экстракт красоты и дизайна • Интерьер+Дизайн
Имя Андре Путман (Andrée Putman, 23.12.1925 — 19.01.2013) часто произносили с приставкой «посол стиля». Она — женщина, которая своей карьерой охватила дизайн почти всего XX века и указала путь в дизайн будущего. Путман возвела шахматную клетку в ранг высокого интерьерного искусства, решительно отвергла традиции избыточного декора и нашла то соотношение элегантности и утонченности, от которого захватывает дух.
По теме: Андре Путман: вилла Леви в Марокко
Путман оказалась одной из первых дизайнеров-универсалов, кому одинаково удавались рестораны, самолеты, интерьеры фешенебельных гостиниц и частных резиденций, мебель и посуда, светильники и флаконы (под конец жизни Андре Путман даже создала собственный аромат духов).
«Бессмысленно учить человека стилю и вкусу. Вкус у него либо есть, либо нет», — категорично заявляла дама, чей вкус оттачивали в начале ее деятельности отнюдь не архитекторы, а французский композитор Франсис Пуленк и другие именитые наставники.
Андре Кристина Айнар родилась в богатой семье лионских банкиров. Ее бабушка по отцовской линии, Роза де Монгольфье, была потомком изобретателей воздушных шаров. Мать была концертной пианисткой, которая находила утешение «быть великим художником без сцены». Андре, с детства готовили к музыкальной карьере. Ее наставник Пуленк на вручении приза Путман за композицию обмолвился, что ей придется еще десять лет вести аскетичную жизнь в ежедневных упражнениях, прежде чем ее ждет настоящая слава.
У жизнелюбивой Андре были другие планы. В 20 лет она чуть не погибла в велосипедной аварии, и хорошо знала цену каждой минуты. «Единственное, чего мне хотелось в то время — быть открытой новому». Она выкинула из собственной спальни все вещи, кроме железной кровати, стула и постера с картиной Миро и по совету бабушки устроилась курьером в гламурные издания Femilna, Elle и L’Oeil.
Кресло Sinuosa, Poltrona Frau.Она часто бывала в парижском кафе Café de Flore — месте, где можно было встретить Сартра, Бовуар и Джакометти. Там же она познакомилась со своим будущим мужем, антикваром Жаком Путманом. Он и помог ей элегантно отвергнуть буржуазные правила и сформировать вкус. «Муж учил меня правильному взгляду на вещи: он акцентировал мой интерес к одним предметам, и объяснял недостатки других. У него я научилась четкому представлению о вещах. Тому, что мне действительно нравится, а что нет».
Начиная с 50-х Путман, уже хорошо изучившая мир глянца, начинает писать статьи в разделе «декор». Ее острый критический взгляд на вещи и блестящий аналитический ум стали сразу заметны. Она пишет статьи для интерьерных рубрик ведущих изданий и формулирует, чего недостает современному французскому интерьеру. А именно сдержанности, эффектности, чувственности, жесткости, но не категоричности. Одновременно она пытается проектировать собственные вещи, однако эти эксперименты не носят системного характера.
«Бессмысленно учить человека стилю и вкусу. Вкус у него либо есть, либо нет.»
Путман внимательно исследует фэшн-индустрию. В конце 60-х она вместе с подругами открыла первое во Франции агентство консультаций по вопросам стиля Mafia. В 1972 году в сотрудничестве с Дидье Грюмбахом, будущим президентом Федерации высокой моды в Париже, она создает проект Créateurs et Industriels: он нацелен на поиск молодых талантов. Это агентство было супер-успешным, оно открыло нынешних звезд модной индустрии — Мияке, Мюглер, Кастельбажака. Однако на излете 70-х проект обанкротился, Путман переживала развод с мужем, ощущала полную пустоту и одиночество. Ей опять пришлось выкинуть из своей спальни все предметы, кроме кровати и двух ламп. И она почувствовала обновление.
В 1995 году создается сценография фильма Питера Гринуэя «Интимный дневник»: лучшие сцены в интерьерах с расписанными и золотыми ширмами — это работа Андре Путман.«Мой единственный совет молодым — интересуйтесь не только своей узкой профессиональной областью. Если вы музыкант — ходите чаще в театр, если писатель — ходите на выставки».
В 1978 году Путман решила основать собственное агентство. Оно называлось Ecart и специализировалось на интерьерных проектах. Первоначально сфера ее интересов вращалась вокруг мебельной классики 30х годов: Жан-Мишель Франк, Пьер Шаро, Мариано Фортуни, Эйлин Грей. Она стала сама создавать вещи в том же модернистком духе и оттачивать собственный стиль. «Моей целью было по-настоящему заинтересовать десятерых, и даже в этом случае я бы чувствовала, что моя миссия выполнена».
Ее проектами заинтересовались тысячи. Отель Le Lac в Японии, отель Im Wasserturm в Германии, отель Sheraton в аэропорту Руасси-Шарль де Голль в Париже: во всех проектах чувствовалась мощная энергия изменить сам жанр отеля. Также Путман берeтся за бутики: для Azzedine Alaia, Balenciaga, Bally, Lagerfeld.
Лобби отеля Sheraton в аэропорту Руасси-Шарль де ГолльПоворотным для Путман стал 1984 год. Мировую славу ей принес дизайн нью-йоркского отеля Morgans в 1984 году. Он стал по сути первым бутик-отелем, куда приезжают именно за новым культурным и чувственным опытом. Андре Путман в значительной мере сформировала феномен бутик-отеля: места, где любые привычные действия становятся ритуалом и наполняются новым смыслом. Именно в Morgans Hotel она использовала в качестве основного декоративного приема шахматную черно-белую плитку. Эта раскладка стала ее визитной карточкой и применялась до самых последних ее проектов: даже пюпитр рояля Milky Way выполнен как шахматная доска.
Отель Morgans — один из первых бутик-отелей, оформленных Путман.Далее ей поручают интерьер Музея современного искусства CAPC в Бордо, Музей изящных искусств в Руане, кабинеты Министерства финансов, архитектурный комплекс Берси и французский павильон на выставке в Севилье в 1992 году.
В 1997 Андре Путман основала свою студию Studio Andrée Putman, работающую в области интерьерного и промышленного дизайна, а также в области сценографии. В 2000х Путман стали активно приглашать как дизайнера не только интерьеров, но и мебели. Она создает в своей лаконичной стилистике коллекцию стульев для Reflex, модели для Poltrona Frau, мозичные вещи для Bisazza, посуду для Christofle.
Экспозиция из предметов, созданных для Bisazza. Стол Correspondances для Bisazza, Стол, созданный для Bisazza, 2009.С 2007 года Андре помогала в работе ее дочь Оливия, которая сейчас явялется арт-директором компании Studio Andrée Putman. «В возрасте, когда некоторые уже отправляются выращивать цветы в деревне, моя мать основала настоящую империю, влияние которой на мир дизайна огромно до сих пор. Принципы, которые благодаря моей матери появились в современном дизайне, совершенно вневременные: это элегантность, минимализм и четкий стиль».
Ретроспектива Андре Путман в Мэрии Парижа. 2011. Платяной шкаф Oceano, Poltrona Frau. Коллекция стульев Bastide, Reflex. Компания THG разработала вместе с Christofle cмесители Vertigo, диз. Андре Путман, 2002: кольцо неправильной формы, олицетворяющее движение воды, было ее лейтмотивом. Квартира в Сан-Себастьяне. Декоратор Андре Путман.
Культ личности: дизайнер Андре Путман
Дизайнеры
В детстве Андре Путман (Andrée Putman) занималась музыкой и планировала стать профессиональным исполнителем. Затем изучала музыкальную композицию в Парижской высшей национальной консерватории. Тем не менее по совету композитора Франсиса Пуленка она не стала тратить десятилетия своей жизни на то, чтобы сделать первый шаг в профессиональной музыкальной сфере. Ее призванием стал дизайн, которому она посвятила всю свою долгую творческую жизни.
№1
Оставив занятия музыкой, Андре Путман начала работать курьером в журналах Femina, Elle и L’Oeil. Со знакомства с миром стиля и моды и началась ее карьера как дизайнера.
№2
Живя в Париже и заходя каждый день в Café de Flore, Андре Путман общалась с легендарными деятелями искусства ХХ века: Антоненом Арто, Альберто Джакометти, Жаном-Полем Сартром, Симоной де Бовуар и другими.
Вилла, построенная по проекту Андре Путман для французского политического журналиста, философа и интеллектуала Бернара Анри-Леви в Танжере.
Вилла, построенная по проекту Андре Путман для французского журналиста, философа и интеллектуала Бернара Анри-Леви в Танжере.
№3
В 1958 году Андре Путман стала арт-директором домашнего департамента Prisunic (предшественник Monoprix). Она пропагандировала идеи доступного дизайна. С ее легкой руки в магазинах сети стали продаваться лимитированные репродукции работ известных художников: их можно было приобрести за небольшую сумму (100 франков, около 15 евро), что делало высокое искусство доступным широким массам.
№4
В 1971 году Андре Путман пригласили возглавить новую компанию — агентство Créateurs & Industriels, ориентированное на развитие текстильной индустрии и поиск новых талантов. Ее природное чутье и интуиция помогли открыть много громких имен, в числе которых Осси Кларк (Ossie Clark), Клод Монтана (Claude Montana), Тьери Мюглер (Thierry Mugler), Иссэй Мияки (Issey Miyake) и Жан-Шарль де Кастельбажак (Jean-Charles de Castelbajac).
№5
Финал 1970-х стал для Андре Путман катастрофой. Компания Créateurs & Industriels обанкротилась, в том же году она рассталась со своим мужем. Долгое время она жила в комнате, всю обстановку которой составляли кровать и пара ламп, но это лишь сделало ее сильнее (и во многом способствовало формированию ее фирменного стиля, для которого характерны лаконичность, минимализм и некоторая доля аскетизма).
№6
В 1978 году в возрасте 53 лет Андре Путман нашла в себе силы начать новую карьеру и новую жизнь. Она основала компанию Ecart International, которая выпускала реплики культовых объектов дизайна 1930-х — 1940-х гг., вновь открывая миру забытые имена: Эйлин Грей (Eileen Gray), Пьера Шаро (Pierre Chareau), Жан-Мишеля Франка (Jean-Michel Frank), Робера Малле-Стивенса (Robert Mallet-Stevens).
Стулья, дизайн Робера Малле-Стивенса.
№7
С начала 1980-х Андре Путман работает над дизайном офисов. Самым значимым проектом в этой области стал рабочий кабинет министра культуры Франции Жака Ланга, который стал первым в длинной череде официальных заказов. Обстановка отличается сдержанностью и вместе с тем выглядит дорого: компактные кресла дополнены изящным журнальным столиком из платана с бронзовыми деталями.
Обстановка кабинета министра Жака Ланга, 1984.
№8
Поворотным моментом в карьере Андре Путман стал дизайн отеля Morgans в Нью-Йорке в 1984 году. Эта работа маркировала появление нового дизайн-принципа: интерьера высокого художественного качества с относительно небольшим бюджетом. Этот проект был построен на смешении стилей, использовал работы ведущих дизайнеров ХХ века и создавал новый тип роскоши. В нем дизайнер впервые применила в оформлении шахматный рисунок (который можно увидеть не только в отделке полов, но также стен и текстильного убранства номеров), — прием, который впоследствие станет фирменным для Путман.
Интерьеры отеля Morgans Hotel в Нью-Йорке.
Интерьеры отеля Morgans Hotel в Нью-Йорке.
№9
Еще один знаковый проект — интерьеры для сверхзвукового пассажирского самолета Concorde, над которым дизайнер работала в 1994 году. Путман смогла привнести в них уют и элегантность. Для лайнера были спроектированы мягкие, удобные сидения, одетые в белые чехлы, продумано освещение, пол был покрыт ковровой дорожкой с элегантным рисунком в стиле ар-деко.
№10
Андре Путман одной из первых стала применять в своих проектах открытую планировку. Также она одной из первых во Франции стала жить в лофте! Архитектор заново переосмысливала пространство, нарушала общепринятые правила и нормы, позволяла себе играть с жилым пространством. «Речь вовсе не о том, чтобы принимать ванны в гостиной и готовить еду в спальне, — говорила она, — а о том, чтобы сделать пространство многофункциональным. Почему комнаты должны быть монополизированы и подчиняться лишь одной функции, когда у нас может и должна быть свобода выбора?»
№11
В 1997 году Андре Путман открыла собственную студию Studio Andrée Putman. Она занималась не только интерьерным и предметным дизайном, но и сценографией. В 2000-е годы Андре Путман активно сотрудничает с модными и люксовыми дизайнерскими брендами.
Блюдо Vertigo, дизайн Андре Путман, Christofle.
В 2000 году она разработала коллекцию Vertigo для Christofle, для которой были характерны простые формы, а главным элементом стало слегка закрученное кольцо (тот же принцип был использован впоследствии и в ювелирной коллекции Путман для Christofle, которая появилась в 2005 году). В 2007 году дизайнер разработала свою версию дорожной сумки для Louis Vuitton, а в 2008 году она обратилась к своей первой любви — музыке — и подписала контракт с компанией Pleyel. Результатом их сотрудничества стал великолепный рояль Voie Lactée из дерева, никеля и кориана, украшенный фирменным «шахматным» декором. Он был выпущен ограниченной, пронумерованной серией в 8 экземпляров и стоил порядка 20 тыс евро.
Рояль, дизайн Андре Путман, Pleyel, 2008.
№12
Всякий, кто бывал в Париже, наверняка заходил в бутик Guerlain на Елисейских Полях просто, чтобы полюбоваться на роскошные интерьеры и великолепную люстру, украшавшую главный зал. Это тоже работа Андре Путман, которая оформила его в 2005 году. В таком виде Дома Guerlain простоял вплоть до 2013 года, когда здесь проведена масштабная реновация, проводившаяся под руководством другого звездного архитектора — Питера Марино (Peter Marino). Тем не менее проект Путман стал одной из важнейших вех в истории Дома.
Дом Guerlain на Елисейских Полях в Париже.
№13
Два года спустя в 2007 французский дизайнер взлетела еще выше, приняв участие в масштабном архитектурном проекте. Речь идет о строительстве и оформлении двух небоскребов в Гонконге, один из которых — Putman Hotеl — носит ее имя! Фасад здания украшен геометрическим орнаментом из цветного стекла и навеян стилистикой ар-деко. Внутри — 28 номеров открытой планировки с эркерами, высокими потолками, деревянными полами и лакончиным черно-белым декором, который так любит Андре.
№14
В 2008 году мэр города Парижа назначил Андре Путман президентом Комитета по дизайну. В ее обязанности входила реорганизация общественных мест, редизайн городской мебели и униформы коммунальных служб.
№15
С 2007 года Андре помогала в работе ее дочь Оливия, которая в настоящий момент возглавляет Studio Andrée Putman. Многие работы того времени были сделаны в соавторстве. «Моя работа — продолжать фантастические приключения Андре», — считает Путман-младшая, и ей это прекрасно удается.
Материал подготовила Екатерина Васильева
Рождественская сервировка Оливии Путман. Поднос Vertigo, дизайн Андре Путман, Christofle. Хрустальный бокал Gatsby ручной огранки, дизайн Марка Брикса, Habitat. Гирлянда, ИКЕА.
Теги
- Питер Марино (Peter Marino)
- Жан-Мишель Франк (Jean-Michel Frank)
Андре Путман — Studio Putman
Нетипичная и свободная, Андре Путман на протяжении всей своей карьеры постоянно воображала мосты, пробелы, связи между искусством, модой и дизайном.
Андре Путман определяет себя как «дочь двух паршивых овец, продолжателей древнего рода паршивых овец».
Она родилась в 1925 году. Ее отец — интеллектуал, свободно владеющий семью языками, избравший аскетичный образ жизни в ответ на свое социальное окружение. Ее мать — причудливая и талантливая пианистка, которая находила утешение в том, что представляла себя «великой артисткой без сцены».
Андре сохраняет лучшее от этого образования: ранний вкус к искусству и неприятие буржуазных социальных условностей.
Андре Путман становится журналистом нескольких журналов, а затем в 1958 году присоединяется к популярной французской сети магазинов Prisunic в качестве стилиста, где она стремится «создавать красивые вещи бесплатно»: она придумывает предметы мебели и украшения по доступным ценам. Позже ее работа в агентстве стиля Mafia увенчалась замечательным успехом.
В 1971 году она вместе со своим другом Дидье Грумбахом создает инновационную компанию, специализирующуюся на разработке готовой одежды: Créateurs et Industriels. В парижском концептуальном магазине она, руководствуясь своей впечатляющей интуицией, раскроет многочисленные таланты, такие как Жан-Шарль де Кастельбажак, Иссей Мияке, Клод Монтана или Тьерри Мюглер.
«Моя единственная забота заключалась в том, чтобы сказать мне: «Если хотя бы десять человек заинтересуются моей работой, я достигну чего-то, что будет сопровождать меня на протяжении всей моей жизни» Ecart et ressuscite les Tales oubliés des années 1930 : Эйлин Грей, Рене Хербст, Жан-Мишель Франк, Пьер Шаро, Роберт Малле-Стивенс, …
Она развивает страсть к своей работе, открывает старинные произведения и восстанавливает их, представить их публике.Она разрабатывает каталог бесценной согласованности.
Дизайн интерьера отеля Morgans в Нью-Йорке в 1984 году, первого бутик-отеля, стал поворотным моментом в ее карьере.
Она проектирует по всему миру отели, частные дома, офисы, магазины и придумывает предметы и мебель.
«Иногда требуется мужество, чтобы принять решение, которое может кого-то шокировать, но окажется правильным»
Благодаря своим достижениям Андре Путман хочет примирить богатые и бедные материалы и использовать свет оригинальными способами.
В 1997 году Андре Путман основывает студию Putman, специализирующуюся на внутренней архитектуре, дизайне и сценографии.
В 2007 году Андре хотела открыть новую главу, передав бразды правления своей студией своей дочери Оливии. Тем самым она обеспечила преемственность ноу-хау, бренда, стиля, штампа.
Неравнодушный к тенденциям Андре Путман постоянно напоминает нам, что дизайн должен подслащивать и украшать жизнь.
«Мне нравится красивое и полезное, а еще больше красивое в полезном.»
АНДРЕ ПУТМАН — Интерьеры и иконки
Автор: Нергис Юксель
1925 — 2013
«Если у вас нет чувства тайного знания, что скромные вещи могут быть красивее всего дорогого, у вас никогда не будет стиля»
Влияния: Ранний модернизм, Эйлин Грей, Пьер Шаро, Жан- Мишель Франк
Известные клиенты: Карл Лагерфельд, Ив Сен-Лоран, Ян Шрагер и Стив Руббелл, Аззедин Алайя, Air France
Королева шахматной доски, самопровозглашенная «археолог современности» и старейшина парижского дизайна… Андре Путман, Великий французский дизайнер родился в Париже в 1925 году в богатой интеллигентной семье. Она начала свой творческий путь в музыке, изучая фортепиано по совету матери, а затем перешла к композиции после того, как ей сказали, что она недостаточно хороша, чтобы быть успешной пианисткой. Она успешно изучала композицию в Парижской консерватории, когда в 19 лет отказалась от музыкальной карьеры..
Вместо этого она вошла в мир дизайна и моды в качестве журналиста, сначала работая в Femina (1950), затем в Elle (1952) и, наконец, в известном арт-журнале L’Oeil в качестве редактора интерьеров. За это время она познакомилась и вышла замуж за Жака Путмана, искусствоведа, коллекционера и издателя. Вместе они встречались и общались со многими художниками, и в 1958 году она начала работать в розничной сети Prisunic в качестве арт-директора отдела домашнего хозяйства. Ее работа заключалась в создании хорошо продуманных, красивых товаров для дома, которые были бы доступны широкой публике. В 19В 71 год Дидье Грумбах заметил ее, чтобы основать новую текстильную компанию под названием Créateurs & Industriels . Ее интуиция и глаз на хороший дизайн были непревзойденными и помогли ей открыть для себя многих талантливых дизайнеров, таких как Жан-Шарль де Кастельбажак, Иссей Мияке и Тьерри Мюглер.
Она пережила несколько трудных лет после развода с Жаком Путманом и банкротства Créateurs & Industriels, где она пыталась понять свой путь и желание. Наконец, в 1978 году она основала свою первую компанию Écart International по продаже мебели, которую нашла на блошиных рынках. Через Écart она популяризировала забытую французскую модернистскую мебель и дизайнеров, включая, помимо прочего, Эйлин Грей, Пьера Шаро, Рене Хербста и Жана-Мишеля Франка. Ей до сих пор приписывают возрождение ранних модернистских дизайнеров и воспроизведение их культовых дизайнов.
Она получила свой самый известный проект интерьеров в возрасте 58 лет, когда печально известный дуэт Ян Шрангер и Стив Руббелл (бывшие владельцы культовой студии 54) наняли ее для украшения отеля Morgans на Манхэттене. Ее бюджет был ограничен, что заставляло ее быть изобретательной и находчивой. Она успешно использовала минималистскую композицию черного, белого и серого цветов во всем отеле и доказала миру, что высококачественный дизайн может быть достигнут при ограниченном бюджете и доступных материалах. По словам Путман, «стиль и деньги не имеют ничего общего друг с другом» и «хороший дизайн чист и прост, и (она) заинтересована в том семействе вещей, которые никогда не устареют». Когда через год отель открыл свои двери, он стал сенсационным и произвел революцию в дизайне отелей. Черно-белые ванные комнаты в клетку, которыми я сейчас одержима, стали культовыми и яркими примерами «9».0014 Ле стиль Путман ”. Отель Morgans знаменует собой начало эры бутик-отелей и мировую известность Putman.
После успешного запуска отеля Morgans многие известные дизайнеры, такие как Аззедин Алайя, Карл Лагерфельд и Баленсиага, заказали дизайн выставочных залов компании Putman. Air France также поручила ей переделать интерьер Concorde, а Джеку Лангу, тогдашнему министру культуры Франции, украсить его офис.
Ее стиль был ультрасовременным, утонченным и смелым, и его лучше всего можно было бы описать как «сдержанный шик» — всегда точный, дисциплинированный и строгий. Ей принадлежит минималистский образ, который утончен, гладок и уникален. Лагерфельд однажды описал стиль Путман как «очень французский, безупречный, очень чистый». Она была сторонницей радикальной простоты и категорически против узорчатых тканей. По ее собственным словам, «отпечатки (были) агрессией, о которой вы никогда не просили». Однако она никогда не боялась смешивать разные стили и периоды — современные материалы и мебель часто смешивались с тщательно подобранными классическими элементами в интерьерах Путмана. Она проложила путь другим дизайнерам для использования современной и минималистской мебели в историческом окружении.
Будь то интерьер бутик-отеля, мебель на заказ или продукт, ее дизайн всегда был культовым и высококлассным. Она элегантно носила смелую монохромную палитру белого и черного цветов и сочетала свой дизайн со своими нарядами.
Она выступала за новый образ жизни, где не было стен и жилые помещения не делились по функциональности. Она жила на чердаке в старой типографии в конце 70-х, когда это не было обычным делом.
В 1997 году она основала Studio Putman , дизайн-студию, специализирующуюся на дизайне интерьеров, дизайне продуктов и сценографии. Ее дочь Оливия заняла пост арт-директора в 2007 году и отметила успешную карьеру своей мамы выставкой в Hôtel de Ville в Париже в 2010 году, которую посетило 250 000 человек.
Большинство из нас недостаточно смелы, чтобы вносить простые изменения или преследовать свои мечты, когда нам еще за 20 или чуть за 30, но Путман был достаточно храбр, чтобы впервые основать новую компанию в возрасте 53 лет после неудачного брака. и деловое партнерство. Она стала самой известной женщиной-французским дизайнером в мире, когда ей было 58 лет, благодаря своей целеустремленности и мужеству. «Иногда требуется мужество, чтобы принять решение, которое может кого-то шокировать, но которое оказывается правильным» — Андре Путман.