Классицизм в мебели – Стиль классицизм в интерьере и архитектуре – эпоха классицизма

Содержание

Классицизм в интерьере: 50 фото-идей оформления интерьера

Стиль, которые совсем немного разнится с барокко, к тому же, он элегантен и противоречив, выполнен в абсолютной строгости – это классицизм в интерьере! Как правило, собственное жилье в этом стиле оформляю довольно-таки обеспеченные личности, а также те, у кого высокий социальный статус. Здесь совершенно не приемлемо нанесение экзотических узоров, кричащих и громких окрашиваний, нестандартных аксессуаров.

Особенности стиля классицизм в интерьере

Интерьерная расцветка, где в большей степени используют коричневые и белые тона, черные и бежевые, могут быть также желтые, голубые, красные. Декор интерьера создается при помощи отделки с позолотой.

Стены делают ровными, окрашивают их в один цвет, без каких-либо украшений. Допустимо оформление стен дорогими тканями.

Потолок оформляют при помощи штукатурки, лепнины. Он может быть выполнен с легким намеком на Античную эпоху.

Полы покрывают паркетом, сделанным из ценных пород дерева.

Мебель также выбирают дорогую, обивка у нее должна быть очень качественная. Очень популярная мебель с оригинальной резьбой и позолотой.

Освещение продумывается очень тщательно и оформляется оригинально.

Элементы декорации – лучше выбирать самые эксклюзивные и неповторимые.

Характеристика и фото классицизма в интерьере

Просмотрите каталог с изображениями данного стиля в интерьерах, чтобы Вы могли вдохновиться и приступить к оформлению своего жилья. А ведь классицизм, он невероятно изящен и грациозен, величественен, триумфален. Его актуальность остается всегда, а это значит, что он никогда не выйдет из моды.

Занимаясь воплощением стиля, обязательно учтите несколько основных аспектов. Детали должны быть симметричными и функционально-практичными. Элементы должны быть подобраны точно и роскошно.

Классицизм – подражание идеалам Античности, встречающимся в XVII-XIX вв. Его просто идеально воплощать, оформляя дизайн в многоэтажных комнатах или дворцах.

Обязательно здесь присутствуют: сдержанность и изысканность, четкая геометрия и лишь качественные материалы.

Основные черты стиля

  • Оформляйте гладкие поверхности стен. Можно для этого выбирать интересные обои, в основе которых текстиль. Мягкие ткани в цветочных узорах скрасят обстановку.
  • Античные элементы и колонны придадут ту самую, необходимую нотку Античности.
  • Лепнину оформляйте очень изысканную.
  • Паркет должен быть не только оригинально-продуманным, но стильным и современным.
  • Мебель должна быть дорогой и грациозной.

Потолки

Здесь вполне уместно оформление роскошными потолками, состоящими из многоуровневых конструкций. Несмотря на их не столь давнее зарождение, они уже достаточно популярны на рынке в своем сегменте. Они органичны и красивы, подходят для оформления комнаты, дворца, виллы, квартиры.

Лепнина здесь обязательно необходима, но ее следует делать нестандартных, а может даже, и необычных форм. Именно с ее помощью и будет формироваться общее впечатление о дизайне интерьера в стиле классицизм!

Обстановка мебелью

Мебель, как и все остальное, должна быть дорогой в классицизме. В то же время, здесь обязательно должны присутствовать оригинальные конструкции. Обивка бывает с красочными орнаментами растительных мотивов.

Уделите внимание оформлению окон. Очень уместна здесь отделка из бархата, шелка, парчи, тяжелые портеры можно украсить кистями, а также позолотой.

А изюминкой стиля будет камин, который украшают при помощи резьбы, лепнины, ковки. Именно он будет очагом, у которого будут собираться Ваши родные и близкие.

Рассматриваемый интерьер спокоен и основателен, правильный и лаконичный. Дизайн не перегружен, не резок. А все это подтверждает утонченные вкусовые качества обитателей.

Оформляя классицизм в собственном жилье, нужно хорошенько постараться!

50 фото классического интерьера




alldesigngroup.ru

Классицизм в интерьере

Классицизм — это стиль дизайна интерьеров, отличающийся строгостью линий и симметрией, роскошной изящностью и гармонией. Классицизм относится к историческим стилям, которые требуют определенной информационной подготовки для их воплощения.

Изучите особенности и характер этого стиля, погрузитесь в его атмосферу и тогда задача реализации его у себя в жилище станет вполне достижимой и реальной.

Историческая справка

Стиль классицизм в интерьере зародился в Европе в XVII в. и был популярен вплоть до XIX века.

Своим появлением стиль обязан произведенным в этот период раскопкам на юге Италии, обнаружению Помпеи.

Помпеи

Произведения древнеримского искусства и архитектуры, обнаруженные во время кампаний раскопок, произвели впечатление на общество и строгий стиль эстетики, красоты и великолепной лаконичности вошел в моду.

Характеристика и особенности стиля

Цветовая гамма, доминирующая в стиле — белая, желтых оттенков, розовая, голубая, акцентирование на позолоту. Классицизм требует отделки стен текстилем в пастельных тонах.

Для атмосферности разместите на стенах фрески. Потолок должен быть выполнен в классических белых тонах, возможно размещение изящной лепнины на потолочных бордюрах. Классическая античная лепнина, без излишеств, тонкая и прекрасная может так же украсить и стены, это будет дополнение, характерное для стиля классицизм в интерьере.

Полы оформляются паркетом, с мозаичным узором в классической цветовой гамме светлых пород дерева. Нежелательно размещение тяжелых и богато украшенных ковров, соблюдайте меру и будьте сдержанны в деталях, как того требует стиль.

Для оформления окон используйте дорогие только натуральные материалы — шелк, тафта, атлас. Однотонные или с жаккардовыми узорами портьеры должны быть не замысловатыми, без кистей и бахромы.

Используйте характерную атрибутику стиля — античные колонны (несущие в помещении, либо выполняющие только декоративную функцию), лепнина, роспись на стенах, гобелены и уютные камины.

Классицизм в дизайне интерьера

Атмосфера и эпоха классицизма в интерьере требует просторных помещений. Обладатели просторных квартир с высокими потолками (не менее трех метров) или загородных вилл и домов могут смело воплощать стиль у себя в жилище.

Классицизм в дизайне интерьера не подразумевает разграничение пространства стенами и перегородками. Зонирование не предусмотрено — помещение должно быть оформлено в единой цветовой гамме, предметы интерьера следует расположить с учетом строгой симметрии и логичности.

Для создания эффекта максимально естественного освещения, в комнате размещают большие зеркала, устанавливают широкие окна.

Не перегружайте интерьер, нагромождая предметы в помещении, здесь должно быть много воздуха и света.

Большие предметы должны быть строгой классической формы, не претендовать на оригинальность.

Арочные проемы должны быть строго пропорциональны.

Русский классицизм в интерьере

Эпоха классицизма в России приходится на период правления Екатерины Великой, поэтому стиль получил второе название — екатерининский классицизм.

Для этого вида дизайна интерьеров характерно, как и для европейского, простота и изящность в основе, симметричность линий и однородность цветовой гаммы.

Отличительная черта русского классицизма — это влияние предшественника-стиля рококо.

Пышный и величественный рококо был гармонично вписан в новое течение в дизайне и эта гармония стала отличительной чертой екатерининского классицизма.

Мебель классицизма

Мебель и остальные предметы интерьера классицизма отличается изящным великолепием и показателем респектабельности и богатства.

Она выполнена только из натуральных дорогих пород дерева, в основном это орех, дуб, вишня, и имеет в основном прямые линии, иногда с легкими изгибами.

Для декора используются инкрустированные в дерево дорогие камни или металлы.

Диваны и стулья имеют ножки, как правило, сужающиеся к низу, оформленные в виде классических античных колонн. Изображения античных сцен можно выполнить в виде резьбы на комодах, ножках столов.

Советы по реализации классицизма

Исторический стиль классицизм не является сложным для воплощения. Достаточно изучить его характеристику, понять суть и вооружиться фантазией и вдохновением.

Основные советы для реализации стиля, которые помогут даже новичкам справиться с задачей:

  1. Просторные помещения с высокими трехметровыми потолками и широкими окнами — основа успеха воплощения стиля.
  2. Не пытайтесь зонировать площадь комнаты стенами, перегородками или цветовым оформлением — это противоречит стилю.
  3. Соблюдайте строгую симметрию в мебельной обстановке.
  4. Цветовая гамма стиля — пастельные светлые тона.
  5. Используйте лепнину, фрески со сценами античной древности.

decor-p.ru

Стиль Классицизм в интерьере — черты, особенности стиля от FullHouseDesign

Классицизм, как гармоничный и строгий стиль интерьера характеризуется регулярностью, симметрией и спокойным ритмом элементов.

Стиль Классицизм в интерьере

Классицизм, как целостная художественная система зарождается во Франции 17 века. Декоративный стиль барокко перестает отвечать изменившимся эстетическим воззрениям общества, поэтому на смену ему приходит новый стиль. В отличии, от своего предшественника классицизм демонстрирует строгость и гармонию в обрамлении богатых декораций. Своё развитие стиль получает путем заимствования форм и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения. В интерьере воплощаются основные принципы классицизма – регулярность, строгая симметрия, спокойный ритм чередования окон, колонн, пилястр при обязательном наличии богатой декоративной отделки. Классический стиль прекрасно подходит для больших внутренних пространств с высокими потолками, однако в современных условиях он может быть использован и в небольших помещениях при условии проведения работ по визуальному увеличению пространства. Непременным условием является четкое зонирование помещений на функциональные зоны.

Цветовая палитра

В цветовой гамме классического интерьера предпочтение отдается благородным теплым оттенкам. Гармонично смотрятся светло-кремовые, зеленоватые, бледно-желтые, бежевые тона, которые придают особую утонченную элегантность интерьеру в целом.

Отделка

Потолок в стиле классицизм белый или нежно-кремовый. Он дополняется лепниной, сохраняя четкость и ясность античной строгости. Для оформления стен, поверхность которых должна быть гладкой и однородной используются тканевые обои, а также окраска стен в мягкие тона или покрытие декоративной штукатуркой с имитацией дорогих видов натурального мрамора. Использование фресок, лепнины, античных колонн и полуколонн с прямыми линиями вносят завершающий мощный аккорд в отделку. Чувство свободы является важным аспектом стиля, поэтому окна в интерьере должны быть большими и давать много света, чтобы подчеркнуть пространство. Лучшим вариантом является оформление окна из дерева. Портьеры на окнах выполняются из тяжелых тканей: парчи, тафты, жаккарда. По контрасту для гардин используют струящийся тюль, легкую органзу и вуаль. В гармоничном сочетании, с богато декорированным стенами, выполняется пол. Наиболее органично вписывается в интерьер художественный паркет с обилием использованных пород дерева и методично повторяющимся геометрическим узором.

Мебель

Строгость, благородство и величие в равных долях составляют душу классицизма и пример тому подбор мебели в этом стиле. Приоритет отдается мебели из массива благородных пород дерева. Дорогая, но не вычурная, достаточно простая и функциональная. Для декоративного оформления используется фактура и натуральный цвет дерева. Предметы мебели размещаются таким образом, чтобы между ними было много свободного пространства. Акцент смещается на один предмет в центре (стол, диван, кровать), тогда как остальные выполняют второстепенные функции. Предметы быта, современная техника удачно скрываются в нишах и шкафах.

Освещение

Для освещения в классическом стиле используются люстры из хрусталя, натурального прозрачного камня или дорогого стекла. Также используются многочисленные бра и торшеры. Редкий интерьер в стиле классицизма обходится без камина, отделанного мрамором. Он может быть натуральным (дровяным), а также газовым или электрическим.

Декор

Дорого, качественно и сдержанно выглядит весь декор. Непременными атрибутами здесь являются симметрично расположенные зеркала в великолепных рамах, массивные напольные вазы, картины с классическими античными сюжетами, чехлы для мебели, скульптурные элементы.

Классицизм – неподверженный изменчивой моде стиль. Его стремление к античному эталону красоты выразилось в гармонии, сдержанности, простоте и симметрии. Интерьеры в этом стиле актуальны при оформлении квартир, частных домов. Так как прежде всего отдают дань утонченному вкусу, но и не менее востребованы для общественных помещений, офисов, демонстрируя незыблемость традиций. Стиль универсален, сочетая в себе простые формы с дорогой начинкой, он подходит и любителям роскоши и тем, кто во главу угла ставит уют.

fullhousedesign.ru

особенности, мебель, декор, кухня, спальня, ванная комната

История происхождения

Классицизм — дворцовый стиль европейской эпохи просвещения XVII—XIX вв., ориентируется на античную классику, в основе которой лежит греческая античность, как совершенный образец искусства. Проявлению интереса к древности поспособствовали раскопки на юге Италии и открытие Помпеи в 1755 г. с многочисленными художественными памятниками древнеримской архитектуры. Эстетика и философия классицизма — это рационализм, придерживающийся строгих канонов.

Особенности стиля

Формы и конструкции

 

Дизайн в стиле классицизм подходит для просторных помещений. При планировке не позволительно разграничение зон перегородками или контрастными цветами, на стенах предусматривается место для размещения множества осветительных приборов и зеркал, часто во всю стену. Желательно чтобы высота потолков превышала 3 м.

Для классицизма характерны простор, упорядоченность и логичность:

  • не допускаются нагромождения в планировке;
  • геометрия сложных объемных форм статична;
  • конструкции арочные и прямоугольные монументальны, пропорциональны;
  • линии строгие дублирующиеся горизонтальные и вертикальные;
  • рисунки пластичны, симметричны.

Цвета

 

Доминирующая цветовая гамма: белый, зеленый, розовый, голубой, пурпурный с золотыми акцентами, дополняются первичными желтыми и лиловыми оттенками.

Двери и окна

 

Рекомендуется устанавливать высокие окна и широкие двери. Прямоугольные оконные проемы драпируются французскими и австрийскими шторами с ламбрекенами, свагами и джаботами из натурального текстиля, крепятся на потолочные карнизы классической круглой формы.

Используется филенчатый тип дверей из деревянного массива и обрамляется двускатным порталом на крупных каннелированных колоннах.

Стены и потолки

Потолки выдерживаются в классических нежных бело-кремовых тонах, стены подлежат текстильной отделке или покраскепастельных оттенков. Потолки и стены декорируются художественной фреской и небольшого количества лепниной античной тематики: виньетки, резные розетки, барельеф в округлом медальоне.

Полы

Пол покрывается художественным паркетом-мозаикой с замысловатым рисунком из разнообразных пород светлого дерева.

Текстиль

Драпировка окон и текстиль в интерьере имеет плавные, мягкие линии, но сложные формы, подразумевает натуральные и дорогие материалы: шелк, хлопок, атлас, тафта, с жаккардовым орнаментом в сочетании матового золота с молочным, синим, зеленым и красным цветами.

Освещение

В классицизме используется центральное и боковое освещение: большие хрустальные или из дорогого камня люстры, плафоны, обтянутые тканью или в форме свечей, с бронзовой или позолоченной фурнитурой, настенные бра подбираются под стиль люстры, создавая единую композицию.

Мебель

Мебель и предметы интерьера отличаются респектабельностью: прямые линии, выполняются из дерева вишни, ореха, липы, сохраняя изящную фактуру и цвета, оттеняются накладками из дорогого камня, бронзы, вставками из фарфора и фаянса, неброским цветочным орнаментом и античными сюжетами, резьбой с позолотой. Столы и стулья имеют сужающиеся к низу архитектурные ножки в виде колонн. Корпус мебели декорируют мозаикой – маркетри (инкрустация из кусочков шпона разных пород древесины).

Декор

Сдержанные, но дорогие элементы декора: камины, невысокие кресла, чайные столики, массивные античные вазы смеандрами, нити жемчуга, большие прямоугольные зеркала с флористической оправой, фарфоровая посуда строгих очертаний.

Интерьер классицизма не перегружен деталями, важнейшая составляющая – колонны, полуколонны, капители и фронтоны, которые воспринимаются как единое целое с декором.

Классицизм в дизайне интерьера

Гостиная

Основной цвет отделки в гостиной – классический белый. Потолки выравниваются штукатуркой, так как основные принципы в классическом дизайне интерьера – правильные геометрические формы, четкие линии, симметрия.

Неотъемлемые архитектурные элементы – колонны, камин, полуколонны из натурального камня.

Для оклейки стен подходят текстильные и виниловые обои с растительным узором, либо однотонная покраска. Стены и потолок декорируются гипсовой лепниной. Пол покрывают паркетной доской и лакируют. При оформлении дверных и оконных проемов не допускается использование пластика, только дерево – шпон или массив.

Антикварная мебель в интерьере изготавливается из благородного дерева, обтягивается дорогой тканью или кожей, с отделкой резьбой, мозаикой и бронзовой фурнитурой. Незаменимые атрибуты гостиной – мягкие диваны и кресла на низких ножках, со стеганой спинкой, с подлокотниками в виде свернутых свитков.

В центре комнаты размещается многоярусная хрустальная подвесная люстра с большим количеством рожков, имитирующих свечи. Текстиль подбирается в тон отделки: однотонный или с неброским ажурным рисунком.

Аксессуарами служат: шерстяной ковер с цветочным орнаментом, кофейные столики на изогнутых ножках, зеркала и картины с изображением пейзажей в полированных рамах, канделябры, графины, фарфоровые статуэтки.

Спальня и детская

Спальни и детские комнаты в стиле классицизм выполняются из натуральных и дорогих материалов, в светлой цветовой гамме и с богатой отделкой, соблюдая осевую симметрию.

Стены и потолок оформляются декоративной лепниной с позолотой. Главный предмет интерьера – кровать, отличающаяся красивыми формами и большими габаритами.

Используются приглушенного цвета текстиль с аккуратным растительным орнаментом.

Обязательные составляющие спального гарнитура – банкетки, пышные пуфы и кресла с низкими ножками, кровати для дневного сна – диваны.

Столовая и кухня

Столовые и кухни оформляются в золотисто-коричневых тонах, предпочтение отдается паркетному покрытию полов.

В отделке стен чаще всего используются текстильные обои с перламутровым отливом. Портьеры преимущественно исполнены из легкого шелка со складками.

Неотъемлемый элемент интерьера в кухне классицизма – гарнитур с филенчатыми дверками фасадов, декорируется античными скульптурами атлантов, пилястрами, капителями, элементами с растительным орнаментом, украшается резьбой, инкрустацией натуральным камнем, деревом и позолотой.

Ванная комната

Ванная представляет собой комнату с комбинацией светлых тонов в отделке, белой изящной мебелью из дорогих пород дерева.

В качестве напольного покрытия используют плитку и дерево.

Основной акцент – чугунная или латунная ванная овальной формы, на низких ножках, с отделкой из высококачественного фарфора и художественной росписью.

Обязательные атрибуты в интерьере: столик с мраморной столешницей, кресло или кожаный пуфик, большое зеркало в массивной оправе, хрустальная люстра, настенные бра, с бронзовой или позолоченной фурнитурой.

designbd.ru

Мебель в стиле классицизм. XVIII в.

 Новые черты в мебели классицизма – это, прежде всего, прямые стройные ножки, стремление к статике, симметрии, логическим членениям. Очертания корпусной мебели стройнее, создается общее впечатление легкости, ясности, спокойствия. Волнообразные поверхности исчезают, торжествует четко выраженная плоскость. Однако мягкость и плавность линий сохраняется.  Архитектурные детали и орнаменты в античном стиле дополняют картину.


 Корпусная мебель — это, прежде всего шкафы различных форм, секретеры. Для ее изготовления используется преимущественно красное дерево, а в качестве декора — маркетри и накладки из бронзы и фарфора.


Секретер, Франция,1786-87. 

Д.Рентген. Шкаф — секретер в стиле Людовика XVI. 1780



Комод  остается одним из самых популярных видов мебели, но формы его меняются. Он по-прежнему имеет мраморную столешницу и бронзовые накладки, но становится прямоугольной формы  с прямыми ножками. Бронза подчеркивает конструкцию, выявляет наличие ящиков.http://nnm.ru/blogs/paradoksik/istoriya_komoda/  


Ж.Ризенер. Комод, Франция, 1780.

Бюро с «цилиндрической» крышкой, которая вращалась по оси. Под ней – множество ящичков, как прежде в кабинетах. 


Маркетри становится наиболее популярной техникой обработки фасада.


Букеты цветов, развевающиеся ленты, пастушеские свирели, бубны оживляют строгие формы мебели.
Центральный мотив орнамента – это, как правило, овал или круг с рельефом в античном стиле.

Накладки из веджвудского фарфора  очень популярны.

http://ornament-i-stil.livejournal.com/205366.html 

Разнообразны столы и столики прямоугольной, круглой и овальной формы.
Полукруглый столик-консоль украшен росписью.

Внизу — французский столик, 1778 http://ornament-i-stil.livejournal.com/34505.html 
В его декоре использованы накладки из фарфора.
На высокие ножки надеты тонко обработанные «копытца».

Туалетные столы с вращающимся зеркалом, зеркала, стоящие на полу — псише.

Постепенно мастера отказываются от маркетри и бронзовых накладок в пользу гладкой фанеры красного дерева с подчеркиванием естественной фактуры дерева. 

Мебель для сидения. Производится по-прежнему из резного дерева, окрашенного в светлые тона – белый, фисташковый, нежно-серый, голубой, или позолоченного. Обивка может быть штучной, изготовленной для конкретного предмета. Часто используются полосатые светлые ткани и ткани с цветочными гирляндами, китайский шелк, вышивка.

Диваны, кресла и стулья изменяются в сторону более простых и спокойных решений.

Ножки, имевшие в начальный период легкий изгиб, выпрямляются и превращаются чаще всего в тонкую, стройную, суживающуюся книзу колонку, покрытую иногда с верху до низу, иногда только в нижней своей части каннелюрами, в которых часто пробегают тончайшие бронзовые гирлянды, иногда обвивающиеся вокруг ножки.

Локотники тоже почти выпрямляются. На их концах и на поддерживающих их стойках появляются волюты с акантовым листом. Формы сидения и спинки становятся строже. 

Во Французской мебели стиля Людовика XVI существовало несколько типов стула или кресла.
http://www.theantiquetraders.com/louis-xvi-chair/

Первый – с овальной спинкой, украшенной наверху симметрично спадающей по обе стороны гирляндой или завитком. 

Второй – с четырехугольной спинкой со срезанными углами с двумя резными шишками по краям (античная шишка пинии). Все деревянные части стула покрыты протянутыми параллельно рядами бус, акантовых листьев, дубовых или лавровых гирлянд, иоников, меандров и др. На углах царги (рамы сидения стула),  где крепятся передние ножки, угол обрабатывается в форме маленького куба со вписанными в него с двух сторон резными розетками.

Английская мебель в XVIII веке имеет свой путь развития, свои стилистические особенности.

 Крупнейшие мастера этого периода  Роберт Адам, Т.Хепплуайт и Т.Шератон. В это время появились новые типы мебели, изящной простой и изысканной, с тонкими деталями. Она отличалась более прямыми линиями, расписывалась классическими сюжетами, купидонами, гирляндами. 



Книжный шкаф. Роберт Адам, 1776. 
http://en.wikipedia.org/wiki/File:Bookcase,_Robert_Adam_(1728-1792),_1776_-IMG_1604.JPG

Роспись сочеталась с инкрустацией цветными породами дерева.

Столы в это время очень разнообразны — чайные столики, вдвигающиеся друг в друга, карточные столы со скругленными углами и углублениями для подсвечников, круглые столики, письменные и умывальные столы с ящиками и др.


Английские столы-трансформеры. http://trafaretiki.livejournal.com/78605.html   


Буфет Хепплуайт.

Шкаф в стиле Томаса Шератона.
Этот стиль характеризуется ясно выраженной структурой и более сдержанным декором. Благодаря своей простоте, практичности и целесообразности, формы этой мебели через несколько десятилетий лягут в основу мебельного искусства.

Вся английская мебель отличается удобством и комфортабельностью и становится очень модной в США, Европе и России.

Более подробно об английской мебели
http://www.paoli.ru/svedeniya/infopaoli/id68  
http://www.paoli.ru/svedeniya/infopaoli/id67  



ornament-i-stil.livejournal.com

Бытовая мебель русского классицизма

Книги о реставрации мебели  →  Бытовая мебель русского классицизма

Среди задач художественного порядка, возникающих перед проектировщиками мебели, особого внимания заслуживает проблема творческого освоения отечественного наследия.

Между тем, если в области архитектуры уже немало сделано по изучению и популяризации русского классического наследия, то этого нельзя сказать о русском декоративно-прикладном искусстве вообще и особенно о мебели, являющейся неотъемлемым элементом интерьера.

Литература о русской мебели весьма скудна и не дает о ней необходимого представления. В дореволюционное время было выпущено несколько небольших брошюр и журнальных статей; носящих случайный характер и посвященных отдельным историческим образцам русской мебели.

Если не считать кратких данных о развитии русской мебели, приведенных в книгах «Мебель. Альбом обмеров» и «Стили в мебели» Н. Н. Соболева, выпущенных Академией архитектуры СССР, то исследовательской и теоретической литературы в этой области почти не имеется.

Между тем, обращаясь к лучшим историческим образцам русской мебели, изучая и анализируя художественные и технические принципы, заложенные в основе их формообразования, можно отметить, что эти образцы представляют интерес и в настоящее время.

Особенно это относится к русской мебели конца XVIII и начала XIX веков, когда работа русских мастеров мебельного искусства достигла весьма высокого художественного уровня.

Удобные в пользовании, простые и лаконичные по своим формам и в то же время продуманные по пропорциям, с ясной выразительностью конструкций, умелым использованием породы и текстуры древесины, лучшие образцы мебели этого периода безусловно обладают ценнейшими качествами, которые могут быть творчески использованы при проектировании современной мебели.

Необходимо напомнить, что русская архитектура второй половины XVIII и первой трети XIX веков характеризуется как архитектура классицизма. Необходимо также отметить, что весьма характерным для классицизма в России было единство стиля архитектуры и декоративно-прикладного искусства, произведениями которого заполнялись интерьеры сооружений того времени.

Поэтому таким же самостоятельным и самобытным, как архитектура периода классицизма в России, было и декоративно-прикладное искусство с его главнейшим разделом — мебелью.

По своим формам, материалу и отделке мебель периода классицизма в России можно разделить на две довольно резко отличающиеся друг от друга группы.

Первая группа представляет собой уникальную парадную мебель, находившуюся, главным образом, в больших дворцах. Ко второй группе можно отнести более скромную бытовую мебель, имевшую распространение в загородных помещичьих усадьбах и городских домах.

Дворцовая мебель была более парадной по своим формам. Она богато украшалась резьбой, позолотой, а часто и бронзой. Эта мебель, предназначавшаяся для официальных апартаментов, отличалась торжественностью и строгостью стиля.

Большая часть дворцовой мебели выполнялась по проектам крупнейших русских зодчих. Так, мебель для Павловска проектировал Воронихин. Мебель «английского дворца» была изготовлена по проектам Кваренги.

Проектировали мебель также Стасов. Жилярди, Григорьев. Особенно много проектов дворцовой мебели сделал Росси. Изготовляли эту мебель искуснейшие русские мастера.

Уникальность дворцовой мебели давала возможность ее авторам применять более сложные формы, дорогую экзотическую древесину, дорогие бронзовые украшения и т. п.

Совершенно иначе обстояло дело с более простой и относительно скромной бытовой мебелью периода русского классицизма. Большей частью эта мебель выполнялась по проектам мастеров или владельцев небольших мебельных мастерских.

Естественно, что мастера вносили в свои произведения разнообразные художественные вкусы, все накопленные ими знания и навыки, приемы обработки древесины, отделки и декора. Это в значительной мере отражалось на формах русской бытовой мебели того времени, которые неизменно обогащались из неисчерпаемого источника народного искусства.

Большое количество мебели выполнялось крепостными мастерами, бывшими постоянно в числе дворовых у крупных помещиков. Наиболее значительные н известные постоянные мебельные мастерские, в которых работали крепостные мастера, имелись в усадьбах «Архангельское», «Останкино», а также в г. Курске и других городах.

Среди русских мастеров-мебельщиков, прославившихся своим искусством, особенно известны: Зенин, Нащокин, Сидоров, Уточкин — в Москве и Московской области; Иван Рудин, Андрей Федоров и ряд других — в Вятке, где возник значительный центр мебельного производства в конце XVIII века.

* * *

Настоящая работа посвящена описанию и обмерам мебели русского классицизма конца XVIII и первой четверти XIX веков.

Мебель конца XVIII века представляет для нас большой интерес. Ее новые художественные качества в значительной мере зависели от того перелома, который произошел в этот период в формах, декоре и отделке. Мебель потеряла вычурность и пышность, характерные для первой половины и середины XVIII века. В это время впервые был поставлен и в значительной мере удачно разрешен вопрос о функциональных качествах и удобстве мебели, о ее масштабности по отношению к жилым помещениям.

Наряду с изготовлением обстановки для удовлетворения сравнительно узкого круга потребителей из среды помещиков и городских дворян, а так же нарождающейся буржуазии, в этот период создавались специальные мебельные производства, которые выпускали мебель в довольно большом количестве.

Значительно расширился и ассортимент обстановки, предназначавшейся для парадных и жилых комнат (залов, гостиных, кабинетов, столовых, спален, передних).

Так, например, можно назвать следующие основные виды и типы мебели в зависимости от помещений, для которых она предназначалась:

1) для залов — кресла, стулья, а также диваны разных размеров и типов, банкетки, столы разной формы, столы-консоли, тумбы, висячие зеркала,экраны;

2) для гостиных — кресла, стулья и диваны, секретеры, бюро, столы различного типа («бобики», геридоны, ломберные и др. ), ширмы, этажерки, горки и шкафы для фарфора, трюмо, зеркала «псише», подставки для цветов и др.;

3) для кабинетов — письменные столы, бюро, секретеры, кресла, стулья и диваны разного типа, книжные шкафы, конторки, экраны и др.;

4) для столовых — обеденные столы разной формы (обычные и раздвижные), «сороконожки», «пауки», кресла и стулья, буфеты, полубуфеты — серванты, «дрессуары» для посуды, горки, поставцы;

5) для спален — кровати, кушетки, оттоманки, платяные шкафы, трюмо, шифоньерки, комоды, ночные столики, туалетные столы или комоды, рабочие столики;

6) для передних — диваны простые (крашеные или полированные) из дешевых пород древесины, лари, стулья, вешалки, трюмо, столы—подзеркальники и др.

Основной целью альбома является показ фотографий и обмеров образцов мебели периода русского классицизма, ознакомление с которыми помогло бы нашим проектировщикам мебели и учащимся художественно-промышленных школ изучить лучшие художественные и технические традиции русского мебельного искусства, творчески использовать и развить все лучшее, прогрессивное, что заложено в этих образцах.

В настоящем альбоме подобраны предметы, наиболее интересные по своим художественным качествам, характерные по стилевым особенностям и конструкциям, а также наиболее распространенные в быту того времени.

В основном для альбома подбирались образцы, наиболее целесообразные по устройству, свободные от претенциозности и вычурности форм и декора.

Ниже приводятся наиболее характерные эстетические и технические черты мебели конца XVIII и начала XIX веков.

Основная наиболее характерная черта мебели этого периода, свойственная вообще русскому классицизму, заключается в единстве и неразрывной связи с архитектурой интерьеров того времени.

Простота, лаконичность и ясность архитектурных форм интерьеров, отсутствие излишеств в декоре и отделке, сочетание глади стен с хорошо прорисованными профилями и лепниной карнизов, наличников и т. п. — все это хорошо увязывалось с мебелью. Строгая симметрия и лаконичность форм, характерные для архитектуры периода классицизма, господствовали и в мебели, которая почти не знала асимметричных решений. Формы и композиция мебели создавались по законам, близким к архитектурной композиции. Применение в резьбе мебели орнаментов, однородных или близких по духу и рисунку орнаментам, применявшимся в лепке и росписи стен и потолков, в значительной мере способствовало единству стиля и наилучшей художественной выразительности интерьера. Большей частью орнаментация создавалась на основе творческого использования классических античных тем и национальных русских мотивов.

Несмотря на то, что для изготовления мебели применялись многие отечественные породы древесины (орех, береза, тополь, осина, ясень и др.), изделия почти всегда окрашивались под красное дерево, самое модное в то время.

Следует отметить, что дефицитность и высокая стоимость импортного красного дерева до некоторой степени влияли на формообразование русской мебели. Перед русскими рисовальщиками и мастерами мебели встала задача наиболее эффективного применения фанеры вместо дорогостоящего массива красного дерева. С этой задачей мастера того времени блестяще справились, создав мебель, прекрасную по своим формам и в то же время наиболее подходящую для широкого применения фанеровки. Способы изготовления пиленой фанеры в России к этому времени заметно усовершенствовались. В частности, толщина пиленой фанеры значительно снизилась, благодаря чему она стала более дешевой и удобной в работе.

В 70-х годах XVIII века впервые для изготовления мебели начали применять карельскую березу, получившую наряду с красным деревом большое распространение.

Основным методом отделки была высокого качества полировка, наивыгоднейшим образом выявлявшая естественную красоту древесины. Гораздо реже применялась окраска непрозрачными красками, главным образом, белым цветом по левкасу.

Наиболее распространенным приемом декора была резьба, которая осуществлялась или непосредственно по массиву, или приклеивалась к предмету. Иногда резьба золотилась по левкасу.

Бронзовые украшения на мебели конца XVIII века встречались в небольшом количестве; весьма редкими они были и в XIX веке.

Имевшие широкое применение в декоре мебели во второй половине XVIII века инкрустация и набор геометрическим орнаментом в конце XVIII века применяются значительно реже и в начале XIX века почти совсем исчезают. В этот период в облицовке мебели можно встретить лишь прожилки, которые вставлялись в фанеру по периметру плоскостей. Указанный прием декора имел наиболее широкое распространение в мебели из карельской березы.

Отличительная особенность декора мебели русского классицизма — его сдержанность — в значительной мере содействовала выявлению естественных декоративных качеств древесины и ее отделки.

Для русской мебели этого периода характерно наличие больших гладких плоскостей, на которых особенно хорошо можно было показать красивую текстуру древесины. Резьба разных видов, применявшаяся лишь в небольших количествах, только подчеркивала спокойную гладь плоскостей мебели.

* * *

Приводимые в альбоме образцы мебели подобраны по следующим группам в зависимости от целевого назначения предметов, входящих в группу:

1) мебель для сидения табл. 1—22,

2) столы разные табл. 23—35,

3) секретеры табл. 36—39,

4) шкафы, шифоньеры, буфеты табл. 40—46,

5) комоды, шкафчики, тумбочки и др. табл. 47—53.

Ниже разбираются некоторые особенности отдельных видов мебели по группам, приводимым в альбоме.

На протяжении рассматриваемой нами эпохи развитие форм русской мебели претерпело значительные изменения. Однако трудно установить более или менее точные хронологические границы этих изменений. Мебель, характерная по своим формам для более ранних лет, создавалась и в более поздние годы. Наконец, мы встречаем ряд предметов, формы которых носят промежуточный характер. Поэтому в приводимых образцах мебели хронологический порядок соблюдается только там, где это возможно; подбор же образцов внутри группы по виду мебели производился, главным образом, по признаку общности их целе

restavraciy.ru

Мебель стиля Классицизм

Мебель французского классицизма, пришедшего на смену стиля рококо, характерна простотой, четкостью пропорций с ярко выраженной конструкцией, не перегруженной деталями (стиль Людовика ХVI).

К середине 70-х годов ХVIII века во Франции все большее распространение находят комоды, письменные столы, дамские бюро, секретеры с прямыми ножками, ровными горизонтальными карнизами и тягами. Позолота и окраска мебели уступают место фактуре дерева. В качестве украшений использовали маркетри (клееная мозаика из разных пород дерева), бронзовые накладные медальоны, фарфоровые вставки.

Для обивки употребляли специальные штучные ткани — гобелены или вышитые ткани с изображением цветов, букетов и пасторальньих сцен. Прославленными мастерами мебели классицизма были Ризенер, Вентеман, Жакоб, Рентген, бронзовщик Домир.


C уважением, Елена Жилина.
+7 (495) 364-93-23

Галерея мастерской

Ориентировочная цена реставрации (прайс на 9 января 2019 г.)

Цена, рубли
Стул5000 — 20000
Кресло10000 — 30000
Диван30000 — 60000
Стоимость, рубли
Стол10000 — 40000
Буфет30000 — 80000
Шкаф30000 — 80000

Восстановление лакокрасочного покрытия

 

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а так же задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

restavraciy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *