Галерея «Дом Нащокина» — Музеи Россия Москва
Телефон: (495) 699-11-78, 699-47-74Адрес: 127006, Москва, Воротниковский переулок, 12
Проезд: Ст. м. «Маяковская»
Режим работы:* Ежедневно без выходных с 12.00 до 19.00
Входная плата:* Цена билета зависит от выставки. Льготный билет для пенсионеров, инвалидов, студентов, школьников
Интернет:
www.museum.ru/M2613 — официальная страница
Галерея «Дом Нащокина» — W1245, официальный сайт www.domnaschokina.ru
эл. почта: eMail(‘d-nashokin’,’mail.ru’,»)
афиша, события и экскурсии |
Памятные даты и ежегодные мероприятия:
|
Описание: Галерея «Дом Нащокина» располагается в старинном особняке в центре Москвы, неподалеку от Триумфальной площади. Здесь у своего друга, известного мецената и покровителя искусств, Павла Воиновича Нащокина останавливался в свой последний приезд в Москву Александр Сергеевич Пушкин, о чем свидетельствует мемориальная доска. Друзья гуляли и веселились, радуя щедрую душу хозяина. С самой первой выставки — Михаила Шемякина — галерея «Дом Нащокина» придерживается четкого направления: возвращения на Родину шедевров творчества мастеров искусств, покинувших СССР и ставших знаменитыми на Западе. Благодаря персональным выставкам «Дома Нащокина» наши соотечественники получили возможность познакомиться с творчеством знаменитых земляков впервые. Так, здесь впервые после эмиграции выставлялись уже упомянутый Михаил Шемякин (две выставки), Олег Целков, Эрнст Неизвестный, Дмитрий Плавинский, Юрий Купер и другие. Впервые в России было представлено творчество мексиканской художницы Фриды Кало. Не ограничиваясь мастерами изобразительного искусства, галерея — впервые в России — предоставила свои залы выставке, посвященной звезде мирового балета Рудольфу Нурееву, великим Марлен Дитрих, Мэрилин Монро и Лени Рифеншталь. ..Кроме того, галерея активно обращается к историко-музейной тематике: выставки «Придворный портрет XVIII века», «Русский романтизм», «Зинаида Серебрякова», «Валентин Серов». |
Здание(я): Исторический памятник. «Дом, в котором у П.В. Нащокина бывал А.С. Пушкин. Здесь он останавливался с 3 по 20 мая 1836 года в свой последний приезд в Москву». |
Основатель: Рюрикова Наталья Петровна |
Дополнительные услуги:
киоск или магазин
Местные достопримечательности:
Сад Эрмитаж, Триумфальная площадь
профессионалу |
Директор: Рюрикова Наталья Петровна, тел. (495) 299-1178
Тел. дирекции:
(495) 699-11-78, 699-47-74, Факс: (495) 650-60-23
Адрес дирекции:
127006, Москва, Воротниковский переулок, 12
Бюджетный статус:
Муниципальный
Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение
Тип организации:
культурно-массовая
Классификация организации:
Историческая, Художественная
Площади организации:
временных выставок 200м2
Среднее кол. посетителей в год:
150000
Крупные выставочные проекты:
Михаил Шемякин. Живопись, графика. 1994
Олег Целков. Живопись. Первая персональная выставка в России. 1994
Дмитрий Плавинский. Живопись, графика. Первая персональная выставка в России. 1995
Дмитрий Краснопевцев. Живопись, графика. Первая персональная выставка в России. 1995
Михаил Шемякин. Скульптура. Первая персональная выставка в России. 1995
Эрнст Неизвестный. Живопись, графика, скульптура. Первая персональная выставка в России. 1996
Фотовыставка, посвященная кино. Участники: агентство «Магнум», Локтев, Клименко, Ланге и другие. 1996
Михаил Шварцман. Живопись, графика. 1997
Юрий Купер. Живопись, графика. 1997
Выставка, посвященная Рудольфу Нурееву. Организована при участии музея Карнавале (Париж) и фонда Нуреева. 1997-1998
Второй авангард. Графика. 1998
Михаил Шварцман. Живопись, графика. 1998
Второй авангард. Портреты. 1999
Марлен Дитрих. Фотовыставка. 1999-2000
Живопись эпохи романтизма из собрания Государственного Русского музея. (К 200-летию Павла Воиновича Нащокина.) 2000
Киноплакат братьев Стенберг. 20-е годы. 2000
Русский придворный портрет XVIII века (от Петра Великого до Павла I). (К 200-летию Павла Воиновича Нащокина.) 2000
Гаянэ. Живопись. Первая персональная выставка. (К 200-летию Павла Воиновича Нащокина.) 2001
От кинореальности к свободной фантазии. 2001
Пасьянсы Натальи Нестеровой. Живопись. (К 200-летию Павла Воиновича Нащокина.) 2001
Друг Пушкина Нащокин. (К 200-летию Павла Воиновича Нащокина.) 2001-2002
Между Петром и Колумбом. Графика Зураба Церетели. 2002
Фрида Кало. Живопись, фотографии. 2003
Мэрилин Монро. Самая грустная девушка на свете. Фотовыставка. 2003
Зинаида Серебрякова. Живопись, графика. (К 120-летию Зинаиды Серебряковой.) 2003
Артур Фонвизин. Акварель. 2003-2004
Джордж Баланчин. Фотовыставка. (К 100-летию Джорджа Баланчина). 2004
Анатолий Зверев. Живопись, графика. 2004
Лени Рифеншталь. Фотовыставка. 2004
Лиза Лидо. Вечные игры. Живопись, инсталляции. Выставка, посвященная городу Москве. (Музей современной истории.) 2003
Русский экспрессионизм. Александр Древин. Артур Фонвизин. Анатолий Зверев. Живопись. 2004
Валентин Серов. Живопись, графика. (К 140-летию художника.) 2004
Издания, выпущенные организацией: Каталоги выставок галереи «Дом Нащокина» |
Информация взята с www.museum.ru
Дом Нащокина возродился на новом месте
В здании конца ХVIII века на Покровке состоялся вернисаж вновь открывшейся галереи «Дом Нащокина». Она, напомним, была «выселена» со скандалом в прошлом году из особняка, некогда принадлежавшего Павлу Нащокину – потомку древнего рода, близкому другу Пушкина. Как разрешилось громкое дело, узнал «МК».
Фото: facebook.com/domnaschokinaВ приземистом домике на Покровке звучит классическая музыка – она как нельзя подходит к интерьерам ХVIII века. Выставка «Возрождение» галереи Наталии Рюриковой – картины и скульптуры 15 современных художников – тоже неожиданно гармонично вписалась в обстановку. Посмотреть на свежие работы известных мастеров – Владимира Любарова, Татьяны Назаренко, Ивана Лубенникова, Александра Рукавишникова, Михаила Дронова, Виктора Корнеева etc. собралось много публики. Интерес к премьере подогревает и сложная ситуация, в которую угодила Наталья Рюрикова.
Напомним суть скандала. С 1994 года особняк Павла Нащокина в Воротниковском переулке, где после Михайловской ссылки часто гостил великий поэт (у него здесь была своя комната), занимала галерея «Дом Нащокина» Наталии Рюриковой.
– Мы выиграли первый суд и, думаю, правосудие будет на нашей стороне и впредь, – сказала Наталья Рюрикова «МК» после торжественного открытия экспозиции «Возрождение». – Объективных причин для победы той стороны нет. Но мы живем в таком государстве, что возможно все что угодно.
– Если суд признал вас правой, значит, увольнение было незаконным?
– Тут немного другая история. Меня уволили по статье, которая подразумевает решение со стороны работодателя, Министерства культуры, не объясняя мотивы. Но я не подписала приказ об увольнение и сказала, что так не делается. Дом — не государственная собственность, мы отстаивали его все 90-е, он был предметом возделения многих людей. Вопрос недвижимости в Москве – острый. Но для меня стало неожиданностью, когда Министерство культуры повело себя в духе прошлых лет (или сегодняшних?), выломав замки и сломав двери. После того, как я не подписала приказ, появилось объяснение. Но это смешно! Придрались к займу, который я потом забрала – там все юридически точно.
– Вы знаете, что теперь будет в особняке в Воротниковском переулке?
– Не представляю. Фонд кино сам удивился новости, что они туда переезжают. Вроде бы там идет ремонт. Но понятия не имею, что там будет. Надеюсь, музей.
– На каких условиях вы обосновались на Покровке?
– Нашли общий язык со Светланой Севериной, которая управляет этим домом, решили вместе делать выставки. У нас много идей. А сейчас мы показываем «золотой фонд» – нашей галереи и нашей страны. Для меня это дело жизни и я буду им заниматься, несмотря ни на что. Мой отец был художников, брат и дочь – художники. Искусство – смысл моей жизни.
Страшное – в отношении памятника истории – слово «ремонт» прозвучало из уст Рюриковой с ужасом и «МК» решил узнать, стоит ли волноваться за судьбу дома, который принимал Пушкина во время его последнего визита в Москву. Вот что там сказали по поводу дома в Воротниковском переулке:
– Никаких сигналов по поводу особняка не было, – сообщили «МК» в Архнадзоре. – Нужно учитывать, что когда речь идет в ремонте, то решающее значение имеет предмет охраны. Это могут быть ручки дверей или люстры, фасад или каркас – бывает по разному. Если интерьеры не сохранились, то косметический ремонт проводить можно.
Обстановка в особняке в Воротниковском действительно не сохранилась, а вот фасад – да. Будем надеяться, что нет причин беспокоиться за московский «приют» Пушкина. Кто обоснуется там – пока не ясно.
Подписаться
Авторы:- Мария Москвичева
Что еще почитать
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
Британские фантазеры: ВСУ зайдут в Крым через месяц
21196
Крымcrimea. mk.ru фото: МК в Крыму
В Северо-Крымский канал перестала поступать вода
Фото 14425
Крымфото: МК в Крыму
На полигоне в Кировском районе возник пожар, движение по Тавриде перекрыто
11871
Крымфото: МК в Крыму
18 июля – праздник Сергия Радонежского, что строго запрещено в день небесного покровителя России
Фото 11076
ПсковВ Новосибирской области жители заявили о зверском убийстве председателя СНТ «Автомобилист»
10585
НовосибирскДарья Мелехова
ЧП на Крымском мосту: движение в Крым остановлено
Фото 4999
Крымфото: МК в Крыму
В регионах:Ещё материалы
Галерея «Дом Нащокина» под угрозой закрытия после обвинений в коррупции
Яблоком раздора в Министерстве культуры стал исторический памятник XVIII века Дом Нащокина.Частная художественная галерея «Дом Нащокина», расположенная в историческом доме Нащокина, построенном в XVIII веке, может быть закрыта после того, как Министерство культуры уволило галеристку Наталью Рюрикову с должности редактора государственного киножурнала «Киносценарий», владельца Дома Нащокина.
19 марта Министерство культуры опубликовало заявление о том, что Рюрикова уволена с должности в «Киносценарии» — издании, которое она редактировала последние 20 лет. Министерство культуры утверждало, что Рюрикова использовала свое положение редактора, чтобы сдать «Нащокинский дом» в аренду по субрыночным ценам своей частной галерее.
Рюрикова и галерея «Дом Нащокина» оперативно отреагировали на обвинения, заявив, что истинной причиной увольнения было желание использовать Дом Нащокина в других целях или продать его сразу. «Сначала нам поступило предложение оставить помещение, в котором говорилось, что здание нужно «Фонду кино»… ну, мы поняли, что это значит», — сказала Рюрикова в интервью телеканалу «Россия-Культура».
Вскоре после первоначального предложения об уходе Рюрикова получила официальное уведомление из Министерства культуры о том, что она уволена с поста главного редактора журнала «Киносценарии», в котором она проработала на разных должностях 40 лет. Затем Министерство культуры обвинило Рюрикову в коррупции в уведомлении, размещенном на его сайте.
Хотя версия о том, что Рюрикова сдала государственное имущество в аренду частной галерее, которой она также владела, может показаться весьма сомнительной, при ближайшем рассмотрении обвинений, выдвинутых Министерством культуры, обнаруживается много сомнительных моментов.
Во-первых, как тут же заметила Рюрикова, договор аренды 2004 года, по которому часть дома отдавалась галерее, был заключен между галереей «Дом Нащокина», «Киносценарием» и Росимуществом, органом по управлению государственным имуществом, и якобы был одобрен Минкультуры.
Кроме того, в то время как Министерство культуры заявило, что коммерческая галерея была нецелевым использованием исторической достопримечательности, такой как Дом Нащокина, в котором когда-то жили Пушкин и Гоголь, на самом деле во многом благодаря усилиям Натальи Рюриковой зданию был присвоен статус памятника культуры в 1998.
Кроме того, галерея была открыта в 1994 году в основном для финансирования деятельности Киносценария, который после распада Советского Союза лишился государственного финансирования и с тех пор остается самоокупаемым.
Дом Нащокина
Наталья Рюрикова (слева) уволена с поста редактора Киноценарей.
Пресс-релиз Минкульта был плохо информирован не только о характере аренды и деятельности галереи, но даже о местоположении рассматриваемого здания, которое, как сообщалось, находилось «у Кремля».
Дом Нащокина, расположенный по адресу Воротниковский переулок, 12, фактически находится недалеко от Садового кольца и далеко не от Кремля.
В пресс-релизе галереи «Дом Нащокина» предположили, что внезапные действия Министерства культуры, вероятно, были вызваны желанием продать имущество или сдать его в аренду по гораздо более высокой цене, добавив, что странно, что никто не возражал против якобы коррупционной аренды за семь лет с момента открытия галереи.
В «Известиях» появилось сообщение о том, что «Фонд кино» согласился занять помещение, но Минкультуры не делало никаких новых заявлений о дальнейшей судьбе Дома Нащокина.
Рюрикова сообщила «Известиям», что наняла адвоката и готова обратиться в суд по поводу увольнения и решения министерства по дому Нащокина, которое, по словам ее адвоката, было проведено ненадлежащим образом. Рюрикова уже сменила на посту главного редактора «Киносценариев» Федора Соснова, бывшего сотрудника «Фонд кино».
Соснов сказал, что Рюрикова предпочла частную галерею своей работе в Киносценарии в ущерб газете, отметив субрыночную ставку, которую галерея получала за аренду — около 300 рублей за квадратный метр в районе, где средняя арендная плата близка к 3000 рублей за квадратный метр.
Соснов также отметил снижение тиража «Киносценария» в последнее время, заявив, что в 2012 году журнал не выходил, а в 2011 и 2013 годах печатались очень короткие журналы малыми тиражами. купант пространства. Пока что галерея не делала никаких заявлений о возможных будущих локациях.
Связаться с автором по адресу [email protected]
Большой театр • Музей
Елена Степанова
в образе Царевны-Лебедь
Посмотреть больше фотографий в коллекции Музея
Музей
Музей является главным хранителем исторической памяти Большого театра. Он изучает все о творческой жизни театра, строительстве и реконструкции здания на Театральной площади и обладает уникальной и разнообразной коллекцией. Являясь частью Большого, музей неразрывно связан с текущей деятельностью театра и обслуживает его повседневные нужды.
1918
Создан специальный театральный музей.
Фёдор Федоровский
Один из основателей Музея, главный художник Большого театра в 1927-29 и 1947-53 гг. артисты, музыканты, художники, репертуарные афиши и программы стартовали в Московской конторе Императорских театров.
После инициативы Директората и управления государственным академическим театром в 1918 году был создан специальный театральный музей, который в течение многих лет занимал должность главного художника театра и разработал более тридцать постановки, в том числе такие выступления, как «Борис Год-Год». Полем
Создан специальный театральный музей.
Федор Федоровский
Один из основателей Музея, главный художник Большого театра в 1927-29 и 1947-53 годах
В январе 1923 года в залах бельэтажа Большого театра открылась первая выставка. Как гласила табличка у входа, «открыт каждый день в антракте», выставку могли посетить зрители. Перед спектаклем представители музея прочитали лекции о композиторах, художниках и балетмейстерах.
Музею понадобилось несколько десятков лет, чтобы собрать свою внушительную коллекцию. Новые материалы время от времени поступали из реквизиций частных коллекций произведений искусства. Так появился в Музее театра портрет Федора Шаляпина в образе Демона работы А. Головина (единственное изображение великого русского баса в этой роли!) Оно было доставлено из особняка на Новинском бульваре, принадлежавшего князю С. А. Щербатову. Некоторые музейные экспонаты, связанные с историей Большого театра, были приобретены у любителей и коллекционеров; некоторые были подарены людьми, увлекающимися театральным искусством.
В 1941 г. музею был передан чрезвычайно ценный предмет – фарфоровая ваза из Севра, принадлежавшая архитектору Альберто Кавосу, восстановившему Большой театр после пожара 1856 г. Она была подарена архитектору императором Наполеоном III в ответ на его подарок – альбом с чертежами и планами восстановленного здания Большого театра, изданный с пояснениями на французском языке. Этот этюдник был невероятно полезен реставраторам, работавшим над реконструкцией Исторического здания театра в период с 2005 по 2011 год. Изучив старые образцы, современные мастера вернули зрительному залу и фойе первозданный вид.
В годы Великой Отечественной войны, когда основная сцена была закрыта, экспозиция располагалась в филиале (ныне Театр оперетты). Однако в начале 1960-х музей переехал в здание Дирекции (которое находится над входом на станцию метро «Охотный ряд»). Накануне двухсотлетия Большого театра в 1974 году в нем была открыта историческая выставка, которая просуществовала более двадцати лет.
Фрагмент портрета Федора Шаляпина в образе Демона.
Александр Головин. 1912
Валерий Левенталь
Известный сценограф и живописец
Музей в наши дни
После реконструкции театра в Хоровом и Выставочном залах создано новое выставочное пространство. Его декор был реализован по проекту известного театрального художника Валерия Левенталя. В эти дни здесь проходят временные выставки, посвященные выдающимся творцам и артистам театра, а также известные постановки.
Валерий Левенталь
Известный сценограф и художник
Современный музей Большого театра занимается научно-исследовательской деятельностью. Продолжая пополнять свои фонды, музей обрабатывает, сохраняет, изучает их, популяризирует искусство музыкального театра. Российские и зарубежные авторы основывают свои исследования на собранных там материалах.
Среди публикаций сотрудников музея такие фундаментальные работы, как «Репертуар Большого театра СССР. 1776-19 гг. 55» В. Федорова, «Большой театр. Первые балетные постановки на российской сцене. 1825-1997» и «Большой театр. Первые оперные постановки на российской сцене. 1825-1993» В. Зарубиной, научное исследование Е. Грошевой «Большой театр СССР», художественные альбомы, в том числе «Московский Императорский Большой театр в фотографиях: 1869-1917», и альбомы к многочисленным музейным выставкам.
Коллекции Музея
В настоящее время коллекция Музея насчитывает более двухсот тысяч единиц хранения. Это костюмы и эскизы декораций, модели декораций 19 века.XXI век, элементы реквизита, одежды и личных вещей выдающихся художников, скульптурные и живописные портреты, фотографии и рукописи, афиши и программки, эскизы и литографии зданий Большого театра разных периодов и многое другое. Они образуют двадцать две коллекции. Каждый из них имеет свои особенности и уникальные предметы, аналогов которым нет ни в одном другом театральном собрании нашей страны.
Исключительный интерес представляет коллекция эскизов декораций и костюмов, насчитывающая более пятнадцати тысяч предметов. Этот сборник в полной мере отражает всю историю оформления спектаклей на одной из главных сцен страны, начиная с работ художника И. Мартынова для первых постановок опер «Аскольдова могила» А. Верстовского и «Жизнь за царя» М. Глинки в Большом театре.
В музее хранятся эскизы декораций многих всемирно известных мастеров театральной живописи: Александра Головина, Константина Коровина, Аполлинария Васнецова, Василия Поленова, Николая и Александра Бенуа, Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского, Бориса Григорьева, Михаила Курилко, Симона Вирсаладзе, Бориса Мессерера и Валерия Левенталя. Широко представлены работы Федора Федоровского, Петра Вильямса и Вадима Рындина, художников, долгое время работавших в Большом театре.
В музее собрана богатейшая коллекция костюмов, которая увеличивается с каждым годом. Самые ранние костюмы относятся к 18 веку. Однако наибольшая часть отражает постановки 20 века. Многие из нынешних экспонатов когда-то принадлежали ярчайшим звездам, выступавшим на сцене Большого театра: Федору Шаляпину, Екатерине Гельцер, Антонине Нешдановой, Галине Улановой, Сергею Лемешеву, Ивану Козловскому, Майе Плисецкой, Екатерине Максимовой, Владимиру Васильеву, Ирине Архиповой и Тамаре Милашкиной. Почетное место в этой коллекции занимает почти полностью уцелевший театральный гардероб Леонида Собинова.
Коллекция мемориальных вещей
Значительную часть архива составляют личные вещи известных художников и композиторов. Среди которых тетради и Евангелие Михаила Глинки, коллекция вееров Марии Тальони, Анны Собещанской, Анны Павловой и Екатерины Гельцер, гримерная шкатулка Марии Максаковой, мольберт, палитра и кисть, принадлежавшие когда-то Федору Федоровскому, дирижерские палочки Андрея Арендса, Вацлава Сука, Петра Чайковского. Великая арфистка Вера Дулова подарила музею свое пианино с автографами Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна и Александра Мелик-Пашаева.
В архиве и рукописном фонде музея хранятся автографы великих русских композиторов: Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Петра Чайковского, Александра Глазунова, Николая Римского-Корсакова, Сергея Прокофьева, Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича. Архив балетмейстера Александра Горского уникален. В него вошли полные записи хореографии «Спящей красавицы» Чайковского в постановке Мариуса Петипа, рукописные тетради легендарного танцовщика Вацлава Нижинского с заметками о его хореографической системе, архивы дирижеров Вацлава Сука и Николая Голованова.
В коллекции имеются авторские рукописи, мемуары, частная переписка, а также официальные документы художников. Здесь можно найти письма военных лет, которые артисты Большого театра отправляли на фронт, забавные стихи и карикатуры.
Косметичка Марии Максаковой, 19 век.
Живопись и фотография
Коллекция живописи, скульптуры и графики представлена произведениями Роберта Фалька, Василия Ефанова, Александра Герасимова, Юрия Пименова, Александра Фонвизина, Бориса Шаляпина, Ираклия Тоидзе, Ильи Глазунова, Бориса Фродман-Клюзеля, Елены Янсон-Манизер, Натальи Данько и Федора Фивейского.
Фотоархив в настоящее время считается одним из крупнейших в музейном собрании. Он насчитывает более шестидесяти тысяч охраняемых предметов и служит базой для изучения не только истории Большого театра, но и искусства театральной фотографии.
Во второй половине XIX века в Большом устраивалась фотосъемка декораций и мизансцен оперных и балетных постановок, костюмов и реквизита. Для этого в театре была организована специальная мастерская, работать в которой могли только обладатели звания фотографа Императорских театров. Из этого фотоматериала были созданы специальные альбомы, например, «Справочный альбом портретов артистов во всех костюмах из новых балетов и опер». Театральные «светофиксаторы» в мельчайших деталях воссоздавали мизансцены спектаклей, фиксируя мимику, жесты, позы, костюмы и грим артистов. В конце 1890s фотография стала использоваться и во время перформанса. Фотохроника постановок с 1859 по 1930 год представляет собой наиболее ценную часть коллекции. Среди ее экспонатов работы отечественных фотографов, творчество которых по праву признано классикой жанра: Карла Фишера, Михаила Сахарова, Адольфа (Абрама) Горнштейна, Евгения Умнова и Георгия Соловьева.
Дизайнер Федор Федоровский. 1923.
Конструктор Федор Федоровский. 1923.
Конструктор Федор Федоровский. 1923 г. Фото: Карл Фишер.
Дизайнер Родион Макаров. 1930.
Конструктор Родион Макаров. 1930.
Конструктор Родион Макаров. 1930 г. Фото: Михаил Сахаров.
Дизайнер Владимир Дмитриев. 1931 г.
Конструктор Владимир Дмитриев. 1973 г. (производство 1964 г.).
Дизайнер Владимир Дмитриев. 1965 г. (производство 1964 г.). Фото: Георгий Соловьев.
Дизайнер Симон Вирсаладзе. 1968.
Дизайнер Симон Вирсаладзе. 1968.
Дизайнер Симон Вирсаладзе. 1968 г. Фото: Георгий Соловьев.
Дизайнер Мария Данилова. 2002.
Дизайнер Мария Данилова. 2002.
Дизайнер Мария Данилова. 2002 г. Фото: Дамир Юсупов.
Выставки
Помимо регулярных выставок, организуемых во внутреннем пространстве театра, Музей активно участвует в художественной жизни Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Его богатейшие коллекции привлекают внимание многих музеев мира и пользуются спросом. География гастрольных выставок разнообразна: Лондон, Мюнхен, Вена, Париж, Милан, Нью-Йорк, Белфаст, Афины, Астана, Архангельск, Новгород, Орел, Смоленск, Курск, Саратов, Калининград, Киров…
Музей отметил свое столетие грандиозной выставкой «МУЗЕЙ и ТЕАТР. 100 ЛЕТ ВМЕСТЕ», которая проходила в Московском выставочном зале «Новый Манеж» (12.12.2018-14.04.2019). Параллельно открыта выставка «Театральные фантазии. Из коллекции Музея Большого театра» в рамках фестиваля «Русские сезоны» (19.12.2018-24.02.2019) открылся на Королевской вилле в Монце (Италия).
Выставка «Федор Федоровский. Легенда Большого театра» в Третьяковской галерее на Крымском Валу стала масштабным событием (1.