Дом под рюмкой на остоженке: Московские легенды. Дом под рюмкой

Содержание

Дом с перевернутой рюмкой на крыше: история, фото, где находится

Доходный дом Я. Н. Филатова или, как его еще называют, «дом с рюмкой» — здание, расположенное в Москве по улице Остоженка 3/14, стр. 1. Его строительство велось в период с 1904 по 1909 г. Здание выделяется среди других сооружений необычным архитектурным элементом в виде перевернутой рюмки на крыше. До настоящего времени первоначальный облик дома частично сохранен. Здание признано памятником архитектуры.

Архитектурные особенности

На участке построено два дома в разное время. Слева — четырехэтажное здание, возведенное в 1904 г. по проекту архитектора Эрнста Рихарда Нирнзее. Справа находится шестиэтажный дом, сооруженный в период с 1907 по 1909 г. В. А. Дубовским и Н. А. Архиповым. Это здание имеет различные по форме архитектурные элементы, рельефные узоры. Над окнами пятого этажа обустроен керамический фриз. Крыша увенчана колоколообразным шатром над угловой башенкой, напоминающем перевернутую рюмку. Отсюда здание и получило свое неофициальное название.

Тем не менее, дом уникален не только необычным элементом архитектуры. Внешним видом он не похож ни на одно здание в столице. Визуально строение напоминает замок. Его фасад выполнен в стиле модерн, выделяется загадочным лепным декором. Если присмотреться, в выпуклых узорах можно различить изображения моллюсков, ракушек, рыб, подводных морских чудищ.

Кроме морских обитателей, на стенах можно увидеть нечто, напоминающее распущенные хвосты павлинов и уникальных растений.

История

До Октябрьской революции собственником здания был купец Я. М. Филатов, владелец склада электротехнических и водопроводных атрибутов. В период СССР здесь обустраивали коммуналки. В одной из них в начале 90-х проживал галерист, арт-менеджер М. А. Гельман.

В начале 21 века была проведена реставрация дома. После внесенных изменений здание несколько утратило первоначальный вид, к которому привыкли москвичи-старожилы.

Легенды основания дома с рюмкой

Известно несколько легенд, объясняющих необычный внешний вид дома

:

  1. Заказчиком строительства выступал Филатов: отец молодого купца, имевшего пристрастие к алкоголю. Родитель пытался образумить сына, пообещав ему подарок в виде дома, если тот бросит пить. Поэтому купец отказался от пагубной привычки, видя перспективу в предложении отца. Перевернутая рюмка символизирует отказ от пьянства.
  2. Яков Филатов был успешным человеком, а обеспеченная жизнь позволяла ему гулять «на широкую ногу» в питейных заведениях. В результате он едва не разорился. Но потом одумался, бросил пагубную привычку и даже приумножил свой капитал. В знак победы над пьянством купец построил дом с опрокинутой чаркой.
  3. Согласно следующей версии, здание построено по заказу матери молодого купца Филатова. Женщина переживала за пристрастие сына к алкоголю, поэтому приняла решение посоветоваться со священнослужителем по этому поводу. Тот рекомендовал соорудить дом с квартирами, доступными даже для людей с разными финансовыми возможностями. Как ни странно, это помогло ее сыну избавиться от пристрастия к спиртным напиткам. В назидание потомкам мать молодого купца приказала установить на крыше здания фигуру в виде перевернутой рюмки.
  4. Некоторые утверждают, что купец Филатов никогда не страдал пьянством. Скорее, наоборот, он был порядочным человеком, старообрядцем, членом-учредителем Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища. А все слухи об алкогольной зависимости Филатова не имеют серьезных оснований. Известный архитектор В. Е. Дубовской просто решил внести новшество в свое детище, поэтому поэкспериментировал с формами. А необычный архитектурный элемент на крыше здания — не перевернутая рюмка, а плод фантазии зодчего.
  5. Еще одна версия — все строение представлено в виде морского царства, а то, что многие принимают за рюмку, является перевернутой чашей, низвергающей сверху водные потоки.

Более правдоподобная версия — перевернутая рюмка является частью общего замысла Дубовского, который был известен как любитель средневековой романтики. Зодчий проектировал в столице исключительно доходные дома. Можно сказать, что архитектор с помощью «рюмки» сделал намек на остроконечные завершения над башнями типичных замков европейских феодалов.

Дом с рюмкой сегодня

В настоящее время дом до сих пор жилой. После реставрации внешний вид здания несколько отличается от того, каким оно было ранее. На первом этаже размещаются кофейня, отделение Сбербанка России, продуктовый магазин и другие объекты инфраструктуры.

На верхних этажах размещены квартиры с открытыми террасами и мансардами. Потолки в помещениях достигают 3,4 м. Оборудованы эркеры и балконы. Из окон открывается вид на Храм Христа Спасителя, во двор, улицу Остоженку.

8 легенд о столичных домах из книги «Москва изнутри» – The City, 03.02.2020

В издательстве «Бомбора» выходит книга Елены Крижевской «Москва изнутри: роскошные интерьеры и архитектурные истории» с помощью которой, можно «прогуляться» по знаменитым зданиям, пройти сквозь все архитектурные стили столицы и узнать какие тайны скрывают московские особняки. Всего в книге более 120 домов, среди которых есть и дворцы, и клубы, и гостиницы, и рестораны. Про каждый из этих объектов автор собрала всю возможную информацию, в том числе любопытные городские легенды. Вот, например, несколько историй.

Старое здание МГУ

Старое здание МГУ (Моховая, д. 11) было возведено в 1782—1793 годах в классическом архитектурном стиле архитектором Матвеем Казаковым. Само каменное здание выстояло во время пожара 1812 года, а вот интерьеры и перекрытия, включая купол Казакова, пострадали довольно сильно. После войны здание университета восстановил Доменико Жилярди, и сделал это в ампирном стиле. Сегодня старое здание МГУ занимает Институт стран Азии и Африки. Красивый зал могут увидеть лишь студенты и преподаватели института. Студенты также рассказывают любопытную легенду образования института в 1956 году: в то время Хрущев находился с дружеским визитом в Индии, во время которого ему рассказали, что у них есть факультет, на котором изучают русский язык. Хрущев же сказал, что у нас есть целый институт, изучающий историю и языки Востока, включая хинди. В СССР пришлось срочно создавать такой институт на базе различных кафедр МГУ.


Сандуновские бани

Раз уж речь зашла о банях, нельзя не рассказать и не показать вам самые легендарные бани столицы, бани, появившиеся на свет благодаря романтической истории любви и работающие вот уже больше двух веков! Сандуновские бани (Неглинная, д. 14, стр. 3—7) так названы по имени их основателя — Силы Сандунова, актера придворного театра Екатерины II. По легенде, сама императрица подарила на свадьбу Силы и талантливой оперной певицы своего театра Елизаветы Урановой бриллианты. Позже супруги переехали в Москву, а на бриллианты купили участок земли в районе Неглинки. В 1808 году Сила Сандунов построил здесь первые бани. В дальнейшем, по словам Гиляровского в этих банях «перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе».


Дом Пашкова

С Домом Пашкова (Воздвиженка, д. 3/5) связана легенда о местонахождении знаменитой библиотеки Ивана Грозного в подземных ходах или подвалах. Еще в 1 930-е годы археолог Игнатий Стеллецкий, обследовавший Ваганьковский холм, обнаружил множество пустот — погребов, ходов и подвалов. Он считал, что это остатки Опричного двора, и, возможно, где-то в них хранится библиотека Ивана Грозного. В 1991 году во дворе дома Пашкова случайно обнаружили белокаменный колодец диаметром пять метров. Когда его расчистили от земли и мусора до глубины 25 метров, оказалось, что он сухой. Тогда предположили, что сооружение представляет собой развилку подземных ходов, один из которых шёл в Кремль, другой — к Опричному двору Ивана Грозного, третий — к Москве-реке. Может быть, там есть и четвертый ход — в библиотеку Грозного?


Доходный дом Филатова («Дом под рюмкой»)

Доходный дом Филатова (Остоженка, д. 3) — это и сегодня, как и 115 лет назад, жилой дом. Я уже показала вам неоготический доходный дом Филатовой, давайте рассмотрим парадные и лестницу доходного дома ее мужа Якова Филатова. Прежде чем зайти внутрь, посмотрите на него издали. На крыше мы видим эффектную конструкцию, похожую на перевернутую рюмку. Этот дом так и называют в народе «Дом под рюмкой». По легенде, дом построен как памятник борьбы с алкоголизмом. Якобы заказчик дома купец Филатов был большой любитель выпить и так преуспел в этом деле, что чуть было не пропил все свое состояние. Однако он вовремя остановился и попросил архитектора поставить на крыше дома перевернутую рюмку. Интересно, правда это или просто легенда. Подобного плана конструкции встречаются на других московских строениях.


Мэрия Москвы

Граф Захар Чернышёв был первым хозяином дома на Тверской, и первый дом был построен им на собственные средства. Захар Григорьевич прожил в особняке (Тверская, д. 13) только два года, но успел сделать многое для города. После смерти графа в 1784 году дом был продан государству и переделан Матвеем Казаковым под резиденцию главы Москвы, выполненную в классическом стиле. По легенде, на строительстве дома для градоначальника использовали кирпич разобранных стен Белого города, первоначально цвет особняка был жёлтым. Красный цвет дом приобрел в советское время. В 1917 году в здание мэрии въехал Моссовет, а в 1938 году во время расширения Тверской улицы дом весом 20 000 тонн перенесли на 13,5 метров. Во время переезда дома был поставлен мировой рекорд — здание переместили всего за 41 минуту.


Особняк Новиковых (Центр Башмета)

Еще один красивый неоготический замок находится на Большой Полянке. Это особняк Новиковых (Большая Полянка, д. 45 )., возведенный в 1907 году архитектором Сергеем Гончаровым, потомком дворян Гончаровых, родственников Натальи Гончаровой, жены Пушкина. Готические элементы (башенки, устремлённые вверх, вытянутая стрельчатая арка) особняк получил позднее при следующих хозяевах. С домом связана трагическая легенда: якобы там загублена несчастная дочь купца, которая сначала сбежала с итальянцем, а после вернулась якобы уже на сносях. По легенде купец запер дочь в одной из комнат, где она и умерла… Говорят, что ее призрак до сих пор бродит по этому дому-замку. Сегодня в особняке располагается культурный центр Юрия Башмета. Внутри сохранились исторические интерьеры. Советую зайти в особняк, подняться по лестнице, восхититься готическим потолком и прогуляться по залам и комнатам. Если в залах не проходят уроки или репетиции, то сотрудники центра разрешают в них заглянуть.


МГУ

При возведении МГУ (Ленинские Горы, д. 1) использовался труд заключенных. В связи с нехваткой рабочих рук на последних этапах стройки около 700 заключенных поселили на 22-м этаже. По легенде, один из них сбежал, построив самодельный аэроплан. На самом деле из здания никто не сбегал. Строителям обещали амнистию после окончания стройки, и они про это знали. По другой легенде, глубина фундамента МГУ равна его высоте. Это тоже неправда. Правдой является то, что вместо обычных свай строители сделали новый тип фундамента — герметичную железобетонную коробку небольшой высоты, но с толстыми стенами. На таком фундаменте здание как бы «всплывало» на глинистой московской почве. Глубина котлована составила всего 18 метров. Будущий автор Останкинской телебашни Николай Никитин сыграл огромную роль в проектировании главного здания МГУ. Это он предложил уникальное решение коробчатого фундамента и особых колонн крестового сечения, не имеющих аналогов в мире, а также участвовал в проектировании железобетонного каркаса здания.


Саввинское подворье

На Тверской улице за домом 6, если зайти в арку, находится строение 6. Это здание Саввино-Сторожевского подворья. Подворье было доходным домом Саввинского монастыря, его помещения сдавались внаем жильцам и конторам. Подворье спроектировано и возведено в 1907 году архитектором Иваном Кузнецовым. Саввинское подворье — одна из лучших работ Кузнецова. Фасад здания отделан цветной керамической плиткой из Абрамцевской мастерской. Разноцветные изразцы украшены цветами и жар-птицами. По бокам здания сооружены изящные башенки. Если зайти в арку подворья, то можно увидеть самый красивый двор-колодец в Москве. Сразу после сооружения здание стало настоящим украшением Тверской улицы, оно часто фигурирует на дореволюционных открытках Москвы. Однако, в советское время дом Саввинского подворья сохранился чудом. Он не вписывался в новый архитектурный облик Тверской улицы, но был так красив, что дом пожалели и решили просто сдвинуть вглубь улицы.

За одну ночь вместе с жильцами 23-тонный дом передвинули на 50 метров с линии Тверской. О переносе Саввинского подворья история сохранила городскую легенду о том, что его жильцы, узнав о сносе такого красивого и исторически ценного здания, написали письмо председателю Моссовета. В нем просили сохранить подворье, предложив перенести здание, как это делали на улицах Серафимовича и Садовнической. До сих пор не известна настоящая причина переноса — то ли в Моссовете прислушались к просьбе обитателей подворья, то ли захотели обойти США в этом вопросе, но было принято решение перенести здание в глубину двора. Людей о сроках передвижения здания не информировали. Работы проводились в два часа ночи. При помощи 20-тонной лебедки дом сняли с фундамента и переместили на новое место. Инженерные коммуникации были подключены к гибким шлангам и работали в штатном режиме. Здание Саввинского подворья двигалось настолько плавно, что спавшие жильцы не ощутили движения, а проснувшись утром, с изумлением отметили, что дом стоит на другом месте. Сегодня подворье спрятано от нас за классическим домом сталинского ампира. Если приглядеться к фасаду подворья, то можно заметить, что он изгибается — именно так раньше изгибалась и Тверская улица. Дом и сегодня жилой. В центральном подъезде сохранилась отделка входной группы и изящная лестница.

Фотографии в тексте: издательство «БОМБОРА»

Улица Остоженка — история и происхождение названия


История улицы Остоженка в Москве начинается с тех времен, когда этот низкий берег Москва-реки представлял собой заливные пойменные луга. Окрестные жители заготавливали сено и складывали их в стога. Отсюда и название — Стоженка.

Рядом с этим местом располагались и царские конюшни с Конюшенной слободой.

В середине шестнадцатого века, царь Иван Грозный забрал большую часть здешних земель в опричнину.


Содержание:


Улица Остоженка — происхождение названия


В XVII веке улица еще называлась Стоженкой, а на современный лад зазвучала намного позже. 

По Остоженке пролегала дорога к Белому городу. 

Левую сторону улицы, что ближе к реке, занимали дома не богатых частников и различные речные склады. Правая сторона, которая соседствовала с Пречистенкой, была заселена представителями знати.

Не удивительно, ведь Пречистенка была одной из главных улиц Москвы, по которой царственные особы совершали выезды в Новодевичий монастырь.

Об именитых и знатных хозяевах этих мест до сих пор напоминают великолепные дома и названия многих остоженских переулков: Лопухинский, Хилков, Всеволожский, Еропкинский.

Формирование современного облика улицы в истории Остоженки


В конце XIX — начале XX веков, на Остоженке случился строительный бум. Связано это было со строительством Храма Христа Спасителя. 

К работам по возведению особняков привлекли лучших архитекторов и художников той поры – В. Васнецова и С. Малютина. 

Близость к великолепному культовому сооружению Москвы  сделало район местом для проживания только богатых москвичей и чиновничьей знати.

Говоря об истории улицы Остоженки нельзя не упомянуть известных людей, побывавших или живших в этом старинном районе Москвы.

Здесь не раз бывали в гостях А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Наведывался к знакомым филолог Василий Даль. На Остоженке проживали писатель Тургенев и ученый-фольклорист Киреевский, Анна Ахматова и Александр Герцен.

Примечательна улица и своей исторической значимостью. Во времена войны с поляками в 1612 году, здесь располагалась ставка князя Пожарского.

После революции 1917 года район улицы Остоженки не особо изменился. Обошла его стороной масштабная реконструкция Москвы, связанная с намерением построить на месте Храма Христа Спасителя самое высокое здание – Дворец Советов.

Идея не осуществилась и благодаря этому мы до сих пор можем восторгаться архитектурой старой Москвы. 

Хотя, новые времена уже вносят в облик Остоженки не лучшие штрихи. Новострой вокруг Зачатьевского монастыря – яркий тому пример.

Дома и достопримечательности на улице Остоженка:


 — нечетная сторона


  — Дом Остоженского ЖСК

  — «Дом под рюмкой» (Дом Филатова)

  — Доходный дом Варваринского общества

  — Доходный дом Грязнова

  — Доходный дом Кекушевой

  — Особняк Кекушевой — дом Смитского

  — Особняк Всеволожского

  — Особняк Абрикосовых

  — Дипломатическая академия МИД


 — четная сторона


  — Красные палаты

  — Доходный дом Бройдо

  — Дом Сергиевского приюта

  — Дом Еропкина и коммерческого училища

Остоженка и ее переулки ч.1

Сегодня я хочу опубликовать рассказ и фотографии с одной нашей летней экскурсии. Очень интересный район, золотая миля, как теперь ее называют. Экскурсия называлась «Модерн Остоженки и Пречистинки». Но я не удержалась и отфотографировала не только модерн.
Итак начнем.
Первый дом, который обращает на себя внимание на Остоженке, когда стоишь и памятника Энгельсу — «Дом с перевернутой рюмкой»

Построил его в 1908-1909 г.  арх. Дубовской для купца Я.М. Филатова.
Почему рюмка спросите вы —  и будете правы. По сплетням — это Дубовской так показал всем, что завязал с зеленым змием. Но дом вышел замечательный. В стиле так называемого французского модерна.
Очень интересно рассматривать его детали.

  О чудища какие!

Это дом №14/3 на углу Остоженки и 1-го Обыденского переулка.
Там несколько Обыденских переулков. Они названы так, потому что там есть Церковь Ильи Обыденного.
И хоты она не входила по стилистике в нашу экскурсию, я не могу вам не рассказать о ней.
       Недалеко от стены Белого города, подходившей к Москве-реке,
напротив его башни, украшенной семью шатрами, стояла маленькая
деревянная Ильинская «обыденская» церковка, построенная «обыдень» — в
один день, по обещанию, обету. Возможно, что впервые она появилась тут
в конце XV или в XVI в. — в ризнице храма находился синодик,
составленный между 1589 и 1607 г. В 1612 г., в год победы русского
ополчения над польско-литовскими интервентами, недалеко от этих мест, у
Арбатских ворот, находились главные силы русского ополчения под
командованием Дмитрия Пожарского и его соратников. Перед решающим
сражением 24 августа, разгоревшимся в Замоскворечье, ополчение было
передвинуто к берегу Москвы-реки, а сам «князь Дмитрей же Михайлович с
своей стороны ста у Москвы-реки, у Ильи пророка Обыденного». Здесь
находился его штаб, отсюда он в опасный момент переправился через реку
и принял непосредственное участие в сражении с войском гетмана
Хоткевича, стремившегося прорваться на помощь польскому гарнизону,
осажденному в Китай-городе и Кремле.

Здание церкви (2-й Обыденский, 6) — памятник русской архитектуры,
находящийся на государственной охране, — построено в 1702 — 1706 гг.
Гавриилом Деревниным, о чем свидетельствует надпись на доске,
заложенной в северную стену. Г. Ф. Деревнин, возглавлявший вместе с
боярином Тихоном Стрешневым несколько важных приказов, был думным
дьяком, т. е. имел один из высших чинов в бюрократическом аппарате
Древней Руси; думные дьяки были докладчиками в Боярской думе,
подготавливали ее решения.

Трапезная 1819 г. была перестроена в 1866 — 1868 гг. и тогда же
сооружена по проекту архитектора А. С. Каминского высокая (около 36 м)
колокольня.

На украшение и поддержание церкви крупные вклады делали и Третьяковы — братья Павел и Сергей и их мать, жившая в приходе церкви.

В Ильинской церкви находятся ценные иконы — Спасителя и Казанской
Богоматери работы Симона Ушакова, пророка Ильи XVI в., «Нечаянная
Радость» из кремлевской Благовещенской церкви.

 

Прямо у церкви по 2-му Обыденскому переулку строит дом. 11

Дом в 1904 г. арх. Ф.А. Когновицкий выстроил для владелицы частной гимназии Констан.
Дом конечно перестроен довольно варварски в 90-х годах. Но главная его достопримечательность сохранилась. Он всегда был известен своими балконами. Они действительно производят сильное впечатление. Их замысел автор подсмотрел у Гауди на Церкви Св. Георга в Барселоне.


  Обратите внимание, вот этот низ у балконов называется системой Манье.

Дальше стоит очень красивый дом венского модерну.

дом. 13. 1903 года постройки. Арх. Жерехов (правда Романюк почему-то считает Фалеев и 1910 г.)
Это целый комплекс построенный для Варваринского акционерного общества домовладельцев, владели им родственники Станиславского. Дом очень красив своими античными барельефами и деталями.

 

Очень уютные балконы.
Правое крыло. Тоже не менее красиво.
Общество приобрело этот участок у Мухановых в 1898 г. и сразу же начало строить жилой дом.

Мухановы владели участком еще в конце XVIII в. Из этой семьи
вышел Петр Муханов, жестоко поплатившийся за отдаленную причастность к
декабристским организациям. Он был отправлен на каторжную работу и,
несмотря на неоднократные слезные просьбы родных, оставался в Сибири до
смерти. В существующем доме жили артист А. Я. Закушняк, историк В. И.
Пичета, писатель И. Г. Эренбург, искусствовед Б. Н. Терновец, биолог Н.
К. Кольцов, инженер В. Г. Шухов, медик А. И. Абрикосов; там находался
Московский математический кружок и редакция журнала «Математическое
образование» во главе с профессором Б, К. Млодзеевским. До
строительства этого комплекса здесь в 1880-х гг. жил художник А. Е.
Архипов.

Напротив этой красоты в 1913 г. построен дом. Насчет архитектора. источники опять расходятся: Величко считает Когновицкий и Зелехсон, Романюк — Жерехов — и назначение у них расходятся: Величко —  гимназия Констан, Романюк — гимназия Московского общества преподавателей. В любом случае гимназия в стиле протофункциональный модерн.

Его сейчас ремонтируют. Вот дверь сделали аутентичную.

Выйдя на Остоженку из переулка наткнулись на дом с таким баннером

Сняла его для памяти, а то уже снесли небось.

Ничего путного про этот дом я не нашла. Только у Сорокина немного, но тоже ерунду.
В 1905—1907 годах помещалась редакция большевистских газет “Светоч”, “Вопросы дня”, “Истина”, являющихся продолжением газеты “Борьба”, задуманной В. И. Лениным. Идейным руководителем этих изданий был И. И. Скворцов-Степанов. В 1920-х годах здесь жил профессор Я. Я. Никитинский, один из организаторов советской пищевой промышленности.
По стилю это вторая половина 19 века.

Дальше мы остановились у дома №20 по Остоженке.

Дом Александра Байдо. Арх.Жерихов. Дом славился великолепной отделкой квартир. Дубовые резные двери, великолепные камины. Ничего не осталось только богатая внешняя отделка. Дом отреставрирован, снаружи без потерь.

Золотая миля: Остоженка сияет

Остоженка: на прогулке по Золотой миле Москвы

Алекс Осипович


Прогуляйтесь по Остоженке, и вы поймете, почему в народе ее называют Золотой милей Москвы. Район просто источает престиж. Среди зданий в стиле ар-нуво и уютных переулков вы найдете ресторан Snobs, лучший антикварный салон в городе и более элитное жилье, чем вы можете себе представить.Но Остоженка — это больше, чем площадка для новых русских. Это также исторический район с сокровищницей дореволюционной архитектуры, яркими культурными учреждениями и домами российской художественной элиты как вчера, так и сегодня.

Обед с Фридрихом Энгельсом

По иронии судьбы, стражем этого богатого района Москвы является Фридрих Энгельс, соавтор Карла Маркса «Коммунистический манифест». Памятник Энгельсу стоит в начале улицы Остоженка, у входа на станцию ​​метро «Кропоткинская».Когда памятник был установлен в конце 1970-х годов, партия объяснила, что для его географического расположения здесь была очевидная причина: это место находится на полпути между памятником Марксу, обращенным к Большому театру, и памятником Ленину возле стадиона «Лужники». Таким образом, идеологические основы марксизма-ленинизма будут понятны любому, у кого есть карта, линейка и слишком много свободного времени.

Сегодня о наследии Энгельса можно задуматься за бокалом вина в ресторане «Ваниль», который находится через дорогу, на улице Остоженка, 1.В ресторане Vanil сочетаются блюда французской и японской кухни, а с одной стороны ресторана открывается прекрасный вид на Храм Христа Спасителя.

Конечно, «Ваниль» — не единственный вариант изысканного ужина на Остоженке. Сообщается, что «снобы» в Обыденском переулке, 3 имеют более чем претенциозное название, они прилетают из Франции за свежими продуктами четыре раза в неделю. Далее вниз по Остоженке находятся два лучших грузинских ресторана Москвы. Генацвале под номером 12 безошибочно узнаваем благодаря яркому внешнему виду и постоянному присутствию швейцара в традиционной кавказской одежде.Но истинные ценители грузинской кухни утверждают, что Тифлис, под номером 32, даже лучше.

Страна чудес в стиле модерн

При советской власти Остоженка оставалась одним из наиболее хорошо сохранившихся районов Москвы. Здесь нет высоких бетонных монолитов. Вместо этого вы найдете многочисленные образцы архитектуры в стиле модерн конца 19-го и начала 20-го веков, а также несколько более старых зданий. Кроме того, поскольку Остоженка — один из самых популярных районов для московской недвижимости, за последние десять лет было построено много элитного жилья.К счастью, эти сооружения вписываются в окружающую среду гораздо успешнее, чем аналогичные проекты в других старых частях Москвы.

Неоготический жилой дом на Остоженке, 3 — яркий образец стиля модерн рубежа веков. Когда он был завершен в 1909 году, критики назвали его китчем из-за гротескных лепных скульптур на стенах. Купол, возвышающийся над улицей, напоминает перевернутый винный кубок. Согласно местным преданиям, это связано с тем, что человек, который оплатил строительство здания, богатый купец Филатов хотел, чтобы это стало памятником его клятве бросить пить.

Не все достопримечательности Остоженки выполнены в стиле модерн. Московский государственный лингвистический университет под номером 38 — желтое неоклассическое здание, построенное в 1760-х годах. Первоначально это был дом генерала Петра Еропкина, наиболее известного подавлением московских беспорядков 1771 года. Беспорядки начались во время вспышки бубонной чумы. Встревоженные эпидемией, москвичи стекались в церкви, чтобы целовать чудотворные иконы, что, по их мнению, было бы верным лекарством от страшной болезни, но безумие целования икон имело противоположный эффект.Когда Москва превратилась в сцену из фильма о зомби, императрица Екатерина Великая приказала закрыть церкви. Это, в свою очередь, вызвало массовые беспорядки. Генерал Еропкин сплотил свои войска и подавил восстание, убив при этом тысячи православных. Екатерина его щедро наградила. Он стал генерал-губернатором Москвы и покинул свой дом на Остоженке ради еще более причудливых раскопок на Тверской улице.

В советское время на бывшей усадьбе Еропкиных появился институт иностранных языков и известная школа подготовки будущих агентов КГБ.Среди его выпускников были Евгений Примаков, бывший начальник разведки и премьер-министр времен Ельцина, и ультранационалистический политик Владимир Жириновский.

Наконец, ни одна экскурсия по архитектуре Остоженки не будет завершена без упоминания № 21, где сейчас находится резиденция египетского посла. Этот дом, шедевр неоготики, похожий на историю братьев Гримм, был построен в 1903 году архитектором Львом Кекушевым. Но самому Кекушеву это не понравилось, он построил его для своей жены в рамках бракоразводного процесса.Несмотря на это происхождение, с домом связана одна из величайших любовных историй в русской литературе: роман Мастера и Маргариты.

Муза Булгакова

В 1920-е годы в доме Кекушевых проживала Елена Шиловская, женщина аристократического происхождения, вышедшая замуж за советского генерала. Однажды Шиловская встретила на вечеринке юную писательницу, которая мгновенно влюбилась в нее. Этим писателем был Михаил Булгаков. В конце концов, Шиловская ушла от мужа и стала третьей женой Булгакова, а Булгаков стал одним из самых популярных русских авторов ХХ века.

СТАНЦИЯ ГРАНД-ПЛАНОВ

То, что сегодня известно как станция метро «Кропоткинская», открылось в 1935 году как Дворец Советов. Он был частью первой линии метро и назван в честь грандиозной башни, спроектированной на месте Храма Христа Спасителя, который недавно снес Сталин. Дворец должен был стать самым большим зданием в мире, и его увенчал бы 100-метровый памятник Ленину, который большую часть своего времени провел, теряясь в облаках.Но прибрежная площадка оказалась не в состоянии выдержать вес башен. Архитекторы свернули проект после того, как фундамент был вырыт, и на этом месте долгие годы стояла гигантская яма. Хрущев в конце концов вдохновился наполнить его водой, и таким образом родился самый большой открытый бассейн в мире. Станция была переименована в Кропоткинскую в 1957 году в честь богатого бородатого революционера-анархиста XIX века Петра Кропоткина.

Считающаяся большим архитектурным успехом, Кропоткинская была спроектирована архитектором Алексеем Душкиным, который также построил великолепные станции на площади Революции и Маяковской.Все три завоевали международные награды за дизайн. А вот «Кропоткинская», выполненная в сочных, землистых тонах, — самая простая и элегантная из трио. Его мраморные колонны кремового цвета напоминают гигантские растения из подводного царства. Присмотритесь, и вы увидите, что на концах колонн вырезаны пятиконечные советские звезды. Эти колонны и стены облицованы мрамором, взятым из снесенного собора.

Кропоткинская — популярное место встреч. В любое время дня здесь собирается молодежь, может быть, на концерт в Доме ученых, или посмотреть Моне в Пушкинском музее, или пообедать в фешенебельном кафе на соседнем Гоголевском бульваре, Пречистенке или Остоженке.Вы также можете купить Библии, распятия и православные украшения в туннеле, ведущем на улицу. По иронии судьбы, сейчас станция обслуживает восстановленный Храм Христа Спасителя. В 1997 году был добавлен дополнительный выход для доступа к собору. Ежедневно верующие проходят через золотые ворота в самый большой храм в России, монументальный храм, который Сталин не мог разрушить.

Вернона Хауэлла

В своем культовом романе «Мастер и Маргарита» Булгаков рассказывает историю любви двух главных героев: Мастера по мотивам самого Булгакова и Маргариты по мотивам романа. Шиловская.Литературные детективы пришли к выводу, что дом Маргариты был вдохновлен сюжетом «Остоженка, 21», в романе он описывается как очаровательный готический дом с частным садом (хотя Булгаков сменил его на Арбат). Здесь Маргарита натирается волшебным кремом, подаренным ей демоном Азазелло, превращается в ведьму и отправляется в свой безумный полет по Москве.

Хозяин тоже жил недалеко от Остоженки. В Мансуровском переулке, 9 находится деревянный одноэтажный дом, в котором в 1930-х годах жил друг Булгакова Сергей Ермолинский.Ермолинский был художником в Малом театре, когда был арестован тайной полицией Сталина в 1934 году. Он провел год в тюрьме, а затем чудесным образом был освобожден. Но с тех пор он был сломленным человеком. Он провел два года в своей крохотной квартирке в подвале, отказываясь выходить или приветствовать посетителей и принимая пищу только через щель в двери. Подземное убежище Ермолинских стало образцом для квартиры Мастеров в «Мастере и Маргарите».

Булгаков — не единственный писатель, связанный с Остоженкой.Писатель XIX века Иван Тургенев был частым гостем в голубовато-сером деревянном доме № 37, через дорогу от Лингвистического университета. Это был дом матери Тургеневых, Варвары Тургеневой, жестокой и невротичной женщины, которая плохо обращалась со своими крепостными и терроризировала своего сына. Когда юный Тургенев уехал в Петербург, чтобы продолжить образование, мать приказала ему каждый день писать ей письмо. Она пообещала, что каждый день, когда она не получит письма, будет хлестать всех своих крепостных за обещание, которое она сдержала.Запуганный, терзаемый чувством вины Тургенев продолжал писать письма день за днем.

Позже он написал рассказ под названием «Муму», вызвавший скандал в российском обществе своим резким осуждением крепостного права. В сказке богатая женщина приказывает своему глухонемому крепостному Герасиму утопить его любимую собаку Муму в Москве-реке. Действие Муму происходило в доме, вдохновленном № 37, а садистская хозяйка дома была вдохновлена ​​сумасшедшей матерью писателей.

Остоженка Сегодня

Этот тихий уголок в центре Москвы играет удивительно важную роль в передовой русской культуре.

На Остоженке, 16 находится Московский Дом фотографии, более известный по русским инициалам — МДФ. Как единственный городской музей, посвященный исключительно фотографии, МДФ проводит посещаемые выставки, которые меняются каждые несколько недель. МДФ также является новаторским музеем в других отношениях. У него есть обширный двуязычный веб-сайт www.mdf.ru, и, в отличие от подавляющего большинства российских музеев, он получает большую часть своего финансирования от частного сектора.

Тем, кто хочет купить искусство, а не просто посмотреть на него, рекомендуется посетить антикварный салон по адресу No.7 Остоженка. Этот элегантный магазин, пожалуй, лучшее место в Москве для элитного антиквариата.

Напоследок меломанам стоит отметить Центр оперы Галины Вишневской на Остоженке, 25. Названный в честь легендарного сопрано Большого театра и жены виолончелиста Мстислава Ростроповича, этот обширный комплекс открылся в 2002 году. В нем есть театр, музыкальная школа для начинающих оперных певцов, кафе и элитное жилье. Здесь же единственный в Москве англоязычный театр Limelight Theatre дает свои спорадические представления.

Безусловно, у Остоженки красивый экстерьер. Но его богатая культурная жизнь и историческое прошлое придают этому району еще кое-что. И даже на Золотой Миле Москвы это то, что нельзя купить за деньги.

Особая благодарность компании «Патриарший Дом Турс» (тел. 795 0927) за организацию экскурсии Алексея на Остоженку.

Достопримечательности

Accenti Новаторская итальянская кухня с японскими нотками. Кропоткинский пер., 7, 246 1515.

Антикварные салоны на Остоженке Шикарный антикварный магазин, пожалуй, лучший в Москве. Остоженка, 7, 291 8946.

Carpaccio Новаторский ресторан средиземноморской кухни с оригинальным интерьером, отмеченным наградами винным погребом и кондитерской. Дорогой. Остоженка, 42, 246 6107.

Бассейн Чайка — 25-метровые и 50-метровые открытые бассейны являются здесь большой достопримечательностью, но это также и полноценный фитнес-клуб с полем для мини-гольфа, пятью теннисными кортами, салоном красоты и рестораном. Турчанинов переулок, 1/3, 246 1344.

The Corner Изысканная кухня. Интернациональное меню с тайскими и немецкими акцентами. Wi-Fi с поддержкой. 42 Остоженка, 246 0433.

Dr. Loder — Полноценный фитнес-клуб с аэробикой Полноценный фитнес-клуб с занятиями аэробикой, весами и всем необходимым для детей. Остоженка, 25, 201 4076.

Генацвале Классическая грузинская кухня по разумным ценам в сочетании с потрясающим грузинским вином. Остоженка, 12/1, 202 0445.

Hokku Новый дружелюбный японский ресторан. Скидка 15% по будням с 12 до 16. Остоженка, 40/1, 725 4302.

Linvoseges Великолепный французский магазин белья. Остоженка, 20, 203 6278.

Московский Дом фотографии Великолепный музей фотографии с регулярно обновляемыми местными и международными экспонатами. Двуязычный сайт www.mdf.ru. Остоженка 18, 231 3325.

Печка — европейская, грузинская и японская кухни. Один из лучших бизнес-ланчей в городе. Качели для барных стульев. Остоженка, 26, 203 2838.

Snobs Попробуйте грибной суп-капучино и тушеную свиную голову от шеф-повара Ричарда Нита, удостоенного двух звезд Мишлен, прежде чем он покинет Москву и вернется в Марокко. 1-й Обыденский пер., 3, 775 2310.

Тифлис — Если у вас есть расходы, попробуйте балкон в этом прекрасном грузинском ресторане.Тифлис владеет виноградниками в Грузии, где производят вино исключительно для московского ресторана. К ресторану примыкает четырехзвездочный отель на 31 номер с таким же названием и управлением. Остоженка 32, 290 2897. Гостиница Тифлис, 733 9070.

Vanil Одно из самых известных фешенебельных заведений Москвы. Забронируйте столик с видом на собор. Также хорошее место для наблюдения за знаменитостями. Остоженка, 1, 291 4417.

Vertinsky В основном китайская кухня, но есть некоторые тайские и некитайские блюда из морепродуктов.Как и «Снобы», этот ресторан — проект московского культурного наследия Степана Михалкова. 3/14 Остоженка, 202 0570.


Жилой дом Якова Филатова (улица Остоженка, дом 3/14, стр. 1)

Знаменитый «Дом под бокалом» задает тон архитектурной композиции Остоженки при приближении с площади Пречистенских ворот.Здание состоит из двух частей: создателем левой, четырехэтажной части здания является архитектор Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее, и верхней части здания, которую венчает характерный купол в форме бокала для вина. по проекту архитектора Валентина Дубовского. Часть здания Дубовского была построена через четыре года после постройки Нирнзее, возведенной в 1904 году.
Архитектор Валентин Дубовский считается одним из самых ярких и самобытных мастеров московской архитектуры начала ХХ века.Впоследствии ему удалось создать свою уникальную интерпретацию стиля модерн. Дом на Остоженке оказался одним из первых произведений Дубовского, с ярко выраженными чертами неповторимого стиля архитектора. Лепной декор здания считается уникальным в Москве: архитектор, любивший зооморфные формы (он учился живописи у своего дяди, художника, члена группы передвижников Николая Дубовского), создал на стенах дома целый подводный мир. Дом составлен из стилизованных изображений водорослей, ракушек, моллюсков, рыбьих голов и русалок.Над окнами пятого этажа созданы керамические фризы из красной и серой абрамцевской майолики.
Благодаря своему неповторимому облику доходный дом старообрядца и купца 3-й гильдии Якова Филатова стал объектом пристального внимания и всевозможных пересудов москвичей. Было сказано, например, что владелец заказал этот «бокал для вина» для крыши дома, чтобы объявить о своем полном воздержании от алкоголя (чему нет доказательств). Однако фужер, венчающий крышу, сегодня отличается от оригинала.Его заменили недавно, во время последнего ремонта. Изначально верх дома Филатова больше походил на башню, как на соседнем доме Кекушевой, который скорее является элементом стиля модерн, чем деталью, описывающей какую-то сторону образа жизни хозяина доходного дома.

Жилой дом Якова Филатова (улица Остоженка, дом 3/14, стр. 1)

Знаменитый «Дом под бокалом» задает тон архитектурной композиции Остоженки при приближении с площади Пречистенских ворот.Здание состоит из двух частей: создателем левой, четырехэтажной части здания является архитектор Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее, и верхней части здания, которую венчает характерный купол в форме бокала для вина. по проекту архитектора Валентина Дубовского. Часть здания Дубовского была построена через четыре года после постройки Нирнзее, возведенной в 1904 году.
Архитектор Валентин Дубовский считается одним из самых ярких и самобытных мастеров московской архитектуры начала ХХ века.Впоследствии ему удалось создать свою уникальную интерпретацию стиля модерн. Дом на Остоженке оказался одним из первых произведений Дубовского, с ярко выраженными чертами неповторимого стиля архитектора. Лепной декор здания считается уникальным в Москве: архитектор, любивший зооморфные формы (он учился живописи у своего дяди, художника, члена группы передвижников Николая Дубовского), создал на стенах дома целый подводный мир. Дом составлен из стилизованных изображений водорослей, ракушек, моллюсков, рыбьих голов и русалок.Над окнами пятого этажа созданы керамические фризы из красной и серой абрамцевской майолики.
Благодаря своему неповторимому облику доходный дом старообрядца и купца 3-й гильдии Якова Филатова стал объектом пристального внимания и всевозможных пересудов москвичей. Было сказано, например, что владелец заказал этот «бокал для вина» для крыши дома, чтобы объявить о своем полном воздержании от алкоголя (чему нет доказательств). Однако фужер, венчающий крышу, сегодня отличается от оригинала.Его заменили недавно, во время последнего ремонта. Изначально верх дома Филатова больше походил на башню, как на соседнем доме Кекушевой, который скорее является элементом стиля модерн, чем деталью, описывающей какую-то сторону образа жизни хозяина доходного дома.

Районы Москвы :: Пречистенка-Остоженка :: Виртуальное сообщество Москвы для русских и русских, говорящих на английском

Район имеет богатую историческую основу и несколько исключительных сторон: он расположен на берегу реки недалеко от Храма Христа Спасителя, Кремля, Красной площади и некоторых из самых популярных музеев.Архитектура района соответствовала неприхотливым вкусам его жителей: скромные жилые дома соседствовали с тавернами и барами. За многие века своего существования он заслужил репутацию самого дорогого, престижного и модного района города. Гостей Москвы привлекает близость к историческим стенам Кремля и куполам Храма Христа Спасителя. Район очень спокойный и уютный.

Улицы Пречистенка и Остоженка кажутся близнецами: их имена всегда упоминаются вместе, но их роль в истории Москвы была разной.

Пречистенка была популярна среди знати и до сих пор хорошо заметна в местных топонимах: многие улицы носят имена известных дворянских родов (Гагарины, Лопухины, Нащекины). На создание для них родовых дворцов были приглашены лучшие архитекторы. К счастью, многие особняки пережили все пожары и исторические катаклизмы и сегодня позволяют нам наслаждаться этим уголком старой Москвы. В начале Пречистенки за памятником Энгельсу прячется старинный дом «Красные палаты».Построенная в конце 17 века бывшая резиденция князя Лопухина была полностью забыта. Только в 1972 году, частично разрушенный и частично реконструированный, он был случайно обнаружен среди домов, подготовленных к сносу из-за визита президента Никсона. Дом № 11, который сейчас является музеем Толстого, и дом № 12, Музей Пушкина, имеют больше общего, чем просто музеи великих людей: оба эти бывшие дворянские особняки были построены по проектам архитектора Григорьева и оба известны как шедевры Московского ампира. стиль.

Академия художеств занимает дом № 21; до 1917 года он принадлежал члену известной семьи фабрикантов — Ивану Морозову. Любовь к искусству была в крови этой семьи, и Иван не был исключением: как истинный поклонник импрессионизма, он обладал одной из лучших коллекций современного европейского искусства в России (Мане, Сислей, Ван Гог, Ренуар). Он также был первым покровителем Марка Шагала.

пл.Пречистенские ворота
Если обойти Собор, то на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной выделяется один дом — дом Перцова (№ 1).Этот необычный жилой дом спроектировал официальный автор «матрешки» Малютин. Он пытался возродить мир языческой древности и попытался создать дух дохристианских времен, используя символы главного божества языческого пантеона и таинственные мрачные цвета. С 1908 по 1915 год здесь располагалось легендарное кабаре «Летучая мышь», которое помнит Станиславского, Немировича-Данченко и многих других актеров как своих посетителей. Сейчас дом Перцова принадлежит Министерству иностранных дел.

Остоженка
Остоженка возникла как часть старой дороги от «Киевской Руси» до «Владимиро-Суздальской Руси», непосредственно примыкающая к переходу через Москву-реку, так называемому Крымскому мосту.В отличие от Пречистенки, Остоженка была довольно скромной улицей. Многоквартирные дома, корчмы и недорогие закусочные — вот Остоженка XIX века. Московская аристократия не любила приличную Остоженку и начала селиться на ней только в 18 — первой четверти 19 века. Хотя пожар 1812 года уничтожил большинство особняков, дух древнего средневековья все еще живет в узких извилистых тихих переулках, старых двориках и домах, спускающихся к Москве-реке.Сегодня Остоженка — красивый, безопасный и очень удобный район, прилегающий к Арбату. В пешей доступности находятся Кремль, Пушкинский музей, Храм Христа Спасителя.

Как каждая улица Остоженка имеет свои легенды. По одной из них, купец Филатов решил бросить пить, и в результате этого решающего решения мы видим перевернутый символический бокал на крыше его доходного дома (дом № 3 на углу Остоженки и Обыденского переулка). .Одним из самых интересных стилей в архитектуре Москвы был модерн, или модерн, и Остоженка — гордый «владелец» такого прекрасного его образца, как особняк Кекушева (№ 21). Кекушев вместе с архитектором Moderne Федором Шехтером создали настоящие архитектурные шедевры начала 20 века.

Матвей Козаков спроектировал впечатляющую резиденцию для П. Еропкина, главнокомандующего Москвой во время правления Екатерины Великой. Он подавил «бунт чумы» в 1771 году, когда испуганные люди собирались разрушить город.Сегодня его дом — это альма-матер для будущих полиглотов: Московский лингвистический университет. В Пожарном переулке гордо возвышается бронзовый Петр I в окружении туманов Москвы-реки. Это сюрреалистическое зрелище иногда шокирует иностранных гостей.

Остоженка другая

Новое здание ЮниКредит Банка построено на пересечении ул. Коробейников и Бутиковский переулок. Для тех, у кого есть хоть малейшее интерес к современной московской архитектуре, спецификация само по себе место означает довольно много: к концу 2000-х годов вся отрасль издания бурно обсуждали именно эту часть Остоженки, и, по правде говоря, именно это место приходит на ум, когда В разговоре всплывает пресловутое определение «золотой мили».На слева, справа и по диагонали через улицу можно увидеть здания бюро «Проект Меганом» и два дома Сергея Скуратова. расположен немного дальше. Рядом, чуть глубже, стоит первое здание ЮниКредит Банка (в те времена называлось «Международный банк Москвы»), построен КБ «Остоженка» в 1995 г. и отмечен журналисты и отраслевые награды. Фактически, новостройка стала продолжение здания 1995 года: в нем размещаются штаб-квартиры банка.В новые и старые постройки соединены эстакадой на уровне второй этаж, и у них одна общая парковка с одним въездом — так что два здания функционируют как единый организм.

Офисное здание в Бутиковском переулке, 9. Генплан.

Офисное здание в Бутиковском переулке, 9. План 2-го этажа.

Офисное здание в Бутиковском переулке, 9.Эскиз

Офисное здание в Бутиковском переулке, 9. Слева: новостройка, справа: дом 1995 года.

Офисное здание в Бутиковском переулке, 9.

«ЮниКредит Банк», бывший Международный Банк Москвы, Россия первый частный банк — у него лицензия номер один. Его управленческая команда международный, и действует он не по российским, а по западным принципам. Кроме того, российские и зарубежные руководители банка контролируют и балансируют каждый чужие решения, — делится главный архитектор проекта Валерий Каняшин. — С ними было легко и приятно работать, потому что вкус одного особенного лидер никогда не преобладал.Стиль здания с самого начала был определены как современные, и дальнейшие детали (в пределах разумного, конечно), комиссары оставили на наше усмотрение. Вот почему мы смогли сделать фасады, не характерные для стандартного офиса. Если бы у комиссара не интернационального типа, здание вышло бы разные ».

Здание действительно выглядит необычно. На первый взгляд нельзя даже понять, как архитекторам удалось растворить такую ​​огромную вещь в пространстве и в воздухе.Его поверхность покрыта рябью, и все здание выглядит как привидение или может быть трехмерным изображением самого себя. Не полностью, но чтобы в очень большой степени он кажется лишенным своей массы. Кроме того, если мы пройдем мимо до нее и до реки по переулку Коробейникова, не уйти ощущения, что дом тихонько удаляется от нас, словно пропуская нас к берегу реки.

Офисное здание в Бутиковском переулке, 9.

«Практически без громоздкости» не означает, что объем вообще отсутствует: материал, из которого построено здание банка, хоть и тонкий, но вполне ощутимый — это это то, что создает эффект небольшой гибкости и в то же время время роскошный вид дорогого здания.Эффект похож на китайский экран: за ним ничего не видно, но в то же время он не смотрит как и вообще глухая стена, он довольно изящный и совсем ненавязчивый. Ой, Еще одна деталь: ночью все здание светится как фонарь.

Офисное здание в Бутиковском переулке, 9.

Эта «прозрачная непрозрачность» является следствием самого факта. что стеклянные фасады покрыты мелкими точками шелкографии из стороны улицы закрыты решетками из горизонтальной керамики ламели: тонкие полоски терракотового цвета.Полосатое полотно пронизано местами большими прямоугольниками псевдо «окон», большие, чем обычные окна, которые можно ожидать в таком здании, в два-три раза. Декоративные проемы разбросаны асимметрично. над фасадами; они оживляют свой ритм и делают его более изощренным, в то же время добавляя к подобию «обычному зданию», вписываются в архетипы города, согласно которым здания в них должны быть окна.

Офисное здание в Бутиковском переулке, 9. 3D модель.

Кирпично-красный цвет ламелей соответствует тону «старины». (1995) строится на набережной и обеспечивает целостность ансамбля два здания, а также за их «контекстную респектабельность»: в конце концов, мы находимся в центре, а терракотовый цвет — один из самых «исторические». Полоски тоже вписываются в контекст: рядом, на Бутиковский переулок, стоит дом, построенный компанией «Проект». Меганом », сверху вниз покрытые вертикальными ламелями (даже больше прозрачный на вид; горизонтальные штрихи здания «Остоженка» более ощутим по сравнению с ним, что имеет смысл, потому что эти штрихи, кроме всего прочего, нужно «держать угол» улицы, а это это довольно важная задача).

Офисное здание в Бутиковском переулке, 9. Вид с Бутиковского переулка. Слева: здание «Бюро Меганом» в Бутиковском переулке. Впереди вдали жилой дом и его стеклянная «вилла».

Офисное здание в Бутиковском переулке, 9.

Указанный угол — перекресток Коробейникова и Бутиковского переулков. — безусловно, самый важный во всем здании. Это практически играет роль его главного фасада, это «визитная карточка»: это Первое, что бросается в глаза прохожему, идущему с Остоженки и по переулку Коробейникова.Вся правая часть переулок заполнен домом, который был построен (как и упомянутый выше ламельный шланг) Юрия Григоряна — длинная основная часть обернутое толстым слоем строительного раствора здание «держит» линию боковая улица. А прямо над перекрестком, на уровне третьего этажа, поверхность стены кричит со вставленным стеклянным объемом «городской виллы» внутри дома. Его стеклянный «айсберг» появился еще в те времена, когда пересечение Бутиковского и Коробейниковского переулков еще оставалось пусто.А теперь, чтобы эта часть переулка не выглядела мрачные и скованные, архитекторам «Остоженки» пришлось отступить. перед энергичной массой стекла.

Офисное здание в Бутиковском переулке 17-19. Вид с переулка Коробейникова со стороны Остоженки.

Таким образом они смогли «обмануть» перспективу игра линий и форм. Короче говоря, линии верха и нижние края терракотовых ширм перед фасадами не параллельны земля.Они поднимаются по диагонали до перекрестка, полностью захватывая все этаж, и оказывается, что угол здания, выходящий на перекресток ниже, а остальные углы «взлетают» очень как крылья бумажной бабочки или, может быть, меланхолическая улыбка, стилизованная под треугольная галочка.

Офисное здание в Бутиковском переулке, 9.

Офисное здание в Бутиковском переулке, 9.

Своеобразие заключается в том, что по Бутиковскому переулку этот техника реализована линейно и декоративно с нижним контур полосатого экрана, разрезанный по диагонали и продолжающий линейный игра, которая есть в стеклянном объеме «виллы», на стороне Коробейникова переулке, терракотовая стена отрывается от красной линия поворачивается примерно на двадцать градусов влево. Цокольный этаж здания по адресу в то же время прочно стоит на своем месте; два тома расходятся друг с другом как ступеньки винтовой лестницы или полки этажерки вращается на шарнире.Кроме того, когда мы идем дальше по переулку, цокольный этаж фактически превращается в двухэтажный, задранный нос».

Офисное здание в Бутиковском переулке, 9.

Офисное здание в Бутиковском переулке, 9.

Если смотреть на это здание со стороны реки, то с того с точки зрения это будет выглядеть так, как будто он состоит из двух томов, поставленных поверх одного другой с диагональным смещением — терракотовый угловой свес над подвал, а игра линий превращается в целую трехмерную композицию.Но что есть Интересен тот факт, что поверхность терракотовой решетки из этого точка зрения выглядит как непосредственное продолжение кирпичной стены старого здание банка, именно в этой точке сходство двух здания особенно наглядно. Это сходство не стоит переоценивать. хотя: «штрихов» нового здания намного больше изысканный и прозрачный, а линия его карниза продолжает перспективная игра, на этот раз усиливая сжатие и делая улицу немного короче (конечно, только так выглядит).

Офисное здание в Бутиковском переулке, 9.

В результате пространство Коробейниковского переулка расслаивается: в нижней части по-прежнему преобладает красная линия, а в верхней части отклоняется налево. Объем стеклянной «виллы» и объем банка ведут молчаливый диалог: один обижается, другой отступает, но он делает это не только с достоинством, но, похоже, действительно знает, что это такое делать — он задает новое направление пространства, но новое для этой улицы: немного еще слева и чуть выше — виртуальная «Лестница к Небо »! В любом случае, если пройти по улице, не сводя глаз от этого здания — и этот эффект был доказан — крутой спуск тротуар будет казаться вам действительно неожиданным и даже неуместным.Вы подпрыгнет!

У здания банка есть еще одна особенность: не только тщательно отражать окружающую его среду, но она также выглядит иначе, чем окружающие дома, существенно различаются. Прежде всего, он стал распространенное клише обвинения Бутиковского в том, что он стал «мертвым» улица — осталось совсем немного жилых домов, а эта улица бродили в основном охранники. По правде говоря, архитекторы не виноват в этом, но все же то, что в итоге произошло, было довольно странная обстановка.Новое же здание банка — это живая и дышащая вещь, она работает и имеет ценность — как рабочая лошадка против какой-то ненужной роскошь.

Второе — и это уже пластиковая разница — здание противопоставляется соседним домам их респектабельными камнями и их традиционные кирпичи, с их серьезными и помпезными «прочность». Новостройка, в отличие от соседей, выглядит спортивно. быть немного неполным: вместо того, чтобы самодовольно представлять себя, он отворачивается, удаляется и покрывается штриховым эскизом.В асимметричные проемы «псевдоокон» разного размера в тонкая ткань ламелей выглядит, с одной стороны, как рваный плащ, а с одной стороны. с другой стороны, похоже на старую Москву заборная рейка. И именно поэтому новое здание банка может совершенно неожиданно кажутся отголосками того старого деревянного, «неполная» и простенькая остоженка, которой уже нет и что так много людей так скучают.

Остоженка

Остоженка, район Пречистенские, идет от ворот на Крымскую набережную.Первые упоминания о местности относятся к XIV веку, когда к дороге проходит одно из старейших пригородных поселков — Семчинскому. Есть луга, на которых паслись великие лошади, сразу заготавливались стога сена, откуда и пошло название Остожье. В нем размещались конюшня и стадное поселение и конюшенный остожный двор. В XVI веке при Иване Грозном эта территория стала площадью Опричнины. На улице жили представители московской знати. Аристократический характер улицы усилился в XVIII — начале XIX веков.Когда 80% всех дворов принадлежали дворянам. Но в середине XIX века из-за обнищания сословия дом перешел либо в казну, либо в купечество, и улица постепенно теряла свой классический старинно-дворянский облик. В начале ХХ века он привлек внимание буржуазии, здесь были построены жилые дома и особняки, ставшие популярными в эпоху модерна. А сейчас они украшают улицы. Но Октябрьская революция случилась, а Остоженка так и не успела купить новую буржуазную внешность.В 1935 году улица получила название Метростроевская в честь первых строителей Московского метрополитена. На пути к открытому строительству первой линии метро. В 1986 году улице было возвращено историческое название. Сегодня квартал Остоженки застроен зданиями по проекту известных современных архитекторов и считается одной из самых дорогих жилых улиц в мире. Коммерческий колледж [http://um.mos.ru/houses/kommercheskoe_uchilishche/] ул. Остоженка. 38. Дом на Остоженке почти 250 лет принадлежал московскому губернатору П.Д. Еропкину.Желтый дом с портиком из десяти колонн с коринфскими капителями, построенный по канонам классицизма. Доходный дом Ю.М. Филатова [http://um.mos.ru/houses/dokhodnyy_dom_ya_m_filatova/] ул. Остоженка, 3/14, стр.1. По легенде, дом был построен как памятник борьбе с алкоголизмом. Доходный дом А.И. Кекушева [http://um.mos.ru/houses/dokhodnyy_dom_a_i_kekushevoy/] Остоженка ул., Д. 21. Возможное место жительства Маргариты Булгакова и постоянного — министра обороны Египта. Доходный дом архитектора Л.Кекушев [http://um.mos.ru/houses/dokhodnyy_dom_arkhitektora_l_kekusheva/] ул. Остоженка, д. 19. Этот дом известен как адрес архитектора Льва Кекушева, но в 1901 году дом 19 по соседству также принадлежал архитектору. Здание считается одной собственностью — жилым домом архитектора. Здание построено через два года после дома архитектора и записано на имя его жены архитектора Анны Ионовну. Доходный дом Разнова [http://um.mos.ru/houses/dokhodnyy_dom_gryaznova/] Ул. Остоженка., Д. 17, с. 1. Доходный дом, построенный в 1901 году по заказу крупного чайного купца В.И. Разнова. Дизайн здания принадлежал известному архитектору Л. Кекушеву [http://um.mos.ru/personalities/2176/]. В 20-е годы здесь располагалась больница, в которой работал хирург А. И. Бакунин. Именно здесь в 1925 году скончался Патриарх Тихон. Станция метро «Парк Культуры» Сокольнической линии [http://um.mos.ru/houses/stantsiya_metro_park_kultury_sokolnicheskoy_linii/] Построена открытая станция первой очереди, творение советского автора Г. .Крутикова утопии.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *