«Не то башня, не то труба»: почему реставрация дома Мельникова затянулась на 16 лет
26 августа Мосгорнаследие вынесет решение о документации по реставрации дома архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке. Средства на нее, $2,5 млн, выделил девелопер, владелец «Группы ЛСР» Андрей Молчанов. Forbes Life рассказывает долгую историю создания музея Константина и Виктора Мельниковых
Чем ценен дом Константина Мельникова
Признанный объектом федерального культурного значения, памятник архитектуры эпохи авангарда, частный дом Константина Мельникова — единственная из 13, по данным Мосгорнаследия, выявленных и уцелевших построек архитектора в Москве, дошедшая до нашего времени практически в подлинном виде. Другие его проекты, включая гараж на Новорязанской улице, ДК на улице Русакова и Бахметьевский гараж (переоборудованный сначала под музей «Гараж», принадлежавший Дарье Жуковой и Роману Абрамовичу, а затем вместивший в себя Еврейский музей и Центр толерантности), подверглись неоднократным перестройкам и реконструкциям, исказившим авторский замысел.
Внешний вид Центра современной культуры «Гараж». (Фото Сергея Фадеичева·ТАСС)Построенный в 1927–1929 годах в форме двух врезанных друг в друга цилиндров высотой 8 м и 11 м, частный дом на Арбате служил мастерской и жилищем семьи архитектора. Дом возводили, когда Константин Мельников был на пике славы.
Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученик Константина Коровина и Ивана Жолтовского, Мельников стал профессором ВХУТЕМАСа, где руководил мастерской экспериментальной архитектуры. Не примыкая ни к каким группам и объединениям, он в в одиночку создавал произведения в новом стиле. «По своему восприятию пространства и света Константин Мельников гораздо ближе к барокко, Борромини, чем к конструктивистам, например, Моисею Гинзбургу, создателю здания Наркомфина», — объясняет историк архитектуры Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. Щусева.
Один из первых реализованных объектов Константина Мельникова — павильон «Махорка» на Всероссийской сельско-хозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года. В 1924 году Мельников стал автором стеклянного саркофага в мавзолее Ленина. Следующий заказ, советский павильон на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже в 1925 году, принес Константину Мельникову мировую славу. После триумфального возращения Мельникова в Москву для него начался «золотой век». С 1927 по 1933 год он проектировал многочисленные клубы и гаражи. Как один из самых востребованных архитекторов города, Мельников смог получить в частную собственность пустующий участок в районе Арбата, ссуду с рассрочкой на 15 лет и освобождение от земельной ренты?
«Описать его не просто — не то башня, не то труба, даже не одна, а две, тесно прижавшиеся друг к другу. В передней башне большое окно, а в задней окон нет, есть ромбовидные отверстия снизу доверху.
Утверждая план строительства в городских инстанциях, архитектор представлял свой дом как «систему Мельникова», прототип для дальнейшего тиражирования. Однако государственная строительная концепция 1930-х не предполагала частных домов для среднего класса. Руководящему составу предназначалось элитное жилье в так называемых сталинках, а рабочим — бараки. Дом Мельникова так и остался единственным экземпляром в своем роде. В 1936 году, после обвинений в формализме, «трюкачестве», архитектор Мельников практически лишился заказов. Его отстранили от преподавательской работы, а в 1938 году уволили с должности руководителя архитектурной мастерской №7 Моссовета.
«Цилиндрический дом» — именно так называлось это здание современниками. В нем использована особая кирпичная кладка стен с окнами-сотами, оригинальные междуэтажные перекрытия-мембраны без колонн и хитроумная система вентиляции и отопления», — пишет историк архитектуры Павел Кузнецов в книге «Дом Мельникова. Шедевр авангарда. Жилой дом. Архитектурный музей».
Материал по теме
Елизавета Лихачева рассказывает, что идея необычной кладки кирпича и окна-соты, которые можно открывать в любом месте в стенах дома и закрывать, заложив, например, строительным мусором, возникла по простой причине жесткой экономии. «Свои формы я начал строить тогда, когда не из чего было строить, да и не на что было строить, и теперь всех поражает секрет, что напряжение в скудости гораздо богаче обилия средств, которые сейчас в руках архитекторов», — писал о своем доме Константин Мельников.
Мельников строил дом в кредит, и ему не хватало ни средств, ни материалов. Именно потребность обойтись минимумом заставила его выбрать необычную форму двух цилиндров и создать окна-соты. Всего окон в доме 120, они шестиугольные, за исключением одного, восьмиугольного, в гостиной.
Открыв входную дверь по центральной оси фасада со сплошным витражным остеклением, посетители оказываются в пространстве, закрученном по оси, как витиеватый текст с хитросплетениями сюжета. За чистой авангардной формой здания (внучка архитектора Екатерина Каринская вспоминает, что в ее детстве в 1940-х — 1950-х годах дом называли консервной банкой) скрывается уютная, традиционная обстановка в дореволюционном мещанском стиле. В отличие от своего соавтора по советскому павильону 1925 года Александра Родченко, который выбирал для оформления красный, серый и черный цвета, Константин Мельников выкрасил стены гостиной в розовый, а спальни — в желто-золотой.
Из окон были видны маковки трех окрестных церквей (сейчас вид закрыла застройка, а церковь Николая Чудотворца в Плотниках снесли). Мебель красного дерева начала XIX века, вышитые кружевные накидки, киот в столовой. Гостиная-мастерская Константина Мельникова в его доме на Арбате Гостиная в доме Мельникова (Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»)Не меньшее впечатление на Некрасова произвел и хозяин дома: «Лицо его было красивое, худое, маленькие седые усики. И очень грустные, задумчивые глаза. За его спиной на стене висел его автопортрет юных лет — этакий дʹАртаньян с черными усиками и жгучим взглядом. Сейчас жгучего взгляда не осталось — только печаль».
Спальня в доме Мельникова (Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»)Завещание, создание музея, участие миллиардера Сергея Гордеева
В своем доме в Кривоарбатском переулке Константин Мельников прожил 45 лет. После смерти владельца в 1974 году хранителем дома стал его сын, художник Виктор Мельников. Он умер в 2006 году. По завещанию Виктора Мельникова 2005 года дом, творческое наследие Константина и Виктора Мельниковых, предметы мемориальной обстановки переходят в собственность Российской Федерации с условием из нескольких пунктов: учредить Государственный музей отца и сына Мельниковых, сохранить мемориальную обстановку. А также «для хранения и экспонирования произведений должно быть выделено дополнительное помещение вблизи «Дома Мельникова», —так говорится в тексте завещания.
Но Виктор Мельников не был единственным наследником своего отца. Вторая половина дома принадлежала его сестре Людмиле, а после ее смерти, долю унаследовал ее сын Алексей Ильганаев. В декабре 2005-го он продал свою долю бизнесмену, в тот момент сенатору от Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Сергею Гордееву.
Материал по теме
Дочерям Виктора Мельникова, Елене Мельниковой и Екатерине Каринской, как нетрудоспособным наследницам первой очереди, доставалось по 1/8 имущественной доли. По оценке Росреестра на 1 января 2021 года кадастровая стоимость дома — 81 568 644 рубля. Свои компенсации сестры, как сообщила Forbes Екатерина Каринская, не получили до сих пор.
Свою долю государство передало в управление Музея архитектуры им. Щусева. Уже в марте 2006 года директор музея Давид Саркисян и Сергей Гордеев в эфире радио «Эхо Москвы» сообщили о создании частного музея Константина Мельникова и о формировании международного комитета по созданию музея, куда были приглашены 22 мировых эксперта по русскому авангарду — от архитекторов Захи Хадид, Рэма Колхаса и Натальи Душкиной до историка и теоретика архитектуры Жана-Луи Коэна и критика Григория Ревзина. Было объявлено о полном обследовании конструкций дома и необходимости скорейшей реставрации.В феврале 2006 года в доме в Кривоарбатском переулке жила Екатерина Каринская, дочь Виктора Мельникова, прописанная там с 1993 года. В выписке из Росреестра, полученной Forbes, среди нынешних владельцев дома по-прежнему числятся Екатерина Викторовна Каринская и Елена Викторовна Мельникова. Тот факт, что дом жилой, не остановил энтузиастов, создающих новый музей. Тем более, что на первоначальном этапе Екатерина Каринская сотрудничала и с Музеем архитектуры, и с представителями фонда «Русский авангард», учрежденного Сергеем Гордеевым.
«Есть многие примеры домов-музеев, где наследники, кураторы, хранители оставались жить в своих домах, сохраняя атмосферу и знания», — рассказывает Наталья Душкина, историк архитектуры, специалист по охране архитектурных памятников, основатель Международного научного комитета ICOMOS по сохранению наследия ХХ века.
До конца лета 2014 года музей архитектуры, меценат и наследница взаимодействовали. На средства Сергея Гордеева специалисты Московского государственного строительного университета исследовали конструкции дома, фундамент и грунты. В тот момент рядом с домом Мельникова строили многоэтажный торговый центр с подземными парковками, и было серьезное опасение, что перекрытые грунтовые воды начнут размывать почву, разрушат его фундамент.
Впрочем, исследования 2013 года показали, что конструкция дома, ноу-хау Константина Мельникова, прочная и устойчивая. Дом выдержал ударную волну от разрыва авиабомбы, попавшей в 1941 году в театр Вахтангова. Екатерина Каринская вспоминает, что дом стоял без стекол, крыша была снесена, но сама конструкция устояла.
Кухня, мебель работы Константина Мельникова в его доме в Кривоарбатском переулкеНового капитального ремонта Екатерина Каринская опасалась — в памяти еще были свежи воспоминания о том, как ЮНЕСКО объявила 1990-й годом Константина Мельникова в честь столетия архитектора. Так в 1987 году дом в Кривоарбатском переулке внесли в реестр памятников регионального значения и разработали первый проект реставрации. Вот как в 1980-е годы описывал дом в своих путевых заметках искусствовед и писатель Брюс Чатвин: «Дом был несколько запущен. На стенах виднелись потеки воды; было не особенно тепло. И все-таки дом отнюдь не производил впечатления жалкой развалины, от него веяло духом жизненной силы, неподвластной времени».
Реставраторы провели обмеры дома и его интерьера. В 1989 году были построены леса и навес. В 1990 году работы были остановлены из-за отсутствия средств. В 1995–1997 году реставрация возобновилась, удалось перестелить крышу на обоих цилиндрах. Но из-за ошибок реставраторов в ванной провалились полы, в гардеробной стали падать куски штукатурки с потолка, в спальне новая краска и фактура стен не соответствуют авторской идее, не восстановлено покрытие пола и кровать-подиум.
Одно из окон-сот превращено архитектором в кухонный шафчик (Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»)Однако заявленная новая реставрация затягивалась. 27 февраля 2014 года Министерство культуры выпустило приказ о создании Музея Константина и Виктора Мельниковых. Шел долгий процесс передачи дома государству. К этому времени Екатерина Каринская передала архив своего отца и своего деда в Государственный музей архитектуры им. Щусева, но настаивала на создании государственного музея Константина и Виктора Мельниковых и выделении отдельных выставочных площадей для демонстрации архива и устройства выставок, как завещал ее отец.
В планах, первоначально объявленных Сергеем Гордеевым, было создание музея архитектора Константина Мельникова — наследие сына, художника Виктора Мельникова, в проект не включали. В июне 2011 года Сергей Гордеев передал принадлежащую ему имущественную долю в доме Мельникова государству в лице Музея архитектуры. Сергей Гордеев не ответил на вопросы Forbes о том, что заставило его отказаться от идеи создания частного музея и где находятся архивы русских архитекторов-авангардистов, которые собирал его фонд содействия сохранению культурного наследия «Русский авангард» (открыт в декабре 2006 года, закрыт в декабре 2015 года).
13 августа 2014 года сотрудники музея архитектуры и ЧОПа не пустили в дом в Кривоарбатском Екатерину Каринскую. Ее прописку аннулировали. Так дом стал нежилым музейным объектом, частью музея Константина и Виктора Мельниковых, филиалом Музея архитектуры. Однако Каринская быстро восстановила прописку и уже осенью вернулась в дом. Но 17 октября 2014 года, в тот момент, когда хозяйка собралась выйти на крыльцо покурить, в дом пришли сотрудники музея архитектуры. «Поддавили меня дверью и захлопнули ее, а вещи выбросили в окно, — рассказала Forbes Екатерина Каринская. — Я до сих пор прописана в этом доме и не могу попасть в него». В выписке Росреестра, полученной Forbes, среди собственников дома в разных долях числятся Российская федерация, Музей архитектуры им. Щусева, Екатерина Каринская и Елена Мельникова.
Каринская говорит, что ее конфликт с Музеем архитектуры объясняется просто: музей не выполняет условий завещания отца. «Должен быть создан отдельный государственный музей Константина и Виктора Мельниковых. Должно быть госфинансирование. Государство должно построить отдельное здание этого музея. А дом Мельникова должен стать объектом музейного показа при государственном музее Константина и Виктора Мельниковых», — убеждена наследница архитектора.
Столовая в доме Мельникова (Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»)Реставрация 2022 года. Участие миллиардера Андрея Молчанова
Свои первые экскурсии в дом Мельникова Музей архитектуры провел уже в декабре 2014 года. Сотрудники музея разобрали вещи Мельниковых, отделили мемориальные от немемориальных, провели опись, вымыли окна и полы и начали принимать публику. Впрочем, дом был открыт для посещения небольшими группами по предварительной договоренности и при Екатерине Каринской. «Мемориальная обстановка, которая была при жизни папы, теперь утрачена, — рассказывает Екатерина Каринская. — Вещи перемещают по дому непонятно по каким причинам, устраивая на свой вкус».
Но больше всего Каринскую страшит заявленная реставрация. Узнав имя нового мецената, девелопера Андрея Молчанова, главы «Группы ЛСР», Каринская попыталась с ним связаться. Молчанов не принял внучку Мельникова. Как сообщил Forbes представитель бизнесмена, Андрей Молчанов финансирует реставрацию, но не участвует ни в составлении проекта, ни в процессе реставрации, ни в обсуждении ситуации вокруг дома.
Для Молчанова дом Мельникова прежде всего памятник авангарда мирового значения. «Обеспечение его сохранности — долг перед гражданами всей планеты. Мы уже приложили руку к увековечиванию памяти Мельникова, назвав в его честь улицу в нашем московском жилом комплексе «Зиларт». Теперь, к чести для нас, и жизнь дома Константина Степановича будет навеки связана с именем нашей компании», — так ответил Forbes Андрей Молчанов на вопрос о том, почему он принял решение финансировать реставрацию дома Мельникова.
Получив финансовую поддержку Молчанова, Музей архитектуры готов начинать реставрацию, как только проектную документацию утвердит Мосгорнаследие. «Сначала мы вывозим все предметы из дома, после чего строятся леса и временная кровля, делаем крышу, все внешние фасады, а также демонтируем витраж, — рассказывает директор Музея архитектуры им. Щусева Елизавета Лихачева. — В конце сезона леса демонтируются со всего дома, кроме фасада». Внутри дома планируют «настроить отопление так, чтобы оно работало в летний период, вычленить все подгнившие части, восстановить подлинные краски». Директор музея рассказывает, что цвета стен будут восстановлены по результатам стратиграфии — «известно, какого цвета дом был на самом деле». Елизавета Лихачева говорит, что задача реставрации — сохранить максимум возможного: «И только тогда, когда невозможно вычинить и сохранить, тогда будем думать про замену. Но мы стараемся от этого отойти».
Материал по теме
Надзор за ходом реставрации будет осуществлять автор проекта, архитектурное бюро «Рождественка» во главе с архитектором Наринэ Тютчевой. У бюро большой опыт и хорошая репутация в восстановлении объектов культурного наследия. В числе их проектов — флигель «Руина» в Музее архитектуры и Дом Павла и Сергея Третьякова в Третьяковской галерее.
«Сложно даже представить себе степень ответственности, которая ложится на плечи архитекторов, решившихся руководить реставрацией. Закономерно, что в этой роли выступает Наринэ Тютчева: целый ряд ее проектов последних лет, посвященных внимательной и бережной реставрации, проявляет цельный взгляд на этот вопрос», — говорит архитектор Ната Татунашвили, основатель бюро Nowadays office, создатель нового пространства в Еврейском музее, расположенном в историческом гараже работы Мельникова.
Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова (Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»)По мнению Татунашвили сложность предстоящей реставрации, помимо возраста здания и культурной и символической ценности дома Мельникова, в том, что «жилой дом Мельникова предполагал определенную социальную инженерию в духе своего времени. Но почти всегда архитектура покоряется потребностям жильцов и авангардные пространства заполняются привычными предметами, обслуживающими совсем не авангардный быт». В качестве примера таких перемен архитектор приводит золотую спальню Мельникова. «Автору проекта реставрации предстоит выбрать, что из богатого прошлого взять в будущее, а что оставить. Нужно ли «откатывать» проект до оригинальной мельниковской версии или реставрация дома предполагает в первую очередь уважение к его истории и тому, как он вместе с жильцами трансформировался за свою почти столетнюю жизнь», — говорит Ната Татунашвили.
Екатерина Каринская полна мрачных предчувствий. «Дом добьют, — заявила Каринская Forbes. — Как добили все остальные постройки Мельникова. От него же ничего не осталось в Москве, кроме дома в Кривоарбатском. Все остальные — евроремонченные макеты». По мнению Каринской, дом стал предметом заработка: «Зарабатывают на обследованиях, на реставрации».
Позиция Каринской не останавливает Музей архитектуры. Директор музея Елизавета Лихачева сообщила Forbes, что работает с другими наследниками архитектора. C музеем сотрудничают внучка Константина Мельникова Елена (незадолго до смерти Виктор Мельников обвинил ее в фальсификации завещания) и ее дочь, архитектор Наталья Мельникова, которая взяла на себя роль технического заказчика. Forbes не удалось связаться ни с Натальей, ни с Еленой Мельниковыми.
Материал по теме
Попытка превратить реставрацию и создание музея Мельниковых в событие международного масштаба не дала результатов. В 2017 году был сформирован новый Международный наблюдательный комитет, он сменил Международный комитет, собранный при активном участии фонда Сергея Гордеева. Часть экспертов вышла из состава после фактического захвата дома музеем и изгнания Каринской в 2014 году. С действующими членами комитета музей общается по Zoom, отмечая, что иностранные участники находятся под серьезным давлением из-за связей с Россией. Попытки Forbes связаться с иностранными экспертами оказались безуспешными. Историк, теоретик архитектуры Жан-Луи Коэн сообщил, что не дает комментариев российской прессе. Остальные оставили запрос без ответа.
«ЮНЕСКО объявляла 1990-й годом архитектора Константина Мельникова, однако ни один его объект не входит в список объектов Всемирного наследия, — рассказывает историк архитектуры Наталья Душкина. — Более того, в списке ЮНЕСКО нет ни одного объекта, построенного в России в XX веке. В предварительном списке, который подает страна, указан только монумент «Родина-мать зовет» Евгения Вучетича на Мамаевом кургане».
Такая нелюбовь, неприятие «простой архитектуры», по мнению Душкиной, приводит к тому, что Россия отстает на 25–30 лет в осознании необходимости сохранения этих объектов, их изучения и популяризации. «Нельзя забывать, что дом Мельникова — хрупкое сооружение, и все проекты по его ремонту и реконструкции должны быть подробно обсуждены с привлечением самого широкого круга экспертов, — говорит Наталья Душкина. — Ведь главная задача — сохранить дом как можно дольше».
Дом архитектора Мельникова
Главное
Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова — одноквартирный жилой дом в Кривоарбатском переулке, рядом с Арбатом. Он считается выдающимся памятником архитектуры советского авангарда. Сам Константин Мельников – один из лидеров советского авангарда в архитектуре, автор многих новаторских проектов и построек. Наиболее полно воплотить свои замыслы ему удалось при постройке собственного дома.
История
Одноквартирный жилой особняк в центре Москвы уникален для советского времени. Каким образом Константину Мельникову удалось получить разрешение на такое строительство? По одной из версий, это была награда за работу над саркофагом Ленина. По другой, индивидуальный дом мыслился, как экспериментальная площадка для реализации идей, которые потом можно будет использовать при строительстве домов-коммун. По воспоминаниям самого Мельникова, человек, ведавший раздачей участков для застройки, увидев проект, «решительно отказал всем конкурентам от госучреждений, заявив, что легче найти участки, чем построить такой Архитектуры дом» и наложил резолюцию «Отдать Мельникову участок».
Здание нельзя отнести к какому-либо конкретному архитектурному стилю. По форме дом представляет собой два вертикальных цилиндра одинакового диаметра, врезанных друг в друга, образуя цифру «8». В доме около 60 окон шестиугольной формы.
Внутреннее пространство дома было организовано в соответствии с веяниями времени и представлениями Мельникова о быте. На первом этаже размещались столовая, кухня, туалет, гардеробные, где хранилась вся одежда, рабочие комнаты детей и хозяйки дома. На втором этаже – гостиная и огромная спальня, где не было никакой мебели, кроме встроенных кроватей: детские кровати отделялись от родительской ширмой. На третьем этаже находилась мастерская архитектора.
Состояние
Константин Мельников прожил в своем доме до смерти и завещал его детям. Около 30 лет продолжаются судебные тяжбы между наследниками, и правовой статус дома пока неясен. Половина дома находится в оперативном управлении Музея архитектуры. В 2014 году там был открыт музей Константина и Виктора Мельниковых — филиал Государственного музея архитектуры имени Алексея Щусева. Посещение музея возможно небольшими группами по предварительной записи. Вход во двор, где находится экспозиция, посвященная дому, и наружный осмотр дома являются свободными.
Дом Мельникова является памятником культуры регионального значения. Однако техническое состояние дома оценивается специалистами, как неудовлетворительное. В 2006 году дом-мастерская Мельникова был включён в список «100 памятников мировой культуры, находящихся под угрозой исчезновения». Однако из-за спорного правового статуса дома государственное финансирование его реставрации невозможно.
Впечатления
Дом Мельникова нуждается в проведении реставрационных работ, а также в создании полноценного музея на его территории.
{{objectCandidate.short_description}} |
|
Привязан к брендам:
|
Адрес: {{objectCandidate. address ? objectCandidate.address : ‘нет’}} Автор описания: {{objectCandidate.author}} Сайт: {{objectCandidate.site}} Координаты: {{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}} |
Объекты
{{object. name}}
Комментарии для сайта Cackle
Русская архитектура повлияла на деревянные письменные принадлежности
- Ластик отсылает к зданию Московского Райсовета И.И. Фомина, В.Г. Даугула и Б.М. Серебровского .
- Держатель скрепки отсылает к Дому Мельникова работы К.С. Мельникова .
- Точилка для карандашей и визитница отсылают к Дворцу культуры работников связи П. М. Гринберга и Г. С. Райтца .
- Подставка для ручек и док-станция для смартфона ссылка Коммунальный дом Текстильного института им. И.С. Николаева
- На клейкой бумаге отсылка к Бахметевскому автобусному гаражу К.С. Мельникова и В.Г. Шухова .
- Линейка ссылается на Краснознаменную текстильную фабрику Э. Мендельсона, И. А. Претро и С. О. Овсянникова .
- Диспенсер для скотча ссылается на Круглую баню Никольского А. С., Гальперина В.М., Демкова Н.Ф., Крестина А.В.
Дэн Ховарт | Оставить комментарий
Деревянные письменные принадлежности из этой коллекции российских дизайнеров Наси Коптевой и Саши Браулова созданы на основе архитектурных достопримечательностей их родной страны, в том числе дома Мельникова и Краснознамённой текстильной фабрики (+ слайд-шоу).
Предметы коллекции органайзера «Русский авангард» изготовлены из массива дуба, оставшегося после столярной мастерской.
Они соответствуют знаковым сооружениям влиятельного периода русского авангарда, который зародился как художественное течение в конце 19 века и продолжился в архитектуре вплоть до 1930-х годов.
Серия настольных органайзеров создана «Русским авангардом», в том числе диспенсер для ленты, выполненный по образцу круглой формы московского 19-го века.30 Баня круглаяПервый — магнитный держатель для скрепки по образцу двойного барабана Дома Мельникова, спроектированный архитектором и художником Константином Мельниковым для себя в 1920-е годы. В 2013 году эксперты по наследию предупредили, что зданию грозит обрушение, что побудило международных архитекторов провести кампанию по его спасению.
Керамические настольные приборы Андреа Рекалидис в форме итальянских достопримечательностей
Стикеры Post-it можно хранить на одной из наклонных сторон блока, имитирующего Бахметевский автобусный гараж, также спроектированного Мельниковым совместно с Владимиром Шуховым.
Дизайнеры Нася Коптева и Саша Браулов смоделировали магнитный держатель для скрепки по форме Дома Мельникова Константина МельниковаКомбинированная точилка для карандашей и визитница создана по мотивам Дворца культуры работников связи Санкт-Петербурга П. М. Гринберга и Г. С. Райтца и завершено в 1939 г.
Одна сторона крыши Бахметевского автобусного гаража Мельникова и Владимира Шухова используется для хранения заметок Post-it. В более высокой из двух основных секций здания находится металлическая точилка, которая вставлена в зазубренную часть изогнутого края. Широкая канавка в верхней части нижней части предназначена для аккуратного хранения визитных карточек.
В нижней части Дворца культуры работников связи в Санкт-Петербурге П. М. Гринберга и Г. С. Райца аккуратно хранятся визитные карточкиКоническая труба Краснознаменной текстильной фабрики немецкого архитектора Эриха Мендельсона 1928 года в Санкт-Петербурге превращена в линейку, а круглая форма Круглая баня в Москве 1930 года становится раздатчиком скотча.
Коническая линейка отсылает к дымоходу Краснознаменной текстильной фабрики Эриха Мендельсона 1928 года в Санкт-ПетербургеДве разные формы крыши из Москвы 1930 Коммунальный дом Текстильного института, также известный как Николаевский дом по имени своего архитектора, сообщил о профилях док-станцию для смартфона и подставку для ручек.
Ластик, прорезанный в деревянном цилиндре, имитирует здание Московского Райсовета 1935 года. Ластик повторяет выступающую прямоугольную часть здания Московского Райсовета 1935 года, а остальная часть его цилиндрической формы выполнена из дерева.
Зубчатая подставка для ручки и док-станция для смартфона выполнены в стиле московского 19-го века.30 Коммунальный дом Текстильного институтаАрхитектура также предоставила формы для столовых приборов Андреа Рекалидис, которая создала свой керамический набор на основе итальянских достопримечательностей, в то время как Клеменс Шиллинггер использовал древнегреческие и майяские структуры как источник вдохновения для своих бетонных настольных аксессуаров.
Подпишитесь на нашу рассылку
Ваш электронный адресDezeen Debate
Наш самый популярный информационный бюллетень, ранее известный как Dezeen Weekly. Рассылается каждый четверг и содержит подборку лучших комментариев читателей и самых обсуждаемых историй. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.
Dezeen AgendaРассылается каждый вторник и содержит подборку самых важных новостей. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.
Dezeen DailyЕжедневный информационный бюллетень, содержащий последние новости от Dezeen.
Новинка! Dezeen In DepthРассылаемый в последнюю пятницу каждого месяца, Dezeen in Depth содержит оригинальные тематические статьи, интервью и авторские статьи, которые глубже раскрывают основные истории, формирующие архитектуру и дизайн.
Dezeen JobsЕжедневные обновления последних вакансий в области дизайна и архитектуры, рекламируемых на Dezeen Jobs. Плюс редкие новости.
Dezeen AwardsНовости о нашей программе Dezeen Awards, включая сроки подачи заявок и объявления. Плюс периодические обновления.
Dezeen Events GuideНовости от Dezeen Events Guide, справочника, посвященного ведущим событиям, связанным с дизайном, происходящим по всему миру. Плюс периодические обновления.
Мы будем использовать ваш адрес электронной почты только для отправки вам запрошенных вами информационных бюллетеней. Мы никогда не передадим ваши данные кому-либо еще без вашего согласия. Вы можете отказаться от подписки в любое время, нажав на ссылку отказа от подписки в нижней части каждого письма или написав нам по адресу [email protected].
Для получения более подробной информации см. наше уведомление о конфиденциальности.
Спасибо!
Вскоре вы получите приветственное письмо, поэтому проверьте свой почтовый ящик.
Вы можете отказаться от подписки в любое время, щелкнув ссылку внизу каждого информационного бюллетеня.
Саша Браулов и вдохновение конструктивизма
Сочетая увлечение архитектурой русского авангарда и любовь к вышивке, Саша Браулов воссоздает монументальные формы конструктивистских зданий в традиционных техниках рукоделия
Башня «Красного гвоздильщика» Я. Чернихов. 1930-1931 гг. Санкт-Петербург
В детстве Саша оттачивал свое мастерство вышивальщицы в Ленинграде. Это был главный продукт детского сада, чтобы освоить навык. Вышивка призывает к терпению и спокойствию, но вокруг Саши все рушилось, так как государству и системе пришел конец. Это должно было оказать влияние.
Текстильная фабрика Red Flag, Эрих Мендельсон. 1926. Санкт-Петербург.
Ветер вперед, в 2015 год, вместе с супругой Настей Коптевой Саша основал 52Фабрику.
«Его миссия — придать материальную форму утраченной, разрушающейся и нереализованной архитектуре и привлечь внимание к проблеме исчезновения уникальных зданий эпохи инноваций и экспериментов».
52Factory разработала ряд объектов, относящихся к тому периоду, и добилась большого успеха благодаря своим City Perpetual Calendar, — основной продукт в магазине MoMa Store в Нью-Йорке. Однако Саша искал другое выражение и вернулся к вышивке четыре года назад, наведя мост между архитектурой и декоративно-прикладным искусством.
«Белая башня», М. Райхер. 1929. Екатеринбург
Он объясняет,
«Я вышивала как известные, так и малоизвестные проекты 1920-х и 1930-х годов. Объекты географически разбросаны по всему бывшему СССР – от Минска до Хабаровска и от Мурманска до Ташкента. Некоторые из них были снесены или существенно перестроены, а некоторые остались на стадии проектирования».
Похоже, вышивка как вид искусства развивается; Саша объясняет, что когда-то это была единственная прерогатива женщин, а сегодня «все больше и больше мужчин интересуются этим ремеслом».
Собственная резиденция Мельникова, Константин Мельников. 1927-1929сс. Москва.
На каждую вышивку (а их более 230) уходит до двух недель. Что так увлекательно, так это то, как они ссылаются на городской пейзаж совершенно по-новому. Они объединяют богатую историю вышивки России и применяют ее к архитектуре ХХ века.
Для Саши архитектура авангарда – «неиссякаемый источник вдохновения»,
«Меня до сих пор восхищает полет идей и эмоциональный подъем, с которым люди того времени создавали удивительные проекты, которые до сих пор невозможно построить, потому что технология еще не находится на достаточном уровне развития.
И все это создавалось в очень тяжелые времена, Российская империя распалась, недавно закончилась Первая мировая война, в стране шла гражданская война, был голод… Это удивительно».
Саша делится: «Я очень люблю архитектуру той эпохи и хочу, чтобы она заинтересовала как можно больше людей. К сожалению, в России эти уникальные памятники архитектуры часто сносят, что меня очень огорчает. Возможно, этот проект поможет хоть немного изменить ситуацию. Что касается людей, то у Саши тоже есть вышиванки, документирующие их жизнь.
Шуховская Радиовышка Москва
Соединение всего вместе с помощью Greyscape
Мы спросили Сашу
Ваш дом Город Санкт-Петербург (Ленинград)
Есть ли конкретный архитектор, чьи работы вас особенно интересуют?
Это очень сложный вопрос. Потому что у меня их много и список все растет: К.С.Мельников, братья Веснины, Я. Чернихов, О.А.Вутке, А.Никольский, Н.Троцкий, М.Гинзбург… Особняком стоят Н.Ф.Демков и Иван Леонидов. Первый создал несколько проектов в моем родном Санкт-Петербурге (Ленинграде). С середины 1930-х, когда авангардисты стали критиковать власть, он совсем перестал заниматься архитектурой. Во время блокады Ленинграда (1941) умер от голода. Очень трагичная жизнь.
Ни один из проектов Ивана Леонидова не был реализован. Но он дал такой мощный толчок развитию архитектуры в целом, что современные архитекторы и дизайнеры до сих пор вдохновляются его работами.
Дом Мергасовского, П.Т. Сперанский, С.В. Глаголев. 1928. Казань
Как поддерживают искусство в России?
Существуют различные фонды и организации, поддерживающие художников. Часто проводятся фестивали и устраиваются выставки в галереях и музеях. В большей степени этим всем занимаются энтузиасты.
Дом-коммуна «Парижская коммуна», О.А.Вутке. 1931-1933сс. Смоленск
Местная еда, как вы думаете, мы должны попробовать? окрошка
Любимый фильм Таких фильмов очень много.