Дом приемов мид на спиридоновке 17 экскурсия: Экскурсия в особняк Зинаиды Морозовой

Экскурсии в посольства в апреле и мае

18 апреля и 18 мая проект Департамента культурного наследия Москвы «Выход в город» проведёт экскурсии по посольствам иностранных государств. На экскурсии лучше записываться заранее.

Заявки принимаются на электронный адрес [email protected]. В ней нужно указать год рождения, серию номер паспорта кем и когда выдан, контактный телефон и желаемые посольства из приложенного ниже списка.

Список посольств:

1. Австрия, Пречистенский пер., 6;

Землю, на которой стоит здание, приобрел в 1906 году текстильный промышленник Николай Миндовский и поручил архитектору Никите Лазареву построить особняк. Особняк построен в стиле российского неоклассицизма. По словам историка архитектуры А. В. Иконнова, «особенности московского стиля ампир доведены почти до гротеска – приземистые колонны имели раздутые контуры, похожие на бочки и подавленные высокими антаблементами». Николай Миндовский прожил в доме с 1906 по 1917 год.

В 1927 году дом был передан Австрийской Республике.

2. Бельгия (резиденция), Хлебный пер., д.15;

3. Великобритания (резиденция), Софийская набережная, д.14 стр.1;

Особняк построен по заказу дореволюционного миллионера, сахарозаводчика Павла Ивановича Харитоненко в 1899 году. Архитектор — Василий Залесский, внутренняя отделка и дизайн в стиле готического модерна — Федор Шехтель. После 1917 г. дом отошел наркомату иностранных дел. Вначале здесь обитала единственная иностранная миссия в красной РСФСР — Датского красного креста, затем — видные иностранные гости. В этом здании останавливался английский писатель и публицист Герберт Джордж Уэллс, выступали Шаляпин и Скрябин. Премьер-министры Великобритании Уинстон Черчилль, Антони Иден, Гарольд Вильсон, Маргарет Тэтчер останавливались здесь во время своих визитов в СССР.

4. Германия (резиденция), Поварская ул., д.46, стр.1;

5. Дания, Пречистенский пер., д.9;

6. Дом приемов МИД России, ул. Спиридоновка, д.17;

Дом приемов МИДа (особняк Саввы Морозова) был выстроен в модном в конце XIX века неоготическом стиле Федором Шехтелем, над интерьерами вместе с Шехтелем работал Врубель. Рассказывают, что постройка особняка была капризом жены Морозова Зинаиды, и слухи о его роскошестве быстро облетели Москву. Считается, что особняк стал прообразом особняка булгаковской Маргариты. Сейчас особняк используется для приемов на высшем уровне. В нем, например, заседала «Большая восьмерка».

7. Индия, ул. Воронцово поле, д.6;

Особняк, в котором размещается посольство Индии, построен в 1911-м году по проекту мастера московского модерна Ивана Барютина. На территории посольства в октябре 2007 года открыта статуя Махатма Ганди.

8. Индонезия, Новокузнецкая ул., д.12-14;

9. Исландия, Хлебный пер. , д.28;

10. Испания (резиденция), Спасопесковский пер., д.8;

11. Италия, Денежный пер., д.5, стр.1;

В этом особняке была немецкая миссия, потом — штаб-квартира Исполкома Коммунистического Интернационала (здесь работали Зиновьев, Троцкий, Радек и Бухарин, часто приходила сюда и жена Ленина Надежда Крупская, бывал Ленин). В 1924 году особняк передали дипломатической миссии Италии, а с началом Второй Мировой — на попечение посла Японии. Позже дипломатические отношения были восстановлены, и в 1949-м посольство Италии вернулось в особняк.

12. Канада, Староконюшенный пер., д.23;

13. Кипр, Поварская ул., д.9;

14. Марокко, Пречистенский пер., д. 8;

15. Новая Зеландия, Поварская ул., д.44;

Посольство Новой Зеландии занимает особняк Миндовского, один из примечательных архитектурных памятников московского модерна.  До настоящего времени сохранились цветные витражи окон с растительным орнаментом и редкие для Москвы стёкла с рисунками, выполненными в технике травления.

16. Норвегия, Поварская ул., д.7;

17. Нидерланды, Калашный пер., д. 6;

18. Палестина, Кропоткинский пер., д.26;

19. Святой престол, Вадковский пер., д.7/37;

20. Сирия, Мансуровский пер., д.4, стр.1;

Посольство Сирии расположено в особняке, построенном в 1905-1906 годах для разбогатевшего крестьянина Лоськова, у которого на этом месте стоял деревянный дом. Одно время тут снимал квартиру Владимир Ленин.

21. США (резиденция), Спасопесковская площадка, д.10;

22. Таджикистан, Гранатный пер., д.13;

23. Уругвай, Ермолаевский пер., д.28;

24. Франция, ул. Б.Якиманка д.43;

25. Чили (резиденция), Хлебный пер., д.20/3.

Дом Приемов МИД на Спиридоновке, 17


Особняк Морозовых на Спиридоновке — виртуальный тур онлайн

Зинаида, 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова, встретила на балу дядю своего мужа – Савву Морозова. Вспыхнувшая любовь привела к скандалу в старообрядческом купеческом сообществе Москвы, но Савва Тимофеевич переступил через религиозные каноны и предложил Зинаиде стать его женой. Несмотря на осуждение со стороны родственников, в 1888 году влюблённые поженились.

В 1893 году Морозов приобрел старую усадьбу семьи Аксаковых, где для его любимой жены за 4 года был построен особняк по проекту молодого архитектора Федора Шехтеля.

Савва Тимофеевич учился в Кембридже, был известным англоманом и выбрал для нового дома стиль английской неоготики.

Адрес: Москва, ул. Спиридоновка, д.17

Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам.

Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой частью в виде башен. Внутреннее убранство и старинная мебель в интерьере дома контрастируют с аскетичным внешним видом здания и воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Главный вход – выступающее крыльцо с тремя арками-порталами, размещен в правом торце. Более приватная левая часть дома выходит в небольшой сад.

В настоящее время здание находится в ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. В особняке располагается Дом приемов МИД России. В 1996 году здесь проходила встреча «Большой Восьмерки».

Виртуальный тур онлайн

Семейное счастье четы Морозовых царило в особняке на Спиридоновке недолго. В 1898 году Савва Морозов встретил актрису Марию Андрееву. Новая любовь разрушила всё – семью, деловую карьеру, душевное здоровье.

В мае 1905 года Савва Морозов был найден мертвым в своем гостиничном номере в Каннах. Сам ли свёл счёты с жизнью скандальный русский предприниматель, меценат и благотворитель, или это было политическое убийство, до сих пор точно не известно. Са́вва Тимофе́евич Моро́зов (3 (15) февраля 1862, Зуево, Богородский уезд, Московская губерния, Российская империя — 13 (26) мая 1905, Канны, Франция)

Спустя два года после смерти Саввы Морозова, Зинаида Григорьевна снова вышла замуж, а в 1909 году продала особняк Михаилу Павловичу Рябушинскому.

Рябушинский переехал в дом со своей красавицей-женой, дочерью и великолепным собранием картин русских и западноевропейских художников. Новый хозяин не стал ничего переделывать, только в 1912 году заказал три панно для рояльной гостиной. Революция лишила дом и этих хозяев.

Новости

10 февраля в России отметят День дипломатического работника. В Москве официальные приёмы и встречи дипломатов на высшем уровне традиционно проходят в роскошных исторических интерьерах. Дом Приёмов российского МИДа размещается в старинном особняке Морозовых на Спиридоновке. Где вершатся судьбы мира, увидел Станислав Дорэ.

Этот роскошный особняк в неоготическом стиле всегда был местом притяжения – таким его и задумывала чета Морозовых. Архитектор Шехтель и художник Врубель воплотили их мечту в жизнь. Сюда потянулась светская Москва и зарубежные гости. Званые вечера для высокопоставленных гостей обожали и следующие владельцы – чета Рябушинских. После революции, в 29-м, передан Наркомату иностранных дел.

Сегодня это Дом приёмов Министерства иностранных дел России. Попасть внутрь сложно, журналистов пускают неохотно. Для нас сделали исключение. Мы с вами зашли в особняк и поднимаемся по парадной лестнице – это композиционный центр, оформленный в неоготическом стиле. Персонажи из английской мифологии, по задумке архитектора, должны были охранять хозяев особняка от напастий.

Нас встречает хранитель особняка Александр Быстров, он работает здесь больше 20 лет. В распоряжении дипломатов – несколько роскошных залов, в которых проходит более сотни мероприятий в год. В этой бывшей гостевой комнате Саввы Морозова, позже украшенной панно Константина Богаевского уже следующим владельцем Михаилом Рябушинским, сегодня проходят подписания документов и приватные беседы.

Рядом – бывшая курительная, которую сегодня называют залом Врубеля – комната украшена его работами. Все самые значимые мероприятия проходят в большом Мраморном зале особняка, который еще называют Белым.

Важные переговоры редко ведутся на пустой желудок. Меню – особое внимание. В нём должны присутствовать как российские блюда, так и зарубежные. Всё зависит от того, из какой страны прибыли гости. Для трапезы есть отдельный зал с действующим резным камином из песчаника.

В особняке есть даже подземный переход. Кстати, согласно легенде, меценат Рябушинский перед отъездом за рубеж, спрятал в подвале богатейшую коллекцию живописи и фамильные ценности. Говорят также, что Савва Морозов укрывал в этом доме революционера Николая Баумана.

Дом хранит огромное количество легенд и тайн, которые вряд ли когда-то будут раскрыты, впрочем, как и подробности важных дипломатических переговоров, которые здесь ведутся.

Новости культуры

история, МИД России, Новости культуры

Литература

  • Бехнам Педрам.
    Принципы реставрации декора интерьеров и памятников // Российская государственная библиотека. — 2004. — С. 13.
  • Кормилицына Н. В.
    Морозовы и Москва // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2008. — С. 49—52.
  • Кириченко Е. И.
    Ф. О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. — М.: Традиция, 2011. — С. 110, 113, 114, 115, 120. — 360 с. — ISBN 978-5-89826-374-4.
  • Синегубов С.Н.
    История государства Российского. Жизнеописания. XX век. — М.: Книжная палата, 1999. — Т. 6. — С. 428—441. — 574 с. — ISBN 5-7000-0462-3.

Чудо-замок династии Морозовых на Воздвиженке

На Воздвиженке, почти в центре улицы, стоит причудливый особняк, рожденный в конце XIX века по заказу Арсения Абрамовича Морозова — правнука основателя династии. Редко кто из Морозовых избегал скандала, но Арсению удалось побить все «рекорды» предшественников.

Особняк Морозовых на Воздвиженке (Москва)

До особняка на этом месте находился конный цирк, который сгорел в 1892 году. Пустой участок приобрела мать Арсения, Варвара Алексеевна Морозова, — в подарок сыну. Арсений Морозов в то время много путешествовал по Европе, неизгладимое впечатление произвел на него португальский дворца Пена в городе Синтра, что недалеко от Лиссабона. Так и участок от матери пришелся ко двору: наследнику не терпелось воплотить свои архитектурные замыслы в жизнь.

Начиная строительство очередного особняка династии Морозовых, Арсений держал в голове идею усадьбы-замка сродни португальскому. Что из этого вышло?

Причудливое, эклектичное здание, с витиеватыми колоннами и лепниной в виде ракушек, вызвало толки по всей Москве еще до окончания строительства. Постройка казалась верхом безвкусицы! А уж по завершении работ, в 1899 году, на хозяина и его шедевр обрушился шквал злобных шуток и карикатур. Даже мать Арсения, разочаровавшись, в сердцах назвала сына дураком за безобразное сооружение.

Но Морозов на слухи не обращал внимания, закатывая в особняке грандиозные пиры. Во время одной такой попойки, с целью доказать собственную силу воли, Арсений без единого крика боли прострелил себе ногу. Через несколько дней произошло заражение крови, от которого 35-летний богатый наследник (а по сути авантюрист и бездельник) скоропостижно скончался. Его чудо-замок до сих пор притягивает взоры — то ли смелостью, то ли несуразностью.

Кстати, соседний особняк, с грифонами, принадлежавший матери Арсения Морозова, остается без внимания. И незаслуженно — это один из первых проектов архитектора Клейна, впоследствии признанного выдающимся зодчим.

Настоящее время

Как попасть в это странное здание на Воздвиженке? Затруднительно, поскольку сегодня оно используется, как Дом приемов правительства России. Это связано с проведением встреч Большой Восьмерки в Москве несколько лет назад.

Но включить это место в прогулку по Москве все равно стоит — отличный фоторепортаж и оригинальный маршрут вам гарантированы. Точный адрес самого неоднозначного особняка Морозовых: Москва, ул. Воздвиженка, 16.

Достопримечательности Москвы от А до Я. Что посмотреть в Крыму 2020, отдых в Симеизе и окрестностях, лучшие отели в районе Массандровского пляжа. Лучшие отели Лиссабона, чем знаменит парк Регалейра в Португалии, как добраться на мыс Рока.

Примечания

  1. 12345
    Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 31 января 2012 года № 31 «О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы» (с изменениями и дополнениями)
    (неопр.)
    . Гарант информационно-правовое обеспечение (31 января 2017). Дата обращения 16 февраля 2020.
  2. 123456Соколова Л. А.
    Московский модерн в лицах и судьбах. — М.: Центрполиграф, 2014. — ISBN 978-5-227-05115-8.
  3. 1234567891011Сергиевская И. Г.
    Москва парадная. Тайны и предания Запретного города. — М.: Алгоритм, 2014. — 736 с. — ISBN 978-5-4438-0588-7.
  4. 12Евгения Микулина.
    Дом приёмов МИД на Спиридоновке
    (неопр.)
    . Condé Nast (16 мая 2014). Дата обращения 16 февраля 2020.
  5. 1234567891011Мясников А. Л.
    100 великих достопримечательностей Москвы. — М.: Вече, 2014. — 320 с. — (100 великих достопримечательностей мира). — ISBN 978-5-4444-1978-6.
  6. 12
    В Доме приёмов МИД торжественно открыли памятную доску
    (неопр. )
    . Телекомпания НТВ (1 декабря 2015). Дата обращения 16 февраля 2018.
  7. 12
    Бехнам, 2004, с. 13.
  8. Кобелев А. И.
    Начальные люди Томской губернии. Исторические портреты 1804—1917. — Барнаул: Selfpub, 2014. — 370 с.
  9. Вересаев В. В.
    Пушкин в жизни. Спутники Пушкина (сборник). — М.: АСТ, 2011. — 1760 с. — ISBN 978-5-17-074602-6.
  10. Сергей Шокарев.
    Гоголь в Москве. — Тверь: Алгоритм, 2011. — 336 с. — ISBN 978-5-9265-0701-7.
  11. Федотов В. И.
    Реликвия русского купечества. — М.: Издательские решения, 2020. — ISBN 9785448398209.
  12. Кормилицына, 2008, с. 49—52.
  13. Ольга Шаблинская.
    Как архитектор Фёдор Шехтель поражал Москву
    (неопр.)
    . Аргументы и Факты (5 декабря 2016). Дата обращения 16 февраля 2018.
  14. 123Фочкин О. В.
    Москва. Лица улиц. Продолжение легенд. — М.: АСТ, 2020. — 320 с. — ISBN 978-5-17-096677-6.
  15. 12Щербатов С. А.
    Художник в ушедшей России. — М.: XXI век — Согласие, 2000. — ISBN 5-293-00005-5.
  16. 12Максим Горький.
    Рождение человека. — М.: Современник, 1982. — 80 с. — ISBN 5-08-004041-6.
  17. 1234Сутормин В. Н.
    По обе стороны Арбата, или Три дома Маргариты. — М.: Центрполиграф, 2020. — 568 с. — ISBN 978-5-227-05863-8.
  18. Зарезина К. Ф.
    Ленин в Москве и Подмосковье. — М.: Московский рабочий, 1974. — 519 с.
  19. 12Рузакова Вероника Алексеевна.
    Я узнаю Москву
    (неопр.)
    . Официальный портал мэра и правительства Москвы (14 июня 2016). Дата обращения 16 февраля 2020.
  20. № 321-РМ Об итогах конкурса на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры и других объектов историко-градостроительной среды г.Москвы, завершенную в 1996 году (неопр. )
    . Официальный портал мэра и правительства Москвы (27 апреля 1997). Дата обращения 16 февраля 2020.
  21. Райс и Гейтс прибудут в Москву 17 марта (неопр.)
    . Взгляд.ру (14 марта 2008). Дата обращения 16 февраля 2020.
  22. Лавров и Тиллерсон проводят переговоры в Москве (неопр.)
    . ТАСС (12 апреля 2017). Дата обращения 16 февраля 2020.
  23. В Москве пройдёт презентация ПМЭФ и ВЭФ (неопр.)
    . ТАСС информационное агентство (2 февраля 2016). Дата обращения 9 февраля 2020.
  24. В Москве пройдёт презентация Восточного экономического форума (неопр.)
    . ТАСС (21 июня 2016). Дата обращения 16 февраля 2020.
  25. «Эконика» предложила носить осенью бархатные лодочки (неопр.)
    . Лента.ру (24 мая 2017). Дата обращения 16 февраля 2020.
  26. Дни исторического и культурного наследия 2020 (неопр.)
    (недоступная ссылка). ГлавУпДК при МИД России (29 мая 2015). Дата обращения 20 февраля 2020. Архивировано 22 февраля 2018 года.
  27. 11 апреля откроется новый этап записи на экскурсии в исторические особняки (неопр.)
    . Официальный портал мэра и правительства Москвы (11 апреля 2017). Дата обращения 20 февраля 2020.
  28. 1234567
    Кириченко, 2011, с. 110—120.
  29. Синегубов, 1999, с. 428—441.
  30. Кристина Тимофеева.
    Патриаршие пруды
    (неопр.)
    . Bruno 24/7 (10 июля 2011). Дата обращения 16 февраля 2020.
  31. https://gorkiy-lit.ru/gorkiy/vospominaniya/savva-morozov.htm
  32. Съёмки исторического фильма провели на улице Спиридоновка (неопр.)
    . Официальный портал управы Пресненского района города Москвы (22 августа 2017). Дата обращения 16 февраля 2020.

Кустарный музей — бывший особняк Морозовых

В районе улиц Большая Никитская и Тверская располагались 2-этажные каменные палаты Автонома Головина, сподвижника Петра Великого. Впоследствии в помещениях располагалась типография Анатолия Мамонтова.

Это один из самых симпатичных домов семьи Морозовых

Кустарный музей в Москве

В начале ХХ века большое владение разделили на две части, одну из которых приобрел промышленник и коллекционер Сергей Морозов, брат того самого Саввы, описанного выше. Любитель народных промыслов, он сделал зданием таким, каким его можно видеть сегодня.

Настоящее время

Старинные палаты были перестроены под древне-русские терема и подарены Кустарному музею, который просуществовал в особняке некоторое время. Визитной карточкой его был вестибюль с керамическим камином, выполненным по эскизам Врубеля. Сегодня в здании бывшего владения Морозовых и когда-то Кустарного музея работает Музей народного промысла.

Попасть в старинный особняк может любой желающий. Точный адрес: Москва, Леонтьевский переулок, д. 7, стр. 1.

Современность

Особняк Зинаиды Морозовой остаётся центром политической и общественной жизни города. Здесь регулярно проходят международные конференции и встречи. В марте 2008 года здание посетила Кондолиза Райс и руководитель Пентагона Роберт Гейтс[21], а в апреле 2017 года — госсекретарь США Рекс Тиллерсон[22]. Парадные залы дворца также становятся площадкой для презентаций экономических форумов[23][24] и показов коллекций мод[25]. В 2020 году Особняк Зинаиды Морозовой был включён в список музеев, участвующих в днях исторического и культурного наследия[26] (на 2020 год он уже не был заявлен в программе[27]).

Особняк в искусстве

Появление богатого и необычного купеческого дома не могло остаться незамеченным. Молва окрестила усадьбу «палаццо»[5] и «московским чудом»[15], а актёр Михаил Садовский сочинил едкую эпиграмму:

Сей замок навевает много дум, Мне прошлого невольно стало жалко: Там, где царил когда-то русский ум, Царит теперь фабричная смекалка[29].

Некоторые поклонники творчества Михаила Булгакова считают, что в замке Морозовой жила героиня романа «Мастер и Маргарита», но большинство литературоведов не разделяют эту точку зрения[5][30]. Максим Горький описал дом на Спиридоновке в очерке «Савва Морозов» [31].

В 2020 году в стенах дома проходили съёмки художественного военного фильма «На Париж». Создатели картины выбрали особняк из-за архитектурных особенностей и сходства фасада с немецкими дворцами[32].

Чайный дом на Мясницкой

13 Мар 2020 в 8:08 PDT

22 Окт 2020 в 1:19 PDT

Этот дом, стоящий недалеко от метро «Чистые пруды», называют «китайской шкатулкой». Особняк построен для торговца чаем Сергея Перлова в 1890–1893 годах архитектором Романом Клейном. Через три года по приказу Перлова архитектор Карл Гиппиус переоформил фасад в красочном китайском стиле. Дело в том, что в связи с коронацией Николая II в Москву намечался приезд влиятельного китайского посла Ли Хунчжана. Визит сановника гарантировал массу выгодных контрактов. У входа повесили китайский флаг, закупили шелковых китайских подушек, поставили наряженных «китайцев» у входа… Однако Ли Хунчжан остановился в другом месте, в доме конкурента и родного брата Сергея Перлова. Впрочем, новый яркий фасад стал привлекать клиентуру.

Сейчас внутри Чайного дома по-прежнему стоит аромат чая и кофе, которые можно купить в магазинчике на первом этаже.

Адрес: ул. Мясницкая, 19

Как попасть: просто войти в магазин чая и насладиться «китайской шкатулкой» изнутри.

История строительства

В 1893 г. Савва Морозов задумал возвести в центре Москвы усадьбу, похожей на которую не было в то время не только в Москве, но и во всей России. Обычный дом не соответствовал размаху предпринимателя и мецената. Особняк был спроектирован Федором Шехтелем, молодым архитектором, который уже строил для Морозова дачу и знал о вкусах и предпочтениях фабриканта. Именно ему было доверено воплотить в проекте дома замысел хозяина, увлеченного английской средневековой романтикой. И архитектор не подвел. Он собственноручно выполнил несколько сотен чертежей особняка, пока не получил то, что было нужно: романтику модерна с налетом таинственной готики.

Творение Шехтеля стало своего рода экспериментом. Он отказался от принятого в то время симметричного расположения внутренних помещений, отдав дань живописному планированию. Интерьер особняка был оформлен Шехтелем при участии знаменитого живописца Врубеля.

Ходили слухи, что построить особняк Савву Морозова уговорила его жена Зинаида, мечтавшая о роскошном доме, который бы не мог сравниться ни с одной усадьбой столицы. Так это или нет, точно неизвестно. Но после завершения всех работ в 1898 г. здание стало достопримечательностью Москвы. Жители столицы окрестили его «палаццо» и приходили полюбоваться на стрельчатые арки, зубцы, контрфорсы, а также на фантастических существ, расположившихся по воле архитектора на башенках на фасаде здания.

Благодаря тому, что молодая супруга Морозова вела светский образ жизни, многие известные и богатые москвичи смогли посетить особняк и полюбоваться его необыкновенным внутренним убранством.

Великолепие интерьера поражало гостей ничуть не меньше, чем необычный внешний вид здания. Обилие грифонов, химер и других сказочных существ, фигуры рыцарей, резные своды, высокие потолки – все это создавало атмосферу средневекового замка.

После самоубийства мужа в 1905 г. его вдова продала особняк М.П. Рябушинскому. По слухам, женщина боялась оставаться в доме одна. Ей казалось, что она слышит по ночам шаги и кашель умершего мужа, а предметы в его кабинете будто бы стали перемещаться сами по себе.

После Октябрьской революции семья нового владельца переехала за границу, и особняк какое-то время пустовал. В 20-е годы здесь разместили интернат для детей-сирот, а в 30-е гг. передали здание Наркоминделу. В 1938 г. здесь был размещен Дом приемов Министерства иностранных дел, который находится в здании по сей день.

К сожалению, послереволюционный хаос отразился на состоянии здания. В 70-х гг. 20 в. бывший дом Морозова напоминал сарай, по выражению его директора Е.К. Байкова. Удивительной красоты роспись стен и потолков, резьба, позолота – все это было скрыто под толстым слоем побелки. Реставрационные работы были завершены лишь в 1987 г., и особняк приобрел прежний вид.

Однако на этом испытания для усадьбы не закончились. В августе 1995 г. в здании внезапно начался пожар, охвативший разом все комнаты. В результате уникальный интерьер был полностью разрушен. Но благодаря усилиям реставраторов практически из пепла было восстановлено убранство дома, в том числе, три панно кисти Багаевского, заказанные семьей Рябушинских. Также были воссозданы витражи и вся остальная обстановка. Для проведения реставрационных работ были использованы старинные чертежи Федора Шехтеля. Работы заняли более полугода.

70-летие конференции, объявившей войну вне закона

 

70-летие Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании проходило в особняке на Спиридоновке, 17, где в 1943 г. документ, ставший впоследствии прообразом Устава ООН. В своем выступлении на праздновании юбилея министр иностранных дел России Сергей Лавров охарактеризовал первую конференцию представителей союзных держав антигитлеровской коалиции как уникальную по своему значению. «До полного разгрома агрессоров было еще далеко, но участники Московского совещания были едины в понимании необходимости прочного и прочного фундамента нового миропорядка, обеспечивающего свободу и независимость народов, объявить войну как средство разрешения международных споров вне закона» 9.0003

Давая глубокую аналитическую оценку памятной московской конференции, Лавров подчеркнул, что на заключительном этапе встречи был принят важный документ: Декларация об общей безопасности, которую подписали представители четырех великих держав антигитлеровской коалиция: СССР, США, Англия и Китай. Первое, что провозглашалось в Декларации, — это их совместное согласие на безоговорочную капитуляцию фашистских государств как условие прекращения войны. Московская конференция подготовила почву для первой встречи глав правительств трех держав, которая проходила в Тегеране с 28 ноября по 1 декабря 19 года.43. В своем выступлении на этом памятном вечере Сергей Лавров подчеркнул актуальность исторического примера, который показывает нынешним главам государств и правительств, что они несут определенную ответственность за мир во всем мире.

«Сегодня мир переживает очень сложный переходный период, сопряженный с масштабными глобальными вызовами, — сказал Сергей Лавров. — Адекватный ответ на них может быть только коллективными усилиями всего международного сообщества. что для того, чтобы осознать эту истину, не нужно ждать, пока ситуация станет похожей на события 70-летней давности. Российско-американское сотрудничество в связи с сирийским кризисом показывает, что это трудная, но выполнимая задача», — сказал Сергей Лаврова, проводя исторические параллели с современной политической ситуацией в мире.

В этом же контексте министр говорил и о принципе невмешательства в дела суверенных государств, напомнив, что в письмах, которыми обменивались в 1933 году президент США Теодор Рузвельт и нарком иностранных дел Максим Литвинов, являвшийся послом Советского Союза в США этот бесспорный принцип подтверждается. «Давайте не будем забывать их сегодня, или тех, кто продвигает односторонние шаги, — сказал Сергей Лавров. — Попытки навязать социально-экономические модели ведут к нестабильности», — подчеркнул министр. «У нас есть все возможности подняться на тот уровень исторической ответственности, который ощутили участники московской конференции, и соответствовать требованиям XXI века к эффективным механизмам глобального управления», — сказал Сергей Лавров.

По словам главы МИД РФ, Московская конференция 1943 года стала толчком к напряженной работе союзных держав над архитектурой нового мироустройства. Его основные принципы были закреплены в Уставе ООН 1945 года. «Эти принципы были сформулированы настолько мудро и с такой дальновидностью, что Устав Всемирной организации в полной мере остается и по сей день фундаментом современного международного права. Он обеспечивает необходимую основу для согласования подходов ведущих центров силы и влияния в в контексте формирования полицентричного мироустройства в интересах решения наиболее острых глобальных и региональных проблем. Это позволяет ООН выполнять центральную роль в международных отношениях», — сказал Сергей Лавров.

На вечере присутствовал ветеран Московской конференции Сергей Леонидович Тихвинский. 70 лет назад он был молодым сотрудником Дальневосточного отдела Наркомата и готовился к поездке в Китай в качестве второго секретаря посольства, но неожиданно ему позвонил помощник Молотова Борис Подцероб. Протокольную функцию на конференции выполнял Сергей Леонидович Тихвинский. Он встречал гостей у дверей и провожал их в отведенные для них комнаты. Как вспоминал на вечернем мероприятии Сергей Тихвинский, первым на конференцию прибыл госсекретарь США Корделл Халл, высокий старик лет за 70 с лишним, уставший от многочасового перелета в Москву. Премьер-министр Энтони Иден отличался от своего американского коллеги; молодой, красивый, элегантно одетый мужчина 40 лет. Потирая холодные руки, он прошел в вестибюль, любуясь розами, украшавшими зал. Далее министрам было предложено выбрать культурную программу, от чего Корделл Халл категорически отказался: «Никаких развлечений! Энтони Иден предпочитает русский балет в Большом».

Сергей Леонидович рассказал о том, как время от времени во время конференции он сталкивался лицом к лицу с Максимом Максимовичем Литвиновым, который в перерывах между заседаниями поднимался на второй этаж, ложился на диван и засыпал, а он проснулся, когда перерывы закончились. В последний день конференции Сергей Тихвинский приветствовал посла Китая в Москве. Эта встреча длилась 8-10 минут. Войдя в белый зал, где был подписан главный документ – Декларация о глобальной безопасности, высокопоставленный дипломат поприветствовал собравшихся, после чего молча подписал Декларацию и тут же удалился. Таков был протокол, по словам С. Тихвинского, поскольку напряженность в отношениях с Японией диктовала лишь кратковременное участие Китая. Но, тем не менее, во всех мировых газетах Китай описывался как «одна из четырех держав демократического лагеря». В этот памятный вечер в особняке министр иностранных дел Сергей Тихвинский сказал, что именно в этом зале 70 лет назад велась экстренная подготовка к конференции. Был заказан круглый стол, для которого специально была куплена белая скатерть, так что к началу исторической Московской конференции все выглядело идеально.

Академик Анатолий Торкунов, председатель Российской ассоциации ООН, ректор Московского государственного института международных отношений, начал свое выступление комплиментом бесценным воспоминаниям своего учителя Сергея Тихвинского, благодаря которому все присутствующие почувствовали «Вкус событий тех дней — потрясающий напор и фантастический результат, который был достигнут во время той исторической конференции». Анатолий Торкунов подчеркнул, что успеху конференции способствовали все три страны, но, поскольку западные союзники признали союзниками СССР, самую важную роль сыграла советская делегация. Он принял гибкую позицию, которую жители Запада находили необычной, и высокий профессионализм в подходе к своим партнерам. «Идеи и принципы, отраженные в Московской декларации, доказали свою жизнеспособность, — сказал Анатолий Торкунов. очертания будущей ООН, ядром которой стал совет четырех держав, действующих единогласно», — сказал Анатолий Торкунов.

Историческим фоном торжественного вечера в Доме приемов МИД на Спиридоновке, 17 стала экспозиция из музея МИД России. Помимо черно-белых фотографий дня, там был оригинал Декларации по вопросу глобальной безопасности. Авторы этого документа 70 лет назад поставили свои подписи в поддержку справедливого мироустройства, теоретически исключающего войну в глобальном масштабе.


По следам Мастера и его Маргариты. Москва глазами Михаила Булгакова.

Михаил Булгаков (1928)

Прообразы главных героев и событий романа

Булгаков любил Фауста Гете, и, выходя из семьи священников и профессоров богословия, знал 9 0033 Новый и Ветхий Завет ж. В «Мастере и Маргарите » вы можете увидеть многочисленные отсылки к этим книгам, другим важным источником вдохновения была его жизнь в Москве и люди, с которыми он встречался.

Воланд . В книге Воланд олицетворяет самого Дьявола в его путешествии в Москву. Хотя имя персонажа взято из «Фауст » и фигура его кажется нам скорее частью фольклора, друзья Булгакова, приглашенные автором на первое прочтение « Мастер и Маргарита », были в ужасе — они у них в голове была другая ассоциация и она не имела ничего общего ни с Фаустом ни с европейскими легендами.

Мариетта Чудакова, одна из крупнейших исследователей Булгакова, говорит, что в фигуре Воланда друзья Булгакова видели Иосифа Сталина. Они боялись, что эту книгу могли издать в таком виде, как все в Советском Союзе в 1930-е годы боялись Сталина – это было время Большого террора и массовых репрессий, когда многих людей забрали из родных мест, чтобы они никогда не вернулись.

У Сталина, имевшего, как и у Воланда в романе, свое окружение, были сложные отношения с Булгаковым. Хотя он лично запретил свое первое крупное произведение « Бег », так как оно, по его собственным словам, идеализировало фигуры белых генералов и эмиграции, он разрешил последующее произведение Булгакова, «Дни Турбиных» (1926) , которое также об ужасах Гражданской войны с точки зрения тех, кто ее проиграл, — царских офицеров, — для публикации и постановки главным театром Москвы того времени — МХАТом. Сталин оказался большим поклонником этой пьесы — он посетил ее не менее 15 раз и лично защищал ее автора от нападок критики!

Через пару лет все перевернулось с ног на голову — Сталин изъял из репертуара театра все булгаковские пьесы незадолго до того, как их постановки должны были стать премьерными, и начал обвинительную кампанию против писателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *