Дом с рюмкой на остоженке: Доходный дом Я.М. Филатова — здание в стиле модерн

Содержание

Доходный дом Я.М. Филатова — здание в стиле модерн

По сути, по адресу Остоженка, дом № 3/14 находятся два дома, которые расположены на одном участке. До революции они принадлежали одному хозяину – купцу, потомственному почетному гражданину Я.М. Филатову, владельцу склада водопроводных и электротехнических принадлежностей. Четырехэтажное здание в левой части владения было построено в 1904 году архитектором Эрнстом‑Рихардом Нирнзее.
Доходный дом справа, на углу Остоженки и 1‑го Обыденского переулка был возведен в 1907‑1909 годах по проекту зодчего В.Е. Дубовского при участии Н.А. Архипова. Он представляет собой сложное сочетание архитектурных объемов с разнообразными по форме и силуэту завершениями. В первую очередь обращает на себя внимание колоколообразный купол над угловой башенкой, напоминающий перевернутую рюмку. Дом этот так и называют: «дом под рюмкой». С названием связана известная московская легенда. Якобы, заказчик дома купец Я.М. Филатов был большой любитель «заложить за воротник» и так преуспел в этом деле, что чуть было не пропил всё свое состояние. Но смог остановиться. И в знак этого попросил архитектора поставить на крыше дома перевернутую рюмку. Впрочем, это не более чем легенда, подобного плана навершия встречаются на многих московских строениях. После недавнего ремонта старая «рюмка» после была заменена современной – менее изящной, чем прежняя.

Фасады здания выполнены в стиле модерн и насыщены стилизованными лепными изображениями различных морских чудовищ, рыбьих голов, обнимающихся русалок, раковин, водорослей, на стенах расцветают причудливые растения и павлиньи хвосты. Над окнами пятого этажа выделяется полоса керамического фриза, выполненного из красно-серой абрамцевской майолики.
Дом на Остоженке – не единственный дом, построенный В.Е. Дубовским для семьи Филатовых. Валентин Евгеньевич возвел и знаменитый «дом с рыцарем» на Арбате (дом № 35), принадлежавший до революции супруге Я.М. Филатова Анне Тимофеевне.
В советские годы в «доме под рюмкой» были устроены коммунальные квартиры. В наши дни он сохранил свой статус жилого дома.

«Дом под рюмкой» на Остоженке

1. «Дом под рюмкой» на Остоженке. Современная фотография

Доходный дом купца Якова Филатова – один из крупнейших жилых комплексов начала XX века. В этом здании, напоминающем средневековый замок, отразились самые яркие тенденции архитектуры Москвы Серебряного века: постоянно растущее население города требовало создания нового жилья – целых домов наемных квартир, а высокие эстетические запросы будущих арендаторов заставляли застройщика и архитектора возводить настоящие произведения искусства. В конце XIX – начале XX века Москва представляла собою своего рода кипящий культурный котел, в который со всех концов необъятной Российской Империи стекались новые горожане.

2. Улица Остоженка. Фотография 1900-х годов

По-настоящему талантливые, целеустремленные люди – художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, медики, ученые, актеры, писатели и поэты – часто ехали не в Петербург, а в древнюю столицу. В Москве они получали образование, а затем начинали свою, часто головокружительную, карьеру. Этому всячески способствовали новые московские «аристократы» – промышленники, среди которых было множество щедрых меценатов, покровителей науки и искусства с прекрасным чутьем на таланты. Далеко не все новоиспеченные московские интеллигенты и творцы могли позволить себе покупку квартиры и, тем более, частного особняка.

3. «Дом под рюмкой» на Остоженке. Современная фотография

Непростое положение спасала возможность снять отдельную квартиру, но таковых в городе было лишь ограниченное число. Таким образом, обозначился дефицит разнообразного арендного жилья, которое могло бы устроить новых горожан с точки зрения цены, и быть, кроме того, достойным для проживания: комфортным, расположенным в хорошем московском районе, оснащенным всеми современными коммунальными удобствами. В городе развернулся настоящий строительный бум: дома арендных квартир или, как их называли чаще, доходные дома строили все, кто мог себе это позволить – от частных лиц до благотворительных организаций.

4. Разживин И.В. Остоженка. Современная картина

Для того, чтобы привлечь будущих арендаторов изысканными фасадами и оригинальностью внутренней планировки доходного дома, заказчики нанимали востребованных и талантливых архитекторов. Доходный дом, выстроенный архитектором Валентином Евгеньевичем Дубовским по заказу купца Якова Филатова, в полной мере воплотил потребности своей эпохи. Этот огромный жилой комплекс, возведенный с 1907 по 1909 годы в стиле модерн, стал знаковой постройкой целого района и тут же оброс легендами. Самая интересная из них касается угловой башни здания и ее необычного навершия, напоминающего опрокинутую рюмку.

5. «Перевернутая рюмка». Современная фотография

Вот уже более сотни лет городская легенда гласит, что купец Филатов не знал меры в употреблении алкоголя и едва не разорился. Решив отказаться от этой пагубной привычки, он вложил спасенные средства в постройку доходного жилья и попросил архитектора Дубовского установить над угловой башенкой символ отказа от алкоголя – перевернутую рюмку. Однако эта версия выглядит довольно сомнительно, учитывая, что купец Филатов был попечителем одной из важнейших старообрядческих общин Российской Империи. Человек, пользовавшийся уважением со стороны консервативных старообрядцев, вряд ли мог себе позволить злоупотребление алкоголем.

6. Доходный дом Филатовой на Арбате – еще одно произведение архитектора Дубовского. Фотография 1917 года

Более оправданной выглядит версия, что «рюмка» над башней – это часть общего архитектурного замысла, созданного мастером стиля модерн, любителем средневековой романтики Валентином Дубовским. В Москве этот зодчий строил исключительно доходные дома. Петербуржец по происхождению, он на протяжении всей своей профессиональной карьеры пронес любовь к тематике средневековых замков. По сути, в доходном доме Якова Филатова, он воплотил идею защищенной от суеты городской крепости. «Рюмочка» над угловой башней – это, вероятно, намек на остроконечные завершения над башенками типичных замков европейских феодалов.

7. Декор «дома под рюмкой». Современная фотография

Безобразная голова рыбы, расположенная под линией карниза угловой башни, также напоминает о средневековых сторожах замков и соборов – горгульях. Тематика лепного декора парадных фасадов, уникальна для Москвы. На многочисленных лепных панно Дубовской представил обитателей водной стихии: это ундины, тысячекратно увеличенные моллюски и рачки, кальмары, рыбы – воплощение идеи истинной природной красоты, столь почитаемой в стиле модерн. Можно предположить, что многочисленные обитатели водных глубин по замыслу Дубовского «осели» на фасадных стенах, вылившись на них с потоками воды из перевернутой «рюмки» над башней.

ЖК «Дом с рюмкой» — улица Остоженка, 3/14

Элитный жилой дом, известный москвичам как «Дом с рюмкой», находится в начале улицы Остоженка.

Квартиры и пентхаусы в ЖК «Дом с рюмкой»

В доме 30 квартир площадью от 150 до 400 кв.м. Представлен двухуровневый формат. На верхних этажах расположены видовые квартиры с мансардами и открытыми террасами. В доме высокие потолки — 3,4 м. Оборудованы балконы и эркеры. Из окон открываются виды на Храм Христа Спасителя, Остоженку и во двор.

О комплексе

Постройка датируется 1909 годом. Это бывший доходный дом купца Я.М. Филатова. Здание реконструировано, ему присвоен статус «объекта культурного наследия».

Фасады шестиэтажного углового дома выходят на Остоженку и в 1-й Обыденский переулок. Двор комплекса закрытый. Часть помещений первого этажа арендуется коммерческими предприятиями.

История «Дома с рюмкой»

Доходный дом купца Филатова построен в стиле московского модерна. Внимание привлекает шатер в виде колокола на угловой башне, напоминающий перевернутую рюмку. Существуют разные версии, почему рюмка стала композиционным центром дома.

Первая версия — легенда о раскаявшемся пьянице. Легенда гласит, что купец Филатов, едва не прокутивший состояние, дал зарок не пить, вновь разбогател — и на эти деньги построил дом. В знак победы над пагубной привычкой Филатов приказал водрузить на крышу перевернутую рюмку.

Сторонники другой версии склоняются к тому, что заказчиком был отец купца-кутилы, который пообещал подарить дом сыну при условии, что тот бросит пить.

Некоторые москвоведы утверждают, что купец Филатов вел благопристойный образ жизни и состоял в московской старообрядческой общине. Тогда рюмка обретает иную символику: старообрядцы за пьянство отлучали от церкви.

Ученые высказывают предположения иного рода. Изначально дом строил архитектор Нирнзее, приверженец минимализма. Затем его сменил Валентин Дубовской, адепт псевдоготического модерна. Поэтому рюмка, по мнению ученых, не что иное, как готический купол.

История доходного дома «Под рюмкой» Якова Филатова — Рамблер/женский

Наблюдательный столичный горожанин, выйдя на «Кропоткинской», наверняка обратит свой взгляд на перевернутую рюмку на крыше доходного дома 3/14 (строение 1) по Остоженке.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ «РЮМКИ» НА КРЫШЕ

О появлении этой рюмки на крыше есть несколько версий. Согласно первой, купец Яков Филатов, которому принадлежал дом, был горький пьяница и когда уже дошел до критической точки, опомнился и, дав зарок не пить, вновь разбогател и построил этот доходный дом. На крыше он поставил перевернутую рюмку, чтобы все поняли, благодаря чему возник этот дом. Фото © Полина Наседкина / Москва меняется

Вторая версия утверждает, что дом построил отец пьющего купца и обещал подарить сыну, если тот бросит пить: «Бросишь пить — подарю дом». Тот бросил и на крыше появилась рюмка.

Согласно третьей версии, дом построила мать того же купца по совету священника, который рекомендовал дом для сдачи квартир внаем интеллигенции, чтобы сын покончил с пьянством. Яков Филатов покончил с пьянством, а в честь этого распорядилась построить перевернутую рюмку на одной из башенок.

Фото © Полина Наседкина / Москва меняется

На самом деле купец Яков Филатов был старообрядцем (общественным членом-учредителем, а также попечителем Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища), которые не пили в принципе. Поэтому перевернутая рюмка приобретает совсем иное значение.

ВЕРСИЯ УЧЕНЫХ

Ученые в своей версии далеки от романтики. Данный дом строили два зодчих с разницей в три года. Левую половину дома в 1904 году построил знаменитый Эрнст‑Рихард Нирнзее в стиле конструктивизма, а вторую половину с рюмкой создали в 1907-1909 годах Валентин Евгеньевич Дубовской и Николаем Архиповым в стиле модерн и в форме «рюмки» он просто сделал завершение угловой башни.

Скорее всего, в интерпретации архитектора Валентина Дубовского модерн сочетался с мотивами готической и романской архитектуры, для его проектов характерна определённая стилизованная «замковость»; кроме того, возводить декоративные башенки было попросту модно в то время: вероятнее всего, «рюмка» — просто архитектурная деталь без символического значения.

Фото © Полина Наседкина / Москва меняется

К сожалению, в ходе последней реставрации в 2000-х купол угловой башенки был заменен на новый, который ныне выглядит значительно хуже, чем его предшественник.

В самом доме в советское время размещались коммуналки, сегодня — это по-прежнему жилой дом. Это дом стал участником одного из фильмов Эльдара Рязанова «Привет, дуралеи!», (1996 года) — в нем он поселил бывшую жену (ее играет Татьяна Догилева) главного героя (играет Вячеслав Полунин).

УЮТНАЯ КОФЕЙНАЯ

Стоит отметить, что на первом этаже этого дома расположилась уютная кофейня «West 4»: кофе здесь действительно умеют варить и в меню кофейных напитков великое множество — угодят даже самому придирчивому кофеману. Одной из особенностей этого кафе является проведение живых концертов джазовой музыки, которые проводят довольно часто.

Текст © Антон Волошин / Москва меняется

Сообщение История доходного дома «Под рюмкой» Якова Филатова появились сначала на Москва Меняется.

Видео дня. В какой одежде нельзя ходить дома

«Дом под рюмкой»: какие ходят легенды о здание на Остоженке?

1,337
просмотров

Этот необычный старинный дом в Москве с первого взгляда приковывает внимание, выделяясь из череды зданий на исторической московской улице Остоженка. Главным образом – потому что увенчан башенкой, явно напоминающей перевернутую рюмку. Что это за здание и почему оно имеет столь необычный вид?

В дореволюционные годы все знали его как доходный дом купца Якова Михайловича Филатова. Здание состоит из двух частей. Та его часть, которая и вызвала так много пересудов, построена в 1907-1909 годах по проекту архитектора В.Е. Дубовского при участии Н.А. Архипова. Кстати, это был не единственный доходный дом богатого купца. Но именно его здание на Остоженке имеет такой странный облик и именно его окрестили в народе «Домом под рюмкой». Так почему же? Точная информация об образе жизни купца не сохранилась, поэтому до наших дней дошли сразу несколько версий.

Версия первая

Согласно этой легенде, заказчиком строительства дома был никто иной как отец молодого купца. Мол, его сын имел пристрастие к винопитию и, чтобы пристыдить и вразумить отпрыска, Филатов-старший показал ему свой новый дом и пообещал: «Если бросишь пить, подарю его тебе». Видя такую перспективу, сын решил отказаться от пагубной привычки.

Версия вторая

Купец Яков Филатов был весьма успешен в делах и богат. Отсюда и предположение, что обеспеченная жизнь стала причиной его вольного поведения: как многие купцы того времени, молодой мужчина любил гулять на широкую ногу в питейных заведениях, благодаря чему едва не разорился. Впрочем, он, дескать, вовремя одумался, бросил пить и даже приумножил свое состояние, в знак чего и построил этот доходный дом, увенчанный опрокинутой чаркой. Этой символической «рюмочкой», согласно данной гипотезе, купец отметил свое возвращение к трезвой и благоразумной жизни.

Любовь купцов к широким застольям отразил Б.Кустодиев в картине «Свадебный пир»

Версия третья

Если верить этой городской легенде, заказчиком дома был не отец купца, а его мать. Мол, женщина очень переживала по поводу пристрастия сына к алкоголю и решила посоветоваться со священником, как ей быть. Тот и рекомендовал построить для сына этот доходный дом с дешевыми квартирами. Как ни странно, совет помог, и сын бросил пить. Новый дом женщина приказала увенчать перевернутой рюмкой – в назидание потомкам.

Версия четвертая

Несмотря слухи по поводу пьянства купца Филатова, у «алкогольной» версии достаточно много противников. Они резонно замечают, что почетный гражданин, преуспевающий купец третьей гильдии Яков Михайлович Филатов был старообрядцем. Более того – членом-учредителем и попечителем Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища. В связи с этим разговоры об алкогольной зависимости столь ярого приверженца веры выглядят неправдоподобно. Как мог быть пьяницей человек, который пользовался столь большим уважением у старообрядцев?

Согласно данной гипотезе, известный архитектор доходных домов В.Е. Дубовской в каждое свое детище любил привносить что-то новое, и столь характерный элемент здания на Остоженке – вовсе не перевернутая рюмка, а просто плод художественной фантазии архитектора, любившего экспериментировать с формами. Тем более что делать на углах зданий башенки в то время в Москве было модным.

Яков Филатов/Архивное фото: Церковь. М., N16, 18 апреля 1910 г.

Морские чудища

Впрочем, несправедливо было бы считать, что данное здание уникально и знаменито лишь благодаря перевернутой рюмке. Вся его архитектура весьма интересна и, между прочим, не имеет аналогов в Москве. Доходный дом чем-то напоминает замок. У дворового фасада очень необычна пластика объемов и выступов стен, а главные фасады завораживают загадочным лепным декором. В таинственных фигурах угадываются ракушки, морские водоросли, головы рыб, моллюски и сказочные подводные чудища. Кстати, именно из-за обилия изображений морских обитателей на фасаде здания выдвигается и пятая версия: мол, все строение, по замыслу архитектора, представляет собой морское царство, а перевернутая чаша, символично венчающая доходный дом, как бы низвергает сверху потоки воды.

Загадочные фигуры на фасаде

Уникальный памятник архитектуры или нелепое здание?

Современные искусствоведы считают, что в доме на Остоженке отразились самые яркие тенденции архитектуры Москвы Серебряного века.

Кстати, в дореволюционной Москве столь смелое решение архитектора оценили не все. Вот что писала в начале прошлого века газета «Московский еженедельник»: «Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки!..»

Что же касается дальнейшей судьбы доходного дома, то после революции в нем обустроили коммунальные квартиры для горожан, а в конце прошлого века коммуналки постепенно стали преобразовываться в многокомнатные квартиры новых владельцев. До наших дней здание сохранило статус жилого дома.

Кстати, в начале XXI века знаменитую «рюмку» отреставрировали. Увы, после обновления она стала более современной и несколько утратила свой первоначальный вид, столь привычный москвичам-старожилам. Теперь память о ней хранят лишь ретро-фотографии.

пять главных тайн Хамовников / Новости города / Сайт Москвы

30 августа завершается проект Музея Москвы «Уличный лекторий. Местная история», посвященный истории районов столицы. Историки и москвоведы все лето собирали слушателей во дворах Шаболовки, Раменок, Замоскворечья и других районов и рассказывали, какие тайны хранят здешние переулки. Проект вызвал интерес горожан, поэтому музей планирует продолжить его следующим летом. А пока mos.ru начинает серию материалов по мотивам уличного лектория. Первая лекция — о Хамовниках. Ее ведет краевед Алексей Дедушкин.

Дом под рюмкой (улица Остоженка, дом 3/14, строение 1)

Начнем с доходного дома купца Филатова, построенного по проекту архитектора Валентина Дубовского в начале ХХ века, так называемого Дома под рюмкой, который находится в начале Остоженки. Семье Филатовых принадлежало несколько домов в Москве, в том числе знаменитый Дом с рыцарями на Арбате.

По легенде, купец Яков Филатов был большим любителем алкоголя и чуть не пропил все свое состояние, но потом нашел в себе силы завязать. И велел архитектору украсить дом на Остоженке перевернутой рюмкой — якобы в ознаменование того, что не выпьет более ни капли. На самом деле никаких документальных свидетельств того, что Филатов злоупотреблял спиртным, нет. Кроме того, такое навершие в виде перевернутой рюмки — характерная деталь московской архитектуры того времени. Буквально напротив дома Филатова, через сквер, на Пречистенке стоит дом, угловую башенку которого тоже украшает рюмка — правда, без дна, этакая непроливайка.

Каменные палаты XVII века (Чертольский переулок, дом 2)

Если пройти по Пречистенке чуть дальше в сторону от центра и свернуть в Чертольский переулок, можно увидеть двухэтажные палаты — простенькие, без какого-либо декора фасадов. Это одно из немногочисленных зданий в Москве, которое сохранилось практически полностью с XVII века. Стоит обратить внимание на красное крыльцо — во всем городе можно найти всего два-три здания, включая кремлевские, которые могут похвастаться сохранностью такой детали.

Уже в екатерининские времена облик старинных палат перестал быть модным, поэтому безжалостно срубался весь декоративный убор фасадов, уничтожались красные крыльца, а вход в здания делали уже по-другому. Так хорошо сохраниться этим палатам помогло то, что здание всегда носило утилитарную функцию, а поэтому никогда не перестраивалось. Вероятно, это была хозяйственная постройка соседствовавшего с ней храма Параскевы Пятницы Божедомской — храм был снесен в 1920-е годы, сейчас на его месте школа. Кстати, после революции палаты какое-то время использовались как жилое помещение. Здесь жил, например, москвовед Владимир Згура, основатель Общества изучения русской усадьбы. Сегодня палаты музеефицированы, здесь проходят выставки.

Калабуховский дом (улица Пречистенка, дом 24/1)

Давайте двинемся дальше по Пречистенке. На углу с Чистым переулком стоит знаменитый Калабуховский дом — пятиэтажное жилое здание дореволюционной постройки. Чем оно интересно для нас? Этот дом описал Михаил Булгаков в «Собачьем сердце», поселив в него профессора Преображенского. Собственно, бытующее сегодня название взялось из повести — под именем Калабухова писатель зашифровал архитектора Кулагина, который спроектировал и построил этот дом. В этом доме жил дядя Булгакова, врач Николай Покровский, который стал прототипом Филиппа Филипповича Преображенского.

Интересно, что описанный в произведении интерьер заимствован у другого здания, расположенного неподалеку, — доходного дома Якова Рекка (улица Пречистенка, дом 13). В Кулагинском доме не было стеклянной двери, у которой в «Собачьем сердце» стоит швейцар, и мраморного вестибюля. Нет здесь и того количества квартир, которое упоминается в книге («Заметьте, здесь 12 квартир…»). Все это есть в доме Рекка. Но эти детали, конечно, не мешают зданию на углу Пречистенки и Чистого переулка считаться домом, в котором жили Преображенский и Шариков.

Здание Музея Москвы (Зубовский бульвар, дом 2)

Коль скоро проект «Уличный лекторий» задуман в Музее Москвы, давайте обратим внимание на его здание. Музей расположился в бывших Провиантских складах, являющихся прекрасным образцом московского ампира начала XIX века. Построены они были на рубеже 1820–1830-х годов по проекту петербуржского архитектора Василия Стасова московским архитектором Федором Шестаковым. В XIX веке здесь хранился всевозможный провиант для московских казарм; в советские годы склады служили гаражом Генштаба — машинам было удобно заезжать внутрь по пандусам.

Здания с самого начала и практически до конца первого десятилетия 2000-х принадлежали военным, поэтому не перестраивались и сохранились в первозданном виде. Единственное, что не сохранилось, — это изначальное цветовое решение: в XIX веке здания были побелены, крыши и водосточные трубы были красными, а ограда — черной. Ограда осталась черной, но крыша сегодня просто железная, а стены — серые. Возможно, когда-нибудь складам вернут изначальную колористику.

Дом Фалеева (Гагаринский переулок, дом 11) 

Об этом доме очень любят писать в интернете, что он один из масонских адресов Москвы. Вряд ли это действительно так… Дом, возведенный в послепожарное время, был приобретен и перестроен в конце XIX века гражданским инженером Николаем Фалеевым. Сейчас здесь доме находится посольство Абхазии. Вы точно его знаете: одноэтажное здание, украшенное грифонами.

Еще один элемент декора фасада — якобы масонская символика — породил миф о том, что особняк в старину принадлежал известным масонам князьям Гагариным. Это не соответствует действительности. Гагаринский переулок, конечно, назван в честь князей Гагариных. И у них было здесь обширное владение в XVIII веке, но в другом конце переулка — оно сгорело при пожаре 1812 года. Был ли масоном Фалеев — отдельный вопрос. С одной стороны, на фасаде изображены треугольник, лопатка, топор, кирка, циркуль и канат, которые считаются масонскими символами, с другой — это традиционные инструменты зодчих, и если учесть, что дом архитектор строил для себя, все становится на свои места.

Интересна и советская история этого дома. В 1970–1980-е годы здесь жили английский журналист американского происхождения Эдмунд Стивенс и его жена Нина. Они устроили в доме салон, который посещали писатели, поэты и художники. Во дворике устраивались выставки. Многие из художников, выставлявших здесь свои работы, сейчас известны во всем мире.

Местная история: рассказывает жительница района

Помимо проведения лекций во дворах, в рамках проекта «Уличный лекторий» сотрудники Музея Москвы собирали воспоминания местных жителей, для того чтобы запечатлеть историю районов, рассказанную свидетелями того, как менялись и продолжают меняться отдельные уголки столицы.

Своими воспоминаниями о Хамовниках времен своего детства делится Елена Павловна Суворова, которая живет здесь с 1934 года:

— Представьте пешеходный мост от вокзала через реку. Если сходить с него, справа будет резкий крутой спуск с большими деревьями. Вот здесь были наши пять домов. Между домами была лестница для входа в большой дворик. С пяти лет дети там гуляли спокойно одни, без сопровождения взрослых.

Мы играли в клёк, круговую лапту, в прятки, салочки, веревочку, классики, казаки-разбойники, ножички. Под аркой бросали мяч и монетки. Игр было очень много, мы совсем не сидели на месте. В дождь мы поднимались на лестничную площадку третьего этажа и играли в карты тайком от взрослых: в петуха, козла, подкидного, очко.

Зимой катались на санках с большой крутой горы. Спуск было очень длинный, санки пересекали две улицы, поэтому на углу всегда по очереди дежурили, чтобы предупреждать о машинах. Разгон был настолько сильный, что мы доезжали с 7-го Ростовского переулка, пересекая 1-й Вражский, 2-й Вражский переулки, до Виноградовских бань. Как только дежурный кричал: “Машина!”, мы падали на бок и сползали.

«Дом под рюмкой» и городские легенды: на что намекал архитектор здания на Остоженке? : vladimirtan — LiveJournal


Так выглядит Дом под рюмкой в наши дни/Фото:peshegrad.ru

Этот необычный старинный дом в Москве с первого взгляда приковывает внимание, выделяясь из череды зданий на исторической московской улице Остоженка. Главным образом – потому что увенчан башенкой, явно напоминающей перевернутую рюмку. Что это за здание и почему оно имеет столь необычный вид?

В дореволюционные годы все знали его как доходный дом купца Якова Михайловича Филатова. Здание состоит из двух частей. Та его часть, которая и вызвала так много пересудов, построена в 1907-1909 годах по проекту архитектора В.Е. Дубовского при участии Н.А. Архипова. Кстати, это был не единственный доходный дом богатого купца. Но именно его здание на Остоженке имеет такой странный облик и именно его окрестили в народе «Домом под рюмкой». Так почему же? Точная информация об образе жизни купца не сохранилась, поэтому до наших дней дошли сразу несколько версий.


Версия первая

Согласно этой легенде, заказчиком строительства дома был никто иной как отец молодого купца. Мол, его сын имел пристрастие к винопитию и, чтобы пристыдить и вразумить отпрыска, Филатов-старший показал ему свой новый дом и пообещал: «Если бросишь пить, подарю его тебе». Видя такую перспективу, сын решил отказаться от пагубной привычки.

Версия вторая

Купец Яков Филатов был весьма успешен в делах и богат. Отсюда и предположение, что обеспеченная жизнь стала причиной его вольного поведения: как многие купцы того времени, молодой мужчина любил гулять на широкую ногу в питейных заведениях, благодаря чему едва не разорился. Впрочем, он, дескать, вовремя одумался, бросил пить и даже приумножил свое состояние, в знак чего и построил этот доходный дом, увенчанный опрокинутой чаркой. Этой символической «рюмочкой», согласно данной гипотезе, купец отметил свое возвращение к трезвой и благоразумной жизни.


Любовь купцов к широким застольям отразил Б.Кустодиев в картине «Свадебный пир»

Версия третья

Если верить этой городской легенде, заказчиком дома был не отец купца, а его мать. Мол, женщина очень переживала по поводу пристрастия сына к алкоголю и решила посоветоваться со священником, как ей быть. Тот и рекомендовал построить для сына этот доходный дом с дешевыми квартирами. Как ни странно, совет помог, и сын бросил пить. Новый дом женщина приказала увенчать перевернутой рюмкой – в назидание потомкам.

Версия четвертая

Несмотря слухи по поводу пьянства купца Филатова, у «алкогольной» версии достаточно много противников. Они резонно замечают, что почетный гражданин, преуспевающий купец третьей гильдии Яков Михайлович Филатов был старообрядцем. Более того – членом-учредителем и попечителем Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища. В связи с этим разговоры об алкогольной зависимости столь ярого приверженца веры выглядят неправдоподобно. Как мог быть пьяницей человек, который пользовался столь большим уважением у старообрядцев?

Согласно данной гипотезе, известный архитектор доходных домов В.Е. Дубовской в каждое свое детище любил привносить что-то новое, и столь характерный элемент здания на Остоженке – вовсе не перевернутая рюмка, а просто плод художественной фантазии архитектора, любившего экспериментировать с формами. Тем более что делать на углах зданий башенки в то время в Москве было модным.

Далее  https://kulturologia.ru/blogs/030618/39186/

Дом на Остоженке по Лизе Винт

Этот дом, расположенный на улице Остоженка в Москве, Россия, был спроектирован архитектором Лизой Винт.

Интерьер, оформленный в минималистском стиле, резок и чист и позволяет естественному свету, проникающему в пространство через большие окна квартиры, освещать все, что видно.

Посмотреть в галерее

Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее Посмотреть в галерее

Дом на Остоженке Лизой Винт:

«Это редкая удача, когда с самого начала проекта заказчик знает, чего хочет, но доверяет вам как профессиональному архитектору.

Концепция дизайна здания такова, что по периметру квартиры в центре стен имеется ряд колонн, что не способствует его отделке. Я пытался замаскировать их.

В квартире используется много натуральных материалов — мрамора и дерева — и вам нужно было убедиться, что все соединения выполнены тщательно. Мы нашли замечательный мраморный узор, который нарезан на гладкие полосы, которые я хотел, чтобы поток стен проходил параллельно полу, но правильный способ стыковки мраморных плит был не сразу очевиден.

Владельцы квартир попросили меня купить для них все предметы интерьера — книги, посуду, вплоть до мельчайших деталей, поэтому интерьер еще более солидный ».

,

228 Проверенные отзывы об отеле Отель Остоженка 47

Начало содержимого диалога Чтобы сохранить рейтинговую оценку и проверить содержание, актуальное для вашей предстоящей поездки, мы архивируем отзывы старше 24 месяцев.

Оставить отзыв могут только клиенты, которые забронировали номер через Booking.com и остановились на данном объекте. Это позволяет нам знать, что наши отзывы приходят от настоящих гостей, таких как вы. Кто лучше расскажет другим о бесплатном завтраке, приветливом персонале или тихой комнате, чем кто-то, кто останавливался в отеле раньше?

Мы хотим, чтобы вы поделились своей историей, как хорошей, так и плохой.Все, что мы просим, ​​это чтобы вы следовали нескольким простым правилам.

Отзывы Vision

Мы полагаем, что обзорная оценка и отзывы о недвижимости высветят широкий спектр мнений и опыта, которые имеют решающее значение для оказания гостям помощи в принятии обоснованных решений о том, где остановиться.

Отзывы принципы

Взносы на Booking.com отражают преданность наших гостей и собственности, и относятся к ним с большим уважением.

Будь то отрицательный или положительный, мы будем публиковать каждый комментарий полностью, как можно быстрее, после того, как его модерируют в соответствии с правилами Booking.com. Мы также обеспечим прозрачность статуса представленного контента.

После отправки отзыва вы можете изменить его, связавшись со службой поддержки Booking.com.

Мы будем использовать те же принципы и стандарты для всего пользовательского контента, а также для ответов на него.

Мы позволим вкладам говорить сами за себя, и мы не будем судить реальность.Роль Booking.com заключается в распространении отзывов как гостей, так и собственности.

Руководство и стандарты для обзоров

Эти руководящие принципы и стандарты нацелены на то, чтобы контент на Booking.com оставался актуальным и подходил для семейного отдыха, не ограничивая возможность выражать свое мнение. Они также применимы независимо от настроения комментария.

Взносы должны быть связаны с поездками. Наиболее полезные материалы подробно описаны и помогают другим принимать более правильные решения.Пожалуйста, не включайте личные, политические, этические или религиозные комментарии. Рекламный контент будет удален, а проблемы, связанные с услугами Booking.com, следует направлять в нашу службу поддержки клиентов или службы размещения.

Вклады должны соответствовать глобальной аудитории. Пожалуйста, избегайте использования ненормативной лексики или попыток приблизить ненормативную лексику к творческому правописанию на любом языке. Комментарии и средства массовой информации, которые включают «ненавистнические высказывания», дискриминационные высказывания, угрозы, откровенные высказывания сексуального характера, насилие и пропаганду незаконной деятельности, не допускаются.

Весь контент должен быть подлинным и уникальным для гостя. Отзывы наиболее ценны, когда они оригинальны и объективны. Ваш вклад должен быть вашим. Партнеры по бронированию.com не должны размещать сообщения от имени гостей или предлагать стимулы в обмен на отзывы. Попытки снизить рейтинг конкурента, представив отрицательный отзыв, не допускаются.

Уважать частную жизнь других. Booking.com приложит все усилия, чтобы скрыть адреса электронной почты, номера телефонов, адреса веб-сайтов, учетные записи в социальных сетях и тому подобное.

Мнения, высказанные в материалах, принадлежат клиентам и свойствам Booking.com, а не Booking.com. Booking.com не несет ответственности за любые отзывы и ответы. Booking.com является дистрибьютором (без каких-либо обязательств по проверке), а не издателем этих комментариев и ответов.

По умолчанию рецензии сортируются на основе даты рецензирования и дополнительных критериев для отображения наиболее релевантных рецензий, включая, помимо прочего: ваш язык, рецензии с текстом и неанонимные рецензии.Могут быть доступны дополнительные параметры сортировки (по типу путешественника, по оценке и т. Д.).

Конец содержимого диалога ,
Дом на склоне соединяется с окружающей средой через стеклянный лифт

Решение построить участок со сложной геометрией, такой как участок с крутым уклоном, означает быть готовым к любым вызовам. В случае GG House, который находится в Кракове, Польша, основной проблемой было включение естественного света.

Посмотреть в галерее

Посмотреть в галерее

Посмотреть в галерее

Посмотреть в галерее

Подписаться на HOMEDIT

Посмотреть в галерее

Проект GG House был разработан Architekt.Lemanski. Завершено в 2014 году, дом предлагает в общей сложности 369 квадратных метров жилой площади. Крутой склон означал, что в доме почти не будет света с одной стороны, но и вид будет довольно красивым.

Посмотреть в галерее

Посмотреть в галерее

Строгие правила зонирования диктовали, что дом должен быть построен с использованием только натуральных материалов и иметь скатную крышу с крутым уклоном. Архитекторы превратили эти ограничения в красивые дизайнерские акценты, и, пожалуй, самым внушительным элементом является габионная стена, видимая спереди.

Посмотреть в галерее

Чтобы свет осветил весь дом, команда накрыла фасад, выходящий на юг, балконами и подъездами со стеклянными перилами. Они обеспечивают тень летом и позволяют солнечному свету заполнять внутренние пространства круглый год.

Посмотреть в галерее

Посмотреть в галерее

Внутреннее пространство было организовано следующим образом: на первом этаже находится кухня, соединенная с террасой, гостиная, столовая и небольшая гостевая квартира.На первом этаже расположены три спальни и их ванные комнаты. На верхнем этаже находится комната отдыха и открывается самый впечатляющий вид.

Посмотреть в галерее

.

стеклянных домов со всего мира

Что-то невероятно таинственное и драматичное в облике стеклянного дома. Хотя весь корпус на самом деле не может быть сделан из стекла, окна от пола до потолка в любом стильном доме придают дополнительную смелую красоту, которую традиционные дома не могут воссоздать. Давайте взглянем на удивительные стеклянные дома со всего мира для вдохновения, интереса и просто ради любви к архитектуре.

1.Немецкий побег.

Посмотреть в галерее

Этот дом современный, но все же очень пригодный для жизни. Открываясь к гостиной и столовой, гости получают особый вид на двор.

2. Итальянская форма.

Посмотреть в галерее

Стеклянный домик уникальной формы, построенный в красивой стране, — это то, что вдохновляет. Одна замечательная вещь в этом доме, вам определенно не нужно думать о прихожей, декоре стен в ближайшее время!

3.Сингапурский дух.

Посмотреть в галерее

Внимательно посмотрите на эту стеклянную красавицу. Этот дом, рассчитанный на четыре семьи, на протяжении трех поколений, не обязательно прост для глаз, но определенно достоин дизайна во всех аспектах.

4. Коннектикутский кооператив.

Посмотреть в галерее

Это не традиционный дом в Новой Англии, он намного лучше.Почему бы не увидеть все стороны вашего дома, если вы любите и отдыхаете?

5. Новые Нидерланды.

Посмотреть в галерее

Это великолепное здание представляет собой настоящий стеклянный дом с тонированными синими стенами и прекрасной формы. Это такой современный, красивый дом, что трудно не мечтать жить в чем-то, что выглядит так нереально.

6. Калифорнийский рай.

Посмотреть в галерее

Этот стеклянный особняк — прекрасный особняк, но его также следует восхвалять не только за его размер, но и за его красоту. Он по-прежнему достаточно традиционный, чтобы быть удобным домом, но большие окна делают его смелым, смелым способом жить.

7. Техасский Убежище.

Посмотреть в галерее

Да, в нем есть атмосфера стеклянного дома, которая заставляет людей интересоваться, но немного нервничает, чтобы войти внутрь.Но он также имеет уникальную, яркую форму, которая придает ему футуристический, художественный оттенок.

8. Копенгагенская кроватка.

Посмотреть в галерее

Стены были сделаны из старых окон, а весь дом сделан из переработанных деталей. Это потрясающе, функционально и вдохновляюще.

9. Макет Лонг-Айленда.

Посмотреть в галерее

Мой фаворит из этого дома имеет женскую привлекательность и немного деликатных черт, которые большинство стеклянных домов не могут встретить.Белые акценты делают это самым забавным из всей коллекции.

10. Токийская явка.

Посмотреть в галерее

Нам нравится квадратное ощущение этого стеклянного вдохновения. И нам нравится, как он хорошо вписывается в окрестности, и хотя он не выделяется яркими красками, он выделяется по причинам, достойным дизайна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *