Интерьер по-датски: дизайн как образ жизни
Советы
Королевство Дания — самая маленькая и самая процветающая из всех скандинавских стран с населением всего пять с половиной миллионов человек. По данным социологов агентства World Values Survey, самые счастливые люди в мире живут именно здесь. Среди основных факторов, влияющих на показатели общего уровня благополучия граждан, — невысокие по европейским меркам налоги, качественное образование и технический прогресс.
Датский актер Мадс Миккельсен в интерьере мебельного концерна BoConcept.
В 1920–30-е годы датское правительство стало инвестировать в дизайн на государственном уровне, чтобы предоставить людям среду, которая формирует ответственного и счастливого гражданина страны. Например, каждый датчанин учится в школе с хорошей, эргономичной мебелью из экологически чистых материалов. Таким образом, с каждым новым поколением дизайн становится частью национального сознания людей.
Предметы датского дизайна можно увидеть в коллекциях всех крупных музеев мебели, в интерьере практически любого европейского дома и в общественных пространствах по всему миру.
Стулья The Chair датского дизайнера Ханса Вегнера на легендарных предвыборных телевизионных дебатах Джона Кеннеди и Ричарда Никсона в 1960 году.
Датский дизайн зеркально отражает потребности социума. К примеру, один из основоположников датского функционализма дизайнер Поуль Хеннингсен (Poul Henningsen) в начале Второй Мировой Войны, в 1941 г., разработал модели светильников для парков Копенгагена. Конструкция колец-отражателей распределяла свет таким образом, чтобы они не были заметны для пролетающих в небе бомбардировщиков и жители могли без опаски передвигаться вечером.
Парковый светильник датского дизайнера Поля Хеннингсена для Louis Poulsen.
В 1930–40-е годы датские архитекторы занимались разработкой «проектов будущего» с мебелью и освещением нового типа. Столовые, библиотеки, административные здания нуждались в недорогой типовой мебели, которая должна была выпускаться промышленным методом, снижающим стоимость производства. Дизайнеры заняты поиском новых архетипов и переосмыслением традиций. У авторов мебели возникает желание персонифицировать свои творения. Отныне предметам не просто присваиваются серийные номера, им даются имена собственные, такие как кресло «Лебедь», стул «Капля», светильник «Артишок».
Интерьер с креслом «Лебедь» и cтулом «Капля», дизайн Арне Якобсена,1958.
Основные элементы датского стиля
Датский стиль элегантен и сдержан под стать северной природе. Он балансирует на грани рациональности и сурового аскетизма. Очаг — непременный атрибут датского дома.
Типичный интерьер в датском стиле с камином и люстрой «Артишок», дизайн Поля Хеннингсена, 1958.
В интерьере всегда найдутся шерстяные пледы и практичная кухонная утварь: он наполнен только самым необходимым, в нем нет излишеств.
Базовые принципы создания датского стиля заключаются в стремлении подчеркнуть свойства материалов и сохранить их природную красоту.
Охарактеризовать датский интерьер довольно просто: это функциональность, простота, удобство, экологичные материалы, чистота силуэтов и, конечно же, цветовая палитра, навеянная приглушенными оттенками природы.
Интерьер ресторана Höst в Копенгагене, Дания. Дизайн студии Norm Architects.
Современный датский дизайн
Фрагмент популярного датско-шведского сериала «Мост». На переднем плане кресла Wishbone Chair, дизайн Ханса Вегнера, Carl Hansen & Søn.
В XX веке датский дизайн перевернул с ног на голову общепринятые представления об интерьере: «Нет такого закона, по которому в гостиной должны стоять диван, пара кресел и журнальный столик. Существуют и другие способы создания атмосферы для отдыха…» — говорил Вернер Пантон (Verner Panton).
В XXI веке, когда ритм жизни высок, как никогда, возросла потребность в интерьере, где можно было бы восстановить силы и эмоциональное равновесие. Датский стиль подходит для этой задачи как нельзя лучше, ведь во многом именно следование его простым принципам позволяет ощущать себя благополучно уже не одному поколению жителей этой скандинавской страны.
Текст: Татьяна Федосова, преподаватель Международной Школы Дизайна (IDS)
Датский актер Мадс Миккельсен в кресле Imola, дизайн Хенрика Педерсена, BoConcept.
Федосова Татьяна
Теги
- Скандинавский стиль
- Международная Школа Дизайна
Датский дизайн и Датский дизайн центр (DDC)
14.10.2011В центре столицы Дании на бульваре самого известного писателя в мире, Ганса Христиана Андерсена, находится современное здание из стекла и металла. Это Датский Дизайн Центр. Данная организация располагается по этому адресу с января двухтысячного года. Основным действующим лицом в развитии дизайна в Дании является именно Датский Дизайнерский Центр (DDC), независимое учреждение, частично финансируемое государством, а частично — собственной коммерческой деятельностью. Главная задача DDC — построить систему оповещения о дизайне различных предприятий, с акцентом на малые и средние, и создать бренд датского дизайна в национальном и международном контексте.
Нельзя не согласиться с утверждением руководства данной организации, что дизайну в Дании уделяется сегодня больше внимания, чем когда-либо прежде. Если пребывать некоторое время в Копенгагене и наблюдать за повседневной жизнью и бытом людей, а затем сесть в комфортабельный поезд и через час оказаться на другом конце страны, то можно в этом действительно убедиться. Современный дизайн, без всякого преувеличения, считается отличительной национальной чертой датчан и частью их повседневной жизни.
Для нынешнего состояния дел существовали определенные исторические, экономические и культурные предпосылки. Так, например, в 40-е и 50-е гг. благодаря открывшимся после второй мировой войны техническим и экономическим возможностям, работе мастеров и общей атмосфере, способствовавшей поиску новых творческих решений, датский дизайн снискал всемирную известность. Счастливое сочетание внутренних и внешних обстоятельств привело к Золотому Веку, когда дизайн датской мебели достиг международного успеха. Арне Якобсен, Ханс Й. Вегнер, Вернер Пантон, Поль Хеннингсен и многие другие стали широко известными знаковыми фигурами мирового дизайна. Ни один из перечисленных дизайнеров не работал в одиночку.
Работа велась в кооперации с производителями. Выпущенная в 1940-е и 1950-е гг. в соответствии с концепцией датского дизайна продукция чаще всего имела бытовое назначение: мебель, светильники, текстиль, домашняя утварь, что делало ее общедоступной. Такая ситуация сложилась благодаря двум аспектам. Во-первых, для развития датского дизайна важным было тесное сотрудничество высокопрофессиональных мебельщиков и лучших архитекторов того времени. Плоды их работы ежегодно демонстрировались на осенних выставках мебельщиков (1927-1965 гг.). Во-вторых, важно то, что индустриализация Дании произошла сравнительно поздно и промышленное производство строилось на живых художественных традициях и концепциях ремесла высокого качества.Прежние заслуги подтолкнули скандинавские компании вступить в более интенсивное сотрудничество с дизайнерами сегодня. Дизайн играет значительную роль в датской индустрии и в повседневной жизни Дании.
Все большее количество предприятий осознает то, что взаимодействие с дизайнерами дает значительное преимущество над конкурентами. Большинство датских компаний на собственном опыте убедились, что дизайн является существенным звеном в развитии продукции и графической передаче информации, и рассматривают дизайн как решающий фактор в общем продвижении брендов своих компаний.
Так, например, модный рынок является пятым по величине экспортным рынком Дании. Современный успех модного бизнеса привлекает политическое внимание и способствует стремлению продвигать датскую моду на международной арене. Новое поколение модельеров сумело за короткий промежуток времени возбудить огромный интерес к своим перспективным и новаторским идеям, и подобно мебельному дизайну в 1950-1960 гг, перед датской модой в настоящее время открывается международный успех и широкое международное признание. Датский модный бизнес обладает уникальным сочетанием творческих и деловых навыков. Многие поняли, что мода имеет отношение больше чем просто к одежде — здесь играют роль также стратегия бизнеса, развитие продукции, показы коллекций, городские рекламные кампании и визуальная передача информации.
Уникальная комбинация творческого подхода и деловой стратегии, характерны для датской модной индустрии.Если продолжать рассматривать международный ракурс понятия «Датский дизайн», то можно обнаружить связь и с направлением функционализма, берущим начало в десятых годах 20-го века, получившим развитие в германской Высшей строительной и архитектурной школе «Баухауз» и распространившемся во всем мире. Датский дизайн принес то, чего не было в этом стиле: более органичную идею формы, особое внимание к назначению вещи и к гармонии между пользователем и окружающими его предметами. Впечатления должны не только быть визуальными, но и обращаться к нашему рассудку и чувствам. Характерно, что в Дании дизайн рассматривается как процесс решения проблемы. Решение дизайнерской проблемы должно быть простым и естественным, и при этом не нарушать сложности задачи. Главное — добиться гармонии между человеком и окружающими его вещами. При этом должны быть учтены и требования, предъявляемые к издержкам и окружающей среде.
Например, если говорить про особенности промышленного дизайна Дании, то можно отметить, что для дизайна датской продукции характерна экологическая устойчивость и удобство в эксплуатации. В числе специфических областей приложения промышленного дизайна находятся медицинские технологии. Основными областями применения датского дизайна являются продукция категории Hi-Fi (Bang&Olufsen), ветроэнергетика и строительные элементы — все они твердо держатся на экспортном рынке.
Характерной чертой в сфере графического дизайна в Дании является наличие с одной стороны крупных дизайнерских фирм, чьим основным занятием является разработка дизайнерской стратегии, корпоративный имидж и создание брендов (Кontrapunkt, e-types, Scandinavian branding), а с другой стороны мелких студий, зачастую состоящих из одного-двух дизайнеров (BennyBox). Многие небольшие графические бюро зачастую специализируются на веб-дизайне, видеоиграх и анимационной графике, в то время как крупные студии сочетают организационные дизайнерские вопросы с дизайнерской стратегией и средствами передачи информации.
Интересен тот факт, что о создании корпоративного дизайна и собственного постоянного дизайнерского штата для одной из крупнейших датских компаний стали задумываться в 70-е годы прошлого века. На протяжении многих лет концепция собственного постоянного дизайнерского штата на промышленных предприятиях была почти неизвестна в Дании, как и в большинстве европейских стран. Одним из пионеров оказалась Датская государственная железная дорога, или ДСБ. Ее дальновидный руководитель по дизайну, архитектор Йенс Нильсен, учредил в этой организации в начале 1970-х особый дизайнерский отдел, в то время как обычно ДСБ привлекала к работе над своими проектами независимых дизайнеров. То отношение к дизайну, которое разработала ДСБ, было началом организации дизайна в Дании, не только в государственном секторе, но и во всей промышленности в целом.
В общем и целом, Датский дизайн, прежде всего, характеризуется заботой о конечном потребителе и созданием особой связи между пользователем и средствами производства — материальными или нематериальными.
Другими ключевыми характеристиками являются гуманизм, эстетичность, равноправие и восприимчивое отношение к новым технологиям. Влияние функционализма по-прежнему ощущается. Молодых дизайнеров отличает высокая степень интернационализации, внесшей свой вклад в развитие и разнообразия в особую среду датского дизайна. Кроме того, границы между дизайном, архитектурой и прикладными искусствами постепенно размываются, что оказывает влияние на существующее состояние датского дизайна, и будет оказывать еще большее влияние в будущем.В Дании, как и в остальном индустриализованном мире, концепция дизайна за последние годы расширилась. Все чаще дизайн используется в качестве метода донесения до потребителя сложных идей, организации процессов и оптимизации межличностных связей. Ввиду этого Датский Дизайнерский Центр, действующий в смежной области между дизайном и бизнесом, в недавнее время разработал следующее определение дизайна, стремящееся охарактеризовать дизайн во всем его разнообразии и долженствующее задать четкий курс для всех видов деятельности этой организации: «Дизайн — это результат обдуманной и творческой работы над идеей, проблемой или желанием что-либо изменить.
Итак, мы видим, что датский дизайн — это итог и выражение совокупности далеко идущих целей и ценностей. Основной задачей Датского Дизайн Центра, о котором мы говорили выше, является пропаганда современного датского дизайна в среде скандинавских промышленников и производителей в различных сферах. Фактически дизайн центр существует для осуществления диалога между дизайном и важнейшей целевой группой дизайн центра – бизнесом.
Государство оказывает активную поддержку центру. Частично выражается она в использовании различных правительственных и бизнес механизмов, способствующих популяризации дизайна. Мода на собственный «Датский дизайн» очевидна и она не исчезает, как в самом королевстве среди взрослого населения, так и среди молодежи.
В конце 1990-х гг датское правительство одним из первых в мире определило текущую дизайнерскую политику — факт, привлекший внимание международной общественности. Эта инициатива была продолжена в 2007 году программой «DesignDanmark» — преемником предшествующей дизайнерской политики, — разработанной Министерством экономических и деловых связей.Новая дизайнерская политика является частью общей торговой и промышленной политики и основывается главным образом на ряде рекомендаций, разработанных специальным комитетом по дизайну, который был составлен из ведущих представителей датского делового мира и сферы дизайна, назначенных министром экономических и деловых связей и министром культуры. Эти рекомендации включают в себя, среди прочих вещей, более усиленное применение дизайна в промышленности, повышение профессионального уровня дизайнеров, обеспечение того, чтобы дизайнерское обучение становилось ориентированным на бизнес и международные связи, обеспечение авторских прав дизайнеров посредством правовой защиты, а также создания бренда Дании как нации дизайна.
Помимо этой инициативы, Министерством культуры финансируется особый Фонд Дизайна, на базе которого Датский Дизайнерский Центр, Датский Архитектурный Центр и Датский Центр Прикладных Искусств разработали общую стратегию маркетинга и развития датского дизайна, архитектуры и прикладных искусств во всем мире.