30+ фото уникального проекта — INMYROOM
Гид
Как выглядел дом, когда принимал первых жильцов, что было в ходе реставрации и чем интересны квартиры и их интерьеры сегодня: показываем и комментируем вместе с дизайнером
Дом Наркомфина на Новинском бульваре построили в 1930 году, но похоже, что его потенциал раскрылся по максимуму именно сегодня, во многом благодаря уникальной реставрации, аналогов которой нет в России.
Дизайнер Ольга Березуева побывала в этом доме и рассказала INMYROOM, что в работе профи, трудившихся над возвращением дома к жизни, впечатлило ее больше всего. Ну и, конечно, будет много фото — листайте.
Ольга Березуева
Архитектор, дизайнер
Знает стройку от и до, увлекается историей искусств, архитектуры и живописи
Каким был дом Наркомфина до реставрации?
Дом Наркомфина относят к «домам переходного типа». Их функцией было помочь советскому человеку уйти от частного уклада жизни и адаптироваться к жизни общественной, как в домах-коммунах. На фото — южный фасад дома, 1930-е.
Проект разработали известные советские архитекторы-конструктивисты Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис. Их идеи были прогрессивными и очень современными.
По замыслу архитекторов, жильцы дома получали по отдельной квартире-ячейке (кстати, большинство квартир — двухуровневые) с хорошей инсоляцией и сквозным проветриванием.
И главный по советским меркам бонус: свободный доступ к общественным зонам — например, к столовой, спортзалу, прачечной и террасе-солярию на плоской крыше. По сути, архитекторы создали тогда прототип современных жилых кварталов. На фото — коммунальный блок, 1930-е.
Строили дом для сотрудников Народного комиссариата финансов, отсюда и сокращенное «дом Наркомфина». Но позже здесь жили представители и других профессий.
Самым знаменитым жильцом был художник Александр Дейнека. По окончании реставрации именно его квартиру купили первой.
А это — двухуровневая квартира, спроектированная специально для наркома финансов и заказчика проекта Николая Милютина. Эту квартиру называют первым советским пентхаусом.
Дом в том виде, как его задумывали, просуществовал недолго: после войны его переобустроили в коммуналку, а в конце 70-х поставили на расселение.
В разное время в доме проводили экскурсии, работали редакции журналов, собирались культурные кластеры, а на крыше занимались йогой.
Поскольку в здании долгое время не проводили капитального ремонта, оно сильно обветшало. Но шесть лет назад здание выкупила компания «Лига прав» — и его начали возвращать к жизни. Интересно, что за авторский надзор за реставрацией отвечал внук того самого Моисея Гинзбурга Алексей и его компания «Гинзбург Архитектс». Такое вот семейное дело.
Летом 2020-го реставрация дома Наркомфина завершилась, все 44 элитные квартиры проданы. Вот как выглядит дом сегодня.
А теперь — о самой реставрации
В поисках оттенков краски, в которые были первоначально выкрашены стены и элементы здания, мастера снимали по несколько слоев краски. В итоге исторические цвета были воссозданы с ювелирной точностью.
И не только в лобби, коридорах, на лестничных маршах и переходах от жилой части дома в общественную, но и в 15 квартирах-ячейках — в том числе и в квартире, где жил Николай Милютин.
Вообще, внимание к деталям впечатляет: например, новые чугунные радиаторы изготовили на том же заводе в Егорьевске, что и оригинальные радиаторы в 1930 году.
Архитекторы-реставраторы постарались воссоздать историческую среду дома: светильники в общих зонах и коммунальном корпусе выполнены по фотографиям того времени.
Еще красивая отсылка к советским временам — открытая проводка в местах общего пользования. Трассы проложены в соответствии с архивными фото.
Восстановили и оригинальные окна со сдвижными рамами. Рамы деревянные, с тонкими выемками для пальцев, очень изящные, в духе 1920-х. Делали их по подлинным образцам.
По подлинным чертежам были изготовлены и стальные задвижки с латунным покрытием.
На крыше тоже интересно: например, от изящной винтовой металлической лестницы почти ничего не осталось. Лестница простояла 70 лет, но исчезла в последние годы, когда из дома уносили все подряд. Ее воспроизвели по чертежам.
А для облицовки поверхности крыши заказали реплики плитки 1930-го. И да — теперь здесь снова можно с комфортом принимать солнечные ванны!
Вот как выглядят квартиры-ячейки на рендерах.
А это — живые фото одной из квартир по дизайну INT2architecture. Это квартира типа К — раньше она предназначалась для элитных семей работников комиссариата.
Фото: Юрий Пальмин, Ольга Мелекесцева, Роберт Байрон, Владимир Грунталь, Николай Васильев, Владимир Вяткин, INT2 architecture
Реставрация дома Наркомфина в Москве
Восстановление дома Наркомфина—первый пример научной реставрации здания конструктивизма, который при этом стал успешным коммерческим проектом.
расположение:
Москва, Новинский б-р, 25, к. 1
фото: Фото Юрий Пальмин © «Гинзбург Архитектс»
проектирование:
2016–2017
реализация:
2017–2020
площадь участка:
3343 м2
общая площадь:
3941,9 м2
площадь жилого корпуса:
850 м2
площадь коммунального корпуса:
161,1 м2
авторы проекта:
«Гинзбург Архитектс»
производитель:
Duravit
сантехническое оборудование
«Гинзбург архитектс» пошли по пути консервативной реставрации, максимально сохранив абсолютно все подлинные элементы здания: и те, что находятся в предмете охраны, и те, что пока туда не включены. Такой подход позволил в итоге сохранить максимум подлинной фактуры, не заменяя износившиеся части похожим на оригинал новоделом. Зондажи и экспонирование дают представление о том, где именно разграничено подлинное и новое.
Карта дефектов и утрат фасадов жилого корпуса, «Гинзбург Архитектс», 2017. Зеленым выделены видимые дефекты штукатурки, розовым — утраченные оригинальные оконные блоки. Западный фасад. Восточный фасад. Северный и южный фасады. Восточный фасад жилого корпуса после реставрации, 2020 Западный фасад жилого корпуса после реставрации, 2020 Восточный фасад жилого корпуса после реставрации, 2020 Во время реставрации были демонтированы поздние надстройки и пристройки, раскрыты опоры, благодаря чему дом снова стал похож на дом-корабль. Также здесь воссоздали прежнюю планировку корпусов, вернули исторический цвет фасадов, восстановили большое открытое рекреационное пространство второго этажа и вестибюль. А коммунальному корпусу вернули большой витраж во всю стену. Восстановленное витражное остекление коммунального корпуса. Коммунальный корпус. Карта дефектов и утрат фасадов коммунального корпуса, «Гинзбург Архитектс», 2017. Желтым отмечены реставрируемые конструкции и элементы здания, оранжевым — воссоздаваемые. Южный фасад. Северный фасад.06.05.2021
Москва, Дом Наркомфина, 30 лучших жилых зданий ПР96, Гинзбург Архитектс, жилье, историческая архитектура, реставрация
Дома в окружении истории: Антон Тотибадзе и Саша Пастернак
Для любителей архитектуры дом Наркомфина – легендарное место. Построенный в 1930 году архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, он с самого начала воспринимался как символ нового образа жизни в Советской России.
Разделенное на «кельи» простое прямоугольное здание изначально предназначалось для проживания людей, работающих в Наркомате финансов. Он представлял собой идеальное видение архитекторами коммунальной жизни, предполагая, что жители будут проводить большую часть своего дня на работе или в общественных местах, расположенных внутри здания. Когда-то здесь также жил известный советский художник Александр Дейнека, келья которого была больше, чем у большинства других; сегодня это помещение пустует и сдается в аренду для вечеринок и лекций.
В своем современном воплощении здание стало популярным среди художников, музыкантов и архитекторов, которым нравятся его частые вечеринки, кинопоказы и занятия йогой. Но годы славы сооружения прошли, и оно долгое время находилось в плачевном состоянии. Жильцам приходится решать проблемы с протечкой кровли и другими проблемами. Студии слишком малы для хороших кухонь или ванн. Тем не менее, он остается пространством с большой энергией. Кроме того, здесь живут многие российские творческие деятели, в том числе Антон Тотибадзе и Саша Пастернак, художники и замечательные кулинары, которые встретились с нами, чтобы обсудить свою жизнь и работу над домашним бульоном.
Расскажите о своей мастерской в Доме Наркомфина. Как ты нашел это? И как он выглядел до твоего переезда?
Антон : Нашли случайно. Около года назад мы пытались найти рабочее место на разных сайтах и наткнулись на этот. Что я могу сказать? Это хорошая студия.
Саша : Когда мы въехали, то обнаружили студию в плохом состоянии. Честно говоря, когда я это увидел, я боялся здесь работать. Был запах плесени; не было ни света, ни воды. Стены были выкрашены в разные сумасшедшие цвета. Потолок протекал. До сих пор подтекает иногда в одном месте.
Антон : Так или иначе, это наша первая студия. Мы сами отремонтировали помещение. Мы его спроектировали, и нашли все необходимое для нашей работы.
«Мы считаем, что наша студия — это живой организм. Мы провели здесь почти год, но ни один день не похож на другой».
Как бы вы провели обычный день в студии?
Антон : Я всегда прихожу первым.
Саша : Нет.
Антон : Да! Мы верим, что наша студия – это живой организм. Мы провели здесь почти год, но ни один день не похож на другой. Люди приходят или мы остаемся здесь одни; некоторые посещают по делам, а другие просто для удовольствия. Люди заходят утром, вечером или с похмелья. Устраиваем вечеринки, убираем комнату, работаем, смотрим телевизор, снова работаем, разбиваем стаканы. Иногда соседи вызывают полицию. Картины тоже постоянно приходят и уходят, и мы часто вешаем их по-разному.
Я знаю, что вы много готовите и даже организовали серию ужинов под названием «Дни питания». Не могли бы вы немного рассказать нам об идее, лежащей в основе этого?
Антон : «Питающие дни» — это старая идея, которая была у нас с друзьями. Мы придумали его в один прекрасный день, когда решили готовить для своих вечеринок — мы хотели избавить людей от скуки и алкогольного отравления. Обычно это происходило по одной схеме: я собирал товарищей, и все скинулись, где-то от 1000 до 1500 рублей, хотя расходы с годами росли.
Как вы познакомились?
Антон : Давно это было. Мы познакомились шесть лет назад, на одном из мероприятий «Питающих дней». Короче говоря, я готовила, а Саша ел.
Саша : На самом деле, когда я пришел на вечеринку, почти ничего не осталось.
Каково ваше прошлое? Как вы начали заниматься тем, чем занимаетесь сейчас?
Саша : Мой прадед, Леонид Пастернак, был художником, а мой отец, Борис Пастернак, архитектором. Мои братья, моя сестра и я вместе учились живописи — мы посещали одного художника, который нас учил. Но я был единственным, кто в конце концов решил заняться искусством. В 2007 году я поступила на сценографию в Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года. Затем в 2011 году поступила на сценографию в Российскую академию театрального искусства, где мне посчастливилось обучаться у известного русского художника. , Наталья Нестерова.
Антон : Мой дед, Георгий Тотибадзе, был грузинским художником и главой Тбилисской академии художеств, которую основал мой прадед. Там же учились мой отец и дядя, художники Константин и Гоги Тотибадзе. Я закончил Высшую академическую школу графического дизайна здесь, в Москве, в мастерской Бориса Трофимова. Я не рисовал, когда был ребенком, но однажды я очень быстро погрузился в это, и с этого момента я не мог остановиться. Конечно, дизайнерское образование очень помогает мне в работе, но я не использую для этого компьютер.
Саша, вы учились сценографии и работали в Большом театре. Как это повлияло на вашу работу?
Саша : Ну, сейчас я изучаю сценографию в Российской академии театрального искусства. И, конечно, это сильно влияет на мою живопись. Он стал более декоративным и свободным благодаря Академии. Однако я думаю, что наличие собственной студии живописи еще больше меняет мое творчество. Сейчас я не так вовлечен в театральные проекты, кроме работы над дипломом, который связан с сценографией. Хотя, если бы мне предложили интересный проект, я бы с удовольствием поучаствовал.
С какими проблемами вы сталкиваетесь на работе?
Антон : Если Вы имеете в виду какие-то внутренние творческие терзания, то у меня такое бывает очень редко. В основном мои проблемы связаны только с жадностью людей, либо обесцениванием рубля по отношению к доллару и евро в нашей стране.
Саша : А еще у нас крыша иногда протекает, с потолка капает вода.
Многие молодые российские художники жалуются на отсутствие развитого рынка современного искусства, что создает массу проблем. Вы согласны?
Вместе : Да! Кстати, на это жалуются не только молодые художники, но и галеристы и дилеры.
«Я не хочу планировать заранее. Сейчас я рисую и преподаю искусство».
Хотели бы вы полностью посвятить себя искусству?
Антон : Не знаю. Это сложный вопрос. Я просто хочу жить счастливой жизнью. Но, конечно, я тоже хочу, чтобы меня помнили после моей смерти, и прославляла на века вся планета. А я мечтаю открыть ресторан, легендарный! ( смеется )
Саша : Я не хочу планировать заранее. На данный момент я рисую и преподаю искусство. Мне очень нравится работать с детьми, общаться с ними.
В настоящее время многие молодые творческие люди тяготеют к цифровому искусству, а не к более традиционным жанрам. Почему вы выбрали живопись?
Антон : Ну, я рисую, но еще много чего делаю. Я снимаю видео, фотографирую, создаю офорты и линогравюры, играю на аккордеоне и фортепиано, стреляю из лука, готовлю и иногда работаю над проектами графического дизайна. Недавно мой друг предложил добавить неоновую подсветку к моим картинам — так что я постоянно ищу что-то новое.
Саша : Я тоже не только рисую. Я делаю театральные модели и люблю графику. Но я не дружу с компьютерами. Так что я не могу надеяться работать в области цифрового искусства, и мне нужно заполнить этот пробел. Я также хотел бы делать скульптуры, работать архитектором, делать гравюры и гончарные изделия, а также пробовать создавать украшения.
Каково жить в таком историческом здании? Насколько вы помните о его прошлом?
Антон : Честно говоря, мы не очень часто задумываемся о прошлом здания. Иногда мы вспоминаем об этом, когда кто-то из наших гостей спрашивает нас что-то вроде: «Где здесь должна была быть баня?»
Как вы думаете, как будет развиваться пространство со временем?
Антон : Вероятно, скоро здание будет полностью отремонтировано – но для нас это не очень хорошо. Это будет означать, что мы должны покинуть нашу студию.
Управление ООН по правам человека
Как защита прав обеспечивает доступ к информации и мнениям для всех.
Прочитать историю
Заявления
11 мая 2023
Тюрк призывает комбатантов Судана договориться о мирных переговорах, помощи и защите гражданских лиц
Истории
Совет по правам человека
11 мая 2023 г.
Право на развитие
Новый договор кодифицирует право на развитие
Истории
Управление Верховного комиссара по правам человека
12 мая 2023
Расизм
Действия государства и общества, необходимые для достижения расовой справедливости
Пресс-релизы
12 мая 2023
Мали
Малийские войска и иностранные военнослужащие убили более 500 человек во время военной операции в Муре в марте 2022 г.
– доклад ООН по правам человекаИстории
Управление Верховного комиссара по правам человека
11 мая 2023 г.
Сирийская Арабская Республика
За данными: регистрация жертв среди гражданского населения в Сирии
Пресс-релизы
09 мая 2023
Гаити
Гаити: Глава ООН по правам человека предостерегает от «бесконечного цикла насилия»
Поощрение и защита прав человека для всех
Всеобщей декларации прав человека исполняется 75 лет
Что такое права человека?
Продвижение прав человека
Темы
Приборы и механизмы
Публикации
Новости
Управление ООН по правам человека
Пресс-релизы
11 мая 2023 г.