Хадид архитектор: Zaha Hadid Architects

Заха Хадид — архитектор будущего

Звезда мировой архитектуры Заха Хадид скончалась в Майами утром 31 марта от внезапного сердечного приступа в возрасте 65 лет. За считаные часы шокирующая новость облетела весь мир. Ушла не просто величайшая в истории женщина-архитектор — перестал существовать один из столпов современной культуры. Своей судьбой, полной борьбы в мужском мире зодчества, она показала, что в конце ХХ века быть архитектором не менее интересно, чем быть женщиной, родившейся в Ираке. Более того, что сочетание одного с другим способно породить мощную фантазию и удивительную экспериментальную созидательную силу.

В конце 2015 года ресурс artnet.com включил Заху Хадид в список 100 самых влиятельных людей в художественном мире, а журнал Wired — в число 100 мировых лидеров идей. В феврале 2016 года она стала первой женщиной, получившей золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA), высочайшую национальную награду. А самую престижную международную архитектурную премию — Прицкеровскую — Хадид вручили еще в 2004-м. В числе получивших ее она также стала первой женщиной. И первой мусульманкой. Премия вручалась в Эрмитажном театре. Тогда же договорились о выставке в Эрмитаже, на подготовку которой ушло 11 лет. Для Николаевского зала Зимнего дворца Заха Хадид сделала парадоксальный дизайн-проект, напоминавший в плане спираль ДНК и ленту Мёбиуса и строившийся вокруг «Черного квадрата» Казимира Малевича как точки невозврата искусства. С изучения социального эксперимента и пространственных опытов русского авангарда началось ее творчество. Никто не знал, что эрмитажная выставка станет ее последней большой ретроспективой.

Результатом 40-летней деятельности стало Zaha Hadid Architects — одно из главных мировых архитектурных бюро, базирующееся в Лондоне. К последним постройкам относятся такие гигантские комплексы, как Центр водных видов спорта в Лондоне, Оперный театр в Гуанчжоу, Центр современного искусства в Цинциннати, завод BMW в Лейпциге, небоскреб в Марселе, музей MAXXI в Риме, павильон-мост в Сарагосе, аэропорт в Пекине. Узнаваемость текучих форм, выстроенных то плавно, то резко, неожиданные развороты фасадов и прорывы объемов еще до завершения строительства сделали эти здания памятниками архитектуры. Линейные, ленточные формы опоясывают вазы, диваны, катера, автомобили, туфли и все остальное многообразие ассортимента студии Zaha Hadid Design. Ваза и небоскреб взаимозаменяемы, дело лишь в проработанности деталей.

Понятый широко как организация жизненного пространства дизайн подчиняет своим принципам архитектуру Хадид, выстроенную на основе парадоксальной геометрии. Сегодня ее стиль определяют словом «параметризм»: архитектурой управляет сложное математическое уравнение, ведущее эволюцию формы с безупречной последовательностью. Математика, которую Хадид изучала до занятий архитектурой, лежит в основе ее творчества. Оставалось правильно применить ее на практике, и здесь определяющим стало ее знакомство в 1970-х и дальнейшее многолетнее партнерство с Ремом Колхасом, Бернардом Чуми и Элией Зенгелисом. Сохранить свое чувство формы и последовательно выстроить свой стиль на закате постмодернизма было непросто, но Хадид это удалось.

Заха Хадид легко и естественно вошла в мировую архитектурную элиту. О поразительной «женщине-архитекторе» писали все больше, а она ненавидела саму эту формулу, считая, что профессионализм не связан с полом. По-настоящему заговорили о ней в конце 1980-х, после того как легендарный Филип Джонсон взял ее странные измельченные рисунки на выставку «Деконструктивизм в архитектуре», которую он курировал в нью-йоркском Музее современного искусства. К тому времени Хадид активно преподавала, меняя профессорский пост Кензо Танге в Гарвардской школе дизайна на кафедру Салливана в Университете Иллинойса. Большие заказы пришлись на самый конец 1990-х. За ними последовали первые 15 лет миллениума, ознаменовавшиеся яркими безостановочными стройками по всему миру.

На эрмитажной выставке мы видели, как ее работы — от экстравагантных ювелирных украшений до атлантических яхт — повергают зрителей в состояние полного восторга. Ведь они являют собой подлинный образ будущего, которое наступило уже сегодня, позволяют ощущать его на кончиках пальцев. В отличие от великих «бумажных» фантазеров, таких как Антонио Сант-Элиа или Яков Чернихов, ей выпало счастье по-настоящему строить, воплощая в материале великие формотворческие и урбанистические мечты. Язык ее архитектуры далек от повседневных требований, элементы зданий живут невозможной жизнью, а функциональное меняется местами с декоративным. В итоге строительная практика и бытовые потребности уступают место архитектуре как таковой, которая доминирует в ее постройках на правах чистой и неприкосновенной идеи. Та же идея Архитектора с большой буквы доминирует и в ее дизайне, который заставляет обратиться к самой сути декоративизма.

Многочисленных учеников и последователей Хадид завораживают ее преданность языку русского авангарда и свободная сила выражения. Всем своим творчеством она сумела доказать естественную близость и взаимозаменяемость этих двух понятий. А также необходимость для архитектора настаивать на своем, пусть совершенно безумном видении мира. Для тысяч студентов (а особенно студенток) архитектурных факультетов судьба Захи Хадид, женщины родом из Багдада, сумевшей войти в десятку главных зодчих столетия, навсегда останется стимулом к творческой настойчивости и символом всепобеждающей свободы.

Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа

Подписаться на новости

R.I.P. Заха Хадид – величайший архитектор современности

News

Заха Хадид (Zaha Hadid) была первой женщиной, которая смогла получить популярную Притцкеровскую премию в сфере архитектуры. Дизайнер из Британии ушла из жизни на 66 году жизни из-за неожиданно случившегося с ней сердечного приступа. Хадид в это время находилась в больнице Майами из-за бронхита.

 

История жизни великой женщины

Заха Мохаммад Хадид начала свой жизненный путь в 1950 году в Багдаде, столице Ирака. Ее оба родителя были арабами, но с 1972 года она прошла обучение в Архитектурной ассоциации Лондона. Первым рабочим местом девушки стало бюро ОМА Рэма Колхаса. С 1980 года Хадид стала основателем собственной компании архитектурного назначения под названием Zaha Hadid Architects.

Критики относят творчество Заха Хадид к стилю деконструктивизма. Оно напоминает биоморфные формы, которые похожи на бактерии. Ее работы можно сравнить со съемками фильма из раздела фантастики. Увидеть работы этого талантливого архитектора можно в различных странах мира. Самыми популярными работами Хадид считаются:

 

пожарная станция Vitra в Вайле-на-Рейне;


Римский музей искусств национального значения;

 


оперное сооружение в Гуанчжоу;


центр Розенталя в Цинциннати, где можно увидеть работы современных художников;


сооружение в Баку, являющееся культурным центром Гейдара Алиева.

 

Демонстрацию работ талантливой Хадид можно видеть на регулярных экспозициях во Франкфуртском музее архитектуры, а также в нью-йоркском МоМа.

Страны СНГ смогли ближе познакомиться с творчеством Хадид на выставке в 2015 году в Эрмитаже. Летом этого года прошла ее персональная выставка. На ней были показаны фотоснимки зданий, живопись, схожая с творчеством Малевича. Кстати этого талантливого человека Хадид считала в каком-то смысле своим учителем, так как, по ее словам, он помог ей превратить абстрактный способ подачи реальности в картинах в эвристический принцип и открыть пространство.

В творчестве Хадид, помимо живописи, поклонники найдут проекты яхт, стендов для выставок, предметов мебели, посуды, а также украшений для ювелирных выставок. Некоторые из ее макетов ювелирных украшений были использованы на известной выставке BaselWorld. Предметный, судовой и автомобильный дизайн у этой знаменитой женщины-архитектора получался так же прекрасно, как и другие работы.

Мы искренне скорбим о такой потере и верим в то, что творчество Заха Хадит будет жить вечно. 

 

Tags: Заха Хадид, Zaha Hadid, история жизни Zaha Hadid, Заха Хадид работы, Заха Хадид — жизнь, Zaha Hadid Architects, пожарная станция Vitra в Вайле-на-Рейне, оперное сооружение в Гуанчжоу, центр Розенталя в Цинциннати, сооружение в Баку, R. I.P. Заха Хадид, R.I.P. Zaha Hadid, захи хадид, проекты захи хадид, заха хадид проекты, заха хадид москва, захи хадид архитектор, архитектор заха хадид, заха хадид архитектура, архитектура захи хадид, заха хадид гейдара, центр гейдара алиева заха хадид, r.i.p., известные ахитекторы, архитектор, главный архитектор, проекты архитекторов, архитектор зданий, какой архитектор, какой архитектор построил

10 непредсказуемых фактов о Захе Хадид, которые вы никогда не знали

Известная как «Королева кривых», Заха Хадид для некоторых людей может показаться просто еще одним звездным архитектором, создавшим привлекательные формы. Тем не менее, есть много неожиданных и причудливых аспектов в карьере, академической и даже личной жизни этого архитектора-первопроходца, которые выходят за рамки бетона и стали. Важные дни, которые она прожила, на самом деле сформировали ее жизнь и карьеру!

Названная «Леди Гагой в архитектуре», увлечение Хадид дизайном не ограничивалось только архитектурой. На самом деле, ее линия обуви была тем местом, где она могла выпустить все свои творческие соки, не ограничиваясь ограничениями архитектурного дизайна. Один из ее знаменитых дизайнов обуви был известен как «пламя». Пара каблуков отражала футуристическую привлекательность Zaha, напоминающую параметрические формы.

Можно подумать, что такой архитектор, как Хадид, всегда считал архитектурную карьеру своим истинным призванием. Однако в случае с Хадид это было не так. Будучи бунтаркой с юных лет, Хадид сменила специальность с математики на архитектуру, о чем, очевидно, ни разу не пожалела. После этого она переехала в Лондон в 1972 году, чтобы поступить в школу Архитектурной ассоциации (АА), где в 1977 году получила диплом. Ее интерес к геометрии сильно повлиял на ее цифровые архитектурные формы и неофутуристические проекты.

Здесь мы выделяем 10 необычных и непредсказуемых примечательных фактов, которые вы могли не знать об иракско-британском архитекторе.

Список 10 непредсказуемых фактов о Захе Хадид

1.

Она разработала почти 1000 проектов

«У тебя действительно должна быть цель. Стойки ворот могут сместиться, но у вас должна быть цель. Знайте, что вы хотите узнать», — Заха Хадид

.
  • Здания Захи Хадид

Покойный архитектор является основателем ведущей фирмы Zaha Hadid Architects, спроектировавшей 950 проектов в 44 странах. Первоначально основанная в 1980 году всего с пятью сотрудниками, лондонская фирма в настоящее время насчитывает более 427 сотрудников, работающих над ее многочисленными проектами. Первый проект Хадид — пожарная станция Vitra в Германии — был построен в 1994 году, а последним ее проектом стал Музей тысячи, который сейчас строится и будет готов к концу 2018 года.

2.

У нее была очень успешная линия дизайна обуви

Фотография © United Nude

3. Ее карьера могла закончиться в 1995 году

фотография © Иван Баан

«Оно могло бы стать самым радикальным и привлекательным зданием в Британии, но союз недалеких политиков, сварливых комментаторов и различных тупиц, владеющих лотерейными кошельками, помешал ему быть построенным». — The Guardian, на Кардиффе. Бэй Театр

Знаете ли вы, что Заха Хадид не только столкнулась с критикой и неприятием, но и на самом деле была на грани потери карьеры?

Вызвавший возмущение в Великобритании и мире архитектуры заказ Хадид в Кардиффском заливе, известный как «Проект тысячелетия», был отменен после того, как он был выбран победителем международного конкурса. Удивительно, но ее предложение было отклонено за три дня до Рождества 1995 года.

фотография © Иван Баан

Что еще более шокирует, так это то, что спустя 16 лет после того, как это предложение было отклонено, дизайн Хадид воплотился в жизнь в Китае. Да, те же планы были использованы в знаменитом Оперном театре Гуанчжоу, который сегодня многие боготворят. Прекрасно построенный оперный театр Гуанчжоу, открытый для публики в 2010 году, добавил культурную ценность китайскому городу, который примерно в 5 раз превышает размер Уэльса.

4. С 2000 года она ежегодно получает награду

Предоставлено Японским спортивным советом

Последовательность и решительность Хадид были ключевыми аспектами ее успеха. Беспрецедентно для любого архитектора, она получала награду каждый год, начиная с 2000 года. Провидец-лауреат Притцкеровской премии даже получил до 12 наград за один год, что является рекордом.

Предоставлено Фондом Хаятт.

Несмотря на свою предыдущую архитектурную трагедию в Уэльсе, Хадид также получила самую престижную архитектурную награду Великобритании, премию Стерлинга, два года подряд в 2010 и 2011 годах от Королевского института Великобритании [RIBA].

5. Она живет в обычном доме без пышных форм

«Есть 360 градусов, так зачем придерживаться одного?» -Заха

Вопреки распространенному мнению, не все архитекторы живут в домах, соответствующих их фирменному подходу к дизайну. Например, Хадид жила на верхнем этаже довольно обычного здания, и ее дом снаружи выглядел как обычный дом ортогональной формы. Когда ее спросили об этом, она просто сказала

: «Это не мой проект».

Впрочем, если говорить о интерьере ее дома, то его иначе как экстраординарным назвать нельзя. Фирменные органические формы Захи Хадид отражены в ее мебели, картинах и гладких сетчатых скульптурах.

Предоставлено Давиде Пиццигони

6. Изучала математику в Американском университете Бейрута

Фотография © Hufton+Crow

«Нужно действительно верить не только в себя; вы должны верить, что мир действительно стоит ваших жертв». — Заха.

Что еще более поразительно, так это то, что после окончания в 1977 году она работала в Управлении столичной архитектуры, основанном голландским архитектором-первопроходцем Ремом Колхасом. Позже, в 1980 году, Хадид открыла собственный офис, который теперь известен как Zaha Hadid Architects.

7. Заха Хадид никогда не была замужем

Фотография © Анджела Фам

«Если хочешь легкой жизни, не будь архитектором». — Заха

Хотя когда-то в Интернете ходили слухи о том, что Хадид вышла замуж за своего коллегу Патрика Шумахера, официальный пресс-релиз заверил ее, что это всего лишь слухи. Она никогда не была замужем и не имела детей, но отрицала, что жертвует семейной жизнью ради карьеры.

Я думаю, что в жизни не нужно слишком много ; тебе нужны друзья , тебе нужно делать то, что тебе нравится» — Заха

8. Она вошла в число 100 самых влиятельных женщин

Предоставлено Японским спортивным советом.

«Мы не занимаемся нормативными идеями и не строим миленьких домиков». — Хадид

Хадид прославилась не только своими архитектурными работами и дизайном обуви, но и влиятельной деловой женщиной. Известная как первая арабская женщина-архитектор, получившая Притцкеровскую премию, она никогда не соглашалась на обыденность.

Несмотря ни на что, ей удалось стать новаторской женщиной-ролевой моделью в отрасли, в которой, как многие считали, доминируют мужчины. Она также была названа деловой женщиной года Veuve Clicquot.

Начинающая архитектор была одной из себе подобных, поскольку в 2008 году она заняла 69-е место в списке 100 самых влиятельных женщин мира по версии Forbes. Кроме того, в списке The Time 100 Заха Хадид фигурировала среди влиятельных мыслителей 2010 года.

9. Она посещала католическую школу

Предоставлено ZHA

«Мусульманские и еврейские девушки могли пойти поиграть, когда другие девушки пошли в часовню». – Хадид в журнале Newsweek

Родившаяся в Ираке в мусульманской семье, Хадид посещала католическую школу и говорила, что она была религиозно разнообразной. Отец Хадид, который был политиком, постоянно брал Хадид с собой в поездки, чтобы осмотреть здания и пейзажи шумерских городов. Однако после войны в Иране и конфликтов с Саддамом Хусейном семье пришлось покинуть Ирак, что всегда было болезненным вопросом для Хадид.

Она и не подозревала, что вот-вот станет одним из самых влиятельных архитекторов в мире.

10. Она была очень успешным преподавателем в Гарварде

Иракский архитектор Заха Хадид в своем лондонском офисе, Великобритания, около 1985 года. (Фото Кристофера Пиллица/Getty Images)

«Архитектура — это прежде всего благополучие. Я думаю, что люди хотят чувствовать себя хорошо в пространстве. С другой стороны, речь идет о приюте, но также и об удовольствии» — Хадид

Хадид была достаточно активна в академической сфере и вела плодотворную педагогическую карьеру. Преподавала в Гарвардской высшей школе дизайна, Иллинойском университете в Чикагской школе архитектуры и Высшей школе искусств Гамбурга. Это в дополнение к чтению лекций во многих других университетах и ​​учреждениях.

«Я действительно верю в идею будущего. Хорошее образование очень важно. Нам нужно посмотреть, как учат людей. «-Хадид

Взгляд внутрь музея тысячи архитекторов Захи Хадид в Майами — Музей тысячи Graff

 

16 января 2020 г.

 

Среди прямолинейных зданий, образующих Майами, штат Флорида, линия горизонта выглядит незнакомой. Волнообразный экзоскелет из белого конструкционного бетона, армированного стекловолокном, извивается по 62-этажной стеклянной башне. Любители архитектуры сразу узнают дизайнера здания — кривые — это фирменный стиль дизайна покойной Захи Хадид, иракского британского архитектора, прославившегося как первая женщина, получившая Притцкеровскую премию, до своей неожиданной смерти в 2016 году (в Майами). Сегодня ее фирма Zaha Hadid Architects хранит память о ней, создавая проекты с похожей геометрией. И с недавним завершением этого жилого Музея тысячи, первой башни архитектора в Западном полушарии, Майами теперь разделяет эту дань уважения.

 

 

Дизайн фасада роскошной жилой башни может показаться излишним, но на самом деле это структурная необходимость. Подобно угловатым фасадам, вывернутым наизнанку, которые отстаивал архитектор Ричард Роджерс в таких проектах, как Центр Помпиду в Париже и 3 Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, криволинейный стиль Хадид берет структурные опоры, обычно находящиеся внутри стен, и перемещает их за пределы стекла. Внешний вид — эффектное здание, почти похожее на членистоногое, где девятиуровневый подиум (в котором размещается 259- точечная конструкция парковки, вентилируемая через структурные ребра в форме глазков и увенчанная крытой и открытой палубой бассейна и спа), образует голову, а вершина башни (вместе с вертолетной площадкой на крыше) становится брюшной частью. Хотя подиум отмечает физическую конечную точку конструкции, в дизайне создается иллюзия непрерывных рамок. «Мы взяли архитектурное и структурное выражение и синтезировали его как ключевую особенность здания», — объясняет Крис Лепин, директор Zaha Hadid Architects, добавляя, что несъемная опалубка проекта (техника, в которой облицовочные кожухи сами являются конструкцией) впервые в мире для здания такой сложности и масштаба.

 

Верхняя часть башни представляет собой пространство для проведения мероприятий и водный центр с характерным потолком. Жилой дом также имеет частную вертолетную площадку.

 

Конструктивный метод также позволяет уменьшить количество внутренних колонн, что позволяет увеличить планировку полуэтажных и полноэтажных квартир, которые складываются внутри. Сопоставляя широкие опоры, планы этажей идеально квадратные. Однако в зонах удобств эти фирменные изгибы вездесущи (Хадид ненавидела прямые углы, однажды сказав: «Мир не прямоугольник»). Потолок вестибюля образован серией панелей с закругленными краями, которые также отражены в стойке регистрации; на уровне спа спиральная лестница, похожая на торнадо, выполняет двойную функцию приветственного стола; а внутренний бассейн на уровне 60 имеет стену из водопада с перьями. Кроме того, в этой вершине башни, которая позиционируется как своего рода роскошный клуб/пространство для мероприятий с невероятным видом, внешние структурные опоры с каждого края собираются вместе в потолке. Это, казалось бы, простое решение сложного фасада и всей части плана, — говорит Лепин. Здание отвечает на вопрос: как добиться визуального динамизма или визуальной сложности с помощью очень простых базовых правил?

 

Бар.

 

Где эта визуальная сложность не применима, так это в цветовой палитре One Thousand Museum, которая фокусируется исключительно на контрасте между светом и тьмой. Поскольку белый фасад, избыток стекла и яркий солнечный свет Флориды увеличивают риск ослепляющих бликов, фирма выбрала темные каменные полы для вестибюля и бытовых помещений. Стены отделаны темным деревом, а все мягкие сиденья черного или серого цвета. С архитектурной точки зрения эта стратегия придает белоснежным элементам здания больше визуальной выразительности, подчеркивая его порой футуристические линии.

 

Криволинейная лестница на вершине башни напоминает экзоскелет в фирменном стиле Хадид.

 

Расположенная в развивающемся центре города, недалеко от Художественного музея Переса и через дорогу от парка Мориса А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *