Нувель, Жан — ПЕРСОНА ТАСС
Родился 12 августа 1945 г. родился 12 августа 1945 г. в г. Фюмель на юго-западе Франции в семье учителей.
Он хотел стать художником, но по настоянию родителей выбрал архитектуру. Не поступив на архитектурное отделение Высшей школы изящных искусств в Бордо, в 1966 г. получил стипендию и начал обучение в Национальной школе изящных искусств в Париже (Ecole des Beaux-Arts), окончил ее в 1972 г.
В 1967-1970 гг. работал помощником у известных французских архитекторов Клода Парана (Claude Parent) и Поля Вирильо (Paul Virilio).
В 1970 г. открыл архитектурное бюро в партнерстве с Франсуа Сеньором (François Seigneur), с которым сотрудничал до 1981 г.
В 1976 г. стал одним из основателей новаторского движения в архитектуре «Марс 1976» (Mars 1976), а в 1977 г. — профсоюза архитекторов (Syndicat de l’Architecture). В том же году организовал конкурс реконструкции района Ле-Аль (также известный как «чрево Парижа») в Первом округе Парижа, а в 1980 г. учредил Парижскую биеннале архитектуры (Paris architecture biennale).
В 1981 г. Жан Нувель и бюро Architecture Studio выиграли конкурс на проект здания Института арабского мира в Париже, которое после завершения строительства в 1987 г. принесло архитектору всемирную известность. В этом проекте использованы фотоэлектрические экраны, которые в зависимости от световых условий меняют облик и восприятие здания, а также освещение внутри него. Внешне экраны имитируют традиционные арабские решетчатые ставни «мушараби».
В 1984 г. он основал бюро «Жан Нувель и партнеры» (Jean Nouvel et Associés), в 1989 г. — «Жан Нувель и Эмманюэль Каттани» (Jean Nouvel and Emmanuel Cattani), а в 1994 г. собственное бюро «Ателье Жана Нувеля» (Atelier Jean Nouvel). Сегодня это архитектурное бюро со штаб-квартирой в Париже считается одним из крупнейших во Франции; в нем трудятся 180 сотрудников, филиалы расположены в разных городах мира, в том числе в Женеве, Риме, Мадриде и Барселоне. В настоящее время «Ателье Жана Нувеля» одновременно ведет около сорока проектов внутри страны и за границей. В их числе гостиницы, торговые центры, музеи, конференц-центры, концертные залы, офисные и жилые здания.
Среди главных реализованных работ — реконструкция Лионского оперного театра (1993), штаб-квартира Фонда Картье в Париже (1994), универмаг «Галерея Лафайет» в Берлине (1996), Центр культуры и конгрессов в Люцерне (2000), реконструкция Музея Королевы Софии в Мадриде (2005) и др.
К последним работам относятся небоскреб «Доха-тауэр» в Катаре (2011), «Уан централ парк» в Сиднее (2013), «Лувр» в Абу-Даби (строительство завершится в 2015 г.), расширение Китайского национального музея искусств в Пекине (завершится в 2015 г.). Открытие в 2015 г. Парижской филармонии по проекту Нувеля стало одним из главных архитектурных событий года. Концертный зал, внутренний интерьер которого напоминает нагромождение тектонических плит, спроектирован так, что ряды кресел расположены вокруг сцены на террасах и подвесных балконах, а специальные панели под потолком регулируются с учетом особенностей акустики индивидуально под каждый концерт.
Направление, в котором он работает, Жан Нувель называет «критической архитектурой», а метод — «гиперизбирательностью». Каждый проект архитектор пытается адаптировать к условиям заказчика, назначению здания и культурным традициям. По его словам, он каждый раз пытается найти «недостающее звено в пазле – нужное здание на нужном месте».
Сегодня Жан Нувель остается одним из самых востребованных архитекторов — его проекты реализуются по всему миру (в России принимал участие в конкурсе проектов по обновлению Эрмитажа и строительства «Газпром сити» в Санкт-Петербурге).
Жан Нувель известен и как дизайнер. Он разрабатывает не только сам облик помещения, но и все его детали, начиная от мебели и заканчивая осветительными приборами. Сотрудничает с такими мебельными компаниями, как Sawaya & Moroni, Moroso, Molteni & C, среди его проектов также упаковки для конфет Nestlé, флакон для духов Yves Saint Laurent.
Жан Нувель имеет более 30 наград. Среди них — «Архитектурный гран при» (награда Французской академии архитектуры, 1987), золотая медаль Французской академии архитектуры (1998), Золотой лев Венецианской биеннале за лучшую интерпретацию темы выставки (2000), орден Почетного легиона (кавалер, 2002). В 2006 г. за Башню «Агбар» (34-этажный небоскреб) в Барселоне он получил премию «За высотное строительство». В 2008 г. ему была присуждена высшая награда в области архитектуры — Притцкеровская премия.
Является почетным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне, Высшего института искусств Кубы, Неапольского университета, Университета в Буэнос-Айресе, Лувенского католического университета в Бельгии, а также почетным членом Королевского института британских архитекторов и Американского института архитекторов.
Дважды был женат. От брака с Одиль Филлион (режиссер) имеет двоих сыновей (Бертран и Пьер), от брака с Кэтрин Ричард (продюсер) — дочь (Сара). В настоящее время его гражданской супругой является Миа Хегг (архитектор).
пять мыслей о соблазне и о вреде спешки • Интерьер+Дизайн
Притцкеровский лауреат Жан Нувель (Jean Nouvel, р. 1945) рассказывает о своем отношении к соблазну в архитектуре, о взаимоотношении с водой и светом и о вреде спешки.
Об абстракции в исламской архитектуре Еще когда много лет назад я работал над Институтом Арабского Мира в Париже и только начал изучить арабскую архитектуру, я понял, что она вся основана на геометрии и свете. И теперь всякий раз, когда мне нужно работать над музеями в арабских странах, я использую это знание. Солнечные блики, проходящие сквозь фигурные окна, рисующие узоры на стенах, полу и потолке. Другой важный момент — отношение архитектуры с водой. Вода ее такая же неотъемлемая часть, как и свет. В любом архитектурном сценарии вы всегда увидите его связь с водой. Или вода окружает здание по периметру, или находится в центре (как бассейн), или струится по стенам. Более того, даже свет выступает в каком-то смысле как вода: во многих моих проектах из потоков лучей получается световой дождь. Это прямая ассоциация с устройством мечетей, там свет проникает подобным образом. Я уверен, сила этой абстракции и утонченность узоров должна быть освоена современными архитекторами. Марокканская плитка и глянцевая мозаика, их цвет и вибрация недооценены в западноевропейской архитектуре. Они могут дать совершенно необходимый толчок к новому развитию.
О контексте Да, я архитектор контекста. Под ним я понимаю широкий контекст истории и культуры, а не только гегорафическое расположение. Когда строишь в арабских странах, понимаешь, насколько они все разные. А любое значительное здание это прежде всего продолжение истории этой страны. Невозможно представить здание, создававшееся специально для Абу-Даби, которое было бы уместно и в Париже. Это не столько вопрос интеграции в среду, как учат в большинстве архитектурных вузах, это проникновение вглубь истории. Культура — это то, что соединяет различные цивилизации. Она дает возможность возможность попытку понять друг друга, на уровне эмоций, визуальной экспрессии. Это помогает миру развиваться и двигаться дальше. Заниматься архитектурой – значить, слушать. Архитектор не может навязывать свои собственные ценности в таких глобальных масштабах. Не может механически перевезти в любую точку планеты свой бэкграунд и заявить: примите его без изменений. Я сначала всегда уточняю, что за место приготовлено для будущей постройки и какие ассоциации и чувства возможно вызовет в будущем.
На любое здание нужно смотреть через фильтр того, для кого оно будет построено. Это основа моего подхода к архитектуре.Об отношении к спешке Мне интересно, как в этом быстро меняющемся мире можно сохранить собственную идентичность. Во многих странах слишком быстрыми темпами идет строительство новых архитектурных аттракционов, поскольку туристические потоки все увеличиваются, города хотят срочно обзаводиться новыми привлекательными пространствами. Но вся эта спешка означает, что здания выходят как из инкубатора, как будто они все сделаны в одном месте. Спешка — плохой советчик. Роль архитектора в этой гонке — напомнить всем, что строительство относится к специфической области. Земля — это не просто пустое, голое место, где позволено все. У любого клочка земли есть огромное историческое и географическое наследие, нельзя делать вид, что его нет.
Здание Парижской филармонииВ арабских странах ключевыми являются размышления о пустыне и море.
Нужно думать о возвышенном, абстрактном: эти мысли часто возникают при взгляде на пустыню. А в Майями, к примеру, нужно примерно теми же средствами (вода, солнце) передать легкость бытия, некоторую игру, а не мысли о высоком. И в этом случае логичней обратиться к большей прозрачности, добавить метафору роста, зелени. А если посмотреть, каким образом застраиваются Шанхай или Дубаи, вы не увидите никакой идеи, кроме идеи скорости. Скорость всегда ведет к повторению стандартных моделей. Стальной стол LessLess для Molteni&CО соблазне Любопытно, что много веков в архитектуре соблюдался баланс между внутреннем и внешним. Сейчас, я бы сказал, что акцент сместился на внешнее восприятие. На то, как здание выглядит издалека, а не вблизи или изнутри. Поэтому сейчас так много проектов привлекательных внешне. И я в том числе делаю подобное, поскольку если архитектура вас не соблазняет, вы просто не войдете внутрь или не купите апартаменты в резиденции. Поэтому для частных, жилых зданий главное правило — это привлекательность.
О разнообразии языка Нет смысла использовать все время один и тот же архитектурный словарь. Когда я учился в 60-х в Школе изящных искусств (Ecole de Beaux Arts), меня шокировало, как большинство дипломных проектов принималось без понимания, для кого этот проект собственно предназначен. Теперь в каждом новом месте я первым делом себя спрашиваю: почему и здесь и что я могу сделать для людей, которые здесь живут. Мы находимся в постоянном диалоге с жителями. И как правило после нескольких встреч люди действительно видят, что архитектор здесь именно для них, чтобы их жизнь изменилась в лучшую сторону. У всех есть право на хорошую архитектуру, она уже не оккупирована исключительно высшими классами или церковью.
Интерьер мебельного бутика RBC в Париже, открытого в 2018 годуКогда я начинал учебу, то хотел стать художником в области пластических искусств. Но в итоге так и не стал им, но мне кажется, что архитектор сейчас и выполняет ту же самую функцию, что и художник в прошлые века.
Светильник On Line для Nemo Lighting.Jean Nouvel — Ateliers Jean Nouvel
Биография
Жан Нувель родился в Фюмеле, Франция, в 1945 году.
После поступления в Школу изящных искусств в Бордо Жан Нувель занял первое место на вступительных экзаменах в Национальную школу Высшей школы изящных искусств в Париже в 1966 году и получил степень в 1971 году. Помощник архитектора Клода Парана и вдохновленный градостроителем и эссеистом Полем Вирилио, он начал свою первую архитектурную практику в 1970 году. Вскоре после этого он стал одним из основателей «Марс 1976» Движение, целью которого было противодействие корпоративизму архитекторов, а затем основатель Французского архитектурного союза.
Его твердая позиция и несколько провокационные взгляды на современную архитектуру в городском контексте вместе с неизменной способностью привносить оригинальность во все проекты, за которые он берется, сформировали его международный имидж. Работа Жана Нувеля возникла не из соображений стиля или идеологии, а из стремления создать уникальную концепцию для уникального сочетания людей, места и времени. Его контекстуальный подход и способность привносить подлинную уникальность во все проекты, за которые он берется, постоянно давали здания, которые преображают окружающую среду и неизгладимо отмечают города, в которых они построены, такие как Институт арабского мира , Фонд современного искусства Картье и музей на набережной Бранли – Жак Ширак в Париже (Франция), Лионский оперный театр (Франция), Центр культуры и конгрессов – KKL в Люцерне (Швейцария), Башня Агбар в Барселоне (Испания), Расширение Музея королевы Софии в Мадриде (Испания), Театр Гатри в Миннеаполисе (США), «40 Мерсеров» жилой дом в Нью-Йорке (США), Doha High Rise Office Building (Катар), One Central Park в Сиднее (Австралия), The White Walls в Никосии (Кипр), концертный зал DR (Danmarks Radio) в Копенгагене (Дания) и совсем недавно Лувр Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) и Национальный музей Катара в Дохе (Катар).
Его работы получили всемирное признание благодаря многочисленным престижным французским и международным премиям и наградам. В 1989, Институт арабского мира в Париже был удостоен премии Ага-Хана за свою роль «успешного моста между французской и арабской культурами». В 2000 году Жан Нувель получил «Золотого льва» Венецианской биеннале. В 2001 году он получил три высшие международные награды: Королевскую золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA), Императорскую премию Японской ассоциации изящных искусств и Премию Борромини за Центр культуры и конференций в Люцерне. В 2002 году он был назначен почетным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне. Три года спустя он получил ежегодную премию Фонда Вольфа в Израиле «за предоставление новой модели контекстуализма и переопределение диалектики между двумя характерными характеристиками искусства». современная архитектура: конкретность и эфемерность». Башня Агбар в Барселоне была удостоена Международной премии за высотное строительство 2006 года во Франкфурте, «поскольку она вносит выдающийся вклад в нынешние дебаты о высотных зданиях». Жан Нувель был лауреатом престижной Притцкеровской премии в 2008 году. Во Франции он получил множество призов, в том числе Золотую медаль Французской академии архитектуры, два «Аржанта» и Национальную Гран-при в области архитектуры.
Награды
2019
Лучшее высотное офисное здание, Совет по высотным зданиям и городской среде (CTBUH), Шэньчжэнь, для Европейского патентного ведомства (ЕПВ), Рейсвейк, Нидерланды
2 018
Лучший футуристический проект, MIPIM, Франция, для Национального музея Катара, Доха, Катар
2016
Лучшее высотное здание Европы, Совет по высотным зданиям и городской среде обитания (CTBUH), США, для Белых стен в Никосии, Кипр
2014
Лучшее высотное здание в мире, Совет по высотным зданиям и городской среде обитания (CTBUH), США, для One Central Park в Сиднее, Австралия
2013
Доктор Честь Causa , Католический университет Лувена UCL, Бельгия
2012
Лучшее высотное здание в мире, Совет по высотным зданиям и городской среде (CTBUH), США, для Doha Office Tower, Доха, Катар
2011
Премия European Hotel Design Award для Sofitel Vienna Stephansdom, Вена, Австрия
2010
Офицер Почетного легиона, Франция
2008
Притцкеровская премия в области архитектуры, The Hyatt Foundation, США
2006
Почетный доктор, Высший институт искусств Гаваны, Куба
Мемориальная премия Арнольда В. Бруннера, Американская академия искусств и литературы, США
Международная награда за высотное строительство, город Франкфурт, DAM и DekaBank (Германия), за башню AGBAR в Барселоне , Испания
Officier de l’Ordre du Mérite
2005
Премия Вольфа в области искусств, Фонд Вольфа, Израиль
2003
Почетный доктор, Королевская академия художеств, Копенгаген, Дания
2002
Почетный доктор , Лондонский Королевский колледж искусств, Великобритания
Почетный доктор, Неаполитанский университет дизайна, Италия
2001
Международная архитектурная премия Борромини, город Рим (Италия), для KKL в Люцерне, Швейцария
Королевская золотая медаль, Королевский институт британских архитекторов, Великобритания
Международная премия Praemium Imperiale в области архитектуры, Японская художественная ассоциация
2000
Золотой лев, 7-я Международная Венецианская архитектурная биеннале, Италия
1998 90 055 Золотая медаль, Французская Академия архитектуры, Франция
1997
Commandeur de l’Ordre des Arts et des Lettres, Франция
1993
Équerre d’argent для Национальной оперы Лиона, Франция
1990
Премия за архитектурный рекорд отеля Saint James в Буйаке, Франция
1989
Премия Ага Хана в области архитектуры Института арабского мира в Париже, Франция
198 7
Гран-при национальной архитектуры , Франция
Équerre d’argent для Института арабского мира в Париже, Франция
Jean Nouvel | Биография, архитектура, здания, Лувр Абу-Даби и факты
Жан Нувель
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- 12 августа 1945 г. (77 лет) Франция
- Награды и награды:
- Притцкеровская премия (2008 г.) Премиум Империале (2001)
Посмотреть весь связанный контент →
Жан Нувель , (родился 12 августа 1945 г., Фюмель, Ло-и-Гаронна, Франция), французский архитектор, который проектировал свои здания, чтобы «создавать визуальный ландшафт», соответствующий их контексту, иногда путем делая их контрастными с окружающим пространством. За свои смелые экспериментальные проекты, которые не поддаются общей характеристике, он был удостоен Притцкеровской архитектурной премии 2008 года, а к началу 21 века Нувель заработал место в пантеоне архитектурных суперзвезд.
Когда Нувель был маленьким, его родители, оба учителя, посоветовали ему вместо того, чтобы следовать его мечте стать художником, заняться чем-то более практичным, чтобы он мог зарабатывать на жизнь, и архитектура стала идеальным компромиссом. В 1965 году Нувель получил первый из многих призов, выиграв национальный конкурс на участие в Школе изящных искусств в Париже.
Находясь там, он также работал в архитектурной фирме, созданной архитектором-модернистом Клодом Парентом и «урбанистом» и теоретиком культуры Полом Вирилио. Нувель закончил в 1972 со степенью в области архитектуры.Викторина «Британника»
Архитектура: искусственный мир
Nouvel впервые получил международную аудиторию в 1987 году, когда был завершен Институт арабского мира (Institut du Monde Arabe [IMA]). Главный южный фасад этого здания, с его высокотехнологичными панелями в форме апертуры, умудряется быть одновременно передовым в своем творческом реагировании на меняющиеся уровни освещения и вызывающим ассоциации с традиционным арабским moucharaby (решетчатые решетки). Дизайн принес Нувелю Премию Ага Хана 1989 года за архитектурное превосходство. Другие известные здания 20-го века включают реконструкцию Лионской национальной оперы (1993 г.), Франция, и дизайн для Фонда Cartier pour l’Art Contemporain (1994 г.), Париж.
Изучите дизайн театра Гатри с Жаном Нувелем
Посмотрите все видео к этой статьеЗавершенные постройки Нувеля первого десятилетия 21 века включают одно из трех зданий, составляющих Сеульский музей Леум (2004 г. ), барселонский Агбар в форме пули Башня (2005 г.), Театр Гатри (2006 г.) в Миннеаполисе, причудливый музей набережной Бранли (2006 г.) в Париже и Концертный зал Копенгагена (2009 г.).), с его ярко-синим корпусом, который ночью функционирует как видеоэкран. В 2010 году он спроектировал Змеиный павильон, престижный заказ на строительство временного сооружения в Кенсингтонских садах в Лондоне; One New Change, торговое и офисное помещение недалеко от собора Святого Павла в Лондоне; и 100 Eleventh Avenue, роскошный многоквартирный дом в Нью-Йорке с поразительным кристаллическим фасадом. Однако проект Нувеля для Парижской филармонии был отложен и превысил бюджет. Когда он открылся в 2015 году, Нувель бойкотировал первое мероприятие. Он написал в Le Monde , что открытие было преждевременным и что конструкция отклонилась от его первоначального замысла. Однако его попытка устранить связь со зданием была отклонена судами.
Другим долго откладывавшимся проектом Нувеля был Лувр Абу-Даби, музей, в котором экспонируются произведения искусства, арендованные у 13 французских учреждений. Когда оно открылось в 2017 году, здание хвалили за характерный решетчатый купол, который фильтровал яркий свет пустыни. Нувель также спроектировал новый Национальный музей Катара (2019 г.) в Дохе, который состоял из ряда взаимосвязанных дисков. Здание было построено вокруг отреставрированного Старого дворца Амири, на месте бывшего национального музея Катара. Его долгожданный «сверхвысокий» небоскреб 53 West 53 (или 53W53) в Нью-Йорке был завершен в 2019 году. Башня предоставила несколько уровней галереи соседнему Музею современного искусства. Проекты 2020-х годов включают здание Henderson CIFI Tiandi (2021 г.), многофункциональное здание в Шанхае, фасад которого покрыт рядами растений в горшках, и парижский Tours Duo (2022 г.), два многофункциональных здания с меняющимися уровнями. которые придают башням вид наклона.
Помимо Притцкеровской премии, среди других наград Нувеля — Золотой лев Венецианской биеннале (2000 г.), Королевская золотая медаль Королевского института британских архитекторов (2001 г.