Патрисия Уркиолы (Patricia Urquiola) – богиня дизайнерского Олимпа
За почти тридцатилетнюю карьеру в ее копилке множество престижных наград и успешно выполненных проектов, о которых коллеги по ее цеху могут только мечтать. Она убедила мир, что женщине в дизайне – место!
Глядя на ее очаровательную улыбку и искрящиеся глаза, сложно поверить, что ее сравнивают с ураганом, цунами и бурей. Она не любит эти аналогии, но окружающим сложно подобрать слова, чтобы описать столь молниеносный и ошеломительный успех Уркиолы. В чем же ее секрет?
«Ураган Патрисия»
Так ее называют в мировой прессе и не только из-за стремительной и успешной карьеры. Входя в свой офис в начале дня, Патрисия сразу же заполняет все пространство очень мощной и позитивной энергетикой, настраивающей на плодотворную работу. Как истинная испанка и женщина, Уркиола страстна во всем. В каждый свой проект она по-настоящему влюбляется и может говорить о нем бесконечно. Ее работы наполнены живой энергией, эмоциями и женской чувственностью.
Патрисия – одна из немногих женщин, которой покорилась вершина отрасли, где в основном доминируют мужчины. В этом ей помог смелый, целеустремленный и волевой характер. Она утверждает, что «женщина добавляет в дизайн больше здравого смысла, мультизадачности и адаптивности». В Патрисии удачно сплелись коммерческое чутье и сила творчества. От коллег-мужчин ее отличает высокая эмоциональная проницательность. Она понимает заказчика с полуслова и умеет распознать его видение на уровне чувств.
Чувство свободы
Родной город Патрисии – Овьедо – называют заповедником дороманской архитектуры VIII-IX веков. Его атмосфера благоволит творчеству. Именно там в 1961 году появилась на свет Мария Кристина Патрисия Уркиола Бланка Идальго, став вторым ребенком в семье с тремя детьми. Позже она признается: «находясь в середине, можно выгодно оставаться незаметной и свободной». Так она и поступала: пока родители были заняты воспитанием старшей дочери и младшего сына, Патрисия училась быть самостоятельной и отвечать сама за себя. Этот навык станет одним из важных в ее будущем.
Мать Уркиолы, имеющая степень в области философии, всегда поощряла независимость и свободу, но при этом отличалась жестким характером и прагматичностью. Ее муж – инженер – напротив, был мягким, чувствительным человеком, умеющим играть на пианино. Он всю жизнь мечтал стать архитектором, кем были многие члены его семьи, в том числе кузен Патрисии, ее бабушка, муж сестры… О том, что ее судьба будет связана с архитектурой и дизайном, Патрисия уже знала в 12 лет. Поэтому, когда она в 18 решила ехать в Мадрид изучать архитектурное мастерство, никто возражать ей не стал.
Учителя и вдохновители
Знакомство с испанской архитектурной школой впоследствии привело Уркиолу в Милан, где она серьезно увлеклась промышленным дизайном и окончила Миланский политехнический университет. Она благодарна судьбе, что встретила там своего наставника и вдохновителя – известного итальянского дизайнера Акилле Кастильони, чей Arco торшер и складной стол Cumano признаны классикой современного дизайна. Его уроки изменили Патрисии жизнь.
Именно у Кастильони она научилась использовать минимальное количество материала для достижения максимального эффекта и в создании вещей всегда учитывать особенности среды обитания людей. После окончания университета она работал ассистентом у Вико Маджистретти – не менее влиятельным итальянским дизайнером. Первый серьезный проект Патрисии под его руководством – создание пластиковых стульев для мебельной компании De Padova. Позже вместе со своим наставником она придумала стул «Flower», диван «Loom» и горизонтальное кресло «Chaise Longue».
С 1998 году Уркиола работала в известной мебельной компании Patrizia Moroso. Там она спроектировала диван, который был представлен на ежегодной миланской выставке и стал для Патрисии «путевкой» в мир высокого промышленного дизайна. После чего с ней начали сотрудничать крупнейшие фабрики и студии мебели. Больше всего в проектах Уркиолы заказчикам нравились ее экспериментальный подход и умение сочетать гуманистические чувства с техническими знаниями.
Третьим учителем Уркиолы стал Пьеро Лиссони – гуру итальянского промышленного дизайна. Он научил ее создавать элегантные, остроумные и одновременно очень персонализированные вещи, хорошо отражающие черты хозяев. Еще один важный урок от Лиссони – учитывать прочность предмета и его долговечность «как минимум на лет 10». Именно Пьеро воодушевил Патрисию возобновить ее деятельность после ее тяжелого развода с мужем. В итоге в 2001 году с маленькой дочкой на руках Уркиола решилась на открытие собственной студии и магазина в Милане.
Дизайнер-ремесленник
Ее прирожденный талант и коммерческая жилка помогли практически молниеносно сделать ошеломительную карьеру в мире дизайна. Хотя первые шаги в области, где давно правили мужчины, давались Патрисии непросто. Спасал ее боевой характер, умение чувствовать веяние времени и желание добиваться поставленной цели. Сейчас контракта с ней добиваются ведущие бренды мира, а ее работы регулярно выставляются в Нью-Йоркском музее современного искусства.
Патрисия с детства была не равнодушна к народному промыслу и национальным ремеслам (вязанию, вышиванию, макраме, резке по дереву, гончарному производству, плетению мебели и пр.). Это сильно повлияло на ее творчество и стало ее фирменным знаком. Патрисия не боится материалов и любит играть с разными текстурами.
Она талантливо внедряет промысел в ультрасовременные тренды дизайна, получая актуальные и неповторимые вещи: ажурные кресла и абажуры, стулья для патио из плетеной проволоки, качели для отдыха из макраме и пр.
Архитектура и интерьеры
Не скрывая любовь к промышленному дизайну, Патрисия также активно занимается декором интерьеров и архитектурой. И в этих областях она признанный специалист. С ее легкой и талантливой руки украшены холлы многих элитных отелей, бизнес-центров, модных галерей, магазинов, ресторанов и частных домов по всему миру. Одни из ее ярких проектов: холл отеля Mandarin Oriental в Барселоне (2010), оформление SPA-зоны в отеле «Four Seasons» в Милане (2012), магазин «Santoni» в Милане (2013), Das Stue Hotel в Берлине и др.
Для Патрисии любой интерьер подобен природному ландшафту. Она вносит в него то горы, то саванны, то фьорды. По ее словам, предметы и аксессуары в комнате должны быть самодостаточными, а не только служить человеку. Отличительный стиль Патрисии сочетает в себе минималистичный подход с женскими акцентами, немного упрощенный и игривый. С чувственной экстравагантностью она смешивает стили, узоры и материалы. Для нее важны строгость и эмоции, инновации и психический комфорт. По словам Уркиолы, задача дизайнера – использовать творчество для установления диалога с промышленностью.
Сложные задачи давно стали нормой для Патрисии. Ей, как женщине, часто приходится отстаивать свою жесткую позицию в мире мужчин, призывая прислушаться к ней и понять ее видение. Но она всегда выступает за тесное сотрудничество и принцип «четырех рук»: две пары – ее, а две – заказчика. Несмотря на то, что именно она управляет проектом, Патрисия не прекращает вести диалог с клиентом, чтобы учесть все нюансы поставленной им задачи.
Семейный подряд
Ее офис со стеклянными стенами наполнен книгами, гончарными изделиями, образцами тканей, эскизов, коллекцией дизайнерских стульев и альбомами рисунков ее детей. Она проводит здесь очень много времени, однако не забывает уделить внимание семье. Благо ее муж работает вместе с ней, руководя коммерческой составляющей ее компании. Среди заказчиков Уркиола: Moroso, De Padova, Agape, De Vecchi, BMW, Louis Vuitton, Kartell, San Lorenzo, Marks and Spencer, Roberto Torretta и многие другие знаменитые бренды.
Для ее регалий и наград трудно отыскать свободное место. Особенно ценные для нее признания: Орден Изабеллы Католической и Золотая медаль изобразительных искусств от короля Испании Хуана Карлоса I (2011), престижная номинация Design Award в Германии (2011), звание «Дизайнер года A&W».
Имя Патрисии входит в мировой Зал славы дизайнеров, и ее не раз называли дизайнером года в немецких и итальянских СМИ. Ее работы регулярно украшают стенды известных мировых галерей и выставок. Помимо основной деятельности Патрисия ведет семинары и читает лекции на темы: «Дизайн выставок», «Дизайн дома».
all4decor.ru
Дизайнер Патрисия Уркиола — биография, основные проекты, сотрудничество с брендами
Патрисия Уркиола — ещё одна удивительная женщина в мире дизайна
Биография
Патрисия Уркиола родом из Испании. Она появилась на свет в 1961 году в семье промышленного инженера на северо-западе Пиренейского полуострова, в старинном городе Овьедо. Отец был инженером, большим поклонником архитектуры, что повлияло на выбор жизненного пути Патрисии: в 1989 году она окончила факультет архитектуры в Мадридском техническом университете. Научным руководителем Уркиолы был известный итальянский промышленный дизайнер Акилле Кастильони. Он сумел привить Патрисии любовь к дизайну интерьера и научил творческому подходу к бытовым вещам.
Продолжив обучение в Миланском Политехническом институте, на протяжении 1990-1992 годов Патрисия была ассистентом Кастильони и Евгенио Бетинелли. Параллельно Уркиола преподаёт в Национальной высшей школе промышленного дизайна в Париже и сотрудничает с компанией Maddalena De Padova. Там ей посчастливилось работать вместе со знаменитым Вико Маджистретти в отделе развития. С 1993 по 1996 годы она практиковалась вместе с архитекторами Де Рензио и Рамерино, работала в составе группы Кастильони, участвовала в архитектурных проектах и оформлении выставок.
В 1996 году, с подачи Пьеро Лиссони, Патрисия возглавила отдел разработки дизайнерской группы Лиссони Ассоциати (Lissoni and Associates), где начала сотрудничать со множеством именитых брендов. Так, в 1998 году дизайнер начала плодотворное сотрудничество с производителем мягкой мебели Moroso. Время для собственной студии дизайна и архитектуры Патрисии пришло в 2001 году. Тогда же её дизайн был представлен на выставке Итальянский дизайн 2001.
В последующие годы Патрисия Уркиола получила множество наград, включая «Дизайнер года A&W», получила звание «дизайнер года» и на церемонии вручения международных наград по дизайну Elle Deco (2003 год). В 2011 году её инсталляция из ваз All Ambiq выставлялась на Венецианском биеннале Glasstress. Патрисия имеет постоянные экспозиции в Нью-Йоркском музее современного искусства (MOMA) и других всемирно известных музеях. Дизайн, по словам Уркиолы – это лишь хобби, главным делом является сама жизнь. Патрисия не оставила мечту детства и всё ещё хочет попробовать себя в архитектуре.
Женщины добавляют в дизайн больше здравого смысла.
Вазы All Ambiq, инсталляция, 2011
Дизайн
Особенностью дизайна Патрисии Уркиолы является самодостаточность каждой вещи, отстутствие пустоты. Вдохновлением для дизайнера послужил природный ландшафт, исполненный гармонии и света. По словам Патрисии, камни, поросшие мохом – необычайно притягательное зрелище. На них можно очень удобно расположиться, но им безразлично присутствие человека — когда вы встанете и уйдёте, эти камни будут по-прежнему прекрасны. Так же и с мягкой мебелью Патрисии, необычной и прекрасной самой по себе. В кресле «Фьорд», напоминающем скалистые горы Скандинавии, невозможно сидеть в привычной позе: его спинка расположена сбоку, а на подлокотник можно положить только левую руку. При этом кресло необычайно удобное и прекрасное само по себе, оно и в самом деле похоже на норвежские фьорды.
Каждая моя коллекция – это то саванны, то фьорды.
Кресло Fjord в красном исполнении, 2002
Нужно сказать, что многим творениям пламенной испанки, представительницы итальянского дизайна, присущ стойкий нордический характер, прохладные тона, некоторая асимметрия и ломаные линии, характерные для северных пейзажей. Такой дизайн трудно назвать «женским», для него подошло бы определение «комфортного минимализма», хотя творения дизайнера сложно отнести к какому-либо стилю. Взять, к примеру, лампу Bague, созданную для бренда Foscarini. В её основе – жёсткая стальная промышленная сетка-рабица, на которую нанесён силикон.
Настольная лампа Baque, 2008
Дизайнер ценит высокотехнологичные синтетические материалы, но вдохновение черпает из природных. Так, представленный в 2007 году подвесной светильник Chasen, придуманный Патрисией для бренда Flos, был создан под впечатлением от японской бамбуковой мутовки для чайной церемонии.
Подвесной светильник Chasen, 2007
Уркиола чередует ребристые и шероховатые поверхности с гладкими. Цвета, используемые дизайнером, достаточно яркие, но не «кричащие». Патрисия любит оттенки серого и зелёного, не забывая, впрочем, и о красном. Глядя на палитру дизайнера, невольно приходят на ум гармоничные природные мотивы. Патрисия любит прозрачные поверхности, хотя к обычному бесцветному стеклу относится весьма сдержанно.
Я люблю прозрачность. Поверхность, через которую можно смотреть, но не стекло.
Коллекция светильников Caboche для бренда Foscarini, 2005
designbd.ru
Интерьеры от дизайнера Патриции Уркиолы
Патриция Уркиола родилась в 1961 году в семье промышленника и архитектора в северо-западной части Пиренейского полуострова в г. Овьедо (Испания). Отец Патриции очень хотел, чтобы его дочь стала архитектором, она сделала еще больше – осуществила мечту отца и реализовала свои амбиции, став превосходным дизайнером и архитектором.
Образование будущий дизайнер-архитектор сначала получала в Мадриде, после чего – в Миланском Политехническом институте, который она окончила в 1989 году. В то время ее научным наставником был легендарный Акилле Кастильоне, благодаря которому Патриция и увлеклась дизайном интерьеров. Обучение не прошло даром, молодой дизайнер стала видеть в обычных предметах и вещах «изюминку».
Спустя 2 года совместной плодотворной работы с Акилле Кастильоне, Уркиола начинает свой путь по карьерной лестнице. Она устраивается на работу в компанию De Padova, в которой она работает дизайнером мебели под руководством итальянского промышленного архитектора и дизайнера – знаменитого Вико Маджистретти. Именно тогда Патриция создает свои первые мебельные шедевры, которыми восхищается сам Вико.
Спустя еще 2 года она с друзьями Рамерино и Рензио открывает свой первый бизнес – дизайн студию Associated Studio, мастера которой занимаются созданием интерьеров баров, ресторанов, выставочных залов и архитектурой. Уже с 1996 года Уркиола возглавляет ассоциацию дизайнеров Design Group at Lissoni and Associates, а в 2001 году – открывает собственную студию по архитектуре и дизайну Studio Urquola, которая и по сей день располагается в Милане.
Только после открытия собственной студии молодой дизайнер смогла полностью открыться и продемонстрировать свой взгляд на окружающий мир в виде неповторимого дизайна. Если взглянуть на работы автора, то можно увидеть, что только ее предметы мебели и интерьера требуют «общения». Поэтому автор, создавая свои новые работы, сразу же представляет их в определенном сюжете, непосредственно в том, где они будут использоваться.
На сегодняшний день мастер сотрудничает с множеством разных компаний, имена которых знает весь мир – Marks and Spencer, Roberto Torretta, De Padova, Driade, San Lorenzo, B&B, Knoll, Alessi, Moroso, Somma, Lissoni Associati, Molteni, Sand, De Vecchi, MDF, Agape, Foscarini, Kartell.
Работы Патриции Уркиолы выполнены в каком-то своем уникальном стиле, поскольку их нельзя отнести ни под один существующий в дизайне и архитектуре стиль. Ее мебель отличается простотой исполнения, продуманностью и тщательной проработкой каждой детали, высоким качеством, элегантностью. Благодаря такому сочетанию разных «настроений» от этих предметов интерьера буквально веет домашним уютом и теплом.
Интерьеры Патриции Уркиолы
Das Stue Hotel в Берлине – уникальный результат совместного творчества Патрисии Уркиолы и студии LVG Arquitectura. В данном случае дизайнер занималась оформлением общественных пространств – ресторанов, коктейль-баров, лобби.
«Когда мы работали над созданием интерьеров гостиницы в Берлине, мы со стройплощадки могли наблюдать за страусами, которые жили в зоопарке, расположенном напротив здания. Так возникла идея поселить в интерьерах животных. Теперь они здесь обитают, создается впечатление, что они в любой момент могут выглянуть из-за угла».
Самой популярной и любимой работой почитателей творчества Патриции является ресторан Blanc и отель Mandarin Oriental в Барселоне.
Именно эти шедевры дизайнерского искусства принесли своему автору многочисленные нарады. «Изюминкой» проекта стал ковер, общая площадь которого составила 60 кв.м. Несмотря на грандиозную проделанную работу, самым сложным этапом реализации проекта стала транспортировка и размещение этого ковра.
Удивительным опытом для автора стала разработка интерьера SPA-зоны, расположенной на территории отеля Four Seasons в Милане. Этот проект по своим масштабам считается довольно крупным, ведь площадь рабочей зоны составила 1000 кв.м. Помещение находится в подвале древнего монастыря, расположенного в здании XVII-XVIII века.
Не менее популярный проект – это отель W Retreat & Spa на великолепном Карибском острове Викс. «Это весьма эмоциональная работа, в которой были воплощены неожиданные решения. Здесь удачно сочетается простота и роскошь, гармония и хаос, радость и безмятежность. В таком месте можно легко уединиться с природой – о таких моментах мечтают многие люди. Прекрасно оформленный отель и великолепная природа острова дают каждому отдыхающему возможность почувствовать каждый момент жизни».
Помимо общественных проектов Патриция Уркиола также может похвастаться великолепной работой, над которой она работала продолжительное время – проектирование дома для креативного директора компании Moroso. Это проект, который сочетает в себе множество противоречий.
Хозяйка дома – креативный директор Moroco – познакомилась с Патрицией несколько лет назад во время совместного путешествия по Австралии. Именно там ее нынешняя подруга придумала входную часть дома, которая сейчас представлена в виде металлического пандуса, окрашенного в цвет «красная пустыня». Вдохновением для автора стала великолепная скала Улуру, имеющая оксидно-красный цвет.
Над реализацией проекта Патриция Уркиола работа совместно с архитектором Мартино Бергинцем. Поистине волшебный дом, окруженный лесом, располагается в небольшом итальянском городке Удине. Фасад дома было решено обшить темным деревом (тонированный кедр), благодаря этому строение гармонично вписалось в природный ландшафт.
Уркиола с гордостью говорит об этом проекте, ведь он создавался для креативного директора Moroco. «Изюминкой» дома заключается в том, что он представляет собой «двойной» дом, в котором есть две гостиные, две кухни и спальня. Но самое удивительное то, что из дома открывается два совершенно разных вида на один и тот же самый лес. Например, из окон первого этажа лес напоминает лабиринт, построенный из могучих высоких стволов.
Здание оснащено огромными оконными пролетами, стекла которых покрыты термозащитной пленкой Stopsol от Saint Gobain. Это позволило защитить комнаты, расположенные на солнечной стороне, от излишнего перегрева.
Стены гостиной, расположенной на первом этаже, оформлены в монохромных тонах. В сочетании с наливным полимерным полом цвета «красная пустыня» дает яркий графический эффект. Пол отлично пересекается с оконными рамами и пандусом, которые также окрашены в цвет «красная пустыня». Вся мебель представлена компанией Moroso: кожаный пуф Dew и табурет Kub, диван Lowland и кресло Silver Lake, торшер Foscarini, дизайн Патрисии Уркиолы (дизайн студии Nendo).
В гостиной стоят диваны, утопленные в пол. Их «лица» обращены в сторону превосходного камина-жаровни, на котором хозяин дома готовит для гостей ужин. Возле стены стоит лайтбокс с работой фотографа Фати Хассана. Стоит отметить, что отдельная часть этой экспозиции выставлялась компанией Moroso на выставке Milan Design Week в 2009 году.
Коридор первого этажа представлен в следующем оформлении: дизайн Doshi & Levien для Moroso, скамья Charpoy, а пол декорирован мозаикой с африканским узором.
«Из ванной комнаты с ванной от Kos открывается чудесный вид на сад, а из моей любимой спальни, расположенной на втором этаже – просматривается небо «украшенное» кронами деревьев. Каждое утро я словно птица парю в облаках. Разве может быть что-то лучше?», — рассказывает хозяйка дома.
Особенностью дизайнерского решения является то, что интерьеры помещений и экстерьер связаны воедино. Так, сквозь окна природа будто входит в комнаты. Для сада хозяйка собирала растения со всех уголков мира. Такое слияние с природой делает интерьеры Патриции универсальными – в них одинаково хорошо проводить деловые переговоры и играть с детьми, которых у хозяйки особняка трое.
Столовая на втором этаже оформлена мебелью от Moroso: стол Countach, дизайн которого разработали Рида Крама и Клеменса Вайнсхаара, а дизайн стульев Ripple – от Рона Арада. Светильники Flos.
«Несмотря на то, что мы такие разные – я прямая и пылкая, Патриция более постоянная и мягкая, но мы вместе, ведь вместе мы огромная сила, которая направляет наше творчество и позволяет совершать нам великие революции».
Отель в Милане «Room Mate Giulia»
Еще одним шедевром дизайнерского искусства стала работа Патриции Уркиолы – отель в Милане «Room Mate Giulia». Новинки этого дизайнера всегда находятся в центре внимания. Неудивительно, что на Миланской неделе дизайна ее работы занимали почетное место.
Отель, как считает сама автор, полностью отражает ее любимый город с помощью ярких красок, оригинальных предметов интерьера, причудливых принтов и насыщенных красок. Эта работа наподобие самого Милана – от нее веет радостью, свежестью, гостеприимством и, разумеется, ироничностью.
Room Mate Hotel – это испанская сеть гостиниц, которая была основана в 2005 году. Инициатором реализации данного проекта стал К. Сарасола (Kike Sarasola), который даже спустя 10 лет по-прежнему неустанно развивает свой бизнес и постоянно стремится к совершенству. На сегодняшний день в сеть гостиниц входит порядка двух десятков отелей, расположенных в разных уголках планеты: в Нью-Йорке, Амстердаме, Мехико, Барселоне, Стамбуле, Мадриде и других городах и странах. В ближайшее время планируется расширение сети и открытие отелей в Риме и Париже.
Форпост в Милане располагается в самом сердце города недалеко от Galleria Vittorio Emanuele и Duomo. В отеле предусмотрено 85 номеров (люкс, полулюкс, стандарт, премиум), которые оформлены в стиле Mix & Match. Такие интерьеры радуют насыщенной палитрой и незабываемым сочетанием фактур. И неудивительно, ведь Патриция Уркиола – гениальный мастер сочетаний и миксов. Именно поэтому в интерьерах отеля можно встретить сочетания таких материалов как: металл, кожа, кирпич, дерево, текстиль, мрамор, пластик.
В лобби пол представлен в мраморном исполнении в розовых тонах – цвета, который присутствует буквально в каждой работе дизайнера. На изогнутых стенах использовалась терракотовая облицовка из кирпича, которая считается неотъемлемой частью городской архитектуры Милана.
В целом экстерьеры города-законодателя моды отлично вписался в интерьер отеля. К примеру, номера очень похожи на домашние комнаты, наполненные теплом и уютом, везде присутствуют графические работы современных художников Милана. Важно отметить, что изготовлением мебели, пошивом штор и созданием зеркал занималась самая признанная в Милане фабрика – Cassina.
Только здесь предоставляется уникальная услуга – WiMate – бесплатный доступ к сети интернет посредством Wi-Fi. При этом связь есть не только в стенах отеля, но даже на окраинах города.
amadeus-design.ru
испанка на пике итальянской карьеры • Имя • Дизайн • Интерьер+Дизайн
Улыбчивая и всегда немного уставшая Патрисия Уркиола (р.12.05.1961) входит в когорту первых дизайнеров планеты. Она преображает этнику и смело экспериментирует с технологиями. Ее кресла и диваны красивы, практичны и пользуются успехом не только в Европе, но и по всему миру.
По теме: Стены Патрисии Уркиолы
PATRICIA URQUIOLA
Мария Патрисия Кристина Бланка Идальго Уркиола. Архитектурное образование получила в Мадриде. Живет и работает в Милане. В портфолио работы для компаний Alessi, Axor, B&B Italia, Flos, Four Seasons, Kartell, Mandarin Oriental Hotels, Molteni, Moroso, Mutina, Rosenthal, W Hotels. Обладатель многих международных наград, в том числе Red Dot, German Design Award, Good Design Awards of the Chicago Athenaeum. Ее объекты принимали участие в 29 музейных выставках.
Нынешний арт-директор одной из ключевых фабрик Италии Cassina, она за двадцать пять лет практики поработала для десятков компаний, в том числе для Agape, Alessi, B&B Italia, Driade, Foscarini, Flos, Kartell, Moroso.
Модульный диван, колл. M.A.S.S.A.S. (Moroso Asymmetric Sofa System Adorably Stitched), Moroso.У Уркиолы есть своя манера или то, что французы называют прикосновением. Ее работы эклектичны, разнообразны и нежны. А как иначе? «После одежды человеку для повседневной жизни нужны стул, кресло, чашка, — говорит Патрисия Уркиола. — И эти вещи должны стать друзьями». Собственно жизнь дизайнера и посвящена тому, чтобы, работая для многих, обрести собственную формулу, свой стиль.
Светильник Serena S, Flos. Золото, дерево, алюминий.Среди ее любимых коллег — Джаспер Моррисон, Константин Грчич и братья Буруллеки. То есть конструк- тивисты, пуристы, мастера нейтральных вещей и отменные рисовальщики. Сама Уркиола блестяще стилизует цветочные мотивы, которые в обивках ее кушеток напоминают то народные вышивки, то архитектурные орнаменты. Ее привлекает Африка, Индонезия, Средняя Азия: местные искусства и ремесла дарят не только декоративные идеи, но и оригинальные технологии.
Стол, колл. Shimmer, Glas Italia. Ламинированное стекло. Меняет цвет в зависимости от угла обзора.Патрисия умеет приспосабливаться: проектировать плетеные кресла из раттана или облагородить синтетические волокна ручной работой. «Моя история итальянская, — говорит Патрисия. — Почти тридцать лет я живу в Милане. Здесь я училась, здесь начинала карьеру. Диссертацию защищала у Акилле Кастильоне. У него же потом работала ассистентом. Несмотря на то что мой старт был растянут во времени и совсем не прост (собственную студию Патрисия открыла только в 2001 г.), итальянцы верили в меня. И до сих пор они дают мне работу».
Кресло Bergère, De Padova. Рама: хромированный металл. Обивка: ткань или кожа. Рисунок Сône, Papiro Collection, Budri. Светильник Serena, Flos. Алюминий, дерево, листовое золото. Тарелки Jellies Family, Kartell. Полимер. Смеситель, колл. Axor Urquiola, Axor/Hansgrohe.www.interior.ru
биография, проекты, видение в Москве
Мир дизайна — это по большей части мужской мир. И промышленный дизайн исключением не является. Впрочем, и здесь есть свои звёзды в юбках. Какими качествами нужно обладать, чтобы пробиться в первый эшелон дизайнеров мебели? Barcelona Design пытается это выяснить, исследуя биографию блистательной Патриции Уркиолы.
Испанский дизайнер и архитектор Патриция Уркиола (Patricia Urquiola) родилась в Овьедо в 1961 году. Она всегда подчёркивает, что родом с Атлантики и в её жилах течёт кровь басков. Отец Патриции трудился инженером, но всегда мечтал о карьере архитектора. Наверное, приятно, когда мечта всё-таки сбывается — пусть уже и не в твоей судьбе, но в судьбе твоей дочери…
Училась Патриция сначала в Мадриде, а позже уехала в Италию, где в 1989 году окончила Миланский политехнический институт, а позже работала там преподавателем. Её научным руководителем стал величайший дизайнер своего времени Акилле Кастильони. Именно Кастильони открыл Патриции глаза на то, что есть дизайн в повседневной реальности.
Второй гений, которого посчастливилось встретить на жизненном пути Патриции, — Вико Маджистретти. Знаковая встреча состоялась в то время, когда Уркиола плотно сотрудничала с компанией Maddalena De Padova. В соавторстве с великим Вико Патриция придумала софу Loom, стул Flower, кресло Chaise Longue. Это было началом яркого пути.
Карьера Патриции Уркиолы развивалась и в горизонтальном, и в вертикальном направлениях. В 1996 году она возглавила отдел разработки компании Пьеро Лиссони, в 2001-м открыла собственную студию архитектуры и дизайна, при этом Патриция всегда была активна как преподаватель — в Domus Academy она читала курс «Дизайн выставок», помимо этого были ещё различные семинары.
Список компаний, с которыми сотрудничала Патриция Уркиола, внушает уважение: Moroso, Lissoni Associati, B&B, Marks&Spencer, Alessi, Driade, Molteni, Knoll… И это далеко не все. Заслуги Уркиолы высоко оценены профессионалами. Среди полученных ею премий стоит особенно отметить A&W Designer of the Year и Design Prize Cologne.
Среди проектов Уркиолы — Mandarin Oriental Hotel в Барселоне, W Resort & Spa в Пуэрто-Рико, бутики Gianvito Rossi, сценография оперы Монтеверди «Коронация Поппеи» (постановка в родном Овьедо). Barcelona Design, конечно же, хочется подробнее остановиться на первом — тем более, что сама Патриция восприняла этот проект как вызов своим возможностям.
Ей всегда хотелось поработать с гостиничным пространством, однако она не могла предположить, что первый же проект в этом направлении будет таким масштабным. Владельцы отеля вверили 17 000 квадратных метров на знаменитой Passeig de Gracia Уркиоле, потому что посчитали: именно этот дизайнер обладает тем видением, которое точно резонирует с мировоззрением тех, кто живёт в Барселоне или стремится сюда попасть. Вся мебель, ковры, декор создавались специально под проект или были к нему адаптированы. Также студия Патриции Уркиолы отвечала за световые решения, графику, отбор арт-объектов.
Важный момент: здание Mandarin Oriental Hotel располагается в историческом квартаре, а это значит, что к работе нужно было подойти особенно трепетно, переделка фасада вообще оказалась под запретом. «Историчность» проекта Уркиола поддержала и в интерьере. Например, в оформлении бара были использованы сейфовые ячейки, которые некогда выполняли здесь свою непосредственную функцию — в здании располагался банк. На всю работу ушло целых три года.
Патриции всегда было важно, чтобы ей доверяли как профессионалу. Добиться такого доверия очень и очень сложно, но, судя по всему, Уркиоле это удалось.
Что такое дизайн по-уркиоловски
Отличительная черта творческого подхода Патриции Уркиолы — чёткое понимание контекста. Как высокопрофессиональный дизайнер и как женщина, Патриция потрясающе чутко умеет работать с конечной эмоцией. Её вещи абсолютно точно попадают в пространство, для которого предназначены. По словам дизайнера, она всегда держит в уме контекст, продумывая тот или иной продукт. Стул не просто предмет мебели, это вещь, на которой кто-то и где-то будет сидеть. Именно «коммуникативная» составляющая дизайна интересует Уркиолу в первую очередь.
Патриция уверена, что дизайн движется в сторону отказа от симметрии, и это правильно. Показательным в этом плане можно назвать кресло Fjord Moroso, прямо сидеть в котором неудобно, нужно опереться на боковую спинку. Кресло «диктует» расслабленную позу и дарит таким образом эмоциональный комфорт своему обладателю.
Уркиола считает, что интерьер должен походить на ландшафт. С одной стороны это означает, что каждая вещь должна быть самодостаточна, должна не зависеть от человеческого тела и быть прекрасной сама по себе. С другой же стороны следует стремиться к тому, чтобы с нового дивана просто не хотелось встать — настолько он был бы удобен. Патриция Уркиола не перестаёт экспериментировать в этом направлении. Так появляются культовые вещи вроде кресла Smock, которое по ощущениям очень напоминает гамак, или Antibodi — целая фетровая клумба.
Патриция любит создавать не отдельные фрагменты пространства, которые затем объединяются в единое целое силой дизайнерской мысли. Ей нравится моделировать пространства. Взгляните хотя бы на коллекции SPACE Mangas, Plait, Rhombus для фабрики GAN. Здесь пуфы и кресла сразу живут в трёх измерениях, причём довольно свободно стыкуются в новых комбинациях. Ковры необычной формы задают линии и поддерживают палитру. Кстати, о палитре. Коллекции пополняются с оглядкой на потребителя. Яркие краски, все оттенки мороженого, нежно-белый, натуральный цвет льна… Будьте уверены, фантазии дизайнера хватит и на следующий сезон.
«Пунктики»
У каждого дизайнера есть личные предпочтения. Разумеется, есть они и у Патриции. По её собственному признанию, она плохо переносит стекло, но при этом любит прозрачность. Когда в B&B её попросили спроектировать стеклянный стол, Уркиола не стала идти наперекор своему представлению о прекрасном: компромиссом стал интересный тёмный материал с линзами, напоминающий бутылочное стекло.
Сложные отношения у Патриции и с классическими стульями с высокими спинками. «Этот стул всегда такой буржуазный… Как можно сделать его домашним?» Впрочем, и такая задача под силу Уркиоле. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на стул Lazy, который она создала для B&B.
В работе Патриции помогает её настойчивость и напористость. Одной из своих задач она видит стимулирование партнёров к расширению границ их возможностей. Если от каких-то идей поначалу отказываются, Уркиола умеет убедить в своей правоте.
Что дальше?
О будущем Патриция Уркиола говорит без страха: свой путь в дизайне она уже нашла, теперь нащупывает дорожку на архитектурной стезе. При этом наша героиня никогда не забывает, что она женщина, а потому не должна ежечасно кому-то что-то доказывать. Если вдруг ей захочется плести макраме в провинции — она будет плести макраме. Хотя те, кто близки к Патриции, сильно сомневаются в том, что такой вулкан может в одночасье потухнуть.
Фото: 3dfurniture.net, indesignlive.com, mandarinoriental.com, moroso.it, bebitalia.com, gan-rugs.com, designyum.com.
www.barcelonadesign.ru
Patricia Urquiola. Патрисия Уркиола | Знаменитые архитекторы и дизайнеры
Патрисия Уркиола родилась в 1961 году в Овьедо (Oviedo), городе, расположенном на севере Испании. В ней течёт кровь басков, наполовину астурийцев, что, по мнению дизайнера, определяет её индивидуальность и частично способствует её успеху.
Сначала она училась в Мадриде, затем в Италии, где в 1989 году она окончила Миланский политехнический институт и защитила диссертацию под руководством Акилле Кастильони (Achille Castiglioni).
С 1993 по 1996 год она трудилась в рабочей группе Кастильони, вместе с другими дизайнерами и архитекторами, принимала участие в архитектурных проектах, дизайне интерьеров и оформлении выставочных павильонов. С 1998 начала сотрудничество с Moroso — производителем мягкой мебели.
С 1996 по 2000 гг. Патрисия Уркиола возглавляет отдел разработки Lissoni and Associates (компания, созданная Пьеро Лиссони (Piero Lissoni). В 2001 году она открывает свою студию дизайна и архитектуры. Читает курс лекций «Дизайн выставок», Shop vision в Domus Academy, а также проводит семинары на тему «Дизайн дома».
Её профессиональная деятельность основана на многочисленных партнёрских отношениях в области дизайна и архитектуры с компаниями мирового значения — Moroso, Lissoni Associati, Agape, Alessi, B&B, De Padova, De Vecchi, Driade, Foscarini, Kartell, MDF, Molteni, San Lorenzo, Knoll, Marks and Spencer, Sand, Somma, Roberto Torretta.
Мебель, создаваемую Уркиолой, трудно как-то охарактеризовать и описать. Она не соответствует какому-либо модному стилю и не кричит «Дизайнер!». Вместо этого мебель Патрисии отличается отменным качеством, осознанным контекстом, продуманностью каждой детали, элегантной простотой и домашним уютом.
Оригинальный подход к традиционным вещам, поиск новых решений, способность заставить производителей поверить в её идею — понятия, которые характеризуют творчество Патрисии Уркиолы.
Патрисия Уркиола работает в гармонии с самыми высокими академическими стандартами, принимая во внимание то, что любой промышленный дизайнер невольно оказывает влияние на эмоциональное восприятие потребителя. Это большая ответственность, и она замечательно с ней справляется.
«Женщины добавляют в дизайн больше здравого смысла. Будущее дизайна в отсутствии симметрии. Если правая половина кресла напоминает левую, жизнь останавливается. Мебель надо отделять от нас и представлять ее частью большого мира».
«Я не рисую просто лампу или стул, а сразу представляю контекст, в котором окажется этот предмет. Каждому объекту нужен сюжет. Объект должен привлечь человека: надо подойти, посидеть или полежать, но обязательно «пообщаться», только тогда появится еще больший интерес к этой или иной модели. Так что выражение «оно здесь просто для мебели» уже не актуально. Современная мебель требует «общения».
«Каждый объект соблазнителен, вызывает любопытство, привлекает внимание. Когда хочешь сделать элегантную вещь, нужно заранее видеть ее стиль, ее образ. Нужно быть очень внимательным и много вкладывать в создание вещей для того, чтобы каждый объект был отличным. Люди верят в меня и мою работу, и для меня важно, как будут воспринимать и принимать то, что я создала».
«Быть дизайнером — значит, использовать свои творческие способности для создания диалога с промышленностью. И это то, что я действительно люблю. Роль дизайнера в том, чтобы раздвигать границы: компания знает, что она умеет делать, она знает, что такое технология, когда вы начинаете с ними работать, вы должны отодвинуть границы, убедить их расширить свои возможности».
«Я люблю прозрачность. Поверхность, через которую можно смотреть, но не стекло. B&B обратились ко мне с просьбой сделать стол из стекла, а я сказала: «Боже, я не люблю стеклянные столы, люди всегда смотрят на то, что происходит под стеклом». Так что мы использовали материал с линзами, похожий на бутылочное стекло, он немного тёмный, немного попсовый, много всего».
«Мне небезразлично, как будет использоваться сделанный мною предмет. Для меня важно, чтобы этот объект привлек человека до такой степени, чтобы он подошел, попробовал посидеть или полежать на нем и чтобы от этого «общения» появился еще больший интерес к модели.
Когда я создавала Lowland, я думала о системе диванов, мне представлялись большие такие камни, пригодные для сидения. Для того чтобы образовать диван из нескольких таких «камней-сидений», я придумала соединить их задними стенками. Это дает и независимость элементов, и прочность. Потом я придумала низкие широкие подлокотники, которые очень дополняют этот пейзаж. В конце концов получился диван, узнаваемый и отличный от других. Я очень довольна тем, что он заслужил признание. У дивана Malmö своя история, происходящая от слова «мост». Этот диван — штампованная вещь из резины. У него нижняя часть пустая внутри, а сверху он вогнутый. Именно как мост — по виду и конструкции. Но это, конечно, не главное. Он потрясающе удобный.
Одна из самых любимых работ — кресло Fjord. Его очертания напоминают горы, фьорды, которыми изрезана вся Скандинавия. Фьорды — невысокие горы с частыми и глубокими расщелинами. Мне хотелось передать эту метафору. Получилось очень скульптурное и очень комфортабельное кресло. Но если сядешь в него, как в обычное кресло, с прямой спиной, то будет неудобно. Для комфорта нужно непременно найти асимметричную позу — опереться на спинку, расположенную сбоку! У кресла есть только один подлокотник. Это определяет манеру использования, новую, более расслабляющую и одновременно привлекательную. Глядя на это кресло, понимаешь, что комфортабельность — это не только и не столько комфорт физический. Это также комфорт эмоциональный. Вечером ты используешь диван по назначению, но когда на него утром просто смотришь… Это на уровне ощущений. Я не отношу себя к функционалистам.
В основе идеи дивана Step было желание сделать совершенно горизонтальный предмет. Я представила себе гору подушек, которую чуть сдвинула, положила друг на друга лесенкой. На этот диван так и хочется прилечь и поваляться.
Однажды меня попросили сделать кресло к системе Lowland. Уменьшить идею и концепцию Lowland мне представилось невозможным. Поэтому я сказала: «Давайте возьмем подлокотник, увеличим его, и он станет спинкой этого кресла». Так подлокотник стал низкой, но очень комфортной опорой для спины. Само по себе кресло очень широкое и большое, плюс появилась необычная спинка, на которую так приятно не только облокотиться, но и присесть. Я видела в гостинице, в баре, как четыре человека вот так сидели».
«Единственный тип стула, который меня пугает — это стул с высокой спинкой», — говорит Патрисия. «Он всегда такой важный, такой буржуазный, такой роскошный, что, кажется, не подходит для каждого дня. И как сделать его домашним, как его осовременить, как сделать его удобным для повседневной жизни?».
«Когда Driade заказала серию стульев, я спросила: «Что такое у вас есть, чего нет у других?» Они ответили, что в Индонезии у них есть производство для выпуска мебели из соломы. Я сказала: «Хорошо, мы будем использовать солому».
«Один живет в доме, где все вещи простые, определенной категории, нормальные. Другой живет артистично, с размахом. Точно так же, как в одежде. Можно надеть джинсы, можно — платье с кринолином. Лично я навсегда останусь испанкой, чувствующей латинскую культуру, где у всех вещей есть своя история, и эти истории так перемешаны…»
«Хотя в дизайне мой стиль более определён, я всё ещё пытаюсь найти свой путь в архитектуре. Возможно, что через пять лет я не буду заниматься ни тем, ни другим. Может быть, я буду плести макраме в Тоскане. Быть женщиной — часть моего образа мышления. Я не должна никому ничего доказывать».
«Мой отец был инженером, но всегда хотел быть архитектором. Он всегда говорил об этом. Все в моей семье любили архитектуру и дизайн интерьеров. Друзья моей мамы говорят: «Патрисия занимается дизайном, но когда же она наконец собирается стать архитектором?». Это потому, что в Испании «а» архитектуры намного более значима, чем «д» дизайна».
«Я не знаю, что они имеют в виду, когда говорят, что я вулкан. Наверно, они намекают на мой характер. Я борец. Я добиваюсь того, чтобы люди делали то, что я хочу. И если они не соглашаются, я стараюсь их убедить»
«Моя цель — заслужить доверие. Я всегда думала, что это невозможно, но это случилось, и мне этого достаточно».
«Мне кажется, что интерьер должен напоминать ландшафт: прекрасный, светлый и гармоничный. Каждая моя коллекция — это то саваны, то фьорды. В любом интерьере должна быть независимость от человеческого тела, как у валунов, поросших мхом, у деревьев, поваленных бурей, на которых сидеть очень удобно, но ты знаешь, что не ради тебя они такие, какие есть. Дизайнер должен сделать всё, чтобы было удобно и не хотелось вставать с кресла или дивана. Но уж если ты встал и отошёл в сторону, то должно остаться не просто пустое место для тела, а что-то очень самодостаточное, как пейзаж».
famous.totalarch.com
Архитектор Патрисия Уркиола — работы, проекты
2011
Order of Isabella the Catholic, Awarded by His Majesty The King of Spain Juan Carlos I, Spain.
Medalla de Oro al M?rito en las Bellas Artes (Gold Medal of Fine Arts), Awarded by His Majesty the King of Spain Juan Carlos I, Madrid, Spain.
Inducted into the Interior Design Hall of Fame, Awarded by Cindy Allen and Interior Design Magazine.
2012
Steelcase 100 Minds from around the world, USA.
A&W Architektur und Wohnen ‘Designer of the Year’, Germany.
IMM Cologne, Best of Best of the Interior Innovation Award, Husk Chair by B&B Italia
2013
European Health & Spa Award, No. 1 in Best Hotel Spa for the Mandarin Hotel Oriental, Barcelona, Spain
Elle Deco International Design Awardsfor the outdoor furniture Category, Collection Cottage by Kettal
iF Design Award Gold in the furniture category with lounge collection Hosu for Coalesse.
Wallpaper Magazine Design Awards, Best trend, Azulejo tiles by Mutina.
Milan Design Award, Best installation “The Revolving Room” for Kvadrat at Moroso Showroom during Milan Design Week
Australian International Design Award, Furniture and Lighting category. Hosu, Coalesse (Steelcase)
Red Dot Design Award, Hosu, Coalesse (Steelcase)
2014
100 Espa?oles, for one of the 100 most important Spanish people being recognized in her professional activities
Premio Marisa Bellisario for the “Most significant woman” who has achieved great and important goals and who represents the hope and future of our economy and also is the best ambassador of Italy in the world, Rome
Elle Deco International Design Awards for Husk Bed by B&B Italia
Red Dot Award for CAST Built-in Oven by Ar?elik A.S
iF Design Award Gold for CAST Built-inn Oven by Ar?elik A.S
Gold Award for Systems for the Openest collection by Haworth, Chicago
Best of NeoCon Competition for the Openest collection by Haworth, Chicago
designbd.ru