прежних традиций в культуре и искусстве. Приверженцы стиля стали обращаться к образам массовой культуры, играть с историческими формами и строить новую идеологию зодчества, включающую потребителя: архитектура постмодернизма стремилась учитывать сложную жизнь современного человека и его потребности, при этом не диктуя «правила пользования», а взаимодействуя с ним.
Филип Джонсон: от модернизма к постмодернизму
Американский архитектор Филип Джонсон считается одним из самых ярких представителей постмодернизма, хотя сначала он был известен как приверженец интернационального стиля. В 1946 году он спроектировал для себя «Стеклянный дом» без единой каменной стены, который до сих пор считается одной из лучших работ Джонсона.
В 1960-х, с падением популярности модернизма, Джонсон начал создавать проекты с аллюзиями на исторические стили. Например, крыша здания корпорации «Сони» (1984) с разорванным фронтоном отсылает к барокко, а башня «Хрустального Собора в Гарден Грув» (1980–1990) – к готике. В некоторых работах он использует узнаваемые образы: округлый небоскреб «Липстик-билдинг», построенный в 1986 году в Нью-Йорке, внешне напоминает губную помаду.
Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун: утки и декорированные сараи
Супруги Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун в книге «Уроки Лас-Вегаса» (1972) разделили архитектуру на два типа с точки зрения коммуникации: «дома-утки» и «декорированные сараи».
Тип «уток» определяется как здание, которое рассказывает своей формой, для чего оно построено. Показательным примером для архитекторов стал киоск птичьего мяса «Лонг-айлендкий утенок» в форме утки. «Сарай» же, в свою очередь, — это дом, декорированный табличками, плакатами и другими знаками о своем предназначении. В этом забавном сравнении и раскрывается тайна форм архитектуры постмодернизма: ей хочется общаться.Интересный пример работы Вентури – «Дом Ванды Вентури» (1962), построенный архитектором для своей матери. В проекте он возвращает жилищу скатную крышу (модернизм предпочитал плоскости), все окна создает разной формы, а также выделяет печную трубу. «Дом Ванды» напоминает отрефлексированный образ домика с детского рисунка – самый «домный» дом, какой только можно представить. В общем, «дом-утка».
Чарльз Дженкс: здания должны разговаривать
В 1977 году Чарльз Дженкс написал фундаментальное исследование «Язык архитектуры постмодернизма», где тоже рассматривал стиль с точки зрения коммуникации. Так, он связывал трагедию жилого комплекса «Пруитт-Айгоу» в США с «необщительностью» модернистских зданий. Построенный в 1954 году как проект, решающий проблемы социального жилья, «Пруитт-Айгоу» был снесен через 20 лет из-за множества бытовых проблем и стремительного роста преступности. Комплекс не был удобен и достаточно «человечен», его сообщение было оторвано от безликой формы. Для постмодернизма коммуникация стала равна самой жизни.
Метки «История искусства. Время-Стиль-Памятник», архитектура
ВЕНТУРИ, РОБЕРТ | Энциклопедия Кругосвет
ВЕНТУРИ, РОБЕРТ (Venturi, Robert) (р. 1925), американский архитектор и теоретик искусства, один из основоположников постмодернизма.
Родился в Филадельфии 25 июня 1925. Учился в архитектурной школе Принстонского университета (1947–1950) и Американской академии в Риме (1954–1956). Работал в архитектурных фирмах О.Стонорова (Филадельфия), Э.Сааринена (Блумфилд-Хиллс, штат Мичиган) и Л.Кана (Филадельфия). В 1964 открыл (вместе с Дж. Раухом) собственную фирму (совладелицей которой стала в 1967 и жена Вентури, Д.С.Браун). С 1980 – это фирма «Вентури, Раух & Cкотт Браун».
Оказал большое влияние на новое художественное поколение как своими постройками, так и (в еще большей степени) теоретическими трудами. В своей книге-манифесте (Сложность и противоречия в архитектуре, 1966) подверг резкой критике холодную и безликую утилитарность расхожего функционализма и «интернационального стиля», игнорирующую те живые противоречия окружающего бытия, которые тонко учитывались строителями былых времен. Призывал чутко реагировать на особенности места и времени, приноравливаясь к ним с помощью стилистического многообразия, сводящего на нет традиционные различия между «высокой» культурой и китчем (вдохновляющим примером для Вентури послужил тогдашний поп-арт). Продолжением этих концепций явилась книга Учиться у Лас-Вегаса, подготовленная в соавторстве с Д.С.Браун и С.Айзенуром (1972). «Пошлости» неоновой и щитовой рекламы, наводнившие этот город, были переосмыслены здесь как образцы жизненной иронии, необходимые для того, чтобы зодчество не «впадало в гордыню», замыкаясь в своих умозрительных чертежах.
В своих постройках Вентури намеренно смещал разные стилистические пласты, придавая жилым домам черты склада или супермаркета, – но в сочетании с иронически-остраненными элементами исторических стилей (Гилд-хаус, дом для престарелых в Филадельфии, 1960–1965; особняк для матери Вентури в Честнат-Хилле, Пенсильвания, 1962; Брант-хаус в Гринвиче, 1971–1973). С годами стилистические ретроспекции, «сноски» на классику занимали в его произведениях все более заметное место, однако мастер неизменно погружал их в атмосферу тонкой архитектурно-пластической игры, не позволяющей зданию превратиться в непреложный эстетический канон. Среди его произведений – гуманитарный факультет и факультет общественных наук в Государственном университете штата Нью-Йорк в Перчейзе (1968–1978), пожарное депо в Нью-Хейвене (1970), мемориальный комплекс Б.Франклина в Филадельфии (1972–1976), новый корпус Художественного музея в Оберлине (1974–1977), корпус молекулярной биологии в Принстонском университете (1983), художественные музеи (Лагуна Глория в Остине, 1983) и Сиэтле (1985), новый корпус лондонской Национальной галереи (1987–1991).
В последние десятилетия фирма активно занималась также выставочным и мебельным дизайном. С 1957 Вентури активно работал как педагог, будучи профессором Пенсильванского университета.
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
Пройти тест
Роберт Вентури, архитектор, отвергший модернизм, умер в возрасте 93 лет
Реклама
Продолжить чтение основной истории
Архитектор Роберт Вентури в своем офисе в Филадельфии в 1991 году с моделью нового зала для Филадельфийского оркестра. Его цель, как он однажды сказал, состояла в том, чтобы пробудить архитекторов «от первобытных мечтаний о чистом порядке». , влиятельный американский архитектор и теоретик, чьи здания и книги-бестселлеры вдохновили движение, известное как постмодернизм, в котором исторические элементы оживляют современные формы, скончался во вторник в своем доме в Филадельфии. ему было 93.Причиной стали осложнения болезни Альцгеймера, сказал его сын Джеймс Вентури, градостроитель.
На протяжении большей части 20-го века «серьезные» архитекторы во главе с Ле Корбюзье и Людвигом Мис ван дер Роэ отдавали предпочтение простым поверхностям и строго геометрическим формам. Но в своем трактате «Сложность и противоречие в архитектуре», опубликованном в 1966 году, г-н Вентури утверждал, что орнамент, исторические аллюзии и даже юмор имеют место в современной архитектуре. Книга была ответом на утверждение Миса о том, что «меньше значит больше».
«Меньше скучно», — написал мистер Вентури.
«Я за богатство смысла, а не за ясность смысла», — объяснил он. Его цель, по его словам, состояла в том, чтобы пробудить архитекторов «от чопорных мечтаний о чистом порядке».
Книга, поддержанная Музеем современного искусства и Фондом Грэма, стала многолетним бестселлером, переведенным более чем на дюжину языков. Во введении выдающийся историк архитектуры Винсент Скалли назвал это «вероятно, самым важным сочинением о создании архитектуры» со времен работы Ле Корбюзье «На пути к новой архитектуре», опубликованной в 1919 г. 23. Он обвинил критиков г-на Вентури в «зацикленности на довольно чопорной пуристической эстетике».
Мистер Вентури и Дениз Скотт Браун, его жена и профессиональный партнер, в конце 1960-х годов в своем офисе в Филадельфии. Когда в 1991 году он получил престижную Притцкеровскую премию в области архитектуры, он признал ту роль, которую она сыграла в его успехе; позже она утверждала, что заслужила разделить с ним приз. Кредит … Джордж Поль, через Архитектурный архив Пенсильванского университета. Г-н Вентури жил в Филадельфии, где он и его жена проработали более 50 лет, архитектор и проектировщик Дениз Скотт Браун управляли фирмой с международным охватом, живя в просторном старом доме, который они заполнили эклектичной смесью мебели, некоторые из которых они разработали. Их здания были известны использованием знакомых элементов в незнакомых комбинациях.
В 1964 году, например, г-н Вентури построил небольшой дом для своей матери Ванны Вентури в районе Честнат-Хилл в Филадельфии. Здание имеет остроконечную крышу, которая вместо ожидаемого пика завершается глубокой щелью. (В 2005 году он был признан шедевром на почтовой марке Соединенных Штатов.)
Его Дом Гильдии, дом престарелых в Филадельфии, построенный в 1966 году, имеет плоский фасад, пробитый несовпадающими окнами. Его центральный отсек первоначально завершался телевизионной антенной из золота и алюминия.
В 1971 году Ада Луиза Хакстейбл, в то время архитектурный критик The New York Times, сказала, что Guild House содержит «извращенный набор деталей, от которых у других архитекторов начинают стучать зубы».
Но, как она писала, «он предназначен для того, чтобы образованный зритель посмотрел дважды, чтобы понять, почему обычное является необычным».
Как и во многих зданиях, спроектированных им и его женой Дениз Скотт Браун, в доме, созданном мистером Вентури для своей матери Ванны Вентури в Филадельфии, использовались знакомые элементы в незнакомых комбинациях. Кредит … Стив ДэвисЕе преемник в «Таймс» Пол Голдбергер увидел в работах г-на Вентури «своего рода маньеризм 20-го века, который парит над головами большинства непрофессионалов», намекая на стиль позднего Возрождения, характеризующийся использованием декоративных аранжировок в новых , иногда удивительные сочетания.
К 1980-м годам фирма Вентури получала крупные заказы, включая пристройки к кампусам Гарварда, Йеля и Принстона. (Г-н Вентури назвал Уильяма Дж. Боуэна, тогдашнего президента Принстона, «моим Медичи».) Украшая свои фасады, иногда используя кирпич в лихих узорах, он помог колледжам преодолеть разрыв между их историческими зданиями (например, готические общежития Принстона). и строгие, квадратные формы, ставшие стандартом 20-го века.
За пределами Соединенных Штатов он и г-жа Скотт Браун были известны тем, что пополнили лондонскую Национальную галерею, которая открылась в 1991 году и была известна своей эксцентричностью в стране, где эксцентричность ценится. В здании были коринфские колонны, расположенные через неравные промежутки, словно джазовый музыкант, играющий на классические темы.
Другие важные проекты включают Художественный музей Сиэтла, который также открылся в 1991 году и позже был включен в более крупное здание Allied Works Architecture, а также правительственный комплекс в Тулузе, Франция. В обоих проектах элементы классической архитектуры представлены в преувеличенной форме в качестве украшения поверхности.
В Нью-Йорке мистер Вентури много лет работал на новом паромном терминале Статен-Айленда, над которым должны были разместиться часы высотой с 12-этажное здание. В редакционной статье The Times дизайн хвалили, но другие высмеивали его; Президент района Стейтен-Айленд Гай В. Молинари (умерший в июле) сказал, что единственным преимуществом часов «было бы напоминание людям, что они снова опаздывают на работу».
Дом гильдии мистера Вентури, дом престарелых, в Филадельфии, строительство которого было завершено в 1966 году. Плоский фасад с несовпадающими окнами «предназначен для того, чтобы образованный зритель посмотрел дважды, чтобы увидеть, почему обычное является необычным», Times написала критик Ада Луиза Хакстейбл. Кредит … Джордж Поль, через Архитектурный архив Пенсильванского университетаПриправленный требованиями внести изменения в конструкцию, г-н Вентури ушел из проекта в 1996 году, заявив, что его работа была скомпрометирована. Проект был передан Anderson/Schwartz Architects.
Хотя он и отказался от этого титула, г-на Вентури часто называли отцом постмодернизма. Филип Джонсон, оставивший большой след в архитектуре 20-го века, сказал в беседе с архитектором и писателем Робертом А. М. Стерном в 1985 году, что «Сложность и противоречие» г-на Вентури помогли ему освободиться от жесткости модернизма.
«Было такое облегчение, что она появилась», — сказал он о книге.
Но другие сетовали на натиск постмодернизма. Инга Саффрон, архитектурный критик The Philadelphia Inquirer, писала в 2009 году, что «по мере того, как менее талантливые архитекторы присваивали себе» исторические элементы, шоссе Америки превратилось в «китчевый ландшафт фронтонов, фронтонов и арок».
Объясняя философию, лежащую в основе его зданий, г-н Вентури сказал: «Я использовал историю в качестве справочного материала, но я никогда не использовал ее как источник вдохновения». Но это различие было потеряно для многих.
Сам г-н Вентури жаловался, что его последователи иногда «неправильно применяли или преувеличивали» его идеи. Во введении ко второму изданию «Сложности и противоречия», опубликованному через 11 лет после выхода оригинала, он писал: «Иногда я чувствовал себя более комфортно с моими критиками, чем с теми, кто соглашался со мной».
В этой оригинальной книге 1966 года г-н Вентури утверждал, что орнамент, исторические аллюзии и даже юмор имеют место в современной архитектуре.В 2001 году, пытаясь внести ясность, он появился на обложке журнала «Архитектура», заявив: «Я не сейчас и никогда не был постмодернистом».
«Быть непонятым — это судьба», — сказал он в интервью для этого некролога в своем доме в Филадельфии в 2009 году.
Роберт Чарльз Вентури-младший родился в Филадельфии 25 июня 1925 года. бизнес; его мать, Ванна (Луизи) Вентури, была активна в социалистических и феминистских кругах. Роберт, их единственный ребенок, учился в Епископальной академии в Мерионе, штат Пенсильвания, а затем поступил в Принстонский университет. Выросший как квакер, он сказал, что зарегистрировался как отказник от военной службы по соображениям совести во время Второй мировой войны.
Мистер Вентури прибыл в Принстон в 1944 году, когда модернизм укоренился в других архитектурных школах, особенно в Гарварде, которым тогда руководил мастер Баухауза Вальтер Гропиус. Однако архитектурная программа Принстона была связана с его отделом искусства и археологии, и г-н Вентури погрузился в историю архитектуры. По его словам, вне классной комнаты исторический стиль кампуса Принстона заставлял его «гулять по воздуху».
Получив степень бакалавра и магистра в Принстоне, он работал на Ээро Сааринена и Луиса Кана, модернистов с иконоборческими наклонностями, до того, как получил стипендию в Американской академии в Риме. Он провел два года в Европе, изучая здания таких художников, как Микеланджело, Бернини и, в Испании, Антонио Гауди.
В книге «Учимся у Лас-Вегаса» (1972), написанной вместе с Дениз Скотт Браун и Стивеном Изенуром, г-н Вентури сосредоточился на невзрачной среде, которую высмеивало большинство ученых-архитекторов.Вернувшись в Соединенные Штаты, г-н Вентури поступил на факультет Пенсильванского университета, где познакомился с г-жой Скотт Браун, которая также преподавала в Пенсильвании и недавно овдовела. Они поженились в 1967 году.
Г-н Вентури начал частную практику в 1960 году, сначала в партнерстве с Уильямом Х. Шортом, а затем, начиная с 1964, с Джоном Раухом. Г-жа Скотт Браун присоединилась к фирме Venturi Rauch в 1969 году в качестве партнера, отвечающего за планирование. В 1989 году, когда г-н Раух ушел в отставку, фирма была переименована в Venturi, Scott Brown & Associates. На пике своего развития в нем работало около 100 человек. Теперь она известна как VSBA Architects & Planners.
Почти такое же влияние, как и его «Сложность и противоречие в архитектуре», оказала вторая книга г-на Вентури «Учимся у Лас-Вегаса», написанная г-жой Скотт Браун и Стивеном Изенуром, в то время директором фирмы пары. Опубликовано в 1972, он вырос из курса, который г-н Вентури и г-жа Скотт Браун преподавали в Йельском университете.
Основное внимание в книге уделялось эстетическим достоинствам Лас-Вегас-Стрип, той низкопробной среде, которую высмеивало большинство ученых-архитекторов. Книга популяризировала термины «утки» для зданий, которые были репрезентативными по своей форме, и «украшенные сараи» для контейнеров, смысл которых зависел от нанесенного орнамента. Это также помогло установить влияние на архитектуру поп-арта с его удивительной игрой масштаба.
Мистер Скалли, историк архитектуры, писал, что мистер Вентури был «одним из очень немногих архитекторов, чье мышление совпадает с мышлением поп-художников, и, вероятно, первым архитектором, который осознал полезность и значение их форм».
В 2009 году дом на берегу Джерси, спроектированный мистером Вентури, был спасен от сноса, когда его сторонники договорились перевезти его на барже на новое место на Лонг-Айленде. Кредит… Роб Беннетт для The New York TimesМистер Вентури получил Притцкеровскую премию, считающуюся высшей наградой в области архитектуры, в 1919 г.91. В своей благодарственной речи он признал роль, которую его жена сыграла в его успехе, сделав обязательным использование «мы» вместо «я».
«Вклад Дениз, творческий и критический, имеет решающее значение», — сказал он. Г-жа Браун отказалась присутствовать на церемонии в Мехико, где, по ее словам, с ней обращались бы как с адъюнктом. В 2013 году, выступая на церемонии награждения женщин-архитекторов, г-жа Скотт Браун сказала, что заслуживает разделить приз со своим мужем; это побудило подать петицию, чтобы задним числом получить ее честь.
Помимо сына, который сказал, что его отец перед смертью слушал фортепианные сонаты Бетховена, у мистера Вентури осталась мисс Скотт Браун.
Когда ему исполнилось 80 лет, мистер Вентури был так же озабочен сохранением своих существующих зданий, как и проектированием новых. В начале 2009 года пляжный домик, который он спроектировал на берегу Джерси, построенный в 1960-х годах, оказался под угрозой сноса. Архитектор Фредерик Шварц и другие сторонники договорились перенести его на новое место в Глен-Коув на Лонг-Айленде. Это повлекло за собой плыть вверх по Ист-Ривер — зрелище, которое г-н Вентури, г-жа Скотт Браун и десятки их сторонников наблюдали с берега.
В последние месяцы г-жа Скотт Браун и другие боролись за спасение Музея современного искусства Сан-Диего в Ла-Хойя, принадлежащего супружеской паре, от реконструкции, которая, по их словам, уничтожит многие из наиболее характерных элементов здания.
«Он знал о ситуации, — сказал Джеймс Вентури, — и был очень опечален».
Эти 5 зданий Роберта Вентури изменят ваше мнение о постмодернизме
Перейти к основному содержанию
История сохранена Эти 5 зданий Роберта Вентури изменят ваше мнение о постмодернизме 1«Меньше зануда», — такова была максима, которой был известен архитектор Роберт Вентури, не очень тонкий удар по «меньше значит больше» Миса ван дер Роэ, который должен заставить вас улыбнуться, независимо от того, слышали ли вы его имя раньше. Вентури мирно скончался вчера в возрасте 9 лет.3, был вместе со своей женой и партнершей Дениз Скотт Браун пионером постмодернизма, этого часто оклеветанного архитектурного движения, которое зацементировало мультяшные цвета, огромные колонны и фронтоны, асимметрию и множество других причудливых стилистических форм в нашем американском (и другом; возьмите здание Neue Staatsgalerie в Штутгарте, Германия). В то время многие люди ненавидели его, и многие до сих пор ненавидят. Но когда вы понимаете, что олицетворяли эти здания — исторический контекст, стилистическое богатство, игривость и критика, все это как возражение против сверхминимальных, определенно иногда скучных линий модернистских построек, которые переживали расцвет в середине века, отсюда опровержение ван дер Роэ — становится совершенно очевидным, что наши города в большом долгу перед ним и всем движением. Хочешь жить в городе, где все совершенно новые, безликие многоэтажки? Не думал. Вот некоторые из наших любимых зданий, которые Вентури и его жена воплотили в жизнь.
Дом Ванны Вентури, построенный для матери Роберта в Честнат-Хилл, штат Пенсильвания, в 1964 году. Обратите внимание на восхитительно асимметричный дымоход в дополнение к более очевидным сломанным фронтонам, которые делают фасад таким восхитительным.
Фото: Кэрол М. Хайсмит из Библиотеки Конгресса
Пожарная часть № 4 в Колумбусе, штат Индиана, была построена в 1968 году.
дорога в средней Америке) и быть немного более откровенным в отношении ее функций для любого, кто проезжает мимо (это башня для сушки шлангов посередине).Фото: Buyenlarge/Getty Images
Детский музей в Хьюстоне, созданный в сотрудничестве с Jackson & Ryan Architects, представляет собой супер-игривую интерпретацию классического музейного дизайна — практически слышно, как старики кричат об этом, и дети тоже (но в восторге).
Фото: Барри Виникер/Getty Images
Дом гильдии в родном городе Вентури, Филадельфии, нельзя не упомянуть: в первую очередь он был спроектирован для размещения квартир для пожилых людей с низким доходом, что является прекрасной вещью, придающей некоторую архитектурную значимость. . Во-вторых, он сочетает в себе контекстуальный красный кирпич (в «родстве с соседними постройками в центре города», как он объяснил) в сочетании с тонким орнаментом, высмеивающим классический дизайн такого здания.