Графические дизайнеры россии: Лучшие дизайнеры России. Мэтры и смена

Содержание

7 советских дизайнеров, помимо Калашникова, которых нужно знать — Look At Me

Текст
Даниил Трабун

Михаил Калашников, конструктор самого известного в мире автомата, скончался вчера на 95-м году жизни. AK-47 — не просто оружие — это архетип, навсегда оставшийся в поп-культуре. Мы вспомнили ещё семерых великих советских дизайнеров, которые создали узнаваемые объекты прошлого.

 

Своим любимым проектом Дмитрий Азрикан считает «Сфинкс» — проект умного дома, созданный совместно с Алексеем Колотушкиным и Валерием Госсеном на международном семинаре «Будущее часов» в Ереване. «К чёрту часы!» — вспоминает дизайнер Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) свой ход мысли в интервью журналу INTERNI Russia. Вместо того, чтобы перепридумывать дизайн стрелок, Азрикан задумался о чём-то похожем на сегодняшний iPhone. «Сфинкс» — в то время «система электронного оснащения жилища» — предвосхитил идеи компании Apple и Google, которые сегодня создают целые экосистемы гаджетов.

В проект входили сферические акустические колонки, монитор, головные телефоны, ручной пульт со съёмным дисплеем, футуристичный дисковод для дискет, процессор с тремя блоками памяти и многое другое. «В случае использования системы одним потребителем или единовременного потребления одной и той же информации в разных помещениях квартиры достаточно применения одного блока памяти. Процессор позволяет неограниченно наращивать число блоков памяти, что даёт возможность в одно и то же время принимать или воспроизводить несколько программ для разных членов семьи», — писал журнал «Техническая эстетика» в 6 номере за 1987 год.

 

Светлана Мирзоян, как и Дмитрий Азрикан, работала во ВНИИТЭ, если точнее, то в Специальном художественно-конструкторском бюро (СХКБ) в Риге. Но главный свой продукт она создала за несколько лет до перехода в бюро. Сразу после окончания Высшего художественно-промышленного училища в Ленинграде, дизайнер отправилась работать на Рижский завод автобусных кузовов.

По легенде, Мирзоян выбрала место работы, с первого взгляда влюбившись в необычный микроавтобус RAF Spriditis, который увидела на улице.

Уже в 1960 году микроавтобус «Латвия» получил премию на автомобильной выставке в Лондоне. В 1961 году РАФ-977 получил премию на автосалоне в Брюсселе, а в 1962 году — в Париже.

 

— Архитектура —

Борис Лахман

автор самого известного российского

забора ПО-2, конец 70-х

Бетонные заборы с ромбиками — символ «тёмной» России 90-х, который был изобретён главным архитектором конструкторско-технического бюро «Мосгорстройматериалы». В интервью журналу Esquire Борис Лахман, эмигрировавший в США, рассказывает: «Я сделал три эскиза, все очень симпатичные. Например, был забор, имитирующий каменную кладку. Но почему-то выбрали самый простой. Может, глаз радовала эта игра света и тени?» Сегодня бетонный забор, получивший обычное советское название ПО-2, — вслед за Калашниковым становится предметом рефлексии современных художников. 12 февраля этого года в галерее XL уличный художник 0331С представил серию фарфоровых статуэток, воспроизводящих панели забора с различными надписями и граффити.

 

— Упаковка —

Ираида Фомина

этикетка «Сгущённого молока», 30-е годы

Путаница произошла во многом потому, что логотип был прислан на всесоюзный конкурс, который был объявлен в 1975 году. Как пишет журнал Kak.ru, было прислано свыше 26 тысяч эскизов от 8 500 авторов.

 

А потом рисовал возле здания для масштаба что-нибудь забавное: бородатого старика на самокате, пожарника на качелях, афишную тумбу, на которую задрала ногу собачка… Мне, когда я проектировал южный вокзал, он нарисовал шарманщика на перроне, а в небе — глазастый вертолёт, с которого спрыгнул парашютист в железнодорожной форме».

 

 О других великих советских дизайнерах читайте в 2014 году.

  

Какими инструментами пользуются дизайнеры в 2022 году — Дизайн на vc.

ru

Разобрали самые востребованные программы вместе с Вероникой Вагнер, куратором курсов по дизайну в «Логомашине» и курса «Графический дизайнер» в Skillbox.

8336 просмотров

Adobe

Доступность: новые закупки пакета и расширение действующих контрактов недоступны в России

4 марта компания Adobe объявила о прекращении всех продаж в России. Свободное продление лицензий доступно только действующим корпоративным клиентам канала продаж VIP, индивидуальные клиенты могут провести оплату только картами, не зарегистрированными на территории РФ и Белоруссии.

Adobe был и остаётся швейцарским ножом для любого дизайнера. Его продукты позволяют работать как с созданием и редактурой векторных и растровых изображений, так и с анимацией, типографикой и видео. С помощью единой среды софтов изображение из одной программы легко переносится в другую без конвертации и потери качества. Богатый функционал ежегодно обновляется, включает в себя новые инструменты и фишки. Из дополнительных плюсов: разработчики постоянно лечат ошибки, допущенные в предыдущих версиях, а служба поддержки оперативно реагирует на любые проблемы пользователей.

Самая большая рекомендация для всех дизайнеров — найти способ пользоваться Adobe. Как вариант, найти знакомых или неравнодушных людей с картой международных банков и привязать её к вашему профилю.

Figma

Доступность: доступен только бесплатный функционал софта, приобретение расширенных функций недоступно в России

9 марта корпоративные аккаунты российских организаций и доступ к платным сервисам заморозила и Figma. Однако бесплатный тарифный план остался доступен для пользователей. Его вполне достаточно для закрытия большинства задач при работе с векторными и растровыми изображениями. А для UX/UI-дизайнеров это и вовсе один из основных инструментов.

С помощью Figma можно создавать прототипы сайтов и приложений, элементы интерфейса, иллюстрации, презентации, плакаты, баннеры и многое другое.

Одно из основных преимуществ этого софта заключается в возможности работать в браузере, сохранять и просматривать работы в облаке без скачиваний, а также экспортировать файлы в формате svg, который позволит открыть их в дальнейшем в любом другом редакторе и продолжить работу.

Возможно, в Figma будет довольно сложно подготовить макет для печати, но создать логотип, фирменный стиль, карточки для маркетплейсов или дизайн соцсетей — вполне комфортно.

Помимо классических и привычных Adobe и Figma дизайнеры Иви используют программы для создания 3D: Cinema 4D с подключёнными Octane и Redshift. На них мы создаём трёхмерную визуализацию, иконки, иллюстрации для продукта и коммуникаций. Оплаченная лицензия подходит к концу, поэтому мы ищем варианты остаться в легальном поле или найти эффективную замену программе по 3D

Игорь Рыжов, заместитель дизайн-директора онлайн-кинотеатра Иви

CorelDRAW

Доступность: лицензионный софт доступен для российских пользователей

Это не самая простая, довольно нагруженная, но очень мощная программа, которую нередко сравнивают с Adobe Illustrator. С его помощью можно выполнять большой объём задач по работе с графикой, анимацией и фото. В основном этот софт используют те, кто готовит материалы под оперативную полиграфию: плакаты, баннеры, листовки, календари, визитные карточки.

СorelDraw подходит для моделирования объектов, создания векторных изображений и контента для сайтов. Софт поддерживается на разных операционных системах и синхронизируется с облаком. Его основной минус в сложном для новичков, непонятном на уровне интуиции интерфейсе, отсутствии инструментов для инфографики и частых ошибках при экспорте файлов. Практически всегда в таких случаях Corel искажает цвета, добавляет ненужные поля — программа требует сноровки.

SketchUp

Доступность: лицензионный софт доступен для российских пользователей, есть бесплатная версия для браузера

Когда-то в Sketch рисовали буквально все, но со временем про него забыли. Однако это доступный инструмент, идеально подходящий для визуализации трёхмерных объектов. Здесь можно создавать 3D-модели архитектурных сооружений, предметов интерьера или персонажей для компьютерных игр. К тому же у него очень понятный и лёгкий в использовании интерфейс, а также есть большая доступная для просмотра библиотека работ других дизайнеров.

Readymag

Доступность: лицензионный софт доступен для российских пользователей при оплате картами, выпущенными за пределами РФ

Readymag — веб-сервис для создания презентаций, лендингов, лонгридов и цифровых журналов с анимационными элементами, который преобразует пользовательский дизайн в код. Редактор предоставляет возможность загружать собственные шрифты, регулировать громкость аудиоматериалов, встраивать видео и совместно работать над одним файлом. Он имеет довольно современный интерфейс и функциональный виджет-бар, тем не менее от пользователя требуются хотя бы базовые знания графического дизайна, потому что программа имеет и свои сложности. Основные заключаются в отсутствии русифицированной версии, особенностях конструктора и адаптации креативов под разные версии устройств.

Уход Adobe не критично сказался на проектах (пока, во всяком случае): для рабочих задач я в основном использую Figma — 90%, изредка Adobe Photoshop и Illustrator. В личных проектах примерно тот же набор инструментов. В Ozon продолжает работать ранее купленная подписка на Adobe, а на личном компьютере у меня стоят пиратские версии пакета. Я понимаю, что это нелегально и неэтично, но, к сожалению, профиты от использования перевешивают.

Больше всего мне нравится Figma, и сейчас там становится всё больше и больше плагинов, которые с оговорками могут заменить многие функции того же Photoshop. Как альтернативу Illustrator я могу рекомендовать InkScape – это бесплатное ПО с аналогичным функционалом.

Самый главный мой совет — не отчаиваться и адаптироваться, искать новые „фишки“, которые могут ускорить и упростить рабочий процесс, ведь для дизайнера важно развиваться в своих скиллах

Лис Берген, дизайнер маркетинга и промо Ozon

Стоит осторожно относиться к ожиданиям запуска в ближайшее время качественных локальных программ. Это связано с тем, что маленькие проекты развиваются медленно. Даже если подписка на сервис платная, как правило, заработок с небольшой аудитории не сможет обеспечивать работу штата, который, в свою очередь, мог бы улучшать и развивать софт ежедневно.

В любом случае дизайнерам, которые хотят продолжать работать, стоит быть более гибкими и пробовать разные инструменты вплоть до небольших онлайн-редакторов. А также читать отраслевые Telegram-каналы, которые пишут о том, что нового происходит и появляется в мире дизайна. Например, Intelligent Design, /designer, «Полезное дизайнеру», канал Ильи Бирмана, «Оди» или «Дизайн Бро».

Пять идей графического дизайна времен русской революции | Блог

  • Конкурс
  • Подробнее

Стивен Хеллер
Опубликовано 17 марта 2017 г.

Советские дизайнеры подарили нам динамичную геометрию, смелую типографику и минималистичный цвет, которые в 2017 году стали как нельзя кстати.

Дизайнер и автор Стив Хеллер делится пятью ключевыми идеями, которые вам нужно знать.

  • Вы увидите его на вывеске без засечек возле хипстерской кофейни или на монохромном узорчатом принте на дорогих обоях. На удивление свежо выглядит. Но за большей частью того, что кажется свежим, урбанистическим дизайном 21-го века, на самом деле стоит влияние важного периода в истории — бурной революции.

    Положив конец многовековому репрессивному царскому правлению и заменив его, в конце концов, первым коммунистическим государством, русская революция 1917 года изменила политику, экономику и, конечно же, культуру – как можно увидеть на нынешней выставке РА, Революция: русское искусство 1917–1932 гг. . Дебаты начались, когда начали формироваться идеи нового «народного» искусства. Современный дизайн начал появляться по всей Европе и Соединенных Штатах, стимулируя новую творческую энергию и новые способы создания искусства, а в Советском Союзе период глубокого творчества пришелся на первые годы революции.

    Прогрессивные молодые художники начали пропагандировать революционные добродетели в формах массового искусства, таких как книги, журналы, ткани и плакаты. Агитационные движения в области искусства и дизайна с такими названиями, как конструктивисты и продуктивнисты, придумали альтернативные языки и методы дизайна, которые изменили общепринятые практики графического и товарного дизайна, типографики и архитектуры для последующих поколений. Финансируемая государством культурно-просветительская организация, созданная после революции, Пролеткульт , отверг заплесневелые, традиционные условности и продвигал новое, практическое искусство, отвечающее потребностям людей на улице. Пока она не была распущена по указанию Ленина, она давала источник прогрессивных коммунистических идеалов, главным образом того, что искусство должно служить нуждам партии и государства на благо всех.

    Сегодняшние графические дизайнеры, сознательно или нет, в долгу перед бесстрашными дизайнерами, которые были вдохновлены, сражались и даже преследовались этой судьбоносной революцией. Многие дизайнеры теперь используют эти винтажные манеры, не имея никакого представления о борьбе, которая привела к ним, или о том, почему они подавлялись десятилетиями. Другие понимают, что эти -измы представляют собой скачки вперед и назад в современной культуре. Визуальный язык, как и любой другой, представляет собой смесь прошлого и настоящего, и вклад русской революции носит эндемический характер в том, как создается широкий спектр шрифтов, образов и композиций — способ, который не существовал бы без горнила революции.

    • Андрей Голубев, Красный Спиннер, 1930.

      Хлопковый принт, ситец прямой печати. 17,5 х 27 см. Бурилин Ивановский историко-краеведческий музей. Фото © Предоставлено при содействии Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО..

      Минималистский цвет

      Цветовая палитра Модерн была минимальной, основной и смелой. Красный был основным цветом — цветом пролетариата, связанным с революционными силами рабочего класса со времен Французской революции 1789 года.. В сочетании с черным он создает поразительную визуальную комбинацию (см. Red Wedge Эль Лисицкого ниже). В дополнение к этому сочетанию желтый, синий и зеленый также часто использовались по отдельности или в комбинации. Цветные чернила были в большом почете, поэтому использование только одного или двух цветов было обычным явлением; полное или четырехцветное воспроизведение было дорогим, а запасы других цветов были ограничены.

    • Казимир Малевич, супрематизм, 1915-16 гг.

      Масло на холсте. 80,5 х 81 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Фото © 2017, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

      Абстракция и геометрия

      Среди прогрессивных художественно-дизайнерских групп были радикально абстрактные супрематики, основанные в 1915 году Казимиром Малевичем. Они ввели формалистическую комбинацию чистой геометрии — сведение содержания к символическим формам и формам, а также ограниченную палитру (см. ниже). Это беспрецедентное сочетание стало основой, на которой конструктивизм, стремившийся создать искусство, отражающее современное индустриальное общество, и другие европейские изм развился. Антикварные работы, предложившие графическую революцию, были парадигмами волн подобной эстетики в Германии, Голландии, Англии, Восточной Европе и других странах. Многие из них, в свою очередь, были восприняты коммерческими дизайнерами и продвигались печатными и типографскими журналами капиталистического мира как коды современности машинного века.

    • Эль Лисицкий, Красный клин, 1919.

      Фото © DEA PICTURE LIBRARY.

      «Агитпроп»

      В последующие годы все виды художественных взглядов, от кубизма до реализма, стали общепринятыми выразительными средствами. Но именно небывалая символическая абстракция Малевича и его современников стала признанным «революционным» художественным жанром и основой «агитационного искусства», или агитпропа. В 1919 году было создано Общество молодых художников для производства плакатов и знамен для общественного возвышения и освещения, а год спустя в Москве был основан Институт художественной культуры для обучения художников созданию дизайна для пролетарского использования.

      Художники прикладного авангарда, такие как Александр Родченко, Соломон Телингатер, Валентина Кулагина, Софья Дымшиц-Толстая и особенно Эль Лисицкий, использовали эпатажно-геометрические эксперименты Казимира Малевича в пропаганде и рекламе. Этот плакат Эль Лисицкого — его текст переводится как «Бей белых красным клином » — символизирует большевистские силы, побеждающие царских белых русских.

      Эти разработки дали нам многое из того, что сегодня считается стереотипным искусством советской эпохи — примеры, которые героически появляются во всех историях графического дизайна ХХ века. Но это геометрическое искусство не должно было быть единственной настоящей советской формой. Это определенно не было первым выбором Ленина. Социалистический реализм придет позже.

  • Конструктивистская типографика

    Советские графические дизайнеры видели в своей работе вызов старому типографскому порядку, и до того, как соцреализм стал доминировать в визуальном ландшафте (см. ниже), авангардная типографика была определяющим элементом новой советской эстетики. Современная конструктивистская типографика представляла собой смешение разрозненных шрифтов разного размера. Шрифты были читаемы, но они не располагались на странице в традиционной манере из одного или двух шрифтов в логические столбцы; вместо этого в одном слове или предложении было несколько размеров и форм.

    Шрифты собирали отовсюду, где их можно было найти, и мастера формы, в том числе Эль Лисицкий, Соломон Талингатер, Александр Родченко и Густав Клюцис, комбинировали постерные шрифты с засечками и без засечек — шрифт, выполненный как из металла, так и из дерева — для строить настоящие буквенные словесные памятники.

    Этот подход определил недолговечный советский стиль, но в конечном итоге был вытеснен социалистическим реализмом, когда к власти пришел Сталин. Однако конструктивистская типографика пережила сталинскую чистку за пределами СССР, где оказала неизгладимое влияние на дизайнеров. В 1920-х годов он попал под эгиду «Новой типографики», известной своей асимметрией, геометрией без засечек и плит с засечками и отсутствием орнамента. В течение 1920-х и 30-х годов этот способ общения передавался через профессиональные ремесла и независимые авангардные журналы, выставки и приглашенные профессора по всему миру, став визуальным языком и стилем раннего дизайнерского модернизма.

    • Аноним, Победа близка! Больше помощи фронту!, 1944.

      Находится в собрании Российской государственной библиотеки, Москва. Фото © Файн Арт. Изображения/Изображения наследия/Getty Images.

      Героический реализм

      Партийные идеологи Советского Союза быстро пришли к выводу, что современный визуальный язык является подозреваемым; абстрактные подходы были загадочны, испорчены скрытым смыслом, который поощрял интерпретацию. Эти авангардные методы вернулись в конце 20-го века, но не раньше, чем они были вытеснены и вытеснены из публичной сферы социалистическим реализмом в конце 19-го века.20 с. Более консервативный подход был отличительной чертой самой влиятельной группы изобразительного и графического искусства в Советском Союзе, Ассоциации художников революционной России, созданной в 1922 году. Ассоциация назвала их евангельский революционный стиль «героическим реализмом». Предпочтение государства ясным, недвусмысленным сообщениям привело к чрезмерно идеализированному репрезентативному искусству, которое заменило абстрактную двусмысленность безошибочными отражениями революции. При Сталине уже не было места для игр и экспериментов, и поэтому, как это ни парадоксально, стерилизованная версия конструктивизма использовалась в качестве капиталистического рекламного инструмента для обозначения современности.

  • Стивен Хеллер является сопредседателем отдела дизайна MFA в Нью-Йоркской школе визуальных искусств. Он написал или отредактировал более 170 книг по графическому дизайну и политической пропаганде, в том числе «Железные кулаки: брендинг тоталитарного государства 20-го века».

    Революция: русское искусство 1917–1932 , Главные галереи Королевской академии художеств, 11 февраля – 17 апреля 2017 г.


    • Изображение профиля RA, вдохновленное революцией

      #profilerevolution

      Черпая вдохновение у пионеров графического дизайна, представленных в нашем текущем блокбастере Революция: русское искусство 1917-1932 , мы попросили наших подписчиков в социальных сетях создать новую фотографию профиля для Королевской академии.

      Победителем стал Лука Боулз за этот яркий красно-белый логотип. Выбранные куратором выставки Энн Дюма и ассистентом куратора Ребеккой Брей, они высоко оценили «смелый дизайнерский рисунок, основанный на нескольких аспектах русского графического дизайна, очень искусно выполненный».

      Вы можете увидеть нашу новую фотографию профиля в действии на наших страницах в Twitter и Instagram. Найдите хэштег #profilerevolution на любом канале, чтобы увидеть другие вдохновляющие записи.

HARSÁNY — Современный российский дизайн. Летом 2019 года масштабный… | by Lajos Major

Чтение на 8 мин.

·

28 ноября 2019 г.

Летом 2019 года куратор Сергей Серов организовал масштабную выставку плакатов, книг и моушн-дизайна «HARSÁNY — Современный русский дизайн». и Лайош Мейджор в МОДЕМ, Дебрецен, Венгрия.

Работа Петра Банкова

Мы сняли пять короткометражных фильмов с участниками выставки: Петром Банковым, Игорем Гуровичем, Эриком Белоусовым, Юрием Гулитовым, Анной Кулачек — во главе с Андрасом Фекете в Москве. Краткое исследование Сергея Серова было опубликовано, полностью его можно прочитать здесь.

Фото: Жолт Чегледи/ MODEM

Российская школа графического дизайна

Россия – холодная страна. Это самая холодная страна в мире. Среднегодовая температура составляет -5,5 °C. Затраты энергии, без которой немыслимо выживание, в России в три раза выше, чем в Западной Европе. Россия имеет самый холодный полюс в мире. В зависимости от методологии 65–85% территории страны занимают районы вечной мерзлоты с вечномерзлыми грунтами. Но самое главное, есть еще одна вечная заморозка, имеющая прямое отношение к графическому дизайну.

Быть дизайнером нелегко. Не то что в Западной Европе. Упрощенно можно сказать, что Россия любит жить не хорошо, а плохо. Ей нравится не жить, а хорошо умереть. Жертвовать собой и совершать поступки. Любовь к Богу закодирована в наших генах. Разве нельзя любить Бога и не любить ближнего? В России все невозможное становится возможным. Русская душа движется как маятник между божественным и бесовским царством, игнорируя человеческие вещи.

Графические дизайнеры в России больше, чем просто графические дизайнеры. На Западе они могут опираться на культуру и традиции. В нашей стране им приходится не только решать определенную задачу, но и растворять окружающую их нецивилизованную морозность во время каждого проекта, равнодушную ни к красоте, ни к бытовому комфорту, так как она для него непригодна.

Россия — огромная страна, к которой никогда не привыкнешь. Чем больше путешествуешь, тем лучше видишь, как тесен мир и как велика Россия. Мир становится меньше, а Россия становится больше. Она начинается у Черного моря и теплых русских степей; она дико бежит через леса и горы на северо-восток, затем вылетает в открытый космос на тизере северо-западного направления. Другая ее диагональ соединяет берега Тихого океана с Белым морем и Северным Ледовитым морем.

В противном случае диагональ связана с геометрией. Россия — это не Америка, где государства соединены прямыми границами. Она не Европа с благоустроенными залами наций. Какими бы ни были границы, внешние рамки останутся прежними с четкими непрерывными линиями, которые призваны защищать свободу личности, а также языковую, культурную и комфортную национальную идентичность.

В России такого нет. Нет комфорта. Геометрии нет. Именно поэтому любой небольшой и теплый интерьер называют «евроремонтом». Точных линий нет. Дорог нет. Как гласит русская пословица, самые большие проблемы России — это «дураки и плохие дороги». Нет личных прав и нет национальных границ. Нет такого понятия, как граница: для россиян существует только пространство.

Но дизайн связан даже с границами, углами, линиями и геометрией. Он организует пространство и точно классифицирует модульную сеть форм, значений, изображений и линий, тщательно учитывая пропорции и их важность. Бескрайнее, бесформенное, сплошное и всеобъемлющее пространство русского космоса сопротивляется замыслу. Она определенно стоит на его пути со своей многовековой историей и невероятной географией. Так как она оказывает сопротивление упрямо и угрюмо в своей несокрушимости.

Анна Кулачек — Фото: Zsolt Czeglédi/ MODEM

Анна Кулачек — юная и хрупкая девушка, которую можно считать нашей последовательницей с Юрием Гулитовым и Петром Банковым — твердо борется на этом поле, сердито структурируя его созданной ею начертательной геометрией. Она создает свои плакаты от одного конца до другого с гармоничными линиями, энергичными, блестящими фигурами и точными абзацами.

Юрий Гулитов — Фото: Жолт Чегледи/ МОДЕМ

Юрий Гулитов и Петр Банков уже давно поняли, что победить дикую энергию русского космоса невозможно. Они решили не вмешиваться, а составить схему и интегрировать ее в свой профессиональный язык и визуальное мышление. Эта энергия пронизывает их грубоватые буквы, наклонную типографику, странные иллюстрации и «ручную» каллиграфию, которую вообще странно называть каллиграфией, потому что каллиграфия — это красивая графика, изящество и точность. Их каллиграфия не об этом.

Так о чем эта каллиграфия, весь русский графический дизайн и русская школа? А может и не знать? Он вообще существует?

Если говорить о русской школе графического дизайна, то это будет некое воспоминание о будущем. Это произойдет в утопической России. Он определенно существовал в далеком прошлом. Существовала древнерусская иконопись, являвшаяся кульминацией русской души, способствовавшая развитию изобразительной культуры мира. Был и брутальный русский лубок, и протодизайн строгой деревенской жизни. Окончательно русский авангард зародился в XIX в.20-х годов, когда русский графический дизайн стал глобальным и универсальным явлением, но все же остался русским. Можно назвать это национальной школой.

Выдающийся голландский графический дизайнер Герт Думбар сказал в интервью, что современный графический дизайн имеет три родины: Россию, Германию и Нидерланды. Он поставил Россию на первое место. В своей всемирно известной книге «Новая типография» Ян Чихольд писал, что новая типографика основана на голландском неопластицизме, русском супрематизме и, главным образом, на русском конструктивизме.

Когда я познакомился с Йозефом Мюллер-Брокманом, патриархом швейцарской школы графического дизайна, я сказал ему, что он был мастером и образцом для подражания для русских графических дизайнеров 1960-х годов, таких как Максим Жуков, Михаил Аникста или Аркадий Троянкер. Они запустили своего рода книжную революцию в советском книгоиздании. Он спросил меня, знаю ли я, кто оказал наибольшее влияние на его профессиональное развитие. Он сказал, что считает Александра Родченко и Эль Лисицкого своими величайшими наставниками.

Круг замкнулся. В моей стране каток сталинского режима перемалывал русский авангард, который был задушен и стерся из памяти нескольких поколений. В 1960-е годы, во время постсталинского потепления, мы снова начали открывать для себя графический дизайн. Мы учились у западных графических дизайнеров, которые учились у наших забытых предшественников. Авангард вернулся домой через немецкие и английские переводы. Наставниками русских художников-оформителей были швейцарские, немецкие и американские мастера, чьим книгам каким-то чудом удалось преодолеть железный занавес. Железный занавес гораздо больше защищал русский народ от его собственной истории, чем от Запада; таким образом, русские художники-графики не могли сказать, что они были учениками или последователями Александра Родченко или Эль Лисицкого.

Представители нынешнего поколения не могут сказать этого о себе. Думаю, мало кто из российских графических дизайнеров, представляющих страну на международном уровне, таких как Владимир Чайка, Андрей Логвин, Юрий Сурков, семья Фальдини, Андрей Шелутто, Эркен Кагаров, Дмитрий Кавко и многие другие, думают так. История этой профессии уже доступна каждому, но до сих пор никто не спешит отождествлять себя с русским авангардом. Они не считают себя наследниками русского авангарда, несмотря на желание мировой профессии.

Типограф Гаяна Багдасарян сказала в интервью: «Многие иностранцы отождествляют русский графический дизайн с русским авангардом. Кажется, что русский авангард стал стереотипом типа >>водки-матрешки-балалайки<<, на самом деле мы мыслим намного комплекснее и не хотим зацикливаться только на >>российском бренде<<».

Игорь Гурович — Фото: Жолт Чегледи/ MODEM

Игорь Гурович как-то сказал моим ученикам, что они выбрали свой творческий путь с Эриком Белоусовым во время «мозгового штурма» в начале плакатного искусства. Они пришли к выводу, что будут сочетать польскую и голландскую школы плаката в своих работах.

Эрик Белоусов — Фото: Zsolt Czeglédi/ MODEM

Но вот парадокс. Недавно на конференции AGI (Alliance Graphique Internationale) Игорь Гурович показал в своем выступлении стопку постеров, сделанных им и Эриком Белоусовым, а также членами основанной ими Остенгруппы. После спектакля ко мне подошел поздравить Ларс Мюллер, тогдашний президент AGI. «Вот русская школа, вот наследие русского авангарда», — восторженно говорил он.

Короче говоря, как бы вы ни стремились походить на кого-то другого, а не на себя, и как бы вы ни пытались замаскироваться даже маской, вас узнают. На каком основании? Кто знает?

Я спросил об этом иностранных графических дизайнеров. Что ценно и интересно в русском авангарде сегодня? Некоторые ответы удивили. Ниже перечислены ценности: «идеалистическая душа», «возможность нарушить любые правила», «смелость», «творческая свобода», «страсть к собственному делу», «романтика стиля», «буквы и цифры как элементы свободная композиция», «интеграция с современными медиа», «художественный подход в создании букв», «неповторимое сочетание фотографии, типографики и графических элементов», «смелые эксперименты», «магия типографики», «четвертый измерение», «безграничность между дизайном и искусством».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *