Галина ларина дизайнер: Три года назад мультимедийный графический дизайнер Галина Ларина создала альтернативный бренд одежды из полиэтиленовых пакетов «Plasticdoom»

Как сделать модную одежду из самого обычного пакета и научиться говорить с облаками

Галина Ларина

Графический дизайнер, иллюстратор, создатель бренда Plasticdoom, яхтенный капитан и отважная путешественница

Возраст: 22 года
Место рождения: Москва
Галя в Facebook

Галя — хрупкая, маленькая, с сильным характером. Смотришь на нее и не веришь, в то, что она бесстрашно ходит в море и покоряет горы. А ещё Галя очень любит природу и в ее случае это не просто слова — она создала проект по переработке пластика в красивые и долговечные вещи.

Катя Золотых

Автор материала

Галя, я знаю, что сейчас ты занимаешься собственным проектом — создаешь разные классные вещи из обычных пакетов. Расскажи, как к тебе пришла такая идея?

В 2016 году я закончила Британку — Британскую Высшую Школу Дизайна, отделение графического дизайна. Тема моего диплома была посвящена экологии и природе-маме. Я много рассуждала, исследовала и на выходе получилась коллекция вещей, сделанная из сплавленных между собой полиэтиленовых пакетов.

Получив такой практичный материал: водонепроницаемый и достаточно прочный, первое что пришло голову — это сделать дождевик, который своей визуальной формой доносил бы мысль: «Вот был пакет, дурацкий такой, а теперь — это модный дождевик!»

За две недели до экзаменов я решила сделать машину по плавке пластика Precious Plastic, в подтверждение своего утверждения, что мусор есть альтернативное сырье, которое надо использовать. И я сама сварила эту железную машину, которая позволяет крошить пластиковый стаканчик из-под йогурта, а потом из него создать абажур, кашпо для растений или рукоятку.

Это лишь подтвердило, насколько пластик подвижный материал — его перепроизводство может быть ограничено только твоей фантазией. Еще меня забавляет то, что я отрекалась от пластмассы, проклинала ее в начале пути, когда начала исследовать тему загрязнения окружающей среды, а теперь — только с пластмассой и работаю. (Смеётся)

Какая у проекта главная идея? Как я понимаю — беречь природу и не засорять ее. Если мы не можем избежать использования пластика, то нужно хотя бы что-то делать, а не бросать выбрасывать его не думая. Использовать дальше, чтобы он служил тебе, а не просто загрязнял среду.

В первую очередь мне хочется сказать, что каждый сам в праве решать, куда идут его отходы. И направить мысль, что даже если страна глобально не может решить проблему с мусором и его сортировкой, то локально это уже можно делать, и очень много людей этим занимаются. И удачно занимаются! Хочется, чтобы организовывались комьюнити по переработке, чтобы люди двигали эту тему сами, без участия больших дяденек и заводов. Своим проектом Plasticdoom я хочу сказать, что это доступно, не надо быть супер-инженером или человеком с большими деньгами.

Мусор наносит большой вред флоре и фауне, это такой гигантский след, который оставляет цивилизация, и его нельзя игнорировать. На данный момент считается, что уже идет пиковый этап загрязнения и количества мусора в мире. И если сейчас это не начать сокращать или перерабатывать, это повлияет на каждого из нас напрямую.

Если проследить эту цепочку, то легко понять, что ты сам себе и своим детям портишь жизнь. Да, можно быть эгоистами и жить каждый день, как последний. Но многие живут не так, у них есть желание иметь семью, что-то делать для будущего и думать не только о себе, и понимать, что это не последний их день. Пускай таких людей будет больше!

Plasticdoom уже выпустил свою первую коллекцию на новой территории Хлебзавода. Скажи, сколько времени прошло от момента идеи до момента первого показа?

Получается, что я занималась темой экологии весь последний год в Британке, но дошла до пакетов, наверное, месяца за 4 до сдачи. Потом было лето, яхтинг, было много проектов параллельных, про экологию и про активистов. Я думаю, это заняло почти полтора года. На данный момент мне удалось стать частью разных выставок и проектов и провести показ целой коллекции — восьми дождевиков, абсолютно разных по форме, крою, плотности и цвету. У меня даже купили несколько, но я думаю, что скорее в поддержание проекта, нежели как сам продукт, чтобы надеть и пойти.

Почему ты так думаешь? На улице вон дождь льёт. Я бы надела и пошла!

Потому, что они не то чтобы пот, они даже воздух не пропускают. Ведь это обычный пакет. Естественно, в нем жарко бегать, он рассчитан скорее на холодную погоду. Правда, сейчас у моделей есть клапаны на спине, для вентиляции, и это спасает- ты не перегреваешься. Надо работать с тканевым подкладом и общей технологией, делать её комфортнее! Еще у моих дождевиков есть смешная особенность — они хрустят, и я никак не могу избавиться от этого хруста, они такие, очень музыкальные. И это даже сложно назвать минусом, скорее это, то, что отличает их от других.

Кстати, сейчас я уже делаю двухслойные дождевики, а раньше в них было больше трёх наложений. Количество слоев влияет на плотность предмета, например, рюкзаки я шью из плотного материала, недавно я сделала пуфик…

То есть, ты не только дождевики, ты еще и рюкзаки и пуфики делаешь?

Да, получается, что я развиваю форму. Недавно сделала детский пуфик — на нем можно сидеть, он набит пакетами, он тоже плотный. Его можно сжать, а потом он возвращается в изначальную округлость. Я попробовала, и очень удачно получилось, хотя и сама не предполагала, это был просто эксперимент.

Тем более дети любят всякие штуки, которые шуршат и мнутся

Ага! Их еще и разглядывать можно: где-то пчелка, где-то смайлик — это маленькие картиночки от пакетов остаются. В принципе, это и взрослым интересно, а дети вообще очень любят детали.

Да, это очень клевая идея! А мне кажется или я правда видела где-то твои кофты или толстовки со вставками? Я бы хотела себе такую!

Да, они и вправду есть. (Улыбается) Просто, когда я крою или шью, остается много обрезков, а они тоже очень красивые, и я не могу их выбросить. Поэтому, беру и просто нашиваю на какое-нибудь хлопковое изделие: такой маленький лейбл, который никогда и ни у кого не повторится. Мне кажется, люди очень устали от одинаковых вещей из магазина, и такой подход вызывает у них интерес и находит отклик.

А поделись подробностями такого производства в домашних условиях?

Нужны утюг, калька и гладильная доска с тефлоновым покрытием. Кладешь на нее пакеты так, как ты хочешь и сколько хочешь, накрываешь калькой сверху и проглаживаешь утюгом на высокой температуре, без подачи воды. Тяжести утюга и его температуры хватает, чтобы сплавить слои пакетов в единую материю. Я так делаю, когда отшиваю спинки, полочки, рукава или пуфики. Обязательно маску надевать и проветривать помещение, потому, что это всё-таки пластик, он токсичный.

Мне кажется, из этого материала можно очень многое делать

Да, предела реально нет. С кем бы я не разговаривала, неважно из какой отрасли, все находят применение и у себя. Например, мой отец работает со стройкой, он сразу сказал, что это будет отличный тент для грузовой машины! И так у всех — сразу включается фантазия, человек видит применение этому элементарному на первый взгляд продукту. И это круто.

Я восхищаюсь твоей идеей! Всё гениальное просто. Вроде ничего такого, а так круто. А почему ты пошла учиться на дизайн?

Я с детства рисовала, и вообще я уверена, что основополагающее — это родители, которые вкладывают, ведь у каждого человека есть свой подход к красоте и гармонии. У меня мама художник, а папа инженер.

И это сложилось в тебе воедино

Видимо, да (Смеётся) Я закончила музыкально-театральную школу, мы там каждый день пели, танцевали, но главное нас учили общаться и находить общий язык — это крайне важно было этой школе, хотя она и была общеобразовательная. Можно сказать, в нас воспитывали социально-ответственных людей.

А потом я решила пойти в МАРХИ, готовилась к черчению… Но просто запорола, простите, ЕГЭ. И в последние дни, когда надо было решить, куда идти, нашлась Британка. Я приехала туда, всё посмотрела и поняла: хочу здесь учиться. Такие окна, такой свет, такие люди…

Для меня это было лучшее место, в котором я могла провести свои студенческие годы. И это моя большая удача, что у меня всё шло от души и от внутренней радости, и мне не пришлось страдать, доучиваться там где-то или бросать.

Кстати, еще одним подарком от Британки стало то, что меня нашли в Facebook, и, как выпускницу Британки, пригласили на собеседование, в крупное рекламное агентство. Взяли сразу помощником арт-директора.

Там у меня был гигантский оклад. (Улыбается) Благодаря этому, я съездила в Америку, когда меня пригласили участвовать в выставке с дождевиком и зонтиком из моей дипломной работы. Я тут же сагитировала Даню (бойфренд — прим. ред.) и мою подругу на большую поездку на машине.

А расскажи подробнее, как всё было?

Куратор выставки выбрал мою работу на 7th Wearable Expressions, мне предложили участвовать в закрытом предпоказе, за неделю до официального открытия. Всё, начиная с парковки машины, строгого пропускного пункта по спискам и заканчивая шампанским на каждом углу, было в стиле супер-лакшери вечера. Местом проведения этого показа был загородный дом классного архитектора Арона Грина. Дом был шикарный, с сумасшедшим видом на Тихий океан. Стоя в чёрном платье (мы переоделись в машине за 10 минут), я совершенно не осознавала, что происходит и где я вообще. Всё казалось настолько нереальным! И место, и общество и цвет океана, на который только упало солнце… Подиум выстроили вдоль узкого бассейна, были камеры и местные СМИ.

На сиденьях лежали брошюры с именами и полным описанием всех «луков». У меня был рослый манекенщик, довольно бодро прошагавший в плаще и ещё одна леди с зонтиком, который дополнял образ платья девушки-дизайнера из Перу. Вёл показ Хосе Лимус, амбассодор и друг Пола Смита. Именно он потом подошёл ко мне с приглашением приехать в их главный офис. Катя, это всё было как в кино!

Нас вкусно кормили и угощали бесконечными запасами местного калифорнийского вина. Все присутствующие были на порядок старше, но от этого казалось, что мир можно покорить даже во младенчестве (Смеется). Все мы равны и у всех есть одинаковая возможность добраться даже до такой виллы и до такого дня!

Через пару дней я наведалась в этот невероятный офис. Хосе показывал и рассказывал про каждую вещь. Оказалось, что они продвигают и поощряют молодых дизайнеров в разных сферах. Это такая большая платформа, где всё складывается благодаря вкусу Пола и его любовью к новому и, может быть, к молодости (Смеется).

Поговорили о вещах, о будущем, о возможном партнёрстве. После показа я отправила им презентацию со всеми возможными вариантами работ, которые могла бы изготовить для них. Отправила и жду ответа. Скрестила пальцы и просто жду, с улыбкой вспоминая всё, что произошло со мной там. И даже если мы не будем сотрудничать, то я всё равно невероятно счастлива. Такая дикая и классная жизнь.

Мне кажется, если бы ты не поехала, то потом жалела бы всю жизнь

Да, согласна. Но сейчас у меня никакой официальной работы, только фриланс с пакетами и учеба. (Улыбается)

Я тут пошла учиться в магистратуру, к Борису Трофимову — мне очень нравится! Особенно то, что мы много работаем со шрифтами, с версткой. Пока я не совсем идеальный студент, потому что мне еще очень хочется продолжать пакеты. И получается, что нужно всё успеть.

И я всё думаю, как бы в сутках сделать побольше времени? (Смеётся) Ведь мне хочется очень многого, а совмещать все мои занятия иногда так сложно!

Осенью 2016 года ты первый раз в жизни сходила в настоящий поход в горы. Кто-то делает это для преодоления себя, кто-то для укрепления здоровья, кто-то ради компании — у всех разные мотивы. У тебя какой?

Я очень хотела увидеть эту нетронутую, незыблемую часть мира, природу в ее первичной, первозданной красоте. Горы, тоже, конечно, меняются, но они непоколебимо переживают всех нас, все катаклизмы и общественные проблемы.

В какой-то момент я осознала, что не хочу разговаривать, что эмоционально общаюсь с травинками, облачками, горой. Честно, я была бы рада, если бы вообще одна в эти горы пошла. Потому что, когда у тебя этот невероятный контакт с природой, с окружающим миром, то не нужны никакие слова. Утром ты просыпаешься, видишь облако рядом с горой и понимаешь: облако тоже живое. После похода пришло четкое понимание: всё окружающее очень живое, живее чем некоторые люди бывают. За этим пониманием, наверное, я и ехала.

Я знаю, что еще у тебя есть права яхтенного капитана. Ходишь ли ты в моря или забросила всё и занимаешься только своим проектом?

Сейчас большую часть времени я занимаюсь с пластиком. Но яхтинг — это тоже такая заманчивая штука, которую раз попробовал и невозможно остановиться. Очень сильно затягивает. Так вышло, что мы семьей — я, мой брат, младшая сестра, и родители — попробовали яхту, как транспорт, начали ходить по островам Греции. Это было 6 лет назад. И с тех пор, ни один летний сезон мы не пропускаем — если вместе едем в отпуск, то только на яхте. Берем маленькие лодки, ничего выпендрежного.

А кто изначально был капитаном и как ты получила права?

Когда мы ездили первый раз, был только один капитан — папа. Не знаю, как он выдержал, потому что это очень сложная задача — вести яхту, тем более, когда все остальные пассажиры ничего не делают и НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ.

В той поездке мы поняли, как это круто: ты достигаешь таких земель, до которых никто не может добраться, где нельзя воспользоваться паромом, катером или морским такси. Свобода, которую ты сам себе создаешь посредством яхты, и осознание, того, что ты используешь воду, как дорогу, потрясают.

На следующий год мы уже все сдали на права и теперь у нас в семье четыре капитана.

Если случится буря, ты сможешь с ней справиться?

Да. В нашем последнем путешествии мы шесть недель ходили по Греции, по Родосу и островам. И это был супер-опыт, особенно для меня, Дани и Пети, как для капитанов. Были все типы погоды, начиная от штиля, когда хочется повеситься, потому что ветра нет, и заканчивая штормовыми днями — это экстремальные условия, и хорошо, что мы были вместе.

Летом вы набирали команду для путешествия на яхте по Эгейскому морю, как всё прошло?

Отлично! У нас было 4 захода, набирали по 5 человек в команду.

Это было впервые и очень круто.

С одной стороны, ответственность — мы полностью инструктировали людей и даже спасательные жилеты пару раз надевали. Когда был сильный крен, все привязывались. То есть мы следили за безопасностью, но первые ощущения, когда мы самостоятельно вышли в море, были такие: нас оставили одних дома, и мы сейчас будем гулять!

Кот за двери, мыши в пляс!

Да! (Смеется) И эти ощущения мне хочется повторять. Кстати, на воде эмоционально очень отдыхаешь.

Думаю, что о самостоятельных путешествиях нужно больше говорить, развивать это направление. Чтобы люди понимали: есть другие варианты, и никакие отели и туроператоры не нужны. Вам нужно просто желание, и всё.

Интервью провела:

Катерина ЗолотыхСтраница Plasticdoom на фейсбуке.

Поделиться с друзьями:

Читайте также:

Пять маленьких историй о Грузии

«Если пусто в душе, значит, время сменить маршрут»

Подкасты Вандерласта:

Подкаст | Как начать писать и не бросить

Рассказывает Лена Сахарова

Подкаст | Как создать сообщество единомышленников и достичь большего вместе

Рассказывают Никита Куимов и Анастасия Климова-Куимова

Галина Ларина — о своем бренде одежды из пластиковых пакетов

Три года назад мультимедийный графический дизайнер Галина Ларина создала альтернативный бренд одежды из полиэтиленовых пакетов “Plasticdoom”.

Сегодня она является участником мирового комьюнити Precious Plastic, ведет детские курсы по экологии и читает лекции по «зеленому» дизайну.

Галина рассказала «Натур Продукту» о своем «пластиковом пути», о том, как в рамках осознанного потребления происходит масштабирование проекта.

Как появился интерес к пластику

Впервые с темой переработки мусора я столкнулась в детстве — мы с братом собирали на улицах пустые бутылки, сдавали их и на полученные деньги покупали жвачки с переводными «татушками». Не знаю, кто нас надоумил этим заниматься, но нам нравилось.

Когда училась на последнем курсе Британской Высшей Школы Дизайна в Москве, и подошло время определяться с темой диплома, я заинтересовалась проблемой переизбытка мусора и глобального потребления.

Все началось с небольших исследований во время прогулок в парке: заглядывала в урны и пыталась понять, что выбрасывают люди и почему так много.

Потом погрузилась в литературу, чтобы больше узнать о разных видах мусора.

Надо сказать, что в «Британке» среди студентов и преподавателей очень оживленно идет обсуждение вопросов, тем, сомнений.

Для многих предложенное мной направление показалось негативным, было непонятно, как я буду представлять тему мусора в графическом дизайне.

Свести все к социальной рекламе? Но я знала — мне совсем не хочется насильно заставлять людей что-то делать, агитировать от чего-то отказываться.

Спустя полгода «мусорных изысканий» я поняла, что нужно учиться работать с самым коварным материалом — пластиком: преобразовывать его во что-то новое, показать, что после первого использования жизнь пластика не заканчивается — он может становиться сырьем для производства полезных вещей.

Наверное, дома у каждого есть «пакет с пакетами», я была не исключение. С помощью утюга я начала сплавлять их разноцветные кусочки, добиваясь интересных форм.

Тогда я еще не знала, что при нагревании пластик может быть токсичен, и работала без маски — никому не советую так делать. Полиэтилен оказался прочным, водонепроницаемым материалом, пробиваемым швейной машинкой.

Я подумала, что дождевик стал бы отличным примером того, как можно сделать что-то красивое, используя такой элементарный мусор, как пакет.

Далее я начала создавать поясные сумки, кошельки, кашпо, панамы и зонтики. На тот момент было создано 11 объектов и переработано 135 пакетов. Чтобы все выглядело наглядно, я с друзьями сделала забавный видеоролик, который имел большой успех.

PLASTICDOOM from Galina Larina on Vimeo

Перед самой сдачей диплома, я узнала о Precious Plastic — это международное сообщество сотен людей, работающих над решением проблемы загрязнения пластиком. На их сайте много обучающей информации, в том числе чертежи по сбору машин для переработки пластмассы.

Буквально влюбившись в проект, я решила собрать одну из машин и представить ее на выпускной выставке в качестве еще одного доказательства возможности самостоятельной работы с пластмассой.

Конечно, я никогда не работала с металлом, не занималась сваркой — всему этому научил меня отец. С его помощью я сделала машину без мотора, но с нагревающими элементами и рычагом: при высокой температуре пластик становится жидким, после чего из его массы отливаются разные формы.

Когда она заработала, это было потрясающе здорово. Так появилась первая в России машина Precious Plastic.

Как запустился бренд

На сдаче диплома я получила очень высокий балл — это означало, что меня поняли, и это чувство успеха дало уверенность, что с пластиком следует продолжать работать. Но то, что из этого можно сделать бренд, дошло до меня не сразу.

Вскоре после окончания «Британки» подруга прислала мне ссылку на участие в ежегодной выставке Wearable Expressions. Я отправила заявку с фотографиями своих дождевиков и благополучно забыла об этом.

Однажды утром мне позвонили и пригласили на открытый показ в Лос-Анджелес. Я была ошеломлена, не верила, что это наяву.

Тогда я работала арт-директором в хорошей компании и, чтобы поехать в Америку, мне пришлось уволиться. Некоторым такой поступок показался ребячеством, но я не могла поступить иначе — это был вызов, и я приняла его.

Выставка была посвящена моде и разработке новых альтернативных идей: одежда из отходов, вещи с необычным кроем.

Поездка перевернула мое сознание, рамки между мечтой и реальностью были стеры: представьте, с одной стороны подиум, на котором представлена твоя одежда, с другой — Тихий океан.

На показ съехались люди с определенным статусом в fashion индустрии. Мои вещи заинтересовали амбассадора Paul Smith, и он предложил выставлять их в концепт-сторе.

Тогда я не была уверена в качестве своей продукции и отказалась, но переговоры дали мне ощущение, что могу сделать свой бренд.

Первый показ

По приезде домой я нашла помощницу по шитью, стала использовать термопресс вместо утюга и подыскивать нужную фурнитуру. Через какое-то время поняла, что готова провести свой первый показ одежды и начала усиленно к нему готовиться.

Обратилась к администрации арт-пространства «Хлебозавод», они согласились мне помочь и бесплатно предоставили на день железный ангар. Я благодарна ребятам за то, что они поддержали мои идеи и поверили, что я смогу их реализовать.

Далее сработало волшебство сарафанного радио, и нашлась целая команда, которой было бы интересно участие в перформансе.

Я хотела показать проблематику индустриального мира и переизбытка пластмассы через театрализованное представление — модели с метлами в руках сгребали из центра ангара полиэтиленовый мусор, сортируя его по цвету.

Под кучами пакетов они находили дождевики и надев их продолжали убирать площадку. В конце представления на моделей пролился «дождь» — это был символ начала и рождения бренда.

И вот вопрос: если очистить от пакетов один ангар занимает немалое количество времени, то сколько нужно, чтобы избавить от них планету?

Дружба с Precious Plastic

В 2018 году команда Precious Plastic пригласила меня стать частью их проекта Version 4.

Программа собирает на одной площадке в Голландии людей, которые готовы заниматься пластиком, исследовать проблематику, разрабатывать новые версии машин по его переработке и делится полученными результатами на онлайн платформе. Любой желающий может подать заявку на исследовательскую деятельность.

Два с половиной месяца я жила с ребятами в Эйндховене zero waste жизнью: мы ездили в мастерские на велосипедах, перерабатывали мусор и отдавали червякам остатки нашей еды.

Мне дали задание работать с пенопластом: я изучала его физические свойства, плавила с секундомером при разной температуре, придумывала возможную «вторую» жизнь этого материала. У нас были четкие дедлайны, режим работы, расписание дня.

Это был уникальный и вдохновляющий опыт, когда люди с разных уголков Земли занимаются одним делом. Там я поняла, что проблемы везде одинаковые, и только совместными усилиями можно что-то сдвинуть с мертвой точки.

Еще обязательно надо делится информацией и ни в коем случае не утаивать техники, в которых ты работаешь, особенно в теме переработке мусора. Ведь только такая открытость ведет к прогрессу.

Когда я вернулась в Россию, было ощущение, что я совершенно одна. К сожалению, пока у нас нет подобного единого сообщества.

Трудности

Время — это самое ценное вложение, и мне сейчас очень тяжело найти его для развития бренда, так как у меня много проектов.

Проанализировав весь свой пластмассовый путь, могу сказать, что самым трудным было найти понимание с семьей. Особенно, когда я уволилась с хорошей стабильной работы, чтобы поехать в Америку.

Было сложно объяснить родителям, что то, чем ты занимаешься, имеет вес, отклик и финансовую поддержку. Что твой выбор сделан осознанно, и тебя не несет «течением». Но прошло время, и семья является моей главной опорой даже в моем мусорном деле.

Планы

Сейчас для журнала «The Seasons» я организую фестиваль об осознанном потреблении, на котором можно будет отлить бумагу из макулатуры, сделать лампы из винных бутылок, посмотреть, как работает переработка пластика.

Мы организуем большой зеленый лекторий с темами из разных сфер жизни от настоящих двигателей города. Кроме того, у нас будет первый фудкорт без пластика — в Москве такого еще никто не проводил.

Что касается бренда, в моих планах не стоит внедрение пластика в каждый концептстор, потому что мода того требует, это совсем не о том.

Проект «Plasticdoom» лишь подтверждение того, что нам необходимо перерабатывать тот мусор, который увы уже есть вокруг нас.

Думаю, в будущем бренд останется маленьким капсульным проектом, который будет выпускать лимитированные коллекции, и обещаю, что я никогда не буду создавать то, на что нет спроса.

Я хочу делать дождевики только на заказ, чтобы они оставались чем-то особенным, редким, что не купишь в магазине.

А еще есть мечта довести до конца прототипы и начать делать свою фурнитуру, например, отливать из переработанного пластика фастексы для поясных сумок.

Скоро мы запустим свой сайт, где будет опубликована технология создания вещей. И я бы хотела, чтобы проект начал жить своей жизнью, стал открытой информационной площадкой по работе с пластиковыми пакетами — это была бы миссия бренда.

Хочется сделать прозрачный ресурс, который информировал бы людей из разных регионов России о том, как сделать наш мир чуточку лучше и чище.

Фото: Plasticdoom

Plastic Infinity: экологичный дизайн

О красоте со смыслом и ответственностью

22.02.2021

Современный дизайн – это красота, наполненная смыслами. Художник или декоратор может создать форму, которая не только бросается в глаза, но и заставляет задуматься. Это отчасти миссия Галины Лариной. Несколько лет дизайнер создавала бренд альтернативной одежды из пластиковых пакетов. Ее имя звучало на многих выставках и показах. Сегодня новые проекты госпожи Лариной направлены на решение экологических проблем через призму искусства и творчества.

Галина Ларина
графический дизайнер и основатель бренда одежды Plasticdoom из переработанного полиэтилена

Сегодня Галина Ларина реализует себя в разных направлениях прикладного искусства, преподает творческие дисциплины в школе, развивает собственную мастерскую. На протяжении многих лет дизайнер уделял особое внимание экологии. Как подчеркнула г-жа Ларина, ее интересы очень разнообразны, но всех их объединяет любовь к прекрасному и бережное отношение к окружающему миру, будущему планеты и человечества.


– Почему ваша работа связана с темой экологии? Как и когда вы поняли желание тура сосредоточиться на решении этих проблем?

– Я считаю, что наше мировоззрение и отношение к жизни во многом зависят от нашей семьи. Когда я была маленькой девочкой, мы часто проводили время на природе и путешествовали по разным городам. И я благодарен своим родителям за это. В детстве они воспитывали во мне способность видеть красоту окружающего мира.

Конечно, осознанный интерес к проблемам экологии у меня появился гораздо позже. Все началось, когда я заканчивал учебу в Британской школе дизайна. Мне нужно было придумать идею для дипломной работы. Я знал, что меня не интересуют рекламные проекты или яркая упаковка. Хотелось найти более глубокую и интересную тему.


Вспомнилась фраза о том, что «дизайн — это не только создание формы, но и решение конкретной задачи». Поэтому, продумывая идею проекта, я много думал о том, какие проблемы меня больше всего волнуют и чем я могу быть полезен в их решении.

Идея пришла ко мне, когда я заметила, сколько мусора вокруг нас на улицах. Мне хотелось углубиться в тему загрязнений, понять, почему люди покупают и выбрасывают столько ненужных вещей, а главное, даже не задумываются о том, как это влияет на окружающий мир.


Когда я погрузился в исследования, то наткнулся на такое понятие, как сверхпотребление.

Современное общество погрязло в купле-продаже. На самом деле моя профессия тоже ориентирована в первую очередь на привлечение клиентов и создание продуктов. Как действовать в таком случае? Может ли дизайн стать инструментом решения проблемы чрезмерного и бездумного потребления?


Изучая литературу по теме, я узнал о разных вариантах, как сделать конструкцию более экологичной. Я узнал о рациональном использовании материалов, о том, как утилизировать устаревшие продукты и как создавать вещи с длительным жизненным циклом. Вариант с использованием вторсырья в дизайне показался мне наиболее интересным.

Я подумал, что было бы здорово использовать в нашей работе те вещи, которые в противном случае были бы выброшены в мусорное ведро или загрязняли бы наши улицы.


Я был увлечен этой идеей и не мог дождаться, чтобы начать творить. Изначально в качестве сырья планировалось использовать бумагу, но это показалось слишком простым и скучным. Я понял, что современный мир тонет в огромном количестве пластика. Его сложно утилизировать без вреда для окружающей среды. Он стал основой для моих творческих экспериментов. Со временем круг пластикового сырья сузился до пластиковых пакетов. Их было легче обрабатывать и, самое главное, их было просто неисчислимое количество вокруг меня.

Так родился мой первый дизайнерский объект из пластиковых пакетов: это был плащ. Позже я создал целую марку альтернативной одежды под названием Plasticdoom. Это игра слов, породившая понятие «пластиковая бесконечность». Со временем меня стали приглашать на различные выставки, показы, конференции.

Я был рад, что тема утилизации стала действительно популярной, и люди захотели узнать о ней больше.


— Можно ли сказать, что современный дизайн должен быть не столько прагматичным, сколько осмысленным?

– Да, я считаю, время для этого пришло. Дизайн служил форме и был направлен на предоставление покупателю широкого ассортимента товаров. Однако сегодня эта профессия претерпевает некоторые изменения. Многие вещи переходят из реальности в цифровое пространство, становясь, таким образом, неосязаемыми. Поэтому осмысленность начинает преобладать над формой.

Дизайн стал более социально ориентированным. Он направлен не столько на рынок и продажи, сколько на ценности и потребности людей.


Для графического дизайнера чрезвычайно важно, как он представляет свою идею. Сегодня упаковка и логотипы не так важны. История и смыслы создания продукта гораздо значительнее.

Дизайн присутствует абсолютно во всем, что нас окружает.

Поэтому оно должно быть осознанным и осмысленным. В противном случае в нем не будет никакой ценности.


— Значит ли это, что дизайн может влиять на мышление людей?

– Думаю, да. Обращение к теме экологии в дизайне сильно повлияло на мое мышление. Сначала я не был страстным борцом за сохранение планеты. Когда я только начал углубляться в тему, я буквально терроризировал всех вокруг себя: заставлял уменьшать количество бездумных покупок и правильно сортировать мусор. Вот насколько мне было грустно и обидно от ситуации в мире. Со временем, немного разобравшись с мыслями, я стал более терпимым.

Говоря об экологии и экологичных привычках, важно понимать, что все люди разные. Некоторых воспитывали на том, как стирали мешки, потому что их в то время было мало. Другие выросли в мире, где все сделано из «одноразового» пластика. Экологическое мышление должно воспитываться у всех людей, но подход должен быть разным.


Новых коллекций из полиэтилена я сейчас почти не делаю. Когда я создавал проект, я считал более важным работать над содержанием, а не над формой. Сейчас вещи из переработанного пластика настолько популярны, что их покупают многие покупатели. Они руководствуются не ценностями, а простым желанием покупать модные товары.

Сегодня фокус моей деятельности сместился с производства на образование. Мне интересно работать с мышлением людей и их мировоззрением. Я создал специальную мастерскую, в которой регулярно провожу встречи и рассказываю о цикле переработки. Своими методами и приемами работы с этим сырьем я делюсь со своими слушателями. Я бы хотел, чтобы этот новый проект развивался не только потому, что я в него верю, но и потому, что он интересен другим людям. Используя мой опыт, они могут реализовать свои собственные идеи, благодаря чему их мысли и важные темы будут услышаны во всем мире.


– Какое оборудование есть у вас в мастерской? Можно ли его использовать, например, в учебных заведениях? Это очень интересный и полезный проект, и было бы здорово его повторить.

– Я считаю очень важным и полезным интегрировать такие темы, как экологический дизайн, в образовательный процесс творческих учебных заведений.

Часть станков в мастерской создана мной по чертежам, которые находятся в открытом доступе в профессиональных сообществах. например, платформа Precious Plastic. Приобретенные несложные станки составляют еще одну часть моего оборудования. Например, к ним относится термопресс, используемый в текстильной промышленности для переноса рисунков на ткань.

Я бы сказал, что вооружиться техникой и ресурсами для работы с вторсырьем не так уж и сложно. Гораздо важнее осознавать ответственность работы с такими материалами.

Следует понимать, что при переработке любого вида пластика температура повышается и микроны материала сгорают, выделяя вредные вещества в воздух. Именно поэтому мастерская должна быть оборудована системой вентиляции и специальными фильтрами. Работающие там специалисты должны иметь средства защиты и респираторы.

Если учебное заведение может обеспечить безопасный рабочий процесс, я не вижу препятствий для экспериментов. На мой взгляд, это хороший способ привить будущим дизайнерам правильные ценности. Даже если они не сосредоточат свою профессиональную деятельность на таких темах, это положительно повлияет на их мышление.


– Вы преподаете не только в мастерской, но и в школе?

— Да. Это настоящий подарок судьбы. Я был очень счастлив, когда меня пригласили преподавать в школу, которую я закончил. Это средняя школа, но она имеет музыкальную и драматическую направленность. Дети в школе очень творческие, с ними интересно и определенно приятно работать.

Я не раздумывая принял предложение преподавать там. Эта возможность показалась мне очень интересной и ценной. Я преподаю курсы искусства и творчества в школе в течение года. Я преподаю как теорию, так и практику своим школьникам.

Мне нравится, что к каждому занятию приходится находить индивидуальный подход. Где-то нужно сделать упор на самовыражение, а где-то сделать упор на развитие творческого мышления. Это помогает мне смотреть на искусство с разных точек зрения.


— Вы также являетесь участником сообщества Precious Plastic. Почему это важно для вас?

Precious Plastic – это большое сообщество творческих и неравнодушных людей со всего мира. Их объединяет идея внести свой вклад в спасение планеты от пластикового загрязнения. В его состав входят дизайнеры, инженеры и экоактивисты, которые вместе создают технологии модификации сырья, реализуют совместные проекты, обсуждают и находят пути решения актуальных экологических проблем, обмениваются идеями и знаниями. Эта платформа может помочь вам найти информацию не только о работе с пластиковыми отходами, но и о различных биоматериалах или текстиле.

Проект был создан в 2016 году голландцем Дейвом Хаккенсом. Однако сегодня я бы не стал ассоциировать только его имя с этим сообществом. В настоящее время сообщество объединяет миллионы удивительных людей. Здорово, что Дэйв собрал их вместе и дал им возможность быть услышанными.

Экологические проблемы необходимо решать совместными усилиями. Сотрудничество творческих людей только повышает эффективность такой работы.

Для меня важно быть частью этого сообщества, потому что это невероятно поддерживает, вдохновляет и мотивирует. Общаясь с людьми со всего мира, озабоченными теми же темами и проблемами, что и я, я понимаю, насколько мы все похожи. Да, мы в разных странах и в разных часовых поясах, но мы живем на одной планете и ее сохранение – наше общее дело.


— Экология — это одновременно и очень конкретное, и очень абстрактное слово. Каково ваше личное понимание этого?

– По мере моего взросления понимание слова «экология» менялось в моем сознании. Когда я был ребенком, я ассоциировал его в первую очередь с животными, движением, теплом и звуками природы. С возрастом я стал более детально наблюдать за окружающим миром. Я понял, что экология также касается растений, воды, неба, воздуха и циклов жизни. Постепенно я пришел к пониманию, что экология – это гармоничное сосуществование различных элементов.

Наш мир — это сложные отношения, в которых важен каждый элемент. Например, если удалить из лесной экосистемы вид флоры или фауны, привычные естественные взаимосвязи будут нарушены. Если природа не приспособится к этому изменению, вся система погибнет. Даже если искусственно добавить один из элементов и начать «противодействовать системе» и разрушать привычные ритмы, это приведет к экологической гибели. Самшитовые рощи в Краснодарском крае и Адыгее — хорошая иллюстрация того, как это работает. Туда случайно завезли бабочек, которые стали негативным элементом этой экосистемы. Они привели к бедственному положению природы в регионе.

Я думаю, что экология — это явление, в котором механизм работает слаженно и слаженно, без чего-то, что нарушает работу системы.

Мне кажется, такое видение ситуации очень важно. Он не отделяет людей от системы и в то же время подчеркивает их ответственность за каждый оставленный ими след. В этом смысле, как дизайнер и творческий человек, я считаю, что людям нужно научиться замечать такие взаимосвязи и красоту вокруг себя. Ведь мы всегда хотим сохранить прекрасное, а не разрушить его.


– Учитывая вашу жизненную позицию и творческую деятельность, что бы вы пожелали подрастающему поколению Z?

– Не думайте, что вы «одиночки». Не бойтесь делиться тем, что вас волнует, со старшим поколением. Многие этические и нравственные устои во мне были заложены именно в процессе общения со старшими людьми. Они помогли привести мысли в порядок и прийти к определенным выводам на основе более полного и разнообразного видения проблемы. Однако важно не просто бездумно «впитывать» их советы и информацию, а вступать в дискуссии, не бояться полемики, быть честным и открытым. Это единственный возможный способ общения для достижения прогресса. Я считаю, что это дает полезный опыт во всем, в том числе и в творческой реализации.

Фото автора

Сергей Панфилов @serejaris

Влада Красильникова @krasilnikova.vlada

Галина Ларина @galyalarina

Виктория Ежова, информационное агентство Global Women Media

Перевод Николая Гаврилова

Поделиться страницей:

Читать все

Новости

вернуться ко всем новостям

27 июля 2022

В лекциях примут участие эксперты в области дизайна, которые расскажут о концепции рационального потребления и идее тесной связи между дизайном и окружающей средой. Основная цель образовательной программы — повысить осведомленность людей о различных способах и возможностях, которые существуют для переработки пластмасс, а также познакомить их с международным опытом в этой области и заинтересовать их осознанным потреблением и культурой обращения с отходами.

Выставка пройдет в галерее В Главном Томского государственного университета и продлится до 30 сентября 2022 года. На ней будут представлены работы более 40 зарубежных и российских дизайнеров и дизайн-студий. Среди них как готовые проекты, охватывающие весь спектр предметов от украшений и одежды до художественных инсталляций, так и некоторые экспериментальные идеи по повторному использованию отработанного пластика.

Расписание образовательной программы:

9 июля0016
28 июля 2022 г. 16:00/Павильон Института искусств и культуры в роще ТГУ
Лекция от
Ксения Нагорняк, модельер, основатель магазина селективной винтажной одежды
Тема лекции: Реальная цена моды
Разговор о предметах одежды, которые мы носим, ​​и влиянии мировой фэшн-индустрии на окружающий мир. Лектор расскажет о реальном положении дел в отрасли, неутешительной статистике объемов производимых новинок одежды и влиянии потребительства на окружающую среду. Что такое «перепродажа», «апсайклинг» и «повторное использование» и как их можно использовать для решения проблемы.
Экскурсия по выставке

29 июля 2022 г. 17:30/Комната 318 Института искусств и культуры, Главный корпус ТГУ
Лекция (онлайн)
Галина Ларина, графический дизайнер, исследователь, преподаватель, создатель бренда Plasticdoom, выпускающего продукцию из переработанных полиэтиленовых пакетов (бренд представлен на выставке).
Тема лекции: Дизайн-мышление как инструмент позитивных изменений
Дизайн и экология связаны больше, чем мы думаем. Как современные дизайнеры решают сложные вопросы, связанные с окружающей средой? Каково взаимодействие между областями дизайна и экологии, какие методы и инструменты для осуществления позитивных изменений доступны дизайнерам и «как точка на линии связана со всей линией»? На эти вопросы лектор ответит, исходя из своего личного опыта.

сентябрь
2-4 сентября 2022 (точное время уточняется)
Лекция
Павел Ульянов, историк дизайна, специалист по истории жилищного строительства, коллекционер, галерист.
Тема лекции: Пластика и дизайн. История массового производства .
Технологии промышленного массового производства часто основываются на древних технологиях и материалах. Серийные изделия сначала производились с использованием материалов с высокой пластичностью или ковкостью, что позволяло формовать их в многоразовых формах. Технологии литья развивались и адаптировались к новым типам материалов. Изобретение пластмасс позволило производить доступные потребительские товары и казалось окончательным решением всех проблем обрабатывающей промышленности. Однако нехватка природных ресурсов и возникающие угрозы окружающей среде поставили новые задачи, решение которых стремится найти современный мир дизайна.
Экскурсии по выставке

30 сентября 2022 г.
Лекция
Александра Санькова, основатель и директор Московского музея дизайна, дизайнер, историк дизайна, автор сборника интервью с ведущими дизайнерами России, автор статей о дизайне советских времен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *