Выставка фрида кало и диего ривера – VIVA LA VIDA – Выставка картин Фриды Кало и Диего Риверы в Москве декабрь 2018 – март 2019

Содержание

Выставка «VIVA LA VIDA. ФРИДА КАЛО И ДИЕГО РИВЕРА».

Выставка работает без выходных.

 

Подробная информация и покупка билетов на сайте frida-diego.ru.

 

 

«VIVA LA VIDA. ФРИДА КАЛО И ДИЕГО РИВЕРА. Живопись и графика из музейных и частных собраний»

 

 

«Фрида — это лента, обернутая вокруг бомбы», — так основоположник сюрреализма Андре Бретон описал искусство и жизнь великой мексиканской художницы Фриды Кало. Ее картины — гремучая смесь мексиканских народных мотивов и наивного искусства в духе французских модернистов, а в их основе — история боли и любви, страсти и непонимания, которые сопровождали Фриду всю ее жизнь. Из этого сплава появился образ, который прошел через весь XX век и стал вызовом устоям западного общества.

 

С 21 декабря 2018 года по 12 марта 2019 года Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже (Санкт-Петербург) впервые представят в Москве масштабный выставочный проект «

Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний», который покажет шедевры, созданные Фридой Кало и Диего Риверой, и расскажет историю супружеской пары, ставшей самой знаменитой в искусстве ХХ века.

 

В течение двух месяцев в самом центре Москвы, в ЦВЗ «Манеж», зрители смогут увидеть уникальную по своему составу ретроспективу двух художников — более 90 произведений Фриды Кало и Диего Риверы, от ранних до поздних: живопись, рисунки, литографии. Основу экспозиции составят работы из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописных произведений Кало и Риверы, живопись и графика из частных собраний Европы и Латинской Америки, работы из собрания внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы и галереи «Арвил» (Мексика, США), ранее не экспонировавшиеся в России произведения из ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также не публиковавшиеся ранее документы из российских государственных архивов. Дополнят экспозицию многочисленные фотографии и документальные фильмы о жизни и творчестве Фриды Кало и Диего Риверы.

 

Их знакомство состоялось благодаря живописи, когда, восстановив силы после аварии, Фрида привезла на оценку маститому живописцу Ривере свои первые работы. «Эта девочка — художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению», — так позже скажет Ривера о работах юной Кало. Их отношения будут переполнять эмоции и страсть, все это найдет отражение в ее творчестве. «Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою собственную реальность», — описывает свое творчество Фрида. Ее работы — это пропуск в сюрреалистичный мир, который сначала очаровывает яркими красками, а затем раскрывает глубину чувств художницы, боль от бесконечных операций, которые ей пришлось перенести, и страсть, которая наполняла ее жизнь. В экспозицию войдут как ранние работы Фриды, опирающиеся на традиции европейского портретного искусства эпохи Ренессанса, так и произведения периода расцвета ее таланта. Ключевыми работами Фриды являются ее автопортреты. Зрители увидят одну из самых известных работ Кало – «Сломанная колонна» (1944), своего рода манифест ее страданий и стойкости к ударам судьбы, художественным символом силы женщины. «Автопортрет с обезьянкой», все образы которого складываются в послание: Фрида снова не верит Диего, а силы ей дают ее прошлое и те, кто к ней привязан. Она стала первым в истории художником, который обратился к теме потери ребенка — «Больница Генри Форда» (1932), которая может показаться шокирующе интимной даже современному зрителю.

 

«Эта выставка не просто демонстрация живописи. Это демонстрация силы духа, силы воли, мужественности этой женщины, её стремления к жизни», – В.С. Воронченко, председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен».

 

На выставке произведения Фриды и Диего встретятся в центральной части экспозиции — это будет перекличка полотен двух художников и соединение двух уникальных личностей в одну историю соперничества в искусстве, любви-борьбы, которая на долгие годы стала главной темой творчества Фриды Кало. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». Если автокатастрофа была роковой случайностью, то из-за противоречивости натуры, в которой сила и независимость сочетались с одержимостью и жертвенностью, сложные отношения с Диего Риверой были неизбежными.

 

На выставке можно проследить все этапы творчества Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом и кубизмом до реализма. Так от глубоко личных работ Фриды зритель переходит к монументальным и социально-ориентированным произведениям Диего. Художник несколько раз был в СССР и подарил стране Советов несколько своих работ — на выставке будут представлены наиболее значимые из них, например, картина «Славная победа» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, которую в 1955 году он передал в дар Союзу художников. Это монументальное четырехметровое полотно, по счастливому стечению обстоятельств, не участвовало в злосчастной выставке за пределами СССР, в ходе которой пропала крупнейшая работа Фриды Кало «Раненый стол». Также среди работ Риверы будут показаны его так называемые «русские рисунки», сделанные им во время второго визита в СССР в 1956 году.

 

Зрители получат шанс разгадать тайну утерянного шедевра «Раненый стол» (1940). Это масштабное полотно было передано Советскому Союзу в 1945 году в составе большого дара от мексиканских художников. Однако затем, в 1955 году, картина была потеряна при перевозке на выставку в Польшу — до сих пор ее местонахождение неизвестно. Зрители познакомятся с фото- и видеодокументами из музейных и частных собраний, увидят фотографии из семейного архива, снятые отцом Фриды, фотографом Гильермо Кало, а также работы Жизель Фройд, которая в течение двух лет снимала повседневную жизнь Фриды, работы выдающегося американского фотографа Николаса Мьюрея, который с 30-х по 40-е годы был другом, доверенным лицом и возлюбленным Фриды.

 

В рамках московского проекта будет организована масштабная параллельная программа, призванная исследовать и осмыслить феномен творчества двух самых известных художников Мексики. Выставка будет сопровождаться образовательно-просветительской и культурной программой: лекциями кураторов, кинопоказами, театральными постановками и перформансами. Выставка сопровождается иллюстрированным каталогом со статьями Катарины Лопаткиной, Хельги Пригниц-Пода и Рафаэля Коронеля Риверы. Этой зимой в Москве будет воссоздана удивительная противоречивая вселенная одной из самых влиятельных артистических пар двадцатого века — Фриды Кало и Диего Риверы, где яркая мексиканская культура переплетается с эпатажной модой, а революционные манифесты соседствуют со страстной любовью.

 

Выставка организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в Санкт-Петербурге совместно с Департаментом культуры города Москвы.

 

Культурно-исторический фонд «Связь времен» – некоммерческая организация, которая осуществляет проекты, посвященные возвращению в Россию утраченных культурных и исторических ценностей, участвует в реализации культурных программ. 

 

Музей Фаберже продолжает свою серию выставок наиболее известных и влиятельных художников XX века, в рамках которой уже состоялись показы работ Сальвадора Дали, Амедео Модильяни, Хаима Сутина и др.

 

 

Подробная информация и покупка билетов на сайте frida-diego.ru.

 

 

 

Пресс-агент JMgroup, +7 (495) 620 36 06  [email protected]

 

 

 

Организаторы:

Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже

Совместно с Департаментом культуры города Москвы

Куратор выставки — Катарина Лопаткина

 

18+

 

 

 

Объединение «Манеж» | 8 (495) 645-92-76 | [email protected]

moscowmanege.ru

Как смотреть выставку Фриды Кало и Диего Риверы. Куратор — о главных экспонатах

21 декабря в Манеже открывается одна из самых ожидаемых выставок года — «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера». Она станет первым крупным московским смотром картин, созданных мексиканскими художниками Фридой Кало и Диего Риверой, и расскажет историю известнейшей супружеской пары в искусстве ХХ века. В экспозицию вошло более 90 полотен — работы из собрания Музея Долорес Ольмедо-Патино (Мехико), в котором хранится крупнейшая в мире коллекция живописных произведений Кало и Риверы, из собраний галереи «Арвил» (Мексика, США), частных собраний Европы и Латинской Америки, в том числе коллекции внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы, а также ранее не экспонировавшиеся в России произведения из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

По просьбе mos.ru куратор выставки Катарина Лопаткина выбрала 10 главных экспонатов и рассказала связанные с ними истории из жизни художников.

Фрида Кало начала рисовать в 18 лет — после автобусной аварии, в результате которой получила травмы позвоночника и на какое-то время оказалась прикованной к постели. Со своим мужем Диего Риверой она познакомилась спустя несколько лет, когда отправилась к нему, уже известному мастеру, чтобы показать свои работы. Он влюбился. Их совместную жизнь нельзя назвать спокойной — бурные выяснения отношений, ревность и измены, но именно она стала для Кало одним из главных источников вдохновения.

Катарина Лопаткина, куратор выставки «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний» в Манеже

«Больница Генри Форда» Фриды Кало (1932)

В основе всех работ Кало — ее биография, и «Больница Генри Форда», один из центральных экспонатов выставки, не исключение. Художница рассказала о своей трагедии: 4 июля 1932 года у нее случился выкидыш. Это была уже вторая ее беременность, закончившаяся трагически.

Красными нитями-пуповинами с Фридой на картине связаны потерянный ребенок, магнолия (подарок мужа Диего Риверы), улитка (символ того, как мучительно долго идет время), металлическое устройство (как механическая часть любого тела), анатомический женский муляж и тазовая кость, поврежденная в аварии (причина, по которой Фрида так и не смогла иметь детей).

При создании картины художница обратилась к идее ретабло — в Латинской Америке так называют иллюстрации о том, как человеку помог тот или иной святой. Однако Фрида исключает из своего сюжета главное — самого святого. Таким образом она подчеркивает свою беспомощность и покинутость.

Фрида Кало. Больница Генри Форда. 1932 год

«Всего-то несколько царапин!» Фриды Кало (1935)

На картине — обнаженная окровавленная женщина, лежащая на кровати в центре абсолютно пустой комнаты. Спущенный чулок на правой ноге говорит о незащищенности, уязвимости его владелицы. Убийца, ее муж, напротив, полностью одет. В руках он держит нож.

В основе этой картины тоже реальная история. В 1935 году в одной из газет вышел репортаж о женщине, убитой мужем в порыве ревности. На суде он произнес фразу, которая потрясла Фриду: «Всего-то несколько царапин!»

В образе героя картины многие узнавали и Диего Риверу: то же телосложение, шляпа, которую он любил. Почему он? Как раз в это время произошло еще одно событие, больно ранившее художницу. Она узнала, что ее муж изменил ей с ее младшей сестрой Кристиной. В оправдание он сказал, что этот мимолетный роман для него ничего не значит — вот они, эти «несколько царапин». Супруги обсудили ситуацию и решили объявить свой брак свободным. С тех пор любовников разрешалось иметь им обоим.

Фрида Кало. Несколько царапин. 1935 год

«Сломанная колонна» Фриды Кало (1944)

«Сломанная колонна» — одна из самых известных работ художницы. Сама она говорила, что это манифест страдания и одновременно воплощение силы женщины и ее стойкости под ударами судьбы. Она изобразила свое тело в разрезе. Позвоночник представлен в виде старинной колонны, давшей трещину (тело стягивают обручи металлического корсета, который ей пришлось носить после перелома позвоночника и многочисленных операций).

На фоне — Педрегальское плоскогорье. Именно там Ривера в 1940-х годах начал строить музей для размещения своей коллекции доколумбовой скульптуры. Культура Мексики, как и страдания Фриды, — главные темы в ее творчестве.

Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944 год

«Маска» Фриды Кало (1945)

«Маска» — довольно необычный автопортрет. Он относится к позднему периоду творчества Кало. Ей было 38 лет, и она уже не могла поддерживать имидж красавицы, свободолюбивой и раскрепощенной женщины и очень переживала по этому поводу. Любовь к автопортретам она объясняла просто: рисовать надо то, что хорошо знаешь.

На картине ее лицо закрывает маска Малинче — героини народного фольклора, любовницы завоевателя Мексики Эрнана Кортеса. Ее маску всегда изображают красной, ведь этот цвет — символ страсти и крови.

Фрида Кало. Маска. 1945 год

«Автопортрет с обезьянкой» Фриды Кало (1945)

В этой работе соединяются несколько образов, которые Фрида часто использовала: обезьяна, скульптура доколумбовой эпохи, собака и гвоздь. Обезьяна в представлении художницы — преданный друг, заменяющий ребенка, которого ей не суждено было родить. Гвоздь — обман. Собака ксолоитцкуинтли — священное для ацтеков животное.

Этой картиной Кало сказала, что перестала верить своему мужу, а помогают ей в преодолении трудностей совсем другие люди и вещи. Кстати, Фрида и Диего всегда держали в доме много животных: у них были попугаи, обезьяны, собаки.

Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой. 1945 год

«Автопортрет в шляпе» Диего Риверы (1907)

Диего Ривера написал не так много автопортретов, как Фрида. «Автопортрет в шляпе» — одна из самых ранних его работ. Он создал его, вдохновляясь полотнами таких мастеров, как Диего Веласкес, Эль Греко, Франсиско Гойя. С 1907 по 1909 год Ривера внимательно изучал все их работы. Сначала он учился в Испании, затем во Франции, а после поехал в Бельгию.

Диего Ривера. Автопортрет в шляпе. 1907 год

«Телеграфный столб» Диего Риверы (1916)

«Телеграфный столб» — одна из самых известных его картин в кубистском духе. В Париже Ривера познакомился с Пабло Пикассо, который оказал на него огромное влияние. Они быстро подружились, много времени проводили вместе. Диего по-настоящему увлекся кубизмом, всего написал около 200 полотен в этом направлении.

Но однажды он подрался с критиком, одним из самых авторитетных во Франции, и с тех пор кубистских картин больше не создавал. Можно сказать, его художественная судьба сильно изменилась из-за скверного характера, о котором часто говорили друзья и близкие.

Диего Ривера. Телеграфный столб. 1916 год

«Славная победа» Диего Риверы (1954)

«Славная победа» — политический памфлет, изображающий вторжение американских войск в Гватемалу. Большеформатное полотно — почти три метра в высоту и пять в длину — выставляется в России впервые. Диего написал картину в 1954-м, а спустя два года подарил ее советскому Союзу художников, который передал ее на хранение в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Долгое время на Западе полотно считали пропавшим.

На выставку картину привезли в специально оборудованном фургоне. Перед распаковкой она сутки привыкала к температуре Манежа.

«Русская медсестра» и «Ребенок-спутник» Диего Риверы (1956)

В 1955 году Диего лечился в СССР у врачей-онкологов. Около года он лежал в больнице. Чтобы не терять времени напрасно, он зарисовывал все, что его окружало: докторов, медсестер, детей, гулявших неподалеку. Так появилась «Русская медсестра» — одна из самых любимых его работ.

Диего Ривера. Русская медсестра. 1956

По времени лечение Риверы совпало с запуском в СССР первого в истории человечества искусственного спутника Земли — «ПС-1». И картину, на которой изображен маленький мальчик, художник решил посвятить этому событию. Объяснил так: «Это народ, который устремлен в будущее, как ребенок».

Диего Ривера. Ребенок-спутник.  1956

 

www.mos.ru

в Манеже пройдет выставка Фриды Кало и Диего Риверы / Новости города / Сайт Москвы

Выставка «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний» откроется в Манеже. Шедевры одной из самых знаменитых супружеских пар в искусстве ХХ века покажут в Москве впервые. Зрители увидят более 90 живописных и графических работ разных периодов, фотографии из семейного архива и документальные фильмы о жизни художников.

Организаторы — культурно-исторический фонд «Связь времен», Музей Фаберже (Санкт-Петербург) и Департамент культуры Москвы. Выставка будет работать с 21 декабря до 22 февраля 2019 года. Потом ее покажут в Музее Фаберже (с апреля по май).

«Москва в части выставочной деятельности является одним из крупнейших мировых мегаполисов. Городу особенно почетно принимать у себя проекты мирового уровня, которые станут одними из самых заметных событий в мировой культурной повестке. Эта выставка дает уникальную возможность увидеть в Москве оригиналы потрясающих работ как из мексиканских частных собраний, так и из наших музеев. Мы с самого начала обсуждали, что для такого масштабного проекта подходит наша главная площадка — выставочный зал “Манеж”, и только поддержка Правительства Москвы и лично Мэра Москвы позволила нам освободить площадку и даже продлить выставку еще на один месяц, чтобы распределить нагрузку и сделать посещение более доступным и комфортным для всех желающих. Предположу, что ее будут вспоминать еще много лет, ведь повторно собрать столько шедевров в одном месте будет непросто», — отметил Министр Правительства Москвы, глава Департамента культуры Александр Кибовский. 

«Сломанная колонна», «Славная победа» и другие шедевры

Особое место на выставке займут автопортреты Фриды. Представят и одну из самых известных ее работ — «Сломанную колонну» (1944). Это своего рода манифест ее страданий и стойкости к ударам судьбы, как говорила сама автор. Покажут и «Больницу Генри Форда» (1932) — с ней Фрида стала первым в истории художником, обратившимся к теме потери ребенка.

«Эта выставка не просто демонстрация живописи. Это демонстрация силы духа, силы воли, мужественности этой женщины, ее стремления к жизни», — сказал на посвященной будущей выставке пресс-конференции Владимир Воронченко, председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен» — одного из ее организаторов.

Выставка поможет проследить и все этапы творчества Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом и кубизмом до реализма. Художник несколько раз бывал в СССР и подарил стране несколько своих картин — например, «Славную победу» он преподнес Союзу художников в 1955 году. Все это время работа хранилась в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, она тоже станет частью экспозиции в Манеже. Еще покажут «Русские рисунки», сделанные Риверой во время второго визита в СССР в 1956-м.

Остальные картины — из частных собраний Европы и Латинской Америки, коллекции внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы, галереи «Арвил», Музея Долорес Ольмедо (Мехико) — именно там хранится самая большая в мире коллекция живописных произведений Кало и Риверы.

Кроме того, зрители попробуют разгадать тайну пропавшего полотна Фриды Кало «Раненый стол» (1940). Картину передали Советскому Союзу в 1945 году в составе дара от мексиканских художников. Однако через десять лет ее потеряли при перевозке на выставку в Польшу. Где шедевр находится сейчас, неизвестно.

Специальная программа

К выставке подготовили специальную программу, которая поможет исследовать феномен творчества двух самых известных художников Мексики, — пройдут лекции, кинопоказы, театральные постановки и перформансы.

Все желающие увидят иллюстрированный каталог со статьями куратора выставки Катарины Лопаткиной, искусствоведа Хельги Пригниц-Поды и Рафаэля Коронеля Риверы.

Кало и Ривера. История любви

Фрида и Диего познакомились благодаря живописи. Кало была тогда начинающей художницей, которая после автомобильной аварии решила показать свои наработки известному живописцу Ривере. Ему она сразу понравилась. Позже он скажет: «Эта девочка — художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению».

Фрида Кало и Диего Ривера в день своей свадьбы, 21 августа 1929 года. Автор Виктор Рейес

Они поженились в 1929 году. Фриде было 22 года, а Диего — 43. Их дом стал местом встреч богемы, представителей искусства.

В 1939 году брак дал трещину. Они развелись, но через год сошлись снова.

Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года. Диего пережил ее всего на три года.

www.mos.ru

7 работ Фриды Кало и Диего Риверы

Фрида Кало — одна из самых знаменитых художниц в мире, ее работы висят в залах Нью-Йоркского музея современного искусства, в парижском Лувре, «Голубом доме» в Мексике. На своих картинах Фрида Кало изображала, как правило, себя, она говорила: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Портал «Культура.РФ» рассказывает о значимых работах мексиканской художницы и ее мужа Диего Риверы.

«Авария» (1926)

Фрида Кало. Авария. 1926. Дом-музей Фриды Кало, Мехико, Мексика

17 сентября 1925 года Фрида Кало попала в автокатастрофу, где получила тройной перелом позвоночника. Тяжелейшие ранения и травмы на целый год приковали ее к постели, с последствиями аварии она сталкивалась потом всю жизнь.

Ровно через год художница написала связанную с трагедией работу «Авария» — ретабло, традиционную для мексиканской живописи картинку. Такие рисунки создавали в благодарность святым-заступникам за спасение.

К 1940-м годам у Кало была уже большая коллекция ретабло. Тогда же она нашла готовую печатную картинку, сюжет которой был очень похож на ее собственную историю: на ней изображен врезавшийся в трамвай автобус и девушка, лежащая на земле. Художница придала пострадавшей собственные черты: прорисовала брови и, как полагалось в ретабло, написала благодарность Богоматери от имени своих родителей за спасение дочери. Сегодня дорисованное ретабло находится в Синем доме — Доме-музее Фриды Кало в Мехико.

«Больница Генри Форда» (1932)

Фрида Кало. Больница Генри Форда. 1932. Музей Долорес Ольмедо-Патиньо, Мехико, Мексика

Большая часть произведений Фриды Кало — ее реакция на трагические события в жизни. В 1929 году она вышла замуж за Диего Риверу, у них были сложные, страстные отношения. Художница говорила: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». Из-за автокатастрофы Фрида Кало не могла выносить ребенка. 4 июля 1932 года у нее случился второй выкидыш. Этому событию она посвятила картину «Больница Генри Форда». Кало стала первой художницей в истории, обратившейся к теме потери ребенка.

А здесь читайте о семи экспонатах из Музея имени Андрея Рублева

По своему типу произведение тоже относится к ретабло. Однако здесь Фрида исключила самое главное — фигуру святого. Она изобразила себя соединенной красными нитями-пуповинами с разными предметами. По словам художницы, плод символизировал потерянного ребенка; орхидея — женскую сексуальность; улитка — мучительно тянущееся в больнице время; анатомический муляж женского тела — «попытку объяснить устройство женщины»; металлическое устройство — «механическую часть любого дела», в частности медицинских процедур; а поврежденная в аварии тазовая кость — причину, по которой Фрида не могла иметь детей.

«Раненый стол» и мексиканская графика (1940)

Фрида Кало. Раненый стол. 1940. Фотография: Бернард Зильберштейн

Двойной автопортрет «Раненый стол» Кало написала в 1940 году — на пике своей карьеры. Здесь художница изобразила себя в платье теуаны — традиционном мексиканском женском наряде региона Теуантепек, а также в виде стола на человеческих ногах с кровоточащими ранами. Рядом со столом — дети ее сестры Кристины: Изольда и Антонио, и питомец Фриды — олененок Гранизо. За столом сидит Иуда — традиционная фигура из папье-маше для шествий Страстной недели, безрукая Фрида, а справа от нее — глиняная статуэтка в стиле Наярит и карнавальная фигура Смерти из проволоки и гипса. В картине полностью отражен художественный метод Фриды — смешение мифов, отсылки к фрейдизму, к современной литературе и личной символике.

Это полотно Фрида Кало подарила Советскому Союзу. В 1947 году большая посылка с «Раненым столом» и работами других художников прибыла в Москву. Однако картины мексиканцев не оценили: их признали «образцами формалистического разлагающегося буржуазного искусства».

В 1955 году «Раненый стол» отправили на выставку в Варшаву. Обратно в Москву полотно не попало, следы картины исчезли, до сих пор она считается пропавшей. В том же году графические произведения из мексиканского дара попали в ГМИИ имени Пушкина. Спустя 70 лет на выставке «Фрида Кало и Диего Ривера. Viva la vida» их впервые показывают публике. «Раненый стол» можно увидеть только на фотографиях.

«Сломанная колонна» (1944)

Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944. Музей Долорес Ольмедо-Патиньо, Мехико, Мексика

Одна из самых известных работ Фриды Кало — «Сломанная колонна» — относится к циклу автопортретов. Произведение называют манифестом страданий и стойкости перед ударами судьбы Фриды, художественным символом женской силы.

А здесь рассказываем о самых ценных экспонатах Государственного музея Востока

В тяжелой аварии 1925 года она получила тройной перелом позвоночника и после многочисленных операций долгое время носила ортопедический корсет. На полотне на месте сломанного позвоночника Кало изобразила разрушенную колонну и обручи металлического корсета, которые стягивали ее тело. Гвозди, воткнутые в тело, — символ физических и душевных страданий. Как и во многих других работах 1940-х годов, чтобы показать растущую тревогу и физическое недомогание, Фрида использовала камни и расщелины пустынного вулканического пейзажа. Для фона художница взяла вид Педрегальского плоскогорья — места, где в начале 1940-х годов Диего Ривера строил музей для своей коллекции доколумбовой скульптуры.

«Автопортрет с обезьянкой» (1945)

Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой. 1945. Музей Долорес Ольмедо-Патиньо, Мехико, Мексика

В картине «Автопортрет с обезьянкой» сразу соединены несколько часто повторяющихся мотивов из произведений Фриды: гвоздь, обезьянка, скульптура доколумбовой эпохи и собака породы шолоитцкуинтли. Гвоздь, вбитый в стену, — как и в «Сломанной колонне» — отсылает к мексиканскому выражению «быть пригвожденным», то есть обманутым.

В западноевропейской традиции обезьянка символизирует сладострастие, а в произведениях Фриды — это всегда беззаветно преданный друг, который заменил ей нерожденного ребенка. В Синем доме у Фриды Кало и Диего Риверы было много питомцев: обезьяны, попугаи и мексиканские собаки шолоитцкуинтли. Последние в мифологии ацтеков считались священными животными, земным воплощением бога грозы и смерти Шолотля. На автопортрете собака и доколумбова скульптура из коллекции Риверы напоминают о древней культуре Мексики, которая была важной частью личной истории Фриды Кало.

«Славная победа» (1954)

Диего Ривера. Славная победа. 1954. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Впервые на выставке представят масштабную картину Диего Риверы «Славная победа». До этого грандиозное полотно размером 2,6 на 4,5 метра находилось в запасниках ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Читайте в статье об экспонатах, которые были свидетелями необычных исторических событий

Большеформатный холст «Славная победа» — политический памфлет, который обличал вторжение американских войск в Гватемалу в 1954 году. Это единственная живописная работа, которую Ривера подарил Советскому Союзу. Перед тем как попасть в СССР, картина побывала в Европе, а в 1955–1956 годах ее представили на выставке в Китае, организованной мексиканским Национальным фронтом представителей пластического искусства. В 1956 году полотно стало собственностью Союза художников СССР, а в 1958 году его передали в ГМИИ имени Пушкина.

Исторически сложилось, что Риверу в России знают лучше, чем Фриду. В советские годы сквозь призму соцреализма Диего Ривера воспринимался как идеологически близкий художник международного масштаба; его супруга Фрида Кало — как безграмотный, да еще и попавший под пагубное влияние сюрреализма, дилетант. Сегодня, вне зависимости от личных пристрастий в искусстве, мы не можем не ощущать, как изменилось восприятие этих двух ярких мастеров! Кажется, что Ривера как художник полностью принадлежит XX веку, искусство которого нельзя полноценно представить без его эпической живописи. Напротив, невероятно личностное искусство Фриды Кало словно не имеет прописки во времени и пространстве и принадлежит всему человечеству в его настоящем и будущем.

Портрет Фриды Кало (1955)

Диего Ривера. Портрет Фриды Кало. 1955. Музей Долорес Ольмедо-Патиньо, Мехико, Мексика

Фрида Кало умерла в 1954 году в возрасте 47 лет. «13 июля 1954 года стало самым трагическим днем моей жизни. Я потерял свою возлюбленную Фриду навсегда. Слишком поздно я понял, что самой удивительной частью моей жизни была моя любовь к Фриде», — писал Диего Ривера.

На первую годовщину смерти жены Ривера изобразил ее в небольшой литографии. В этой работе он соединил свои воспоминания о Фриде с мотивами ее искусства. Диего придал портрету форму сердца, из сосудов которого фонтанирует кровь, как в изображениях древних мексиканских кодексов. К литографии он оставил трогательную подпись: «Сегодня прошел год / Свету моих очей / Моей маленькой Фридите, 13 июля 1955 года, Диего».

Фотографии предоставлены сотрудниками Музея Фаберже.

www.culture.ru

Выставка работ Фриды Кало и Диего Риверы в Москве бьет рекорды

В московском Манеже заканчивается выставка работ Фриды Кало и Диего Риверы. Мексиканские страсти — это диалог о любви, измене и боли самой знаменитой пары в искусстве XX века. Интерес был настолько большим, что выставку продлили на месяц. Очереди огромные — все хотят успеть увидеть замечательные картины. С 21 декабря экспозицию посетили более 300 тысяч человек.

Густые сросшиеся брови и венчик из цветов — Фрида Кало сегодня это уже не просто самая загадочная художница, а по сути, лицо XX века, где и боль, и страсть, и любовь, и откровенность. Почти половина ее работ — автопортреты. Ведь единственное, что видела Фрида, сперва лежа в гипсе, и потом, когда уже не могла встать с постели, — это свое собственное лицо в отражении зеркала над кроватью. Лицо, хоть, и страдающее, но, мужественное и прекрасное.

Слезы сами текут из ее глаз, но, вот лицо не искажено болью, лишь слегка поджаты губы. Все страдания, которые Фрида пережила после того, как в ее автобус врезался трамвай, а тело перемололо жерновами обломков, всю пытку неподвижности она начала выплескивать на холсты, черпая в творчестве душевные силы.

«Вулканический пейзаж, испещренный расщелинами, и она рифмует эти расщелины с ранами своего тела, она показывает свой позвоночник, который был сломан, в виде колонны, острые края которой крошатся. Корсет, который стягивает эту рану, гвозди, которые ранят ее тело, но, на самом деле, это символ ее душевных страданий», — поясняет куратор выставки Катарина Лопаткина.

Заполняя пространство между собой и мольбертом красками и переживаниями, Фрида Кало словно ведет дневник. Выкидыш и невозможность иметь ребенка переворачивает ее мир. То она представляет себя на руках у кормилицы, то рисует рано умерших детей, но чаще своего нерожденного малыша в окружении символов.

«Улитка — это медленно текущее время, ребенок, это, собственно, ее сын, которого она потеряла. Тазовая кость была сломана в аварии, и именно из-за этого она не могла иметь детей», — рассказывает Катарина Лопаткина.

С Диего Риверой Фриду Кало разделяли не просто 20 лет, а взгляд на мир. Она словно изобрела свой тайный язык. А он говорил о нуждах мексиканских крестьян и достижениях революции, всем доступной красоте и алчной американской военщине. Но, оказавшись в СССР на лечении от рака, начал рисовать русских детей, и в каждом видел своего.

«Кажется, что малыш держит в руках шарик мороженого, но Диего увидел в этом символ того, о чем тогда все в вашей стране говорили — о полете первого космического спутника! И он назвал эту картину «Мальчик-спутник», — рассказывает PR-директор Музея Долорес Ольмедо (Мексика) Адриана Харамильо.

Их двойной портрет — лишь один из свидетелей любви и страсти Фриды. В письмах она называла Диего своим малышом: «Сынок очей моих, моя кровинушка! Когда я уезжаю от тебя, я забираю с собой и твой мир, и твою жизнь! Ты всегда со мной! В слюне, в бумаге, в затмении, во всех строчках, во всех красках, во всех кувшинах, в моей груди, снаружи и внутри».

«Я не сразу смогла оценить работы Фриды Кало, но, через эти письма, полные страданий и любви, я поняла: она обладала огромной храбростью, силой и энергией. И теперь я ясно вижу все это в ее работах!» — рассказывает коллекционер писем (Швейцария) Анн-Мари Спрингер.

Изуродованное женское тело — это состояние ее души после жестокой измены Диего с сестрой Фриды. Чтобы добиться эффекта реальности, она добавляет пятна крови на раму картины «Несколько царапин».

«Название позаимствовано из газетной статьи про человека, который убил свою жену и говорил: «Я ничего не сделал! Это было всего лишь несколько царапин!». Для нее это тоже было такое своего рода убийство», — рассказывает Катарина Лопаткина.

Каждый день в Манеже больше 5000 зрителей. Многие из картин впервые покинули Мексику, и такой выставки, говорят, не стоит ждать еще полвека. Хотя, возможно, к тому времени все же найдут главный шедевр Фриды Кало, таинственно пропавший еще в середине XX века и известный лишь по черно-белым снимкам.

В реальности «Сломанный стол» выглядел примерно вот так. Можно попытаться разгадать и тайну ее корсета, вдохновившего создателей фильма «Пятый элемент». А всмотревшись в глаза ироничной Фриды, найти там голубя мира — ее тайное послание.

www.1tv.ru

5 причин сходить на выставку Фриды Кало и Диего Риверы «Viva la Vida»

17 декабря 2018Пономарева Анастасия

21 декабря в Москве разгорятся мексиканские страсти: в выставочном центре «Манеж» стартует проект «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний»

На выставке представлено более 90 художественных работ знаменитых художников, десятки личных фотографий а также несколько документальных фильмов, посвященных жизни и творчеству самой влиятельной супружеской пары в искусстве ХХ века. Пять причин не затягивать с ее посещением — в традиционной подборке ELLE.

5 причин сходить на выставку Фриды Кало и Диего Риверы «Viva la Vida» (фото 1)

Причина #1 Увидеть первую совместную ретроспективу легендарного творческого союза в Москве

5 причин сходить на выставку Фриды Кало и Диего Риверы «Viva la Vida» (фото 3)

«Автобус»

В 18 лет Фрида Кало, в ту пору ученица одной из лучших медицинских школ Мексики, попала в тяжелую аварию, которая на долгие месяцы приковала девушку к больничной койке и фактически сделала из нее художника. Именно в больнице, восстанавливаясь после многочисленных операций, Кало впервые взяла в руки кисти и краски, и начала писать картины, в которых отражала свои страдания в борьбе за жизнь. Свои первые работы Фрида, выписавшись из больницы, привезла на оценку маститому живописцу Диего Ривере. Спустя несколько лет они поженились. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», — говорила художница. Их брак стал легендой — на протяжении почти двадцати пяти лет совместной жизни, сопровождавшейся громкими расставаниями и изменами (по слухам у Фриды был роман с самим Львом Троцким, который скрывался в доме художников в 30-е годы), они образовывали уникальный творческий тандем, построенный на идее соперничества и любви-борьбы.

5 причин сходить на выставку Фриды Кало и Диего Риверы «Viva la Vida» (фото 5)

Катарина Лопаткина, куратор выставки «Viva la Vida»

«Фрида Кало и Диего Ривера принадлежат к противоположным полюсам мексиканского искусства. Во многом их жизни и карьеры были типично „женской“ и типично „мужской“. Фрида была самоучкой, Диего — выпускником престижной Академии Сан-Карлос. Фрида писала небольшие картины, а Диего на создание некоторых крупных росписей, занимающих сотни квадратных метров, требовались годы. Бескомпромиссная социальная проповедь Диего и поражающая откровенностью исповедь Фриды стали символами мексиканского искусства XX столетия».

За основу выставки взяты работы из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописных произведений Кало и Риверы, живопись и графика из частных собраний Европы и Латинской Америки, работы из собрания внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы и галереи «Арвил» (Мексика, США), а также ранее не экспонировавшиеся в России произведения из ГМИИ им. А. С. Пушкина.

5 причин сходить на выставку Фриды Кало и Диего Риверы «Viva la Vida» (фото 7)

«Автопортрет с обезьянкой»

Причина #2 Прочесть уникальную коллекцию любовной переписки Фриды и Диего

Отношения художников были болезненно эмоциональными. Подпитывающая их страсть находила отражение и в повседневной, и в творческой жизни Кало и Риверы. «Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою собственную реальность», — говорила Фрида. Ее работы — это пропуск в сюрреалистичный мир, который сначала очаровывает яркими красками, а затем раскрывает глубину чувств художницы, боль от бесконечных страданий, причиненных в том числе и Диего.

Специально для выставки швейцарский коллекционер Анн-Мари Спрингер предоставила двадцать любовных писем художников, раскрывающих их противоречивые и пылкие отношения, без которых оба были не в состоянии существовать. Среди экспонатов — свидетельство о заключении их второго брака. В конце 1939 года Фрида и Диего после многочисленных скандалов подали на развод, однако уже спустя год снова поженились.

5 причин сходить на выставку Фриды Кало и Диего Риверы «Viva la Vida» (фото 9)

«Моя кормилица и я»

Причина #3 Разгадать тайну пропавшей картины Фриды Кало «Раненный стол»

В экспозицию вошли как ранние работы Фриды, опирающиеся на традиции европейского портретного искусства эпохи Ренессанса, так и произведения, ставшие ее визитной карточкой — «Сломанная колонна», ставшая манифестом женской силы и стойкости, ностальгирующий о прошлых связях «Автопортрет с обезьянкой» и «Больница Генри Форда», в которой художница впервые в истории живописи обратилась к теме потери ребенка.

Полотно «Раненый стол» стало самым большим в творчестве художницы. 2 декабря 1954 оно было отправлено в Польшу на выставку мексиканского искусства, которая длилась два года. Позже из переписки организаторов стало известно, что произведение было показано только в Варшаве и в других городах его не увидели. С тех пор картина считается пропавшей. В московском «Манеже» представлена полномасштабная фотография, воссоздающая работу — единственное напоминание об утраченном шедевре.

5 причин сходить на выставку Фриды Кало и Диего Риверы «Viva la Vida» (фото 11)

«Сломанная колонна»

Причина #4 Познакомиться с самым масштабным полотном Диего Риверы

«Viva la Vida» прослеживает все этапы творчества Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом и кубизмом до реализма. От глубоко личных работ Фриды зритель переходит к социально-ориентированным произведениям Диего. Художник не раз бывал в Советском союзе и подарил стране несколько своих работ. На выставке представлены наиболее значимые из них — например, четырехметровое полотно «Славная победа» из собрания Пушкинского музея, которую Ривера в 1955 году передал в дар Союзу художников. Кстати, эта картина так же как и «Раненый стол» Фриды Кало должна была участвовать в злосчастной выставке мексиканского искусства в Польше, но по счастливому стечению обстоятельств на экспозицию не попала.

5 причин сходить на выставку Фриды Кало и Диего Риверы «Viva la Vida» (фото 13)

Причина #5 Узнать самые сокровенные секреты Фриды Кало

Важная часть экспозиции — документальные свидетельства жизни художницы и ее мужа. Зрители увидят фотографии из семейного архива, снятые отцом Фриды фотографом Гильермо Кало, работы Жизель Фройд, в течение двух лет снимавшей повседневную жизнь художницы, а также работы выдающегося американского фотографа Николаса Мьюрея, который на протяжении практически двадцати лет был другом, доверенным лицом и возлюбленным Фриды.

5 причин сходить на выставку Фриды Кало и Диего Риверы «Viva la Vida» (фото 15)

Выставка «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний», организованная Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже пройдет в «Манеже» c 21 декабря по 25 февраля 2019 года.

www.elle.ru

Выставка Фриды Кало и Диего Риверы: самая яркая художественная пара XX века

Нынешней зимой в Москву привезут работы легендарных художников Фриды Кало и Диего Риверы. Их выставка пройдет c 21 декабря 2018 до 25 февраля 2019 года

Оксана Фомина

09.10.2018

Фрида Кало и Диего Ривера в день своей свадьбы 21 августа 1929 года. Фотограф Виктор Рейес. Предоставлено организаторами

Казалось, трудно найти более не подходящих друг другу людей. Он был толст, безобразен и походил на жабу. Она поражала красотой, покореженным телом и независимостью. Близкие «невесты» союз этот между собой именовали исключительно браком «слона и голубки».

В детстве Фрида переболела полиомиелитом и навсегда осталась хромой. А в 18 лет — еще одно испытание: автобус, в котором ехала Кало, попал в аварию и девушка оказалась буквально нанизана на один из поручней. Художница перенесла несколько операций. Другой бы сдался, но не Фрида. Ее жизнелюбие побеждало все! И Риверу — тогда уже известного монументалиста, получающего большие заказы от правительства Мексики — она очаровала с первой же встречи. 20 лет разницы не смутили влюбленных. В 1929-м они поженились.

КП-«Афиша»

Диего Ривера. Гамак. 1956 г.

До встречи с Фридой Ривера был еще тем «ходоком». Не изменил он своими привычкам и после женитьбы. Бывшие подружки не собирались уходить из его жизни. А однажды он и вовсе изменил жене с ее младшей сестрой. Все перипетии судьбы можно увидеть на полотнах художницы. Она каждую свою боль (а уж тут ей судьба отвесила ох как щедро) вымещала на холсте.

В декабре Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже (Санкт-Петербург) привезут в столицу выставочный проект «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний».

Предоставлено организаторами

Фрида Кало на растяжке. 1940г. Фотограф Николас Мюррей.

Два месяца в «Манеже» будут выставлять более 90 работ, по которым можно проследить все главные вехи творчества и личные переживания Диего и Фриды. Основа экспозиции — полотна из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), работы из собрания внука Диего Риверы, ранее не выставлявшиеся в России произведения из ГМИИ им. А.С. Пушкина, не публиковавшиеся ранее документы из госархивов.

Предоставлено организаторами

Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944г.

Что покажут?

Известнейшие автопортреты Фриды, среди них и легендарная «Сломанная колонна» (1944) — эдакий манифест стойкости ко всем ударам судьбы, и полотно Диего Риверы «Славная победа» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, которую в 1955 году он передал в дар СССР.

Экспозиция будет сопровождаться образовательной и просветительской программами.

Фрида.-Сломанная-колонна.-1944. Афиша выставок в Москве на октябрь 2018 года: Ларионов, Бурлюк и Григорий Нисский

Осень будет богата на яркие экспозиции. Особое место в афише выставок Москвы в октябре 2018 года занимают живописцы первой половины прошлого века

ГДЕ: ЦВЗ «Манеж», м. «Театральная», «Охотный ряд», «Александровский сад», Манежная пл., 1.

КОГДА: с 21 декабря до 25 февраля 2019 года.

www.kp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *