Выставка Японское искусство укие-э эпохи Эдо, Санкт-Петербург – Афиша-Музеи
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Анапа,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курганинск,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
Выставка «Японская гравюра XIX века из частных коллекций»
ВыставкаНа выставке представлено 26 произведений (пейзажи, портреты, жанровые и исторические сцены) ведущих мастеров японской гравюры 19 века различных традиционных школ из частных коллекций, собранных при содействии Российско-японского фонда «ЯМАТО». Цель экспозиции: ознакомить жителей области с интереснейшим явлением культуры.
Экспонаты были представлены на выставках в Москве и Санкт Петербурге: в галерее искусств Зураба Церетели, в Фонде художника Михаила Шемякина, в Государственной Думе Российской Федерации. По просьбе Министерства культуры Российской Федерации в галерее на Солянке, историко-мемориальном музее Смольного.
В эпоху Эдо (1603–1868) в Японии возникло большое количество различных художественных направлений и школ. После длительного периода междоусобных войн власть в Японии перешла в руки сёгунов из рода Токугава, которые правили страной на протяжении почти 265 лет. Этот период стал самым длинным в истории Японии после периода Хэйан. Прекратились войны, стали активно развиваться различные традиционные ремесла. Фактическим центром страны стал город Эдо, куда военный правитель Токугава Иэясу перенес столицу. Менее чем за полвека Эдо из небольшой рыбацкой деревушки превратился в город с полумиллионным населением.
Эпоха Эдо ознаменовалась бурным строительством городов и расцветом художественной культуры. Вокруг замков, на пересечениях торговых путей, близ морских заливов с бухтами возникли города, формировались сословия ремесленников и купцов, которые наряду с военными стали законодателями художественных вкусов эпохи. Если в предшествующий период религиозные памятники хранились в монастырях и храмах, а светское искусство было аристократическим, то в эпоху Эдо позволить себе заказывать предметы искусства могли и богатые купцы, и горожане. Этому способствовало развитие книгопечатания и гравюры на дереве – того, что называют искусством укиё-э. Укиё-э – это картины повседневной жизни городского сословия периода Эдо. Слово укиё в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводиться как «бренный мир», или «юдоль скорби», «изменчивый мир». В конце ХVII века укиё стало обозначать современный мир, мир земных радостей и наслаждений. Японская гравюра укиё-э достигла своего расцвета к концу XVIII века. Соответственно сложились разнообразные жанры этого искусства: изображения красавиц из «весёлых кварталов»; портреты актёров и сцены из постановок театра кабуки; гравюры на мифологические, литературные сюжеты; историко-героические гравюры, представлявшие самураев в батальных сценах; пейзажные гравюры и изображения цветов и птиц.
Особым спросом гравюры пользовались у японцев среднего класса, которые украшали ими стены. А после Революции Мэйдзи, когда страна открыла границы для иностранцев, укиё-э массово начали скупать европейские искусствоведы.
После возвращения царя Николая второго (царевича Николая) из поездки в Японию (1890-1891), в салонах аристократии в Петербурге и Москве появились японские гравюры. Огромной популярностью японская гравюра пользовалась в салонах периода серебренного века в Санкт Петербурге, куда прибыла из Японии основная часть русской делегации. Японская гравюра послужила основой зарождением нового взгляда на роль цвета и перспективы в европейской живописи, став своеобразным катализатором при переходе от классической живописи (большую роль сыграла в творчестве Ван Гога, который активно с ней работал).
Техника была основана на точности и жёстком линеарном исполнении рисунка, не допускавшем никаких живописных размывов кисти. Традиционность художественного языка, условия, которые диктовала техника ксилографии, студийный процесс, когда работа разделялась на несколько этапов, – всё это вместе взятое обеспечивало изобразительную логику элементов линии, пятна и орнамента.
Параллельная образовательная программа на выставке:
- 9, 16 февраля и 2, 9 марта с 15:00 – экскурсии выходного дня по выставке «Японская гравюра XIX века из частных коллекций»
- 23 февраля в 15:00 — экскурсия по выставке «Японская гравюра XIX века из частных коллекций» с мастер-классом – монотипией «По следам Хокусая. Виды Фудзи»
- 3 марта в 15:00 – в рамках Семейных творческих мастерских музейное занятие для детей и родителей «Третий день третьего месяца» (с мастер-классом по бумагопластике)
- 6 марта – мастер-класс по рисованию песком «Цвет сакуры» (по предварительной записи, время уточняется)
- 8 марта в 15:00 – арт-пауза «Обворожительные японские красавицы»
- 10 марта в 15:00 – «Соприкосновение древнего японского искусства аранжировки и современной флористики».
Мастер-класс от флориста-декоратора салона «Дачница». По окончании мастер-класса всем желающим предоставляется возможность приобрести авторские композиции.
Место проведения: Вятский художественный музей, ул. Карла Маркса, 70, тел.22-50-74 (доб.221)
Искусство периода Эдо (1615–1868) | Эссе | The Metropolitan Museum of Art
В жестко контролируемом феодальном обществе, которым более 250 лет правили потомки Токугавы Иэясу (1542–1616), творчество исходило не от его лидеров, консервативного военного класса, а от двух низших классов в Конфуцианская социальная иерархия, ремесленники и торговцы. Хотя официально они были очернены, они могли свободно пожинать экономические и социальные плоды этого процветающего века. Чайная церемония, которая была принята каждым классом в период Момояма, обеспечила среду, в которой литературные и художественные традиции прошлого были ассимилированы и преобразованы высококультурными людьми как буржуазии, так и двора.
К концу семнадцатого века процветали три различных способа творческого самовыражения. Ренессанс культуры Хэйан, достигнутый аристократами и культурными горожанами Киото, был увековечен в живописи и ремеслах школы, которая позже стала называться Ринпа. В городском Эдо, возродившемся после опустошительного пожара 1657 г., приобрел своеобразный характер, в литературном и изобразительном искусстве появилось остроумное, непочтительное выражение, давшее начало театру кабуки и знаменитым гравюрам на дереве «плавающего мира».
Цитата
Отдел азиатского искусства. «Искусство периода Эдо (1615–1868)». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/edop/hd_edop.htm (октябрь 2003 г.)
Дополнительное чтение
Гут, Кристина. Японское искусство периода Эдо .
Мейсон, Пенелопа. История японского искусства . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Prentice Hall, 2004.
.Певица, Роберт Т., изд. Эдо: искусство Японии, 1615–1868 гг. . Вашингтон: округ Колумбия: Национальная художественная галерея, 1998.
.Дополнительные эссе Департамента азиатского искусства
- Отдел азиатского искусства. «Империя Маурьев (ок. 323–185 до н. э.)». (октябрь 2000 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Дзен-буддизм». (октябрь 2002 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Китайский перегородчатый». (октябрь 2004 г.)
- Отдел азиатского искусства.
«Китайские сады и коллекционные камни». (октябрь 2004 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Пейзажная живопись в китайском искусстве». (октябрь 2004 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Природа в китайской культуре». (октябрь 2004 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Династия Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)». (октябрь 2000 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Кушанская империя (приблизительно второй век до нашей эры – третий век нашей эры)». (октябрь 2000 г.)
- Отдел азиатского искусства.
«Династия Цинь (221–206 до н. э.)». (октябрь 2000 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Стиль живописи Ринпа». (октябрь 2003 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Культура Дзёмон (ок. 10 500–ок. 300 г. до н. э.)». (октябрь 2002 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Школа живописи Кано». (октябрь 2003 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Ксилография в Укиё-э Стиль. (октябрь 2003 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Традиционная китайская живопись в двадцатом веке».
(октябрь 2004 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Династия Мин (1368–1644)». (октябрь 2002 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Династия Северная Сун (960–1127)». (октябрь 2001 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Период Северной и Южной династий (386–581)». (октябрь 2002 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Южная династия Сун (1127–1279 гг.))». (октябрь 2001 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Династия Тан (618–907)». (октябрь 2001 г.
)
- Отдел азиатского искусства. «Культура Яёй (ок. 300 г. до н.э. – 300 г. н.э.)». (октябрь 2002 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Династия Юань (1271–1368)». (октябрь 2001 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Искусство кварталов удовольствий и стиль укиё-э». (октябрь 2004 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Ученые-чиновники Китая». (октябрь 2004 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Период Кофун (ок. 300–710)». (октябрь 2002 г.
)
- Отдел азиатского искусства. «Лаковая посуда Восточной Азии». (октябрь 2004 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Форматы живописи в искусстве Восточной Азии». (октябрь 2004 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Периоды Асука и Нара (538–794)». (октябрь 2002 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Период Хэйан (794–1185)». (октябрь 2002 г.
)
- Отдел азиатского искусства. «Периоды Камакура и Нанбокутё (1185–1392)». (октябрь 2002 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Период Момояма (1573–1615)». (октябрь 2002 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Неолитический период в Китае». (октябрь 2004 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Период Муромати (1392–1573)». (октябрь 2002 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Самурай». (октябрь 2002 г.)
- Отдел азиатского искусства.
«Синто». (октябрь 2002 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Сезонные образы в японском искусстве». (октябрь 2004 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Династии Шан и Чжоу: бронзовый век Китая». (октябрь 2004 г.)
- Отдел азиатского искусства. «Сёгуны и искусство». (октябрь 2004 г.)
Непреходящее влияние японской гравюры эпохи Эдо
Влияние японской гравюры эпохи Эдо до сих пор ощущается в искусстве и дизайне.
ВЫСТАВКА
Эдо-поп: графическое влияние японской гравюры
До 9 июня
Японское общество
Нью-Йорк
Ещё из Метрополиса
AIKO, Sunrise, 2013
любезно предоставлено Ричардом Гудбоди
Нетронутые стены знаменитого здания Японского общества в Нью-Йорке покрыты граффити. Татуированная спина скудно одетой женщины среди моря волн, цветов и кроликов — это признак того, что живущая в Бруклине японская художница-граффити AIKO (Lady Love) использовала свои старые трюки. «Я позволила ей делать в этом пространстве все, что она хотела, и она распространила повсюду свою потрясающую, энергичную, красочную композицию», – говорит директор галереи Мивако Тэдзука, указывая на вход в атриум дома 9.0005 Эдо-поп: графическое влияние японской гравюры.
Кацусика Хокусай, Посуда поместья , 1831-32
любезно предоставлено Институтом искусств Миннеаполиса AIKO переплетает западную чувствительность с уличным искусством и традиционным японским искусством. эстетика, которой она обучалась. Таким образом, картина Хокусая «Большая волна у Канагавы » повторяет фигуру, которая сама по себе является отсылкой к изображению токийской культуры татуировки, созданному фотожурналисткой Мартой Купер. «Она начала понимать, что между сегодняшней уличной культурой и популярной культурой периода Эдо есть много общего», — объясняет Тэдзука, имея в виду эпоху раннего Нового времени в Японии 1615–1868 годов. «Если бы она родилась в период Эдо, она бы тусовалась с Хокусаем». Работа AIKO является свидетельством того, что художники разных поколений и континентов могут общаться друг с другом. «Фреска действительно задает тон выставке, — улыбается Тэдзука.
Пол Бинни, Tears (Namida) , 2009
предоставлено Scholten Japanese Art, Нью-Йорк Японское общество, раскрывает ловкость и динамичность искусства и его куратора. Хотя первоначально он был задуман в Миннеаполисском институте искусств, граффити и граффити Edo Pop в Нью-Йорке, созданные из того же исходного материала, в значительной степени являются продуктом видения Тэдзуки. Здесь около 90 традиционных укиё-э (изображения плывущего мира) с оригинальной выставки чередуются с 33 работами десяти современных художников.
Утагава Хиросигэ, Сёно – Проливной дождь , ок. 1833
Предоставлено Институтом искусств Миннеаполиса
В результате удалось возвысить смелые композиции и графическую силу укиё-э , подчеркнув при этом его вневременное качество. Образы куртизанок, актеров Кабуки и самураев отражают декадентские развлечения и популярные вкусы зарождающегося финансового класса в Японии раннего Нового времени. Это постеры вчерашних звезд эстрады и открытки с видами прошлых отпусков.
Современные артисты шоу тоже обладают большой выносливостью. Японский сноубордист, ставший прекрасным художником Томокадзу Мацуяма, объединяет мангу, моду и укиё-э в великолепные трудоемкие композиции. Массивная гравюра на дереве Сатико Казамы Увы! Хэйсоку-кан, одна из трех частей, созданных после землетрясения в Тохоку в 2011 году, переносит Великую волну Хокусая, обрушивающуюся в двадцать первый век с силой цунами. Вчерашняя поп-культура подпитывается мощным современным течением.
Кацусика Хокусай, Leading-A-Horse Money , 1822
любезно предоставлено Институтом искусств Миннеаполиса свои тонкости и подтексты, которые Эдо Поп сейсмическое воздействие ощущается во времени. Соответственно, слово ukiyo , взятое из романа Асаи Рёи 1661 года «Укиё моногатари», олицетворяет жизнь, наполненную удовольствиями, посреди мира постоянной быстротечности.