Хелла йонгериус: промышленный дизайнер и дизайнер интерьера, которая работала с цветом, формой, материалом. / Skillbox Media

бегемоты на тарелках и жабы на столах • Интерьер+Дизайн

Дизайн

Хелла Йонгериус (Hella Jongerius, р. 30.05.963) дарит нам эклектику самой высокой пробы. Знает материалы, декоры, техники. Умеет не только думать головой, но и работать руками. 

HELLA JONGERIUS

Промдизайнер, глава маленького бюро Jongeriuslab и арт-директор Vitra. Выпускает собственные продукты и коллекции для клиентов, среди которых фабрики Royal Tichelaar Makkum, Vitra и объединение Droog Design. Ее выставки устраивали Музей дизайна в Лондоне, Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей дизайна Купер Хьюитт, галереи Kreo (Париж) и Moss (Нью-Йорк). Преподавала в Академии дизайна в Эйндховене (1998–2004), имеет профессиональные премии и награды. 

Хелла здорово выглядит в белых резиновых сапогах а-ля деревенские кирзачи и в кружевной юбке а-ля нижнее белье. Своенравная голландка почти двадцать лет готовит отличные коктейли. Например, давным-давно смешивает дело с бездельем: еще в 2001 году по заказу нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) сделала проект My Soft Office — кровать со встроенным компьютером и ячейкой для пиццы в клавиатуре. Умеет спаривать офисные стулья с кринолинами (декоративные объекты Office Pets, Vitra), а дичь и снедь с посудой так, чтобы на фарфоровой тарелке красовались упитанные улитки, бегемоты и зайчики (Animal Bowls. Nymphenburg).

Считается, что голландские дизайнеры — баловни судьбы. Во-первых, потому что соотечественники воспринимают их затеи серьезно и готовы покупать даже керамику, пришитую к скатерти (голландский дизайн всегда мыслил себя искусством). Во-вторых, местные чиновники охотно тратят госбюджеты на выставки сумасшедших ваз, кресел, столов и предоставляют талантам огромные мастерские и бывшие фабрики даром.

Стол Frog (Natura Design Magistra). 2009. Орех. 120 x 210 x 105 см. Museum Boijmans Van Beuningen, Роттердам.

Хелла Йонгериус, пожалуй, самая мощная карта в дизайнерской колоде Голландии. Она одна известна почти так же, как все участники группы Droog Design, с которой долго сотрудничала. Отучившись в Академии дизайна в Эйндховене, энергичная Хелла не металась по студиям больших мастеров, а сразу организовала собственную — Jongeriuslab.

Столики Gemstone. 2013. Galerie Kreo. 67 x 38 x 45 см. Galerie Kreo.

Она сохраняет независимость, вызывая уважение коллег и оттачивая стиль. Не замечена в проходных проектах и коммерческой халтуре. Ее поклонником стал известный куратор дизайна Дидье Кржентовски (парижская Galerie Kreo), который сделал ей ни одну персональную выставку: а уж удивлять Хелла умеет. Чего только стоят столы-гибриды с огромными, залезающими на столешницы лягушками или черепахи, поддерживающие блюда для кофейных посиделок.

Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке. Обновленные лаунж-зоны. 2013. Мебель Vitra.

В 2012 году Йонгериус разработала дизайн салона и кресел бизнес-класса для Boeing 747 голландского перевозчика KLM и продалжает с ним сотрудничество. В 2013 году совместно с Ремом Колхасом обновила лаунж-зоны и залы ожиданий  делегаций в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

«Я за богатство материалов и внимание к мелочам. Союз между массовым потоком и ремесленным качеством возможен, и я знаю, как поженить традиции с новыми технологиями. Стараюсь думать только о тех вещах, которые захочется полюбить, взять в семью и разделить с ними долгую жизнь». В 2016 году она сделала масштабную инсталляцию «Цветовая машина» для швейцарской компании Vitra в Милане, во время Миланской недели дизайна.

Чем больше граней у предмета, тем больше оттенков цвета.

«Цветовая машина» — палитра оттенков и тканей из Библиотеки цветов и материалов (Vitra’s Colour and Material Library). С 2008 года Хелла Йонгериус сотрудничает с Vitra в качестве арт-директора по выбору цветов и материалов, обновляя классику дизайна и выбирая эксклюзивных ткани и кожи для новых коллекций.  

Swatch Table. 2008. Galerie Kreo. Орех, полиуретан. Ручная работа.

Polder Sofa, Vitra. 2005. Кожа, расписные пуговицы.

Напольная подушка-пуф Bovist, Vitra. 2005. Текстиль, вышивка Homework c картины «Кружевница», 1665, Я. Вермера Делфтского.

Animal Bowls, Nymphenburg. Фарфор, ручная работа.

Автор:
Мария Савостьянова

Фото:
Fabrice Gousset/Courtesy Galerie Kreo, предоставлены пресс-службами компаний

Поделиться:

FB TW OK

#Milan Design Week

#Vitra

#Академия дизайна в Эйндховене (Design Academy Eindhoven)

#Миланская неделя дизайна

#Нидерланды

#Хелла Йонгериус (Hella Jongerius)

#Galerie Kreo

#Имя

#Milan Design Week

#Vitra

#Академия дизайна в Эйндховене (Design Academy Eindhoven)

#Миланская неделя дизайна

#Нидерланды

#Хелла Йонгериус (Hella Jongerius)

#Galerie Kreo

#Имя

Далее

Дизайн

Мишель Ока Донер: сияющая вселенная

Design Now Design Now

Hella Jongerius.

Хелла Йонгериус | Знаменитые архитекторы и дизайнеры

Голландский дизайнер Хелла Йонгериус (Hella Jongerius) работает на пороге дизайна, ремесла, искусства и техники, обобщая влияние традиционных и современных факторов, высоких и консервативных технологий, промышленного и кустарного производства.

Главный принцип, которому она не изменяет на протяжении всей своей деятельности — каждодневный эксперимент. Дерево, неопрен, полиуретан, керамика, стекло — по воле Хеллы Йонгериус все эти материалы объединяются в самые неожиданные комбинации, её интересует эксперимент как работа с архетипом. Её цель — продукт, получаемый в результате творческого культурологического процесса.

Хелла Йонгериус родилась в 1963 году, изучала индустриальный дизайн, потом работала в группе Droog Design, участие в которой и принесло ей мировую известность. Следуя общей концепции Droog Design, Хелла трудилась над созданием полиуретановых цветочных ваз, ставших в своё время настоящей сенсацией.

В 2000-м Йонгериус оставила группу, чтобы заняться самостоятельным творчеством. Хелла возглавляет собственную студию Jongeriuslab (Лаборатория Йонгериус) в Роттердаме.

Сначала  я изучала производство мебели, но потом я поняла, что проектировать мне гораздо интереснее, чем реализовывать чужие проекты. Промышленный дизайн для меня идеальная профессия. Это не отвлеченное художественное творчество, а создание предметов, которые можно назвать «художественными», но которые при этом имеют реальную, утилитарную ценность. Это игра на границе искусства и производства — это пинг-понг между головой и руками.

Основная тема моей работы — «высокое ремесло», это смешивание «высокого» и «низкого», традиции с современным языком. Я пытаюсь создать уникальный объект в архетипичной форме с использованием новых технологий и материалов.

В 1993 году Droog выбрал для производства один из моих продуктов — полиуретановый коврик для ванной. А месяц спустя я показала им Soft Vase (ваза из полиуреана), и они тоже восприняли с  энтузиазмом этот проект. Можно сказать, что Droog дали мне путёвку в мир промышленного дизайна, большинство моих проектов для Droog стали популярны, и мои работы приняли во всём мире.

Сейчас мои работы менее «трезвые», чем в начале карьеры, теперь я могу больше экспериментировать. Это богатая позиция — больше новых материалов, больше цвета,  больше свободы, больше наград.

Вообще-то я не очень интересуюсь старыми вещами и историзмом как таковым, но в любом предмете, как архетипе, существует множество культурологических слоёв, и привнесение этих слоёв на современные предметы, исполненные с помощью новых технологий я считаю перспективным методом. На определённом этапе нужно принять решение о форме, соответствующей смыслу и назначению, форму, содержащую всю нежную информацию — это для меня самый трудный этап. Существует много форм, которые уже были неоднократно использованы, поэтому я часто изучаю старые коллекции, чтобы понять истоки предмета. Чем ближе к истоку — тем проще придумать новую форму. Когда изучаешь историю ремесла, видишь предметы, по которым сразу видно, сколько времени потратил мастер, работая над продуктом.

В промышленных процессах время – это деньги, и это, соответственно, отражается на качестве продукта. 

Я работаю в среднем роде. Конечно, обычно внимание к керамике и текстилю чаще всего расценивается как женское. Но, я стараюсь брать лучшее из лучшего, это такой вид жёсткого реализма. Иногда вещи получаются чувственными и соблазнительными, но концепция всегда строга, продуманна и все решения дисциплинированы. Это какой подход — мужской или женский?

Проект My Soft Office был создан по заказу Музея современного искусства в Нью-Йорке, презентация его состоялась на выставке Workspheres в 2001 году. Задание заключалось в том, чтобы создать дизайн «домашнего офиса». Прежде всего я посмотрела, как мои друзья работают дома — обычно это ноутбук на кухонном столе. Получился некий союз мебели и техники, объединение технологий, которые уже стали привычными для повседневной жизни с домашним пространством. Соответственно было использовано неортодоксальное комбинирование материалов, работа над архетипами систем. Экран монитора и клавиатура настолько прочно вошли в наш быт, что теперь их уже нельзя воспринимать как только «работу», ведь это и хобби, и общение, и вообще «образ общения и сообщения». Компьютер — это гораздо больше, чем страдание в офисе над созданием глупых проектов. Я считаю, что проект Soft Office находится только на первом этапе, я бы хотела добиться большего интегрирования материалов и технологий с объектами.

Кто-то из критиков сравнил покупку её изделий с походом на лондонский рынок Бороу. Она вновь делает ремесленничество модным. Сочетая современность с традицией, Хелла создаёт предметы обихода и мебель, которые достойны вхождения в мировую культурологическую копилку искусства. Она имитирует вышивку крестом, «расшивает» вазы, к диванам пришивает пуговицы большими небрежными стежками, а к скатертям — тарелки, в одни тарелки укладывает фигурки животных, другие кладёт в печь до образования трещин, имитирующих почтенный возраст.

Создавая объект, Хелла детально изучает его историю, классификацию и символическое значение. Разрабатывая коллекцию для Нюмфенбургской фарфоровой мануфактуры, Хелла Йонгериус нашла в архивах фабрики огромное количество изобразительных мотивов, цветочных узоров и пигментов и поместила старинный дизайн известной мануфактуры в новый контекст.

Как говорит о Хелле Йонгериус её соотечественник, дизайнер Юрген Бей (Jurgen Bay): «Есть такой в Голландии потрясающий дизайнер — Хелла Йонгериус. Она как раз умеет свои тонкие, нежные, остроумные вещи доводить до массового производства. Она производителя так измучивает по каждой мелочи, что получается всё как надо».

Трепетное отношение Хеллы Йонгериус к вещам и традиции отразилось и в созданном ею проекте «идеальный дом», представленном на кёльнской выставке IMM Cologne в 2005 году. Недостроенный, заключённый в леса, дом напоминал архив. Блошиный рынок соседствовал с фамильными ценностями, работы других дизайнеров — с её собственными, произведения искусства — с кухонными принадлежностями, но всё — через перегородку. И внутри каждого сектора — полнейшая гармония, каждый оформлен в своём стиле, каждый раз — в новом. Единым остаётся красный цвет, в оттенках которого зрителю предлагается найти своё видение того или иного раздела архива.

Поиски Хеллы Йонгериус продолжаются: для знаменитой компании Vitra она разработала дизайн кресла Worker и софы Polder, отмеченных жюри журнала Wallpaper, назвавшего Йонгериус лучшим мебельным дизайнером года. Коренастое приземистое кресло Worker на первый взгляд производит впечатление hand made продукта. Однако множество продуманных оригинальных деталей и своеобразное текстильное оформление отличают это кресло от простого ремесленнического продукта и делают его произведением современного дизайна.

С максимальной тщательностью проработана и каждая деталь софы Polder, представляющей собой сочетание объёмов простых геометрических форм, расшитых пуговицами разных оттенков, словно вытащенными из бабушкиного сундука, и материалов (рог, бамбук и перламутр).

Звание «Дизайнер года» — не первый почётный титул Хеллы Йонгериус. Она лауреат множества почётных конкурсов, «Дизайнер года» на Salon du Meuble-2004 во Франции.  В 2008 году Йонгериус перенесла свою студию в Берлин.

Ссылки: 

Официальный сайт Hella Jongerius: http://www.jongeriuslab.com/

 

Знаменитые дизайнеры

Нидерланды

Германия

Студия дизайна Jongeriuslab

Студия дизайна Jongeriuslab

Васи

Веретено

Плетеный космос — персональная выставка в Gropius Bau, Берлин Модули

Cosmic Loom

Танцы пряжи

Космические амулеты

Групповая выставка Kleureyck and Colors и др.

Die Neue Sammlung приобретает игру теней Йонгериуса и Шувенберга

Slope

Shore

Breathing Color – выставка в Национальном музее в Стокгольме 03

Травление

Диван Влиндер

Bander

Флакон Facet и ваза с бриллиантами

New Webbing on Chair 611

Beyond the New — MUDAM, Люксембург

Breathing Color — выставка в Boijmans van Beuningen Rotterdam

Сентябрь

Сиенна

Диарама

Решетка

Силуэт

Слава

Флаттер

новая книга с Луизой Шувенберг: Beyond the New. Об агентстве вещей

За гранью нового — Хелла Йонгериус и Луиза Шувенберг

Плитка Стол

Breathing Color — The Woven Movie

Breathing Color — Color Catchers

Breathing Color — выставка в Музее дизайна в Лондоне

Пожинать

Слияние

Нора

Инкрустация

Цветовое поле

Хрома

Риф

Поиск вне внешности

– Jonger’ella фаворит color

Color Machine

Cocoon 100003

Роса

Аргали

Реинтерпретация чайной тележки для Артека

Beyond the New

Фрукты

Панцирь

Листва

Музей V&A

Эдем приобретает UN Lounge Chair

ОБРАЗЕЦ, групповая выставка в MAK в Вене

Новая цветовая палитра для Hopsak Textiles

Реинтерпретация кресла 401 для Artek

Реинтерпретация кресла 400 для Artek

Cork & Felt

Стул East River

Multitone

Duotone

Bold

Коллекция Danskina 2014

Столы Gemstone

Новый интерьер гостиной ‘900 North Delegates (New York North Delegates) 2 Зал делегатов ООН на севере – Сферический стол

Зал для делегатов ООН «Север» – Кресло для отдыха ООН

Зал для делегатов ООН «Север» – Занавес с узлами и бусинами

Зал для делегатов ООН «Север» – Цветовая палитра

Niebla

Confetti

Деревья

Цветовая палитра для полок Charles and Ray Eames` ESU

Sphere Table Sky & Sphere Table Sun

Обновление коллекции Prouvé

Color Palette для Charles & Ray Magnets Dots 09 Hangts it all

Mochi

Стол Dragon Fly

Интерьер салона мирового бизнес-класса KLM

Интерьер салона мирового бизнес-класса KLM — бортовая продукция и визуальное оформление

Интерьер салона мирового бизнес-класса KLM — разделитель классов

Интерьер салона KLM World Business Class — цветовая палитра

Интерьер салона KLM World Business Class — полностью плоское кресло

Интерьер салона KLM World Business Class — ковер

Опора пингвина, сделанная своими руками

Knotted Pearls

Вазы

Wheel

Часы

Цвет в смене дневного света

HLL Colors — Colorful Blacks

Цветные вазы (серия 3)

Misfit

Границы

новая книга: Hella Jongerius — Misfit

Клубный стул Bob Garden

Лаборатория цветов

Принятие позиции

Дань памяти туристам

Искусственные цветы (Natura Design Magistra)

Стол черепахи (Natura Design Magistra)

Layers on 2 Project

2 Chicle

Стол Frog (Natura Design Magistra)

IKEA PS Pelle, Mikkel и Gullspira

Стол Swatch

Стул Rotterdam

Цветочная пирамида

Тарелки Shippo

Цветной B-набор

Домашние животные в офисе

Цветные вазы (серия 2)

Рюкзак, диван и табурет

Цвета внутри

Four Seasons

Miroirs Animaux

Props 9

Стол

0002 Исследование цвета фарфора

Персональная выставка Хеллы Йонгериус

Blossom — потолочные светильники

Hollandse Meesters

Рабочий диван

Layers

Layers Exhibition

Beads and Pieces

Blossom — Standing Lights

The Worker

IKEA PS Jonsberg

Paravents

Bead Bulb

Шкаф

На полках

9002 9 Софа 9002 9 Временный 0003

Bovist

Ideal House

Одеяла Sampler

Créateur de l’année

Бутылка Evian

Зарисовки Нимфенбурга – Миски для животных

Зарисовки Нимфенбурга – Цветы и дичь

Хелла Йонгериус выбирает

Цветные вазы (серия 1)

Зеркальные тарелки Jubilee

Чайник

Персональная выставка Hella Jongerius

Сувенирный набор Delft Blue B-Set

Суповой набор 90903

0 Выставка «Шелк 3»

Лампы Blizzard

Платье Люстра

Repeat

Hella Jongerius — Mijn Zachte Kantoor

Delft Blue B-Set

Delft in Detail

Подсвечник

Walk Inside

Модная мебель

Мой мягкий офис

Принц и принцесса

Вкус голландского дизайна

Бутылки с длинным горлышком и канавками

Войлочный табурет

Giant Prince 90903

s ed Скатерть

Складная корыто

7 горшков / 3 века / 2 материала

B-Set

Большой белый горшок и красно-белая ваза

Завернутый табурет

Удлиненные кувшины

Фарфоровый табурет

Раковина с толкателем

Чайник

Вязаная лампа

Мягкая ваза

Мягкая урна

Коврик для ванной

Пресса и публикации | Студия дизайна Jongeriuslab

Подкасты

DDCAST 93 — Текстура делает вещи человечными, май 2022 г. (на английском языке)


Следите за глазами — Подкаст молодых талантов, май 2022 г. (на голландском языке)

The Grand Tourist с Дэном Рубинштейном, март 2022 г. (на английском языке)

Arkitektura — Design in Mind, январь 2022 г. (на английском языке)

Dezeen — Face to Face, март 2020 г. (на английском языке)

Клипы

Пожалуйста, посетите нашу страницу Vimeo, чтобы ознакомиться с подборкой видео, которые были опубликованы за последние годы.

Прогулка по выставке Woven Cosmos с Хеллой Йонгериус и Кларой Мейстер

Диван Vlinder для Vitra

Диван Vlinder — это диван от кутюр, который сочетает в себе человеческое прикосновение ремесел с возможностями цифровых технологий. Vlinder сочетает в себе архетипическую форму современного дивана с тканью, которая была специально разработана, чтобы соответствовать форме этого дивана.

Премия Sikkens

В 2017 году дизайнер Хелла Йонгериус получит 37-ю премию Sikkens. Работа Хеллы Йонгериус ставит цвет на первое место. Никогда не следуя коммерческим тенденциям, она разработала уникальное использование цвета. Йонгериус много лет занимается исследованием цветовых пигментов и связи между цветом, тканью и светом.

Het Nieuwe Instituut: Выставка Архива спекулятивного дизайна

Благодаря установке временного архива Het Nieuwe Instituut размышляет о возможном содержании архива дизайна и цифровой культуры из Нидерландов. Кто и что сохранит – и как, и почему – для будущих поколений? Архив спекулятивного дизайна вместе со своими посетителями раскрывает ценность как признанных шедевров, так и забытых сокровищ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *