Дом чуковского в переделкино официальный сайт: Обзорная экскурсия по Дому-музею К.И. Чуковского

Переделкино/Peredelkino

Искренняя детская сказка всегда рождена оптимизмом: как и о чем писал Корней Чуковский

К 135-летию со дня рождения поэта его родные и сотрудники дома-музея рассказали, в чем секрет популярности писателя и над чем он работал, помимо детских книг

Небольшой домик в подмосковном поселке Переделкино — место экскурсий детей и взрослых. Два этажа, несколько комнат: библиотека, рабочий кабинет (он же спальня), столовая. Есть особая комната на первом этаже, так называемая солженицынская. Здесь в 1965 году, а также в 1973–1974 годах накануне изгнания из страны жил автор «Архипелага ГУЛАГ» Александр Солженицын. А «укрывательством» занимались хозяин дома — великий детский писатель, поэт, публицист, переводчик и литературный критик Корней Иванович Чуковский, а после его смерти — дочь Лидия Корнеевна Чуковская. О том, чем жил, над чем работал, кого встречал Чуковский на своей писательской даче, — в материале ТАСС к 135-летию со дня рождения поэта.

Дедушка для нескольких поколений детей

По итогам 2016 года Российская книжная палата назвала Чуковского самым издаваемым детским поэтом в России. Его произведения есть на полке в любом доме. Его наизусть декламируют мамы, толкающие перед собой коляски с малышами, бабушки, присматривающие за внуками, его читают детям в саду и в школе. Редкий россиянин не сможет продолжить фразу «Ехали медведи…» или «Ох, нелегкая это работа…». Чуковский вписан в наш культурный код.

О секрете писателя мы спросили заведующего отделом Государственного литературного музея Сергея Агапова, который вот уже 40 лет работает в доме-музее Чуковского в Переделкине и многие годы был учеником и помощником дочери поэта Лидии Корнеевны.

«Этот позитив, это счастье он передавал своими ритмами: веселыми, быстрыми. Это ребенку нужно как физзарядка, как прививка счастья. Поэтому дети требуют «Муху-цокотуху», «Айболита». И в «Тараканище» тоже есть много веселых строчек.

Вот поэтому он наиболее издаваемый и читаемый», — считает Агапов.

Автор «Мойдодыра», «Федорина горя» и «Чудо-дерева» считал счастье естественным состоянием ребенка. А если поэт чем-то обеспокоен, огорчен или удручен, когда пишет, его произведения не будут созвучны детской душе. Чуковский знал, как надо писать детские произведения, учитывая психологию маленького ребенка. Главный секрет автор раскрыл в своей последней статье: «Всякая искренняя детская сказка всегда бывает рождена оптимизмом. Ее живит благодатная детская вера в победу добра над злом».

«Корней Иванович создал свой мир, — говорит научный сотрудник музея Владимир Спектор. — Изучая детский язык, предрасположенность детского уха к поэтическому языку, он выводил законы, которыми должен руководствоваться детский поэт. Основные принципы: образность, обилие гласных, глагольных форм, частые смены ритма, сюжетные повороты, чтобы сразу увлечь ребенка».

Корней Чуковский был лишен радости общения с отцом или дедом, но сам прекрасно справился с этими ролями и фактически стал дедушкой для нескольких поколений детей. Например, во время встречи Чуковского и Гагарина в 1961 году космонавт признался, что любит его стихи с детства.

*…………*…………*

 

НИКОГДА Я НЕ ЗНАЛ, ЧТО ТАК ВЕСЕЛО БЫТЬ СТАРИКОМ

Никогда я не знал, что так весело быть стариком.

С каждым днем мои мысли светлей и светлей.

Возле милого Пушкина, здесь на осеннем Тверском,

Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.

И, усталого, старого, тешит меня

Вековечная их беготня и возня.

Да к чему бы и жить нам

На этой планете,

В круговороте кровавых столетий,

Когда б не они, не вот эти

Глазастые, звонкие дети,

Которые здесь, на моем

Грустном, осеннем Тверском,

Бездумно летят от веселья к веселью,

Кружась разноцветной своей каруселью,

В беспамятстве счастья, навстречу векам,

Каких никогда не видать старикам!

К.Чуковский, 1946 год

 

*…………*…………*

 

Литературный критик, а не только детский поэт

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Мильчин Константин

Не только мухи: почему мы знаем Корнея Чуковского только как детского поэта

В Доме-музее Чуковского детей любят, уважают, общаются с ними с интересом, но все-таки подчеркивают, что большую часть творческой жизни самый издаваемый в России детский поэт посвятил работе литературного критика, публициста, исследователя поэзии и прозы.

И сам автор часто переживал, что о его доме будут говорить: «Тут жил какой-то детский писатель», хотя в пятнадцатитомном собрании сочинений, которое по крупице собирала внучка поэта Елена Цезаревна Чуковская, сугубо детские произведения составляют только первый том.

И многие взрослые посетители дома-музея сегодня удивляются, что Чуковский проводил серьезные исследования творчества Чехова (любимый писатель), Некрасова (любимый поэт), Блока, Толстого, Горького, Ахматовой. Он делал переводы с английского языка, который начал изучать еще в Одессе по самоучителю. В частности, переводил стихи своего любимого американского поэта Уолта Уитмена, которого ценили русские футуристы Хлебников и Маяковский.

В своем письме в 1923 году Чуковский говорит:

Я написал двенадцать книг, и никто на них никакого внимания. Но стоило мне однажды написать шутя «Крокодила», и я сделался знаменитым писателем. Корней Чуковский

«Боюсь, что «Крокодила» знает наизусть вся Россия, — сетует писатель. — Боюсь, что на моем памятнике, когда я умру, будет начертано «Автор «Крокодила». А как старательно, с каким трудом писал я другие свои книги, например, «Некрасов как художник», «Жена поэта», «Уолт Уитмен», «Футуристы» и проч. Сколько забот о стиле, композиции и о многом другом, о чем обычно не заботятся критики!.. Но кто помнит и знает такие статьи!..»

Научный сотрудник музея Владимир Спектор отмечает, что Чуковский-критик отличался от своих маститых коллег тем, что умел просто рассказывать о сложном, он так начинал свои литературоведческие труды, что простой читатель непременно хотел узнать подробнее о «площадном Маяковском» или «благочестивой молитвеннице Ахматовой». Ниспровергая авторитеты в начале статьи, Чуковский постепенно открывал читателю весь талант описываемого автора. Современники даже утверждали, что он не совсем литературный критик, а литературный портретист, точными мазками набрасывающий ключевые черты писателей и поэтов в своих статьях.

«В сборнике «От Чехова до наших дней», который только в 1908 году переиздавался несколько раз, Чуковский отмечал: «Каждый писатель для меня вроде как бы сумасшедший. Особый пункт помешательства есть у каждого писателя, и задача критики в том, чтобы отыскать этот пункт». Конечно, читатель за это цеплялся и начинал читать», — говорит Владимир Спектор.

Дом Чуковских — «рассадник антисоветчины»

Чуковский заочно стал первым рецензентом повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Главный редактор журнала «Новый мир» поэт Александр Твардовский дал ему рукопись некоего А.Рязанского под рабочим названием «Щ-854», а потом показал положительный отзыв Чуковского и других поэтов председателю Совета министров СССР Никите Хрущеву, получив тем самым добро на публикацию. Чуть позже, в 1963 году, состоялось очное знакомство Чуковского и Солженицына. В 1965 году, когда за Солженицыным пристально следили спецслужбы, Чуковский пригласил его пожить в Переделкине.

Тогда обошлось без ареста.

«После смерти Чуковского его дочь Лидия Корнеевна пригласила Солженицына, ставшего персоной нон грата, пожить здесь, чтобы избежать ареста. Здесь он провел несколько месяцев до февраля 1974 года, когда уехал в Москву и был арестован», — рассказывает Владимир Спектор.

На даче в Переделкине в 1963 году был устроен концерт Александра Галича, поэта, драматурга, барда, чьи публичные официальные выступления были вскоре запрещены властями. Внучка поэта Елена Чуковская вспоминала:

В 70-е годы… дом Чуковского пользовался нелестной репутацией у властей

Внучка Корнея Чуковского Елена Цезаревна

«Лидия Корнеевна выступала с открытыми письмами в защиту Андрея Дмитриевича Сахарова, у нас, повторяю, часто гостил Солженицын. Дом считался рассадником антисоветчины и т. п., — говорится в письме. — В ноябре 1973 года шеф КГБ Юрий Андропов в записке ЦК КПСС, в частности, констатировал: «Л. К. Чуковская… использует дачу Литературного фонда Союза писателей СССР в поселке Переделкино, выделенную в свое время К.Чуковскому. Для закрепления права пользования дачей за собой на будущее Чуковская добивается превращений ее в литературный музей отца, рассчитывая стать его директором». Союз писателей должен отказать Чуковской в создании музея в поселке Переделкино».

Музей, где интересно детям и взрослым

Музей Чуковского после смерти писателя в 1969 году был добровольным личным начинанием Лидии и Елены Чуковских: в дом пускали всех, кто желал узнать больше о поэте. Бывали здесь часто пациенты детского санатория № 39, расположенного в усадьбе Измалково, пионеры, туристы из Москвы и других городов. Часто бывали иностранцы.

 

Не сразу, но битва за музей была выиграна. В 1988 году Мособлисполком присвоил поселку Переделкино статус историко-культурного заповедника. Дача Корнея Чуковского была превращена в дом-музей. С 1994 года музей получил статус филиала Государственного литературного музея. После завершения реставрационных работ в 1996 году дом писателя регулярно принимает посетителей. Желающих зачастую бывает слишком много. Если вы соберетесь приехать, обязательно позвоните в музей, просят сотрудники.

Со времен Чуковского в музее осталась традиция проводить летние и осенние костры, на которые приглашаются дети, их родители, детские писатели и поэты. В мае этого года они вновь соберутся на праздник «Здравствуй, лето!».

На столе Корнея Ивановича — макет Чудо-дерева и маленький Бибигон — храбрый герой стихотворной сказки. Их очень любят рассматривать маленькие посетители музея. Как говорят сотрудники музея, домашняя атмосфера часто вводит их в заблуждение: выйдя из дома Чуковского, они ждут, что их поведут в «настоящий музей», где расскажут скучно и монотонно о непонятных артефактах под стеклянными колпаками. В Доме-музее Чуковского все не так. Здесь интересно и детям, и взрослым. Чуковский — часть каждого из нас, потому что все мы родом из детства.

Екатерина Ефимова, ТАСС

*       *       *

ВСЕ — В КНИГЕ

Подробнейшая информация о поселке и его достопримечательностях — в нашей книге «Переделкино. Сказание о писательском городке». Судьбы, лица, дачи, тайны… Улица за улицей, дом за домом. Не только и не столько в академической пыли. Много историй, веселых и не очень, баек. Почти 600 страниц подарочного издания. Почти 500 уникальных изобразительных материалов. Книга будет продаваться в день похорон Евгения Евтушенко у ворот Переделкинского мемориального кладбища. По специальной цене.

Лев Лобов и Кира Васильева

*        *        *

 

Оставить комментарий

Дом-музей К.И. Чуковского в Переделкино: vadimrazumov.ru — LiveJournal

«А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!»


Знакомое каждому с детства чудо-дерево можно найти в Переделкино. Этот дачный посёлок – особая глава в истории русской литературы. С ним связаны имена Бориса Пастернака, Ильи Эренбурга, Валентина Катаева, Ильфа и Петрова, Геннадия Шпаликова, Булата Окуджавы. Переделкино словно стало волшебным местом, где жизнь перетекает в литературу, а миф претворяется в жизнь. И как любое сказочное пространство оно не могло обойтись без своих сказочников. Давайте отправимся на дачу к замечательному поэту Корнею Ивановичу Чуковскому!

А вы когда-нибудь были у него на даче?




Дата фотографий: 9 июня 2017 года.


Дача К.И. Чуковского.

Корней Иванович Чуковский поселился на переделкинской даче в 1938 году. Сложно назвать единственное место, сильнее всего повлиявшее на его личность. Николай Корнейчуков, впоследствии взявший себе псевдоним Корней Иванович Чуковский, родился в Санкт-Петербурге, рос в Одессе и Николаеве. Около 10 лет он провёл в местечке Куоккала, где общался с выдающимися современниками. Там он начал вести рукописный альманах «Чукоккала». Но дача в Переделкино дала ощущение устойчивости и позволила сотворить в малом пространстве особый мир.


К.И. Чуковский в Переделкино, фото В. Тарасевича.

К моменту переезда в писательский посёлок Корней Иванович перенёс уже много испытаний. В конце двадцатых он подвергся травле, слово «чуковщина» стало в устах критиков ругательным. В декабре 1929 года поэт опубликовал покаянное письмо, в котором вынужденно отрекался от своих сказок. В 1931 году умерла младшая дочь Чуковских Мария – Мурочка, упоминавшаяся в «Чудо-дереве». Муж дочери Лидии, физик Матвей Бронштейн, был репрессирован. Стремительно рушащийся мир требовал хоть какой-то опоры. Поэтому Корней Чуковский стал создавать сказки не только на бумаге, но и наяву.


Чуковский в Переделкино. 1959 год. Фотограф В. Тарасевич.

На даче в Переделкино он устраивал встречи с окрестными детьми, собирал у костра сотни ребятишек из окрестных деревень и санаториев. В этих встречах принимали участие и другие известные люди: Рина Зелёная, Сергей Образцов. Такое общение давало Чуковскому пищу для размышлений: он живо интересовался детским восприятием и процессами освоения речи. Книга «С двух до пяти» выдержала около 20 переизданий, и каждый раз автор вносил в неё существенные дополнения.


Корней Иванович с детьми.

Здесь он вновь испытал радость и признание. Сюда в 1962 году пришло известие об избрании Чуковского доктором литературы Оксфордского университета.


Мантия К.И. Чуковского.

На даче собиралась вся семья, Переделкино оказалось отличным местом и для отдыха, и для плодотворной работы.


К.И. Чуковский на фоне рабочего стола. 1962 год. Фотограф С. Васин.


Рабочий стол К.И. Чуковского.

Вместе с внучкой Еленой Цезаревной постаревший Корней Иванович редактировал альманах «Куоккала» и отмечал в дневнике: «С Люшей необыкновенно приятно работать, она так организована, так чётко отделяет плохое от хорошего, так литературна, что, если бы я не был болен, я видел бы в работе с ней одно удовольствие».

title=»»>
К.И. Чуковский с внучкой Еленой.

Лес подступает к забору. Не нужно далеко уходить, чтобы почувствовать себя маленьким ребёнком в огромном и загадочном мире.

Дача Чуковских в Переделкино стала спасительным пристанищем не только для семьи поэта. Здесь часто бывала Анна Ахматова.


Ахматова в Переделкино.

В годы опалы у Чуковских жил Александр Солженицын, впоследствии вспоминавший: «Именно здесь я получил, по меньшей мере четырежды, щедрый и надежный приют и защиту. Корней Иванович открыл мне свой дом в самые тяжелые дни, когда мой криминальный архив был захвачен КГБ и очень реальна была возможность ареста. Вне его дома меня можно было смахнуть как муху. А вот здесь — не возьмешь».


Графин с чашей подарен Агнией Барто.

Корней Иванович Чуковский умер в октябре 1969 года и был похоронен на кладбище в Переделкино рядом с женой. Сразу после его смерти дочь и внучка писателя решили сохранить в неприкосновенности всю обстановку и устроить здесь музей. Первыми экскурсоводами были Елена Цезаревна Чуковская (внучка) и Клара Израилевна Лозовская (секретарь К.И. Чуковского).


Но в 1974 году Лидия Корнеевна Чуковская была исключена из союза писателей. Сразу после этого у семьи отобрали дачу. Лишь через 20 лет дом Чуковских вновь стал музеем.

Потребовалось два года реставрации, чтобы воссоздать интерьер в мельчайших подробностях.

Сохранилась библиотека К.И. Чуковского, содержащая около 4500 книг на разных языках.

Дом выкрашен в жёлтый цвет – таким же он был при жизни Корнея Ивановича.

Научные сотрудники музея ведут работу по изучению архивов писателя. Опубликованы дневники и переписка.

В экспозиции представлены фотографии из личного архива, портреты, живопись, графика.

«По приговору докторов
Корней Иваныч нездоров.
По понедельникам и вторникам
Он должен жить святым затворником,
Но по средам,
Но по средам
Он весь в распоряженье дам».

К.И. Чуковский


Погрузиться в особый мир, созданный стараниями Чуковских, можно, приехав в усадьбу Корнея Ивановича, которая находится в Переделкино.

Ближайшая экскурсия «Усадебного экспресса» в Переделкино состоится 14 июля 2018 года. Забронировать билет в тур можно здесь.

Путешествия по усадьбам на поездах — на сайте usadboved.ru

В посте использованы архивные фотографии сайта russiainphoto.ru

Музей Бориса Пастернака в Переделкино

Борис Пастернак

Короткая поездка на пригородном поезде доставит вас в очаровательную писательскую деревню Переделкино. В советское время это была колония русских поэтов, писателей и литературоведов. Когда-то он был центром культурной жизни Москвы. Сегодня Переделкино привлекает людей со всего мира, которые приезжают сюда, чтобы посетить дом-музей Бориса Пастернака и увидеть его могилу на местном кладбище.

Музей Бориса Пастернака в Переделкино, фото Сэма Пломпена

Основные моменты тура:
  • Узнайте историю Бориса Постернака, русского поэта и писателя, лауреата Нобелевской премии. Он известен во всем мире своим романом «Доктор Живаго».
  • Посетите его дом, где Пастернак провел последние 20 лет своей жизни. Прогуливаясь по музею, вы окунетесь в музыкальную атмосферу этого места и получите представление о жизни, семье, творчестве, любви и трагическом конфликте писателя с советской властью.
  • Прогуляйтесь по писательской деревне, наслаждаясь тишиной соснового леса и свежим воздухом. Ваш гид расскажет о самых ярких представителях советской культурной элиты и их драматической жизни.
  • Найти место последнего упокоения Пастернака на Переделкинском кладбище
  • Взгляните на великолепную летнюю резиденцию Патриарха Московского и остановитесь, чтобы попробовать вкусную местную выпечку с традиционным травяным медовым напитком.

.Переделкино фотограф Сэм Пломпен

Маршрут тура

09:00 Встреча с гидом в отеле и переезд на вокзал на метро
. 10:00 Поезд до Переделкино

По прибытии сделаем короткую остановку возле церкви, чтобы купить вкусные местные пирожки, чай или кофе (за дополнительную плату). Посетим местное кладбище и прогуляемся по деревне Переделкино

. 12.30 — 13.30 Экскурсия по Дому-музею Бориса Пастернака
14.30 — 15.00 Поезд обратно в Москву

Комментарии: 

  • Во время этого тура мы не останавливаемся на обед, но у нас будет возможность купить вкусные пирожки к чаю или кофе
  • До дома Пастернака 20-30 минут пешком. Мы можем заказать такси, если оно кому-то нужно, но район приятный для прогулок
  • По запросу можем организовать машину от вашего московского отеля до Переделкио и обратно.

Могила Бориса Пастернака на Переделкинском кладбище

Что мы видим

В Переделкино есть несколько литературных музеев. В этот день мы посетим дом-музей Бориса Пастернака. Если вы любите литературу, этот музей может быть включен в вашу Москву в трехдневный тур.

Дом-музей Бориса Пастернака в Переделкино


Борис Пастернак переехал в Переделкино в 1936 году. Жизнь в деревне привнесла в его жизнь мир и покой и вдохновила писателя на творчество после нескольких лет перерыва. — Это то, о чем можно было мечтать всю жизнь.

Музей Бориса Пастернака в Переделкино, фото Сэма Пломпена

Пастернак жил в своем доме в Переделкино с 1939 по 1960 год, когда его не стало. В этом доме Пастернак закончил свой роман «Доктор Живаго», перевел Шекспира и Гёте. Именно в Переделкино он узнал о присуждении Нобелевской премии по литературе в 1958 году.

Домик небольшой, но атмосферный. Его пальто все еще висит на крючке; его туфли все еще стоят у двери. На стенах много картин его отца, Леонида Пастернака. Если вы играете на пианино, вам могут даже разрешить сыграть на оригинальном пианино семьи Пастернаков, так как музей хочет, чтобы этот дом всегда был наполнен музыкой.

Музей Бориса Пастернака в Переделкино, фото Сэма Пломпена


Переделкинское кладбище Борис Пастернак умер на даче 30 мая 1960 года. Похоронен на Переделкинском кладбище. Несмотря на то, что власти надеялись сделать его похороны частным и незначительным событием, тысячи поклонников пришли почтить память любимого поэта и прочитать его стихи.

Переделкинское кладбище — место упокоения многих писателей и поэтов Переделкино. Здесь находятся могилы Бориса Пастернака, Корнея Чуковского, Арсения Тарковского – поэта и отца русского кинорежиссера Андрея Тарковского. Недалеко от могилы Бориса Пастернака находится могила Ольги Ивинской, прообразом Лары в его романе «Доктор Живаго».

Кладбище до сих пор является Меккой для всех поклонников Пастернака. Так, в 2004 году голливудский режиссер Квентин Тарантино, приехав в Москву, попросил отвезти его на Переделкинское кладбище к могиле поэта, стихи которого он знал наизусть с детства и которые оказали большое влияние на его творчество.

Квентин Тарантино у могилы Пастернака


Резиденция Патриарха По прибытии на вокзал Переделкино вы откроете для себя потрясающий комплекс с церквями, садами и роскошным дворцом. Это загородная резиденция российского патриарха.

Старая Преображенская церковь начала 19 века. Борис Пастернак восхищался его красотой и даже посвящал этому храму стихи.

Комплекс был реконструирован в 1990-е годы под летнюю резиденцию Русского Патриарха. Вы можете увидеть дворец только издалека, но вы можете посетить некоторые из церквей. Церковь Игоря Черниговского, напоминающая собор Василия Блаженного, построена совсем недавно, но уже стала новой достопримечательностью Переделкино.

Церковь Игоря Черниговского

Форма запроса

Ваше имя *

Ваша фамилия *

Эл. 03 * обязательное поле 

НАСЛЕДНИКИ ПАСТЕРНАКА БОРЬБА С ВЫСЕЛЕНИЕМ С ДАЧИ

Мир|НАСЛЕДНИКИ ПАСТЕРНАКА БОРЬБА С ВЫСЕЛЕНИЕМ С ДАЧИ

https://www.nytimes.com/1982/01/23/world/heirs-of-pasternak-fighting-eviction-from-dacha.html

Реклама

Продолжить чтение основного сюжета

Кредит… Архив New York Times

См. статью в ее первоначальном контексте от
23 января 1982 г., раздел 1, страница 2Купить репринты доставка и цифровые подписчики.

Об архиве

Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.

Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.

После молчаливого разрешения загородному дому Бориса Пастернака служить неофициальным музеем и мемориалом в течение 22 лет после его смерти, советский литературный истеблишмент требует освободить дачу для «продуктивного» писателя.

Наследники поэта и писателя, чей «Доктор Живаго» принес г-ну Пастернаку известность на Западе и донос на родине, поклялись бороться с Союзом писателей и его финансовым подразделением Литфондом, чтобы сохранить музей, который у них есть за ним ухаживают и поддерживают с 1960 года.

Дом и могила г-на Пастернака на широком поле под тремя высокими соснами ежегодно привлекают тысячи поклонников, в том числе многих жителей Запада. В дни годовщин со дня рождения и смерти писателя, а также на Пасху паломники приносят букеты и собираются, чтобы прочитать лирические стихи г-на Пастернака, в том числе некоторые стихи из «Доктора Живаго», еще не изданные в Советском Союзе.

Кепка там, где он ее оставил

В беспорядочной двухэтажной даче кепка г-на Пастернака до сих пор висит возле двери спартанского кабинета, где он в последний раз ее оставил. Эскизы отца, известного художника Леонида Пастернака, и голый письменный стол, небольшая полочка с переводами «Доктора Живаго», словарями и некоторыми другими книгами неизменны. Внизу сохранился рояль, за которым часто играли Святослав Рихтер и Генрих Нейгауз, и широкий стол, за которым сидели самые талантливые художники, поэты и писатели эпохи господина Пастернака.

Попытки закрыть мемориал по существу не идеологичны. Распоряжения о выселении, вынесенные в мае прошлого года в отношении сына г-на Пастернака Евгения и Натальи Пастернак, жены его покойного второго сына, являются частью кампании Литфонда по очистке около 22 дач в этой лесной писательской колонии под Москвой от вдов и наследников, которые остаются дольше, чем два года, отведенные им после смерти писателя. Все писательские дачи в поселке принадлежат Литфонду, и в следующем месяце дело должно быть передано в суд.

Еще один объект кампании — дача, возможно, даже более дорогая большинству россиян, чем дача г-на Пастернака, — дом детского писателя Корнея Чуковского. Практически любой россиянин может рассказать сказку о томительном, но сострадательном ветеринаре докторе Айболите или другие сказки в стихах господина Чуковского. До своей смерти в 1969 году г-н Чуковский был также превосходным переводчиком, критиком и другом поколений лучших писателей России. Игрушки для детей, книги для взрослых

Дочь, внучка и секретарь г-на Чуковского сохранили его дом как музей. Их гостевые реестры уже зарегистрировали 30 000 посетителей, многие из которых школьники, которые приходят со своими классами, чтобы посмотреть на коллекцию игрушек писателя со всего мира. Взрослые приходят изучить замечательную библиотеку английских и русских книг г-на Чуковского и вглядеться в фотографии литературных титанов, от Владимира Маяковского до Александра Солженицына.

Несмотря на энергичную защиту г-на Чуковского в последние годы жизни писателей, подвергшихся официальной критике, его популярность среди россиян могла убедить Литфонд отказаться от своей дачи под музей. Последние пять лет Общество охраны исторических памятников пытается причислить дачу к разряду исторических, гарантирующих ее сохранность.

Главным препятствием, очевидно, было недовольство чиновничества Лидией Чуковской, дочерью г-на Чуковского и самостоятельным крупным писателем. Публичная защита госпожой Чуковской физика Андрея Дмитриевича Сахарова, когда он подвергся официальному нападению в 1919 г. 73 и приют, который она предоставила г-ну Солженицыну на даче в последние месяцы его пребывания в Советском Союзе, привели к ее исключению из Союза писателей в 1974 году. Союза писателей, а имя мисс Чуковской тщательно вычеркнуто из любой публикации о г-не Чуковском. Вероятно, больше всего раздражает союз то, что по советской практике наследник писателя становится хранителем его музея.

В отличие от дачи г-на Пастернака, на улучшение и ремонт которой Литфунг недавно потратил около 7000 долларов, дача г-на Чуковского пришла в упадок. Стены провисают, краска отслаивается внутри и снаружи. Огромные трещины проходят через штукатурку, а на землю валяются куски штукатурки.

Как и Пастернаки, госпожа Чуковская поклялась бороться с Литфондом. «Я сказала им, что мы никогда сами не вынесем вещи моего отца», — сказала она. «Если вы решите нас выселить, — сказал я им, — мы пригласим прессу и будем смотреть, как вы выбросите в окно вещи Корнея Чуковского» 9 .0003

Жители дач около 20 других умерших писателей также готовятся к борьбе с уведомлениями о выселении, но никто не планирует создавать музеи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *