Дом чехова: Дом-музей А.П. Чехова

Содержание

Дом-музей А.П. Чехова

Адрес: 123001, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 6, стр. 2
Телефоны: 8 495 691-61-54, 8 495 691-38-37
Электронная почта: [email protected]

  • Социальные сети:

Как добраться: от м. «Баррикадная» 5-7 минут пешком. От м. «Маяковская» и «Смоленская» на троллейбусах № Б, № 10 или автобусе № 39 (ост. «Малая Никитская улица. Музей Чехова»).

С 1 ноября 2018 года Дом-музей А.П. Чехова закрыт для посетителей в связи с проведением ремонтно-реставрационных работ.

Юбилейная экспозиция «Чеховская Москва» к 160-летию со дня рождения писателя откроется 15 июля 2020 года в центральном здании ГМИРЛИ имени В. И. Даля на Зубовском бульваре — отделе «Доходный дом Любощинских — Вернадских». В этом здании на Зубовском бульваре жили многие литераторы из ближайшего круга общения Чехова и его семьи.

Выставка из фондов ГМИРЛИ имени В. И. Даля знакомит с уголками той Москвы, которую более века назад видели Чеховы и их знакомые — писатели, врачи, художники, музыканты и купцы, а также — представляет эволюцию творчества выдающегося прозаика и драматурга.

Подробнее о выставке

Здание, экспозиция и коллекция

Первый музей А. П. Чехова (1860 — 1904) в Москве был создан по инициативе семьи писателя: 25 апреля 1912 года при библиотеке Румянцевского музея открылась Чеховская комната. В 1921 году музей получил обособленный статус, но отдельного здания, где могла бы разместиться полноценная экспозиция, выделено не было. При этом продолжалась собирательская, экспозиционная и научная работа. В 1934 году значительная часть чеховской коллекции была передана Государственному литературному музею, а в 1954 году одним из его отделов стал «Дом-музей А. П. Чехова» на Садовой-Кудринской улице.

На сегодняшний день Гослитмузей обладает вторым по величине и значимости чеховским собранием в мире после Дома-музея А.  П. Чехова в Ялте.

В этом каменном двухэтажном флигеле, построенном в 1874 году, который Чеховы арендовали у известного врача Я. А. Корнеева, писатель жил с 27 августа 1886 года до отъезда на остров Сахалин в апреле 1890 года.

Именно здесь были написаны пьесы «Иванов», «Леший», «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Трагик поневоле», «Татьяна Репина»; повести «Степь», «Огни», «Скучная история», многие рассказы.

В «доме-комоде», как называл его сам Чехов, бывали литераторы, художники, артисты, музыканты: В. Г. Короленко, В. А. Гиляровский, А. С. Суворин, Д. В. Григорович, А. Н. Плещеев, И. И. Левитан, Ф. О. Шехтель, П. И. Чайковский, А. И. Сумбатов-Южин, В. И. Немирович-Данченко.

В мемориальном пространстве дома, восстановленном по рисункам и воспоминаниям брата и сестры писателя, несложно представить уклад небогатой семьи, основным доходом которой была литературная работа Антона. В залах литературной экспозиции можно понять, как постепенно из автора «малой прессы» появился писатель «большой» литературы.

В кабинете особый интерес представляют предметы — свидетели далёкого прошлого: подлинный письменный стол, пара подсвечников в виде драконов, рыболовные принадлежности и чернильница с фигуркой лошади, подаренная, по легенде, одной из пациенток. Здесь Чехов не только писал рассказы и пьесы, но и принимал больных — в строго отведённое время с 12-ти до 3-х. Остальное же время, как он отмечал, было отдано литературно-артистической молодёжи.

В музее представлены прижизненные издания Чехова, раритетное собрание фотографий писателя и его окружения, предметов из чеховской семьи, коллекция театральных афиш и фототипий.

У нас работают

Эрнест Дмитриевич Орлов — заместитель директора по научной работе — руководит отделом с 2013 года. Окончил филологический факультет МГУ имени М.  В. Ломоносова и аспирантуру при нём. Кандидат филологических наук.
Служил в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово». С 2008 по 2013 год работал начальником отдела и заместителем начальника Управления в Управлении делами и делопроизводства МГУ имени М. В. Ломоносова. Преподавал в филологических классах ГОУ СОШ № 17, читал лекции по истории русской литературы в филиале МГУ в г. Душанбе, в Высшей школе культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультете) МГУ, на философском факультете Люблянского университета (Словения). Автор более 40 статей и публикаций о Чехове и его окружении, музейной мифологии и истории чеховских музеев.

Виктор Сергеевич Зайцев — ведущий научный сотрудник, работает в отделе с 2015 года. Окончил филологический факультет Чувашского государственного университета и аспирантуру кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры (г. Москва). Кандидат культурологии. Автор статей об А. П. Чехове как феномене культуры. В 2010 году получил медаль Всероссийского конкурса научных работ Министерства образования и науки РФ за лучшую научную студенческую работу. Занимается разработкой и проведением тематических экскурсий, подготовкой выставочных проектов.

Галина Ивановна Колганова — ведущий научный сотрудник, работает в отделе с 1974 года. Окончила Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Занимается разработкой и организацией интерактивных занятий, тематических экскурсий, вечерних мероприятий.

Ирина Михайловна Сухова — научный сотрудник отдела (хранитель экспозиции), работает в музее с 1969 года, в отделе с 1970 года. Окончила филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Автор статей о творчестве А. П. Чехова и жизни чеховской семьи в доме на Садовой-Кудринской. Читает лекции по драматургии А. П.  Чехова. Занимается разработкой и проведением тематических экскурсий.

Экскурсии, лекции, интерактивные занятия

Дом-музей А. П. Чехова (отдел Государственного литературного музея) проводит обзорные и тематические экскурсии и лекции, охватывающие весь жизненный и творческий путь писателя. Предлагаемая тематика лекций и экскурсий ориентирована на различные возрастные категории учащихся и взрослую аудиторию. Для старшеклассников, студентов и взрослых музей организует выездные лекции.

Экскурсии, лекции, интерактивные занятия проводятся по предварительным заявкам.

Телефоны: 8 495 691-61-54, 8 495 691-38-37
Электронная почта: [email protected]

Подробнее…



История «Дома-музея А.П. Чехова» — Музей А.П. Чехова

Осенью 1898 года Чехов поселился в Ялте. В течение года (октябрь 1898 — сентябрь 1899) он выстроил дом и флигель, которые составляют единый архитектурный ансамбль.

Автор проекта — архитектор Л.Н.Шаповалов. Писатель жил в этом доме с августа 1899 по 1 мая 1904 года вместе с матерью Евгенией Яковлевной и сестрой Марией Павловной.

Жена Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса МХТ, приезжала сюда на каникулы. Днем новоселья на Белой даче считается 9 сентября 1899 г.

Здесь Чеховым написаны повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архирей», «На святках», «Невеста», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», отредактировано первое Полное собрание сочинений.

В письме к сестре, датированном 3 августа 1901 г., Антон Павлович завещал ей в пожизненное владение ялтинскую дачу, деньги и доход с драматических произведений.

После кончины писателя, до 1917 года, М.П.Чехова зимой жила в Москве, работая над материалами архива брата, а лето проводила в ялтинском доме, чтобы сберечь его обстановку и производить ремонт.

Дом содержался на ее личные средства, поступавшие от авторских отчислений за постановки пьес Чехова, и от изданного ею эпистолярного наследия писателя.

М.П.Чехова сохранила в неприкосновенности всю обстановку комнат брата, а также ценнейший литературный архив. Весной 1917 г.

Мария Павловна переехала из Москвы в Ялту вместе с матерью на постоянное место жительства. Евгения Яковлевна Чехова скончалась 3 января 1919 г. Похоронена в Ялте.

В 1927 году чеховский дом пережил сильное землетрясение. В здании появились трещины, обвалилась штукатурка, дом наклонился . Летом 1928 года Белая дача была полностью восстановлена.

Годы Великой Отечественной войны — один из самых сложных периодов в истории музея.

Мария Павловна, уже в преклонном возрасте, осталась в Ялте, чтобы предотвратить разграбление уникальных экспонатов. Период фашистской оккупации продолжался с 8 ноября 1941 по 16 апреля 1944 г.

В гостиной чеховского дома проживал немецкий офицер майор фон Бааке. Благодаря присутствию на Белой даче М.П.Чеховой Дом-музей был сохранен, из него не пропало ни одного мемориального экспоната.

В июле 1944 г.

за работу по сохранению, изучению и изданию наследия писателя М.П.Чехова была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

В день 90-летия ей было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Сестра писателя скончалась 15 января 1957 г. на 94-м году жизни, похоронена на ялтинском кладбище, рядом с могилами матери Евгении Яковлевны и брата Михаила Павловича.

В 1966 г. на территории музея в специально построенном по проекту архитектора З.В.Перемиловского здании была открыта литературная экспозиция.

В 1974-1980 годах Дом-музей А.П.Чехова в Ялте был закрыт на реставрацию.

В 1983 г. открылась новая литературная экспозиция «Жизнь и творчество А.П.Чехова».

В настоящее время Государственное бюджетное учреждение «Дом-музей А.П.Чехова в Ялте» находится в подчинении Министерства культуры Республики Крым.

Музей «Домик Чехова»

Таганрогский музей «Домик Чехова» — старейший мемориальный чеховский музей в России открытый в 1926 году.

Расположен в небольшом флигеле на территории бывшего домовладения таганрогского купца А.Д.Гнутова по ул.Чехова (быв. Купеческой, Полицейской, Александровской).

Постройка домика относится к 1850-м годам. В 50-60-е годы XIX века здесь находились три небольших флигеля, каретный сарай и хозяйственные постройки.

Купец 3-й гильдии П.Е.Чехов с семьей проживал в этом доме с конца 1859 г. по март 1861 г. 29 января 1860 г. здесь родился третий сын Чеховых – Антон, будущий великий писатель.

О месте своего рождения Антон Павлович Чехов писал П.Ф.Иорданову: «Родился я в доме Болотова (как говорит моя мать) или Гнутова, около Третьякова В.Н., на Полицейской улице в маленьком флигеле во дворе».

Благодаря усилиям Чеховского кружка, организованного в Таганроге в 1905 году по инициативе В.Гаршина, в 1910 году к пятидесятилетию со дня рождения писателя на стене дома была установлена мемориальная доска. В 1916 году по инициативе Чеховского кружка городская управа приобрела в собственность от госпожи Коваленковой принадлежащее ей дворовое место по ул. Чехова, 69 с целью сохранения в неприкосновенности домика, в котором родился А.П.Чехов. В декабре 1920 года домик был освобожден от квартирантов. В 1921 году его отремонтировали, а в 1926 году в нем открылась первая экспозиция, рассказывающая о жизни А.П.Чехова, о его приездах в родной город. С тех пор «Домик Чехова» стал одним из всемирно известных памятников отечественной культуры.

В доме три небольшие комнаты, кухня, маленький коридорчик и холодные сени. Площадь дома 30,5 кв.м.

В экспозиции представлены фотографии старшего поколения семьи Чеховых, купеческие документы П.Е. Чехова, реликвии чеховской семьи, предметы быта середины XIX в.

«Домик Чехова» входит в состав Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника.

347900, г. Таганрог, ул. Чехова, 69,

тел.: (8634) 39-42-76.

Режим работы: Ежедневно с 10 до 18 часов.

Касса открыта с 10 до 17 часов, выходной — понедельник.

 

Дом-музей А.Чехова (Белая дача) в Ялте, Крым

Свои последние годы А. П. Чехов провел в Крыму, оставив потомкам одну из прекрасных достопримечательностей – дом-музей Чехова в Ялте. И хотя в первый визит жемчужина Крыма не оставила у писателя ярких впечатлений о себе, почти через 10 лет он вернулся именно сюда. Сейчас музейные экспозиции насчитывают большое количество экспонатов и считаются культурным достоянием нашей страны.

История переезда

Когда здоровье русского писателя стало стремительно ухудшаться из-за прогрессирующей чахотки, врачи рекомендовали ему отправиться в более теплые края. В начале октября 1898 года умирает отец Антона Павловича. После этого писатель принимает окончательное решение перебраться в Ялту, забрав впоследствии и мать с сестрой. Он прекрасно понимает, что им будет самим тяжело жить с памятью об отце в усадьбе Мелихово, расположенной под Москвой.

Живописный участок под строительство дома выбирается в Верхней Аутке, почти на самой набережной недалеко от городского массива. Проект дома-дачи разрабатывается начинающим московским архитектором Л. Н. Шаповаловым. Результатом его трудов стала небольшая, но уютная дача, возведенная в течение 10 месяцев.Хотя отделку в некоторых местах еще не закончили, уже в сентябре следующего года семья Чеховых въехала в новый дом. Снаружи стены были изящно отделаны белоснежной штукатуркой. Поэтому и в то время, и впоследствии сооружение называлось окружающими Белой дачей.

Творческий подъем в Ялте

Обосновавшись в Ялте, Чехов начал писать новые труды один за другим. Здесь была написана повесть «В овраге». Именно в этом месте увидели свет знаменитые пьесы:

  • «Дама с собачкой»;
  • «Вишневый сад»;
  • «Три сестры»;
  • «Невеста»;
  • «Архиерей».

Последние годы жизни известного русского писателя ознаменовались появлением новой музы. Ею стала театральная актриса Ольга Книппер. Через какое-то время Ольга становится женой Чехова. А в начале мая 1904 года семейная пара направляется на отдых в Германию. К сожалению, домой писатель с немецкого курорта уже не вернулся. Он скончался 15 июля 1904 года.

Становление музея

Все свое имущество писатель оставляет любимой сестре, как и права на свои произведения. Мария Павловна ставит перед собой благую цель – обязательно сохранить в первозданном виде Белую дачу. Уже в то время наследнице писателя было понятно, что домик является настоящим культурно-историческим памятником. Все время сестра писателя тратила на подготовку к изданию оставшихся произведений, на разборку бумаг в архиве брата. Денег не хватало ни на что, весь доход от публикации повестей и пьес шел на содержание небольшого ялтинского имения. И хотя прибыли от писательской дачи не было никакой, от уплаты подоходного налога владельцев освободили гораздо позже.

Лето Мария Павловна проводила в солнечном Мисхоре, лишь ненадолго наведываясь в Аутку. В 1906 году женщина принимает решение продать Белую дачу Российской академии наук для создания музея. На тот период у академии не оказывается средств на покупку имения. И хотя сестра Чехова пыталась подключить редакции газет, журналов, друзей семьи из кругов интеллигенции, Белая дача постепенно приходила в запустение и разрушалась. Последующие события можно отследить по наиболее значимым датам:

  • 1911 год. Был выведен из строя водопровод. Колодец засох, а сад медленно погибал.
  • 1914 год. На постоянное место жительства под Ялту переехали мать и сестра писателя, садовник и старенькая няня.
  • 1919 год. Мать писателя скончалась в тишине и покое.
  • 1921 год. Дом-музей А. П. Чехова был внесен в реестр государственных учреждений. Сестра писателя была назначена директором музея.
  • 1926 год. Дом-музей становится филиалом государственной библиотеки СССР имени Ленина.

Музей пережил годы военной оккупации во время Великой Отечественной войны. В 1974 году здание стало разрушаться, по стенам поползли трещины. Московские белокаменщики помогли произвести реконструкцию.

Когда дом-музей Чехова снова открыли для посещений, его администрацию и сотрудников все также волновала нехватка финансов. Многочисленные призывы спасти народное достояние откликов не находили. Благотворительная кампания, организованная на территории Великобритании в 2008 году, была призвана собрать средства на спасение музея. Среди меценатов можно было увидеть имена известных драматургов, деятелей искусства (актер Рэйф Файнс, Майкл Фрейн, Том Стоппард). Большие реставрационные работы были проведены в 2010 годы.

Экспозиции музея

Количество посетителей в Белой даче постоянно росло. Поэтому в 1964 году на территории музея возвели здание, в котором разместили литературную экспозицию. В этот же период открывают несколько демонстрационных залов на первом этаже – в гостевой, столовой, комнате Ольги Книппер-Чеховой. Из московской квартиры Ольги перевозят в музей памятные вещи – более тысячи наименований. На втором этаже восстанавливается спальня матери писателя.

Когда в 1980 году была произведена реставрация музея, для посещений открыли все помещения. А после ремонта здания литературной экспозиции и флигеля открыли новую выставку. Теперь во флигеле можно было увидеть, как были обставлены кухня Чехова и небольшая комнатка кухарки Марьюшки.

Чеховский сад

Высадку абсолютно всех растений в своем саду писатель планировал лично. В результате растительность радует глаз круглый год. Не зря Чехов постоянно повторял: «Если бы я не стал писателем, я стал бы садовником». Разбивкой сада он начал заниматься параллельно со строительством нового дома.

Каждый шаг в развитии сада писатель делал грамотно и продуманно. Все свободное время он занимался изучением каталогов по садоводству и флористике, рисовал проекты, заказывал растения в ботанических садах. Сначала писатель планировал заниматься садоводством самостоятельно. Но со временем взять помощников ему все же пришлось.

Много внимания писатель уделял розарию, в котором было высажено более сотни разновидностей роз. Время и отсутствие должного ухода оказались беспощадными для некоторых видов флоры. Отдельные растения до нашего времени не сохранились.

Интересные факты

Писателю очень нравилась флора средиземноморского региона. Многие растения для сада были заказаны Чеховым в Алжире. На территории сада жили два приблудившихся песика – Каштан и Тузик, а также ручной журавль Журка.

Когда началась ВОВ, сестра Чехова попросила помочь ей с вывозом ценных экспонатов. Помочь Марии Павловне не смогли, оставлять же дачу на разграбление она не стала. В итоге хрупкая женщина была вынуждена какое-то время делить кров с немецкими оккупантами. Закрыв спальню писателя и его кабинет, остальные комнаты она предоставила в пользование квартирантам. И только после освобождения Ялты от фашистских захватчиков Мария начала приводить все в порядок.

В мемориальном музее А. П. Чехова в точности сохранена или воспроизведена обстановка всех помещений. Среди экспонатов музея находятся почти 24 тысячи фотографий, более 17 тысяч уникальных предметов, имеющих отношение к жизни писателя, его родных и друзей.

Как доехать

Добраться от Симферополя до Ялты можно на рейсовом автобусе, на троллейбусе № 52. Непосредственно до музея по городу можно доехать на троллейбусах № 1, 3, на маршрутных такси № 4, 6, 8а, 13, 17, 24.

Легко добираться до места назначения на собственном автомобиле. Заезд осуществляется с улицы Кирова, возле музея оборудована стоянка. Дом-музей находится по адресу: г. Ялта, ул. Кирова, 112. Работает дом-музей ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10.00 до 18.00.

На карте

Дом-музей Чехова в Ялте представит выставку изображений и скульптур писателя

Ялта, 21 января. Крыминформ. Белая дача Чехова представит выставку «Чеховская иконография в прошлом и настоящем» к 160-летию со дня рождения писателя. Об этом Крыминформу сегодня сообщила ее автор – старший научный сотрудник Дома-музея А.П. Чехова в Ялте Юлия Долгополова.

«Мы познакомим посетителей с уникальным собранием портретов, оригинальных фотоснимков и скульптурных изображений Антона Павловича из фондовой коллекции Дома-музея, а также с малоизвестными мемуарными свидетельствами художников, рисующими реальный облик великого писателя», – рассказала она и уточнила, что откроется выставка в зале литературной экспозиции 29 января в 11. 00 и продлится до 8 апреля включительно.

По словам Долгополовой, творческая личность Чехова всегда была в центре внимания художников-портретистов, а среди его знакомых и друзей были самые яркие русские живописцы рубежа ХIХ-ХХ веков. «Многие из них, очарованные неповторимой чеховской индивидуальностью, стремились запечатлеть писателя на холсте. В свое время Валентин Серов подвел итог многолетним попыткам художников запечатлеть «настоящего Чехова»: «Чехов неуловим…», – напомнила старший научный сотрудник, отметив, что в жанре фотографии писателю «повезло больше».

Чехов, пояснила она, много и охотно фотографировался. «Особенно известны его фотопортреты работы художника Санкт-Петербургской академии художеств Ф. Опитца, а также фотографии В. Чеховского, С. Шапиро, крымчан С. Линдена, Н. Дзюбы, поставщика двора Его Императорского Величества А. Иваницкого из Харькова и прекрасные ялтинские снимки фотографа-любителя Леонида Средина», – обратила внимание Долгополова. – Некоторые из этих снимков гости музея смогут увидеть на нашей выставке».

«Художественная Чеховиана», выразила уверенность представитель дома-музея, продолжается и в наши дни. «Образ этого великого человека становится частью массовой культуры, популярным брендом», – отметила Долгополова и заверила, что в ялтинском музее хранится большое количество предметов с чеховской символикой, которые отражают как различные этапы в становлении этой отрасли производства, так и современный ее период.

Выставочный зал «Домик Чехова» в Москве

Флигель на Малой Дмитровке — одно из многочисленных мест, где известный русский писатель Антон Павлович Чехов жил в период своего пребывания в Москве. Писатель не отличался склонностью к домоседству, много путешествовал и когда приезжал в столицу, останавливался в разных частях города.

Уединенное двухэтажное строение флигеля, которое было частью домовладения московского купца Фирганга, Чехов арендовал в 1890 году после возвращения из Сибири. Путешествие через весь материк на остров Сахалин, где писатель изучал жизнь ссыльных и каторжников царской России, произвело на него огромное впечатление. Во время этой поездки Чехов составил огромную картотеку ссыльнопоселенцев, в том числе «политических», и нуждался в удобном жилье, где можно было бы без помех переосмыслить полученный опыт и информацию.

Именно в этом флигеле, где писатель прожил около двух лет, была написана значительная часть документального романа «Остров Сахалин» и другие известные произведения — в частности, рассказ «Палата №6», название которого стало в российской культуре нарицательным. На втором этаже домика на Малой Дмитровке Чехов устраивал вечера и встречи, гостями которых были его друзья и знакомые, представители культурной элиты России — писатели Владимир Короленко и Дмитрий Григорович, путешественник, журналист и литератор Владимир Гиляровский, режиссер Владимир Немирович-Данченко, историк и яркий представитель «культуры декаданса» Дмитрий Мережковский, знаменитый художник-пейзажист Исаак Левитан, актер Александр Ленский.

В настоящее время флигель, который получил название «Домик Чехова», находится под охраной государства как культурный объект федерального значения и является филиалом выставочного комплекса «Манеж». На стене дома располагается памятная табличка с барельефом. Но каких-либо мемориальных предметов из жизни Чехова в доме не сохранилось, поэтому внутренняя часть здания используется в качестве выставочного зала. С 2006 года в нем располагается галерея Полины Лобачевской, в которой представлены работы художников-нонконформистов, проходят выставки современного искусства и оригинальные культурные проекты.

В небольшом пространстве залов царит лирическая творческая атмосфера, которая способствует вдумчивому восприятию камерных экспозиций, воплощающих нетрадиционный взгляд на окружающий нас мир. При содействии галереи создаются просветительские документальные фильмы, повествующие об эстетических тенденциях современного искусства и его наиболее ярких представителях.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Горькая доля родового гнезда.

Дом Чехова разрушается | КУЛЬТУРА: События | КУЛЬТУРА

Не так давно почитатели таланта одного из величайших прозаиков XIX века — Антона Чехова отмечали 156-летие со дня его рождения. В Таганроге, где развернулись основные торжества, прошёл объёмный культурный марафон, который насчитывал 35 мероприятий.

Например, в центральной городской библиотеке провели просветительскую акцию, во время которой читали произведения классика вслух. На базе музеев организовали специальные программы. Горожане и гости Таганрога смогли прогуляться по чеховским местам и послушать рассказы экскурсоводов.

Вот только на обочине праздника, как и обычно, осталось место, напрямую связанное с Чеховым, где будущий писатель провёл около пяти лет жизни.

Окна, помнящие писателя

Небольшой особнячок на ул. Розы Люксембург, 77, уже который год ветшает… На стенах появляются всё новые прогалины, откуда краска облезла, обнажив кирпичную кладку.

«По осени и во время зимних оттепелей домик стоит по сути в болоте. Вот недавно, в преддверии дня рождения писателя, мокрый снег возле памятника Чехову и у других связанных с ним мест убрали. А к дому по улице Р. Люксембург, 77, коммунальщики явно даже и не подошли… Он так и простоял, утопая в наледях и лужах талого снега. И тротуар рядом разбитый», — посетовал краевед, общественник Олег Фетисов.

А ведь не будь в Таганроге этого местечка, ушла бы важная страница жизни великого писателя. В 1840-е именно тут дед будущего прозаика Егор Михайлович купил дом и 20 десятин земли. А в 1874 году на половине участка первый свой собственный дом в Таганроге выстроил отец Антона Павловича. Ведь до того семья лишь арендовала жильё.

Табличка на домике А.П. Чехова в Таганроге. Фото: АиФ/ Виктория Головко Фото: АиФ/ Виктория Головко

 

Собственно, потому дом на ул. Розы Люксембург, 77, и прозвали родовым гнездом Чеховых. Так уж вышло, что строительство подорвало семейный бюджет. Чеховы прожили в новом доме два года – с 1974-го по 1976-й, после чего все, кроме Антона, тогда гимназиста, перебрались в Москву. Дом после отъезда выставили на продажу, купил его Гавриил Селиванов, добрый знакомый Чеховых, прежде снимавший у них комнату. Потому последующие три года Антон прожил тут уже в качестве квартиранта и репетитора племянников Селиванова.

Музей Чехова в Мелихово. Фото: Commons.wikimedia.org/ TatianaNP

Время это запомнилось ему как очень тяжёлое — нужда, расставание с близкими. Тем не менее, именно в этом небольшом домике и стал проявляться его литературный талант. Антон в те годы выпускал рукописный журнал «Заика» и написал первую свою большую пьесу – «Безотцовщина».

 В доме сохранились старые оконные рамы, которые помнят Чехова. Гимназист Антоша ходил по здешним половицам и брался за латунные ручки, уцелевшие на дверях…

Что имеем, не храним 

Много лет в Таганроге ведут речь о том, что в доме надо открыть музей. В 2010-м, в год 150-летия со дня рождения писателя, жителей даже отселили. Вот только музей так и не открыл своих дверей…  

«Мне кажется, лучше б людей не расселяли вовсе! С тех пор, как дом опустел, в нём не топят. Он ветшает, куда быстрее приходит в негодность. Со входной двери исчезла латунная ручка – одна из тех самых, за которые брался Чехов», — с горечью написала в редакцию таганроженка Анна Земцова.

«На самом деле подвижки есть, — не согласна Оксана Юрченко, зам. директора Таганрогского литературного музея-заповедника. – Город действительно выкупил у жильцов квартиры. Позднее здание было передано в областную собственность, оно принадлежит нашему музею. Однако дому нужен капитальный ремонт. В прошлом году нам выделили деньги на разработку проектной документации. Мы её сделали. Но в этом году, насколько я знаю, денег на сам ремонт не дали. Мы очень надеемся, что открыть музей в домике удастся к 2020 году – 160-летию со дня рождения писателя…»

Но достоит ли чеховский домик до светлого будущего, большой вопрос. А пока «любоваться» можно лишь на облезлый фасад и лужи рядом. Неужели ВОТ ТАК и надо беречь чеховское наследие?

Дом, построенный Чеховым | London Evening Standard

I

N 1898, 38-летний Антон Чехов был вынужден покинуть заснеженные березы северной Москвы и отправиться в Крым. Его туберкулез обострялся, и, нуждаясь в более теплом климате, он решил поселиться на красивом курорте Ялта на территории современной Украины.

Актуально: Ромола Гарай в роли Маши в опере Чехова «Три сестры», сейчас в Lyric Hammersmith

Дом, который он построил там, остается одним из сокровищ региона.

Построенный по его собственному необычному проекту на трех этажах, с восхитительным видом на Черное море, Чехов провел последние пять лет своей замечательной — и слишком короткой — жизни.

ПРОЧИТАТЬ БОЛЬШЕ

Наследие: выше, Антон Чехов, умерший в июле 1904 года

Несмотря на то, что он постепенно заболел, чтобы обрезать розы в саду, которые он с любовью посадил, как только купил участок земли, он написал некоторые из его величайшие шедевры, в том числе пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», а также рассказ «Дама с собачкой».

Выжить, несмотря на все трудности: хроническая нехватка средств означает, что ялтинский приют Чехова нуждается в срочном восстановлении

Именно здесь его посетили Горький, Шаляпин и Станиславский и развлекали Рахманинов на фортепиано. По телефону Эрикссона в своем кабинете он позвонил Толстому и получил телеграммы о премьере МХАТа «Дядя Ваня».

В доме также проживали мать Чехова, пережившая сына, его по совместительству актриса-жена Ольга Книппер и его сестра Маша, сохранившая его интерьер в том виде, в каком он был, когда ее брат в последний раз покинул его. и открыл его как музей после революции.Ни один дом-музей в России не может похвастаться такой аутентичностью. Дача и ее прекрасный сад уникально способны вызвать воспоминания о жизни Чехова в его последние трудные годы — а поскольку Чехов считается самым важным драматургом 20-го века, это культурный объект мирового значения.

Сейчас, однако, из-за непростого характера российско-украинских отношений их будущее находится под большим сомнением. В год, когда во всем мире отмечают 150-летие со дня рождения Чехова, музей находится в хроническом запустении.Если сайт понесет дальнейший ущерб — или, что еще хуже, будет продан тому, кто предложит самую высокую цену — будет трагедией.

Дом уже пережил немалые трудности. Маша защищала дом-музей сначала во время гражданской войны, а затем и от немецко-фашистских оккупантов. Перед своей смертью в 1957 году, в возрасте 93 лет, она передала обязанности куратора молодой девушке, которая до сих пор работает в музее, несмотря на то, что ей за восемьдесят.

Признаком священного статуса дома-музея в советские времена было то, что он финансировался непосредственно Министерством культуры.Но когда распался Советский Союз, то же самое произошло и с его финансированием, поскольку дом внезапно оказался брошенным в Украине, которая не считает финансовую поддержку музея, посвященного русскому писателю, приоритетом.

Денег, которые музей сейчас получает от местных властей Крыма, едва хватает для выплаты скромных зарплат его небольшой команде преданных своему делу сотрудников, но тем временем физическая структура дома неуклонно ухудшается. Из-за зловещих трещин, появляющихся в стенах из-за проседания, и постоянной угрозы сырости дом нуждается в срочном ремонте.

Команду женщин, посвятивших себя сохранению памяти Чехова, в последние годы возглавляет ученый Алла Головачева, которая впервые присоединилась к научному коллективу музея еще в 1980 году, никогда не представляя, что ее ждет на посту директора в суровых реалиях постсоветской Украины. . В 2003 году президента Путина привез в дом президент Украины Кучма во время официального визита. Они оставили полные благодарности в книге посетителей, но предпочли проигнорировать личное обращение, которое им представили, в котором, среди прочего, упоминалась неспособность музея заплатить за надлежащую безопасность.

Ирония в отношении дорогостоящих мер безопасности, введенных во время их визита, была явно потеряна для них, и ценная возможность для России и Украины продемонстрировать свою способность преодолевать политические разногласия путем совместной работы в культурной сфере была упущена.

Обнадеживает то, что нынешний кандидат в президенты Украины Виктор Янукович пообещал на прошлой неделе выделить средства на восстановление дома в случае своего избрания, но его упоминание Чехова как «украинского поэта» (ошибочное по обоим пунктам) не внушает доверия.

Когда она не борется с бюрократами, Головачева вела неустанную кампанию по привлечению внимания российских и украинских бизнесменов и политиков к бедственному положению музея, которые, за редким исключением, не сопровождали свои симпатии денежными вливаниями. В 2007 году из-за отсутствия какой-либо системы отопления в стенах кабинета Чехова появилась плесень, что привело к частичному закрытию музея.

Вид отслаивающихся обоев и осыпающейся кирпичной кладки во время моего визита в мае, вместе с пачкой газетных вырезок, которые Алла показала мне в качестве доказательства своих отчаянных усилий что-то сделать, побудили меня начать кампанию по сбору денег в Англии, поскольку Я был уверен, что многие люди, любящие Чехова в этой стране, захотят помочь.Легко забыть, что не во всех странах есть такие организации, как The National Trust, или официальные меры, направленные на сохранение зданий, представляющих особую историческую ценность.

Ялта была фешенебельным курортом во времена Чехова, называвшимся «Русской Ниццей». В то время как все цари строили роскошные дворцы на легендарном побережье, это говорит о том, что Чехов, который всегда был чутким к судьбе этнических меньшинств, решил построить свой дом на окраине города в деревне, полной перемещенных татар, которые сразу же окрестили это «Белая дача».Название прижилось.

Чехов мог бы почивать на лаврах как знаменитый писатель, но он был человеком с общественным сознанием, который строил школы, разоблачает несправедливость царской пенитенциарной системы после тяжелого путешествия в Сибирь, продвигает медицинское обслуживание в обществе, сажает деревья, и даже помогал больным туберкулезом в Ялте, при этом сам умирая от болезни. Белую дачу стоит защищать как символ культурных ценностей, которые он отстаивал и которые могут быть забыты в той части мира, откуда он пришел.

Чеховский биограф и переводчик Розамунд Бартлетт — директор Фонда Антона Чехова, созданного для сохранения дома Чехова в Ялте: www.yaltachekhov.org. С 26 по 31 мая она ведет в Ялту юбилейный тур по Чехову, подробности которого можно найти на сайте www. exeterinternational.co.uk/chekhov.html или по телефону 020 8956 2756 .

Белая дача Чехова открывает проблески полноценной жизни

Дом Антона Чехова в Крыму был центром художественной, политической, социальной и гуманитарной деятельности, пишет Бернар Адамс .

Через Дарданеллы, через теплое, мелкое, таинственное Черное море, идущее на север, Крым вырисовывается перед вами. На самой южной оконечности этой равнины, под высокой горной скалой, находится Ялта.

Это элегантный украинский курорт, где Черчилль, Рузвельт и Сталин сформировали послевоенный мир в дворцовом зале и где более полувека привилегированные граждане Советского Союза наслаждались морем, едой и мягким климатом.Но это также место, куда Антон Чехов приехал, чтобы найти лекарство от чахотки, и где он построил свой восхитительный дом, Белая дача, и разбил чудесный сад.

Чудом, несмотря на потрясения и разрушения, вызванные русской революцией, двумя мировыми войнами и крахом коммунизма, и дом, и сад остались практически нетронутыми. Вместе они образуют один из самых запоминающихся музеев мира — тем более, что у писателя было так мало лет, чтобы насладиться тем, что он создал.

Чехов с матерью и сестрой (он еще не был женат) отпраздновали новоселье на даче 9 сентября 1899 года. Дом был спроектирован русским архитектором Л. Н. Шаповаловым, и Чехов помогал оформлять планы.

Дача высокая и несимметричная, с широкими и узкими окнами, а в использовании витражей есть нотки модерна.С веранд первого этажа открывается восхитительный вид на Ялту, горы и синее Черное море. Комнаты маленькие, уютные и, как правило, довольно просто обставлены, хотя кабинет довольно загроможден. Здесь, за большим синим столом, Чехов, хотя часто был слабым и нездоровым, написал «Три сестры», «Вишневый сад» и «Дама с собакой» и заполнил записные книжки десятками идей, которые, к сожалению, у него никогда не было времени развить.

В доме царит приятная семейная атмосфера: на стенах висят акварели сестры Чехова; его мать была религиозной, поэтому в доме много икон.А у его жены, известной актрисы Ольги Книппер, на которой он женился в 1901 году, была своя комната. Она часто бывала на гастролях, а когда возвращалась в Ялту и на дачу, использовала скромную спальню, обклеенную красными обоями, с диваном, где она могла расслабиться, и письменным столом, где она могла вести свои театральные дела.

К тому времени, когда он переехал жить на Белую Даче, Чехов, наконец, был признан грозным драматургом. В 1900 году труппа МХАТа Станиславского поставила в Ялте «Чайку и дядю Ваню».

В доме выставлены пальмовая ветвь и широкая красная лента, которую они подарили ему по этому случаю. Надпись гласит: «Глубокому толкователю русской жизни А.П. Чехову, Ялта, 23 апреля 1900 года».

Белая Дача стала магнитом для либеральных писателей, художников и музыкантов. Фортепиано, на котором играл Рахманинов, находится в гостиной; Шаляпин пел для семьи; Горький прогулялся по саду, и теперь посетители могут сидеть на скамейке, на которой они с Чеховым отдыхали и разговаривали.Левитан, великий русский пейзажист, тоже был гостем, и одна из его картин висит в кабинете. Чехов разговаривал с Толстым по телефону, а прибор, которым он пользовался, стоит на маленьком столике в холле.

Чехов сделал гораздо больше, чем просто писал, развлекал и разговаривал на Белой даче. Он был активным политиком — поддерживал студенческие союзы, отказавшись стать почетным членом Академии наук, когда его друга Горького исключили из-за его политических взглядов.

Он также был активен на местном уровне. Он получил квалификацию врача, прежде чем стал писателем, и продолжал принимать пациентов в Ялте, пока позволяло его собственное здоровье. Он собрал деньги на строительство поликлиники для больных чахоткой, которая теперь называется санаторий Чехова. Вместе с Горьким он основал фонд по созданию Ялтинской публичной библиотеки, которая сейчас является самой большой в Крыму.

Трудно не восхищаться энергией и решимостью Чехова добиваться результатов, несмотря на его болезнь.Сад в «Белой даче» показывает, как много он работал. Ранее он владел землей и руководил просвещенной фермой недалеко от Москвы. Но в 1897 году у него произошло сильное кровотечение в легком. Он знал, что не только ялтинский климат поможет ему, но и на акре земли, окружающем дом, появятся прекрасные возможности для садоводства.

«Я сажаю деревья своими руками», — писал он. «Я посадил 100 саженцев роз, и все они являются ценнейшими культивируемыми видами.«Кусты роз были данью уважения поэту Пушкину, столетие которого произошло в 1899 году. Большинство роз и многие из сотен кустарников и деревьев, посаженных писателем, все еще находятся в волшебном ансамбле, где кедры, пальмы, кипарисы, магнолии и т. Д. акации и тутовые деревья росли и процветали.Серебристая береза, которую Чехов привез из средней полосы России, теперь имеет высоту 50 футов. Сад имеет цвет почти круглый год; восхитительные тропинки петляют между деревьями, иногда с крошечным ручейком, бегущим вдоль или поперек. внизу; чаны, в которых поступало вино Чехова, были изобретательно переработаны как бочки с дождевой водой.

Чехов видел только первые намеки на грядущий рог изобилия. Он умер в июле 1904 года в Германии, на курорте Шварцвальд, куда он отправился, чтобы сделать последнюю попытку победить свой туберкулез. Его сестра Мария продолжала жить на Белой даче, и именно она дала нам возможность насладиться этим сейчас. Она устроила так, чтобы в 1921 году дом стал государственным музеем, и он чудом уцелел после нацистской оккупации.Мария дожила до 1957 года, бережно храня все рукописи, письма, записные книжки и личные вещи брата.

Посещение музея и сада сегодня позволяет увидеть как ученого, так и художника в Чехове. Он демонстрирует хороший вкус, практичность и мужественную стойкость одного из величайших драматургов мира. Возможно, последнее слово о писателе должно произойти от его друга-телефониста Льва Толстого, который сказал, что он «несравненный художник жизненных узоров; ценность его искусства заключается в его общем понимании — не только русскими, но и любым человеком».

Вспоминая Чехова в Ялте | openDemocracy

Чеховская «Белая дача» в Ялте, когда она была построена впервые

Президент России Дмитрий Медведев решил отметить 150-летие Чехова 29 января в Таганроге. Это было вполне уместно, потому что писатель родился в этом южнорусском городе.Оказывается, Медведев знает и ценит работу Чехова. В детстве он отличал его от Толстого длиной бороды, кажется, но при этом считал его таким же старым (Толстой был на самом деле старше Чехова на тридцать два года и пережил его).

Медведев теперь знает, что Чехов никогда не должен стареть. Он признался, что юбилей в этом году заставил его осознать, сколь многого добился Чехов за свою короткую жизнь: в сорок четыре года он ровесник Антону Павловичу, когда он умер.

Визит президента Медведева в Таганрог является обнадеживающим сигналом того, что российское государство высоко ценит своих великих писателей и вносит огромный вклад в русскую и мировую цивилизацию. Это отношение не всегда было столь очевидным: в 2003 году президент Путин посетил дом-музей Чехова в Ялте, но предпочел проигнорировать просьбу о помощи, адресованную ему его сотрудниками, которые были вынуждены стать свидетелями неуклонной деградации дома-музея Чехова в Ялте. Советский Союз прекратил централизованное финансирование.

Из всех музеев мира, посвященных Чехову (которых, по последним подсчетам, было восемь), ялтинский во многих отношениях является самым особенным. Это единственный дом, в котором жил Чехов, который сохранился в первозданном виде в том виде, в котором он жил в нем (последний раз он покинул его в мае 1904 года и умер через два месяца). Он был построен по его собственному усмотрению по оригинальному проекту и окружен красивым садом, который он посадил сам. Здесь он написал свои драматические шедевры « Три сестры», и «Вишневый сад», «», а также такие рассказы, как «Епископ» и «Дама с собачкой».(Подписи к этим дореволюционным открыткам Ялты взяты из «Дамы с собачкой».)

«Говорили, что на берегу моря появился кто-то новый: дама с собачкой».

Но он расположен в Крыму, который Хрущев передал Украине в 1954 году, а когда Украина стала независимой в 1991 году, традиционно русоцентрический Крым ушел с ней. Сотрудники музея не преувеличивали серьезности ситуации, когда обращались к президенту Путину: в 2007 году музей пришлось частично закрыть из-за плесени в стенах дома.В теперь крошечном бюджете музея просто не было денег, чтобы заплатить за работающую систему отопления и предотвратить появление сырости. У украинского правительства, похоже, нет ни ресурсов, ни желания восстановить и сохранить здание и его ценное содержимое, а российское правительство, похоже, больше не чувствует ответственности за его содержание. На данный момент музей зависит от Автономной Республики Крым, которая может позволить себе лишь вносить свой вклад в скудные зарплаты своих преданных своему делу сотрудников.

Одним из самых популярных мероприятий, проводимых в Англии по случаю 150-летия Чехова, была неделя чтений, неформальных выступлений и дискуссий в лондонском театре Хэмпстед. С помощью ведущих британских актеров, режиссеров и писателей и щедрости семьи Лебедевых за неделю было собрано около 60 000 фунтов стерлингов для кампании, которую я начал в Великобритании, чтобы привлечь внимание к тяжелому положению Ялтинского музея и собрать деньги на оплату его работы. Реставрация дома.

«Потом он начал сталкиваться с ней несколько раз в день в городском саду… »

Я не ошибся, полагая, что поклонники Чехова в Великобритании захотят помочь. Огромная привязанность к Чехову в этой стране основана главным образом на популярности его последних пьес, которые по-прежнему ставятся часто и с энтузиазмом. Британцы любят преуменьшение и отсутствие претенциозности Чехова; им нравится его иронический юмор и его симпатия к неудачникам. Им нравится высшее артистизм его драм, которые красивы и поэтичны, когда они хорошо исполнены, и каким-то образом магически полны смысла для нашего времени.Возможно, однажды Чехов состарится, но он все еще кажется современным в своем экзистенциалистском взгляде на жизнь. Его герои глубоко русские, но их дилеммы универсальны. Несомненно, у нас, британцев, есть привычка узнавать себя в персонажах, которые испытывают трудности с выражением эмоций и странной идиосинкразии. Но нас также привлекает скромная, но глубокая человечность Чехова, даже если это то, что мы ощущаем только инстинктивно, слыша его слова.

«Вечером, когда ветер немного утих, они спустились на пристань посмотреть, как заходит пароход.»

Все это стало для меня очевидным, когда я исследовал жизнь Чехова, готовясь к написанию его биографии. Но, как и многие другие, меня все больше тронуло то, как Чехов решил жить своей жизнью. Как воодушевляет то, что он спокойно ушел и построил школы и сделал все возможное, чтобы популяризировать общественное здравоохранение, например, когда он мог бы просто сидеть сложа руки и наслаждаться своим литературным успехом. Как вдохновляет то, что он помогал больным туберкулезом в Ялте при смерти самого заболевания.Вдохновляет также то, что он был чувствителен к перемещенному в Крыму татарскому меньшинству и что он писал до самого последнего без малейшего намека на жалость к себе.

Чехов всегда четко понимал культурные ценности, которые, по его мнению, стоило отстаивать. Для меня они заключены в дом, который он демонстративно построил для себя в татарской деревне, подальше от ярких огней Ялты. Вот почему, помимо многих других достоинств, дом Чехова в Ялте заслуживает должного ремонта и ухода.Пока в Украине не будет эквивалента Национального фонда или механизма правовой защиты зданий, представляющих историческую ценность, мы все обязаны поддерживать осажденных сотрудников музея в их стремлении защитить его будущее. Между тем, мы также можем продолжать надеяться, что правительства России и Украины преодолеют любые политические разногласия, которые до сих пор мешали им приступить к совместному культурному проекту, который вызвал бы восхищение в мире и докажет, что их высокое уважение к их общему культурному наследию не ограничивается узкими националистическими интересами.

«Сидели на скамейке недалеко от церкви в Ореанде, смотрели на море и ничего не говорили. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, а белые облака неподвижно стояли на вершинах гор». (Copyright Rosamund Bartlett)

Чехов поселился в «Белой даче» (как сразу окрестили ее местные жители) осенью 1899 года, и «Дама с собачкой» была одним из первых его произведений. . Тем летом он останавливался на знаменитой набережной в одном из лучших отелей Ялты, отдыхая с Ольгой Книппер, актрисой МХАТ, на которой он женится два года спустя.Он, вероятно, обращал особое внимание на девушек, которые проходили перед его балконом с маленькими собаками на поводках. В своем загородном доме в Москве он очень привязался к двум своим любимым таксам, Бромиду и Хинину, и двум сибирским хаски, одна из которых названа в честь исследователя Фритьофа Нансена, которым он восхищался. На Белой даче к нему присоединились не только его мать, о которой он заботился на протяжении всей своей взрослой жизни, его сестра и его жена (обе приехали на каникулы), но и разношерстные дворняги.По характеру Чехова, несмотря на его явное отсутствие заботы о Каштанке, самом ленивом из них, который весь день спал под оливковым деревом, когда однажды его сбила проезжающая карета, он провел экстренную операцию. сломанная задняя нога. Вскоре Каштанка снова стала бегать. Чехов однажды сделал заметку о мусульманском обычае рыть колодцы, чтобы спасти свою душу, добавив: «Было бы хорошо, если бы каждый из нас оставил школу, или колодец, или что-то подобное, чтобы наши жизни не проходили мимо и не исчезали в вечности. без следа ».

Дом-музей Чехова

Дом-музей Чехова
Литературная прогулка по Москве. Часть I

Марина Кашпар

Недалеко от Кудринской площади, на внешней стороне Садовой-Кудринской улицы, приютился небольшой ярко-красный коттедж .Неожиданно выделяется среди своих более крупных, но бесцветных соседей. Это знаменитый Дом-музей Чехова.

и прожил там до апреля 1890 года, когда уехал в долгое путешествие на остров Сахалин. В этом доме писатель создал произведения, ставшие частью русской классической литературы: «Степь», «Скучная история», драма «Иванов», а также сотню блестящих рассказов и несколько водевилей. «Я живу в Кудрино на Садовой, — пишет Чехов в одном из писем, — место чистое, тихое, недалеко от всего».В доме с ним жили его мать Евгения Яковлевна, сестра Мария и младший брат Михаил.

Двухэтажное кирпичное здание построено в 1874 году по проекту архитектора В.А. Афанасьев. Два эркера украшают фасад, такой же эркер венчает выход. Друзья писателя говорили, что здание «похоже на замок» и оригинально, как рассказы Чехова. Наиболее подходящее сравнение, «The Comode House», которое до сих пор используется в русском языке, принадлежит самому Чехову.В одном из писем он отмечал: «Я живу в Кудрино в доме Корнеева, он похож на Комод, напротив Гимназии № 4. Цвет дома либеральный. Это красное «. Во времена Чехова дом не выглядел таким маленьким, как сегодня. В 19 веке он был окружен деревьями и почти утонул в зеленом море фруктовых садов, раскинувшихся вдоль улицы.

После пожара 1812 года было построено большое количество каменных домов, большинство из которых одно- и двухэтажные, хотя многие деревянные постройки еще стояли на Садовой Кудринской.

Указом императора Александра I улицу расширили. В то время было трудно поддерживать такую ​​широкую улицу, поэтому владельцы домов разбивали большие сады перед своими владениями и сажали деревья. Поэтому большинство улиц получили два названия: Садовая-Кудринская, Садовая-Триумфальная и т. Д., Причем часть «Садовая» означает «сад»…

Во второй половине XIX века большую часть деревянных домов вдоль улицы и внутри садов заменили на кирпичные.В конце XIX — начале XX века здесь появились четырехэтажные здания гимназии № 4 (дом № 3) и техникума (дом № 9). Софийская детская больница (ныне Филатовская детская городская больница № 13) занимала помещение дома князя Щербатова (дом 15). Все остальные дома были проданы купцам, только четыре домика принадлежали дворянству.

Внешне дом № 6 на Садовой-Кудринской; Дом-музей Чехова выглядит почти так же, как в конце 19 века.

Мемориальные комнаты музея выглядят так же, как и при Чехове. Кабинет и спальня писателя, жилые комнаты его брата и сестры, гостиная реконструированы по чертежам и описаниям родственников Чехова. Ощутимо чувствуется атмосфера, в которой жил и творил Чехов. Внимание посетителей привлекает чернильница с бронзовой фигурой лошади в кабинете Чехова. Эта чернильница была подарком доктору Чехову бедной пациенткой, с которой он отказался брать плату.Более того, он дал ей деньги на покупку лекарств.

На столе Чайковского стоит фотография с автографом. Чехов был большим поклонником композитора.

Адрес
Садовая Кудринская 6
(495) 691 6154,
(495) 691 3837

Он собирался посвятить ему свой сборник рассказов «Мрачные люди».Он был приятно потрясен, когда Чайковский навестил его в его доме в Кудрино. На стенах гостиной можно увидеть множество картин Николая Чехова, брата писателя, который умер молодым. Три зала дома и пристройки занимают историко-литературные выставки, посвященные жизни и творчеству писателя с 1879 по 1904 год. Здесь представлены портреты Антона Чехова работы Серова и Николая Чехова, оригинальные издания его произведений, собрание редких фотографий. Чехова, его родственников и друзей, а также театральные афиши.

Дом Чехова — Ялта — Дорожные указатели Блог

Русские сравнили Антона Чехова с русским Шекспиром. Антон Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге, порту на Азовском море на юге России. Он начал писать еще будучи молодым студентом и был очень талантлив в написании рассказов.

Дом Чехова — парадный вход

Чехов получил медицинское образование в Московском государственном университете и собирался заниматься практикующим врачом.Во время учебы он уже успешно писал юмористические журнальные рассказы и зарисовки. Когда он понял, что у него туберкулез, он стал все больше и больше полагаться на свое письмо, чтобы обеспечить себе доход. Как врач, он решил не думать о своей болезни и не обращаться за лечением, в результате чего он умер в молодом возрасте 44 лет.

Чехов тесно связан с Крымом, поскольку последние годы своей жизни провел в Ялте. Он построил дом в пригороде Ялты, на Аутке, а действие его знаменитого рассказа «Дама с собачкой» происходит в Ялте.У него также была дача (загородный коттедж) в Гурзуфе, в нескольких километрах от побережья.

Дом Чехова — Гостиная

Посещение Дома Чехова позволяет лучше понять этого талантливого автора. Его дом в Ялте, известный как Белая дача, часто посещали другие писатели его времени, в том числе Иван Бунин, Максим Горький и Александр Куприн. В доме много картин, мебели и памятных вещей, напоминающих о его временах. Также есть рояль, на котором его друг и композитор Рахманинов играл, когда приезжал в гости.Чехов написал здесь «Трех сестер» и «Вишневый сад» и при необходимости сбегал в тишину и покой своей меньшей дачи в Гурзуфе.

Скамейка Горького, Ялта

Когда он умер в Германии в 1904 году, дом перешел к его сестре Маше. Она сохранила дом максимально приближенным к первоначальному виду, как тогда, когда в нем жил Чехов. Прогуливаясь по дому, вы чувствуете тепло этого места. Часы в гостиной выставлены на 13:00. когда семья вместе обедала.Красивый сад разбил сам Чехов. Он посадил около 159 видов растений, но сегодня осталось всего 40 видов. Зеленая скамейка получила название «Скамейка Горького». Чехов якобы сказал Горькому, что если бы каждый человек делал все возможное на этой земле, наша планета была бы прекрасной.

Дом Чехова — Сад

Чехов был милосердным человеком и, несмотря на свое слабое здоровье, создал фонд для строительства медицинского центра для бедных, больных туберкулезом, ныне известного как санаторий Чехова.Вместе со своим другом Максимом Горьким он также создал еще один фонд для открытия городской библиотеки, которая сейчас является крупнейшей в Крыму библиотекой имени Чехова в Ялте.

Елена

Связанные

Дом-музей Чехова на Садовой-Кудринской улице отреставрируют / Новости / Сайт Москвы

Знаменитый дом, напоминающий комод, в котором писатель Антон Чехов жил с 1886 по 1890 годы, будет отреставрирован до конца. 2021 г.Дом на Садовой-Кудринской улице (№6, корпус 2) обретет исторический облик, сообщил глава Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

«Специалисты отреставрируют фасады, в том числе карнизы и архитравы. Внутри дома стены будут оклеены обоями по рисункам Чехова 1889 года, будут отреставрированы камины на первом и втором этажах, а также белокаменная лестница, ведущая на второй этаж », — сказал он.

Кроме того, строители отремонтируют крышу и заменят водосточные трубы, внешние пороги, окна и двери. Также вставят закрытое окно на восточном фасаде второго этажа.

Сегодня здание имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Это первый музей в Москве, посвященный писателю. Двухэтажное каменное флигель, построенное в 1874 году, Чеховы сняли у известного врача Якова Корнеева. Здесь Чехов написал пьесы «Иванов», «Медведь» и «Предложение руки и сердца», повесть «Степь», рассказы «Мрачная история», «Счастье» и другие.

Антон Чехов назвал дом комодом и сказал, что годы, которые он прожил в нем, были одними из самых счастливых в его жизни.

Здание спроектировано архитектором Василием Афанасьевым. Оба этажа предназначались для одной квартиры, но в процессе строительства проект претерпел определенные изменения. Ширина стен была увеличена с 6,3 до 8,4 метра, а длина уменьшена с 21 до 14,7 метра. На главном фасаде прямоугольные эркеры заменены на трапециевидные.На южном фасаде эркер сделали только на втором этаже, ниже крыльцо главного входа. Отличие от оригинального дизайна заключалось также в расположении коридора вдоль северной стены и новом расположении окон на южном фасаде двора. Специалисты отреставрируют фасады и интерьеры, а также отремонтируют крышу и заменят водосточные трубы.

Избранные рассказы Антона Чехова

Смерть служащего

В один прекрасный вечер не менее прекрасный офис-менеджер Иван Дмитрич Червяков1 сидел во втором ряду партера и смотрел «Корневильские колокола» через оперные очки.Он смотрел и чувствовал себя на пике блаженства. Но внезапно . . . Это «но внезапно» часто встречается в рассказах. Авторы правы: жизнь полна неожиданностей! Но внезапно его лицо сморщилось, глаза закатились, дыхание остановилось. . . он поставил бинокль, наклонился вперед и. . . ах-чу !!! Как видите, он чихнул. Чихать никому и нигде не запрещено. Крестьяне чихают, начальники полиции чихают, иногда даже тайные советники. Все чихают. Червяков, нисколько не смутившись, вытер нос платком и, будучи вежливым человеком, огляделся, не тревожило ли кого-нибудь его чихание.А теперь он действительно смутился. Он увидел, что старичок, сидевший перед ним в первом ряду партера, осторожно вытирал перчаткой лысину и шею и что-то бормотал. Червяков узнал в старичке генерала Бризжалова 3, который служил в транспортном управлении.

«Я его опрыскал!» — подумал Червяков. «Он не мой начальник, он служит в другом месте, но все равно это неловко. Я должен извиниться».

Червяков закашлялся, наклонился вперед и прошептал генералу на ухо:

«Простите, Yr’xcellency, я вас опрыскал.. . Я случайно . . . «

» Ничего, ничего. . . «

» Ради бога, извините. Я. . . Я не это имел в виду! «

» Ах, сядьте, пожалуйста! Дай послушать! »

Червяков смутился, тупо улыбнулся и стал смотреть на сцену. Смотрел, но блаженства больше не чувствовал. Тревога стала его мучить. В антракте он подошел к Бризжалову, обошел его, и преодолевая свою робость, пробормотал:

«Я опрыскал тебя, Yr’xcellency. .. Простите меня . . . Я. . . дело не в том, что я. . . «

» А, а теперь пошли. . . Я уже забыл, и держите! — сказал генерал, нетерпеливо подергивая нижней губой.

«Забыл, но злоба в его глазах», — подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. даже поговорить хочу. Я должен объяснить ему, что на самом деле я не это имел в виду. . . что это закон природы, иначе он подумает, что я хотел плевать. Если он так не думает сейчас, то будет думать позже! . .. »

Вернувшись домой, Червяков рассказал жене о своей грубости. Его жена, как ему показалось, слишком легкомысленно отнеслась к случившемуся. Она просто испугалась, но потом, узнав, что Бризжалов служил« в другом месте », успокоила. вниз.

«Но все же ты должен пойти и извиниться, — сказала она. — Он может подумать, что ты не знаешь, как вести себя на публике!»

«Вот именно! Я извинился, но он был каким-то странным. . . Не сказал ни единого разумного слова. А потом говорить было некогда.»

На следующий день Червяков надел новую форму, постригся и пошел к Бризжалову объяснять … Зайдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, среди которых был и сам генерал, уже начали поступать петиции. Допросив нескольких просителей, генерал поднял глаза на Червякова.

«Вчера, в Аркадии, если вы помните, ваше превосходство, — начал офис-менеджер, — я чихнул, сэр, и. . . случайно опрыскал вас.. . Забыть. . . «

» Такие мелочи. . . Бог знает! Чем могу вам помочь? »- обратился генерал к следующему просителю.

« Он не хочет говорить! — подумал Червяков, побледнея. — Значит, он зол. . . Нет, так нельзя оставлять. . . Я ему объясню. . . »

Когда генерал закончил беседу с последним просителем и направился во внутренние комнаты, Червяков последовал за ним и пробормотал:

« Yr’xcellence! Если я осмелюсь потревожить Yr’xcellence, то именно, я бы сказал, из чувства раскаяния! .. . Это не нарочно, вы сами это знаете, сэр! »

Генерал скривился и махнул рукой.

« Вы, должно быть, шутите, мой дорогой сэр! »- сказал он, исчезая за дверью.

«Что это за шутка? — подумал Червяков. — Это совсем не шутка!» Генерал, но он не понимает! Если это так, то я больше не буду извиняться перед хвастуном! Черт возьми его! Я ему письмо напишу, а сам не приду! Ей-богу, не буду! »

Так думал Червяков, идя домой.Письма генералу он не писал. Он думал, думал и просто не мог придумать это письмо. Так что на следующий день ему пришлось самому пойти и объяснить.

«Я пришел вчера, чтобы побеспокоить Yr’xcellence», — начал он бормотать, когда генерал поднял на него вопросительные глаза, — «не для шутки, как вам было приятно сказать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.