Доходный дом Я.М. Филатова — здание в стиле модерн
По сути, по адресу Остоженка, дом № 3/14 находятся два дома, которые расположены на одном участке. До революции они принадлежали одному хозяину – купцу, потомственному почетному гражданину Я.М. Филатову, владельцу склада водопроводных и электротехнических принадлежностей. Четырехэтажное здание в левой части владения было построено в 1904 году архитектором Эрнстом‑Рихардом Нирнзее.
Доходный дом справа, на углу Остоженки и 1‑го Обыденского переулка был возведен в 1907‑1909 годах по проекту зодчего В.Е. Дубовского при участии Н.А. Архипова. Он представляет собой сложное сочетание архитектурных объемов с разнообразными по форме и силуэту завершениями. В первую очередь обращает на себя внимание колоколообразный купол над угловой башенкой, напоминающий перевернутую рюмку. Дом этот так и называют: «дом под рюмкой». С названием связана известная московская легенда. Якобы, заказчик дома купец Я.М. Филатов был большой любитель «заложить за воротник» и так преуспел в этом деле, что чуть было не пропил всё свое состояние. Но смог остановиться. И в знак этого попросил архитектора поставить на крыше дома перевернутую рюмку. Впрочем, это не более чем легенда, подобного плана навершия встречаются на многих московских строениях. После недавнего ремонта старая «рюмка» после была заменена современной – менее изящной, чем прежняя.
Дом на Остоженке – не единственный дом, построенный В.Е. Дубовским для семьи Филатовых. Валентин Евгеньевич возвел и знаменитый «дом с рыцарем» на Арбате (дом № 35), принадлежавший до революции супруге Я.М. Филатова Анне Тимофеевне.
В советские годы в «доме под рюмкой» были устроены коммунальные квартиры. В наши дни он сохранил свой статус жилого дома.
um.mos.ru
Доходный дом А. Т. Филатовой — дом в стиле эклектика
Этот дом построен в 1913 году по проекту В. Е. Дубовского для Анны Тимофеевны Филатовой. Валентин Евгеньевич Дубовской окончил Петербургский институт гражданских инженеров в 1903 году с серебряной медалью за лучшую архитектурную работу. Многие построенные им большие доходные дома предназначались для очень состоятельных людей и отличались богатством оформления интерьеров. Среди его построек здания на Гоголевском бульваре, 23, на Поварской, 20 (1913 год). Знаменитый дом купца Якова Михайловича Филатова, мужа Анны Тимофеевны Филатовой, на Остоженке, 3, с перевёрнутой рюмкой на крыше, тоже построил В. М. Дубовской в 1907 году.
В доме на Арбате В. Е. Дубовской предусмотрел установку лифтов с зеркалами и с кожаными сидениями, мраморные лестницы с дубовыми перилами и чугунным литьём, витражи. Все квартиры, занимавшие два подъезда, были многокомнатными, с помещением для прислуги. Кроме квартир в доме располагалась гимназия Марии Ивановны Жиц и один из лучших в Москве детских садов. Особое внимание в гимназии уделяли изучению иностранных языков. В ней было два приготовительных класса, семь нормальных классов и восьмой педагогический. В программу детского сада при гимназии входили танцы и гимнастика. При советской власти в доме появились коммунальные квартиры. Часть квартир осталась не уплотнённой, в них поселились работники совнаркома. Здесь жили председатель Петроградского военно-революционного комитета в 1917 году Николай Подвойский, член ЦК большевиков, соратник В. И. Ленина Григорий Зиновьев, командарм Иван Белов. В этом доме прошло детство композитора Эдуарда Колмановского.
С 1992 года в здании разместился Дом актёра, переехавший сюда с Пушкинской площади после пожара, а также учреждения Министерства культуры. Для Дома актёра здесь было оборудовано пять сцен: Большой зал, Малый зал, Камерный зал, Голубая гостиная, Арт салон.
Считается, что именно в этом доме булгаковская Маргарита разгромила квартиру критика Латунского.
um.mos.ru
«Дом под рюмкой» на Остоженке
Доходный дом купца Якова Филатова – один из крупнейших жилых комплексов начала XX века. В этом здании, напоминающем средневековый замок, отразились самые яркие тенденции архитектуры Москвы Серебряного века: постоянно растущее население города требовало создания нового жилья – целых домов наемных квартир, а высокие эстетические запросы будущих арендаторов заставляли застройщика и архитектора возводить настоящие произведения искусства. В конце XIX – начале XX века Москва представляла собою своего рода кипящий культурный котел, в который со всех концов необъятной Российской Империи стекались новые горожане.
По-настоящему талантливые, целеустремленные люди – художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, медики, ученые, актеры, писатели и поэты – часто ехали не в Петербург, а в древнюю столицу. В Москве они получали образование, а затем начинали свою, часто головокружительную, карьеру. Этому всячески способствовали новые московские «аристократы» – промышленники, среди которых было множество щедрых меценатов, покровителей науки и искусства с прекрасным чутьем на таланты. Далеко не все новоиспеченные московские интеллигенты и творцы могли позволить себе покупку квартиры и, тем более, частного особняка.
Непростое положение спасала возможность снять отдельную квартиру, но таковых в городе было лишь ограниченное число. Таким образом, обозначился дефицит разнообразного арендного жилья, которое могло бы устроить новых горожан с точки зрения цены, и быть, кроме того, достойным для проживания: комфортным, расположенным в хорошем московском районе, оснащенным всеми современными коммунальными удобствами. В городе развернулся настоящий строительный бум: дома арендных квартир или, как их называли чаще, доходные дома строили все, кто мог себе это позволить – от частных лиц до благотворительных организаций.
Для того, чтобы привлечь будущих арендаторов изысканными фасадами и оригинальностью внутренней планировки доходного дома, заказчики нанимали востребованных и талантливых архитекторов. Доходный дом, выстроенный архитектором Валентином Евгеньевичем Дубовским по заказу купца Якова Филатова, в полной мере воплотил потребности своей эпохи. Этот огромный жилой комплекс, возведенный с 1907 по 1909 годы в стиле модерн, стал знаковой постройкой целого района и тут же оброс легендами. Самая интересная из них касается угловой башни здания и ее необычного навершия, напоминающего опрокинутую рюмку.
Вот уже более сотни лет городская легенда гласит, что купец Филатов не знал меры в употреблении алкоголя и едва не разорился. Решив отказаться от этой пагубной привычки, он вложил спасенные средства в постройку доходного жилья и попросил архитектора Дубовского установить над угловой башенкой символ отказа от алкоголя – перевернутую рюмку. Однако эта версия выглядит довольно сомнительно, учитывая, что купец Филатов был попечителем одной из важнейших старообрядческих общин Российской Империи. Человек, пользовавшийся уважением со стороны консервативных старообрядцев, вряд ли мог себе позволить злоупотребление алкоголем.
Более оправданной выглядит версия, что «рюмка» над башней – это часть общего архитектурного замысла, созданного мастером стиля модерн, любителем средневековой романтики Валентином Дубовским. В Москве этот зодчий строил исключительно доходные дома. Петербуржец по происхождению, он на протяжении всей своей профессиональной карьеры пронес любовь к тематике средневековых замков. По сути, в доходном доме Якова Филатова, он воплотил идею защищенной от суеты городской крепости. «Рюмочка» над угловой башней – это, вероятно, намек на остроконечные завершения над башенками типичных замков европейских феодалов.
Безобразная голова рыбы, расположенная под линией карниза угловой башни, также напоминает о средневековых сторожах замков и соборов – горгульях. Тематика лепного декора парадных фасадов, уникальна для Москвы. На многочисленных лепных панно Дубовской представил обитателей водной стихии: это ундины, тысячекратно увеличенные моллюски и рачки, кальмары, рыбы – воплощение идеи истинной природной красоты, столь почитаемой в стиле модерн. Можно предположить, что многочисленные обитатели водных глубин по замыслу Дубовского «осели» на фасадных стенах, вылившись на них с потоками воды из перевернутой «рюмки» над башней.
moscowsteps.com
пять главных тайн Хамовников / Новости города / Сайт Москвы
30 августа завершается проект Музея Москвы «Уличный лекторий. Местная история», посвященный истории районов столицы. Историки и москвоведы все лето собирали слушателей во дворах Шаболовки, Раменок, Замоскворечья и других районов и рассказывали, какие тайны хранят здешние переулки. Проект вызвал интерес горожан, поэтому музей планирует продолжить его следующим летом. А пока mos.ru начинает серию материалов по мотивам уличного лектория. Первая лекция — о Хамовниках. Ее ведет краевед Алексей Дедушкин.
Дом под рюмкой (улица Остоженка, дом 3/14, строение 1)
Начнем с доходного дома купца Филатова, построенного по проекту архитектора Валентина Дубовского в начале ХХ века, так называемого Дома под рюмкой, который находится в начале Остоженки. Семье Филатовых принадлежало несколько домов в Москве, в том числе знаменитый Дом с рыцарями на Арбате.
По легенде, купец Яков Филатов был большим любителем алкоголя и чуть не пропил все свое состояние, но потом нашел в себе силы завязать. И велел архитектору украсить дом на Остоженке перевернутой рюмкой — якобы в ознаменование того, что не выпьет более ни капли. На самом деле никаких документальных свидетельств того, что Филатов злоупотреблял спиртным, нет. Кроме того, такое навершие в виде перевернутой рюмки — характерная деталь московской архитектуры того времени. Буквально напротив дома Филатова, через сквер, на Пречистенке стоит дом, угловую башенку которого тоже украшает рюмка — правда, без дна, этакая непроливайка.
Каменные палаты XVII века (Чертольский переулок, дом 2)
Если пройти по Пречистенке чуть дальше в сторону от центра и свернуть в Чертольский переулок, можно увидеть двухэтажные палаты — простенькие, без какого-либо декора фасадов. Это одно из немногочисленных зданий в Москве, которое сохранилось практически полностью с XVII века. Стоит обратить внимание на красное крыльцо — во всем городе можно найти всего два-три здания, включая кремлевские, которые могут похвастаться сохранностью такой детали.
Уже в екатерининские времена облик старинных палат перестал быть модным, поэтому безжалостно срубался весь декоративный убор фасадов, уничтожались красные крыльца, а вход в здания делали уже по-другому. Так хорошо сохраниться этим палатам помогло то, что здание всегда носило утилитарную функцию, а поэтому никогда не перестраивалось. Вероятно, это была хозяйственная постройка соседствовавшего с ней храма Параскевы Пятницы Божедомской — храм был снесен в 1920-е годы, сейчас на его месте школа. Кстати, после революции палаты какое-то время использовались как жилое помещение. Здесь жил, например, москвовед Владимир Згура, основатель Общества изучения русской усадьбы. Сегодня палаты музеефицированы, здесь проходят выставки.
Калабуховский дом (улица Пречистенка, дом 24/1)
Давайте двинемся дальше по Пречистенке. На углу с Чистым переулком стоит знаменитый Калабуховский дом — пятиэтажное жилое здание дореволюционной постройки. Чем оно интересно для нас? Этот дом описал Михаил Булгаков в «Собачьем сердце», поселив в него профессора Преображенского. Собственно, бытующее сегодня название взялось из повести — под именем Калабухова писатель зашифровал архитектора Кулагина, который спроектировал и построил этот дом. В этом доме жил дядя Булгакова, врач Николай Покровский, который стал прототипом Филиппа Филипповича Преображенского.
Интересно, что описанный в произведении интерьер заимствован у другого здания, расположенного неподалеку, — доходного дома Якова Рекка (улица Пречистенка, дом 13). В Кулагинском доме не было стеклянной двери, у которой в «Собачьем сердце» стоит швейцар, и мраморного вестибюля. Нет здесь и того количества квартир, которое упоминается в книге («Заметьте, здесь 12 квартир…»). Все это есть в доме Рекка. Но эти детали, конечно, не мешают зданию на углу Пречистенки и Чистого переулка считаться домом, в котором жили Преображенский и Шариков.
Здание Музея Москвы (Зубовский бульвар, дом 2)
Коль скоро проект «Уличный лекторий» задуман в Музее Москвы, давайте обратим внимание на его здание. Музей расположился в бывших Провиантских складах, являющихся прекрасным образцом московского ампира начала XIX века. Построены они были на рубеже 1820–1830-х годов по проекту петербуржского архитектора Василия Стасова московским архитектором Федором Шестаковым. В XIX веке здесь хранился всевозможный провиант для московских казарм; в советские годы склады служили гаражом Генштаба — машинам было удобно заезжать внутрь по пандусам.
Здания с самого начала и практически до конца первого десятилетия 2000-х принадлежали военным, поэтому не перестраивались и сохранились в первозданном виде. Единственное, что не сохранилось, — это изначальное цветовое решение: в XIX веке здания были побелены, крыши и водосточные трубы были красными, а ограда — черной. Ограда осталась черной, но крыша сегодня просто железная, а стены — серые. Возможно, когда-нибудь складам вернут изначальную колористику.
Дом Фалеева (Гагаринский переулок, дом 11)
Об этом доме очень любят писать в интернете, что он один из масонских адресов Москвы. Вряд ли это действительно так… Дом, возведенный в послепожарное время, был приобретен и перестроен в конце XIX века гражданским инженером Николаем Фалеевым. Сейчас здесь доме находится посольство Абхазии. Вы точно его знаете: одноэтажное здание, украшенное грифонами.
Еще один элемент декора фасада — якобы масонская символика — породил миф о том, что особняк в старину принадлежал известным масонам князьям Гагариным. Это не соответствует действительности. Гагаринский переулок, конечно, назван в честь князей Гагариных. И у них было здесь обширное владение в XVIII веке, но в другом конце переулка — оно сгорело при пожаре 1812 года. Был ли масоном Фалеев — отдельный вопрос. С одной стороны, на фасаде изображены треугольник, лопатка, топор, кирка, циркуль и канат, которые считаются масонскими символами, с другой — это традиционные инструменты зодчих, и если учесть, что дом архитектор строил для себя, все становится на свои места.
Интересна и советская история этого дома. В 1970–1980-е годы здесь жили английский журналист американского происхождения Эдмунд Стивенс и его жена Нина. Они устроили в доме салон, который посещали писатели, поэты и художники. Во дворике устраивались выставки. Многие из художников, выставлявших здесь свои работы, сейчас известны во всем мире.
Местная история: рассказывает жительница района
Помимо проведения лекций во дворах, в рамках проекта «Уличный лекторий» сотрудники Музея Москвы собирали воспоминания местных жителей, для того чтобы запечатлеть историю районов, рассказанную свидетелями того, как менялись и продолжают меняться отдельные уголки столицы.
Своими воспоминаниями о Хамовниках времен своего детства делится Елена Павловна Суворова, которая живет здесь с 1934 года:
— Представьте пешеходный мост от вокзала через реку. Если сходить с него, справа будет резкий крутой спуск с большими деревьями. Вот здесь были наши пять домов. Между домами была лестница для входа в большой дворик. С пяти лет дети там гуляли спокойно одни, без сопровождения взрослых.
Мы играли в клёк, круговую лапту, в прятки, салочки, веревочку, классики, казаки-разбойники, ножички. Под аркой бросали мяч и монетки. Игр было очень много, мы совсем не сидели на месте. В дождь мы поднимались на лестничную площадку третьего этажа и играли в карты тайком от взрослых: в петуха, козла, подкидного, очко.
Зимой катались на санках с большой крутой горы. Спуск было очень длинный, санки пересекали две улицы, поэтому на углу всегда по очереди дежурили, чтобы предупреждать о машинах. Разгон был настолько сильный, что мы доезжали с 7-го Ростовского переулка, пересекая 1-й Вражский, 2-й Вражский переулки, до Виноградовских бань. Как только дежурный кричал: “Машина!”, мы падали на бок и сползали.
www.mos.ru
Остоженка, 3/14 – Доходный дом Филатова
Владение по адресу Остоженка, 3/14 на самом деле занимают два здания. До прихода к власти большевиков в 1917 году они находились в собственности Якова Михайловича Филатова – представителя купечества, почетного гражданина, причем, потомственного, и владельца компании по продаже сантехнических и электрических товаров.
Строение в 4 этажа по левую руку возвели в 1904 году. Автор проекта – зодчий Эрнст-Рихард Нирнзее. Доходное же владение, расположенное на стыке улицы Остоженки, 3 и 1-го Обыденского переулка, 14 построили в период с 1907 по 1909 годы уже по проекту архитектора Валентина Евгеньевича Дубовского.
Фото 1. «Дом под рюмкой» по улице Остоженке, 3/14 в Москве |
Архитектура дома под рюмкой
Последнее здание выполнено с использованием техники сложно-сочлененных объемов с различающимися друг от друга завершениями.
При первом взгляде на дом по Остоженке, 3/14 внимание сразу акцентируется на угловом завершении колоколообразной формы и приводит к ассоциации с перевернутой вверх дном рюмкой. Именно из-за этого архитектурного элемента доходное владение Филатова прозвали «дом под рюмкой».
В Москве до сих пор жива легенда, связанная с этим зданием. Якобы, Филатов частенько «закладывал за воротник» и так «преуспел» в этом деле, что имел шанс пропить свое немалое богатство, но сумел себя остановить. Так вот, как напоминание, он вроде как попросил Дубовского изобразить на крыше дома перевернутую рюмку.
Но эта невероятная история так и останется городской легендой с прекрасным концом, т.к. такие завершения на домах в Москве встречаются нередко.
Стоит отметить, что во время последней реставрации дома Филатова на Остоженке, 3 прежняя «рюмка» была демонтирована, а ее место заняла выполненная под нее конструкция, но уже менее изящная.
Фасадные плоскости строения спроектированы в модерновом стиле и декорированы лепными изображениями морской тематики: морские чудища, головы рыб, заключенные в объятья русалки, а также водоросли и разнообразные ракушки. Кроме этого на стенах можно увидеть стилизации распущенных хвостов павлинов и необычных растений.
Над оконными проемами пятого уровня приковывает взгляд красновато-серая полоска фриза, составленная из керамических плиток абрамцевской майолики.
При Советах здание по улице Остоженка, 3/14 или «дом под рюмкой» сразу отвели под коммунальные квартиры, которые к настоящему моменту уже расселены.
Предлагаем ещё посмотреть:
Посмотрите обзорное видео об архитектуре улицы Остоженки в Москве:
progulkipomoskve.ru
Дом под рюмкой — Маленькие истории
«Всё, больше не пью!» — решил московский купец Яков Филатов, когда однажды понял, что почти начисто пропил всё своё состояние. И бросил. Дела пошли в гору, и вскоре Яков Михайлович даже смог построить большой доходный дом на Остоженке (нынешний дом 3/14). А в память о данном обете трезвости увенчал дом башенкой в виде опрокинутой рюмки… Эта старая московская легенда, существующая в различных вариациях, тем не менее, является единственным более или менее убедительным объяснением тому, почему известный архитектор Валентин Евгеньевич Дубовской — большой мастер строительства доходных домов конца XIX-начала XX века, решил увенчать семиэтажный доходный дом купца Я.М.Филатова столь необычной конструкцией: башенка-не башенка, купол-не купол. Если бы не круглая площадка на тонкой ножке, то коническое навершие дома едва бы кого смутило: в обеих российских столицах есть немало домов с подобными стилизованными башенками. Но тут — рюмка да и только. И другого такого дома ни в Москве, ни в Петербурге нет. Непонятно. Необъяснимо. Почти скандал. Кстати, в 1909 году московская пресса встретила в штыки появление очередного доходного дома на Остоженке : «Каждый год приносит Москва несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому на Остоженке!»
И чего пристали? Дом как дом — не хуже других вокруг. Да и рюмкой в России точно никого не напугаешь. Так что остаётся предположить, что уже в те годы журналистика служила орудием недобросовестной конкуренции…
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
little-histories.org
Закат на крыше «Дома под Рюмкой», Москва
И снова привет всем моим дорогим читателям! Я почти точно уверен, что вы любите фотографии с крыш) А красивых закатов — тем более. А если снимки сделаны ещё и совсем недалеко от центра столицы, то уж точно прочитаете этот фотоотчёт. На этот раз мы дождемся красивого заката на крыше знаменитого памятника архитектуры — доходного дома Филатова, выполненного в стиле «модерн». Более известного в народе, как «Дом под Рюмкой». А посмотреть фотографии с прогулки, полюбоваться на Храм Христа Спасителя в закатных лучах и узнать историю названия — вы сможете под катом 😉
This report in English
На самом деле, посетить этот дом я хотел давно, поскольку в нем меня интересовала не только крыша, но и красивые парадные наряду с интересной архитектурой и декоративным оформлением. А как-то раз к нам в гости приехали друзья из Петербурга и предложили отправиться на небольшую прогулку по необычным местам столицы. Сказано-сделано, и я решил провести их маршрутом уютных улиц Китай-города, а оттуда — в район Красной площади и Храма Христа Спасителя. По пути мы также посетили крышу заброшенного общежития, довольно популярное место в своих кругах. Кстати, в репортаже будет одна фотография и оттуда. А затем, проходя мимо Дома с Рюмкой, мы решили проверить и его. Нам повезло, и крыша оказалась открыта. После, мы побывали там ещё несколько раз. Этим летом старый способ попадания на крышу стал недоступен, но нам с подругой удалось попасть на верхнюю часть здания и оказаться непосредственно перед башенкой-«рюмкой». А основная часть фотографий с крыши была сделана уже весной, когда мы с друзьями отправились смотреть закат и попутно провести небольшой фотосет.
А теперь немного истории «Дома под Рюмкой»:
«Доходный дом Я. М. Филатова — памятник архитектуры, расположенный в городе Москве. Состоит из двух частей, речь в репортаже пойдет про правую — высокую. Архитектурное сооружение выстроено в 1907‑1909 годах архитекторами В. А. Дубовским и Н. А. Архиповым. Фасады здания выполнены в стиле модерн. Интерес с точки зрения архитектуры представляют уникальные рельефные узоры, керамический фриз над окнами пятого этажа, а также колоколообразный шатёр над угловой башенкой…»
1. Заходим в дом, поднимаемся по лестнице, перед нами — открытый чердак. Начинаем непосредственно с самой высокой части здания. Перед нами та самая башенка, напоминающая внешне перевернутую вниз рюмку. Поэтому строение в народе и прозвали «Домом под рюмкой». С этим неофициальным названием особняка ассоциируется также и одна московская легенда, которая гласит, что купец Яков Михайлович Филатов страдал от алкогольной зависимости, из-за чего чуть не лишился своих владений, но, к счастью, вовремя спохватился. Символом этого события и служит перевёрнутая рюмка на крыше здания…
«…После строительства доходного дома Филатова архитектора обвинили во всех «модернистских» грехах, а дом назвали «чудовищно нелепым зданием». Сам Филатов тут не жил, так как ему принадлежало несколько зданий в Москве, в том числе и Дом с рыцарями на Арбате. В СССР в здании размещались коммунальные квартиры, одну из которых в начале 1990-х годов приобрёл галерист и публицист М. А. Гельман. До настоящего времени доходный дом практически полностью сохранил свой первоначальный облик, он по-прежнему остаётся жилым. Здание является одним из выявленных объектов культурного наследия регионального значения»
2. А это фото с нижнего яруса. С крыши здания открываются виды на Волхонку, галерею Ильи Глазунова, сквер перед ГМИИ им. Пушкина и башни Московского Кремля.
3. Но самый колоритный ракурс — на Храм Христа Спасителя. Особенно выигрышно смотрятся его золотые купола на фоне закатных облаков.
Именно хотя бы ради этого вида стоило сюда идти).
4. Но вся основная красота — с другой стороны. Где за высоткой МИД и деловым центром «Москва-Сити» непосредственно заходило солнце.
5. Розовые пастельные цвета неба над Кремлевскими башнями.
6. Обычно я не выкладываю в своём живом журнале фото людей, но здесь решил сделать исключение. Ведь именно на крыше «Рюмки» мы провели небольшой фотосет с двумя Машами. Один из снимков я решил привести в этом репортаже в качестве бонуса.
7. А эта фотография стоит особняком от других, ведь сделана из другой локации, но по сути по той же тематике.
Крыша на Китай-городе и виды в сторону высотки на Котельнической набережной и гостиницы «Свиссотель Красные Холмы».
8. Закатные тона облаков над столицей. В этой части дома — крыша двускатная.
9. Но сделаем паузу и отправимся на изучение парадной. Главная лестница довольно аскетичная и классическая.
10. А вот холл — красивый, оформлен в стиле «модерн». Смотрится очень уютно и симпатично. Приятным архитектурным дополнением служит лестничный фонарь.
11. И в окончание отчёта — фотография Храма Христа Спасителя на фоне ночных огней столицы.
Источники информации:
1). https://liveinmsk.ru/places/a-404.html
2). https://ru.wikipedia.org/
3). https://ru.wikimapia.org/
P.S. А тем, кто хочет видеть мои путешествия и приключения в режиме реального времени, предлагаю добавить меня в Instagram 😉
Я буду очень рад новым друзьям и читателям в ЖЖ! Дружить;)
Если вам понравился этот репортаж, советую посмотреть другие отчеты с московских крыш:
1.Закат на Космодамианской 2. Крыша с бельведером 3. Крыша на Новом Арбате
До новых встреч!
alexdoomer2009.livejournal.com