Дом улей в москве кривоарбатском переулке – — : ,

Содержание

Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке в Москве

Этот дом был построен в 1929 году в Кривоарбатском переулке, жить в нём планировал сам архитектор. В настоящее время творение Мельникова официально признано памятником архитектуры, но стиль, в котором создан этот необычный дом, специалисты затрудняются точно определить до сих пор.

Конструкция дома необычна и снаружи, и внутри. Среди старинной застройки Кривоарбатского переулка он поражает своим футуристическим обликом. В плане здание представляет собой два трёхэтажных цилиндра, «встроенных» один в другой на треть объёма и испещрённых многочисленными шестиугольными окнами. На первом этаже располагались столовая и кухня, детские комнаты и гардеробная. Второй этаж разделён между гостиной и спальней. В гостиной располагается огромное восьмиугольное окно-экран. На последнем этаже размещается мастерская, освещаемая 38 окнами, и открытая терраса-солярий.

После смерти архитектора дом перешёл к его наследникам, а в начале 2000-х годов сын Константина Степановича Мельникова Владимир Константинович (также известный архитектор) завещал свою часть дома в дар государству для устройства в нём музея. К концу ХХ века дом обветшал, в его стенах появились трещины, и появилась настоятельная потребность в его реставрации. Но из-за судебных тяжб наследников официальный статус дома долго оставался неопределённым. Лишь в 2014 году в здании было решено устроить музей, посвящённый творческой деятельности отца и сына Мельниковых. В его организации приняли активное участие сотрудники Музея архитектуры имени Щусева.

Сегодня дом по-прежнему находится не в лучшем состоянии, но в нём проводятся экскурсии (только по предварительной регистрации и для небольших групп, поэтому записываться нужно за месяц до посещения). На 2019-2020 годы запланировано начало реставрационных работ.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl

+

kudago.com

Дом Мельникова — АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — LiveJournal


Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке, 10, Москва

Дом архитектора Константина Степановича Мельникова, расположенный в Кривоарбатском переулке, 10, является одноквартирным жилым зданием и по праву считается самым известным образцом советского авангарда не только в стране, но и в мире.


Фото отсюда

Строился дом в период с 1927 по 1929 годы. Проект строения выполнен с использованием новаторских конструктивных архитектурных решений, продуманным устройством внутреннего объема, функциональной и эргономичной распланировкой внутренних площадей.

Идея о строительстве собственного дома-мастерской возникла у Мельникова уже в годы учебы в «Московском училище живописи, ваяния и зодчества». На первых порах, когда появилась такая возможность, архитектор посчитал, что лучше купить уже готовое здание и перестроить его согласно своим видениям будущего жилища.

Об изменениях архитектурной концепции будущего дома Константина Степановича можно судить по сохранившимся в архивах документах, датированных 1916-1917 годами. В частности, там имеются планы перестройки каменного особняка в стиле неоклассики, к которой был склонен архитектор под влиянием своего учителя Ивана Владиславовича Жолтовского.

Кардинально меняется видение архитектурной составляющей собственного дома в начале 1920-х годов, когда Мельников набросал эскизы будущей постройки, но уже выполненные в новаторском стиле.

Теперь архитектор решил возвести не просто жилой дом, а дом-мастерскую, где должны были органично разместиться, в его видение, бытовая и рабочая пространственные зоны.

Первоначально дом Мельникова планировалось строить в два этажа с планировкой в виде квадрата. Форма двух сопряженных окружностей и цилиндрические стены стала окончательным вариантом в 1922 году, хотя до этого разрабатывались и овальные, и даже яйцеобразные здания.

Стоит отметить, что к началу строительства здания в Кривоарбатском переулке, дом 10 приступили в тот период, когда в стране подходила к концу эпоха НЭПа и вместо частных строений в Советском Союзе больше строили так называемые дома-коммуны.

Опустим вопрос, каким образом Мельников смог как частный застройщик получить землю под строительство индивидуального дома в самом центре столицы, хотя заслуги его тогда были весьма внушительными: это и признание его архитектурного таланта в стране и за рубежом; и участие в проектировании саркофага для мавзолея Ленина; и, к тому же, придание новострою статуса экспериментального дома для дальнейшего применения в массовом строительстве.

Начало строительства и архитектура

Утвердили проект лишь к началу лета 1927, но и в процессе возведения Мельников продолжал прорабатывать внутреннюю планировку.

Стены жилища с устроенными двумястами шестиугольными окнами возводили при помощи особой кладки, которую разработал сам Константин Степанович. Это новшество позволило не использовать в конструкции несущие столбы, а также стабилизационные перемычки. В дальнейшем, часть разработок, которые были применены при строительстве этого дома в Кривоарбатском переулке, 10, архитектор запатентовал как изобретения и использовал в других своих проектах.

Стены дома Мельникова сложены из красного кирпича в виде ажурного сетчатого каркаса. Кладка проводилась с четким сдвигом как вдоль стены, так и поперек нее, следствием чего стало возможным устроить на плоскостях порядка 100-200 оконных проемов (точное их количество так до сих пор и неизвестно, т.к. часть из них в процессе эксплуатации здания была заложена и к настоящему времени их осталось всего чуть более 60, причем, вместе с нишами).

Многие специалисты считают, что при проектировании конструкции здания Константин Мельников использовал и наработки инженера Владимира Григорьевича Шухова, с которым тогда тесно сотрудничал.

Преимущества цилиндрической формы зданий Мельников аргументировал экономией материалов, приводя при этом геометрические расчеты.

Планировка дома-мастерской Мельникова и его история

Главный фасад возведенного дома выходил в Кривоарбатский переулок.

В усеченной части меньшего цилиндра был устроен единственный вход в это жилище, с двух сторон от которого располагаются большие окна обычной прямоугольной формы. На втором уровне, во всю его высоту, установлено огромное по размерам окно-экран над которым имеется надпись: «Константин Мельников Архитектор».

На боковых плоскостях переднего цилиндра находится всего несколько оконных проемов шестигранной формы.

В фасадной части другого цилиндра окон-шестигранников 57, которые своим видом образуют некий пятиярусный орнамент. Оконные переплеты имеют три разных вида, соответственно, на первом, втором и четвертом, третьем и пятом уровнях.

Внутреннее пространство дома было хорошо организовано, несмотря на его необычные формы.

На первом этаже, включающем оба цилиндра, располагались передняя (6,3 квадратных метра), столовая (17), небольшая кухня (7) с устроенной вентиляцией, санузел, ванная, две детские (по 4,5), гардеробная (11), рабочая комната для жены архитектора (5,4) и коридор (11,7).

На втором этаже находились парадная гостиная (50), единственная спальня в доме (43), причем, для всех членов семьи сразу.

На третьем этаже была устроена мастерская Мельникова (50) с выходом на террасу.

Современники по-разному оценивали это архитектурное творение: некоторые критиковали, некоторые восхищались. Но несмотря ни на что, к дому Мельникова стали часто приходить простые люди, а в гости к хозяевам заглядывали известные личности.

Так, здесь побывал Игорь Эммануилович Грабарь, который, по его признанию, был восхищен увиденным, и даже поймал себя на мысли, что хотел бы пожить в таких условиях.

К сожалению, здание сегодня находится в неудовлетворительном состоянии. Не закончилась еще история с определением собственников, что негативно сказывается на сохранении этой уникальной постройки.

Дом Мельникова по адресу Кривоарбатский переулок, 10 трудно отнести к какому-то одному архитектурному стилю, хотя некоторые специалисты определяют его как конструктивизм или функционализм. Сам автор утверждал, что его творение не принадлежит ни к какому из известных архитектурных направлений.

источник

arch-heritage.livejournal.com

Дом-улей в Москве: Эпатажный проект советского архитектора Мельникова, признанный в мире гениальным : vladimirtan — LiveJournal


Дом-улей. /probauhaus.ru

Это цилиндрическое здание с окнами, похожими то ли на ромбы, то ли на соты, и даже напоминающее углеродные нанотрубки, считается классикой авангарда, и несмотря на внешнюю простоту, с архитектурной точки зрения создано гениально. Название «Дом-улей» творению талантливого архитектора Мельникова дали не только из-за того, что проект чем-то напоминает соты. При всей своей простоте здание очень крепкое, экономичное и удобное. И вот что удивительно: построено оно почти сто лет назад.

И вот что удивительно: построено оно почти сто лет назад.

Мельников жил здесь с семьей и работал. /Фото:Saldonin.ru

Мельников жил здесь с семьей и работал. /Фото:Saldonin.ru

Интересно, что столь лаконичный одноквартирный дом в духе авангарда появился в Кривоарбатском переулке не в наши дни и даже не в конце прошлого века, а в 1929-м, когда Москва еще помнила, как строились красивые, пышно декорированные купеческие особняки, возводимые буквально 20-30 годами ранее. И вдруг – такое странное здание, похожее на короткую трубу, с множеством шестиугольных одинаковых окон. И жил в нем сам архитектор…

Судьбоносная встреча

Тут стоит сказать несколько слов об авторе данного проекта – Константине Степановиче Мельникове. Он родился в 1890 году в многодетной и не очень богатой семье. Родители записали его в церковно-приходскую школу, а после ее окончания – увидев у мальчика способности к рисованию – учеником в иконописную мастерскую. Однако проучился он там недолго – бросил.

Знаковым событием в жизни Константина стало знакомство его родителей с одной московской молочницей, которая обслуживала богатые семьи. Женщина представила мальчика видному ученому и педагогу тех лет Владимиру Чаплину.

Юный Константин (второй справа) с семьей Чаплина - своими благодетелями. /Фото:wikipedia.org

Юный Константин (второй справа) с семьей Чаплина — своими благодетелями. /Фото:wikipedia.org

Будучи совладельцем крупного торгового дома, мужчина взял Константина на работу и, разглядев у подростка большой талант, стал его покровителем. Он нанял ему педагога по живописи, попросил позаниматься с ним учительницу своих детей, и вскоре его подопечный успешно поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, выдержав просто бешеный конкурс – примерно 24 человека на место. Он обучался у известных академиков архитектуры и таких величайших мастеров, как Коровин, Иванов, Коненков, впитывая их знания, как губка.

К. Мельников в студенческие годы. /Фото:studfiles.net

К. Мельников в студенческие годы. /Фото:studfiles.net

Поначалу талантливый парень не интересовался архитектурой и пошел на это отделение лишь потому, что этого хотел Чаплин, по-отечески рекомендуя юноше профессию, которая принесет материальный достаток. Но в процессе знакомства с этим видом искусства у него проснулась истинная любовь к зодчеству.

Любимец властей

Окончание обучения пришлось на ранние советские годы. Мельникова высоко ценили власти как молодого архитектора, ему поручали крупные задания – например, проекты планировки Бутырского района, Ходынского поля, поселка для работников психиатрической больницы им. Алексеева.

Но уже несколько лет спустя архитектор решил отказаться от неоклассики, конструктивизма и от принадлежности к какому-либо общепринятому стилю и создать что-то свое. Его называли архитектором-авангардистом и, помимо жесткой критики со стороны некоторых коллег, он в то же время получал похвалу от таких мэтров, как, например, Щусев.

В 1924 году при строительстве Мавзолея проект саркофага, придуманный Мельниковым, был признан лучшим из представленных работ, что считалось огромной честью и ключом к блистательной карьере для советского архитектора. Этот саркофаг простоял в московском Мавзолее вплоть до начала Великой отечественной и эвакуации тела вождя в Тюмень.

За свою жизнь Мельников создал немало странных, но очень известных проектов. Это и здание Ново-Сухаревского рынка с удобно и оригинально расположенными торговыми павильончиками-киосками, и советский павильон на международной выставке в Париже (здание необычной формы со стеклянными стенами) и, конечно же, его знаменитые московские гаражи (например, построенные для «Интуриста» и «Госплана»). Кстати, именно Мельников разработал план проектировки ЦПКиО имени Горького.

Знаменитый гараж Госплана в Лефортове. /Фото:4sqi.net

Знаменитый гараж Госплана в Лефортове. /Фото:4sqi.net

Особенности «улья»

При всей многогранности и плодовитости Мельникова именно Дом-улей многие эксперты считают вершиной его творчества. Изначально, еще при строительстве, он позиционировал свое творение как экспериментальный дом, который, например, может быть прообразом жилого здания-коммуны. А возводил он его на собственные средства. И, возможно, именно поэтому советское правительство разрешило ему отстроить в центре Москвы персональный дом и в нем поселиться.

Улей на фоне московских домов. /Фото: probauhaus.ru, Д. Лазарев

Улей на фоне московских домов. /Фото: probauhaus.ru, Д. Лазарев

Несмотря на то, что, на первый взгляд, здание кажется очень примитивным, в его конструкции архитекторы усматривают много удачных новаторских идей. Дом-улей оценили даже на Западе.

Вид сверху. / Фото:faces-russia.ru, Денис Есаков

Вид сверху. / Фото:faces-russia.ru, Денис Есаков

Кстати, здание представляет собой не один цилиндр, как может показаться, а два. Они врезаны друг в друга на одну треть, по форме образуя что-то вроде восьмерки. Одна из окружностей как бы срезана – с этой стороны у здания вход. Дом выстроен без несущих опор, колонн, стропил и балок, но, тем не менее, очень устойчив.

Проект в виде восьмерки/ Фото:alyoshin.ru

Проект в виде восьмерки/ Фото:alyoshin.ru

Кстати, каркас его таков, что расположение и количество оконных проемов можно менять, как вздумается – часть окон «замуровать», а в других местах сделать новые «соты».

Строительство здания. /Фото:wikiarquitectura.com

Строительство здания. /Фото:wikiarquitectura.com

Долгое время москвичи и гости столицы могли удивляться этому дому и любоваться его завораживающей простотой лишь с улицы, ведь здание было частным владением. Перед смертью сын архитектора Виктор Мельников завещал, чтобы дом принадлежал государству и чтобы в нем обязательно был музей, однако в силу долгих судебных тяжб и конфликтов родственников-наследников, в подробности которых совсем не хочется углубляться, долгое время здание оставалось закрытым для посетителей и при этом все более ветшало. Но, к счастью, решить все вопросы и открыть, наконец, музей все-таки удалось. И теперь каждый может посмотреть «улей» изнутри.

Вход в музей. /Фото: tourprom.ru

Вход в музей. /Фото: tourprom.ru

Внутренняя планировка очень интересна и словно символизирует восхождение от низменных желаний к творчеству. На первом этаже расположены кухня, столовая и другие подобные помещения, на втором – жилые комнаты, а на третьем – мастерская.

Мастерская архитекторов Мельниковых. / Фото:strana.ru

Мастерская архитекторов Мельниковых. / Фото:strana.ru

Гости музея могут осмотреть мастерскую, где работали Константин Мельников и его сын Виктор (тоже архитектор), гостиную, спальню, столовую.

Вопреки расхожему мнению о том, что в круглых пространствах жить дискомфортно (например, такие помещения у многих древних культур считались неправильными с точки зрения энергетики), потомки архитектора утверждают обратное.

В круглых комнатах, как оказалось, очень комфортно.. / Фото:strana.ru

В круглых комнатах, как оказалось, очень комфортно.. / Фото:strana.ru

Например, Елена Мельникова, внучка Константина Степановича, не раз говорила, что здесь очень уютно. Комнаты спроектированы так, что в них легко расставить мебель, и зрительно помещения кажутся просторными. Кроме того, не нужно выметать пыль из углов.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/110918/40445/

vladimirtan.livejournal.com

Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке

Жилой дом архитектора Константина Степановича Мельникова хорошо известен многим по бесчисленным публикациям в архитектурных изданиях и в интернете. Зодчий построил его для себя и своей семьи в 30-х годах прошлого века в Кривоарбатском переулке в Москве. С 2014 года дом Мельникова является филиалом Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Во дворе дома можно увидеть выставку «Открытый Мельников». Вход во двор свободный, но музей оставил за собой право ограничивать количество посетителей, если их собирается слишком много. Кстати, сейчас двор временно закрыт до конца августа. Попасть в сам музей значительно сложнее, но всё же можно. Предварительная запись происходит два раза — в начале и в середине месяца. Музей принимает только одну экскурсию в день в количестве 7 человек, из которых один — экскурсовод, второй — охранник и пять экскурсантов. Вызвано это заключением экспертов о неблагополучном состоянии дома. Так что попасть внутрь пока не удалось, поэтому пришлось ограничиться уличной выставкой.

В 1928 году молодой архитектор Констаниин Мельников, уже привлекший к себе внимание оригинальными постройками, по специальному разрешению Моссовета возвёл в тихом арбатском переулке это небольшое, но уникальное сооружение в стиле конструктивизма. Вместо чертежей он принёс на утверждение комиссии собственноручно изготовленный макет: необычная конструкция из двух врезанных друг в друга на треть радиуса цилиндров выглядела довольно странно:

На макете дома было видно, как изрешечены стены окнами необычной формы. Такие шестиугольные проёмы в стенах образуются из-за сотовой структуры кладки.

Одна большая квартира раскинулась на 3 этажах. Самые большие комнаты в доме (по 50 кв. м) — гостиная и мастерская архитектора (впоследствии там всю жизнь работал его сын, художник Виктор Мельников), самая маленькая — рабочая комната хозяйки (4,5 кв. м). «Срезанный» цилиндр (южная часть здания) завершен плоской крышей с открытой террасой.


Слева — проекция дома Мельникова. Справа — Мельников со своей женой Анной Гавриловной на фоне собственного строящегося дома-мастерской. Источник: www.architime.ru


Утверждённый проект строительства. Планы этажей и здание в разрезе. Источник

Здание стоит так, что прохожий видит лишь один из двух цилиндров — либо со стороны переулка, либо со стороны двора.

Смелость и экономичность принятых архитектурных решений поражает и сегодня.

А в 1936 году статья о работах Мельникова в газете «Правда» называлась  «Какофония в архитектуре», а писали про дом так: «Самые мрачные фантазии Босха бледнеют перед творениями архитектора Мельникова».

Маленький участок не мешает увидеть удивительное сооружение в самых выгодных ракурсах.

По мнению Мельникова, цилиндрическая конструкция позволила сэкономить материалы, поскольку «площадь пола была окружена минимальным периметром стен». Ни одной тележки мусора не было вывезено со стройки: битым кирпичом и иным мусором закладывали ненужные проёмы в стенах.

В уличной экспозиции рассказывается о наследии архитектора, а также  о личности зодчего, его семье и о том, какую роль дом в Кривоарбатском переулке сыграл в жизни Мельникова.

На одном из стендов представлены постройки и нереализованные проекты архитектора К.С. Мельникова.

Во дворе перед домом есть инсталляция из плакатов и кружок на дорожке с надписью «место для фотографирования». Если на него встать, то куски инсталляции собираются в одну картинку.

Почувствовать всю гениальность замысла архитектора в экономичности использования площади и объёма, а также удобства дома для жизни, наверное, можно только попав внутрь. Мельников интересовался исследованиями о сне и ставил эксперименты над своей семьёй. На втором этаже в спальне все кровати были поставлены в одну комнату.

Конструкция пространственной структуры деревянных перекрытий была запатентована автором как изобретение.

Дом работает не только как музей Константина Мельникова, но и как музей его сына — скульптора и художника Виктора Мельникова.

Интерьеры дома можно посмотреть по ссылке www.architime.ru.

В следующем году 3 августа музей будет отмечать 130 лет со дня рождения Константина Степановича Мельникова.

Приведу ещё ссылку на видео, в котором директор Музея Архитектуры Елизавета Лихачёва подробно рассказывает о трудностях, связанных с посещением Дома Мельниковых, и о том, как можно посетить музей, где покупать билеты, об особенностях организации экскурсий и работе по сохранению Дома Мельникова.

Источники информации: www.architime.ru, kannelura.info, www.forma.spb.ru/magazine

galik-123.livejournal.com

Пешком по Москве. Дома с чудинкой… и не только!

Первая часть — Пешком по Москве. Граффити и не только.. Сегодня продолжаем смотреть московские закоулки. Совершенной неожиданностью стала для меня эта скульптура в Камергерском переулке. Памятник Чехову помню, Станиславского с Немировичем-Данченко не помню. Буквально месяц назад была на фестивале Московское варенье и проходила в этом месте, памятника не было. А теперь есть. Оказывается поставили только 3 сентября 🙂


Это уже Брюсов переулок, палаты Арасланова (XVII век). В 1729 году здание было куплено князем Сонцовым-Засекиным. Следующий владелец купец Шнур в 1806 году пристроил к палатам здание, украшенное ионическим портиком на арках. В начале XX века, ввиду ветхости, палаты хотели снести, однако началась Первая Мировая, и стало не до этого. В настоящее время здание отреставрировано и выглядит очень достойно.

Фрагмент ограды Вознесенской церкви. Храм старый, 1634 года постройки. Раньше назывался Малое Вознесение на Никитской. К сожалению саму церковь я не засняла.

Мой любимый Дом Моссельпрома. Помню как я удивилась, увидев его первый раз. Он был построен в начале прошлого века как доходный дом. В 1920-х годах к пяти имеющимся надстроили еще два этажа, тогда же появилась башенка. Фасады расписаны слоганами авторства Маяковского. В 1930-е годы фрески были убраны, оформление было воссоздано лишь в 1997 году. Здание является ярким представителем эпохи НЭПа, это памятник русского конструктивизма и авангарда. Оно прекрасно!

На углу Нижнего Кисловского переулка и Воздвиженки симпатичный домик с ажурными деталями. Это главный дом городской усадьбы Шаховского-Краузе-Осиповских. Построен в 1783 году, позже несколько раз перестраивался.

Дом купца Морозова надумали реставрировать. Здание было построено в 1894-1898 годах в мавританском стиле и известно как «испанское подворье». Слышала, что мать купца Морозова, увидев только что построенный дом сына, сказала: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь это знает вся Москва!» В настоящее время особняк используется как Дом Приемов Правительства Российской Федерации.

Гуляем по Арбату, заглядывая в переулки. Вот дом Пороховщикова, построен в 1871 году. Он был владельцем гостиницы и ресторана «Славянский базар». С 1995 года дом передан в аренду актеру Александру Пороховщикову, правнуку мецената. Однако есть информация, что в настоящее время в избушке находятся ресторан и апартаменты. Представить только, в центре Москвы деревянный домик! Такое всегда меня приводит в восторг 🙂

В следующем переулке особняк архитектора Лопыревского. Построен в 1852 году. Объект культурного наследия.

Стена Цоя в Кривоарбатском переулке. Но нас интересует другой объект — знаменитый дом Мельникова.

Та-да-да-даааам…

Ну да, ну да, музей…

Щелкнула пару раз через забор, в результате чего была облаяна собакой. Была еще одна пара, которая сокрушалась, что нельзя попасть внутрь. Да ладно внутрь, во двор даже нельзя зайти. А что вы хотите — частная собственность.

Нашла подворотню, через которую можно пройти во дворы. Там если приподняться на цыпочки, то через забор и кроны деревьев можно рассмотреть заднюю часть здания. Дом-улей был построен в 1927-1929 годах. Это одно из наиболее известных и оригинальных зданий, созданных архитектором Мельниковым. Настоящий шедевр конструктивизма! Но печальна его судьба. Техническое состояние дома в настоящее время неудовлетворительное. Несмотря на то, что ему присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения, он продолжает разрушаться. Никак не закончится череда судов между внучками Мельникова. Плюс есть еще внук со своей долей, там вообще история темная. Государство не желает начинать реставрацию чужой собственности. Годы идут, а судебные разбирательства до сих пор не прекращены.

Здесь во дворе еще одна злая собака. Она брызгала слюной прям через забор.

В общем я расстроилась… Но потом вспомнила, что впереди нас ждет бывший публичный дом. И воспряла духом 🙂

На минуточку отвлечемся на соседнее здание. Оно тоже достойно внимания. Построено в 1909 году как доходный дом. Красивенькое такое.

Напротив прокуратура. Здание явно тоже тех времен.

Теперь рассмотрим подробно доходный дом Бройдо. Здание построено в 1907 году. Среди фигур можно различить Льва Толстого, Гоголя и Пушкина в окружении муз. Считается, что первоначально скульптуры были сделаны для музея изобразительных искусств на Волхонке, но были отвергнуты из-за фривольного содержания. Про это здание я узнала от одной коллеги, она сказала, что это бывший бордель. Однако в интернете такой информации я не нашла.

Фигуры в ужасном состоянии! Некоторые из них обрушились. Кроме того, что их жаль самих по себе, это может быть опасно для прохожих 🙁

Про дом напротив написано кратко — бизнес-центр «Глазовский, 1». Удалось найти, что особняк был построен в 1922 году и использовался в качестве доходного дома.

Городская усадьба Поливанова, тоже деревянная. И это центр Москвы! На заднем плане высотка МИД.

На этом все. Привожу точные адреса объектов для желающих:
палаты Арасланова — Брюсов переулок, 1
дом Моссельпрома — угол Калашного, Нижнего Кисловского и Малого Кисловского переулков
дом Морозова (Испанское подворье) — Воздвиженка, 16
дом Пороховщикова — Староконюшенный переулок, 36/25
дом Лопыревского — Калошин переулок, 12
дом Мельникова — Кривоарбатский переулок, 10
псевдобордель — угол Плотникова переулка и Малого Могильцевского
усадьба Поливанова — Денежный переулок, 9/6

neferjournal.livejournal.com

Дом архитектора Мельникова в Москве

Дом Мельникова (Дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова) — одноквартирный жилой дом, всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда. Был построен в 1927—1929 годах в Кривоарбатском переулке в Москве по проекту выдающегося советского архитектора Константина Мельникова для себя и своей семьи.


При том, что дом включен во все иностранные путеводители и известен всем интересующимся Москвой иностранцам, среди москвичей находится довольно много тех, кто про этот дом слышали лишь отдаленно, а то и вообще не слышали. Во дворике за домом часто можно видеть иностранных туристов с книжкой в руке, а вот русскоговорящих меньше. Во всех иностранных путеводителях этот дом проходит как одна из главных достопримечательностей Москвы, а в российских упоминается лишь в подробных прогулках в районе Арбата.


Вид дома Константина Мельникова в 1980-х. и сейчас.

Красиво-некрасиво, оригинально-банально — термины субъективные, поэтому будем оперировать простыми фактами. Не только внешний вид, но и методы строительства можно и по сей день назвать инновационными.

В середине 1920-х годов знаменитому уже на весь мир архитектору Мельникову (список его проектов) разрешили построить собственный дом и выделили для этого участок в районе Арбата.

8a.jpg

7.jpg

8.jpg

В конце 1920-х у Мельникова было много заказов, и он мог позволить себе выстроить собственный дом, к тому же от государства дополнительно был выделен кредит на 15 лет. При том, что дом был частным и возводился на личные средства, он возводился строительной организацией Московского коммунального хозяйства (МКХ) как экспериментальный и показательный, с намерением опробовать новые методы строительства и создать новые условия быта для их возможного внедрения в массовое жилищное строительство.

На участок, кроме Константина Мельникова претендовали также и госучреждения, но, по словам самого архитектора, ситуация разрешилась в его пользу следующим образом: В 1927 году участки для застройки раздавал от Моссовета тов. Домарев. Увидя макет нашего дома, он решительно отказал всем конкурентам от госучреждений, заявив, что легче найти участки, чем построить такой Архитектуры дом. «Отдать Мельникову участок». Он не был архитектором и едва ли имел образование, он был просто рабочий.

3.jpg
План участка. Приложение к Разрешению на застройку, выданному Мельникову 20 июля 1927 г.

На фундаменте в виде двух пересекающихся колец особой разработанной Мельниковым кладкой были выложены стены с 200 шестиугольными окнами, что образовывало собой подобие жесткой сетки с равномерным распределением нагрузки и не требовало использования несущих столбов и перемычек.

5.jpg
Архитектор Константин Мельников с женой на строительстве собственного дома

Такое количество окон, конечно не было нужно, поэтому из 200 осталось только 60. Остальные были заложены битым кирпичом или переделаны во встроенные шкафы и ниши, что само по себе уже сэкономило много средств. Кроме того, такая конструкция позволяла без больших трудозатрат в будущем закладывать старые окна и прорубать в нужных местах новые.

4.jpg

Необычно были сделаны и перекрытия. Никаких традиционных несущих балок, вся большая поверхность — это сетка из поставленных на ребро досок. В результате получается мембрана с равномерным распределением нагрузки по всей поверхности. Даже прогибаясь под тяжестью мембрана сохраняет свою жесткость. Например, потолок в мастерской со временем несколько провис, но Мельников при ремонте намеренно не стал его выпрямлять, объяснив это, тем что выпуклый белый потолок только лучше отражает и рассеивает по помещению свет из многочисленных окон.

Дом представляет собой два соединенных между собой цилиндра — двухэтажный и трехэтажный. Из мастерской можно выйти на крышу террасу на крыше первого цилиндра.

Планировка этажей, соединенных винтовой лестницей: 1 — передняя, 2 — столовая, 3 — кухня, 4 — коридор, 5 — санузел, 6 — бывшая комната хозяйки, ныне бывшая мастерская художника Виктора Мельникова, 7,8 — бывшие рабочие комнаты детей, ныне жилые комнаты, 9 — бывшая туалетная комната, ныне жилая, 10 — гостиная, 11 — спальня, 12 — мастерская, 13 — открытая терраса
Стоит отметить, что ныне для жилья используется только первый этаж, а второй и третий этажи изумительно сохранялись в первозданном виде сыном архитектора, художником Виктором Мельниковым.

Сын архитектора, художник Виктор Мельников ушел из жизни в 2006 году. Сейчас в доме проживает внучка архитектора с мужем.

Начнем же нашу экскурсию по этажам.

9.jpg


Одна из жилых комнат (на плане №9). Слева стоит работа Виктора Константиновича Мельникова «Портрет отца»

10.jpg
Это помещение в картине Константина Мельникова, написанной в 1944-1945 гг. Во время войны семья жила в первом этаже.

11.jpg
Бывшая мастерская Виктора Мельникова на первом этаже

12.jpg
Работы Виктора Мельникова. Дыры в стене — переговорные трубы от столовой и кухни на первом этаже в мастерскую на третьем.

13.jpg
Поднимемся на второй этаж. На фото: Константин Мельников — студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества

14.jpg

14.jpg

14.jpg
Вид гостиной на втором этаже. Здесь в отличие от других комнат — одно большое окно во всю фасадную стену

15.jpg
Раньше окно открывалось, но за последние 20 лет вокруг выстроили новые дома, нарыли котлованов и дом просел, ставни перекосились

16.jpg17.jpg


Даже печка у Константина Мельникова не печка, а целая супрематическая композиция

На этом же этаже располагается ныне не используемая спальня семьи Константина Мельникова. Архитектор большую роль отводил сну и считал его единственным отдыхом для человека, поэтому в спальне все было сделано максимально удобно и просторно. Посредине комнаты стоят две косые перегородки, визуально отделяющие спальное пространство родителей от пространства двух детей по бокам. По сути, спали в одной большой комнате:

9a.jpg

19.jpg

18.jpg

18.jpg

Цвет стен также подбирался для создания наиболее приятной и расслабляющей атмосферы. Жена Константина Мельникова увлекалась рукоделием, поэтому многое в доме украшено ее работами:

20.jpg

Здесь же висит автопортрет Константина Мельникова, нарисованный им в 1917 г.
21.jpg33.jpg

Поднимемся по узкой винтовой лестнице в мастерскую, занимающую большую часть второго цилиндра

31.jpg30.jpg

25.jpg

24.jpg23.jpg
Мастерская использовалась сначала Константином Мельниковым, а затем его сыном, художником Виктором Мельниковым.

Благодаря множеству окон днем свет проходит в помещение с разных сторон и создает максимально бестеневое освещение.

23.jpg

23.jpg

23.jpg

Все работы по стенам созданы Виктором Мельниковым. Как говорят потомки, Константин Мельников дом построил, а Виктор Мельников его расписал и вдохнул в него жизнь.

Константин и Виктор Мельниковы
26.jpg

Вверх по лестнице из мастерской можно выйти на крышу-веранду первого цилиндра

28.jpg

27.jpg

Работы Виктора Мельникова
32.jpg

И, напоследок, выйдем на улицу и посмотрим на дом целиком. Таким его сейчас можно редко видеть, вся жизнь сейчас только на первом этаже, а верхние этажи бережно сохраняются. Постоянно туда не ходят. Обратите внимание на разный цвет помещений: золота спальня на втором этаже и до самого верха белые окна мастерской.

34.jpg

Фильм про дом и Константина Мельникова:

Источники: moscowwalks.ru и magazindomov.ru

Присоединяйтесь к нашей группе на fb, чтобы не пропускать посты и у нас был стимул размещать там оригинальные посты 🙂

home-and-garden.livejournal.com

Дом Мельникова — уникальный особняк в центре Москвы

Особняк Мельникова уникален не только своей архитектурой, но и обстоятельствами, при которых он был построен. В двадцатые годы архитектору удалось добиться невозможного: правительство само выделило ему участок земли в центре Москвы.

Во время строительства своего трёхэтажного дома Константин Мельников задействовал множество новаторских решений. И, к тому же, он доказал, что в круглых домах можно жить с большим комфортом, чем в квадратных.

Шестиугольного окна

Экспериментальный дом в Кривоарбатском переулке

Аксонометрия дома

В начале двадцатых годов Константин Степанович Мельников был одним из самых уважаемых архитекторов России. Большую славу ему принесло строительство невероятного павильона СССР для Международной выставки в Париже. Кроме того, Мельников работал над первым саркофагом для тела Владимира Ленина. За свои заслуги он в 1927 году получил участок в Кривоарбатском переулке, где собрался возвести свой экспериментальный дом.

Участок архитектору выдали с большой охотой. По задумке Мельникова, его дом-студия стал бы одним из первых круглых домов в столице. А позднее план этого же дома, но с некоторыми доработками, использовали бы для возведения домов-коммун. Однако особняк Мельникова так и остался единственным домом, имеющим округлую форму.

Фасад дома Мельникова со стороны переулка

Особенности особняка Мельникова

Константин Мельников продумал не только план дома и его внутренних помещений, но и технологию строительства. Стены дома выложили ажурной кладкой. Причём кладка осуществлялась так, что строителям не пришлось «половинить» кирпич. Такая структура стен позволила расположить окна там, где они больше всего были необходимы. Кстати, окна у дома Мельникова очень интересной формы — ромбовидной. Некоторые окна впоследствии замуровали, а в одном из них оборудовали холодильные шкафы, наподобие холодильников в хрущёвках. Это, пожалуй, единственное сходство особняка Мельникова с другими домами, построенными в СССР.

Фасад дома Мельникова со стороны двора

Примечательна и сама форма дома Мельникова. Он выполнен из двух разновысоких цилиндров, один из которых на треть вписан в другой. Внутри каждого цилиндра шло интересное деление на зоны. Так, на первом этаже располагалась кухня со столовой, рабочие кабинеты для детей и туалет. В кухне имелась одна необычная деталь — переговорная труба. С её помощью, находясь в этом помещении, можно было связаться со всеми остальными. А ещё в кухне сделали мусоропровод, соединённый с печью в подвале. Весь мусор, что можно было сжечь, попадал сразу в топку.

Мастерская в доме Мельникова

На втором этаже особняка Мельникова находилась общая спальная комната, где Мельников разместил вмурованные в пол кровати для всех домочадцев. Родительская кровать от детских была отгорожена ширмами. Рядом со спальней располагалась гостиная. А на третьем этаже Константин Мельников, архитектор и новатор, оборудовал собственную мастерскую. Из неё можно было попасть на открытую террасу на крыше. Интересно, что в качестве перекрытий во всех комнатах не использовали железобетонные конструкции. Вместо них Мельников установил сетчатую конструкцию из поставленного на ребро тёса. Таким образом он добился облегчения конструкции и её высокой прочности.

Вход в дом МельниковаВход в дом

Что происходит с домом Мельникова сегодня

Долгих 20 лет особняк Мельникова в центре Москвы простоял практически без изменений. Только в 1941 снесли одну перегородку, разделяющую детские рабочие кабинеты. И, к сожалению, во время Великой Отечественной куда-то пропали уникальные кровати. Также в тот период возле дома Мельникова произошёл взрыв, в результате пострадало оригинальное остекление. В остальном же фасад и интерьер памятника советского авангарда остался практически таким же, как и при жизни архитектора.

После смерти Константина Степановича в доме проживал его сын, бывший известным художником. В дальнейшем за право обладания домом между родственниками развернулась настоящая борьба. Однако в начале двухтысячных все распри закончились. А в 2014 году дом-музей Мельникова распахнул свои двери для первых посетителей. Посмотреть на этот уникальный дом Москвы приходят десятки туристов и жителей столицы.

Дом-музей. Наши дниДом-музей. Наши дни

Читайте также: Единственный дом из пластмассы, построенный в СССР

www.factroom.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *